Курсовая Значение фольклора в патриотическом воспитании детей
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение
I. Теоретический аспект патриотического воспитания
1.1. Определение понятий «Патриот» (из разных словарей)
1.2. Значение фольклора в патриотическом воспитании
II. Система средств, способствующая патриотическому воспитанию
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.
«В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. В результате распространение получили различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм", "сионизм", "антисемитизм", "космополитизм" и т.д.» [4,61]. В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [4,62]
В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).
Объектом нашей работы является патриотическое воспитание, Целью исследования выступает патриотическое воспитание детей и подростков средствами фольклора.
Задачи, которые мы ставим перед собой, таковы:
1) рассмотреть теоретический аспект процесса патриотического воспитания;
2) исследовать значение фольклора в патриотическом воспитании детей;
3) выделить основные средства фольклора, способствующие патриотическому воспитанию.
I
. Теоретический аспект патриотического воспитания
Гасанов З.Т. в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам» [4,62].
Дружба народов Российской Федерации — это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.
Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.
В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.
Цели образования и воспитания в многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этно-конфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом нужно понимать ,что общество может ставить достижимые цели, если оно «пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов».
Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.
Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, З.Т Гасанов определяет следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:
· любви к Отечеству – Российской Федерации и ее многонациональному народу;
· российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
· уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
· любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
· уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;
· уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;
· дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;
· уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
· глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
· уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
· глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
· уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
· уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
· уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;
· непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
· веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;
· уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер [4, 63].
Не менее важны принципы воспитания патриотизма. З.Т. Гасанов выделяет следующие принципы патриотического воспитания в современной России:
· укрепление единства и целостности Российской Федерации;
· учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);
· сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
· содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
· содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
· развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;
· обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;
· обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
· укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;
· гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
· сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
· обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;
· формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
· предотвращение межнациональных конфликтов;
· учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;
· распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;
· учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;
· сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
· учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;
· защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;
· овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства [4,64].
1.1 Определение понятия «патриот» (с разных словарей)
Патриотизм и патриот – явления, рассматривающиеся многими науками: психологией, педагогикой, философией, политологией, историей и т. д.
Но, во-первых, при исследовании данных понятий нужно узнать, как понимают их авторы различных толковых словарей.
Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова: «Патриот, а, м. [греч. patriōtēs – земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей страны» [27,67].
Толковый словарь В. Даля: «Патриот, -тка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к отчизне» [20, 24].
Также явление патриотизма рассматривают энциклопедии и узконаправленные словари. Большинство данных изданий дают определение только патриотизма.
Большая советская энциклопедия: «Патриотизм, любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [18,282].
Большой энциклопедический словарь: «Патриотизм, любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [19,885].
Словарь современного русского языка: «Патриот, человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершение подвигов во имя интересов своей родины // О том, кто предан чему-либо, горячо любит что-либо» [25,295].
Словарь иностранных слов: «Патриот [< греч. рatriōtēs – земляк, соотечественник], человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [23,376].
Словарь по социальной педагогике: «Патриотизм (греч. рatris –родина, отчество), любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» [24,194].
Педагогический энциклопедический словарь: «Патриотизм, любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется его нравственное значение» [21,185].
Философский словарь: «Патриотизм, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [28,335.
Советская военная энциклопедия: «Патриотизм, любовь к отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, защищать его от врагов» [26,249].
Политический словарь: «Патриотизм (patriotism), любовь к своей стране или горячая защита её интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий, он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер» [22,428].
Как мы видим из вышеизложенных определений, понятия патриотизма и патриота как человека, являющегося сторонником данного мировоззрения, понимаются многими науками одинаково, хотя некоторые из определений имеют свои нюансы (например, если педагогика рассматривает патриотизм как чувство любви к родине, то философия – как нравственный принцип, содержащий в себе чувство любви к родине; политология изучает явление патриотизма во взаимодействии с другими политическими направлениями).
Для нашей работы наиболее важными являются определения, данные толковыми и педагогическими словарями.
1.2 Значение фольклора в патриотическом воспитании
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»
Приведённые слова, как нам кажется, полностью отражают масштабы значения использования фольклорной мысли в процессе воспитания современных школьников.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.
«Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе. Народная педагогика, воплощенная в фольклоре, попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания. Причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех» [6,5].
Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в школе — с первых «азбучных» шагов учащегося.
В народном творчестве проявляется основная особенность нации – общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн» [7,344].
Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона» [7,344].
Действие в фольклорных текстах обычно разворачивается в определённом месте Русской земли:
Ой, вы, горы, горы Воробьёвские…
Ох, ты, степь, чисто поле, степь Саратовска…
Как за реченькой за Камышинкой…
Поэтически характеризуется русская природа. Причём из текста понято, что природа именно русская, так как присутствуют символы русской природы: чистое поле, берёза, калина. Так же поэтически говорится и о русских городах. В былинах Новгород – славный и великий, Чернигов – славный, «ах, ты, батюшка, Ярослав-город…».
В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
«Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава)» [7,344]. Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость.
Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.
Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» [7,137]. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.
В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.
В. Куц и А. Замостьянов в своей статье « Воспитание и фольклор: возвращение к истокам», исследуя влияние фольклора на ребёнка, приводят в качестве примера кулачные бои на Руси и участников боёв, символизирующих народного, былинного героя: «История кулачного боя, многообразный метафорический смысл, который таится в этом старинном искусстве, — содержательный феномен, в котором смыкаются прошлое и будущее» [8,228].
Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен такой образ.
Традиционный русский кулачный бой не только участниками, а и зрителями воспринимался во множестве контекстов одновременно. «Это и демонстрация наличия силы, необходимой для защиты семьи, рода, общины и здоровья как основы продолжения рода. Это и свидетельство результатов выучки (не обучения, а именно выучки), ради которой и отдавали своих детей в обучение. Это и показ новым поколениям уровня мастерства, к которому они должны стремиться. Это и дополнительные основания для выбора женихов да работников. Это, наконец, просто эстетически понятное и нравственно полезное зрелище, в отличие от роботизированного насилия, заполонившего сегодняшние «произведения искусства» [8,229].
Авторы работы рассматривают кулачного бойца в деле с разных позиций: видеть всё происходящее его собственными глазами, глазами соратников и противников, глазами детей и подростков, глазами молодых и стариков.
Исследователи приводят пример кулачного бойца из литературы как естественного продолжения фольклорной мысли. В «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова черты русских кулачных бойцов в сопоставлении с прочими их человеческими качествами обобщались в собирательных образах. «На фоне обстановки, других людей и действий этот образ становился и обобщением, и оценкой этого обобщения, и моделью-эталоном для формирования и выбора собственных будущих целей, и эмоциональным стимулом для достижения этих целей. Такой образ — это связь прошлого и будущего: прошлого опыта и будущих достижений» [8,231].
В чём же выражается незаменимость образа кулачного бойца? По мнению исследователей, в образе кулачного бойца не было места злобе, ненависти, презрению, не было и стремления к разрушению, уничтожению. В традиционной русской культуре образ кулачного бойца — это образ защитника — сильного, ловкого, великодушного и заботливого. И былинные богатыри думали не о своей победе, а о защите тех, кто стоял за их спинами, о защите своей родины. «К этому надо добавить, что культура русского кулачного боя подразумевала завтрашнее дружеское сотрудничество в хозяйственных работах с сегодняшним «противником» по праздничному бою» [8,234]. Стремление к совершенству не переходило в стремление к чемпионству. Совершенство меряется собой и своим прошлым, чемпионство — соотношением с другими претендентами.
Восприятие образа кулачного бойца ориентировано не только на его внешние действия, но и на стоящую за ним культуру и направляющий всё это интеллект.
Кулачный боец, богатырь неагрессивен, его цель – защитить себя, свою семью, свою деревню, свою Родину, результаты своего труда. Боец дипломатичен, он стремится сохранить мир любыми путями, прийти к дружеским отношениям, а не к отношениям врагов. Об этом упоминалось и в статье З.Т. Гасанова «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания»: дружба народов в такой многонациональной стране, как Россия, очень важна, дружба между народами, живущими в едином государстве рассматривается в контексте российского патриотизма. «Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет» [4,61]
«Русские эпические богатыри — это крестьяне-пахари. Крестьянин с точки зрения боевого мастерства всегда любитель, а не профессионал. Он не хочет воевать, он хочет возделывать свою землю, выращивать хлеб и жить мирно» [8,234].
Воспитательное значение этого образа велико, в нём слиты воедино интеллект, культура и деятельность.
Эпос героизирует и военную доблесть, и политическую мудрость, терпеливость, взвешенность (высокая оценка этих качеств отразилась во всём русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках). «Эти психологические типы русских героев дошли до наших дней: на описании их противостояния и сотрудничества строится большая часть отечественной героики» [8,234].
Также авторы приводят пример другого бойца – бойца стеношного боя. «Стеношный бой в отличие от дуэли формирует такие взаимоотношения, как взаимодействие, взаимопомощь, взаимовыручку» [8,234].
В статье высказывается мысль о том, что образы былинных героев по своему воспитательному значению можно поставить в один ряд с образами выдающихся деятелей России. «Пытливость русского ума, тянущегося к учению и прогрессу, прославлена национальными героями, которые встали вровень с былинными богатырями и историческими ратными героями — М.В. Ломоносовым, Ю.А. Гагариным, сотнями учёных, инженеров и рабочих, создававших ракетный щит Отечества» [8,236].
В данной главе мы изучили понятие «патриотизм» и «патриот», рассмотрели цели, задачи и принципы патриотического воспитания, а также выяснили, что народная культура незаменима для воспитания детей настоящими патриотами. Фольклор предлагает детям познакомиться с прошлым своей родины, с культурными и моральными ценностями своих предков в форме игры или в форме литературного произведения.
. Система средств, способствующих патриотическому воспитанию
Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.
Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.
П. И. Пидкасистый выделяет средства, отвечающие основным социокультурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.
При отборе средств для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:
Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу...».
Функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления.
Функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.
По мнению П.И. Пидкасистого, для педагога наилучшим вариантом является не подбор трёх средств, выполняющих каждую функцию, а совмещение трёх функций в одном предмете. «Трёхфункционаьное средство явялется педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов» [12,568].
Также любое средство выполняет функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Это обусловлено тем, что в процессе совместной деятельности педагога и детей средство влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая при этом уровень социально-психологических отношений, на фоне которых разворачивается ход деятельности.
«… Нельзя понимать «оптимальное средство как некий предмет, который природа наделила способностью быть таковым. Наделяет педагогическими функциями предмет сам педагог, именно педагог преобразует любой объект мира в воспитательное средство. И делает это он путём тонкой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта: взглянув на него с позиции человеческой жизни, а значит, значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как носитель ценности современной культуры… Педагог мыслью взлетает вверх над миром, абстрагируясь от предметности мира, обозначает значимость объекта для человечества ценностной категорией, а далее вновь «опускается» в предметный конкретный мир и уже с позиции выявленной ценности взирает на предмет, событие, явление, случай, вещь, слово» [12,569].
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как эти средства слишком разнообразны.
Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:
1) аудиальный (лат.audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
2) визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись;
3) кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.
В практике, в основном, наблюдается единство аудио-, визуально-, кинестетических средств. Но один из каналов всегда доминирует, поэтому танец, например, считается кинестетическим средством, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен (аудиальная составляющая), классическая музыка – аудиальное средство, хотя поза, в которой дети слушают музыку, не менее важна (кинестетическая составляющая).
Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно. «Средство само по себе не оказывает как бы предписанного ему влияния. Нет ни «хорошего», ни «плохого» средства. Оно полностью подчинено методу» [12,570].
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.
Значительную роль в системе средств патриотического воспитания играют фольклорные средства.
С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения.
«Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде».
Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичнее, запоминающиеся текст, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.
Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво – что очень важно при достижении эффективности воспитания – к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.
Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают ребёнка, но и передают нравственнее основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Не меньшее значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление художественными средствами — через уподобление; метафорическое описание предмета. Добавим к этому ещё и пословицы и поговорки, которые так же, с детских пор, наставляли, приобщали к неписаным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей.
Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.
При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.
В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.
Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку» [6,7]. Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.
Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.
Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. «В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям» [6,7]. Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину. Если вспомнить образ кулачного бойца, о котором мы уже говорили выше, его незаменимость для воспитания патриотического чувства молодого поколения, то нужно сказать, что наиболее ярко образ кулачного боя и участников его можно передать с помощью инсценировки этого события.
Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.
В старшем школьном возрасте патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти. В исторических песнях рассказывается о выдающихся деятелях России: О Петре I, Суворове, Кутузове.
Отдельно нужно сказать о жанре былин. В образе богатыря, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:
«… а смелостью да в Илью Муромца…»,
дипломатичность:
«У Добрыни вежество рождённое и учёное…
Умеет Добрыня слово молвити,
Перед тем царём Батырём поклонитися,
Поклонитися умеет и похвалитися.
Не дорого ничто, дорого вежество»,
желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии:
«Говорит Илья да таковы слова:
Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобою сражатися,
Я желаю с тобой побрататися. –
Святогор богатырь соглашается,
Со добра коня да спущается,
И раскинули они тут бел шатёр,
Сошли они оба на белый шатёр,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Обнялись они, поцеловалися, –
Святогор богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат».
Также в текстах напрямую даётся наставление читателю: «Учися вежеству».
Жанр предания также можно использовать в процессе воспитания.
Предание рассказывает о каком-либо событии, которое свершилось очень давно; здесь в прозаической форме повествуется о героях, их смелых поступках. Практически во всех преданиях воспевается мужество и сила богатыря, сражающегося с недругом, спасающего Родину от врагов. Так, в предании «О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином» рассказывается о простом юноше из народа, избавившего свой народ от нашествия печенегов. Примечательно, что героем предания является именно выходец из народа, не князь и даже не прославленный богатырь: «… Пришёл к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его ещё не бросил оземь».
Таким образом, в данной главе мы выяснили, что патриотическое воспитание можно проводить при помощи самых разных средств. Средства народной культуры в данном направлении воспитания имеют огромное значение. Воспитание фольклором должно начинаться в семье, с самого рождения. Пословицы и поговорки, загадки, былины, исторические песни – все эти жанры несут в себе воспитательный момент. Пословицы в краткой форме выражают народную мудрость, былины рассказывают о богатырях – защитниках Родины, исторические песни воспевают выдающихся деятелей России.
Заключение
Итак, в нашей работе мы исследовали процесс патриотического воспитания в аспекте использования фольклорных средств для достижения целей патриотического воспитания.
Мы выяснили, что воспитание патриотизма, чувства патриотизма как крайне важного для формирования всесторонне развитой личности в России после периода перестройки вновь приобретает очень большое значение. Воспитательный процесс показывает патриотизм как стремление защищать свою Родину, интересы своей родной страны, а также как отношения дружбы и сотрудничества между народами, населяющими многонациональную Россию, уважение к представителям других наций, уважение к законам собственной страны и к законам других государств, уважение к общенациональным ценностям, уважение к родному языку, истории родной страны, достижениям и ценностям предков.
Также мы выяснили, что воспитывать патриотов можно при помощи самых разных средств. Значение фольклора в системе патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребёнок знакомится с самого рождения (песенки-пестушки, прибаутки, колыбельные). Далее в процессе игры дети узнают о жизни своих предков, о быте, о героях, о битвах с врагами, о стремлении людей защищать свою Родину от врагов.
Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Для каждой возрастной группы можно подобрать средства, которые могут донести до ребёнка в понятной ему форме моральные ценности его народа. Если совсем маленькому ребёнку поют колыбельные песни, развлекают пестушками, потешками, детей дошкольного и младшего школьного возраста можно воспитывать при помощи загадок, сказок, пословиц и поговорок. Старшим школьникам, уже изучающим историю, можно предложить ознакомиться с былинами, историческими песнями, из которых дети смогут узнать о героях, защищавших Родину.
Список использованной литературы
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 212 с.
2. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 98 с.
3. Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.
4. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
5. Горбунов, В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – №2. – с. 38 – 41.
6. Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград, 1997. – 54 с.
7. Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
8. Куц, В., Замостьянов, А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам // Народное образование. – 2005. – №1. – с. 227 – 236.
9. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – с. 2 – 8.
10. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. – Минск: Нар. асвета, 1968. – 101 с.
11. Осипова, Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель. – 2007. – №3. – с.63 – 67.
12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006. – 604 с.
13. Полежака, С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности // Наука – производству. – 2006. – №6. – с. 15 – 16.
14. Попов, А.И. Формирование образа Родины у младших школьников. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 55 с.
15. Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание – основа ценностной ориентации современной молодёжи // Внешкольник. – 2007. – №1. – с. 32 – 33.
16. Русский фольклор. Хрестоматия. – М.: Наука. – 2003. – 480 с.
17. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания // Внешкольник. – 2007. – №1. – с.25 –28.
Словари и энциклопедии:
18. Большая советская энциклопедия. Т.19. – М.: Советская энциклопедия. – 1975.
19. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
20. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3 – М.: Терра, 1995.
21. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
22. Политика. Толковый словарь. – М.: Весь мир, 2001.
23. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980.
24. Словарь по социальной педагогике. – М.: Академия, 2002.
25. Словарь современного русского языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
26. Советская военная энциклопедия. – М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1978.
27. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Терра, 1996.
28. Философский словарь. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.
Приложение
Загадки:
Белый белян,
На тарелке не бывал,
А всяк его едал. (Молоко матери).
Поговорки:
В каждом селенье своё заведенье.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Где деревня – тут и вера.
Жить – родине служить.
Матушка Москва белокаменная.
Мила та сторона, где пупок резан.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
С родной земли – умри не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Своя печаль чужой радости дороже.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Человек без родины – что соловей без песни.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
В согласном стаде волк не страшен.
Былины. «Святогор».
На тех горах высоких,
На той на Святой горе,
Был богатырь чудныи,
Что ль во весь же мир он дивныи,
Во весь же мир был дивныи,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.
Хотел узнать казак наш Илья Муромец
Славного Святогора нунь богатыря.
Отправляется казак наш Илья Муромец
К тому же Святогору тут богатырю
На тыи было горы на высокие.
Приезжает тут казак да Илья Муромец
А на тыи было горушки высокие,
Ко тому же Святогору да богатырю,
Приезжает-то к ему да поблизёхонько
А й поклон ведёт да понизёхонько:
– Здравствуешь, богатырище порныи,
Порныи богатырь ты да дивныи!
– Ты откуда, добрый молодец,
Как тя нарекают по отечеству?
– Я есть города нунь Муромля
А села да Карачаева,
Я старыи казак да Илья Муромец.
Захотел я посмотреть Святогора нунь богатыря:
Он не ездит нунь на матушку сыру землю,
К нам богатырям да он не явится.
Отвечает богатырь было порныи:
– Я бы ездил тут на матушку сыру землю, –
Не носит меня мать сыра земля,
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам да по высоким,
Да по щелейкам по толстыим.
А ты старый казак да Илья Муромец
Мы съездим же-ка нунечу по щелейкам,
А поездим-ка со мной по святым горам,
Ездили они по многу времени,
Ездили они да забавлялися.
[…]
Из-под далече-далеча, из чиста поля
Выезжал старой казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидел он Святогора богатыря…
Говорит Илья да таковы слова:
– Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися. –
Святогор богатырь соглашается,
Со добра коня да спущается,
И раскинули они тут бел шатёр,
Сошли они оба на белый шатёр.
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Обнялись они, поцеловаолися,–
Святогор богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Предание.
О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином.
В год 6500 (992). Пошёл Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом? И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришёл к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытай меня: нет ли большого и сильного быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.
Загадки:
Белый белян,
На тарелке не бывал,
А всяк его едал. (Молоко матери).
Поговорки:
В каждом селенье своё заведенье.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Где деревня – тут и вера.
Жить – родине служить.
Матушка Москва белокаменная.
Мила та сторона, где пупок резан.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
С родной земли – умри не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Своя печаль чужой радости дороже.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Человек без родины – что соловей без песни.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
В согласном стаде волк не страшен.
Былины. «Святогор».
На тех горах высоких,
На той на Святой горе,
Был богатырь чудныи,
Что ль во весь же мир он дивныи,
Во весь же мир был дивныи,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.
Хотел узнать казак наш Илья Муромец
Славного Святогора нунь богатыря.
Отправляется казак наш Илья Муромец
К тому же Святогору тут богатырю
На тыи было горы на высокие.
Приезжает тут казак да Илья Муромец
А на тыи было горушки высокие,
Ко тому же Святогору да богатырю,
Приезжает-то к ему да поблизёхонько
А й поклон ведёт да понизёхонько:
– Здравствуешь, богатырище порныи,
Порныи богатырь ты да дивныи!
– Ты откуда, добрый молодец,
Как тя нарекают по отечеству?
– Я есть города нунь Муромля
А села да Карачаева,
Я старыи казак да Илья Муромец.
Захотел я посмотреть Святогора нунь богатыря:
Он не ездит нунь на матушку сыру землю,
К нам богатырям да он не явится.
Отвечает богатырь было порныи:
– Я бы ездил тут на матушку сыру землю, –
Не носит меня мать сыра земля,
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам да по высоким,
Да по щелейкам по толстыим.
А ты старый казак да Илья Муромец
Мы съездим же-ка нунечу по щелейкам,
А поездим-ка со мной по святым горам,
Ездили они по многу времени,
Ездили они да забавлялися.
[…]
Из-под далече-далеча, из чиста поля
Выезжал старой казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидел он Святогора богатыря…
Говорит Илья да таковы слова:
– Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися. –
Святогор богатырь соглашается,
Со добра коня да спущается,
И раскинули они тут бел шатёр,
Сошли они оба на белый шатёр.
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Обнялись они, поцеловаолися,–
Святогор богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Предание.
О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином.
В год 6500 (992). Пошёл Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом? И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришёл к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытай меня: нет ли большого и сильного быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.