Курсовая

Курсовая Человек. Индивид. Личность

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №280 им. М.Ю. Лермонтова

Адмиралтейский район.




Реферат по обществознанию

“Человек. Индивид. Личность.


Выполнила: ученица 11а класса

Шевченко Алина Александровна.
Преподаватель: Занков Д.С.

Санкт – Петербург

2005 – 2006 гг.


Содержание.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава
I
. Человек.


1.     Сущность происхождения человека……………………………5

2.     Человек и природа……………………………………………….7

3.     Древнейшие философские системы…………………………….9

4.     Человек и общество……………………………………………..12

5.     Человек и культура…………..………………………………….14
Глава
II
. Индивид.


1.     Первое появление понятия “индивид”………………………….17

2.     Индивидуальность человека в обществе………………………..18

3.     Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”………..19
Глава
III
. Личность.


1.     Общее понятие личности………………………………………....20

2.     Типы личности…………………………………………………….21

3.     Подходы к изучению личности…………………………………..22

4.     Общественная сущность личности……………………………....24

5.     Личность как субъект общественных отношений……………....25

6.     Основные компоненты личности………………………………...25

7.     Личность как самоуправляемая система………………………...26

8.     Духовное богатство личности…………………………………....29
Заключение…………………………………………………………………..30

Введение.

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление  личности, в зависимости от социализации.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.


         Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.

         Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

         В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.

         Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

         Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

         Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

         Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

        

        
Глава
I
.


1. Сущность происхождения человека.

         Человек – главный элемент общественной жизни, высший уровень эволюционного развития природы, вершина мирового бытия. Над происхождением человека издавна задумывались люди. В прошлом предпринимались различные попытки решить эту загадку.

         Первая попытка, самая древняя, сделана религией. В Библии сказано, что сотворив небо и землю, моря и сушу, растения и животных, Бог сотворил человека: «И сказал Бог:”Cотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».¹

              От первых людей пошли новые поколения. Так на Земле появился человек.

         Вторая попытка объяснить происхождение человека была предпринята английским ученым Чарльзом Дарвином. В1871 году он опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. Ч. Дарвин утверждал, что человек – это биологический вид. Человек имеет ряд признаков, сближающих его с обезьянами.

         Ч. Дарвин, таким образом, создал эволюционную теорию, согласно которой живая природа непрерывно изменяется и развивается. Хотя и медленно, но постоянно исчезают старые виды, на их месте возникают новые, боле приспособленные. Пружина эволюции, по Дарвину, - естественный отбор, борьба за существование, а также половой отбор.

         Теория Дарвина получила широкую поддержку в науке. Но  в этой теории была и своя ахиллесова пята: человек в ней отождествлялся с его телом.

________________________________

¹ Боголюбова Л.Н.; “Человек, природа, общество”, 1997г. с. 49

Но человек – не только тело, но и разум, без чего он человеком не является.

Эволюционная теория не могла объяснить, как формировались сознание и разум человека.

         Третья попытка объяснить происхождение человека нашла отражение в теории Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и других крупных ученых. Но Энгельса не удовлетворяли лишь сравнительно-эмбриологический и сравнительно-анатомический подходы. На первое место он поставил социальный фактор – трудовую деятельность.

         Около пяти миллионов лет назад на Земле значительно изменился климат. На обширных пространствах исчезли тропические леса. Их обитатели должны были изменить образ жизни. Не все выдержали это испытание. Но один вид обезьян сохранился. От лазанья по деревьям эти обезьяны перешли к прямохождению по ровной местности, от собирательства – к охоте на крупных и стадных животных. Регулярная охота требовала регулярного производства орудий охоты. А чтобы делать эти орудия, нужны были другие специальные орудия. Иными словами, появилась необходимость производить орудия (например, каменные рубила), с помощью которых можно изготовлять орудия охоты. Это было важным шагом на пути превращения обезьяны в человека.

         Четвертая попытка ответить на этот вопрос связана с идеей внеземного происхождения человека, теорией космических прародителей. Так, в одной из версий доказывается, что разумная жизнь могла зародиться на планете Сатурн, а затем пришла на Землю. По другим версиям – жизнь на Землю принесена из других галактик.

         В нашей стране исследования мозга длительное время возглавляла академик Н. П. Бехтерева. Она сделала вывод, что многие современные знания о мозге абсолютно не укладываются в привычные представления о его происхождении. Исследования привели ее к выводу, что человеческий мозг слишком сложен для планеты Земля.

         Сегодня предпринимаются попытки дать новый вариант объяснения земного происхождения “человека разумного” с позиции науки о культуре. Кратко это объяснение выглядит следующим образом: тело человека произошло от тела обезьяны, а человек возник сам собой, из ничего. Но для этого существовали предпосылки: сообщества обезьян; экстремальные обстоятельства жизни; появление знаков естественного языка (слов), обозначающих различные предметы; необычное поведение; общение; совместная деятельность с естественными орудиями; формирование культуры. В этих условиях формируется древний человек – человек культуры.     
2. Человек  и природа.

Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.

         Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.

         Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.

         Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

         Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

         Другой подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

         Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.
3.Древнейшие философские системы.

         В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный “микрокосмос”. Природа принималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или “стихий”, космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: “Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего”. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае “упорядочивать”, преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем, “космическом” уровне.

         Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесный – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

         Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречивое:

“неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления”. Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: “Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом”, “Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному”.¹ А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

         Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мире своего существующего, ориентировалось на его разум, призывала к самопознанию. Изречение “Познай самого себя”, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

         Своеобразие христианского библейского представления о человеке как “образе и подобии Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души.

         Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа XV в. Пико дела Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

         В последующие эпохи представления о человеке расширялись,

_______________________________

¹ Лазебников А.Ю.; “Человек и общество”, 2002 г., с.34.

обогащались. В XVII в. Р. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление (“Мыслю – следовательно, существую”). Именно от этого тезиса

ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияние

сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

         Для представителя классической философии XVIII в. И. Канта вопрос “Что такое человек?” формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIIIXIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

         Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIXXX вв. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких, как чувство, воля, влечение.

         Согласно развивавшейся советскими обществоведами марксистской концепции самый важный признак человека – это то, что он существо общественное (социальное).

По теории Ф. Энгельса, определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Человек с самого начала был человеком общественным. Только благодаря обществу, общению между людьми труд повлек за собой формирование новых, человеческих качеств: языка, способности мыслить и др.
4. Человека и общество.

         Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые дают им ориентировку: что можно и что нельзя есть, на кого можно нападать, а кого надо опасаться. Дитя человека после рождения – самое не приспособленное к жизни существо из всего живого. И человеком оно становится только в семье, обществе, которые дают ему знания об окружающем мире, умении трудиться.

         Человек – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Самосознание является вершиной развития сознания человека, как в филогенезе (истории рода), так и онтогенезе (истории жизни индивида).

         Создав общественную жизнь, как относительно самостоятельную социальную систему, человек вынужден для поддержания ее нормального функционирования постоянно преодолевать противоречия между биологическим и социальным аспектами своего существования. Это достигается в процессе целесообразной деятельности человека по регулированию взаимодействия и обмена между природой и обществом. Бездумный, потребительский и хищнический подход к решению этой проблемы неизбежно приводит к нарушению равновесия между природой и человеческим обществом и в конечном итоге может привести к деградации и исчезновению человека и общества. Итак: человек – существо биосоциальное. Биологически он включен в природу, но одновременно является активным и сознательно действующим элементом социальной системы. Являясь субъектом исторического процесса, человек постоянно изменяет обе среды своего обитания – природную и общественную – и в этом процессе меняется сам.

         Человек начинается с желания помочь людям. С заботы о других начинается его нравственная активность. А раз так, то у каждого человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастает в ответственность перед всеми, людьми, а уважение к каждому человеку – в человечность.

         Понятие “человечность” словарь определяет как моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным отношениям людей. Оно включает ряд более частных качеств: благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность. По этому определению человечность связана с моралью.

         Слово “мораль” пришло к нам из французского языка, а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, то есть определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова “мораль”. Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.

         Следовать моральным нормам и установлениям совсем не просто, какими бы простыми они не казались. “Простые нормы нравственности” – название условное. За ними скрывается очень важное содержание, и весьма непростое. Именно простые общечеловеческие нормы нравственности указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет, осуждают и запрещают воровство и обман. Они провозглашают необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, благодарность за оказанные услуги, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.

         К перечисленным нормам нравственности каждый может добавить и другие: их великое множество. Но сколько бы правил поведения не знал человек, они для него мертвый капитал, пока не проявят себя в приложении к нравственной цели. Ведь только нравственная цель объясняет, почему надо делать так, а не иначе. Нравственная цель – не сухое назидание, а отношение к жизни. Причем отношение разумное, требовательное, действенное, честное – иными словами, человечное и человеческое. Именно нравственные качества делают человека человеком. Главная задача нравственных правил, норм, принципов – представить собой образец поведения человека по отношению к другим людям.

Нравственная цель в конечном итоге – это то, ради чего человек живет и трудится, в чем видит смысл жизни. Сила нравственных норм огромна, ибо она основана на силе общественного мнения и совести конкретных людей. Ведь никому не безразлично мнение других людей и собственное мнение о себе: радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима ненависть.

5. Человек и культура.  

         Необходимой средой, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, является культура. Она выступает главным показателем уровня развития человека и общества. Создавая материальные и духовные ценности, каждое поколение людей тем самым составляет основу воспроизводства, становления и воспитания следующих поколений. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках и в течение многих тысячелетий.

         С древних времен люди привыкли связывать с понятием “культура” представление не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было замечено, что где, человек начинает создавать какие-либо предметы, до того не существовавшие в природе, это не проходит бесследно для самого человека. Преобразуя естественные природные материалы (например, дерево, камень, глину, кость), он одновременно преобразовывал и самого себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все эти приобретаемые им свойства и качества тоже становились элементами культуры. Это была уже культура не внешняя – материальная, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах, а внутренняя – душевная и духовная, составлявшая главное достояние и богатство человека.

         Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. В приобщении к ценностям культуры есть два пути. Первый – трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Второй – путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат цели возвысить человека в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путем, лишь снимает только верхние слои культуры. Такие люди часто интересуются только сюжетом книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что произведение ему знакомо, “коснуться до всего слегка с ученым видом знатока”.

         Культурный человек способен за художественными образами увидеть живую жизнь во всей ее полноте и сложности. Общение с искусством для него – дополнительный источник, пробуждающий к поиску путей и средств решения проблем жизни.

         Одна из важных задач человека состоит в том, чтобы стремиться к неуклонному восхождению к вершинам художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовное наслаждение, способное сделать его жизнь более интересной, яркой и содержательной.

         По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний, оставаясь чуждым таким понятиям, как “добро”, “нравственность”, “любовь”. Человеку нужны не только знания для непосредственной работы, ему нужен мир во всем богатстве смыслов, форм, красок и звуков.    

            Одним из проявлений культуры человека является культура общения, непременным ее условием является готовность и способность к сопереживанию и уважению. По- настоящему культурный, интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Такие черты, как скромность, доброта, сострадание к людям, во все времена были характерны для лучших деятелей культуры, эти черты необходимы любому культурному человеку.
Глава
II
. Индивид.


1. Первое появления понятия “индивид”.

         Так же в науку вводилось понятие “индивидуальность”. Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он индивидуальность!” Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как разнозначные. Однако наука различает их по смыслу.

         Понятие “индивид” впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово “атом”, что означало неделимый.

         “Индивид” – наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя свою совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информативно, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Термин “индивид” характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных представителей.

         Оба значения термина “индивид” взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. При этом имеется в виду то, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

         Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально-значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.
2
. Индивидуальность человека в обществе.


         Индивидуальность человека раскрывается в трудовой общественной деятельности, в семейных отношениях, способах проведения досуга. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы укреплять и развивать социальные условия бытия и, реализовав свои способности в этом мире, передать достигнутые рубежи последующим поколениям. Решать эти вопросы в современном обществе, для которого характерны кризисы многих общественных структур, переоценка давно устоявшихся ценностей, сложившихся мнений и идеалов – непросто. Но идущая на смену индустриальному обществу новая цивилизация требует от человека подниматься на такие высоты духовного творчества, на которых он впервые становится не средством, а целью развития общества.

         Понятием “индивидуальность” в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

         Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.
3. Отличие между “индивидом” и “индивидуальностью”.

         Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами “индивид” и “индивидуальность”, обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.

         Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству, знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни, - он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

         Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности, и сам был личностью незаурядной.

        
Глава
III
. Личность.


1. Общее понятие личности.

         В жизни человека ведущую роль играет его социальная сущность. Человек, прежде всего – это совокупность общественных отношений. И эта высшая значимость социального начала определяется понятием “личность”. Личность – это особое качество человека, которое приобретается им в процессе его социальных отношений с другими людьми, коллективом, обществом в целом. Каждый человек представляет собой личность, поскольку обладает совокупностью социальных функций, определяющих его место в конкретной культурно-исторической среде. Личность – социальная сторона в характеристике человека, имеющая главный смысл его бытия.

         Человек рождается человеком, а личностью он становится в процессе социализации, в котором главную роль играют воспитание и обучение. Личность формируется постепенно и в ходе ее становления важнее значение имеет не только внешняя среда, но и духовные, прежде всего моральные, качества самого человека. Находясь в одних и тех же условиях, один человек может стать героем, а другой – предателем. Человека можно считать сложившейся личностью, если достаточно ясно проявились его мировоззренческие черты характера, сознательная включенность в систему общественной коммуникации. Каждый человек является личностью постольку, поскольку он не один, а проявляет себя в действии и общении себе подобными. Личность – понятие многогранное, поскольку человек включен в общественную жизнь многообразными связями: через семью, профессию, интересы, культуру и т.д. Главными элементами в характере личности являются его индивидуальность, социальная роль и коммуникативность.

         Личность является понятием не только многогранным, но и историческим. Каждая эпоха формирует определенный тип личности. Его определяет совокупность существенных черт характера, которые человек усваивает из социальной среды: принадлежность к определенному классу, социальному слою, национальной общности, уровень культуры, традиции и т.д. Например, типичные черты чиновников царской эпохи первой половины XIX в. – самодурство, тупость, корыстолюбие и др., непревзойденно обобщает Н. В. Гоголь в “Ревизоре” через образ городничего.
2. Типы личности.

         Личности подразделяются не только по типу, но и по характеру, масштабам и результатам деятельности. В этом отношении существует несколько градаций, которые фиксируют данный аспект личности. Говорят, например, о рядовой личности, имея в виду людей, добросовестно и честно осуществляющих свои, необходимые для общества, социальные функции. Подавляющее число людей в обществе и являются такими рядовыми личностями, от добросовестного труда и социальной деятельности которых во многом зависит благополучие общества. Они не лезут в руководящие структуры, не польстятся на чужое добро, последним поделятся в нужде с соседом, приютят, если так уж получилось, в своем доме сироту. На сегодняшний день – это представители среднего класса.

         В современном обществе не редкостью являются личности, относящиеся к криминальному типу – это люди, совершающие различного рода уголовные, экономические, политические и иные преступления, киллеры, коррупционеры, участники организованных преступных групп и др. Их деятельность, основанная на корысти и личной выгоде любой ценой, эгоизме, тщеславии, предательстве, наносит огромный материальный и моральный ущерб другим людям и обществу в целом. Наличие людей, относящихся к этому типу, определяется как социальная болезнь общества, сложная социальная проблема, которую должно решать прежде всего государство, но обязательно в тесном контакте и единстве с общественностью. Но в решении этого вопроса многое зависит и от самого человека, его жизненных установок, отношения к другим людям, что фиксируется, например, в таких пословицах: “Бог то Бог, да и сам будь не плох”, “Береги честь смолоду”, “Что посеешь, то и пожнешь”, “Не место красит человека, а человек место” и др.

         В типологии личности выделяется также историческая личность. Критерием отнесения людей к данному типу является участие в значительных исторических событиях, персонификация истории. Историческая личность – лицо, вошедшее в историю, однако без оценки результатов его деятельности. Так, несомненно, историческими личностями являются Наполеон, Бисмарк, Ф. Рузвельт, Петр I, Сталин и др. Некоторые исторические личности могут относиться также к типу великих личностей. К этому типу принадлежат исторические личности, которые обладали и обладают позитивным потенциалом воздействия на ход истории. Великие личности не могут быть противопоставлены народу. Их величие состоит в умении, опираясь на народ, решать назревшие социально-политические и духовные задачи общества. К этому принадлежат прежде всего представители науки, искусства, различных видов профессиональной деятельности, в том числе военной. Великими личностями являются Леонардо да Винчи, И. Ньютон, Дж. Верди, Александр Невский, М. Ломоносов, А. Суворов, И. Павлов, Ю. Гагарин и многие другие. Великая личность от исторической эпохи всегда характеризуется неповторимостью своих индивидуальных качеств, духовной одаренностью, широким кругозором, связями с народом, включенностью в систему общественной коммуникации, большой самоотдачей в своей деятельности.
3. Подходы к изучению личности.

         В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

         Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе – других.

         Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает “плавания по воле случая”.

         Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.
4
. Общественная сущность личности.


Личность человека как члена  общества находится  в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере действия политических отношений. Идеология идей об обществе формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредствам школьного обучения и воспитания, радио  и телевидения и других средств массовых коммуникаций.     

           На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

         Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что “действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений”¹, утверждая, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором их духовного, нравственно-психологического развития.

______________________________

¹ Ерунов Б.А.; “Мир человека”, 1995г., с.89.

5. Личность как субъект общественных отношений.

Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т.е.

является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми,

личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или личными интересами.
6. Основные компоненты личности.

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

         Первый компонент личности характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют определенную роль. Например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности притормаживаются: повседневные работы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

         Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявлял себя и как историк, и как талантливый художник. Тоже самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность – сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене.

         Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

         В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность),во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

         Четвертым компонентом, надстраивающим над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием “я”. “Я” – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности и коррекцию действий и поступков.
7. Личность как самоуправляемая система.

Академик И. П. Павлов писал, что человек – это система сама себя регулирующая. Такое понимание человека противопоставлено механическому представлению о личности как игрушке в руках внешних сил.

         Личность – продукт обстоятельств, но обстоятельства создаются людьми. Следовательно, личность как социальное существо является деятелем общественного развития. Все в личности упорядоченно, системно, целесообразно согласованно как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается благодаря самоуправлению.

         Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценки значимости импульсов, учете последствий действий и т.п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли. Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как “я”. В процессе жизни и воспитания “я” формируется как центр самосознания. “Я” как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей.

         Личность может преодолевать так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировывать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности. Самооценка  у взрослого может изменяться и под влиянием оценки окружающих людей.

Личность как самоуправляющая система осуществляет:

1.     Вызов, задержку процессов (действий, поступков).

2.     Переключение психической деятельности.

3.     Ее ускорение или замедление.

4.     Усиление или ослабевание активности.

5.     Согласование побуждений.

6.     Контроль за течением деятельности путем слияния намеченной программы осуществляемыми действиями.

7.     Координацию действий.

Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы “я”: 1) контроля; 2) согласования; 3) санкционирования; 4) усиления.

         Благодаря произвольному влиянию восприятие становится более полным и точным, а благодаря самоконтролю вся психическая активность оказывается соответствующей определенной программой деятельности.

         Чрезвычайно важной функцией “я” является согласование. Процесс согласования, как говорил И. П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления.

         Согласование завершается санкционированием, т.е. утверждением намерения и определением плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами, тем самым, характеризуют не только направленность, но и личность в целом.

         Многие психологи, в особенности А. Ф. Лазурский и М. Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию. И действительно, любая психическая деятельность требует усилия. Усилие растет пропорционально росту трудностей и препятствий на пути к цели. Следовательно, усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности.

         Самоуправление может различаться по типам. Первый определяется как морально-волевой и второй – как аморально-волевой. Третий – как абуличный, или слабый. И, наконец, четвертый – импульсивный. Существуют, конечно, и промежуточные типы.

         Морально-волевой тип саморегуляции – положительный тип, которому суждены и большие порывы, и великие свершения. Такой человек хозяин своих слов, всегда добивается цели, несмотря на трудности.

         Тип аморально-волевой – это индивидуалист, преследующий всегда и везде эгоистические цели. Человек такого типа разумен в определении путей достижения намерений.

         Человек абуличного типа характеризуется вялостью и пассивностью, безразличием ко всему. Такой человек легко соглашается с другими, поддается их влиянию, а на деле остается по-прежнему бездеятельным.

         У импульсивного типа человека много увлечений, но этот человек действует необдуманно.
8. Духовное богатство личности.


Моральная воспитанность характеризует личность не только со стороны отношения ее к общественным обязанностям, но и в первую очередь к людям. Из всех ценностей общество выше всего ценит человека. Отсюда – отношение к людям служит критерием нравственной воспитанности личности.

         Духовное богатство личности включает:

1.     разносторонность развития духовных потребностей и интересов, которые побуждает личность к активному овладению знаниями, наукой и искусством;

2.     большой объем знаний, умений, навыков. Высокообразованный, начитанный человек ориентирован в естественных и общественных науках, он умеет самостоятельно учиться, овладевать знаниями, может много делать;

3.     развитые способности, обеспечивающие творчество в области наук и искусства.

Духовно-богатая личность высоко ценится людьми, коллективом, служит образцом для подражания.

                 

                     

 
Заключение.

Человек, включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, он приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

         В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.

         Содержание процесса становления социального “Я” – это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность.

         Становление социального “Я” возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, т.е. через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального “Я” (впервые этот процесс описал Ч. Кули.). Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального “Я” происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как “узелок” завязывающийся в сети взаимных отношений.

         Личностью человек станет, когда начнет совершенствовать социальный фактор своей деятельности, т.е. ту ее сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

         Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих. 
 
Использованная литература.
1.     Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ерунов. – М.: Интерпракс, 1995, - 416 с.

2.     Человек, природа, общество: Пособие по обществознанию/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Новая школа, 1997, - 256 с.

3.     Человек и общество: Учебник обществознания/ Социальный статус личности/ А.Ю. Лазебников. – М.: Просвещение, 2002, - 417 с.

4.     Общая психология: Учебное пособие для студентов./ В.В. Богословский, А.А. Степанов. – М.: Просвещение, 1998, - 348с.

5.     Практическая психология: Учебник./ М.К. Тутушкина. – СПб.: Специальная литература, 2001, - 255с.


1. Реферат на тему Why Do We Punish Essay Research Paper
2. Реферат Учет выпуска и реализации готовой продукции на предприятии
3. Реферат на тему Finance Essay Research Paper 1
4. Статья Социально-эстетические воззрения К.Н. Леонтьева в начале 60-х гг. XIX века
5. Реферат на тему Гражданский кодекс
6. Реферат на тему Cloning Essay Research Paper It is probably
7. Книга на тему Русский язык и культура речи 11
8. Статья Истоки правового нигилизма
9. Реферат Договір оренди
10. Реферат Прогрессивные системы исполнения уголовных наказаний