Курсовая Состав помещений гостиничного предприятия
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Роль и значение архитектуры, стили архитектуры
1.2. Интерьер и дизайн гостиниц
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц
2.2. Роль интерьера и дизайна гостиниц на гостиничное предложение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров.
Выбор архитектурного стиля для конкретного объекта зачастую зависит не только от вкусов заказчика, — на стилистическое решение может повлиять характер и предназначение помещений, климатическая зона, в которой распложен объект и множество других факторов. Для того чтобы правильно выбрать стиль планируемого дома, ресторана или торгового центра, необходимо представлять весь спектр стилей, используемых в современной архитектуре и дизайне.
Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.
Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней.
Первоочередная задача для достижения комфорта – проектирование композиции пространства. Это требует привлечения специалистов, компетентных людей в вопросах психологического влияния цвета и света на человека; дизайна интерьера. В создании комфорта важно учитывать правильный выбор мебели, цветовой гаммы, способа освещения помещения. Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение.
Интерьер может быть создан в связи с национальными традициями различных народов. Также художественно-пространственная организация помещений гостиницы может быть исполнена в стиле «ретро», т.е. интерьер создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.).
Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др.
Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение архитектуры, дизайна, интерьера гостиничных комплексов и их влияние на гостиничное предложение.
В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
- изучаются архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц;
- анализируются составляющие интерьера и дизайна гостиниц;
- проводится соотношение меблировки, освещения, цветовых решений с ролью и влиянием на гостиничное предложение.
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Роль и значение архитектуры, стили архитектуры
Современная история архитектуры ХХI века схожа с античными прототипами, античные мотивы архитектуры в стиле "модерн" в начале нынешнего века, освоение классического наследия в советской архитектуре 30-50-х годов, неоклассицизм в американской архитектуре 60-х годов, постмодернизм с открытым применением классического ордера.
Современная архитектура - это разработка и реализация социальных программ, программ устойчивого развития среды обитания. Современная мировая архитектура привлекает все больше исследователей, желающих понять эстетические, стилевые, ее особенности, а также проанализировать социальную и культурную составляющую архитектуры.
Современные архитекторы ведут бурные дискуссии, касающиеся принципов развития городов. Одни считают современный город хаосом, другие видят в этом тенденции времени и предлагают свои пути развития градостроительной политики.
Современная архитектура - это творчество архитектора и огромная работа коллектива людей. Архитектор должен быть еще и хорошим руководителем, обладать искусством управления. Качество современной архитектуры во многом зависит от знания архитектором новых технологий строительства, новых конструктивных решений и умения использовать новые приемы синтеза искусств.
Стили, которыми апеллирует современная архитектура, можно условно разделить на три категории: «классика», «современность» и смешанный, компилятивный стиль.
В современной архитектуре под «классикой» подразумеваются практически все направления европейского зодчества, существовавшие до 30-х годов ХХ века, — от античности до модерна. Современный классический интерьер может быть выполнен как стилизация античной архитектуры. В этом случае предполагается использование классического архитектурного ордена (дорического, коринфского, ионического), наличие в интерьере колонн, мозаичных мраморных панно на полу и стенах, украшение интерьера мраморной скульптурой — изваяниями древнегреческих богов и проч. В подобном интерьере используются исключительно дорогостоящие материалы: дерево ценных пород, бронза, серебро и позолота, редкие поделочные камни и т.п.
В таком интерьере наиболее уметсна мебель таких фабрик, как Loan, Mobles, Nova Serenissima.
Интерьер, выполненный в античном стиле, солиден и репрезентативен. В «антике» может быть оформлен интерьер серьёзного банка или дом весьма состоятельного человека, имеющего солидный вес в обществе. Схожи по «звучанию» и предназначению интерьеры, выполненные в ключе классики начала XIX века и ампира.
«Классика начала XIX века» отличается простотой и ясностью линий. Наиболее распространённая декоративная отделка для данного стиля — наборный паркет, стеновые покрытия спокойных тонов (используется, как правило, венецианская штукатурка и т.п.), потолочные розетки с лепниной, настенные росписи — фрески, картины в золочёных рамах.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель таких фабрик, как Fresno, Mobil, Selva, Hilton. В ампире используется позолота в сочетании с деревом дорогих пород, изображения грифонов, сфинксов и другие декоративные элементы. Ампир, название которого можно перевести как «имперский стиль» или «стиль Империи», тяготеет к военной и геральдической символике: мебель, стены, полы могут быть украшены изображениями лавровых венков, римских шлемов, скрещенных копий и т.п.
Подобный интерьер комплектуется, как правило, мебелью фабрик Colombo, S-lait, Mice, Mobili, Emergroup.
Ещё одно направление современной «классики» — интерьер, стилизованный под барокко. «Барочный» интерьер очень декоративен, если не сказать игрив. Барокко — это обилие позолоченной лепнины, завитков, сложных резных элементов, зеркал. Любимое цветовое сочетание барокко — белое с золотом, декоративное оформление, как правило, включает в себя роспись стен и потолка с изображением ангелочков и амуров, наборный паркет, мраморные скульптурные композиции «Убегающая нимфа», «Спящая наяда» и т.п. Барокко — более «женственный», легкомысленный стиль, он ассоциируется с роскошью и богатством.
С таким интерьером, как правило, хорошо сочетается мебель таких фабрик, как Silik, Asnaghi, Coleccion, Alexandra, Caspani, TiroGreroup, Barkokko.
В барочном ключе часто выполняются интерьеры дорогих отелей, антикварных магазинов.
Ещё одно направление архитектуры, относимое по большей части к «классике» современного интерьера — модерн начала ХХ века. Несмотря на то, что модерн не является классикой в строгом понимании этого термина, однако, в расхожем представлении модерн ей близок, поскольку его также отличает сочетание гармоничных пропорций и спокойных плавных линий.
Интерьер в стиле модерн отличается сложными изогнутыми линиями и формами, помещения как бы «перетекают» одно в другое, создавая плавный мягкий ритм. В отделке а-ля модерн присутствует множество декоративных элементов: резных перил, мозаичных панно, витражей, плафонов. Предпочтения модерна в материалах — тёмное, иногда состаренное дерево, цветное стекло, мозаичная смальта.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель таких фабрик, как Sellaro, Dekora, Il Loft, Ipe, Medea, Wommo.
Интерьер, стилизованный под модерн, наиболее уместен для человека творческой профессии — художника, музыканта; классический «сдержанный» модерн — типичная московская «профессорская» квартира. В стиле модерн часто оформляются художественные салоны.
Помимо использования того или иного «классического» стиля в чистом виде, очень часто «классический» интерьер представляет собой компиляцию нескольких направлений: например, столовая может быть выдержана в стилизованном ампире, спальни будут напоминать о модерне, а гостиная — выдержана в античном ключе.
Наиболее популярные «современные», т.е. не-классические стили — минимализм и хай-тек.
Сущность минимализма заложена в самом названии стиля: минимализм предполагает полное отсутствие декоративных элементов, лишних деталей и аксессуаров. Каждая составляющая интерьера в стиле «минимализм» должна быть оправдана: любой выступ или ниша должны нести определённую функциональную нагрузку. Выразительность минималистического интерьера достигается за счёт игры форм и объёмов, фактур и материалов (в минимализме часто используется стекло, контрастное сочетание матовых и глянцевых материалов). Минималистический интерьер может быть выдержан практически в любой цветовой гамме, при этом, как правило, используется не более 2-3 цветов (стены, как правило, обрабатываются в технике финишной отделки — венецианская и другие виды штукатурки).
Минималистический интерьер, как правило, комплектуется мебелью фабрик Lago, Colombo, Halia, Bolzan. Минималистический интерьер — интерьер квартиры молодого успешного человека или молодой супружеской пары. В общественных интерьерах минимализм — один из самых распространённых стилей, он уместен в оформлении торговых центров, Интернет-кафе, магазинов по продаже электроники и бытовой техники, — данный список можно продолжить.
Хай-тек, также как и минимализм, — достаточно молодой стиль. Его название происходит от английского сокращения hi-tec — высокие технологии. Стилистически хай-тек напоминает минимализм: то же отсутствие лишних декоративных элементов и аксессуаров. Хай-тек апеллирует простыми ясными объёмами и линиями. Отличительная особенность хай-тека — обилие металлических хромированных конструкций и элементов. Интерьер в стиле хай-тек может напоминать металлопрокатный цех или отсек космического корабля. Хай-тек, в отличие от минимализма, не бывает «мягким»: если в минималистический интерьер могут присутствовать элементы из дерева и других природных материалов, в хай-теке это практически исключено.
Наиболее подходящая мебель для интерьера в стиле хай-тек — Roncado, Krista-Lig, Kartel, Oliveki.
Архитектура Хай-тек, как и минимализм, в большинстве случаев, походит для интерьера дома современного молодого человека, — семейные пары, имеющие детей, как правило, предпочитают более спокойные стили: жёсткий хай-тек не слишком приспособлен для проживания маленького человечка. Также как и в минимализме, в хай-теке часто выполняются интерьеры магазинов оргтехники, молодёжных клубов, автосалонов и т.д.
Среди других современных и достаточно популярных стилей можно назвать ар деко и постмодернизм.
Ар деко — стиль, возникший в Америке времён Великой депрессии. В настоящее время после более чем пятидесятилетнего забвения, ар деко опять начинает приобретать популярность. Наиболее яркий пример ар деко в архитектуре — здание Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, в настоящее время в стиле ар деко выполнены интерьеры гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге. Ар деко — это причудливое смешение элементов ориентального и египетского стилей и индустриальной эстетики. Сочетание строгих прямых линий и изящных декоративных элементов, любовь к бронзе, полупрозрачным драпировкам и цветному стеклу делают ар деко стилем истинных эстетов.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель таких фабрик, как Colombo, Stait, Dekam, Lake.
Ар деко — абсолютно богемный стиль, в нём может быть выполнен интерьер мастерской художника или дом писателя-постмодерниста. В общественной архитектуре ар деко может быть использован для оформления интерьера стильного дорогого бутика, ресторана и т.п.
Постмодернизм — стиль, возникший в 60-е годы прошлого века. Постмодернизм представляет собой набор всевозможных стилей и элементов, смешанных без всякой видимой логики. Отличительная черта постмодернизма — самоирония: дизайнер-посмодернист может использовать в интерьере абсолютно любой предмет, совершенно изменив при этом его первоначальное назначение: так, гладильная доска может превратиться в чайный столик, а утюг — в цветочную вазу. У постмодернистского интерьера практически нет предпочтений в цветовой гамме или материалах, для его создания годится практически всё. Главное в таком интерьере — фантазия и креативное мышление художника.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель таких фабрик, как Move, Sapariti, Stark. Постмодернизм, также как ар деко, — стиль богемы и творческой элиты. В общественных интерьерах он подходит для клубов, магазинов «стильных штучек» и т.п.
Третья стилевая категория современной архитектуры — смешанные, компилятивные стили. Наиболее популярный из них — фьюжн. Фьюжн — наверное, самое молодое из современных стилистических направлений. Фьюжн — это компиляция самых различных стилей и направлений, так, этника здесь может соседствовать с классикой, а фахверк дополнять кантри. Интерьер, выполненный в стиле фьюжн, выглядит так, словно в доме выросло не одно поколение семьи путешественников. При этом интерьер фьюжн звучит очень современно, в нём нет архаичности или эклектики. Главная черта фьюжн — ощущение внутренней гармонии и необычайного уюта.
В стиле фьюжн используется практически любая мебель, в данном случае главное — сочетаемость. «Сфера применения» стиля фьюжн практически совпадает со сферой постмодернизма и ар деко.
Отдельное место среди современных стилей занимают ориентальные и экзотические. Среди ориентальных в настоящее время наиболее популярен псевдо-японский стиль: в нём выполняются как интерьеры кафе и ресторанов, так и квартиры. Этот стиль отличается простотой и лаконизмом форм, цветовая сдержанность и использование естественных материалов. Остальные экзотические стили не имеют широкого самостоятельного распространения, — чаще всего они встречаются во всевозможных компиляциях (исключение, естественно, составляют рестораны этнической кухни).
День ото дня интерьерная мода принимает все более изысканные формы выражения. Однако на фоне популярности современных направлений многие владельцы недвижимости по-прежнему тяготеют к классической обстановке. В частности, одним из ориентиров при создании дизайна интерьера остается искусство модерна и такая его разновидность, как ар-деко – стиль удивительно богатый и многогранный, в котором каждый может найти для себя нечто новое и оригинальное.
Ар-деко – стиль, который покорил мир в 20-30-е годы прошлого века, получил свое название в честь Парижской выставки современных декоративных искусств в 1925 году.
«Ар-деко» один из самых эклектичных стилей, смешивающий геометрические формы кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, стилизованные формы в духе «ар нуво» с искусством Древнего Египта, самые дорогие традиционные материалы (серебро, красное и черное дерево) с новыми материалами (бетон, хромированная сталь, алюминий, бакелит).
Для этого стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мебель украшается орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Для обивки используются экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската и крокодила. Кровати в стиле ар деко украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в настоящее произведение искусства и создает особую атмосферу изысканности и неги.
Для Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.
В более поздних формах, стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Например в России, в Сталинские времена были попытки перенять некоторые основы Ар Деко. Правда это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего Ар Деко есть и у нас. Например, многие станции метро в Москве и Санкт – Петербурге выполнены именно в этом стиле.
Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва» (Москва), трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко. Квартиры в этом стиле больше напоминают павильон коллекционера или мастерскую художника.
1.2. Интерьер и дизайн гостиниц
Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров.
Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.
Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы (рис.1)
Экологический комфорт в интерьерах создаётся, в основном, благодаря системам инженерного обеспечения гостиниц: вентиляция, кондиционирование воздуха, централизованные пылеудаление, отопление и др.
Экологический комфорт создаётся оптимальным для организма человека сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла. Например, в состоянии покоя или при выполнении лёгкой физической работы температура зимой не должна превышать 18–22, а летом 23 - 25°С; скорость движения воздуха зимой должна составлять 0,15, а летом 0,2–0,4 м/с; относительная влажность – 40–60%.
Важным компонентом микроклимата любого помещения является инсоляция (облучение помещений солнечными лучами и естественное освещение). Продолжительность инсоляции для многих помещений гостиниц в соответствии с санитарными нормами и правилами должна составлять не менее трёх часов в день. В помещениях гостиниц, где люди проводят большую часть суток, должен быть всегда чистый и свежий воздух и нормальный шумовой режим.
Рис.1. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы
Функциональный комфорт в основном обеспечивается оптимальным набором мебели и оборудования. Мебель является одним из активных компонентов в формировании интерьеров многих помещений гостиниц.
Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осуществление всех функциональных процессов жизнедеятельности человека: сон, питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др.
Таким образом, интерьер любого помещения гостиницы должен обладать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом.
Мебель и ее значение в интерьере гостиницы
Композиционные приёмы размещения мебели в помещениях этой группы зависят от размеров и объёмно-планировочного решения помещения, функциональных связей технологического процесса.
Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна решать основную задачу: создать максимум удобств при минимальной площади.
В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель: встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В результате такой меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов, облегчается уборка помещений и их эстетическое восприятие.
Первоочередная задача – проектирование композиции пространства. Это означает такое построение интерьера помещения, при котором отдельные элементы воспринимаются в определённой системе (стилевом единстве). В настоящее время наиболее распространены три приёма художественно-пространственной организации интерьеров гостиниц – стиль «ретро», современный и смешанный.
Интерьер в стиле «ретро» создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.).
Интерьер, решенный в смешанном стиле, содержит элементы двух предыдущих приёмов композиции пространства.
Декоративные и мебельные ткани
Большое декоративное значение в интерьере гостиниц имеют занавеси, гобелены, ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое решение и эмоциональную окраску помещений.
Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера. Практические функции занавесей заключаются в регулировании естественного освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума.
Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рассеивают и смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные условия для зрения. Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении – тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей может быть белым или чуть окрашенным, гладким или иметь малозаметные узоры. Выбор цвета зависит от цветового решения интерьера.
Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влияний. Цвет плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбираются с учётом всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей.
Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких занавесей должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны доходить до пола на 5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях средней плотности и тонких от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна.
Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна.
В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы: «пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся по преимуществу набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непосредственно связан со структурой материи, набивной рисунок как бы накладывается на ткань.
Рисунок тканей для гостиниц может быть геометрический и изобразительный. Но характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений.
Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной ткани, которая в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра.
Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами мебель наиболее органично входит в интерьер, отвечая общему убранству.
Ковры служат мягким и тёплым покрытием пола. Для одной кровати размер ковра достаточен 60 х 140 см; для двух кроватей, расположенные под углом, – 80 х 240 см; ковёр в торце спаренных кроватей должен быть не менее 60 х 200 см. Рекомендуются петельчатые и ворсовые ковры, однотонные или с рисунком.
Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивочным тканям, во многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений, предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления интерьера.
Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, – это комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели, применяемых в одном помещении. Из всех возможных вариантов можно к примеру рекомендовать следующий приём комплектации тканей.
Занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр – с мелким. Обивка мебели гладкая разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая – в колорите ковра и т.п.
Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость, транспортабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц. Нужно лишь отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его художественному средству.
Цвет в интерьере гостиниц
Одним из важнейших элементов интерьера является цветовое решение помещений – окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пластик, керамика, гипрокартон и др.). Цветовое решение интерьера создаётся с использованием принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма.
Цвет является активным средством архитектуры интерьера. Сочетанием яркости и цвета формируют пластику интерьера, а также его пространственную композицию.
Цветовое решение определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выбор цвета интерьеров гостиниц, являются природные условия, ориентация, архитектура здания и помещения, назначение помещений.
Конечно, учесть влияние всех этих факторов на цветовое решение интерьера невозможно. Однако некоторые характерные особенности гостиниц позволяют определить основные требования к цветовому решению их интерьера. Так, например, номера характеризуются небольшими размерами и большой насыщенностью мебелью и оборудованием. В плане номера могут быть квадратными и удлиненными. Для них необходимо выбирать такую цветовою гамму, при которой они производили бы впечатление свободных незатесненных.
Особенностью помещений вестибюльной группы является единство внутреннего пространства. Таким образом, цвет может быть использован как средство композиционного объединения пространства группы помещений. В то же время это единое пространство должно быть расчленено цветом на отдельные функционально обособленные зоны и помещения.
В зависимости от архитектурного замысла интерьера цвет должен подчеркнуть, выявить одни элементы, а другие, наоборот, замаскировать, облегчить зрительно или усилить ту или иную деталь конструкции помещения, видоизменить пропорции отдельных деталей или помещений.
Помещения гостиниц различаются по сроку пребывания в них и по назначению.
К категории помещений, предназначенных для длительного пребывания приезжающих, относятся номера; для кратковременного — помещения вестибюльной группы и группы связи. По назначению помещения подразделяются на следующие группы: приемные помещения — вестибюль, операционный холл, бюро оформления; помещения для отдыха — холлы; проходные помещения — лестницы, лифтовые холлы, коридоры; жилые помещения — номера. Каждой группе помещений необходимо дать четкую цветовую характеристику, соответствующую их назначению.
Немаловажное значение играет цвет как средство ориентировки приезжающих. Архитектор М. Я. Гинзбург, например, считал, что с этой целью различным помещениям и даже этажам следует придавать различную окраску. Так, совершенно не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаются. Использование цвета как средства ориентировки приезжающих особенно необходимо в больших гостиницах, в которых можно легко нарушить эксплуатационный режим, внести суету и беспорядок. Цветом можно выделить место дежурного администратора, лифты и лестницы; различную цветовую характеристику могут иметь коридоры и холлы разных типовых этажей.
Цветовое решение интерьера гостиниц необходимо выбирать с учетом гигиенических требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать в чистоте, а горизонтальные поверхности мебели должны быть темными, что позволяет легко заметить на них пыль. Обивка мебели и декоративные ткани должны исключать серые и бурые цвета, которые производят впечатление недостаточной свежести.
Нельзя с полной достоверностью определить те сочетания цвета, которые вызывают в нас именно те ощущения и создают то настроение, которые отвечали бы требованиям к цветовому решению гостиниц. Однако, используя данные исследований цветоведов, можно оценить цветовое решение интерьера со следующих точек зрения:
действует возбуждающе, успокаивающе или угнетающе;
воспринимается холодным или теплым, светлым или темным;
создает впечатление затесненного или свободного, единого или расчлененного объема;
вызывают детали архитектуры ощущение тяжести или легкости.
Критериями оценки цветового решения интерьера гостиниц с этих позиций будут являться различные свойства цвета и характер его воздействия на человека. Известно, что красный, оранжевый, желтый цвета создают ощущение тепла; голубой и фиолетовый — холода. Светлые цвета более веселые, темные более печальные. Теплые цвета возбуждают, холодные успокаивают. По степени возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком они расположены в спектре, - интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны. Наблюдается переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зеленый, находящийся в середине спектра, - цвет физического равновесия. В общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводятся к следующему: красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызывает повышенные эмоциональные реакции, голубой — холодный цвет, действует успокаивающе; зеленый — освежающий цвет, успокаивает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаивает, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его надо употреблять с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый—печаль; черный, если он употребляется один, угнетает; белый — холодный цвет.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц
Гостиничные комплексы представляют собой сложные, зачастую уникальные сооружения. Их размещение в планировочной структуре города является сложным и ответственным процессом. Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопределяется целым рядом факторов (рис.2).
Рис.2. Основные факторы, предопределяющие выбор участка
для размещения гостиничного комплекса
Участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, прежде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости. Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит процесс проектирования и строительства гостиничного здания.
Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскурсионных автобусов, автомашин.
Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров.
К участкам для размещения гостиничных комплексов следует предъявлять и архитектурно-ландшафтные критерии: наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер.
Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса, является его экологическая комфортность. Он ни в коем случае не должен размещаться в экологически кризисных зонах городов. Его санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответствовать нормативным требованиям.
При выборе участка следует также учитывать наличие городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инженерным городским сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижает объём стоимости строительства гостиничных комплексов.
Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса прежде всего зависит от типа гостиницы и её вместимости. Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Дифференциация гостиниц по вместимости во многих странах мира различна. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми; 100-200 мест – средними; более 200 мест – крупными. В США гостиницы до 100 номеров считаются малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными.
Мировой гостиничный фонд размещён, в основном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) – 2150 номеров, «Космос» (Москва, Россия) – 3354 места.
Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую экономическими соображениями. При увеличении вместимости гостиниц появляется экономическая целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению удельно-строительных затрат.
Вместе с тем, отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом, в основном, считают вместимость около 2000 мест.
Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др.
В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и пр.
Здания гостиниц предназначены для кратковременного проживания людей с целью осуществления различных видов деятельности. Это могут быть деловые контакты во время командировок (производственные на различных предприятиях и коммерческие с целью осуществления различных сделок), участие в работе совещаний, конференций, симпозиумов и др., туристические поездки с целью ознакомления с природными достопримечательностями, историческими и архитектурными памятниками (города, региона, страны); поездки с целью отдыха, курортного лечения, оздоровления, а также для осуществления спортивных соревнований и др.
Функциональное назначение гостиниц оказывает большое влияние на их размещение в планировочной структуре города. Градостроительный анализ размещения гостиниц в планировочной структуре больших, крупных и крупнейших городов позволяет выделить несколько характерных приёмов их размещения (рис.3).
Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3 – 4 входов.
Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.
Размещение гостиниц: 1 - в центре города; 2 - на территориях, прилегающих к центру; 3 - в центре жилых районов и микрорайонов; Д - на пороге города; 5 - за пределами города
Рис. 3. Модель размещения гостиниц в планировочной структуре города.
Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автотуристов. Они, в основном, размещаются на основных автомагистралях города, в зоне въезда в большие города.
Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далёких подступах к нему.
Загородное расположение гостиниц также порождает известные сложности, связанные с доступностью центра города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рассчитанных и на обслуживание городского населения.
Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит ещё и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу всех вспомогательных служб.
Функциональные схемы гостиниц строятся с учётом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах. Принципиальные схемы функциональной организации гостиниц различной вместимости приведены на рис.4 и 5.
Рис. 4. Схема функциональной организации малой гостиницы:
1 - администрация, 2 - дежурный администратор, 3 - портье, 4 - телефонная станция,
5 – вестибюль, 6 - бар, 7 - зал для завтраков, 8 - буфет, 9 - раздаточная, 10 - заготовочные, 11 - склады, 12 – подсобные помещения, 13 – помещения персонала, 14 – номера
Рис. 5. Схема функциональной организации высоко комфортабельной гостиницы большой вместимости: 1 – дирекция, 2 – бухгалтерия, 3 – касса, 4 – телефонная станция, 5 – туалет, 6 – администрация, 7 – дежурный администратор, 8 – портье, 9 – щитовая, 10 – вестибюль, 11 – ресторан, 12 – бар-кафе, 13 – зал для конференций и банкетов, 14 – клубное помещение, 15 – зал для завтраков, 16 – гардероб, 17 – кухня, 18 – заготовочные, 19 – помещение персонала, 20 – раздаточная с подъёмником, 21 – склад, 22 – гараж, 23 – подсобные помещения, 24 – хранение багажа, 25 - номера
В связи с тем, что современные лучшие гостиницы представляют собой многофункциональный комплекс, в который включены и собственно гостиничный фонд, и залы (выставочные, банкетные, конференц-залы и др.), и многочисленные пищевые блоки. Поэтому в отечественной и зарубежной практике, учитывая возрастающее общественное значение гостиниц, в последнее время развивается тенденция строить новые гостиницы как композиционные центры жилых районов и микрорайонов.
Для эффективной планировочной организации различные помещения гостиницы группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними чёткие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней.
2.2. Роль интерьера и дизайна гостиниц на гостиничное предложение
Мебель. Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную).
Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортностью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение гостиниц – номенклатуру мебели.
Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гостиницы. Жилая площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9–18 м², однокомнатного двухместного – 12–25 м², в зависимости от категории гостиницы.
Приёмы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации номера и его жилой площади, расположения оконных и дверных проёмов.
Наибольшей сложностью отличается меблировка однокомнатного номера, так как совмещает функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется встроенным шкафом и вешалкой.
Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера определяется их функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и журнальный столик) – в зоне просматриваемости от дверей; подставка для чемоданов – ближе к двери или блокируется с рабочим столом.
Размеры функциональных зон номера определяются с учётом разрывов между мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в поперечном направлении складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним креслом равен 150 см (ширина журнального столика – 60 см, разрыв от столика до кресла – 30 см, ширина кресла – 60 см).
Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины кровати – 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см.
Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудованные кроватью, комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для чемодана, диваном-кроватью. Диван-кровать служит в качестве дополнительного спального места и имеет тумбочку для постельного белья.
Меблировка 3–4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудняет функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати, особенно в молодёжных гостиницах.
Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отделяются друг от друга раздвижными и складывающимися перегородками, открытыми или застеклёнными дверными проёмами. Рациональная меблировка спальни определяется островным размещением кроватей, пристенным шкафом; в гостиной размещением мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а мебель для работы может включать навесной подоконный рабочий стол, являющийся одновременно подставкой для телевизора.
Жилая часть трёхкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета. Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнатным, но здесь зона работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями. При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей – подставка для багажа. Трёхкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом уровне гостиная, прихожая, санузел, кухня-ниша, а на втором – спальня, кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на первом уровне.
Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть скомпонованы из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения совещаний, собраний, для чего между номерами устанавливаются раздвижные перегородки и используется трансформирующаяся мебель (например, кровать-шкаф).
Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шкафом, вешалкой и зеркалом.
В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в однокомнатных и простым проёмом.
В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешалка с полкой для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зеркало, выделить место для платяной щетки.
Мебель в гостиницах категории 3, 4 и 5 звёзд обычно отделывается фанерованным деревом дорогих твёрдых пород, применяются прочные покрытия, полировка и лакировка; для мебели II класса – окрашивание и лакировка.
Цветовая гамма. Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходимо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её психологического воздействия на человека:
1) При решении пространственной композиции интерьера большое значение имеют явления выступания и отступания цветов.
Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные — отступающими.
Таким образом, явление выступания—отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений.
2) Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке номеров имеет объединяющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Интерьер номера станет организованнее и лаконичнее.
При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора.
3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера.
4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой — по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй — в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования.
Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения — горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту.
5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цветовых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета. Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тяжесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматическим, и к хроматическим, и к цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщенности; из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими.
Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью.
Озеленение гостиниц. Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства, усовершенствовать его функциональную организацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях.
Различают активную нейтральную системы озеленения. Так, в зоне работы создают нейтральную систему озеленения, а в зоне отдыха – активную. С помощью озеленения выполняют разделения пространства на зоны.
Наиболее широко в гостиничных помещениях используют озеленение в вестибюлях, холлах, коридорах, ресторанах, кафе и в номерах.
В гостиницах с высоким уровнем комфорта в вестибюлях создают зимние сады. Для озеленения интерьеров применяют, как правило, следующие виды растений:
декоративно-лиственные;
декоративно-цветущие;
вьющиеся и ампельные;
суккуленты.
Включение озеленения в интерьер осуществляется как созданием естественных (живых, засушенных) природных композиций, так и искусственных.
Наиболее широко используются декоративно-цветущие растения, ампельные, а также применяются эпифитные растения, т.е. растения (засохшие деревья), используемые для крепления других растений, особенно ампельных.
К озеленению следует также отнести и стоящие в вазах живые цветы. Они всегда украшают интерьер, вносит уют, создают приятную атмосферу и повышают художественное качество декоративного убранства. Цветы рекомендуют ставить в гостиных многокомнатных номеров-люксов и в общих гостиных, холлах, на столах администраторов и дежурных по этажу, на столиках кафе и ресторана. Везде будут уместно и празднично выглядеть даже самые скромные букеты или веточки растений.
Большое внимание уделяется искусству составления букетов (икебане). В икебане есть свои законы, принципы и правила, помогающие при составлении букета. Основным является закон пропорциональных соотношений и цветовых гармоний. Закон пропорциональных соотношений основан на принципе золотого сечения: меньшее так относится к большому, как большое ко всему целому. Пропорциональные отношения принимаются между элементами растительной композиции и между букетом и вазой.
В букете составляется нечётное количество цветов, между высотами которых выдерживаются соотношения: длина самого низкого цветка равна 2/3 длины среднего, а длина среднего составляет 2/3 длины высокого цветка. Превышение букета над вазой составляет 2/3 общей высоты композиции, если ваза высокая; если ваза низкая, то высота букета в два раза больше диаметра вазы. Такое соотношение между элементами композиции получило название «линия Хогарта» по имени английского художника (рис.6). каждый цветок был виден, чтобы ни один не мешал почувствовать особенность формы, цвета и своеобразие другого.
Подбор цветов и зелени, выбор подходящей по величине и форме вазы или вазочки всегда является декоративной задачей, показателем хорошего художественного вкуса.
Освещение и декоративное убранство интерьера. Освещение необходимо для выделения декоративных элементов интерьера. Вместе с тем свет сам может быть декоративным элементом. В последнем случае используются такие его свойства, как яркость, световой ритм, цветность, с помощью которых можно создать иллюзию декоративной отделки поверхности. Если ровная поверхность ассоциирует у нас с неизменной ее яркостью, то рельефная кажется нам разной по яркости (грани рельефа образуют резкий переход яркостей, криволинейные формы — постепенный переход от одной яркости к другой).
Использование цветности освещения всегда привлекало внимание архитекторов, работающих над интерьерами общественных зданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы.
Эстетическая организация среды, или достижение красоты интерьера, включает множество разнообразных задач. Главные из них – это композиция пространства, цветовое решение и отделка поверхностей, хозяйственная (дизайнерская) форма оборудования и мебели, решение декоративных деталей, освещение, озеленение и др.
Большое внимание в гостиницах (особенно 4 и 5-звёздных) уделяется достижению эстетического комфорта. Он создаётся благодаря художественно-пространственной организации процесса жизнедеятельности человека с помощью целого ряда средств.
Для современных номеров характерно рациональное использование площадей. В небольших помещениях не должно быть впечатления тесноты. Большое значение в этом принадлежит цвету. Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цветам, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и тяжести. При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентироваться на использование легких сочетаний. При выборе окраски гостиниц, где приезжающему приходится проходить ряд помещений, последовательный цветовой контраст можно использовать для усиления декоративности интерьера. Цвет интерьера следует выбирать с учетом природных условий (ландшафт, освещенность, колорит среды и т. д.), архитектуры окружающих зданий, а также и самой гостиницы.
Кроме функциональных задач, которые необходимо учитывать при цветовом решении интерьера, необходимо также добиваться гармоничного сочетания цветов всех элементов интерьера.
Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную).
Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортностью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение гостиниц – номенклатуру мебели.
Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства, усовершенствовать его функциональную организацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях.
Эстетический комфорт предопределяет положительный эмоциональный настрой человека. Это обеспечивается благодаря средствам и приёмам, с помощью которых достигается объединение всех элементов интерьера в единое для восприятия целое. Эстетический комфорт интерьера зависит, в первую очередь, от гармоничности предметно-пространственного окружения, от того, насколько достигнута целостность и согласованность его элементов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспектива, сертификация. – К.: ВИРА-Р, 2001.
Байлик С.И. Проектирование и эксплуатация гостиниц. – К., 2001
Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование экологического туризма. М: Финансы и статистика, 2000.
Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. – Ось –89, М., 2001
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
Колчанова Г.И. Интерьер современных гостиниц «Издательство литературы по строительству» М.: 2001
Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Современная концепция экотуризма. // Экотур. 2002 - №3.
Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Что такое экотуризм? // Экотур. 2002 - №2.
Лукьянова Л.Г. Интерьер гостиниц. – К.: Высш. шк., 2001
Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. ПрофОбрИздат, М., 2001
Ляпина И.Ю. Организация и технология туризма. - М.: ПрофОбрИздат, 2001.
Манучарова Н.Д. Мебелировка и эстетическое оформление гостиниц «Выща школа», 2000
Москалёва В.Н. Гостиницы большой вместимости. – Челябинск, 2000
Основы туристской деятельности / Сост. Г.И.Зорина, Е.Н.Ильина и др. – Советский спорт, М., 2000
Туризм и гостиничное хозяйство / Под редакцией А.Д.Чудновского. – М., 2001
Туризм как вид деятельности / Под ред. В.А.Квартального, Е.В.Зорина – Финансы и статистика, М., 2001
Экологический туризм как вид туризма. Учебник под редакцией проф. Чудновского А.Д.- М.: ЭКМОС, 2003
Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003