Курсовая Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства 32002400 г.г. до н.э.
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и культуры Республики Калмыкия
«Элистинское училище искусств им. П.О. Чонкушова»
Курсовая работа
на тему:
«Художественная Культура Древнего Египта эпохи древнего царства
(3200 –
Выполнила: студентка 3 курса
Очирова Эльзята
г. Элиста, 2010г.
План
Введение
Глава I. Древнеегипетская религия
1.1 Боги Древнего Египта
1.2 Обожествление фараонов
1.3 Заупокойный культ
Глава II. Искусство Древнего Царства
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Рельефы и росписи
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремёсла, развивались различные науки, такие как математика, астрономия, медицина.
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.
Объект исследования: Культура Древнего Египта
Предмет исследования: Художественная культура Древнего Царства.
Актуальность: Период Древнего царства - скачок в развитии Древнего Египта. Одна из величайших эпох культуры и истории - эпоха строительства пирамид в Древнем Египте.
Начало эпохи Древнего царства связывают с восхождением на трон ок. 2780 до н. э. первого фараона III династии Джосера. Она ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры. В истории Древнего Египта это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся ещё в додинастический период. В начале правления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды было введено новшество: на её внутренних стенах были вырезаны многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей VI династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.
Столицей Египта в эпоху Древнего Царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями.
Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Цель данной курсовой работы – объяснить особое значение культуры Древнего Царства. Для того чтобы достичь данной цели необходимо решить некоторые задачи, такие как:
Ø Дать характеристику египетской религии;
Ø Выяснить истоки развития искусства Древнего Египта;
Ø Описать памятники Древнего Египта в период Древнего Царства.
Из-за скудости источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства немногочисленны.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, финального введения, списка литературы.
Первая глава рассматривает развитие культуры в эпоху Древнего Царства, связь религии и портретной скульптуры.
Вторая глава рассматривает само искусство Древнего царства, его архитектуру, скульптуру, рельефы и росписи гробниц, а также предназначение гробниц и их значимость.
Глава I. Древнеегипетская религия (3200 – 2400 гг. до н. э.)
1.1 Боги Древнего Египта
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваялись скульпторами. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.
Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.
Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком. Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание – символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом, какое ни будь животное.
В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и хоронились в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу». Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типические черты породы через тысячелетия. Собака, как и многие другие животные, в Египте обожествлялась. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все, же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.
1.2 Обожествление фараона
Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье. Имя его нельзя было произносить всуе, поэтому употреблялись иносказания (например, «пер-о», т. е. «большой дом, царский дворец», – понятие, к которому восходит слово «фараон»). Лишь немногим счастливцам удавалось лицезреть «живого бога», и египетские тексты красочно описывают процедуру аудиенции, когда посетитель, лежа на животе, целует землю у ног своего владыки, от священного трепета теряя сознание, а то и жизнь. Покойный фараон приобщался к сонму великих богов и удостаивался особого культа как могущественный защитник своих подданных, оставшихся на Земле.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
“Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела”. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор- сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.
“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.
В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках”.
Египтяне считали своих царей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь, создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
Известны слова Говарда Картера о Тутанхамоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
1.3 Заупокойный культ
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя («Рен»), душа («Ба»), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека («Ка»); именно судьба «Ка» связана с судьбой тела, ибо «Ка» не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; «Ка» может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.
Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера- бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию – ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды – канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями. Канопы изготовлены в виде богов – сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они – хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф – с желудком, Кебехсенуф – с кишками и Хапи – с лёгкими.
Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису – Имиуту и сыновьям Хора масло и притирания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. «Ка» покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой род, насылая беды на головы потомков.
Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования «Ка» умершего.
Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке – обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».
Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб «Ка» бедняка имел возможность питаться жертвенными дарами богача. Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг.
Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.
Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «открытие уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной – Хапи, у восточной – Дуамутефа и у западной – Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидой, Нефтидой, Нейт и Серкет – защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью некрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра: ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу.
В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Баст, Таурт, Месхент и Хекет. «Ка» умершего предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую – перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь отрицания» - перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновен. Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амат – чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным».
«Ка» – Двойник, подобие человека. Человек и его «Ка» похожи, «как две руки» - поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к верху: «Ка» рождается дважды: в первый раз – вместе с человеком, и во второй – при его жизни, когда будет изготовлена погребальная статуя «Ка» и жрецы совершат над ней обряд «открытие уст и очей», который наделит статую способностью говорить, вкушать пищу и видеть свет. «Ка» будет обитать в своём вечном жилище – в своей гробнице; туда ему будут приносить жертвенные дары и совершать ради него заупокойные службы.
«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время ученые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о «Ка» практически перестали появляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной. Лишь в
В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина – «Ах», буквально: «Светлый, Освещённый». «Ах» изображался в виде хохлатого ибиса: но это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с представлениями об «Ах». До недавнего времени о значении «Ах» и о связанных с ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теории А. Большакова «Ах» есть «душа», которая, в отличии от «Ка», не рождается вместе с человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала «открытие очей». Зрение, при помощи которого «оживает» «Ка», является необходимым условием потусторонней жизни, ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» - со смертью и небытием; отсюда и важность обряда «открытие очей» - возвращение способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убитый Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новое, «искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения всё-таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира мертвых, но в мир живых не возвращается. «Ах», таким образом, означает «Зрячий».
О значении души «Шунт» («тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени грешника.
«Ба» - сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек умирает, когда «Ба» покидает тело, выливается через рот, и оживает после возвращения «Ба» в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: что бы «Ба» мог обрести свою мумию.
Мумию для «Ба» бальзамировщики изготавливают из «Сах» - мертвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу – «Сах», подлежит каре и презрению, даже парасхит – вскрыватель трупов перед мумификаций. Он делает на теле умершего надрез кремневым ножом и сразу обращается в бегство, а все присутствующие жрецы-бальзамировщики и родственники покойного преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни. Дом парасхита - «нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.
Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, чтобы та не настигла и не отомстила. «Ба» лишался своей мумии, своего тела – «Сах». Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего – каменная статуя. А что бы «Ба» узнал свою статую, она должна иметь с умершим полное портретное сходство.
Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо быть съеденными крокодилами или львами. Их «Ба» не получает ни мумии, не скульптур и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные.
Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти двойник человека «Ка» возвращается к человеку, опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в него, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохранен египетский текст церемонии «открытия уст» статуи, служивший для ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастабах, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.
Глава II. Искусство Древнего Царства
2.1 Архитектура
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Светские здания почти не сохранились. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница – дом умершего – должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя.
В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию, и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.
Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.
Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась, поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 277,6м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8м толщиной и в 9,6м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и художественными возможностями.
Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.
Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снорфу (около
Наиболее грандиозная из трех – пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6м, а длина стороны ее основания- 233м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков.
Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры – известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего отшлифованного известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.
Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен, которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.
Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания -
Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.
Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э.). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных памятников их предшественников. Они намного уступают им размерами, не превышая 70м в высоту, и сложены из небольших блоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ, и вызвало недовольство номовой знати. Возможно, что результатом этого недовольства явилась происшедшая около
«Царские усыпальницы – пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества» – пишет В.В. Павлов. «Долгое время, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам, результатом массового воодушевления. Колоссальные трудности, связанные с возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощью бичей. Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды». Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь.
«Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу человека». Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни «там» необходимо все тоже, что и «здесь». Со времен Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам.
Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе надежное «вечное» жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми, еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями «культового назначения».
Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи.
Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.
У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина -
Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий – так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.
Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники.
Египтяне Древнего царства, найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение – покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, наследовали долгие периоды медленных эволюций. С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.
2.2 Скульптура
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.
Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХVIII в. до н. э. Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.
Имхотеп предложил Джосеру на то время совершенно небывалый по размаху проект, от которого фараон просто не смог отказаться. Поскольку Джосер, так же, как и другие египтяне, по своей вере должен был заботиться, в первую очередь, о своей жизни после смерти и, как это было принято у фараонов, он обязан был построить себе гробницу ещё при своей жизни, Имхотеп подал ему идею — воздвигнуть необычную усыпальницу. Необычность заключалось в том, что это была не просто мастаба. http://vezha.kiev.ua/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D1%81_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.jpg
Имхотеп предложил Джосеру построить вместо привычной усыпальницы ступенчатую пирамиду, да не из простого сырцового кирпича, который тогда был распространённым строительным материалом, к тому же непрочным, а из тесаного камня, что предполагало долговечность. В те времена для Египта — это было революционным решением. Идея Имхотепа построить «лестницу, сброшенную с небес для божественного восхождения фараона» настолько вдохновила Джосера, что он распорядился немедленно начать работы, не жалея на это средств, поручив строительство самому Имхотепу.
Более того, он включил в план строительства даже огромное зернохранилище, так сказать, государственного уровня. И надо отметить, что впоследствии, благодаря большим запасам хранящегося там зерна, египтяне достаточно безболезненно переживали годы неурожая и засухи. Весь комплекс окружает очень красивая и сложная стена. От главного входа в восточной стене до выхода на южной - один вход, который ведет в длинный зал с 40 колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с главной стеной перпендикулярной ей перегородкой, формируя маленькие "кабинки" между каждой колонной.
Когда Вы выходите из этой колоннады и проходите прямо вперед, Вы приближаетесь к ряду очень больших бункеров, которые уходят глубоко в землю. Они чрезвычайно велики в своих размерах, намного больше, чем любые известные погребальные палаты, и, вдобавок, соединены туннелем, который проходит намного ниже уровня основания земли. Кроме того, каждый бункер имеет лестницу, доходящую до его основания. Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в этом комплексе в Саккаре такие огромные бункеры, которые могли хранить невероятное количество зерна - больше, чем нуждался бы отдельный город.
При входе в этот комплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которых имеет такой размер, что в эту кабину мог помещаться один человек, который управлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с целью купить зерно. Могло быть также несколько таких "кассиров" для каждой группы языка, чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на различных языках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины были предназначены для статуй, однако никаких опор там не было найдено, а статуи всегда устанавливались на опорах (или постаментах). Статуи могли исчезнуть, но опоры обычно остаются.
Комплекс в Саккаре уникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описан Уильямом Хейесом как являющийся "настоящим городом по своей сути, запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов" ("Скипетр Египта", том 1, стр.60).
Место, выбранное Имхотепом для строительства данной усечённой пирамиды, было отнюдь не случайным. Оно располагалось на краю плоскогорья, того самого плоскогорья, на котором в нескольких километрах к северу находился Большой Сфинкс. Имхотеп, объясняя план строительства фараону, жрецам и вельможам, мотивировал выбор этого места на пустынном плато якобы более близким расположением к Мемфису и прекрасным видом, который открывается оттуда на Мемфис.
На самом же деле, это место точно соответствовало одним из отмеченных земных географических координат на «звёздной карте», открытой ему ещё Сокровенником. Большой Сфинкс, воздвигнутый задолго до этого времени (а не после жизни Имхотепа, как сейчас предполагают, якобы во времена строительства больших пирамид!) являлся важным ориентиром для выверенного и точного месторасположения данной усеченной пирамиды.
2.3 Рельефы и росписи
Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени V – VI династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.
В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как, читая надписи в гробницах вельмож, мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф – явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. Они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя – человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом, это искусство должно было скорее напоминать «увековечивание формы», а не творческий акт и не желание украсить «вечное жилище» фараона. Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное – пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века. Встречаются три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и выпуклый с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска, и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Сакара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека».
Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего (!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств – архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая – тертый малахит, синяя – лазурит, и черная – сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства, строго говоря, можно разделить на два типа: во-первых – прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, во-вторых – более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству»». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни – на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной плоскостью. Характерный пример – росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно, эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.
Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян, прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры – рельефы в гробнице Ти и в мастаба в Сакара.. Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и эффектной, предопределенной каноном, позой.
Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех. Композиция, как правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись, как и в круглой скульптуре, соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.
Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.
Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии (рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны, несомненно, являющуюся произведением высокого искусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство, мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.
Заключение
Искусство Древнего Египта поражает меня своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.
Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем:
первое – раннее зарождение там классовых отношений и государственности;
второе – географическое изолирование страны, что затрудняло культурные заимствования извне;
третье – тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала.
Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования.
Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом.
Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды – получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него – европейским.
Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов. И после исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.
Список используемой литературы:
1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье, М.
2. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье,
3. Искусство Древнего Египта. В.В Павлов, М. 1962.
4. Искусство Древнего Мира. Н.А Дмитриева, Н.А. Виноградова, М. 1986.
5. История искусства зарубежных стран. Репинская академия художеств, М. 1962.
6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний восток, Античность. Репинская академия художеств. 1980.
7. Магизм и единобожие. Эммануил Светлов (прот. А.Мень) Брюссель, 1970.
8. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160
9. Культурология: Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с.
10. Фарлонг, Д. Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни / Фарлонг Д. - М.: Вече, 1999. - 400 с.
11. История Востока: в 6 т. /. - М.: Восточная литература РАН, 2000 - Т.1: Восток в древности: научное издание. - 688 с.
12. Рак, И.В. Египетская мифология / Рак И.В. - 3-е изд., доп. - СПб. :"Нева", 2000. - 400 с. : ил.
13. История древних цивилизаций - СПб. : Полигон:АСТ, 1999. - 480 с
14. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. - 669 с.
15. http://roman.by/r-20855.html
16.http://ru.wikipedia.org/wiki/
17. http://images.yandex.ru/