Курсовая на тему Нотный набор и верстка
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-30Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Нотный набор и верстка
Музыканты-исполнители при чтении нот обычно подсознательно выдвигают довольно высокие требования к качеству напечатанных нот (даже если они сами об этом не догадываются). Поэтому для программы нотного набора и верстки важнее всего не удобство набора для пользователя компьютера и не количество возможностей, а то, как выглядит распечатка набранного материала. По этим параметрам в последнее время лучшими можно признать программу Sibelius (в которой, кстати, удобство для наборщика также на высоте) и программу MusiXTEX, являющуюся макрорасширением известной системы наборы текстов ТЕХ. В этой главе мы рассмотрим программу Sibelius. Здесь же дан обзор программы Finale 2001, которая также является очень популярной. Долгое время именно она являлась лидером среди программ этого класса. Материал этой главы дан достаточно сжато. Сразу оговоримся, что приведенные далее примеры с нотами сняты с экрана и, следовательно, не дают представления о качестве распечатки из программ (хотя бы потому, что экранное разрешение всего лишь 72 dpi, в то время как печать нот обычно производится с разрешением принтера 600 dpi и выше).
Программа Sibelius
Принцип работы, навигация
Основное окно программы Sibelius изображено на рис. 9.1. Как видите, в программе используется аналогия с листами бумаги, на которых впоследствии будут напечатаны ноты. Перед вами как бы страницы будущей партитуры, развернутые в цепочку, один за другим. Если нажать и удерживать нажатой кнопку мыши на любом «пустом» месте виртуального листа бумаги, указатель мыши примет вид руки. Этой «рукой» можно перемещать лист бумаги в любом направлении, чтобы добраться до тех мест, которые не были видны на экране. Если в партитуре много страниц, вся их цепочка будет перемещаться параллельно. Таким образом можно добраться до любой страницы партитуры, зацепляя мышью и перемещая цепочку страниц.
Есть и другие способы навигации по партитуре. Если нажать комбинацию Ctrl-G, то откроется окно Go to Bar. В нем можно ввести номер такта, к которому необходимо переместиться. После нажатия кнопки ОК партитура пролистается к нужному такту, который будет выделен. Если нажать комбинацию Ctrl-Shift-G, откроется окно для ввода нужного номера страницы.
В левом нижнем углу окна программы расположено окно Navigator, в котором отображается сильно уменьшенная копия нескольких страниц партитуры (нотоносцы на ней представлены просто гори-зонтальными линиями). В окне Navigator также расположен белый прямоугольник. Его положение показывает, какая часть страницы сейчас отображена на экране Перемещая этот белый прямоугольник, можно быстро перемещать всю партитуру.
В некоторых случаях, возможно, потребуется убрать окно Navigator с экрана Его отображением управляет пункт Navigator меню View Если снять отметку с этого пункта, окно Navigator отображаться не будет.
Ввод нот в пошаговом режиме
Для облегчения начала работы в программе Sibelius рассмотрим сначала самый удобный способ ввода нот — ввод в пошаговом режиме. Обратите внимание на небольшое окно, расположенное в правом нижнем углу основного окна программы (если его там не нет, отметьте пункт Keypad в меню View). Оно предназначено для выбора длительностей нот, знаков альтерации, артикуляции и пр. Все кнопки окна Keypad дублируются на цифровой клавиатуре компьютера Удобнее пользоваться клавишами цифровой клавиатуры, хотя все кнопки окна Keypad можно нажимать мышью непосредственно на экране (рис.9. 2).
По умолчанию во всех пустых тактах на нотоносце расположена целотактовая пауза. Чтобы начать ввод нот, щелкните мышью на этой паузе в том такте, в котором хотите начать ввод нот (или на любой паузе или ноте). Она выделится синим цветом. Теперь выберите в окне keypad длительность. Обратите внимание, что окно точно повторяет рисунок цифровой клавиатуры (если не считать двух верхних рядов, о которых речь пойдет позже), включая традиционную раскраску клавиш в белый и серый цвета. Соответствие между клавишами цифровой клавиатуры и кнопками keypad легко установить чисто визуально. Так, нажатие на клавишу 4 цифровой клавиатуры означает выбор четвертной ноты, клавишу 5 — половинки, 6 — целой ноты, 3 — восьмушки, 2 — шестнадцатой и 1 — тридцатьвторой ноты. Выбрав длительность (при этом стрелка указателя мыши «перевернется» и выделится синим цветом), нажмите клавишу на MIDI-клавиатуре. На экране появится нота. После этого можно вводить следующую ноту. Если она той же длительности, просто нажимайте следующую клавишу на клавиатуре. Если нужна другая длительность, предварительно выберите ее клавишей цифровой клавиатуры. Так вводят последовательность нот. Если заданная длительность в такте не помещается, программа автоматически создаст ноту, залигованную с нотой следующего такта. Например, если в размере 5/4 выбрать половинную ноту и нажать три клавиши друг за другом, получится приблизительно то, что на рис. 9. 3.
Кстати, пора сказать несколько слов о том, как установить музыкальный размер. Для этого достаточно нажать клавишу Т. Откроется окно выбора музыкального размера (рис. 9.4). Здесь можно установить переключатель на один из распро- страненных размеров или отметить пункт Other и ввести музыкальный размер вручную.
При этом можно использовать составные размеры, например, такие, как на рис. 9.5, или еще более сложные.
Установка флажка Allow Cautionary позволяет программе обозначить размер в конце предыдущего нотоносца, если такт, в котором происходит смена размера, оказывается первым на строчке. На панели Pickup можно сразу же определить наличие затакта в начале. На панели Beat Groups определяют, по сколько нот группировать. Например, если в размере 5/8 ввести в поле Beat Groups значение 32, то ноты будут сгруппированы по умолчанию, как на рис. 9.6, а, а если 23, — то как на рис. 9.6. б. Когда размер выбран, нажмите кнопку Create. Указатель мыши выделится синим цветом. Щелкните в такте, в котором следует изменить размер, и новый размер появится на экране (если в том такте, где меняется размер, уже есть какие-либо ноты, будет предложено перераспределить их по-новому).
Точно таким же образом можно изменить ключ. Нажмите клавишу Y для открытия окна выбора ключа (рис. 9.7). Выбрав нужный ключ, нажмите кнопку Create. Указатель мыши выделится синим цветом, и останется только щелкнуть в том месте, где требуется сменить ключ, — он тут же появится в этом месте. Ноты, численные ранее, будут автоматически нотированы в новом ключе.
Если смена ключа происходит в начале нотной строки, в конце предыдущей строки он автоматически появится перед тактовой чертой. Если же нет никакой необходимости в его появлении, щелкните на этом ключе правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите пункт Properties. Откроется окно свойств объекта (ключа), в котором можно снять флажок Visible. Ключ станет невидимым (правда, до тех пор, пока с него не будет снято выделение, он будет виден).
При вводе нот в пошаговом режиме последняя введенная нота или аккорд остаются выделенными. Можно также выделить любую ноту, щелкнув на ней мышью. Чтобы выделить несколько нот, щелкните на них по очереди, удерживая клавишу Ctrl. Можно также выделить «пассаж» (так в терминологии программы) — это просто выделенная группа нот, обведенная синим прямоугольником (рис. 9.8). Пассаж может состоять из нот одного такта — в этом случае для его выделения достаточно щелкнуть мышью на пустом месте этого такта. Следите, чтобы при всех операциях выделения указатель мыши имел обычный вид. Если он развернут и выделен цветом, нажмите клавишу Esc, иначе любой щелчок мыши введет какой-либо объект. Для выделения пассажа можно также щелкнуть мышью на его первой ноте и затем, удерживая клавишу Shift, на последней.
К выделенным нотам или пассажу можно применять различные методы модификации. Если, например, нажать клавишу «стрелка вверх», выделенная нота переместится на ступень вверх, а если «стрелка вниз» —на ступень вниз. Если при нажатии клавиш «стрелка вверх» или «стрелка вниз» удерживать клавишу Ctrl, то выделенная нота переместится на октаву. Стрелками вправо и влево выделение перемещают. Можно выделять разные ноты аккорда, удерживая клавишу Alt и нажимая клавиши-стрелки вверх и вниз.
Для осуществления энгармонической замены выделенной ноты (это бывает весьма полезно, если, например, вы ввели с MIDI-клавиатуры ноту ре-бемоль, а программа нотировала ее как до-диез и т. д.) просто нажмите клавишу Enter ОСНОВНОЙ клавиатуры. Кроме того, нажимая на цифровой клавиатуре клавиши 7, 8 и 9 можно поставить у выделенной ноты бекар, диез или бемоль соответственно.
Вы спросите, а как поставить дубль-диез или дубль-бемоль? Обратите внимание, что в окне keypad имеется ряд из пяти серых кнопок (второй сверху). Эти кнопки переключают режимы цифровой клавиатуры. Вместо них можно использовать клавиши F8, F9, F10, F11 и F12. Для нашей текущей задачи следует нажать клавишу F12. Вид окна keypad изменится, как показано на рис. 9.9. Теперь при нажатии клавиши / будет введен дубль-диез, а при нажатии клавиши * — дубль-бемоль. Если необходимо заключить знак в скобки, нажмите клавишу «точка». Для возврата в основной режим окна keypad нажмите клавишу F8.
Случайные знаки альтерации мы ставить научились, а как поставить знаки при ключе, — спросите вы. Для этого следует нажать клавишу К. Откроется окно выбора тональности (рис. 9.10). Здесь можно выбрать тональность и, нажав кнопку ОК, щелкнуть мышью в месте смены знаков.
Итак, продолжим ввод нот в пошаговом режиме. Если требуется ввести паузу, вместо нажатия клавиши на MIDI-клавиатуре нажмите клавишу. Пробел или в дополнение к длительности нажмите 0 на цифровой клавиатуре (когда она находится в основном режиме) и после этого уже нажимайте на MIDI -клавиатуре любую клавишу. Для ввода слигованной ноты в дополнение к длительности нажмите клавишу + цифровой клавиатуры. (Здесь и далее, если нет дополнительных указаний, имеются в виду клавиши цифровой клавиатуры при нахождении keypad в основном режиме, в который его можно перевести клавишей F8.)
Что делать, если требуется ввести более мелкие или более крупные длительности, чем те, которые доступны в основном режиме keypad? Для этого нажмите клавишу F9 (этот режим называется «дополнительные ноты»). Здесь клавишей 4 выбирается шестьдесятчетвертая нота, клавишей 5 — стодвадцатьвосьмая, 6 — двести -пятьдесятшестая и клавишей 7 — пятьсотдвенадцатая. Более мелкие ноты ввести нельзя (хотя можно воспользоваться искусственными методами). Клавишей 8 можно выбрать брэвис, а клавишей 9 — лонга.
В этом же режиме keypad предоставляет возможность установить ноту с двумя и тремя точками. Две точки добавляются к ноте нажатием клавиши 2, а три точки — клавишей 3. Иногда следует нажать клавишу Enter (цифровой клавиатуры), которая всегда означает «редактировать текущую ноту». Чтобы ввести целотакто-вую паузу, используйте в этом же режиме клавишу 0.
Теперь несколько слов о вводе триолей и других нерегулярных групп. Самый удобный способ ввода триоли заключается в следующем. Вы вводите первую ноту, нажимаете Ctrl-З — нота преобразуется в триольную, а затем введите остальные ноты триоли. Точно так же можно вводить другие группы нот: Ctrl-2 используется для создания дуоли (2 ноты вместо 3), Ctrl-4 — квартоли (4 вместо 6), Ctrl-5 — квинтоли (5 вместо 4) и т д. Если же требуется ввести более непривычную группу нот (например, 5 вместо 3 или 11 вместо 8), придется воспользоваться обычным способом создания нерегулярной группы. Как всегда введите первую ноту группы. Затем нажмите правую кнопку мыши на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Tuplet. Откроется окно создания нерегулярной группы (рис. 9.11).
Здесь в верхнем числовом поле задайте количество нот нерегулярной группы. Также можно указать полностью, сколько нот будет содержать нерегулярная группа. Например, если в ней будет 13 нот вместо 7, следует написать 13:7. Далее, на панели Format укажите, в каком формате следует обозначить нерегулярную группу в нотном тексте. Пункт Number означает, что следует указать только количество нот (например, 3 для триоли), пункт Ratio — полный формат (например, 3:2), пункт Ratio+note — то же с обозначением длительности, и пункт None — обозначение отсутствует. Кроме того, с помощью переключателя Bracket можно разрешить отображение скобки.
После этого следует нажать кнопку ОК. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните на первой ноте будущей нерегулярной группы, и затем вводите следующие ноты группы.
Обратите внимание, что при вводе таких групп длительности внутри них определяются первой введенной нотой. А как быть, если необходимо ввести что-нибудь вроде того, что изображено на рисунке? Мы-то понимаем, что квинтоль здесь восьмушечная, но ведь первая нота — четверть!
В таких случаях приходится идти на хитрость: введите сначала первую ноту как восьмушку, нажмите Ctrl-5, а затем снова выделите первую ноту и нажмите на цифровой клавиатуре (в основном режиме) клавишу 4 для выбора четвертной ноты и клавишу Enter для применения редакции к текущей ноте. Теперь спокойно доизберите квинтоль.
На одном нотоносце можно вводить до четырех независимых голосов. Для переключения между голосами используют кнопки с цифрами 1,2,3 и 4 в верхнем ряду окна keypad или сочетания Alt-1, Alt-2, Alt-3 и Alt-4. Чтобы не перепутать, какой голос вводится в данный момент, в каждом голосе указатель мыши выделяется своим цветом (упомянутый ранее синий цвет на самом деле актуален только для первого голоса) Соответствующими цветами выделяются и объекты в каждом голосе.
Программа Sibelius сама заботится о развороте штилей в нужную сторону, однако в некоторых случаях может потребоваться самому управлять этим процессом Чтобы перевернуть штиль выделенной ноты, воспользуйтесь клавишей X — она переворачивает любой объект, который способен переворачиваться Можно также нажать клавишу F10 и затем клавишу «.» на цифровой клавиатуре.
Иногда возникает необходимость выделить все верхние или все нижние ноты аккордов на некотором отрезке. Для этого в программе Sibelius есть удобное средство. Выделите сначала нужный отрезок (щелчком на первой ноте и, удерживая клавишу Shift, на последней), а затем нажмите Ctrl-Alt-1 для выделения всех верхних нот, или Ctrl-Alt-2 для выделения всех вторых сверху нот, или Ctrl-Alt-З для выделения всех третьих сверху нот, или, наконец, Ctrl-Alt-B для выделения всех нижних нот.
Ну, а что делать, спросите вы, если желательно набрать нотный текст, не используя МИДИ-клавиатуру? В этом случае можно использовать клавиши обычной компьютерной клавиатуры Клавиша С означает ноту «до», клавиша D — «ре», клавиша Е — «ми», F — «фа», G — «соль», А — «ля» и В — «си». Правда, здесь мы не имеем возможности заранее указать, в какой октаве вводить нажатую ноту. Поэтому, если нота ввелась не в той октаве, после ее ввода нажмите сочетание Ctrl-стрелка вверх/вниз, чтобы переместить ноту в нужную октаву. Следующая нота будет введена в той октаве, в которую переместили предыдущую. Кроме того, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местах экрана, когда указатель мыши выделен цветом. Но это не самый удобный способ.
Настройка нотоносцев (инструментов)
Мы рассказали о вводе самих нот, однако ничего не сказали о создании нотоносцев для них Сейчас мы восполним этот пробел В программе Sibelius при создании нотоносцев используются понятия «инструментов», чтобы облегчить работу по выделению партий из партитуры (ведь у некоторых инструментов в партии бывает по два нотоносца или более, а у иных — по одному).
Давайте рассмотрим процесс создания нотоносцев. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте партитуры и выберите в контекстном меню пункт Instruments. Откроется окно создания инструмента (рис. 9.12). В нем можно выбрать в списке Section группу, содержащую инструмент, для которого создается нотоносец.
При этом в списке Available появятся названия инструментов данной группы. Из этого списка можно выбрать один или несколько инструментов (при выборе нескольких инструментов удерживайте клавишу Ctrl) и нажать кнопку Add, чтобы добавить выбранные инструменты в список Instruments to create. После нажатия кнопки Create нотоносцы будут созданы именно для инструментов, находящихся в этом списке. В раскрывающемся списке Play using this equipment можно выбрать MIDI-выход, на который следует направлять создаваемые инструменты для прослушивания (об этом речь еще пойдет ниже). Если установить флажок Create in normal order, инструменты сами расположатся в том порядке, в каком их принято располагать в партитуре. В противном случае они расположатся в порядке создания.
После того как все готово, нажмите кнопку Create - нотоносцы будут отображены для всех выбранных инструментов.
Можно также создать просто нотоносец, выбрав в группе Keyboards инструменты treble staff или bass staff и затем вручную изменив их параметры. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на нотоносце и выберите в контекстном меню пункт Properties. Откроется окно свойств нотоносца (рис. 9.13). Здесь можно изменить тип нотоносца, выбрав его в раскрывающемся списке Staff Type. Если ни один из типов не подходит, далее мы расскажем, как создать собственный тип. Переключатель Small staff делает нотоносец уменьшенным. Наконец, для настройки свойств инструмента можно нажать кнопку Instrument.
Здесь в поля Full Name и Short Name вводят полное и сокращенное обозначение инструмента (сокращенное будет использоваться на всех системах, кроме первой). Кроме того, на панели Pitch Range можно ввести диапазон инструмента. Это делается для предупреждения случайного ввода нот, лежащих за границей диапазона инструмента, — такие ноты программа ввести позволит, но выделит красным цветом.
Если же инструмент, создаваемый вручную, должен быть транспонирующим, введите этот параметр следующим образом. Щелкните в пустом месте партитуры правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Transposition Change. Откроется окно ввода транспозиции (рис. 9.14). Здесь можно ввести транспозицию инструмента, причем самым что ни на есть «описательным» способом: «если записано среднее «до», то звучит...» Вот вам и нужно выбрать ноту, которая при этом звучит. В верхнем раскрывающемся списке выберите ноту, а в нижнем — октаву.
Затем нажмите кнопку ОК. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните в начале нотоносца — и к нему применится транспозиция. Для переключения из обычного режима в режим записи всех инструментов по звучанию (на реальной высоте) и обратно, используйте комбинацию Ctrl-Shift-T или кнопку Transp на панели инструментов.
Такую вставку транспозиции можно производить не только в начало, но и в середину партитуры. Это бывает полезно, например, если у одного исполнителя используется два инструмента в разных строях (например, вставить Transposition change полезно, если в партии валторны стоит надпись типа «corno (F) muta in corno (Es)»).
А теперь несколько слов о том, как создать тип нотоносца. Щелкните правой кнопкой на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Staff Type Change. Откроется окно Staff Type, в котором перечислены все типы нотоносцев, с которыми мы познакомились. Но здесь имеются такие важные кнопки, как Modify (изменить тип нотоносца) и New (создать новый тип) При нажатии этих кнопок открывается окно (рис. 9.15), в котором можно ввести параметры нотоносца. Если нотоносец имеет тип Pitched, то есть предназначен для записи обычных нот, нужно ввести только параметры внешнего вида. Если же нотоносец имеет тип Tablature (табулатура) или Drum set (набор ударных), то в окне появляется вторая вкладка, на которой следует указать, какому звуку соответствует какое обозначение. После того как тип нотоносца создан, его можно тут же выбрать и применить к существующему нотоносцу с любого места (не обязательно с начала).
Прослушивание и проверка текста
Для оценки правильности введенного нотного текста в программе Sibelius предусмотрена возможность его прослушивания, выделите ноту, с которой хотели бы начать прослушивание, и нажмите клавишу Р (или кнопку Play на инструментальной панели). Программа воспроизведет написанное по MIDI.
Создавая инструменты, программа Sibelius автоматически выбирает номера тембров в соответствии со стандартом General MIDI (например, фортепиано — 1, скрипка — 41 и т д.). Если есть необходимость, эти номера и еще некоторые параметры можно изменить. Для этого нажмите клавишу I — откроется окно параметров инструментов (рис. 9.16).
Это окно организовано в виде таблицы. В левом столбце, Staff, отображен список нотоносцев партитуры. Для каждого из них можно настроить параметры в остальных столбцах:
• Sound — раскрывающийся список выбора инструментов из набора General MIDI;
• Mute —если в этом столбце расположен закрашенный круг, воспроизведение идет в нормальном режиме, если наполовину закрашенный — с половинной громкостью и если пустой — содержимое нотоносца не воспроизводиться ;
• Balance — относительная громкость инструментов;
• Pan — расположение в пространстве (значение -127 означает крайнее левое положение, 127 — крайнее правое);
• Distance — уровень реверберации (передается по MIDI, чтобы слышать этот эффект, необходимо прослушивать или через управляемый по MIDI блок эффектов, или на XG-совместимом устройстве);
• Bank — номер банка;
• Program — номер программы (инструмента) в банке;
• Channel — MIDI-канал;
• Equipment — выходное MIDI-устройство.
Таким образом, можно вручную выбрать номер банка и программы, если планируется воспроизвести партитуру не на GМ-устройстве.
Для регулирования темпа воспроизведения воспользуйтесь регулятором, который появляется в панели инструментов в режиме воспроизведения (рис 9.17).
Впрочем, если в партитуре присутствуют обозначения метронома, то программа их воспримет и будет в соответствии с ними менять темп. Чтобы поставить метрономическое обозначение, нажмите Ctrl-M Указатель мыши выделится цветом. По щелчку в нужном такте откроется текстовое поле ввода. Введите туда обозначение, аналогичное представленному на рисунке При этом для ввода нотных длительностей используйте сочетание Ctrl с клавишей цифровой клавиатуры (как в окне keypad 4 — четвертная нота, 3 — восьмушка и т. д.).
Метрономические обозначения будут восприняты и в том случае, если их включить, например, в темповое указание. Для добавления темпового указания, вообще говоря, следует, щелкнув правой кнопкой мыши на пустом месте, выбрать в контекстном меню пункт Text и далее Tempo Указатель мыши выделится, после чего следует щелкнуть в нужном такте. Откроется текстовое поле ввода, куда можно ввести обозначение темпа (например, Allegro, Andante и т. д.).
Если же в это поле в том же формате, как выше, включить обозначение метронома, оно тоже будет воспринято при воспроизведении. Кстати, можно ставить такие обозначения только для прослушивания, если не хотите их печатать. Для этого просто поставьте перед ними знак ~ (тильда), а перед печатью нажмите комбинацию Ctrl-H. Затем в открывшемся окне выберите вкладку Text и снимите флажок Show text after tilde. Вообще говоря, обратите внимание на это окно настроек (House Style). В нем по своему усмотрению можно настроить кучу параметров отображения и печати.
Что касается воспроизведения, то программа Sibelius может выполнить большое число указаний. Она «понимает» динамические оттенки, «вилки» crescendo/ decrescendo, точки стаккато, акценты и другую артикуляцию, лиги, может менять тембр, встретив указания pizzicato и arco, исполняет ферматы, трели, обозначения вроде «Meno mosso» и многое другое. И все же помните, что совершенного исполнения от программы нотного набора ожидать не стоит.
Разработчики программы постарались предоставить возможность избежать излишней механистичности исполнения. Попробуйте прослушать партитуру, выбирая различную степень выразительности. Для этого в меню Play/Flexi-time выберите пункт Espressivo и далее отметьте один из подпунктов. Также можно воспользоваться пунктом Swing из того же меню для исполнения со свингом (сдвига вправо каждой слабой доли).
Копирование, добавление и удаление материала
Если в партитуре встречаются одинаковые или похожие такты или фрагменты, можно не вводить много раз одно и то же, а скопировать введенный один раз материал. Для этого выделите нужный фрагмент как пассаж и нажмите комбинацию Ctrl-С для копирования в буфер. Чтобы вставить в нужное место находящийся в буфере материал, нажмите комбинацию Ctrl -V. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните непосредственно на той доле, начиная с которой требуется разместить материал, и он добавится на это место.
Если, выделив пассаж, нажать комбинацию Ctrl-X, он будет не скопирован, а перенесен в буфер, а если нажать клавишу Delete — просто удален. При этом количество тактов не изменится, просто из выделенных тактов удалятся ноты.
Если же необходимо удалить такт (или несколько) как структурную единицу, сделайте следующее. Удерживая клавишу Ctrl, щелкните на нужном такте. Он будет выделен двойным прямоугольником (рис. 9.18). Если необходимо выделить несколько тактов, сначала выделите указанным способом первый из них, а затем, удерживая клавишу Shift, щелкните на последнем из выделяемых тактов. Теперь можно нажать клавишу Delete. Такты удалятся, а не просто очистятся.
При вводе нот в пошаговом режиме или реальном времени новые такты автоматически добавляются в конце. Однако иногда возникает необходимость добавить такты вручную. Для этого есть следующие способы:
• Нажмите комбинацию Ctrl-В для добавления такта в конец партитуры;
• Нажмите комбинацию Ctrl-Shift-B для добавления такта в любое место партитуры. Указатель мыши выделится цветом. Щелкните на такте, перед которым следует вставить новый такт;
• Нажмите комбинацию Shift-Alt-В для добавления любого количества тактов. Откроется окно (рис. 9.19.), в котором можно ввести количество добавляемых тактов, а также задать их величину (переключатель Same as time signature означает, что эти такты будут иметь тот же музыкальный размер, что и следующий за ними, а переключатель irregular позволяет ввести «затактные» такты).
И напоследок еще один очень удобный способ копирования любого материала в программе Sibelius (правда, обычно он применяется для копирования динамических оттенков и прочих указаний, но применим к любому материалу вообще). Если выделить какой-либо фрагмент, а затем, удерживая клавишу Alt, щелкнуть на любом другом месте партитуры, выделенный материал скопируется в указанное место. Это, пожалуй, самый быстрый и гибкий способ копирования в программе.
Расстановка динамических оттенков и указаний
А теперь посмотрим, как расставить в партитуре обозначения динамических оттенков и различных исполнительских указаний.
Чтобы ввести динамическое обозначение, нажмите сочетание Ctrl-E и затем щелкните в нужном месте нужного такта на нужном нотоносце. Под нотоносцем откроется текстовое поле ввода. Сюда можно ввести любое обозначение, например, rubato, diminuendo, espressivo и т. д. Обратите внимание, что по умолчанию программа ставит такие обозначения под нотоносцем (печатаются они обычно курсивом). Для ввода символа forte нажмите комбинацию —Ctrl-F, символа piano — Ctrl-P. Для ввода обозначений используйте также клавишу Ctrl в сочетании с буквами S, Z, М и R.
Для выбора в поле ввода нужного символа или слова из библиотеки (рис. 9.20) нажмите правую кнопку мыши.
После ввода указания щелкните мышью в любом месте экрана. Если вы недовольны его местоположением, перетащите мышью обозначение на любое другое место. Можно также выделить его щелчком мыши и перемещать с помощью клавиш-стрелок. При этом следует удерживать клавишу Ctrl, чтобы обозначение передвигалось с большим шагом.
Если необходимо ввести техническое указание (вроде pizz., collegno и т. д.) нажмите комбинацию Ctrl-T (такие обозначения следует располагать над нотоносцем и отображать прямым шрифтом, что программа и делает). В остальном ввод обозначений ничем не отличается от описанного выше. Правда, в «библиотеке» при нажатии правой кнопки мыши будет отображен набор совсем других обозначений.
При расстановке и перетаскивании обозначений будьте внимательны, если планируется выделить партии из партитуры. Необходимо проследить, чтобы каждое указание было прикреплено именно к тому нотоносцу, к которому оно относится. При плотном расположении нотоносцев и наличии нот на добавочных линейках можно случайно не заметить и прикрепить указание не к тому нотоносцу.
Обратите внимание, что для контроля при выделении текстового обозначения появляется тонкая пунктирная линия, показывающая, к какому нотоносцу (и какому его месту) прикреплено данное указание. Если линия не отображается, установите флажок Attachment в меню View.
Расстановка артикуляционных обозначений
Чтобы поставить артикуляционное обозначение, в программе Sibelius достаточно выделить нужную ноту или группу нот и нажать соответствующую клавишу на цифровой клавиатуре. Вы, вероятно, уже заметили, что три наиболее распространенных артикуляционных обозначения здесь вынесены в основной режим keypad Так, нажатие клавиши / добавляет к выделенной ноте акцент, нажатие клавиши * добавляет точку стаккато, а нажатие клавиши - — «черточку» marcato.
Можно одновременно добавить несколько обозначений, при этом они автоматически сместятся, чтобы не накладываться друг на друга.
При вводе нот вместе с длительностью можно выделить и артикуляционное обозначение, и тогда все введенные ноты будут вводиться вместе с этими обозначениями.
Чтобы перевести окно keypad в режим дополнительных артикуляционных обозначений, нажмите клавишу F11. Окно keypad примет вид, показанный на рисунке. Как видите, здесь есть еще некоторые артикуляционные обозначения, скрипичные штрихи, а также три вида фермат
Если требуется ввести что-нибудь еще, просто нажмите клавишу Z — откроется окно выбора символа, содержащее множество музыкальных символов и обозначений (рис. 9.21).
В нем можно выбрать любой символ, а переключателем Size определить, какого он будет размера: Normal — обычного, Cue — уменьшенного, Grace — маленького (как форшлаг), Cue Grace — миниатюрного. После этого нажмите кнопку ОК. На экране появится символ, и его можно будет перетаскивать мышью или клавишами-стрелками так же, как и текстовые обозначения.
Ввод подстрочного текста
При наборе вокальной музыки для пения со словами (рис. 9.22) понадобится вводить подстрочный текст. Для этого нажмите комбинацию клавиш Ctrl-L. Указатель мыши выделится цветом. Щелкните на той ноте, под которой должен быть первый слог. Под ней откроется поле ввода. Введите туда слог или односложное слово.
После нажатия клавиши Пробел или Дефис текстовое поле переместится под следующую ноту. Таким образом, можно печатать текст, разбивая слоги дефисами, а программа сама будет размещать их под нотами.
Если под какой-то из нот не должно быть слога (например, при распеве одного слога на несколько нот, как на рис. 9.22), нажмите под «ненужными» нотами дефис или пробел. Программа автоматически сдвинет разделительный дефис или поставит их несколько, если расстояние между слогами будет уж слишком большим. Если образуется слишком большой пробел, поставит горизонтальную черту, как принято при окончании слова на распеве.
При необходимости ввода пробела в середине «слога» (например, «В лес» должно явно петься на одну ноту), используйте вместо пробела комбинацию клавиш Ctrl-пробел. Точно таким же образом можно ввести дефис в середине «слога», нажав комбинацию Ctrl-дефис.
Иногда, если в песне музыкальный материал повторяется, необходимо ввести два или более разных варианта слов под одними и теми же нотами (например, слова второго куплета). Для ввода второго куплета нажмите правую кнопку на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Text и далее подпункт Lyrics verse 2. После этого так же, как и в прошлом случае, щелкните мышью на первой ноте, под которой должен появиться текст, и вводите его. Текст второго куплета автоматически располагается ниже. При необходимости можно выбрать в контекстном меню пункт Text и далее подпункт Other Staff Text, и вы увидите подпункты Lyrics verse 3, Lyrics verse 4, и Lyrics verse 5. Каждый из этих пунктов вводит подстрочный текст на своей высоте Кроме того, при необходимости можно перетаскивать мышью слоги подстрочного текста, как обычные обозначения.
Создание тремоло
С точки зрения наборщика нот создание обычного тремоло в программе Sibelius ничем не отличается от ввода артикуляционных обозначений Нажмите клавишу F10 Окно keypad примет вид, как показано на рисунке. Теперь клавиша 1 ставит на выделенные ноты одинарное тремоло, клавиша 2 — двойное (две черточки) и так далее, до клавиши 5. Клавиша 0 убирает тремоло с выделенных нот Два различных обозначения тремоло не могут быть одновременно применены к одной ноте.
Несколько отличается от описанного способа создание так называемого фортепианного тремоло
Чтобы создать такое тремоло, сначала введите обе его ноты, обозначив их вдвое мень шими длительностями (например, на рис 9.23. для получения половинок сначала первые две ноты были введены как четверти). Затем, нажав клавишу F10, выделите первую из двух нот будущего тремоло, нажмите клавишу + цифровой клавиатуры. Ноты будут преобразованы в тремоло с двумя черточками. Затем при желании измените количество черточек (внутренние длительности тремоло), нажимая те же клавиши с 1 до 5.
Группировка нот и создание межстрочных групп
По умолчанию при вводе нот программа группирует более мелкие ноты по долям. Однако во многих случаях может потребоваться перегруппировать ноты (рис. 9.24).
Чтобы это сделать, нажмите клавишу F10 и еще раз посмотрите на окно keypad, которое иллюстрирует значение клавиш.
Если теперь выделить ноту и нажать клавишу 7 цифровой клавиатуры, выделенная нота станет начинать группу, то есть не сможет быть связана ребром с предыдущей нотой, но сможет быть связана с последующей.
Если, выделив ноту, нажать клавишу 8 цифровой клавиатуры, выделенная нота по возможности соединится ребром и с предыдущей, и с последующей нотой (именно по возможности — если, например, следующая нота находится в режиме начала группы, как описано в предыдущем абзаце, то ребро между этими нотами не появится).
Если же нажать клавишу 9 цифровой клавиатуры, то выделенная нота будет отделена от всех остальных (не сможет быть сгруппирована).
И наконец, если нажать клавишу «/» цифровой клавиатуры, выделенная нота будет начинать подгруппу, то есть если нота связана ребром с предыдущей нотой, то такое ребро будет одинарным (такая нота есть во второй группе
Все эти режимы можно одновременно применить к нескольким выделенным нотам. Не забудьте, что паузы по умолчанию находятся в режиме 9, то есть от всего отделены Поэтому если нужно, чтобы ребро шло через паузу (рис. 9 25), выделите паузы и нажмите клавишу 8 на цифровой клавиатуре.
Иногда в процессе набора может потребоваться создание межстрочной группы (рис. 9.26). Для этого наберите сначала все ноты группы на одной строке, а затем выделите те ноты, которые нужно перенести на нижнюю (верхнюю) строку и нажмите комбинацию Ctrl-Shift-стрелка вниз (или вверх). Межстрочная группа создана. Иногда может возникнуть необходимость удалить «лишние» паузы (например, в примере на рис. 9 26 все ноты были набраны на верхней строке и, соответственно, в нижней сохранилась целотактовая пауза). Для этого достаточно выделить эти паузы и нажать клавишу Delete. В некоторых случаях программа предупредит, «что мы делаем что-то, что применимо лишь в специальных случаях». Поскольку межстрочная группа — именно такой специальный случай, в ответ на предупреждение спокойно нажимайте кнопку Да. В следующий раз программа переспрашивать уже не будет.
Разделы формы
По умолчанию такты в программе разделены обычными тактовыми чертами. Однако на разделах формы часто применяется двойная черта, между пьесами — концевая (двойная с жирной второй линией) , а в некоторых случаях может потребоваться пунктирная или вообще невидимая тактовая черта. Все эти разделители, а также знаки репризы собраны в программе Sibelius в одно и то же подменю.
Если щелкнуть правой кнопкой мыши на пустом месте и выбрать в контекстном меню пункт Barline, откроется подменю, в котором можно выбрать нужный тип тактовой черты:
• Double — двойная черта;
• Start repeat — начало репризы (место, откуда начинать повтор);
• End repeat — реприза;
• Dashed — пунктирная черта;
• Final — концевая двойная черта;
• Invisible — невидимая черта.
Выбрав нужный пункт, щелкните на любой тактовой черте или даже просто между нотами Выбранная черта появится в указанном месте, причем заменит обычную черту. Если потребуется вернуться к виду обычной тактовой черты, выделите новую черту и нажмите клавишу Delete.
Необходимо заметить, что знаки репризы являются действующими, то есть при проигрывании по MIDI материал между ними повторяется.
Иногда бывает необходимо начать новый раздел формы с новой строки или новой страницы. Для этого сделайте следующее. Для разрыва строки выделите тактовую черту и нажмите клавишу Enter на основной клавиатуре, а для разрыва страницы — комбинацию Ctrl-Enter. Если требуется отменить разрыв строки или страницы, повторите ввод.
Создание лиг, вилок crescendo и других линейных обозначений
Мы уже рассмотрели создание залиго-ванных нот в разделе о вводе нот в пошаговом режиме. Здесь мы рассмотрим создание лиг, обозначающих legato (или распевы, как на рис 9.22.).
Для создания лиги, расположенной со стороны нотных головок, выделите ноту, с которой она должна начинаться, и нажмите клавишу S. Появится лига, тянущаяся до следующей ноты. Нажимая клавишу Пробел, ее можно расширить — каждое нажатие отодвигает конец лиги к следующей ноте (а сочетание Shift-пробел, наоборот, сужает до предыдущей ноты) Если щелкнуть на конце лиги, на нем появится манипулятор (квадратик). За этот квадратик можно произвольно перемещать конец лиги как мышью, так и курсорными клавишами.
Если потянуть мышью за середину лиги, можно изменить ее кривизну или вообще перевернуть (оставив концы на прежних местах). Если требуется перевернуть лигу так, чтобы она оказалась не со стороны нот, а со стороны штилей, выделите ее и нажмите клавишу X. Кстати, можно сразу создать лигу со стороны штилей, если вместо клавиши S нажать комбинацию Shift-S .
Можно также создать « висячую» лигу, не привязанную к нотам (ее, например, можно использовать в качестве «французской лиги») Для этого убедитесь, что ни одна нота не выделена, и нажмите клавишу S (если лига должна быть выгнута вверх) или Shift-S (для лиги, выгнутой вниз). Указатель мыши выделится цветом. Нажмите в нужном месте кнопку мыши и, не отпуская кнопки, ведите мышь вправо. Лига будет «растягиваться». В месте предполагаемого окончания лиги отпустите кнопку мыши. При выделении «висячие» лиги всегда отображаются на экране красным цветом. Иногда может потребоваться лига, концы которой смотрят в разные стороны (рис 9.27). Для создания такой лиги сначала создайте обычную лигу, а затем, выделив один из ее концов, нажмите комбинацию Ctrl-Shift-A. Затем подкорректируйте и расположение другого конца лиги, и места излома, где также появляется мани пулятор На одной лиге можно создавать сколько угодно точек излома.
Процесс создания «вилок» crescendo и decrescendo очень похож на процесс создания лиг. Выделите ноту, под которой должна будет начинаться «вилка», и нажмите клавишу Н для создания вилки crescendo или комбинацию Ctrl-H для вилки decrescendo Далее нажимайте клавишу. Пробел для расширения лиги или комбинацию Shift-пробел для ее сокращения.
Другой способ создания вилок состоит в следующем. Нажмите клавишу L. Откроется окно создания линейных обозначений (рис 9 28). Выберите в нем вилку и нажмите кнопку Create. Указатель мыши будет выделен цветом. Нажмите кнопку мыши в месте начала вилки и, не отпуская кнопку, ведите мышь до места окончания вилки, а затем отпустите кнопку мыши.
Таким же образом можно создавать и другие растягивающиеся линейные обозначения, такие, как трель, обычная линия, знак октавного повышения, стрелка и пр. Прокрутив окно Line (рис. 9.28), можно увидеть все варианты линейных обозначений, доступные в программе. Кроме того, можно модифицировать любое из растягивающихся обозначений, нажав в окне создания линейного обозначения кнопку Modify, или создать новое с помощью кнопки New.
Изменение формы нотных головок
Во многих случаях требуется изменить форму нотных головок, например, для обозначения флажолетов, металлических ударных в наборе ударных и т. д. В программе Sibelius имеется довольно большой набор нотных головок. Можно перебирать все виды головок по очереди, выделив ноту (или несколько нот) и нажимая комбинацию Shift-стрелка вверх/вниз. Нотные головки можно выбирать и с помощью цифровых клавиш на ОСНОВНОЙ клавиатуре. Например, нажатие клавиши 2 означает ромбовидную головку, клавиши 1 — крестообразную, клавиши 8 — невидимую, и т. д. Более того, допускается использовать не только числа от 0 до 9, но и двузначные. Если, например, выделив ноту, быстро набрать на основной клавиатуре число 10 (нажать 1 и сразу же 0), нотная головка примет вид смотрящего вниз треугольника, а если набрать 11, треугольник будет смотреть вверх. Нажатие 16 превращает нотную головку в квадратную, и т. д.
Если, выделив нужные ноты, выбрать в меню Notes пункт Noteheads, нотные головки можно будет выбирать из таблицы, расположенной в окне выбора нотной головки (рис. 9.29). Здесь отображаются все доступные наборы нотных головок. Кстати, номера около наборов соответствуют тем числовым клавишам на клавиатуре, которые надо нажимать для выбора нужной головки.
В каждом наборе имеется четыре головки (для четвертной и более мелких нот, для половинных нот, для целых нот и для брэвиса). Выбрав нужный набор, нажмите кнопку Apply.
Кроме того, в этом окне можно нажать кнопку Modify для изменения существующего набора нотных головок или кнопку New для создания нового набора. При этом открывается специальное окно (рис. 9.30). В нем можно выбрать одну из нотных головок и нажать кнопку Change Symbol для выбора нового вида нотной головки.
Ностройка расстояний между системами и нотоносцами, форматирование страниц
В программе Sibelius изменение расстояний между нотоносцами на одной системе производится графически. Чтобы изменить расстояние между двумя нотоносцами, нажмите кнопку мыши на нижнем из них (только не попадите на ноту или какой-нибудь другой элемент) и потяните вниз для увеличения расстояния или вверх для его уменьшения.
В принципе неважно, в каком именно такте это сделано, однако запомните, что изменение расстояния связано внутри программы именно с тактом. Если, например, на системе было три такта и мы изменили расстояние между нотоносцами, «потянув» мышью в третьем из них, а третий такт впоследствии переместился на следующую систему (вследствие изменений внутри тактов), то на этой системе расстояние между нотоносцами вернется к первоначальному. Так что если вы, например, раздвигаете нотоносцы для того, чтобы между ними уместились все дополнительные обозначения, делайте это именно в том такте, в котором имеются эти обозначения.
Расстояния между системами, если их на одной странице несколько, изменяются таким же образом —перетаскиванием мышью верхнего нотоносца нижней системы.
В некоторых случаях можно заметить, что расстояния между нотоносцами или системами вдруг сами собой расширились и их не удается сократить. Это происходит потому, что при определенном заполнении страницы (по умолчанию более половины) программа считает, что нужно оптимизировать расстояния так, чтобы нотный текст равномерно заполнил всю страницу. Если в этом нужды нет, нажмите в основном окне комбинацию Ctrl-H, откройте вкладку Staves и в поле Justify staves when page is at least...% full измените значение на 100. Тогда программа не будет пытаться сама оптимизировать расстояния. Можно также по своему усмотрению установить это значение, определяющее, при каком заполнении страницы нужно начинать оптимизацию расстояний
Прочие же параметры форматирования страницы можно задать, нажав комбинацию Ctrl-Shift-D. Откроется окно параметров страницы (рис. 9.31). Здесь можно изменить размер страницы, либо выбрав его раскрывающегося списка Paper Size, либо вводя вручную в поля Width и Height значения соответственно ширины и высоты страницы. Далее, в поле Staff size можно указать размер нотоносца в миллиметрах. Уменьшение или увеличение этого параметра приводит к соответственному масштабированию всего нотного текста.
На панели Margins изменяют размер полей страницы. Кстати, в основном окне границы полей можно видеть, если в меню View установить флажок Page Margins.
Дополнительные нотоносцы и ossiа.
В некоторых сочинениях могут встречаться системы с числом нотоносцев, отличном от числа используемых в большей части сочинения. Например, в сочинении для фортепиано (2 нотоносца) отдельные места могут быть записаны на системе из трех нотоносцев.
Для создания дополнительного нотоносца следует выделить пассаж, включающий те такты, в которых требуется этот дополнительный нотоносец, затем щелкнуть правой кнопкой на пустом месте и в контекстном меню выбрать пункт Extra Staff. Откроется подменю, в верхней части которого находится всего два пункта — Above и Below, указывающие на то, сверху или снизу от выделенного пассажа следует создать дополнительный нотоносец. После выбора одного из этих пунктов дополнительный нотоносец будет создан. Он в любом случае будет охватывать систему (или системы) целиком, то есть не будет начинаться или обрываться посередине одной системы.
На создание дополнительных нотоносцев очень похоже создание так называемых блоков ossia, которые могут содержать варианты исполнения (отсюда их название, ведь ossia по-итальянски означает «или»), расшифровку мелизмов и т. д. Пример приведен на рис. 9.32.
Чтобы создать нечто подобное, выделите такт или такты (как пассаж), над (или под) которыми должен располагаться блок ossia. Затем нажмите правую кнопку мыши на пустом месте и снова выбери-те в контекстном меню пункт Extra Staff, но в открывшемся подменю выберите пункт Ossia Above (для блока ossia сверху) или Ossia Below (для блока ossia снизу). Дополнительный нотоносец появится точно над теми тактами, которые были выделены, до и после них он будет обрываться.
Обратите внимание, что при создании дополнительных нотоносцев и ossia после выделения пассажа для открывания контекстного меню щелкать правой кнопкой мыши следует именно на пустом месте, но никак не внутри выделенного пассажа (иначе откроется совсем другое контекстное меню).
Разделение систем и способы нестандартной нотации
В этом разделе мы рассмотрим несколько случаев нестандартной нотации. Первый, наиболее традиционный из них, — это разделение системы по середине. Этот вариант может потребоваться в случаях, подобных представленному на рис. 9.33.
Чтобы достичь подобного результата, достаточно выделить тактовую черту в месте разделения и выбрать в меню Layout пункт Divide System Система будет разделена на две!
Следующий случай — это так называемая четвертитоновая нотация. Как известно, знаки четвертитоновой альтерации до сих пор толком не стандартизированы. Тем не менее в программе Sibelius имеются наиболее распространенные знаки четвертитоновой альтерации (рис. 9.34).
Они доступны в окне keypad в режиме дополнительных знаков альтерации, который открывается клавишей F12. Здесь клавиши 2 и 5 означают соответственно повышение на три четверти и на четверть тона, а клавиши 3 и 6 — понижение на три четверти и на четверть тона.
Если предпочтение отдается знакам четвертитоновой альтерации какого-либо другого вида, например, как на рис. 9.35, то их придется ставить искусственным способом. Нажмите клавишу Z, — откроется уже знакомое окно выбора символов Найдите в нем раздел Accidentals (знаки альтерации) и выберите подходящий. После нажатия кнопки ОК его придется вручную «подогнать» к ноте.
Еще один случай — ввод пассажей, написанных мелкими нотами. Это было очень распространено в романтической музыке (рис. 9.36). Чтобы ввести такой пассаж, надо сначала набрать его нотами обычной величины, позаботившись о правильном определении нерегулярной группы (в данном примере пришлось определить группу 25:16), а также отсутствии отображения атрибутов нерегулярной группы — скобки и числового обозначения. Затем следует выбрать все ноты, которые надлежит сделать мелкими, и нажать последовательно клавиши цифровой клавиатуры F9 и + (в этом режиме эта клавиша в окне keypad обозначена словом Cue). Выбранные ноты станут мелкими. Повторное нажатие клавиши + вернет выделенным нотам нормальный размер.
Кстати, следует различать мелкие ноты и форшлаги (которые визуально должны быть еще меньше). Для создания форшлага используйте клавиши «.» (основной клавиатуры) и/ (также основной клавиатуры). Первая из этих клавиш используется для неперечеркнутого форшлага, а вторая — для перечеркнутого.
И наконец, последний случай, который мы сегодня рассмотрим. В современной музыке часто оформляют партитуры так, что в местах, где у какого-либо инструмента паузы, его нотоносец не виден вообще (рис. 9.37).
Чтобы достичь такого результата, в тех местах, где нотоносец «исчезает», следует изменить его тип на безлинейный, а в тех, где появляется — на обычный. Для смены типа нотоносца выберите в контекстном меню (после щелчка правой кнопкой на пустом месте) пункт Staff Type Change. Откроется окно выбора типа нотоносца, которое мы уже упоминали ранее. Теперь для смены типа на безлинейный достаточно выбрать тип No lines (hidden), а для смены типа на обычный — 5 lines. После нажатия на кнопку Create указатель мыши выделится цветом. Останется только щелкнуть в месте смены типа нотоносца. Впоследствии эту точку можно будет передвинуть, зацепив ее мышью (при этом она выделится синим прямоугольником).
Ввод нот в реальном времени
В программе Sibelius предусмотрен такой тип ввода нот. как ввод в реальном времени. Такой способ ввода назван в программе красивым словом Flexi-time. Это одна из попыток реализации общей великой мечты: один раз сыграл — автоматически получил ноты. Однако, как правило, эта идея бывает реализована на довольно низком уровне. Разработчики программы Sibelius попытались исправить положение, разрешив при вводе нот в реальном времени немного отклоняться от строгого темпа.
Перед началом записи нажмите комбинацию Ctrl-Alt-F для настройки параметров нотации записываемого материала.
Откроется окно настройки (рис. 9.38). Здесь в большинстве случаев нужно установить флажок Adjust rhythms, иначе программа будет записывать ритмы, сыгранные человеком, точно, а это чревато большими сложностями последующей обработки материала, даже если вы обладаете феноменальным чувством ритма. Далее необходимо в раскрывающемся списке Minimum note-value выбрать минимальную длительность, которую программе разрешается использовать при нотации.
Если записывать музыку на два нотоносца одновременно, программа может попытаться проследить за линией каждой руки для ее записи на «свой» нотоносец. Чтобы разрешить это сделать, установите флажок Auto-Ranging split-point. В противном случае программа просто запишет все ноты выше среднего «до» на верхний нотоносец, а остальные — на нижний. На панели Articulation можете определить, должна ли программа следить за артикуляцией и обозначать staccato и tenuto (для этого предназначены два соответствующих переключателя). На панели Tuplets необходимо отметить, какие из нерегулярных групп будут встречаться в записи. Кроме того, здесь имеется флажок Brackets, установка которого разрешает программе обозначать нерегулярные группы квадратной скобкой.
И наконец, на панели Flexi-time можно установить глобальные параметры записи. В раскрывающемся списке Flexibility of tempo можно выбрать, в какой степени будете проходить при записи отклонение от точного ритма. Пункт None означает точное исполнение, пункт Low — небольшие отклонения, пункт Medium — нормальное rubato и пункт High — очень сильные отклонения от ритмической сетки (в разумных пределах, разумеется).
Кроме того, в поле Scale tempo by можно указать, во сколько раз медленнее или быстрее, чем нужно, вы будете играть. В поле Introduction задается количество пустых тактов, которые будут отсчитаны перед началом записи, а в поле Record up to... bars можно ограничить количество записываемых тактов.
По умолчанию во время записи программа будет отсчитывать доли (с помощью метронома), чтобы было легче не сбиться с доли. Если же почему-либо нет желания слышать метроном при записи, выберите в меню Play/Flexi-time пункт Options и снимите флажок Click When Recording. Если в том же меню выбрать пункт Click, откроется окно настройки метронома (рис. 9.39). Здесь нужно определить, какую MIDI-ноту следует использовать в качестве метронома, на каком канале какого MIDI-выхода, и какой передать туда номер банка и инструмента
Когда все готово, для начала записи нажмите комбинацию Ctrl-F (или кнопку Flexi-time на панели управления). После указанного количества пустых тактов начнется запись. Программа будет нотировать сыгранное прямо во время исполнения, с отставанием приблизительно на три-четыре доли. По окончании записи нажмите клавишу О.
В большинстве случаев после ввода нот в реальном времени получившийся нотный текст необходимо немного подправить. Однако сначала лучше просмотреть его целиком — возможно, параметры записи были выбраны неправильно и, вместо того, чтобы исправлять, лучше записать нотный текст еще раз, предварительно выбрав нужные параметры.
Другие способы ввода и экспорт результатов
Помимо описанных выше способов ввода нот в программе Sibelius существуют и другие способы. Во-первых, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местах нотоносцев. При этом длительности можно выбирать тем же способом, что был описан выше (с цифровой клавиатуры), а можно и мышью в окне keypad. Однако этот способ не особенно удобен, поскольку мышь — не самое точное устройство ввода (кстати, этот способ ввода нот гораздо удобнее применять при наличии графического планшета).
Кроме того, используя сканер, можно ввести нотный текст с помощью программы Neuration Photoscore, облегченный вариант которой поставляется вместе с программой Sibelius и вызывается из нее как подключаемый модуль. Однако это все же отдельная программа, описывать которую мы сейчас не будем.
Результаты работы сохраняются в файле с расширением sib. Чтобы эти файлы были доступны всем пользователям компьютеров, даже тем, у кого нет программы Sibelius, разработчики выпустили бесплатную программу scorch, из которой можно просмотреть и распечатать ноты, набранные в программе Sibelius.
Помимо распечатки на принтере, партитуру, набранную в программе Sibelius, можно преобразовать в типографский формат EPS. Для того чтобы извлечь партии из партитуры, выберите в меню File пункт Extract Parts. По умолчанию программа извлекает партии для каждого используемого инструмента, однако их настройку можно менять. Партии могут быть сохранены на диске или тут же распечатаны. По ходу дела их можно под-корректировать (если в окне создания партий установить флажок View Parts, все создаваемые партии тут же откроются в окне программы).