Курсовая Понятие человеческое достоинство
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский Государственный университет имени А. С. Пушкина
Кафедра Психофизиологии и клинической психологии
Курсовая работа
по теме:
«Понятие человеческое достоинство»
Выполнила: Студентка 4 курса
761 группы Шевчук С.В.
Проверила: Канд. пс. н.
Капитанаки В.Е.
Санкт-Петербург 2009г.
Содержание
Введение
Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов
Истоки формирования проблематики
1.2 Что же такое человеческое достоинство
Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»
2.1 Психологический аспект
2.2 Религиозный аспект
2.3 Юридический аспект
Заключение
Список литературы
Введение
Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательно конкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется в контексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики, юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается с различных точек зрения в течение уже многих лет.
Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант, А. Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Г.Л. Тульчинский, Е.Н. Трубецкой, Г.Д. Банзеладзе, В.И. Слободчиков, Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.
Актуальностью данной темы является большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множество споров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточная изученность.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различных наук и областей знания.
Мы ставим перед собой такие задачи:
изучить имеющийся теоретический материал по данному вопросу;
сравнить на разных исторических этапах определение данного понятия;
изучить понятие «человеческое достоинство» в различных областях знания.
Предметом в данной работе является определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования - человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.
Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов
1.1 Истоки формирования проблематики
Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.
Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.
Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.
Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).
Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).
В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. [11, 15]
Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство. [12]
Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.
В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" - благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.
«Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствие чего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылка аристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории морали Средних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия о благородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всего по отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьма специальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление о феномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековой Западной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целом же работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческих качествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцов личности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинств конкретного лица.
Связь понятия о благородстве с осмыслением человеческих достоинств хорошо заметно и на примере работы О.Ю. Захаровой «Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи». Доктор исторических наук О.Ю. Захарова приводит выдержки из писем, отзывы о сыне Семена Романовича Воронцова – юном Михаиле Семеновиче Воронцове. По отзыву Софьи Владимировны Паниной: «Мне остается поздравить Вас с данным сыну воспитанием: умение его объясняться… стыдит нашу молодежь, которая… вообще не блистает достоинствами, так что сношения с нею могли даже принести вред. Впрочем, с этой стороны Вам нечего бояться за вашего сына: у него, по-видимому, столько благоразумия, что он не собьётся с указанного вами пути». Во мнении о М.С. Воронцове сходится с С.В. Паниной и граф Ф.В. Ростопчин: «Не нужно было иметь много проницательности, чтобы подметить в вашем сыне все добрые отцовские качества: это увидел бы и всякий посторонний человек. Более всего поразила меня в нём нравственная чистота, спокойствие, ровность в расположении духа и основательное суждение». [10]
Хотя само понятие "благородство" употребляется уже не первое столетие весьма широко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оно становилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, что адекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемы синтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немного подробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культуры и литературы.
Человеческое достоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так, Томазо Кампанелла в "Городе Солнца" описал прямую зависимость знатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсел и искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаются трактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимость социального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейся для современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог. Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынесли уже в следующую эпоху - публицисты французского Просвещения.
Социальный резонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы во Франции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностей самовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократов лидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения, привнёс много нового в смысл древнего понятия.
Титанизм эпохи Возрождения вызвал к жизни не только великие претензии, амбиции, но и великие потребности. Одной из таких великих потребностей элиты европейской цивилизации была потребность в аристократизме. Именно эпоха Возрождения несколько столетий формирует то сословие, которое впоследствии будет именоваться аристократией европейских цивилизаций в современном смысле этого слова.
Третье сословие Франции, говоря по существу, сделало науке своего времени специфический социальный заказ - найти убедительные доводы в пользу того представления, что благородство личности не зависит от родословной. Аристократам эта точка зрения чаще всего была неприемлема. Благородство чаще считалось врожденной характеристикой. Моралистика XVIII века стремилась показать, что высокие человеческие достоинства могут быть не только у аристократов по рождению, но и у просвещённых господ из т. н. "простого народа". На этом не останавливались. В работе Вольтера «Простодушный» американский индеец изображен как цельный и нравственно чистый человек, тогда как европейцы – рабы условностей. Таков был, в частности, вклад буржуазии XVIII века в познание человеческого благородства.
Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей. [12]
Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.
Идеи И.Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве, и, будучи автором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним.
Сущностные силы человека могут развиваться и упорядочиваться либо обществом, либо по собственной инициативе личности. [12]
Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежность всякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всеми людьми формально признается право быть людьми и уважать себя. Это происходит очень медленно, постепенно. Достоинство, как достояние всех и каждого, совсем недавнее явление в истории человечества. В России эта проблема рассматривается в философских, педагогических и психологических трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.Н. Герцена.
Детально разбирает понятие достоинства революционер-демократ В.Г. Белинский. Проблема человеческой личности, ее прав и достоинства была его центральной проблемой. Гуманное отношение к человеку, по В.Г. Белинскому, требует активной борьбы против всего, что унижает человеческое достоинство. Он подчеркивал взаимосвязь человеческого достоинства и практических дел: «Только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства».
Большой интерес представляет мысль А.И. Герцена о гармоничном сочетании личных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшее нравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволия есть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетании личного и общественного в жизни и действиях человека А.И. Герцен усматривал нравственное достоинство человека - человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком. [20]
Западная научная мысль представлена работами А.Адлера, П. Боранецкого, А Валлона, У. Джемса, А. Маслоу, Д. Мида, Д. Ролза, Э. Эриксона. Среди зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этого направления является Боранецкий, который считал достоинство критерием нравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основа всех ценностей. «Без категории достоинства... в мире не могло бы быть не ценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд» Интеракционистская теория Д. Мида пытается представить, как в процессе развития человека происходит формирование таких его личностных свойств, которые нельзя однозначно отнести ни к внешним, ни к внутренним. Социодинамическая теория (Р. Вудвортс) акцентирует внимание на становлении и совершенствовании внешнего поведения. Херберт Шпигельберг заметил: «... человеческое достоинство, видимо, остается одной из немногих общих ценностей в нашем мире философского плюрализма... Главная проблема сегодня - это отсутствие у нас достаточной ясности по поводу того, что же значит человеческое достоинство».
Способность человека обладать смыслом жизни, рассмотрена В. Франклом, где источником смысла является человеческое достоинство, ибо «человек-винтик» не способен к поиску смысла жизни, нахождению собственных ценностей, которые в данном случае, находятся вне власти человека.
3. Фрейд стремился создать беспристрастную теорию, свободную от предрассудков как своих собственных, так и того исторического периода, в котором он жил, однако, на самом деле, психоаналитическая теория отразила темы, которые были актуальны для Европы конца XIX и начала XX века. Теория 3. Фрейда базировалась на наблюдениях. Психоанализ - это терапевтический процесс, который позволяет пациенту понять и разрешить конфликты, корни которых уходят в детство. В центре психоаналитического учения о человеке находится понимание того, что человек есть энергетическая система.
О. Вейнингер, Б. Паскаль, Э. Фромм основой человеческого достоинства и фактором его развития справедливо считают чувство любви к самому себе и другим людям, так как отношение любви к самому себе обнаруживается у тех, кто способен любить других. Любовь невозможна без заботы и уважения к достоинству, ответственности и познания. [28, 29]
Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс) анализирует развитие поведения под углом нравственного самосовершенствования человека, расширения его внутренней свободы и повышения творческого потенциала.
А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как у высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.
Первое понимание достоинства, как добродетельности, просто нераздельно сливает понятия «достоинство» и «достойность». Достойный человек ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и других, соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно Человека. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит. Он не желает делать зла и предавать «человеческое» в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью (Н.И. Арзамасцева).
История становления категории человеческого достоинства обусловлена прежде всего историей буржуазного индивидуализма. Буржуазный индивидуализм как система ценностей в качестве высшей ценности имеет как раз человеческое достоинство. Ради собственного достоинства и даже ради чувства собственного достоинства человек может пожертвовать, как говорится, «чем угодно». Это обосновано тем, что всё, ценимое относится к достоинствам. Это - способность любить и способность быть свободным, способность создавать блага, богатства и способность быть щедрым. В своих высоких образцах индивидуализм демонстрирует возможности абсолютной ответственности, есть и жизненная позиция, которую можно назвать "сверх" ответственностью.
Свою особую печать на культивирование высоких нравственных качеств в обществе наложил технократизм ХХ века. Высокая нравственная культура в жестоком обществе была терпима только там, где без неё просто невозможно было обойтись – в рамках узкого профессионализма. Достижения генетики в XX веке оказалось условием реалистичного подхода к исследованию становления высших нравственных качеств. Они резко усложнили круг проблем. Тем самым, мы получили возможность реалистически ставить вопросы. Человеческое достоинство, - вполне историческое понятие. В истории морали есть описание огромного количества человеческих достоинств и характеристик человека вообще. Достаточно сказать, что в русском языке для описания черт характера человека есть около 4000 слов. Каждое из этих слов характеризует человека с положительной или отрицательной стороны.
1.2 Что же такое человеческое достоинство
Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением. [18]
Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – свое собственное и других людей.
Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.
Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.
Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.
Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. [18]
Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.
Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.
Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.
Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.
Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов. [5]
Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»
2.1 Психологический аспект
Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание, Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д. Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализа относительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которых рассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культуры полезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства как психологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственного достоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских). [2,8]
Большой вклад в рассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психолог А.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», где он рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитии полноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства "я", заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко. [9]
В формировании личности, он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которые непосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента, развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.
Недоверие родителей, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними. [9]
В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают в контексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), но конструкт «профессиональное достоинство» не используется. [24]
Наиболее активно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение» (И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) [16]. Можно выделить различные подходы к проблеме соотношения этих понятий:
– самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некая глобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя как самоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – не тождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность, которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;
– самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющие собственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценности человека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), а достоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);
– в исследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям и самоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается как следствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова, Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) [8, 28, 29];
– в социальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуважения и девиантными формами поведения (Г. Каплан).
Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. [16]
На наш взгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным фактором формирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности в самоуважении способствует развитию достоинства личности.
В отечественной и зарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития, нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другому человеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) [4]. Нельзя забывать, что категория отношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательских интересов психологии и этики.
Следует выделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства как объекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важным составляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам, физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральным параметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющую достоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматривать достоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выбора достоинство является психологической опорой, которая помогает человеку не предать самого себя, подержать уровень самоуважения. [8]
Важными для осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и «ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм, человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека, уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своей личности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствах не может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувство идентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас. [28, 29]
В психолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периода формирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младший школьный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагает развитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственных мотивов поведения.
Таким образом, достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющую ценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношений личности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.
2.2 Религиозный аспект
Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека.
Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию [23]. Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством [27].
Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, так как в ней остался «неистребимым образ Божий», а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства. Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы «кроме греха» [21] показывает, что достоинство не распространяется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения.
Таким образом, в восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души. Учитывая помраченное грехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека.
Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога [26]. Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести [22]. Именно поэтому присущие человеческой природе нравственные нормы, содержащиеся в Божественном откровении, обнаруживают замысел Божий о человеке и его предназначении. Они являются путеводными для благой жизни, достойной богозданной природы человека. Величайший образец такой жизни представил миру Господь Иисус Христос.
Недостойной для человека является жизнь в грехе, так как она разрушает самого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Грех переворачивает иерархию отношений в природе человека. Вместо того, чтобы дух властвовал над телом, в грехе он покоряется плоти. Такая жизнь опасна для личности, общества и окружающей природы, так как нарушает гармонию бытия, оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания. Нравственно недостойная жизнь онтологически не разрушает богоданного достоинства, но омрачает его настолько, что оно становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжение воли, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкого преступника или тирана.
Для восстановления в человеке соответствия своему достоинству особое значение имеет покаяние, в основе которого лежит осознание греха и желание изменить свою жизнь. Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков богоданному достоинству и свидетельствует перед Богом и Церковью о своем недостоинстве. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены своей жизни, для сохранения чистоты богоданного достоинства и возрастания в нем.
Именно поэтому святоотеческая и аскетическая мысль, литургическая традиция Церкви более говорят о недостоинстве человека, обусловленном грехом, чем о его достоинстве.
Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности.
2.3 Юридический аспект
Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.).
Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Согласно ст.150 ГК достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. [14]
Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление. [6]
Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.
Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов, что иногда сопровождается болевыми ощущениями, создает опасность для здоровья гражданина. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции. [6]
В ряде норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст.170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст.172 УПК). [14]
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст.181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст.183 УПК).
Таким образом, ст.21 Конституции представляет собой норму общего характера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещает следователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.
Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права. [14]
Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст.129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве — гражданские правонарушения (ст.150—151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки. [14]
Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинство человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний. [14].
Согласно ст.152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. [14]
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания - новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. [7]
Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав (ст.1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). [13]
Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого и унижающего достоинство обращения и должна быть полностью исключена из действий и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Все действия, связанные с совершением пыток, рассматриваются уголовным правом как преступления.
Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица. [6]
Заключение
В курсовой работе мы постарались проанализировать основные теоретические положения по данному вопросу, как можно точнее определить понятие «человеческое достоинство» и рассмотреть его в различных областях знания.
Как уже отмечалось ранее, сложность данной темы заключается в ее неизученности, но ее актуальность растет с каждым годом, причиной чего является демократическая ориентированность нашей страны.
Человек постоянно требует от других признания своего достоинства либо как личности, либо как члена религиозной, этнической, расовой или иной группы. В прежние времена правители желали от других признания своей высшей ценности как царя, императора или господина. Сегодня человек, он же полноправный член общества, стремится к утверждению своего равного статуса как один из представителей ранее недостаточно уважаемых или униженных групп - женщин, геев, инвалидов, американских индейцев и т.д.
Мы принимаем факт, что мы выглядим по-разному, происходим от разных рас и народов, принадлежим к разным полам и разным культурам. Человек обладает достоинством по самой своей природе, а не благодаря принадлежности к определённой социальной группе, классу или слою. А считаться с индивидуальными особенностями каждого человека нас обязывает христианская вера и юридические документы.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Мысль, 1999.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов по специальности «Психология».М.: Изд-во МГУ, 1990.
Божович Я.И. Психология формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. №1
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Дерипаско А.В., Житников Б.Ю. Человеческое достоинство в праве //Статья. Владимир: изд-во ВЮИ ФСИН, 2005.
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод статьи 2, 7. 1994.
Зайцева Ю.Е. Формирование и развитие отношения к человеку
как к носителю человеческого достоинства: факторы и предпосылки. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 // Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб.: 2000.
Захаровой О.Ю. Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи. М.: изд-во Центрполиграф, 2001.
История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.
Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.
Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 2002.
Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2005.
Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия: Учебник. М.: Мысль, 1999.
Маслоу А.. Мотивация и личность, СПб.: Евразия, 1999
Международного пакта о гражданских и политических правах, 1976.
Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
Павлов А.В. Поэт гуманности: О творческом гуманизме А.Герцена. 2005.
Послание к Евреям Святого Апостола Павла
Послание к Римлянам Святого Апостола Павла
«Первая книга Моисеева. Бытие»
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: изд-во Академия, 2005.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Сет. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. (http://www.pagez.ru/lsn/0028.php - А.Л.)
«Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского» Изд.3. М., 1889 г.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.
Фромм Э. Искусство любить. М.: изд-во АСТ, 2009.