Курсовая Личность в политической системе общества
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ………………………………………………………………….4
2. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………………………10
2.1. Личность как первичный субъект и объект политики………………………………….10
2.2. Концепции личности в политической жизни……………………………………………11
2.3. Политический статус и политическая социализация личности………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Политика – это одна из сфер жизни государственно - организованного общества.
Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем.
Происхождение термина политика (politike) связано с древнегреческим городом-государством, который назывался полисом (polis). Политика означала искусство управления государством. Сегодня политикой принято обозначать специфическую деятельность больших социальных групп людей, связанную с установлением и функционированием политической власти с целью реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Политика затрагивает интересы всех людей.
С давних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлеченным в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Целью данной работы является рассмотрение личности в политической системе общества.
Для реализации обозначенной цели нам необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие, структуру, функции и типы современных политических систем;
- рассмотреть личность в политической системе общества.
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Всякий социальный процесс протекает в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма, который обеспечивает ее единство, целостность и упорядоченность.
Понятие «политической системы» – одно из основных в политологии. Оно позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни.
Понятие «политической системы» подразумевает развернутую совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.[1]
Политическую систему рассматривают как часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими общественными подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной и др., которые наряду с природной средой и политическим окружением образуют ее «окружающую среду».
В политологии подход к определению политической системы как к одной из подсистем общества позволяет раскрыть механизм функционирования политики как взаимодействия разнородных и разнонаправленных элементов политики, в результате которых формируются политический режим и политические действия.
Системный подход к изучению политики внедрили американские политологи Д.Истон и Г.Алмонд.
С точки зрения системного подхода, политическая система – саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.
По модели Д. Истона (рис.1) у системы есть вход, на который поступают требования (импульсы) и поддержки (или протесты). Поддержка выражается в выплате налогов, соблюдении законов, участии в голосовании и т.д. На выходе системы – результат функционирования политической системы – политические решения и политические действия. Они оказывают влияние на окружающую среду. Если решения и действия удовлетворяют требования, то система получает поддержку, и система стабильно функционирует. Если же решения и действия системы не отвечают ожидания «окружающей среды», то система впадает в частичный или полный кризис и распад. В случае частичного кризиса система может быть реформирована, а в случае ее распада на ее месте возникает новая.
Системный подход
Требования Решения
|
|
|
Поддержка Действия
Рис. 1. Системный подход (по модели Д. Истона)
При всей значимости теории Д. Истона в ней не раскрываются внутренняя структура и специфика элементов политической системы.
Г. Алмонд расширяет круг субъектов политики. Политическая система а его теории – множество взаимодействий поведений как государственных, так и негосударственных. Г. Алмонд учитывает психологические, личностные аспекты политических отношений.
В современной политологии существует множество концепций политической системы. Однако теории Д. Истона и Г. Алмонда остаются классическими.
Структура политической системы – это внутренняя организация и способы взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
С точки зрения структуры политическая система включает следующие подсистемы:
- институциональную, социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, органы представительной и непосредственной демократии и др.);
- функциональную совокупность всех ролей и функций, отдельных социально-политических институтов и их групп;
- регулятивную – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимоотношений между субъектами политической системы (традиции, обычаи, принципы, политические взгляды и др.);
- коммуникативную – совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти;
- идеологическую – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое знание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Основными элементами политической системы является: политическая организация, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание.
Политическая организация – политические учреждения: государство, партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь.
Политические отношения – это отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, лидерами и т.п.) по вопросу устройства и функционирования политической, государственной власти.
Политико-правовые нормы существуют и действуют в виде конституций, уставов и программ партий. Они регулируют политические отношения, узаконивают политические устои, определяют стиль и методы работы институтов политики, способствуют формированию механизмов распределения ролей между членами общества.
Политическое сознание – отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, - выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий.
Понятие «функции политической системы» раскрывает то значение, которое оно имеет для политической системы.
В политологической литературе существует множество подходов к определению функций политической системы. Это является результатом того, что функции политической системы видоизменяются по мере развития историко-политической ситуации и самой политической системы.
Выделим основные ее функции: [2]
- интеграционная функция состоит в объединении общества на базе ценностей и идеалов, принятых экономически и политически господствующими силами общества;
- определение целей, задач и направлений развития общества;
- организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общественного развития;
- регулятивная функция включает в себя легитимизацию политики (обеспечение общественного признания политики) и обеспечение политического участия граждан;
- контролирующая функция состоит в контроле за соблюдением и выполнением законов, в контроле социально-конфликтных интересов, в умении политической системы снижать социальную напряженность в обществе путем контроля за распределением ценностей (материальных и духовных ресурсов, политических привилегий и др.).
Рис. 2. Функции политической системы
Рассмотрим типы современных политических систем. Современные государства мира имеют разнообразную специфику социально-политических отношений, неповторимую историю развития и функционирования политических систем. Однако те или иные группы стран имеют сходные черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать политическую жизнь этих государств.
Основными критериями типологизации политических систем в политологии являются характер политической власти, уровень экономического развития общества, тенденции социального развития, степень реализации прав и свобод личности, наличие гражданского общества и другие факторы.
Одна из самых распространенных классификаций политических систем исходит из принципа определения политического режима (совокупности приемов, методов и способов осуществления политической власти). Политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Исходя из характера политического режима, выделяют следующие политические системы:
- тоталитарные,
- авторитарные,
- демократические.
Главное в определении демократичности или антидемократичности политической системы – соотношение политической власти и личности.
Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, то такой режим называют антидемократическим. Если личность и ее права являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.
Демократические политические системы обладают широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционной партий. СМИ – свободные от цензуры.
Демократические политические системы свободны от признания лишь одной идеологии: для них характерен идеологический плюрализм.
Возникающие общественные конфликты разрешаются законными средствами.
Демократические системы отличает высокая степень развития гражданского общества, которое контролирует всю политическую систему. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы, в ней преобладают методы компромисса.
Следующие отличительные черты демократических систем: многопартийность и наличие легальной оппозиции – неотъемлемые элементы политического процесса.
Силовые процессы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность системы, их деятельность регламентируется законом. Они вне политики.
Основными чертами тоталитарных политических систем являются тотальный, т.е. всеобщий контроль над жизнью каждого человека и общества в целом; максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическая монополизация власти какой-либо организацией; упразднение разделения властей; вождизм; всеобщая идеологизация общественной жизни; государственно-организованный террор, основанный на насилии; милитаризированная, подконтрольная государству экономика; наличие цензуры над СМИ. [3]
Наиболее жесткими формами тоталитаризма считают нацизм, фашизм, сталинизм.
Для авторитарных политических систем, которые занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими системами, характер то, что политическая власть представляет собой режим личной власти, или власти правящей группировки (чаще всего исполнительной власти); существенно ограниченные права и свободы граждан; сужение возможностей действий легальной оппозиции; парламент превращен во второстепенный орган власти; участие масс в политике носит крайне ограниченный характер; доминирование официальной идеологии при допущении других идеологий, лояльных режиму. В экономике авторитарных политических систем признается участие плюральных собственников: государства и частных предпринимателей.
В современных условиях авторитарные политические системы носят переходный либо к тоталитаризму, либо к демократизму характер.
Другая классификация политических систем основана на типах политической культуры (Г. Альмонд) и содержит следующие типы:
1-й тип – англо-американский со специализированной структурой политических отношений, с четким разделением и бюрократизацией властей;
2-й тип – континентально-европейские системы, сочетающие старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия);
3-й тип – доиндустриальные и частично индустриальные со смешанной политической культурой, в которой уживаются полярные политические ориентации, не разграничены функции системы;
4-й тип – тоталитарные, где политика контролируется монопольной партией.
По типологии, исходящей из критерия развитости гражданского общества, выделяются традиционные и модернизированные
политические системы.
Политические системы могут классифицироваться по принципу характера взаимосвязи со средой: открытые – системы с динамичной структурой и связями и закрытые – с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.
2. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Личность как первичный субъект и объект политики
Политика затрагивает интересы всех людей. Ее мир включает:
- науку, т.к. политика слита со знаниями, идеями и опирается на них;
- установки, интересы, цели различных социальных групп;
- практическую деятельность людей по претворению в жизнь программ и моделей будущего;
- личность, социальные группы, классы, нации, государства;
- партии, группы давления, общественные организации и движения;
- отношения людей по поводу государственной власти, согласованию социальных интересов, обеспечению целостности общества, разрешения конфликтов;
- управление политической сферой общества.
Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов:
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;
2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;
3) субъекты-партиципанты(участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: [4]
1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;
2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;
3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.
2.2. Концепции личности в политической жизни
Патерналистская концепция личности.
Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти двух тысячелетий.
Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.
В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха.Индивид выступает здесьне сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.
В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.
Политический человек у Платона и Аристотеля.
Не менее существенное влияние на последующую, в том числе современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства целого (государства) над частью (индивидом).
Государство, руководимое мудрым царем или аристократией — призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.
Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и на мировоззрение крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчество отмечено целым рядом новых, конструктивных идей. К ним относится антропологическая трактовка власти(и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.
Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он противник огосударствления общества. По его мнению, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его распаду. В целом же Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин выступает у него не только субъектом партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.
Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент государственного целого, непосредственно участвующий в политической жизни, законодательной и судебной деятельности государства и полностью подчиняющийся его решениям, характерны для античного понимания демократии. Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей большинства.
Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.
Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания общественного порядка и социального мира.
Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью, либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.
2.3. Политический статус и политическая социализация личности
Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.[5]
Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:
1) Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося исключительно объектом политики.
2) Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.
3) Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.
4) Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.
5) Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого, он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. [6]
В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1) Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.
2) Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.
3) Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.
4) Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.
В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.
На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных, можно выделить следующие:
- усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
- стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
- влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
- личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.
Типы участия личности в политике:
1) бессознательное
2) полусознательное
3) сознательное
Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.
Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли.
С результатами политической социализации тесно связано политическое участие
граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. [7]
Участие в политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни.
Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией.
Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.
Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.
Участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы:
- материальные,
- социально-культурные,
- политико-правовые.
Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах:
· Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двух полосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.
· Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются более интолерантными (нетерпимыми).
· В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.
Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.
Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма. [8]
Политическая активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами. [9]
Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.
Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек так или иначе соприкасается с миром политического — приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата.
Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение имеет активное участие личности в жизни общества – как в социальной, так и в политической.
Субъект – это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект – это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.
Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого, он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни. Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания. Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли.
С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Участие личности в политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Политическая активность граждан различна. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Г.А. Политология: курс лекций. – М.: Че Ро,2005. –303 с.
2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 2006. –486 с.
3. Даниленко В. И. Современный политический словарь. - М.: NOTA / BENE. 2007.
4. Зеленов Л.А. Основы политологии: учебное пособие. – М.: Владос, 2008. –172 с.
5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2008.
7. Политология. Краткий энциклопедический словарь. - М., 2006.
8. Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
9. Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2009.
10. Политология: ответы на экзаменационные билеты // Под ред. А.С. Тураева, А.Е. Крепова. – СПб.: Питер, 2008.
11. Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.
[1] Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 2006. –486 с.
[2] Зеленов Л.А. Основы политологии: учебное пособие. – М.: Владос, 2004. –172 с.
[3] Белов Г.А. Политология: курс лекций. – М.: Че Ро,2005. –303 с.
[4] Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.
[5] Политология. Краткий энциклопедический словарь. - М., 2006.
[6] Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
[7] Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.
[8] Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
[9] Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2009.