Курсовая на тему Искусство как форма культуры
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
1 Понятие о цивилизации
2 Искусство как форма культуры
3 Развитие культуры в период первой промышленной революции
Список литературы
Понятие о цивилизации
Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:
1. как идеал прогрессивного развития человечества;
2. как стадия в процессе всемирного, прогрессивного развития;
3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования1.
Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.
Понятие «цивилизации» применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер – смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.
Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и «закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов. Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-Европейские цивилизации)2.
Искусство как форма культуры
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа3.
Уже на ранней ступени развития общественного сознания, когда оно имело еще не теоретический, а образно-мифологический характер, в кругу осмыслявшихся им проблем мы обнаруживаем поиски ответов на вопросы, которые впоследствии будут названы эстетическими: что есть красота и откуда она в мире? Как человек обрел способность к различным способам воспроизведения предметов окружающего его мира и самого себя - к той удивительной деятельности, которая позднее будет названа художественным творчеством? Чем объяснить очевидную взаимосвязь между этими двумя явлениями красотой и искусством?
Представление о различиях между художественным и научным способами постижения мира, понимание сущностного единства всех видов искусства сложилось в Новое время, и это станет одной из причин, породивших эстетику как способ философско-теоретического рассмотрения всего мира искусств и его специфического, отличающегося от научного, отношения к красоте.
Возрождение, ставшее своего рода "культурной революцией" в истории Европы и всего западного мира, радикально изменило и эстетическое сознание: вместе с философией оно перестало быть "служанкой богословия", и эта его десакрализация привела к тому, что его разработка стала делом самих художников -- Леонардо да Винчи, Дюрера, Ломаццо и многих других, а затем и теоретиков искусства - Скалигера, Кастельветро; подчас же делалось это не в теоретической, а в образно-поэтической форме. Так эстетика становилась самосознанием художественного творчества.
История эстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое фиксировалось в образах мифологического сознания, а затем получило понятийно-словесное обозначение во всех языках мира, соответствующее тому, что в современном языке именуется красотой или прекрасным.
Вместе с тем процесс осознания отличия красоты от пользы, добра, священности, истинности был связан с пониманием того, что в разных сферах бытия и культуры красота проявляется особенным образом. Следовательно, начали искать те черты красоты, которые являются общими для всех ее конкретных проявлений.
Предметом эстетики является не тот или иной вид искусства, не та или иная семья искусств, а искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, как специфическая, художественно-образная сфера человеческой деятельности, предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, т.е. сама сущность художественной деятельности.
С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Определений этого термина много, приведем наиболее общее. Искусство - это процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке4.
Итак, искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.
В отличие от рациональной науки, искусство - это душа человека. Художник и ученый изучают мир, создают свою картину мира. Но науки изучают мир каждая со своей точки зрения, а искусство, создавая художественный образ действительности, дает нам многограннное представление об окружающем мире.
Искусство - это "образ", образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. В художественном образе выражается не только действительность, но и мировосприятие эпохи. Исследователи искусства видели в нем и инстинкт украшения, и способ кодирования информации, и стремление подражания природе, игру, проявление иррационального и бессознательного, способ социализации личности и т.д. Эта многогранность трактовки искусства и есть следствие колоссальной информации и колоссального опыта поколений, содержащихся в искусстве.
Существуют различные объяснения процесса зарождения художественно-творческой деятельности человека. Это связано с тем, что решая данную проблему, ученые руководствуются различным пониманием того, что вообще представляет собой искусство, каковы его основные отличительные признаки.
Когда главной чертой художественной деятельности считают саму способность человека оперировать линией, цветом, звуком и т.д. независимо от того, какой смысл имеют создаваемые таким образом формо-, цвето- и звукосочетания, тогда происхождение искусства относят к каменному веку, и произведениями искусства признаются в этом случае плиты с выдолбленными в них ямочными углублениями или так называемые "макароны", т.е. ничего не изображающие сплетения линий, обнаруженные на стенах пещер; соответственно причинами возникновения оказываются технологическими или "игровыми". Когда критерием художественного творчества полагается создание изображений предметов видимого мира, тогда уже другие более поздние группы памятников выступают в качестве исходных, например: цветные отпечатки руки на стенах, ориньякская наскальная живопись; в этом случае причины зарождения искусства трактуются иным образом. Когда сущность искусства видят в его эстетических качествах - в его ориентированности на создание красоты и на возбуждение чувства удовольствия, тогда наличие или отсутствие изобразительности в рассматриваемых произведениях становится несущественным и проблема возникновения искусства сводится к вопросу о формировании эстетического чувства. Когда основным признаком искусства объявляется его полная автономия, при которой решение художественных задач отделяется от всяких иных, тогда вообще отрицают существование первобытного искусства.
Поскольку художественно-творческая деятельность -- это совсем не то же самое, что деятельность по законам красоты, постольку ее корни неправомерно искать в процессе формирования эстетического сознания. С другой стороны, столь же неосновательно считать определяющей чертой искусства его изобразительное начало - ведь изображение предмета с помощью линий, красок, движений далеко не всегда имеет художественный смысл.
Вообще нужно сказать, что у искусства нет внешних материальных "опознавательных знаков", которые позволили бы отличить скульптурный портрет от гипсовой маски, или художественный рисунок от технического и т.д. Поэтому проблему происхождения искусства никак нельзя отождествлять с проблемой происхождения материальных средств и знаковых систем, которыми искусство пользуется, но которые являются для него только орудиями воплощения его специфического духовного содержания.
По-видимому, решающим признаком искусства является добываемая им и заключенная в нем специфическая художественная информация. Искусство потому и было изобретено человечеством, потому и было пронесено им через всю историю, что оно призвано вырабатывать такую информацию, которую ни один другой способ освоения мира добыть не может.
Искусство - это особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Мир человека предстает в искусстве через формы деятельности, общения и самореализации людей.
Проблема определения произведения искусства -- это прежде всего проблема определения самого искусства.
Если признать, что одним из решающих признаков искусства является добываемая им и заключенная в нем специфическая художественная информация, тогда возникает вопрос: когда и почему сложилась в обществе потребность в подобного рода информации и откуда взялась у человека способность удовлетворения данной потребности?
Проблема взаимосвязи потребности и способности является достаточно сложной, но для нас она имеет сейчас значение, поскольку сама способность художественного созидания есть не только определенное уменье, но в первую очередь специфическая одаренность, талант, гений, мы знаем онтогенетический аспект действия этого закона -- возможность обучения человека правилам и навыкам рисования, пения, письма и невозможность его обучения образному восприятию мира (как сказал Аристотель: "можно научить слагать метры, но невозможно научить слагать метафоры").Несомненно, однако, что данный закон имеет и филогенетический аспект: для того, чтобы родилось искусство, человечество должно было не просто научиться орудовать некими инструментами и с их помощью изображать видимое на камне или в глине, извлекать звуки и т.д., оно должно было прежде всего обрести способность художественно-образного восприятия действительности.
Не подлежит сомнению, что способность образно мыслить не дана человеку природой. Художественно-образное восприятие -- это не простое зрительное или слуховое ощущение, результат сложного процесса переработки ощущений человеческим сознанием. В этом легко убедится, обратившись к рассмотрению ранних из известных нам произведений первобытного искусства.
Установлено, например, что наскальные росписи и скульптурные изображения эпохи верхнего палеолита создавались не с натуры, а по памяти и не могли быть поэтому простыми копиями конкретных объектов, простым закреплением того, что художник видел. В этих рисунках и скульптурах был запечатлен не индивидуально-неповторимый облик данного зверя или данного человека, а обобщенное представление о существенных для целого вида признаках. Чтобы сделать изображение, первобытный художник должен был осуществить анализ многочисленных впечатлений, должен был мысленно вычленить общие и наиболее существенные особенности изображаемых объектов, должен был синтезировать объединить в одном образе то, что он обнаружил в различных животных и людях, должен был воссоздать в своем воображении переработанные его сознанием конкретные жизненные впечатления.
Много тысячелетий прожило человечество до того, как стали создавать произведения "искусства"; не было еще ни искусства, ни религии, потому что ни у питекантропа, ни у синантропа, ни даже у неандертальца еще не сформировались сложные психические механизмы, которые необходимы для того, чтобы из простых чувственных образов-ощущений сформировались и выросли художественно-образные представления.
Древнейший тип общественного сознания - синкретический, которое на первых порах еще не оторвалось от непосредственного, чувственного восприятия реальности и которое имело в целом ценностно-ориентационный характер, хотя и включало в себя элементы познания жизненной реальности.
Первобытный человек еще очень далек от того, чтобы сделать познавательную ориентацию сознания самостоятельной формой духовной деятельности, то того, чтобы выработать необходимые для этого специальные психические механизмы абстрактно-логического мышления, рождающее строго научное знание. Главное отличие абстрактно-логического мышления - его способность отвлекаться от того, как сам субъект относится к познаваемым объектам, как он их воспринимает, переживает, оценивает. Абстрактно-логическому мышлению необходим разрыв заключенного в непосредственном опыте единства объекта и субъекта, необходимо уменье "отключить" субъективное от объективного дабы постичь объективный мир в его собственных, имманентных ему закономерностях, существующих и действующих независимо от субъекта. Вот почему для возникновения научного познания мира необходима была самая высокая ступень развития абстрагирующей способности мысли, такая ступень, на которой субъективное человеческое сознание научилось абстрагироваться от самого себя во имя постижения "чистой" объективности бытия природы, а затем и общества. Понятно, что в историю культуры, как и в жизнь отдельного человека, наука приходит значительно позже, чем искусство: математика, астрономия, механика начали свое развитие в рабовладельческом обществе, а в обществе родовом искусство было единственным средством духовного освоения мира.
Художественно-образное мышление потому сформировалось значительно раньше, чем мышление абстрактно-логическое, что ему, мышлению в образах, не требовалось самоотвлечения субъекта в акте познания. Поэтому предметом духовного освоения оказывалось первоначально не объективное бытие окружающего человека мира, а нерасчлененное еще сознанием единство объекта и субъекта, непосредственное взаимодействие природы и общества, мира и человека.
Именно на этой основе сложилась мифология, в которой рельефнейшим образом запечатлелось такое "невыделение человеком себя из природы". И это для нас тем более интересно, что миф является прежде всего формой художественно-образного освоения мира.
Художественно-образное познание и оказывается не абстрактно-логическим, а метафорическим: оно обнаруживает в природе человеческие способности - способности чувствовать, думать, разговаривать, сознательно действовать; в мертвом оно видит живое, в охотничьем танце оно позволяет человеку перевоплотиться в зверя, а в наскальном рисунке и скульптуре заставляет камень казаться телом животного, плоское - объемным, неподвижное - движущимся.
Таким образом, любой объект, на который падал луч художественного познания выступал в его свете как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, т.е. как ценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познания и оттого отношение человека к действительности, то, как оно воспринимал, переживал и осмыслял окружающий мир, не было вынесено за пределы этого предмета, а находилось в нем самом как сторона цепко сросшаяся с его объективным содержанием.
Так воплощался в древнейшем типе художественно-творческой деятельности ценностно-познавательный синкретизм первобытного сознания. Искусство рождалось как способ познания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась бы и передавалась бы от человека к человеку, от поколения к поколению эта единственно доступная информация о социально организовавшихся их связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека.
Понятно, что эта художественная информация включала в себя ту непосредственность эмоционального отношения человека к миру, от которой абстрактно-логическое мышление умеет полностью себя очищать, дабы ничем не замутить добываемую им объективную истину. У человека образное мышление и воплощавшее его художественное творчество формировались в той мере, в какой он обретал способность осознавать свои эмоциональные реакции, выделять в них то, что имеет всеобщую значимость.
Эстетическое освоение действительности есть сравнительно простая система, образующаяся непосредственной связью двух компонентов: субъекта, воспринимающего, переживающего, оценивающего мир, и объекта, который переживает, воспринимает и оценивает (пейзаж). Что же касается художественного освоения мира, то оно представляет собой особого рода коммуникативную систему и имеет поэтому гораздо более сложную структуру; она образуется связью:
а) объекта художественного отражения,
б) отражающего его субъекта (художника),
в) произведения искусства, выступающего в качестве нового объекта, так как оно становится вполне самостоятельным даже по отношению к своему создателю,
г) второго субъекта зрителя, читателя, слушателя, ради которых произведения искусства создаются и к которым они обращены.
Таким образом, если эстетическое восприятие есть замкнутая и самодовлеющая система, в которой человек переживает так или иначе явления природы, вещи и действия других людей во имя самого этого переживания, то художественное восприятие тех же объектов есть система открытая, несамодовлеющая, имеющая цель вне себя -- такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е. создание художественного произведения, которое передало бы данную информацию другим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е. внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие -- так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, - так рождается бережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находим подлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либо переделки. Художественному же сознанию реализационный импульс имманентен. Оно не может удовлетвориться восприятием самого прекрасного или самого величественного объекта; напротив, чем выше эстетическая ценность реального явления, тем сильнее потребность художественного сознания создать его образную модель, дабы передать другим людям то, как художник воспринимает, постигает и оценивает эту реальность.
Здесь важно отметить, что такое стремление к самообъективации присутствует в отраженном виде и своеобразно преломленном виде в потребительской форме художественного сознания, т.е. в сознании зрителей, читателей, слушателей, выступая в нем как импульс внутреннего "сотворчества", делающий каждого воспринимающего своего рода "исполнителем", "режиссером," "интерпретатором" воспринимаемого произведения, так сказать, "художником для самого себя". Это и имел в виду Станиславский, когда говорил, что существует не только талантливые актеры, но и талантливые зрители. Потому-то и нет непроходимых граней между художественным сознанием творящих и воспринимающих людей.
Предмет искусства, главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического5.
Развитие культуры в период первой промышленной революции
Техногенная цивилизация начала свой разгон в XVIII вв. — эпоху первой промышленной революции, становления науки нового времени и ранних буржуазных революций. Однако ее предпосылки закладывались развитием европейской культуры гораздо раньше.
В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой поло вине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.
Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. В первую очередь изменилась сама историческая обстановка.
Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Пореформенная эпоха характерна дальнейшим расширением культурных связей России с другими странами и народами; шло взаимное обогащение культурными достижениями. Весь ХIХ век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.
Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Само осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без расширения сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей иметь образованные кадры, было заинтересовано в расширении системы образования. Народное образование находилось под контролем соответствующих правительственных органов и вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народные массы6.
В первой половине XIX в. особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Книгоиздательство превратилось в обширное предпринимательское хозяйство, с мощной и первоклассной издательской базой. Если в середине 50-х годов XIX в. в России нас читывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тысяч отдельных изданий (книг, брошюр и пр.), то к середине XIX в. число типографий возросло до 1300, а выпускаемых ими названий отдельных изданий - до 10700. Широкую известность получили книгоиздатели М.Ф. Вольф, Ф.Ф. Павленков, И.Д. Сытин, П.П. Сойкин, А.Ф. Маркс, издававшие большими тиражами научные, художественные и по дешевой цене популярные книги и для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.
Необычайно возросла периодическая печать - ведомственная, научная, литературно-художественная, общественно-историческая, политическая, церковная. Число периодических изданий за 40 пореформенных лет возросло со 104 до 800, и среди них ежедневных газет с 7 до 100. Широкую известность имели тогда "толстые" общественно-литературные журналы - "Вестник Европы", "Дело", "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русское обозрение", "Русское богатство", "Мир Божий", "Слово", пользовавшийся большой популярностью иллюстрированный еженедельник "Нива", а из исторической периодики - "Русский архив", "Русская старина", "Исторический вестник", "Древняя и новая Россия".
Первая половина XIX в. особенно богата крупными достижениями мировой науки и техники, многими выдающимися открытиями и изобретениями, которые положили начало "второй технической революции". Существенный вклад в общемировой научно-технический прогресс внесли и русские ученые и изобретатели.
Наиболее значителен был прогресс в естественных науках - математике, физике, химии, биологии, медицине. В области математики выдвинулась петербургская школа во главе с профессором П.Л. Чебышевым, исследовавшим проблемы теории чисел и теории вероятностей, а также известным своими трудами по математическому анализу. Теоретические исследования в области математики Чебышев связывал с принципиальными вопросами естествознания и техники. Многие его труды были обусловлены прикладными задачами, главным образом разработкой теории механизмов. Труды Чебышева положили начало развитию многих разделов математики и получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом многих зарубежных академий, университетов и ученых обществ. Исследования Чебышева продолжили его ученики - А.М. Марков, А.М. Ляпунов и С.О. Ковалевская.
Основоположником нового направления в физике - теории магнетизма и фотоэлектрических явлений - был профессор Московского университета А.Г. Столетов. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии - один из центральных вопросов современной физики. Вы дающийся русский астроном Ф.А. Бредихин, директор Пулковской обсерватории, создал теорию кометных форм и происхождения метеорных по токов. Под его руководством проводились гравиметрические исследования в России. Его ученик А.А. Белопольский получил широкую известность как один из пионеров астроспектроскопии, примененной им в исследованиях Солнца, Юпитера, колец Сатурна, переменных и двойных звезд.
Крупнейшим русским химиком-органиком, создателем теории химических строений - основы современной органической химии - был профессор и ректор Казанского университета А.М. Бутлеров. Он создал теорию химических строений, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием, синтезировал ряд органических соединений. Теоретические исследования в этой области Бутлеров изложил в своем основном труде "Введение к полному изучению органической химии". В 1868 г. по инициативе Д.И. Менделеева Бутлеров был избран профессором Петербургского университета, где организовал лабораторию для занятий органической химией, подготовил большую группу химиков, продолжившую его труды, - "бутлеровское направление" (или "бутлеровская школа"). Основателем русской школы физико-химиков был академик Петербургской АН Н.Н. Бекетов. Он открыл новый способ восстановления металлов из их окислов, заложил основы алюминотерапии, обнаружил вытеснение металлов из растворов их солей водородом под давлением, организовал первую в Россию термохимическую лабораторию.
Список литературы
Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004.
Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995.
Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.
Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999. С.
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.
1 Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 127.
2 Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995. С. 105-109.
3 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001. С. 183.
4 Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999. С. 97-98.
5 Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004. С. 133.
6 Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 188.