Курсовая Туристический потенциал г. Чердыни
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Введение
Чердынский район – самый большой по площади, располагается на самом севере края в бассейне Колвы, где предгорья Урала покрыты непролазной темнохвойной тайгой. Чертоги реки Березовой, крупнейшее в крае Чусовское озеро, известная со средних веков Дивья пещера – туристское достояние природы района. Чердынская земля – Пермь Великая – исторический исток Пермского края. Чердынский Иоанно-Богословский монастырь возник в XV веке. Чердынь – маленький городок с тысячелетней историей, с наиболее полно сохранившейся культурно-исторической средой, на семи холмах, с древними храмами в окружении ошеломляющих северных далей. Богатейшие музейные экспозиции Чердыни, старинные поселения Ныроб, Покча, Вильгорт привлекают ценителей истории, а таежные просторы района – рыбаков, охотников и любителей девственной природы. Актуальность темы курсовой работы «Туристический потенциал Чердыни» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности. Целью данной курсовой работы является – исследовать такой вопрос как туристический потенциал Чердыни. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- Исследовать достопримечательности данного города;
- Раскрыть туристическую привлекательность Чердыни;
- Изучить историю города;
- Сделать выводы по исследованию.
1. История Чердыни
1.1 Основание города
Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте. Археологические находки, сделанные как в самой Чердыни, так и в её окрестностях, позволяют говорить о том, что человек поселился в районе Чердыни примерно в VIII веке.
Считается, что Чердынь была центром исторической области Перми Великой, которая в X—XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами.
В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ ее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток — по Вишере — в Сибирь. Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья, которых летописи называют русскими именами и числят среди родственников верейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаются пермяками. Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае добывали так называемое закамское серебро, которое составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своих ставленников. Свое название город получил от соединения двух коми-пермяцких слов: «чер» - приток, «дынь» - устье, т. е. поселение, возникшее при устье ручья. Небольшой ручей, именуемый Чердынкой, и сегодня впадает в Колву.
Из-за отсутствия письменных и печатных источников ранняя история города неизвестна. Первое упоминание о Чердыни встречается в Вычегодско-Вымской летописи и относится к
1.2 Первые упоминания
Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени вхождения Перми Великой в состав Московского государства.
Первым из найденных через прошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни является Вычегодско-Вымская летопись, которая начинает упоминать город с 1451 года:
«Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной».
Так великопермские князья стали вассалами московских, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси).
Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. После войны с Новгородом
1.3 Крещение Чердыни
В 1455 году епископом Питиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев», оказавшаяся неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства.
В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев.
В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова.
2
. Туристическая привлекательность Чердыни
чердынь храм достопримечательность туристический
Чердынский район — это признают и специалисты, и просто гости края — обладает замечательным культурным, историческим и природным потенциалом. Стремятся в Чердынь любители этнографического и культурно-исторического туризма, водники, спелеологи, а также охотники, рыболовы и грибники-ягодники.
Сам же район является одним из наиболее интересных по сохранности и разнообразию объектов историко-культурного наследия. На территории района зафиксировано 112 памятников археологии (самые известные — Искорское и Троицкое городище), 178 памятников архитектуры и градостроительства, 2 памятника истории, 1 памятник монументального искусства. Кроме того, сама Чердынь имеет статус «исторического места РФ» как полностью сохранившийся старый город в окружении старинных поселений: Покча, Вильгорт, Ныроб. Одна из главных достопримечательностей Чердыни — Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина. Основной фонд музея насчитывает более 100 тыс. экспонатов включая уникальные коллекции медного «бронзового» литья Пермский звериный стиль, иконописи, нумизматики, этнографии, археологии. Музей имеет богатейшую научно-краеведческую библиотеку и архив. В 2000 году в городе открыт филиал краеведческого музея — Музей истории веры. А чтобы гости города могли себе оставить на память аутентичные сувениры, в бывшей лавке купца Черных открыт салон-магазин «Народные промыслы», где представлены работы более 70 народных умельцев. Однако не только древними поселениями славна земля чердынская. Уникальные природные и ландшафтные памятники по праву входят в копилку лучших туристических сокровищ Прикамья. Дивья пещера — самая крупная карстовая пещера Урала. Общая ее протяженность составляет
2.1 Описание местности
Чердынский район является самым большим по площади в Прикамье. А численность населения - всего 36 тысяч человек.
Город расположен на семи разделенных оврагами холмах на берегу р. Колва. На центральных, самых высоких холмах — следы укрепленных городищ местных племен коми-пермяков (на Вятском — VIII-IX вв., на Троицком — XIII-XIV вв.).
Чердынцы сохранили немало реликвий, которые известны сегодня всему миру. Это пермский звериный стиль, пермские деревянные боги и уникальные иконы.
Как и многие российские города Чердынь пережила несколько пожаров. Рядовая застройка XIX в., сосредоточенная вокруг центральных площадей и составляющая специфическое своеобразие Чердыни, была организована по регулярной планировочной схеме, по которой город отстраивался после пожара 1792. Однако в городе немало построек XVII-XIX веков.
Первоначальный исторический центр Чердыни образует Троицкий холм (на юго-востоке города), на котором в XVI в. размещался кремль. Сохранился земляной вал — остаток кремлевской стены, - главная достопримечательность Чердыни. С него открывается исторический вид на центр города, на реку Колву и заречные дали. Вдалеке над лесом возвышается одинокая гора Полюдов камень (высота —
На одном из прибрежных холмов в 1462 был основан первый на Урале мужской монастырь (упразднён в 1784), к которому относится наиболее древний из сохранившихся каменных храмов Чердыни — церковь Иоанна Богослова (1704-1718).
В XVIII в. центр переместился к северо-западу от кремля; здесь на бывшей Соборной площади — ансамбль пятиглавой двухярусной церковью Преображения (1756) и Воскресенского собора (1750-1754). Величественная колокольня Воскресенского собора (XVIII-XIX вв.) служит высотной доминантой городской панорамы. Рядом находится Богоявленская церковь (1751-1761).
Уцелели также одноглавая двухярусная Успенская церковь и Всесвятская церковь (1815-1817) на кладбище на северной окраине города.
Среди памятников гражданской архитектуры — бывший Арсенал (первая половина XVIII в.), Гостиный двор (1857), Городская дума, Торговые ряды конца XIX в. и несколько крупных каменных купеческих усадеб: Алина Малого (1840-50-е гг.) с отделкой «под руст» и обилием кованых железных деталей в наружном убранстве; Алина Большого (1880-е гг.) — состоит из двух 2-этажных домов, с многоступенчатым парапетом и полуциркулярными окнами по фасаду главного углового дома; 2-этажный особняк лесопромышленника Гусева (1880-е гг.) с лоджией-балконом, зубчатым карнизом и традиционным для уральской деревянной архитектуры звёздчатым орнаментом; усадьба Чёрных (конца XIX в.) и др.; деревянные жилые дома с разнообразным декором и 14 амбаров на сваях у реки как образец хозяйственно-промышленного строительства в Чердыни (вторая половина XIX - начало XX вв.).
В архитектурном облике Чердыни ранние традиции Русского севера переплетаются с приемами уральской школы зодчества второй половины XVIII века и отражаются в храмах, общественных зданиях, купеческих лавках и домах.
Об истории и природе края можно многое узнать, посетив Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина.
2.2 Храмы Чердыни как туристические объекты
Чердынь напоминает музей под открытым небом. Редкое здание здесь не оснащено табличкой, напоминающей об исторической значимости. Невозможно представить город без его храмов.
Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре.
Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. В настоящее время церковь Иоанна Богослова является действующей.
Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви - зимнюю и летнюю. Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье.
Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, - высокий и двусветный. В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы "писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря". Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX веке по более старому образцу.
Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплётах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д.
Воскресенский собор один из красивейших храмов Чердыни, с колокольни которого открывается прекрасная панорама города и его окрестностей, был освящен в 1754 году. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны - в честь Стефана Пермского и в 1785 году - Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей.
В венчающем храм пятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по углам на четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупных восьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительный вид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. Колокольня собора ныне является единственной архитектурной вертикалью города, своего рода ориентиром, градостроительной осью. Стены и своды храма расписывал лучший чердынский живописец XVIII века Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композиций особенно выделялась роспись на северной стене, посвященная крещению жителей Перми Великой епископом Ионой в XV веке. В настоящее время живопись закрыта слоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился), привезенный сюда в XVIII веке из закрытого Пыскорского монастыря. В 1908-1911 годах собор значительно перестроили. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы - зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звона колокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старой колокольни перенесли на фасад новой части стены с живописным образом Спаса Вседержителя. После революции Воскресенский собор вплоть до начала 1930-х годов использовался для церковнослужения. После его закрытия в здании разместили районный Дом культуры. В этом качестве здание используется и по сей день.
Храм Успения Пресвятой Богородицыпостроена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировка двухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутыми сводами и соединены широкими приподнятыми арками.
Храмовое помещение второго этажа двухсветное.
Первый этаж отделен от второго профилированным поясом, украшенным снизу зубчатым лекальным кирпичом. Аналогичные формы имеют карнизы апсиды и куба. На гладких стенах второго этажа выложены плоские завитки-волюты. Самое богатое оформление имеют окна апсиды. Оно выдержано в традициях архитектуры XVII - начала XVIII века. Окна обрамлены стройными колонками с резными капителями, а верх украшен многопрофильными волютами и "жучковым" орнаментом, единственным на всю Чердынь. Интерьер верхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами, карнизы, а нижнего - настенные росписи на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов. Колокольня, обращенная фасадом на улицу, была построена взамен старой в 1884 году. Ее пирамидальный объем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы). Четверик колокольни вместил две паперти и крутые лестницы. На стене при входе в трапезную выполнена роспись на тему Страшного суда. Сегодня колокольня и главы утрачены. В 2001 году интерьер церкви отреставрирован.
В 1932 году церковь была закрыта. Тогда же она лишилась колокольни и купола. Бесхозной церковь оставалась вплоть до 1950-х годов, когда была передана музею. Ныне здесь находится музей истории веры.
Церковь Спаса Преображения - каменная двухэтажная церковь во имя Преображения Господня с каменной колокольней, построенная в 1756 году на месте старой деревянной Преображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освещена во имя Преображения Господня, нижняя (теплая) — во имя Казанской Богоматери. В 1849 году прихожане и священнослужители Преображенской церкви обратились с просьбой о разборке старой и постройке новой каменной колокольни. Просьба была удовлетворена. Разборка старой колокольни осуществлялась на средства чердынского купца Николая Нассонова. В 1853 году была построена новая двухэтажная паперть с грандиозной четырехгранной колокольней. Три яруса с арками и восьмигранный шпиль с главкой и крестом придали колокольне мощную устремленность ввысь.
На двух этажах церкви разместились храмовые помещения, трапезная и алтари. Над храмом поднимаются пять небольших глав на восьмигранных барабанах: четыре главки — по углам, а пятая — на высоком куполе. Наружные стены не декорированы. В трапезной и апсидах окна с распалубками. До начала 30-х годов здание использовалось по назначению. В начале 50-х годов была окончательно разобрана колокольня.
Храм Богоявления Господня - Богоявленская церковь расположена на холме между Воскресенским собором и монастырем. Церковь отличается усложненным композиционным построением и художественным убранством фасадов. Церковь в полном виде не сохранилась. Богоявленская церковь строилась в несколько этапов. Нескольким ее приделам соответствовали ранее три деревянные церкви.В 1751 году было закончено строительство основного, двусветного храма с низкой трапезной, пятигранной апсидой и северным низким приделом во имя апостолов Петра и Павла. Сначала в 1752 году освятили Петропавловский престол, а в 1761-м - главный Богоявленский. После того как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезной построили еще один придел. Его освятили в 1778 году в честь широко почитаемого в Чердыни Прокопия Устюжского. В то же время старую, отдельно стоящую колокольню заменяют каменной. Четверик колокольни занимает двухэтажная паперть, а восьмигранный столп - ярус звона. В конце XIX века эта колокольня была разобрана и построена новая, более объемная и красивая. Церковь сильно пострадала в результате пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия, приобретать утварь и книги. В это время Петропавловский престол разместился наверху, а Прокопьевский - в приделе.
Иконостасы и настенную живопись в 1808 году выполнил чердынский "живописный мастер" Андрей Петрович Марков. Обо всех этих изменениях сообщает церковная хроника, вписанная в резной деревянный картуш - медальон, который висел в притворе церкви, а в наши дни хранится в Чердынском краеведческом музее. Богоявленская церковь с новой колокольней эффектно вписывалась в архитектурный облик города. После пожара 1792 года в Богоявленской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметы старины, церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения.
Церковь рождества Христова
- каменная Рождественская церковь, построенная в 1783 году, расположена в центре села Искор.
Её омпозиция состоит из высокого односветного куба, пятигранной апсиды и низкой трапезной. С западной стороны над квадратной папертью в 1786 году воздвигнута ярусная восьмигранная колокольня. Куб и апсида увенчаны главами. С северной стороны к Рождественскому храму в 1803 году пристроили придел в честь Параскевы Пятницы. В 1899 году придел расширили, и он стал более вместительным, чем основной храм. Год окончания строительных работ (1899) указан на западном фасаде здания. Придел имеет исключительно светский характер.
В художественном отношении больший интерес представляет ранний Рождественский храм. Невысокая трапезная и храм перекрыты сомкнутыми сводами и объединены приподнятой аркой. Их интерьеры украшены многими декоративными деталями. Привлекательность интерьерам Рождественского храма придает роспись. Все своды, арки, откосы окон, стены храма и трапезной расписал за четыре летних месяца 1869 года один из представителей потомственных иконописцев села Усолья Александр Иванович Мельников. В росписи храма прозвучала тема о втором пришествии. На стенах и сводах храма развернуто повествование евангельской истории о земных деяниях, смерти и воскресения Христа. Многофигурные композиции дополнены ярким растительным орнаментом. Церковь в селе Искор обладала интересным собранием колоколов. Самый крупный колокол весом 133 пуда35 фунтов был отлит в 1859 году братьями Бакулевыми в городе Слободском Вятской губернии. Другой был изготовлен по заказу искорского баржестроителя Пешехонова в соликамской мастерской. Этот колокол украшали рельефные изображения Николая Чудотвоца, распятия и клеймы с надписями: "Города Соликамска мастер Василий Петелин", "Во славу Божию лит сей колокол Соликамской округи в село Искор к церкви Рождества Христова в 1805 году". Были в церкви и другие достопримечательности: печь с изразцами XVIII века, деревянная решетчатая дверь между крыльцом и папертью, деревянная скульптура, пятиярусный иконостас в основном храме и трехъярусный в приделе.
Часовня Спаса Нерукотворного - часовня «Убиенных родителей» (иначе Спаса Нерукотворного). (Дата постройки 1793г, восстановления2007 г .). С особым почтением относились в Чердыни к 85 убиенным ратникам. Память об убиенных связана с событиями XVI века, когда Чердынь была форпостом Русского государства. Защита города от набега ногайских татар в 1547 году отражена в местном предании Битва проходила накануне Крещения у д.Кондратьева слобода, на льду р.Вишеры. (Очевидно чердынцы нанесли ногайцам существенный урон, поскольку сведений о том, что они двинулись далее на город, нет) Летом чердынские торговые люди на своих каюках плыли мимо места битвы, в Петров день. Они увидели, что у берега стоит льдина с убитыми воинами. Погрузили тела на каюки, привезли в Чердынь и похоронили в общей могиле. На следующий день на могильном холме появилась доска с 85 именами. С нее имена записали в Синодик церкви». В XVIII веке имена отлили на чугунной плите (хранится в краеведческом музее), а воинов написали на иконе (хранится в Иоанно-Богословском монастыре). Во второй половине 17 века над могилой была построена деревянная часовня, в 1793 – каменная, из кирпича, освященная во имя Спаса Нерукотворного. Убиенные ратники особо поминались в праздник Крещения и в Семик. В 1933 году часовня была разрушена, на ее месте поставлен деревянный обелиск, в 1997 году воздвигнут крест, в настоящее время часовня восстановлена.
Часовня Параскевы Пятницы, стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств — городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение — он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами. Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины с обеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд ли уже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.
Никольская церковь
Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Её и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.Лучший образец архитектуры барокко на Урале. Расположена на холме в центре пос. Ныроб рядом с зимней Богоявленской церковью. В храмовый комплекс входила и колокольня, утраченная в1934 г . Никольская церковь - бесстолпный пятиглавый храм. Традиционная планировка и конструкции: трапезная, основной храм и алтарная апсида на одной оси (план кораблем). Объемно-пространственная композиция: монументальный куб в центре увенчан пятиглавием, с востока примыкает пятигранная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная. Все здание украшено каменной резьбой: наличники с причудливыми завитками, богатые многорядные карнизы с декоративными кронштейнами-модульонами, ажурные полукружия закомар украшают фасады двусветного четверика. Углы выделены одинарными и сдвоенными трехчетвертными колоннами. На свободных от «узорочья» плоскостях стен расположены восьмиугольные ниши с росписью. Барабаны пятиглавия отмечены изящной аркатурой. Центральный барабан - световой с четырьмя узкими проемами, угловые барабаны - глухие.
Реставрация 1950-х гг. вернула главам лемеховое покрытие (автор реставрации архитектор Г. Л. Кацко). Все помещения перекрыты сводами, стянутыми железными связями: в алтаре - граненый полусомкнутый свод, в трапезной - коробковый с торцевым лотком и глубокими распалубками над окнами. Стены храма были покрыты росписью по традиционной тематике - страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса, выполненные в 1722 -1725 гг. живописцем Михаилом Казариновым. Среди библейских сюжетов в верхнем ярусе юж. стороны куба выделялось изображение святого Христофора с собачьей головой, с мечом в левой руке и крестом в правой (Христофор считался покровителем охотников). В стенах обнаружены голосники, улучшающие акустику храма. На внутренних плоскостях свода выложены деревянные пятиконечные кресты с голгофами, утопленные в ниши, выполненные по форме крестов.
Часовня 85 убиенных
В ранней истории было одно событие, которое до сих пор вспоминают в этих местах. Это был бой 85 защитников Кондратьевой слободы (около устья Вишеры) с многократно превосходившим по численности отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь. Все русские воины погибли в том сражении, и этот с виду незначительный эпизод забылся бы в веках, если бы не чудеса, которые по легенде стали происходить после этого. Плывущие на лодках вниз по реке чердынцы нашли на льдине тела убитых, из окон построенной памятной часовни иногда струился свет и т.п. Так или иначе, 85 защитников Перми Великой были чуть ли не канонизированы, доска с их именами и икона с 85 одноименными с ними святыми были помещены в часовню. В советское время часовня была разрушена, а на ее месте была поставлена небольшая стела. В XXI веке часовня была воссоздана на старом месте по старым чертежам и обмерам.
3.3 Музеи Чердыни как экскурсионные объекты
Музей истории веры
Расположен в здании Успенской церкви, построенной в 1784 году. Открыт 28 августа 2000 года, в день Успения Пресвятой Богородицы.
Идея создания в Чердыни музея истории веры, посвященного истории Русской православной церкви, возникла у сотрудников Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина и была поддержана главой местного самоуправления Чердынского района С.Ф.Миллером и научной общественностью Прикамья.
Экспозиции музея, которые называются «Храмы земли Чердынской», расположены на двух этажах. Первое, что сразу обращает взор посетителей – это роспись на тему «Страшного суда», выполненная на стене при входе в трапезную. После революции фреска была закрашена плотным слоем масляной краски, но вдруг, как рассказывают сотрудники музея, обнажилась сама 11 сентября 2001 года.
Все росписи стен и сводов выполнены мастером Сафоновым, поставщиком Императорского дворца. Вниманию гостей представлены облачения священнослужителей, священные сосуды, иконы, особо почитаемые на Руси и в Чердынском крае: Св.Николая Чудотворца, Св.Праведного Симеона Верхотульского, Св. Великомученицы Параскевы, Св. Преподобного Серафима Саровского и других.
В экспозиции демонстрируются уникальные Святые плащаницы, расшитые серебряными и золотыми нитями, мельчайшим бисером, серебряными нимбами с аметистом и горным хрусталем; иконы и храмовая утварь, а также пермская деревянная скульптура. По плану-чертежу А. В. Федосеева – восстановлен иконостас на втором этаже.
Краеведческий музей им. А.С.Пушкинав 1899 году основал Дмитрий Аристархович Удинцев (1862-1915) - председатель Чердынской уездной земской управы.
Собрание музея составляет более 110 тысяч единиц хранения и включает богатейшие коллекции: "Археология" (с уникальными предметами Пермского звериного стиля и восточного серебра VII-X веков), "Пермская деревянная скульптура", коллекции "Иконописи", "Нумизматика", "Этнография". Видное место принадлежит книжному собранию (XVI-XX веков), включающему уникальные экземпляры старопечатной рукописной книги, музей хранит исторические реликвии национального значения - оковы боярина М.Н. Романова (дяди первого царя из династии Романовых), воинские доспехи X-XV веков. Большой популярностью у туристов пользуется музей истории веры, находящийся в Успенской церкви.
3.4 Достопримечательности Чердыни
Не менее интересны по своему архитектурному ансамблю и по истории и другие храмы земли Чердынской.
Но не только храмами едиными, но и памятниками гражданского зодчества и выдающимися соотечественниками гордится старинный город. До наших дней благополучно сохранился купеческий особняк лесопромышленника Гусева. Усадьба была построена в годы расцвета дел купца (80-е годы XIX в).
Гаврила Петрович Гусев был характерным представителем Чердынского купечества, торговые операции которого главным образом касались перепродажи хлеба. Кроме этого, он торговал лесом и имел плотбище, где изготовлялись несамоходные суда.
После В.О. войны в здании разместился Чердынский райвоенкомат, который и по сей день располагается в данном особняке.
Очень красива по своей архитектуре и богато оформлена усадьба купца Алина (Большого) – 2-ая пол. XIX в.
В усадьбу входят: особняк, контора, пушной амбар, конюшня и ямщицкая.
В.Н.Алин – богатейший купец Чердыни, поставлявший на российский рынок пушнину и битую птицу. Носил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Его годовой денежный оборот превышал 250 тыс. рублей, а состояние оценивалось в несколько миллионов рублей. После его смерти дело перешло в руки его племянника, который в 1919 году эмигрировал за границу.
В настоящее время здание усадьбы занимает детский дом. Необычен по своей архитектуре особняк, выстроенный одним из крупнейших чердынских купцов конца ХVIII–первой пол. ХIХ в. Спиридоном Углицких.
Он вел обширную торговлю с Печорой и Камой. Долгое время был бургомистром Чердыни и удостоился за заслуги в восстановлении Чердыни после пожара1792 г . огромной по тем временам награды: его портрет находился в зале заседания городской Думы.
В настоящее время в здании находится детская библиотека. Чердынских купцов знали на Печоре, в Москве и Петербурге.
На купеческие пожертвования открывались детские приюты и богадельни для «призрения сирых и убогих». Свидетелями того являются прекрасно сохранившееся здание богадельни (кон. ХIХ в.), построенного по предложению Чердынского купца 1 гильдии Лунегова. В наше время в здании размещается детская школа искусств. Жертвовали торговые люди и на храмы, и на строительство городского водопровода, и на народное образование. До наших дней благополучно дожили : здание приходского училища (кон.Х1Х в.); здание реального училища (кон. ХIХ – нач. ХХ в.); здание ремесленного училища и т д. Богатую историю имеет каменный гостиный двор, возведенный в 1857 году. Вплоть до начала 1930-х годов здание использовалось по своему прямому назначению. Затем двор был приспособлен под кинотеатр.
В 1958 году проводились капитальные работы по переоборудованию здания в широкоэкранный кинотеатр, а проемы аркады были заложены кирпичом, но не повреждены.
В 1986–88 гг. в здании проводились реставрационные работы. В настоящее время в здании бывшего Гостиного двора находится Дом спорта.
Именно так выглядела Чердынь в ХIХ в., когда переживала период культурно-просветительского возрождения. На странице сайта только малая часть того, что вы можете увидеть, пройдя по улицам города. Мы уверены, что побывав в нашем городе хоть раз, у Вас навсегда останутся хорошие воспоминания о нем. С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы Центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события, имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районные мероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных и самодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16 век.
В начале XX века на месте его могилы была возведена деревянная часовня (в советские времена снесенная). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. В 1913 году построена ограда (в основном сохранилась, уничтожена только царская символика). Нынешняя часовня, построенная в 2001 году, ничем не напоминает свою предшественницу.
3.5 Природа Чердыни
Сама природа будто говорит: Чердынь — феномен. Приезжая сюда, оказываешься в ином поясе — географическом, климатическом, историческом. Она отрезана от внешнего мира, с нее начинается мир иной. Чердынь — город-музей. Как Париж или Зальцбург, ее надо осматривать в первую очередь снаружи, и лишь во вторую — заходить в музеи и храмы. А для того, чтобы понять и почувствовать, что Чердынь — воистину княгиня гор, надо взобраться на один из семи ее холмов — лучше всего, Вятский или Троицкий. Семь холмов — это не метафора. Как и положено истинной столице мира, Великая Чердынь расположилась на семи холмах, а нынешний заштатный городок, который свой городской статус сохраняет лишь в силу исторической привычки, эту черту столичности блюдет и подчеркивает. Каждый чердынец сообщит вам про семь холмов. Да и самому нетрудно убедиться, глядя на город с самого высокого их них — Вятского.
Панорама отсюда — потрясающая. Если вам повезет с видимостью и в воздухе не будет морозной дымки, откроется фантастический пейзаж истинного Урала. Прямо под ногами — Колва. Вполне ничего себе речка, недавно еще судоходная. Широченные песчаные отмели, излучины, небольшая дельта, где впадает в Колву Чердынка. Глядя на нее, вспоминаются слова профессора-историка Георгия Чагина, местного уроженца, который семь лет заведовал здешним музеем. Именно он сказал, что Чердынь находится «в устье Вечности».
На противоположном берегу — бескрайний лес, до самого Уральского хребта. В не столь давние времена левый берег Колвы входил в городскую черту. Здесь были выпасы, огороды, стояли отдельные домики. А в дни церковных праздников вся Чердынь после посещения храмов садилась в лодки и плыла на левый берег — там были гулянья. Сейчас почти не видно на Колве лодок, разве что рыбачьи. А левый берег — живое олицетворение дикости, все ближе обступающей историческую столицу Перми Великой.
Доминанта здешнего пейзажа — гора Полюд, один из главных «героев» романа Алексея Иванова «Чердынь — княгиня гор». Местные жители сравнивают его силуэт с постаментом Медного всадника: действительно, похоже, но Полюд гораздо больше напоминает застывшую в движении волну — мечту серферов, с только-только начинающим заворачиваться внутрь краем. Если видимость хороша, то можно разглядеть скальные выходы на заросшей лесом горе, но вот украшение на вершине Полюда — это, увы, не сигнальный факел вогулов, а всего лишь телевизионный ретранслятор. Всем известна легенда о Полюде и Ветлане. Ветлан из Чердыни не разглядеть, но хорошо виден другой легендарный камень — Помяненный. И на его вершине — скальные останцы, будто гигантские скульптуры, высеченные из камня.
Заключение
Сегодня Чердынь является важным историко-культурным и туристическим центром Прикамья. В первую очередь это объяснимо тем, что этот город сумел донести до современников свое архитектурно-ландшафтное своеобразие и исторический колорит. Своим обликом и жизненным укладом Чердынь во многом напоминает города Русского Севера — Каргополь, Тотьму и Сольвычегодск, давно ставшие своеобразными заповедниками традиционной русской культуры. Неторопливые прогулки по городу, раскинувшемуся на семи холмах, расположенных на берегу притока реки Вишеры — Колвы, дают возможность ненадолго прикоснуться к жизни минувших столетий. В настоящее время в городе возрожден Иоанно-Богословский монастырь в котором сохранился уникальный иконостас XVIII века. Значительный интерес представляют экспозиции одного из старейших на Урале Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина и его недавно открывшегося филиала "Музея истории Веры". В данной работе подробно описана туристическая привлекательность Чердыни. Рассказано о многих исторических достопримечательностях. В этом городе сохранено немало реликвий, которые известные всему миру.
Список литературы
1. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.
2. http://sobory.ru/article/index.html?object=02967
3. http://cherdyn.permonline.ru/index.cfm?page=1
4. Красик Дмитрий Святая к Родине любовь... // Звезда. — 2005. — 25 августа.
5. Курбатова Любовь Дань памяти защитникам земли Чердынской // Северная Звезда. — 2005. — 2 августа.
6. Тропинин Дмитрий Вспоминая героев минувших эпох // Деловое Прикамье. — 2005. — 2 сентября.
7. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004
Размещено на Allbest.ru
Её омпозиция состоит из высокого односветного куба, пятигранной апсиды и низкой трапезной. С западной стороны над квадратной папертью в 1786 году воздвигнута ярусная восьмигранная колокольня. Куб и апсида увенчаны главами. С северной стороны к Рождественскому храму в 1803 году пристроили придел в честь Параскевы Пятницы. В 1899 году придел расширили, и он стал более вместительным, чем основной храм. Год окончания строительных работ (1899) указан на западном фасаде здания. Придел имеет исключительно светский характер.
В художественном отношении больший интерес представляет ранний Рождественский храм. Невысокая трапезная и храм перекрыты сомкнутыми сводами и объединены приподнятой аркой. Их интерьеры украшены многими декоративными деталями. Привлекательность интерьерам Рождественского храма придает роспись. Все своды, арки, откосы окон, стены храма и трапезной расписал за четыре летних месяца 1869 года один из представителей потомственных иконописцев села Усолья Александр Иванович Мельников. В росписи храма прозвучала тема о втором пришествии. На стенах и сводах храма развернуто повествование евангельской истории о земных деяниях, смерти и воскресения Христа. Многофигурные композиции дополнены ярким растительным орнаментом. Церковь в селе Искор обладала интересным собранием колоколов. Самый крупный колокол весом 133 пуда
Часовня Спаса Нерукотворного - часовня «Убиенных родителей» (иначе Спаса Нерукотворного). (Дата постройки 1793г, восстановления
Часовня Параскевы Пятницы, стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств — городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение — он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами. Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины с обеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд ли уже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.
Никольская церковь
Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Её и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.Лучший образец архитектуры барокко на Урале. Расположена на холме в центре пос. Ныроб рядом с зимней Богоявленской церковью. В храмовый комплекс входила и колокольня, утраченная в
Реставрация 1950-х гг. вернула главам лемеховое покрытие (автор реставрации архитектор Г. Л. Кацко). Все помещения перекрыты сводами, стянутыми железными связями: в алтаре - граненый полусомкнутый свод, в трапезной - коробковый с торцевым лотком и глубокими распалубками над окнами. Стены храма были покрыты росписью по традиционной тематике - страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса, выполненные в 1722 -1725 гг. живописцем Михаилом Казариновым. Среди библейских сюжетов в верхнем ярусе юж. стороны куба выделялось изображение святого Христофора с собачьей головой, с мечом в левой руке и крестом в правой (Христофор считался покровителем охотников). В стенах обнаружены голосники, улучшающие акустику храма. На внутренних плоскостях свода выложены деревянные пятиконечные кресты с голгофами, утопленные в ниши, выполненные по форме крестов.
Часовня 85 убиенных
В ранней истории было одно событие, которое до сих пор вспоминают в этих местах. Это был бой 85 защитников Кондратьевой слободы (около устья Вишеры) с многократно превосходившим по численности отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь. Все русские воины погибли в том сражении, и этот с виду незначительный эпизод забылся бы в веках, если бы не чудеса, которые по легенде стали происходить после этого. Плывущие на лодках вниз по реке чердынцы нашли на льдине тела убитых, из окон построенной памятной часовни иногда струился свет и т.п. Так или иначе, 85 защитников Перми Великой были чуть ли не канонизированы, доска с их именами и икона с 85 одноименными с ними святыми были помещены в часовню. В советское время часовня была разрушена, а на ее месте была поставлена небольшая стела. В XXI веке часовня была воссоздана на старом месте по старым чертежам и обмерам.
3.3 Музеи Чердыни как экскурсионные объекты
Музей истории веры
Расположен в здании Успенской церкви, построенной в 1784 году. Открыт 28 августа 2000 года, в день Успения Пресвятой Богородицы.
Идея создания в Чердыни музея истории веры, посвященного истории Русской православной церкви, возникла у сотрудников Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина и была поддержана главой местного самоуправления Чердынского района С.Ф.Миллером и научной общественностью Прикамья.
Экспозиции музея, которые называются «Храмы земли Чердынской», расположены на двух этажах. Первое, что сразу обращает взор посетителей – это роспись на тему «Страшного суда», выполненная на стене при входе в трапезную. После революции фреска была закрашена плотным слоем масляной краски, но вдруг, как рассказывают сотрудники музея, обнажилась сама 11 сентября 2001 года.
Все росписи стен и сводов выполнены мастером Сафоновым, поставщиком Императорского дворца. Вниманию гостей представлены облачения священнослужителей, священные сосуды, иконы, особо почитаемые на Руси и в Чердынском крае: Св.Николая Чудотворца, Св.Праведного Симеона Верхотульского, Св. Великомученицы Параскевы, Св. Преподобного Серафима Саровского и других.
В экспозиции демонстрируются уникальные Святые плащаницы, расшитые серебряными и золотыми нитями, мельчайшим бисером, серебряными нимбами с аметистом и горным хрусталем; иконы и храмовая утварь, а также пермская деревянная скульптура. По плану-чертежу А. В. Федосеева – восстановлен иконостас на втором этаже.
Краеведческий музей им. А.С.Пушкинав 1899 году основал Дмитрий Аристархович Удинцев (1862-1915) - председатель Чердынской уездной земской управы.
Собрание музея составляет более 110 тысяч единиц хранения и включает богатейшие коллекции: "Археология" (с уникальными предметами Пермского звериного стиля и восточного серебра VII-X веков), "Пермская деревянная скульптура", коллекции "Иконописи", "Нумизматика", "Этнография". Видное место принадлежит книжному собранию (XVI-XX веков), включающему уникальные экземпляры старопечатной рукописной книги, музей хранит исторические реликвии национального значения - оковы боярина М.Н. Романова (дяди первого царя из династии Романовых), воинские доспехи X-XV веков. Большой популярностью у туристов пользуется музей истории веры, находящийся в Успенской церкви.
3.4 Достопримечательности Чердыни
Не менее интересны по своему архитектурному ансамблю и по истории и другие храмы земли Чердынской.
Но не только храмами едиными, но и памятниками гражданского зодчества и выдающимися соотечественниками гордится старинный город. До наших дней благополучно сохранился купеческий особняк лесопромышленника Гусева. Усадьба была построена в годы расцвета дел купца (80-е годы XIX в).
Гаврила Петрович Гусев был характерным представителем Чердынского купечества, торговые операции которого главным образом касались перепродажи хлеба. Кроме этого, он торговал лесом и имел плотбище, где изготовлялись несамоходные суда.
После В.О. войны в здании разместился Чердынский райвоенкомат, который и по сей день располагается в данном особняке.
Очень красива по своей архитектуре и богато оформлена усадьба купца Алина (Большого) – 2-ая пол. XIX в.
В усадьбу входят: особняк, контора, пушной амбар, конюшня и ямщицкая.
В.Н.Алин – богатейший купец Чердыни, поставлявший на российский рынок пушнину и битую птицу. Носил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Его годовой денежный оборот превышал 250 тыс. рублей, а состояние оценивалось в несколько миллионов рублей. После его смерти дело перешло в руки его племянника, который в 1919 году эмигрировал за границу.
В настоящее время здание усадьбы занимает детский дом. Необычен по своей архитектуре особняк, выстроенный одним из крупнейших чердынских купцов конца ХVIII–первой пол. ХIХ в. Спиридоном Углицких.
Он вел обширную торговлю с Печорой и Камой. Долгое время был бургомистром Чердыни и удостоился за заслуги в восстановлении Чердыни после пожара
В настоящее время в здании находится детская библиотека. Чердынских купцов знали на Печоре, в Москве и Петербурге.
На купеческие пожертвования открывались детские приюты и богадельни для «призрения сирых и убогих». Свидетелями того являются прекрасно сохранившееся здание богадельни (кон. ХIХ в.), построенного по предложению Чердынского купца 1 гильдии Лунегова. В наше время в здании размещается детская школа искусств. Жертвовали торговые люди и на храмы, и на строительство городского водопровода, и на народное образование. До наших дней благополучно дожили : здание приходского училища (кон.Х1Х в.); здание реального училища (кон. ХIХ – нач. ХХ в.); здание ремесленного училища и т д. Богатую историю имеет каменный гостиный двор, возведенный в 1857 году. Вплоть до начала 1930-х годов здание использовалось по своему прямому назначению. Затем двор был приспособлен под кинотеатр.
В 1958 году проводились капитальные работы по переоборудованию здания в широкоэкранный кинотеатр, а проемы аркады были заложены кирпичом, но не повреждены.
В 1986–88 гг. в здании проводились реставрационные работы. В настоящее время в здании бывшего Гостиного двора находится Дом спорта.
Именно так выглядела Чердынь в ХIХ в., когда переживала период культурно-просветительского возрождения. На странице сайта только малая часть того, что вы можете увидеть, пройдя по улицам города. Мы уверены, что побывав в нашем городе хоть раз, у Вас навсегда останутся хорошие воспоминания о нем. С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы Центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события, имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районные мероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных и самодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16 век.
В начале XX века на месте его могилы была возведена деревянная часовня (в советские времена снесенная). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. В 1913 году построена ограда (в основном сохранилась, уничтожена только царская символика). Нынешняя часовня, построенная в 2001 году, ничем не напоминает свою предшественницу.
3.5 Природа Чердыни
Сама природа будто говорит: Чердынь — феномен. Приезжая сюда, оказываешься в ином поясе — географическом, климатическом, историческом. Она отрезана от внешнего мира, с нее начинается мир иной. Чердынь — город-музей. Как Париж или Зальцбург, ее надо осматривать в первую очередь снаружи, и лишь во вторую — заходить в музеи и храмы. А для того, чтобы понять и почувствовать, что Чердынь — воистину княгиня гор, надо взобраться на один из семи ее холмов — лучше всего, Вятский или Троицкий. Семь холмов — это не метафора. Как и положено истинной столице мира, Великая Чердынь расположилась на семи холмах, а нынешний заштатный городок, который свой городской статус сохраняет лишь в силу исторической привычки, эту черту столичности блюдет и подчеркивает. Каждый чердынец сообщит вам про семь холмов. Да и самому нетрудно убедиться, глядя на город с самого высокого их них — Вятского.
Панорама отсюда — потрясающая. Если вам повезет с видимостью и в воздухе не будет морозной дымки, откроется фантастический пейзаж истинного Урала. Прямо под ногами — Колва. Вполне ничего себе речка, недавно еще судоходная. Широченные песчаные отмели, излучины, небольшая дельта, где впадает в Колву Чердынка. Глядя на нее, вспоминаются слова профессора-историка Георгия Чагина, местного уроженца, который семь лет заведовал здешним музеем. Именно он сказал, что Чердынь находится «в устье Вечности».
На противоположном берегу — бескрайний лес, до самого Уральского хребта. В не столь давние времена левый берег Колвы входил в городскую черту. Здесь были выпасы, огороды, стояли отдельные домики. А в дни церковных праздников вся Чердынь после посещения храмов садилась в лодки и плыла на левый берег — там были гулянья. Сейчас почти не видно на Колве лодок, разве что рыбачьи. А левый берег — живое олицетворение дикости, все ближе обступающей историческую столицу Перми Великой.
Доминанта здешнего пейзажа — гора Полюд, один из главных «героев» романа Алексея Иванова «Чердынь — княгиня гор». Местные жители сравнивают его силуэт с постаментом Медного всадника: действительно, похоже, но Полюд гораздо больше напоминает застывшую в движении волну — мечту серферов, с только-только начинающим заворачиваться внутрь краем. Если видимость хороша, то можно разглядеть скальные выходы на заросшей лесом горе, но вот украшение на вершине Полюда — это, увы, не сигнальный факел вогулов, а всего лишь телевизионный ретранслятор. Всем известна легенда о Полюде и Ветлане. Ветлан из Чердыни не разглядеть, но хорошо виден другой легендарный камень — Помяненный. И на его вершине — скальные останцы, будто гигантские скульптуры, высеченные из камня.
Заключение
Сегодня Чердынь является важным историко-культурным и туристическим центром Прикамья. В первую очередь это объяснимо тем, что этот город сумел донести до современников свое архитектурно-ландшафтное своеобразие и исторический колорит. Своим обликом и жизненным укладом Чердынь во многом напоминает города Русского Севера — Каргополь, Тотьму и Сольвычегодск, давно ставшие своеобразными заповедниками традиционной русской культуры. Неторопливые прогулки по городу, раскинувшемуся на семи холмах, расположенных на берегу притока реки Вишеры — Колвы, дают возможность ненадолго прикоснуться к жизни минувших столетий. В настоящее время в городе возрожден Иоанно-Богословский монастырь в котором сохранился уникальный иконостас XVIII века. Значительный интерес представляют экспозиции одного из старейших на Урале Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина и его недавно открывшегося филиала "Музея истории Веры". В данной работе подробно описана туристическая привлекательность Чердыни. Рассказано о многих исторических достопримечательностях. В этом городе сохранено немало реликвий, которые известные всему миру.
Список литературы
1. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.
2. http://sobory.ru/article/index.html?object=02967
3. http://cherdyn.permonline.ru/index.cfm?page=1
4. Красик Дмитрий Святая к Родине любовь... // Звезда. — 2005. — 25 августа.
5. Курбатова Любовь Дань памяти защитникам земли Чердынской // Северная Звезда. — 2005. — 2 августа.
6. Тропинин Дмитрий Вспоминая героев минувших эпох // Деловое Прикамье. — 2005. — 2 сентября.
7. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004
Размещено на Allbest.ru