Курсовая

Курсовая Мозговой штурм понятие и стадии

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Содержание
Введение

1. Теоретические аспекты мозгового штурма

1.1   История происхождения метода мозгового штурма

1.2   Методология и принципы мозгового штурма

1.3   Методология и принципы мозгового штурма

2. Процесс принятия решения методом  мозгового штурма

      2.1 Этапы проведения мозгового штурма

      2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма

      2.3 Виды технологий мозгового штурма и его модификации

3. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

    3.1 Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия     решений методом  мозгового штурма

    3.2 Проблема применения метода мозгового штурма

4.Особенности применения метода «мозговой атаки» на пищевом предприятии

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания».
Введение
Основная цель делового совещания - принять управленческое решение. Уже много десятилетий компьютеры являются инструментом для принятия решений там, где есть количественные данные и хорошо структурированные ситуации.

Однако в последние годы практика управления все больше сталкивается с нестандартными организационными ситуациями, в которых превалирует человеческий фактор. В большинстве случаев такие ситуации включают психологические переменные, кроме того, очень быстро меняется организационная среда; менеджеры все чаще имеют дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают учет индивидуальных запросов, восприятий ценностей, целей и опыта персонала.

 Самый распространенный метод коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта  при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

На сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма.

Объектом данной работы является мозговой штурм, как метод коллективного принятия решения.

Предмет данной работы - это процесс  принятия коллективного решения при помощи метода мозгового штурма.

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и  инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Для достижения цели нужно решить ряд задач:

1) изучить историю происхождения метода мозгового штурма;

2) рассмотреть методологию, принципы и этапы проведения мозгового штурма;

4) определить достоинства и недостатки мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений;

5) рассмотреть основные виды технологий мозгового штурма и его модификации;

6) рассмотреть «синектический штурм», как наиболее совершенный вид мозговой атаки;

7) рассмотреть особенности применения метода мозговой атаки на ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания».

Актуальность рассматриваемого  вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное  мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышает эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
1 Теоретические аспекты мозгового штурма
1.1 История происхождения метода мозгового штурма
Существует предположение, что первыми мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во времена плавания викингов, команда попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - от капитана до юнги. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. Поиском вариантов их решения занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем причина? Ведь творческие способности есть у всех людей.

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения "новичка" в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе глубокого знания происходящего,  внутренне  действующих эффектов.  Досконально  разобраться в такой проблеме,  чтобы полноценно включиться  в ее обсуждение, непросто. Поэтому часто идеи новичков повторяют ранее пройденные и уже отвергнутые варианты, внешне заманчивые, но обладающие внутренними слабостями. И еще идеи высказываются непрофессионалами без соблюдения профессиональной терминологии, часто в некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Нельзя сбрасывать со счетов и ревнивое отношение специалистов к посторонним. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения об отсутствии творческой жилки, о невозможности использовать данного человека для творческой работы.

В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Осборн указывает на появление нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название "имадженерия".

Осборн заметил, что поиску нового мешает сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И еще он заметил, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе - они критически осмысливаются.

Таким образом, создавая свой метод, Осборн видел большую потребность в нововведениях, существующую во всех областях человеческой деятельности: в науке, технике, технологии, менеджменте, маркетинге, рекламе, деятельности, политике и воспитании.
1.2 Методология и принципы мозгового штурма
Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

 1) Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса.

2)   Анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками. Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики, он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Таким образом, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.
2        Процесс принятия решения методом  мозгового штурма
     2.1 Этапы проведения мозгового штурма
Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:

1) генерирование идей, их формулировка;

2) оценка или анализ этих идей;

3) использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

Мозговой штурм состоит из следующих этапов:

1)  подготовительный;

2)  генерирование идей;

3)  заключительный - анализ и оценка идей.

Подготовительный этап - первый этап состоит в подготовке и организации процесса    мозгового штурма. Роль ведущего в поиске решения с помощью метода «моз­гового штурма» чрезвычайно велика. Он должен следить за тем, чтобы эксперты при выработке решения не встали на путь компромиссов и взаимных уступок. Дело в том, что психологи­чески для группы как единого организма проблема достижения соглашения часто оказывается более важной, чем разработка тщательно продуманного и полезного прогноза.

Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий. Роль ведущего в поиске решения с помощью метода «моз­гового штурма» чрезвычайно велика. Он должен следить за тем, чтобы эксперты при выработке решения не встали на путь компромиссов и взаимных уступок. Дело в том, что психологи­чески для группы как единого организма проблема достижения соглашения часто оказывается более важной, чем разработка тщательно продуманного и полезного прогноза. Может случить­ся так, что в силу чрезмерной активности один или несколько членов группы, обладающие даром убеждения, могут направить всю группу по ложному пути. Группа может оказать давление на своих членов, вынуждая отдельных специалистов соглашаться с большинством, даже если каждый из них понимает, что такая точка зрения ошибочна. Именно от этих опасностей и должен уберечь группу ведущий. Кроме того, он должен обладать боль­шой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием содержания проблемы и поставленных целей, способностью организовать и поддерживать высокий тонус интел­лектуальной атмосферы. Ведущий отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

- Формулировка цели и коррекция задачи;

-  Подбор участников для последующих этапов работы;

- Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа - «генераторов контридей».

Этап генерирования идей. Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило,  в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей. Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:

1) отсутствие всякой критики;

2) поощрение предполагаемых идей;

3) равноправие участников мозгового штурма;

4) свобода ассоциаций и творческого воображения;

5) творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания;

6) обязательная фиксация всех высказанных идей;

7) время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку);

8) как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный этап - подведение итогов мозгового штурма. Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить. Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Составляется окончательный список практически используемых идей.

Таким образом, рассмотрев более подробно весь процесс принятия решения при помощи метода мозгового штурма можно сделать вывод, что все мероприятие делится на несколько этапов (Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль  в его  проведении и решении поставленной задачи.


2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма
Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.  Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во  время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит  в условиях комфортной творческой атмосферы.  Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм - это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.  В связи с тем, что  при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают. При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Мозговой штурм исключает управление мышлением - в этом его принципиальный недостаток. Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается "с мертвой точки", разгоняется и часто проскакивает то место, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях.

Так же недостаточно развита способность выделять из большого числа наработанных идей только те, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, которые можно перевести в конкретные действия.

Таким образом, дocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.
2.3 Виды технологий мозгового штурма и его модификации

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1.Обратный мозговой штурм. Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

1) выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального  числа недостатков;

2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного  списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика. В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм. Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии  и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей.  Одна из них - собственно генераторы - называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа - теневая, следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм. Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут  быть совместно использованы в различных комбинациях.

- Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач - подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

- Обратно - прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг. Эта методика основана на  технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм. Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие - сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6. Мозговой штурм на доске. В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана - большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло». Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи - удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

- скорость и гибкость мышления;

- отсутствие преждевременной критики;

- быстрая реакция.

          9. Мозговой штурм по-японски. Существует также японская (кольцевая) система принятия решений - «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

- большинства голосов - выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

- диктатора - за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

- принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

- принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

- принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

Таким образом, из выше перечисленного можно сделать вывод, что применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.
3. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решения

         3.1 Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия                                                                                                   решений методом  мозгового штурма

Синектика,  «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных рубежом методик психологической активизации творчества - является дальнейшим развитием мозгового штурма. Она предложена американским изобретателем методологии творчества У.Дж.Гордоном. Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации, когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

            Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

1) Превращение незнакомого в знакомое.

2) Превращение знакомого в не знакомое.

Превратить знакомое в незнакомое - означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного - основа творчества.

Цель синектики - направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий. При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

- разбор проблемы;

- обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);

- определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;

- постановка наводящих вопросов;

- поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;

- превращение обычного в привычное;

- развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность. Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

- первоначальная постановка проблемы;

- анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;

- выяснение возможностей решения проблемы;

- переформулирование проблемы;

- совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;

- выдвижение образных аналогий;

- подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

       В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы(Приложение 2)

Таким образом, проведение делового совещания с использованием синектического мозгового штурма, т.е. внедрение генерирования и анализа идей в процесс мыслидеятельности участников - процесс достаточно сложный, зависящий не только от организаторских умений, опыта и статуса ведущего деловое совещание, но и от его специальной компетентности: коммуникативной и интерактивной.


3.2 Проблема применения метода мозгового штурма
Исследование вопросов творчества, инноваций и изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса,  но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

Задача руководителя-лидера как раз состоит в том, чтобы управлять не только персоналом, но и оперативным миром, на котором держится бизнес и предпринимательство, осуществлять инвестиции в персонал,  позволяя людям раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.

В целях достижения наилучшего результата специалистам по управлению человеческими ресурсами следует применять такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения специалистов широко использовать различные тренинги, деловые игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов слушателей обучающихся менеджменту, маркетингу и коммуникациям, можно заметить, что такой опыт отсутствует даже в тех случаях, когда специалистов посылают на учебу или на курсы в другие города. Зачастую у прошедшего обучение по возвращении на работу не требуют не только изменений в деятельности, но порой даже не просят отчета. Такой подход к обучению, переподготовке и повышению квалификации негативно влияет на процесс управления персоналом и на организацию в целом.

Успешный креативный тренинг, семинар опираются на механизм изменения картины мира у каждого человека, а импровизационные, творческие технологии и техники обладают способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения спонтанность, гибкость и оригинальность.

Руководителю, использующему креативные техники для коллективного принятия решений,  можно обучаться этому и самостоятельно, используя ряд учебных пособий, книг содержащих рекомендации по проведению процедуры мозгового штурма, различных тренингов и семинаров. Можно многое апробировать при проведении делового совещания, а затем, анализируя результаты и наблюдая за происходящим извлекать уроки, не повторять ошибок и самосовершенствоваться. Именно такой подход к профессиональной жизни способствует успеху, ведет к развитию.

Таким образом, многие современные руководители, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинарах, однако, практика свидетельствует, что большинство из них, проводя деловые совещание или другие формы делового взаимодействия, практически не используют эти технологии.
4 Особенности применения метода «мозговой атаки» на пищевом предприятии
Рассмотрим применение метода «мозговой атаки» на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» была основана в 1992 г.

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», являющееся на сегодняшний день ведущим производителем соков и молочных продуктов в России, занимает лидирующее место среди родственных компаний на протяжении вот уже целого десятилетия. Эта торговая марка широко известна на российском рынке и давно полюбилась не только детям, но и взрослым. В основу деятельности компании заложен главный принцип - выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено российским потребителем.

Это дало возможность быстро выйти на рынок, завоевав высокие устойчивые позиции. Как минимум 1100 видов молочной продукции, свыше 170 наименований соков, нектаров, прохладительных напитков успешно поставляется в Канаду, США, Германию, Израиль, Нидерланды, Великобританию. В «Вимм-Билль-Данне» количество давно переросло в качество.

Сегодня в компанию входит 33 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В компании работает более 18 тысяч человек. Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.

За десять лет в него вошло двадцать три производственных предприятия в девятнадцати городах России, в двадцати шести открыты ее торговые филиалы (в том числе и в странах СНГ). Порядка семнадцати тысяч человек считают престижным работать в фирме, которая создает все условия для нормального, полноценного труда, одновременно заботясь и об их социальных гарантиях.

 «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» постоянно находится на подъеме, неустанно расширяя сферы деятельности и рынок сбыта выпускаемой ею продукции. Все это обуславливает применение такого эффективного метода принятия управленческих решений как «мозговая атака».

Мозговая атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» обычно применяется как прием для сбора информации, когда необходимо:

1) Собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет).

2)  Провести причинно-следственный анализ.

3)  Предложить возможные контрмеры.

4)  Определить помехи и вспомогательные средства и методы.

Как правило, штурм длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент штурма - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками.

При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», не участвовавшая в генерации. 

Ведущий «мозгового штурма» - аналитик, который должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.

Основной девиз штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»- «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса на предприятии традиционная (протокол или магнитофон).

Мозговая атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» включает в себя следующие этапы:

Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (по численности и составу).  Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10-15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:

1) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг
друга;


2) из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом
(в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением
ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).


Второй этап - составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.

Третий этап - генерация идей. Продолжительность мозгового штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» длиться не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей ведется на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей, высказанных на этапе генерации. Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» осуществляет в такой последовательности:

- составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах;

- определяются дублирующие и дополняющие идеи;

- дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи;

- выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены;

- идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам;

- составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).

Пятый этап - разрушение систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки). Основное правило этапа разрушения - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка
практически применимых идей.


Таким образом, на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.
Заключение
Метод мозговой атаки - одна из наиболее эффективных форм групповых дискуссий. Этот метод предназначен для коллективной генерации большого количества идей по решению той или иной проблемы. Исследования выявили тот факт, что количество и качество выдвигаемых альтернатив существенно возрастают, когда начальная генерация идей четко отделена от их оценивания и окончательной формулировки. Именно данный принцип положен в основу метода мозговой атаки, который известен также под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг), «коллективная генерации идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями».

Технологии мозгового штурма имеют большую значимость, так как полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, для развития творческого потенциала его участников, для повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания.

Метод «мозгового штурма» рекомендуется использовать в практических ситуациях, характеризующихся отсутствием ре­альных, достаточно очевидных вариантов развития процессов в перспективе. Наиболее часто он применяется на уровне круп­ных фирм, концернов для анализа ситуации, складывающейся на рынке, для определения круга мероприятий по преодоле­нию «барьеров».

Известны случаи его использования военными организациями при прогнозировании конфликтных ситуаций, в области развития вооружения. Этот метод также используется в более крупных прогнозных системах для осуществления ана­литических функций при поиске вариантов решений. Метод «мозговой атаки» весьма эффективен при составлении прогноза размещения производительных сил в регионе (особенно объектов производственного и культурно-бытового назначения), опреде­лении сроков замены оборудования.

Наиболее эффективная  из созданных за рубежом методик психологической активации творчества – синектка (предложена В.Дж.Гордоном),которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

К достоинствам метода «мозговой атаки» относятся: легкость освоения и простота в обращении, незначительные затраты времени на проведение, универсальность метода, наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности. Но на равне с достоинствами  метод имеет и свои недостатки, которые заключаются в следующем: решение относительно простых задач, отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей, нет гарантии нахождения сильных идей.

В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и  инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации.В теоретической части данной работы рассматривалась история появления и развития метода мозгового штурма, а также его методология и принципы. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что самым главным в методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрете остановки генерации идей субъективной оценкой. В практической части данной работы мы рассмотрели применение метода мозговой атаки на пищевом предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и выявили, что применяя метод «мозговой атаки», группа может быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать оценку. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» является преуспевающей организацией,так как она  способна мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными.

На сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма.
Библеографический список
Приложение А
Основная структура метода “мозгового штурма”
Подпись: Вынесение проблемы






Подпись: Четкое определение проблемы

Подпись: Пригодно после обработки?Подпись: Результат удовлетворительный?Подпись: Спустя 30 минут обобщение результатовПодпись: Развитие идей
Подпись: Представление и анализ проблемы ведущимПодпись: Определение ведущегоПодпись: Отбор участников мозговой атаки




Подпись: Высказывание предложений по решению со стороны участников

На стадии поиска следует избегать

оценки предложений
Желательно получить как можно больше предложений

        

           Нет




Подпись: Очевидно не пригодноПодпись: ИспользованиеПодпись: Сразу пригодно?Подпись: Оценка идей комитетом по оценке                          Да
                         

Нет



Нет

Да

Да






Приложение Б
Алгоритм современного синектического процесса




1. Реферат История русской драматургии первой половины XVIII века
2. Реферат на тему Assumptions And Principles Underlying Standards For Care
3. Реферат Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины
4. Реферат Особенности рекламы в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса
5. Реферат на тему Founder Of The Black Panther Party Huey
6. Реферат на тему A Passage To India 2
7. Реферат на тему Расчет болтовых соединений и штифтов
8. Курсовая Возможности судебной экспертизы запаховых следов человека в расследовании преступлений
9. Реферат Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи
10. Лекция Выбор внешних рынков