Курсовая

Курсовая Авторское право 7

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Введение

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
Глава I

Авторское право: понятие, значение и источники

1.1 Понятие, значение, принципы.

Авторское право - раздел гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, т. е. результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Авторское право является той частью гражданского права, которая охраняет права создателей интеллектуальных произведений. Такие права признаются законами большинства стран. Признание и уважение авторских прав стимулируют индивидуальную творческую активность человека, а также содействуют обеспечению доступности произведений для как можно более широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно касается практически всех форм и методов массовых коммуникаций — не только печатных публикаций, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.

Большинство интеллектуальных произведений существуют, будучи воплощенными в материальной форме. Это, например, книги, рисунки, картины. Но некоторые типы произведений, например стихи, музыка или артистическое исполнение, существуют, даже если они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или слов.

Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.

Как только идеи воплощаются в произведении, возникает авторско-правовая охрана их формы — в смысле расположения слов, нот, знаков и т.д. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует такие формы, которые являются оригинальные созданием автора.
1.2. Источники авторского права.

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств — сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора. В 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.[6]

Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.

К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.[6]

Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Октябрьская революция не могла не оказать существенного влияния на авторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский закон об авторском праве "О государственном издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод в стране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако и в отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественности". Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств.

Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. [6]

В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.[6]

3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства. И вот, с 1 января  2008г. начал действовать закон «О введение в действие части четвертой гражданского кодекса РФ» от 18 декабря 2006 №231-ФЗ, который отменил предыдущие нормативные акты в области регулирования отношений об авторском праве.
Глава II

Объекты авторского права, условия охраноспособности

2.1. Объекты авторского права.

В Статье 1259 части 4 Гражданского кодекса РФ  говориться:

«Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.[1]

Гражданский кодекс называет объектом авторского права "произведения".  Этот термин в Законе не раскрыт. Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под "произведением". Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права."

"Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами."[10] А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе."[11] Произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности. Наибольшее распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других признаков. "Произведение, — писал он в 1956 г., — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения."[11]

В связи с этим важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и объектами права собственности. Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.
2.1. Условия охраноспособности, признаки.

Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Для авторского права в социалистическом обществе характерен еще один признак. "Произведение, — говорил М.В. Гордон, — по своему характеру должен был общественно полезным."[6] Думаю, не стоит останавливаться на анализе этого признака, характеризующего конкретную эпоху. Ни прежде, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведению не содержало и не содержит. Иностранные законодательства прошлых лет тоже прямо указывают на отсутствие этого признака.

Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практика выражено в следующих словах: "Закон не оценивает произведения, не взвешивает их ценность и достоинство, а защищает их слепо: длинное или короткое, хорошее и плохое, полезное или опасное, плод гения или простой продукт труда и терпения, — всякое произведение литературное или художественное подлежит защите."

Тоже общее начало применяется германской практикой. "Произведения литературы, — говорится в одном из решений, — есть выражение посредством письменных знаков, которое составляет продукт индивидуального умственного труда, а не механической работы. Мера требовавшегося умственного труда, объем, внутреннее содержание и достоинство работы не имеют значение."[19]

Но вернемся к признакам объекта авторского права, таким как творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В самом законе признак творчества не раскрывается, а в литературе существует множество его определений. М.Горький определял творчество как "ту степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее яркие, точные, общепонятные слова".[19] По мнению И.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа, направленная на создание нового." Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью."[4]

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Объективной формой произведения следует считать всякое внешнее выражение авторской мысли. Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Иногда высказывается мнение, что поскольку объективная форма придает продукту творческой деятельности автора способность существовать и по окончании творческого процесса, то, следовательно, в силу этого возникает и способность произведения к воспроизведению, а потому нет оснований способность к воспроизведению считать самостоятельным признаком произведения.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение. Законодатель, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.[19]

Вместе с тем  можно сделать  вывод о том, что произведение - это результат творческой  деятельности  автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность - это деятельность  человеческого  мозга, который  способен  создавать  только  идеальные  образы,  а  не  предметы материального мира. Следовательно, само произведение не  материальный,  а идеальный объект. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат  будет  выражен  в  какой-либо объективной  (материальной)  форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

  Объективная   (материальная)   форма выражения произведения не входит в понятие "произведение", это  не  форма произведения. Материальный объект, в котором произведение выражено (или в  котором произведение заключено), охраняется правом, а не авторским правом.

Творчество   представляет   собой   познание   нового,    ранее неизвестного.  Таким  образом,  творчество  приводит  к   новому,   ранее неизвестному результату. Различают субъективную и объективную новизну творческого результата.

Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность  полученного результата для самого создателя.

Объективная новизна  -  это  неизвестность  полученного  творческого результата не только для лица,  получившего  этот  результат,  но  и  для остальных лиц.

Авторское право охраняет  лишь  те  творческие  результаты,  которые обладают объективной новизной.

Многие  объективно  новые  творческие  результаты   могут   быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно,  независимо

друг от друга. Если бы такие результаты охранялись авторским  правом,  пришлось  бы либо  условно  признавать  всех   лиц,   получивших   такие   результаты, соавторами, либо  признавать  автором  только  то  лицо,  которое  первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить  систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.

Поскольку ни  того,  ни  другого  в  авторском  праве  нет,  следует признать, что авторское  право  не  охраняет  те  творческие  результаты, которые  могут  создаваться   параллельно,   т.е.   лицами,   работающими независимо друг от друга.

Отсюда вывод: авторское  право  охраняет  не  все  объективно  новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве.

Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными.     В  законах  об  авторском  праве  многих  зарубежных   стран   прямо указывается, что  авторским  правом  охраняются  оригинальные  творческие результаты.     Точно  так  же  и  в  российском  законодательстве:  под  охраняемым произведением имеется в виду оригинальный творческий результат.

Законодатель относит охраняемые  произведения  к сфере "науки, литературы и искусства". Иногда говорят, что в произведении должно содержаться литературное, научное или художественное творчество. Указание Закона на сферу  "науки,  литературы  и  искусства"  нельзя понимать ограничительно.  В  частности,  техническое  творчество  следует считать разновидностью научного творчества, а  технические  результаты  - научными результатами. Математические формулы следует включать в  понятие  "литература",  а результаты   художественно-промышленного   конструирования   (технической эстетики, дизайна) - в понятие "наука" или "искусство". Научная литература должна быть включена в понятие "литература", а не в понятие "наука".

     Понятие "искусство" трактуется  широко  и  включает  в  себя,  кроме изобразительных   искусств,   музыку,    танец,    хореографию,    театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии  и

т.п.

 Отнесение  того  или  иного  конкретного  произведения  к  сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для решения вопроса о предоставлении произведению самой охраны авторским правом.  Однако  такое отнесение произведения к одной из этих  трех  сфер  в  некоторых  случаях имеет  значение  для  определения  объема  предоставляемой  охраны.  Так, авторское право на литературное произведение  обычно  включает  право  на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства этого  права не знают. С другой стороны, право следования  принадлежит  только  автору некоторых видов произведений искусства.

Под упоминаемым в ст. 1259 ГК РФ  назначением  произведения следует понимать предполагаемый или фактический метод его  использования. Этот метод может быть предложен самим автором или  быть  применен  позже, причем - даже независимо от  намерения  автора.  В  Законе  в  нескольких случаях говорится о назначении произведения,  например,  применительно  к базам данных, программам для ЭВМ и произведениям  декоративно-прикладного искусства.

     Предполагаемый метод использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако фактический метод использования иногда влияет на  содержание  и  объем  имущественных прав.

В ст. 1259 ГК РФ устанавливается,  что  авторское  право распространяется на произведения независимо от их достоинств. Под  "достоинствами"  понимаются  различные  положительные  качества произведения, относящиеся к  форме  или  содержанию:  актуальность  темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским    правом     охраняются     как     высокохудожественные, глубоконаучные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или  художественном  отношении.  Правда,  последние  не  должны обнародоваться, публиковаться  и  вообще  использоваться  в  связи  с  их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не  охраняются авторским правом. Закон подчеркивает  охраняемость  любого  оригинального творческого результата.

В  отличие   от   прежнего   законодательства   для   признания произведения  объектом  авторского  права  ныне  не   требуется   наличия возможности его воспроизведения. Это означает,  что  охраной  пользуются  такие  уникальные  объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время  в связи с отсутствием необходимых технических средств. Строго говоря, многие  произведения  искусства  воспроизводимы  лишь частично, поскольку копия отличается от оригинала.  Тем  не  менее  такие произведения охраняются авторским правом.

Под объективной формой выражения произведения,  требующейся  для возникновения охраны авторским правом, понимается  такая  форма,  которая позволяет иным лицам (кроме автора) ознакомиться с произведением.      Примерный перечень таких форм выражения произведений был приведен выше.  Этот перечень не является исчерпывающим.

Как  вытекает  из  статьи 1268 ГК РФ выражение произведения в объективной форме  может  не  совпадать  с  обнародованием произведения.  Иными  словами,  произведение,  выраженное  в  объективной форме, может оставаться необнародованным. Исключение, однако, составляют  произведения,  выраженные  в  устной форме:  поясняется,  что  такие  произведения  должны  быть   не   просто произнесены или исполнены, эти действия должны быть совершены "публично". Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в  объективной форме  совпадает  с  моментом  обнародования  произведения,  т.е.  устные произведения, если они не обнародованы, не пользуются авторской охраной.

Под звуко- и видеозаписями имеются в виду формы выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.

Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма  выражения  произведения  восприниматься  непосредственно  органами чувств (зрение, слух и т.п.) или  она  воспринимается  человеком  лишь  с помощью каких-либо технических средств.

В ГК говорится об очень важном принципе авторского права: охрана распространяется не только на произведение в целом, но  и  на любую  оригинальную  часть  произведения.  При   этом   она   охраняется самостоятельно как отдельное произведение. Под частью произведения понимается  как  механически  выделенная  из произведения  часть  (фрагмент  картины,   отрывок   кинофильма,   строка стихотворения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть,  которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация  главы  из  книги  и т.п.).

Отдельные   кадры   аудиовизуального   произведения    могут    быть оригинальными и охраняться авторским правом, но они не  являются  частями аудиовизуального произведения.

     Отдельные слова и даже выражения  литературного  произведения  могут быть новыми, но они часто не являются оригинальными, а  потому  авторским правом не охраняются и не подпадают под рассматриваемую норму.

В  ГК решается  вопрос  об  охраняемости авторским правом элементов формы и элементов содержания произведения.

     В  любом   произведении   различают   структурные   элементы   формы произведения  и  элементы  его  содержания.  Например,   в   произведении художественной   литературы   к   элементам   формы   относятся:    язык, художественные  образы,  последовательность  изложения,  а  к   элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п. При этом содержание  произведения  всегда  облечено  в  определенную форму, через которую оно и выступает.

Существует различие между  правом собственности на материальный объект и авторским правом на произведение, выраженное в этом материальном объекте.

     Необходимость различения этих  прав  объясняется  тем,  что  объекты авторского права обычно связаны с какими-либо  материальными  предметами.

Так, литературное произведение публикуется в виде книги, песня попадает в гражданский оборот на магнитной  ленте  или  компакт-диске,  произведение живописи воплощено в полотне и т.п.

     Материальный объект, в котором воплощено авторское произведение, - это не только оригинал произведения, но и любой его экземпляр (копия).  При  этом  связь  правомерно   введенного   в   гражданский   оборот материального объекта, воплощающего  в  себе  авторское  произведение,  с авторским правом может  ослабляться однако она, эта связь всегда существует. Авторское  право  на  произведение  и  право  собственности  на материальный объект, в котором это  произведение  выражено,  не  связаны, т.е. существуют независимо друг от друга.     Эта независимость проявляется, прежде всего, в  возможности  наличия разных субъектов права. Право собственности на вещь возникает в соответствии с  нормами  ГК, относящимися  к  праву   собственности,   т.е.   путем   создания   вещи, приобретения ее по договору и по некоторым другим основаниям (ст. 218-234 ГК). Что касается авторского права на произведение, то  в  полном  объеме

оно возникает только в результате создания произведения. Вместе с тем, важная часть авторских прав - имущественное  право  на использование - может приобретаться по авторскому договору или  трудовому договору.

     Во многих случаях, особенно в отношении материального объекта, в котором воплощен оригинал произведения, автор  первоначально  является  и собственником материального объекта, и владельцем всех авторских прав  на произведение. Затем он может распорядиться своим правом собственности  на материальный объект, т.е. продать его, подарить и т.д. При этом такое распоряжение материальным объектом не означает передачи автором  каких-либо  авторских правомочий  на  произведение,  выраженное  в  этом  объекте.  Исключение, однако,   составляют   случаи   распоряжения   оригиналом    произведения изобразительного  искусства.  Автор   такого   произведения   имеет   два дополнительных авторских правомочия - право доступа  и  право  следования

Эти два права  оказываются  затронутыми при передаче оригинала произведения изобразительного искусства.

    В некоторых случаях заключение письменного  авторского  договора не является обязательным. В таких  ситуациях,  исходя  из общей обстановки иногда можно сделать вывод о том, что автор передает  не только материальный объект,  воплощающий  произведение,  но  и  некоторые авторские права на это произведение. Например, если автор передает статью в журнал, то журнал вполне обоснованно может сделать  вывод  о  том,  что статья передана для напечатания в журнале, и опубликовать эту статью. При этом никакие авторские права не должны считаться нарушенными.

     Если произведение создается по заказу (авторский договор  заказа или подрядный договор), то до передачи заказчику  материального  объекта, содержащего  заказанное  произведение,  нельзя  говорить   о   том,   что произведение создано и что к заказчику перешли какие-либо авторские права на заказанное произведение. В этой связи, до  передачи  ему  материального  объекта,  в  котором воплощено  произведение,  заказчик  имеет   лишь   права   требования   к договорному  контрагенту,  но  не  авторские   права   на   использование произведения.

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно одного только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется.[20]

Авторское право на произведения науки, литературы или искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных им критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: © имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Использование данного знака охраны не означает введение в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.

Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов.[19]

В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал, сюжетное ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их называют содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает никаких обязанностей.

В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что, в принципе, образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указание источника заимствования. Внешняя форма произведения это язык произведения со всеми его словарными и художественными особенностями. Язык произведения заимствованию не поддается. Он только цитируется с обозначением источника, в противном случае налицо присвоение (плагиат).[19]

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.[19]

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и далеко не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых видов оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового стимулирования.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.

В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.

В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и иных произведений опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.

Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей произведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним российским законом и положением международного договора, которое должно решаться в пользу последнего.

Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению новой формы, отражающей оригинал.

Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие "служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. [1]

Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения.

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся, прежде всего, те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он авторским правом не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что составителем не применена оригинальная схема изложения справочных данных.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек. Но истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования (ст. 23 Закона РСФСР "О средствах массовой информации").

В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозом дальнейшего развития событий, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права.[20]

Глава III

Субъекты авторского права

3.1. Авторы и соавторы

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Автор — творец нового.[19]

Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.[19]

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

- либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

- либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ .[1]

Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства не требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).[19]

Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению.[19]

Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.[19]

Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).

Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда.

Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по наследству.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.[1]

3.2. Иные субъекты авторского права

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:

- предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);

- сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

- распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).[19]
Глава IV

Права авторов, срок действия авторского права.

4.1. Право авторства.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Право авторства характеризуется следующими чертами:

- оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

- оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

- оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
4.2. Право на имя.

Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право на имя.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (например, издающего как научные, так и литературно-художественные произведения) и т. п. Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).
4.3. Право на защиту произведения.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.
4.4. Право на обнародование произведения и право на отзыв.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.

Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.
4.5. Право на воспроизведение и право доступа.

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.
4.6. Право на распространение и право импорта.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

Вместе с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).
4.7. Право на публичный показ, публичное исполнение.

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.
4.8. Право на перевод и право на переработку произведения.

К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.
4.9. Право следования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены.

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.

Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений.
4.10. Срок действия авторского права.

В ст. 1281 ГК РФ подробно расписаны все возможные сроки действия авторского права:

- Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;

- Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти;

- На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 статьи 1281;

- Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора;

- Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения;

- Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.[1]
Заключение

Целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовой характер и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Не рассмотрена охрана смежных прав, т.е. прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, права которых близки и тесно связаны с правами авторов.

Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление этих прав при их нарушении или оспаривании.

Каждый из вышеуказанных аспектов может быть предметом детального исследования и серьезного анализа и может стать темой следующей работы.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4, принят ГД ФС РФ 24.11.2006.

2. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.

3. Пленум Верховного суда РФ №5, Пленум Высшего Арбитражного суда РФ №29  Постановление от 29.03.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ»

4. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.

5. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984.

6. Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995.

7. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

8. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995.

9.  Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988.

10. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1991. С.28.

11. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994.

12. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.

13. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исследовательский центр частного права.- М.: «Статут», 2003.

16. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000.

19. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. — М.: Норма, 2008.

20. Стремецкая Н. Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. — № 8. — август 2002.



1. Контрольная работа Психические состояния человека
2. Реферат География Бельгии
3. Доклад на тему Пренатальное исследование функционального состояния плода во второй половине беременности
4. Реферат Средневековый город Тараз
5. Реферат на тему Особенности газо-пылевых образований в верхней атмосфере связанных с выбросами продуктов сгорания
6. Реферат Невская битва 4
7. Реферат Современное понимание сущности и функций финансов
8. Курсовая на тему Значение мотивации в менеджменте
9. Реферат Правовое регулирование договорных отношений поставки и мены бартера
10. Реферат Народы Японии