Курсовая

Курсовая Суицид 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия»

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДА




Курсовая работа с элементами исследования
Выполнила:

студентка
I
курса 12 группы


Патрикеева Анастасия Эдуардовна
Руководитель: Хамматовава

Рина Сергеевна
 

Самара, 2009

Содержание

ГЛАВА 1.      К размышлению… (вместо вступления).........................................      4

ГЛАВА 2.      Суицид и подросток.............................................................................      
5


                        § 1       Общие положения....................................................................      
5


                        § 2       Суицид и его виды...................................................................      
5



                        § 3       Причины, предпосылки и условия проявления

суицида
......................................................................................        6


3.1             
Влияние на поведение подростков
TV
,


художественной литературы.....................................      
6


3.2             
Предпосылки и условия проявления суицида.......      
6



3.3             
Парасуицид...................................................................       
7



                        § 4       Психологический смысл подросткового суицида.............       
7


                        § 5       Характерные черты подросткового суицида.....................      
7



                        § 6       Признаки суицидального риска...........................................        
8



                        § 7       Синдромы поведения подростков,

указывающие на готовность к суициду..............................       
8



                        § 8       Внешние обстоятельства суицидального

подростка..............................................................................
.
...       
9



                        § 9       Источник негативных переживаний подростка...............       
9



                        § 10     Роль педагога в работе с суицидальными детьми............       
9



ГЛАВА 3.      На грани… (собственные домыслы по теме).................................       1
1


                        § 1       Ромео без Джульетты..............................................................      1
1


                        § 2       Дочки-матери (обращение к родителям)............................        1
2


                        § 3       Не убий самого себя................................................................       13

ГЛАВА 4      Способы самоубийства..........................................................................     14

ГЛАВА 5.      Индивидуальное и ритуальное самоубийства...............................        15

ГЛАВА 6.      Заключение...........................................................................................       16


Приложение..................................................................................................................       24

                        Сати (ритуал самосожжения)............................................................       18

                        Харакири (ритуал самоубийства японских самураев).................        21

Литература....................................................................................................................       26




Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский

(«Сергею Есенину»)


ГЛАВА 1.  К размышлению… (вместо вступления)
          Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

          Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

          Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.

1.     Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.

2.     Еще одна трагедия, потрясшая несколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.

3.     Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

Меня всегда поражали люди, которые начали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? «Суициды вообще-то были всегда», – кто-то скажет мне в ответ. Да, я согласна. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Приведу данные статистики в ответ на эти вопросы: «92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей». Давайте задумаемся над этим фактом.


ГЛАВА 2.  Суицид и подросток
§ 1     Общие положения
          В этой главе я поведу разговор о детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.

          Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.

          Что это за явление? К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

          В последнее время растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
          § 2     Суицид и его виды
          Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

          Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

          Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

·        суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

·        суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

·        суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

·        суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

·        завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
          § 3     Причины, предпосылки и условия проявления суицида
          Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

          Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой (о чем я выше уже говорила). Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
3.1           
Влияние на поведение подростков
TV
, художественной литературы

В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
3.2           
Предпосылки и условия проявления суицида

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи я использовала в подготовке курсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
3.3           
Парасуицид

В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

          У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

          Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
§ 4     Психологический смысл подросткового суицида
          Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
          § 5     Характерные черты подросткового суицида
          Суицид подростков имеет следующие черты:

·        суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

·        конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

·        суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

·        суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

·        суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

·        средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
                   § 6     Признаки суицидального риска
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

1.      Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

2.      Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

3.      Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

4.      Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.


          § 7     Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду
·        тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

·        затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

·        напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

·        депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

·        выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

·        тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

·        употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
          § 8     Внешние обстоятельства суицидального подростка
·        неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

·        беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

·        неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

·        отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

·        серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

          § 9     Источник негативных переживаний подростка
          Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

          Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

          Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

          Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

          Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.
          § 10   Роль педагога в работе с суицидальными детьми
          Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.

          Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

          Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

          Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.


ГЛАВА 3.  На грани…
          Если вовремя вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на них смотрят не как на обычных пациентов, которым нужно просто спасти жизнь, а как на одного из суицидентов, которому нужно помочь вернуться к нормальному существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов на совершивших истинное самоубийство и демонстративное.

          Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает, что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой. К примеру вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.

          Итог этой игры – реанимация. По счастью для большинства «шантажистов» достаточной эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедить не могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку. И на этот раз – в более жесткой форме.

          Самые частые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам часто относятся как к психам или слабакам.
          § 1     Ромео без Джульетты
          Ситуация «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.

          Врачи-суицидологи утверждают: количество суицидов в их среде в последнее время резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять попыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.

          Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.

          Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

          Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.

          Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я не призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сама так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.
          § 2     Дочки-матери (обращение к родителям)
          Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

          Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

          Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации.

          Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».

          Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.
          § 3.…Не убий самого себя
          Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия.

          В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен.


 

ГЛАВА 4.  Способы самоубийства
С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага.

          У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая «сати» - самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных народов в тот или иной период их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы самоубийства. Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы ядовитых веществ или с раннего детства, как это было в Японии, обучали мальчиков и девочек искусству самоубийства.

          Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принято выделять:

1.     Самоповешение.

2.     Самоудавление.

3.     Самоутопление.

4.     Самоотравление.

5.     Самосожжение.

6.     Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов.

7.     Самоубийство с помощью огнестрельного оружия.

8.     Самоубийство с помощью электрического тока.

9.     Самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов.

10. Самоубийство при падении с высоты.

11. Самоубийство с помощью прекращения приема пищи.

12. Самоубийство переохлаждением.
Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине называют средством самоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства.


ГЛАВА 5.  Индивидуальное и ритуальное самоубийства
          Что представляет собой индивидуальное самоубийство, я достаточно подробно рассмотрела в предыдущих главах. Я обращала внимание на то, что главной причиной индивидуального самоубийства является та или иная степень внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную гармонию.

          Обязательным критерием индивидуального самоубийства является возможность выбора, проявляющаяся в том, какие причины индивид считает достаточно вескими и несовместимыми с дальнейшим существованием.

          При этом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое время.

          Переходя к анализу такого сложного и интересного феномена, каким является ритуальное самоубийство, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть общую принципиальную разницу между индивидуальным и ритуальным самоубийством. В представленной ниже таблице эти различия весьма наглядны.



Индивидуальное самоубийство

Ритуальное самоубийство

1. Самоубийство есть следствие желания сохранить главным образом:

Внутреннюю гармонию

(гармонию с самим собой)

Внешнюю гармонию

(гармонию с окружающим обществом)

2. Свобода принятия решения об уходе от жизни

Есть

Нет

3. Свобода выбора способа, средства, места и времени самоубийства

Есть

Нет

4. Самовыражение личности в акте самоубийства

Максимальные

Минимальные



          Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое дальнейшее существование несовместимым с определенными жизненными обстоятельствами, кардинально противоречащие его принципам, идеалам и убеждениям. Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обратной причине – когда общество считает, что при определенных ситуациях и обстоятельствах человек не имеет права на дальнейшее существование и должен покончить с собой тем или иным способом и отношение самого человека к поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения.

          Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха имеет выбор: совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия этой альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти. Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло роковое событие (например, смерть мужа для индийской женщины или поражение на войне для самурая), –– ритуальный самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на свет.

          Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни и смерти.

          Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена к нулю.


ГЛАВА 6.  Заключение
Когда работа над курсовой уже подошла к концу, в печати появились данные, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.

Со смертью каждого человека гибнет Вселенная – неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях как на макро- так и на микросоциальном уровнях.

Наверное, можно утверждать, что в определенном смысле распространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества, уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей. Однако, как мы могли убедиться, на протяжении человеческой истории у разных народов, в рамках различных субкультур, при различных социально-экономических формациях самоубийства в том или ином виде всегда имели место.

Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству.

Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.

Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.


Приложение
Сати
          Сати – ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа – является наряду с харакири одним из самых распространенных в свое время и широко известных видов ритуального самоубийства.

В случае же ее вдовства, женщину ожидала полная, безусловная гражданская смерть. При этом не имело ни­какого значения, овдовела ли она будучи зрелой женщи­ной или пятилетней девочкой (как известно, браки в Ин­дии очень часто совершались в самом раннем возрасте).

Мужчина по праву может иметь несколько жен, хотя индусы и редко пользуются этим. В случае вдовства, муж­чина обязан вступить во второй и в третий брак, но для женщины такого закона нет. Для нее второй брак счита­ется величайшим грехом и неслыханным позором. Сразу после сожжения трупа мужа вдове бреют голову. Ей не позволяется носить ни одного украшения; ее браслеты, перстни, ожерелья ломаются в куски и вместе с во­лосами сжигаются с трупом мужа. Всю оставшуюся жизнь вдова должна ходить с ног до головы в белом, если она осталась вдовой до двадцати пяти лет, или же в красном, если она старше. Храмы, религиозные церемонии, об­щество закрываются перед ней навсегда. Она не имеет права говорить ни с кем из родных и даже есть с ними. Она спит, ест и работает отдельно; соприкосновение с нею считается нечистым в течение семи лет. Если вдова встре­тится первой на дороге человеку, выходящему утром из дому по делу, то он возвращается домой и откладывает дело до другого дня, так как встреча с вдовой самая дурная примета.

Самые жестокие предрассудки ортодоксального инду­истского общества связаны с судьбой вдов: им строго за­прещается вновь выходить замуж, даже если они овдове­ли в детском возрасте. Считается, что грехи несчастной, совершенные ею в этом или в одном из прошлых рожде­ний, явились причиной смерти мужа, и потому она дол­жна быть наказана. Вдова практически выключена из жизни общества, облик ее отмечен внешними, издалека видными признаками простое белое платье, никаких украшений, никакой косметики, всю жизнь ей надлежит провести в семье умершего мужа, у своих сыновей, един­ственных, кто не подвергается ритуальному осквернению в результате контакта с ней. В соответствии с местными и кастовыми установлениями весьма ограничен ее рацион, из которого исключаются не только все виды мяса, но и многие овощи, и коренья, а также соль. Регулярно, примерно через каждые четырнадцать дней, она должна со­блюдать очень строгий пост (нельзя пить даже воду), спать на голой земле и т. д.

Все это вполне могло привести к тому, что смерть на костре казалась индийским вдовам не самым тяжелым ис­пытанием.

В санскритской литературе, а также и у древнегрече­ских писателей, приведены примеры не только доброволь­ного сожжения вдов, но и горячие споры между двумя женами за честь быть сожженной.

Венецианский купец-путешественник Каспаро Бальби пишет, что у некоторых восточных народов существует обычай, согласно которому не только жены хоронят себя после смерти мужа, но и рабыни, являвшиеся его возлюб­ленными. Делается это вот каким образом. После смерти мужа жена может потребовать, если ей угодно (но лишь очень немногие пользуются этим), три-четыре месяца на устройство своих дел. В назначенный день она садится на коня, празднично разодетая и веселая, и отправляется, по ее словам, почивать со своим мужем; в левой руке она держит зеркало, в правой стрелу. Торжественно прокатившись таким образом в сопровождении родных, дру­зей и большой толпы праздных людей, она направляется к определенному месту, предназначенному для таких зре­лищ. Это огромная площадь, посередине которой находит­ся заваленная дровами яма, а рядом с ямой возвышение, на которое вдова поднимается по четырем-пяти ступеням, и ей туда подают роскошный обед. Насытившись, она тан­цует и поет, затем, когда ей захочется, приказывает за­жечь костер. Сделав это, она спускается и, взяв за руку самого близкого родственника мужа, отправляется вместе с ним к ближайшей речке, где раздевается донага и раз­дает друзьям свои драгоценности и одежды, после чего погружается в воду как бы для того, чтобы смыть с себя грехи. Выйдя из воды, она заворачивается в кусок желто­го полотна длиной в четырнадцать локтей и, подав руку тому же родственнику мужа, возвращается вместе с ним к возвышению, с которого она обращается с речью к на­роду и дает наставление своим детям, если они у нее есть. Между ямой и возвышением часто протягивают занавес­ку, чтобы избавить женщину от вида этой горящей печи; но некоторые, желая подчеркнуть свою храбрость, запре­щают всякие завешивания. Когда все речи окончены, од­на из женщин подносит ей сосуд с благовонным маслом, которым она смазывает голову и тело, после чего бросает сосуд, в огонь и сама кидается туда же. Толпа тут же за­брасывает ее горящими поленьями, чтобы сократить ее мучения, и веселое празднество превращается в мрачный траур.

Если же муж и жена люди малосостоятельные, то труп покойника приносят туда, где его хотят похоронить, и здесь усаживают его, а вдова становится перед ним на колени, тесно прильнув к нему, и стоит до тех пор, пока вокруг них не начнут возводить ограду, когда ограда до­стигает уровня плеч женщины, кто-нибудь из её близких сзади берет ее за голову и сворачивает ей шею; к тому времени, когда она испускает дух, ограда будет закончена, и супруги лежат за нею похороненные вместе.

В 1881 году старый бенгалец Шиб Чундер Бозе, порвавший с религиозными предрассудками народа писал очень интересную книгу о нравах и обычаях своих сопле­менников под названием «The Hindoos as they are». Автор приводит некоторые факты из воспоминаний своего детства и между прочими то, как сожгли живьем его овдовевшую тетку вместе с трупом его умершего дяди. Мальчик, еще не имевший ясного понятия о смерти, а не только об этом страшном жертвоприношении, поспешил в соседний дом, где жила его тетка, скорее из любопытства, чем из участия. Но то, что он увидел потом, произвело на него неизгладимое впечатление. Он нашел тетку одетой в красное шелковое платье; лоб и ноги ее были выкрашены красной краской; она жевала перечную траву. Все эти подробности глубоко запечатлелись в памяти мальчика, заметившего также, что тетка его была в каком-то стран­ном состоянии, очевидно в экстазе, хотя все ее движения были спокойны и медленны. Ее окружала толпа женщин, которые глядели на нее с видом удивления и глубокого почтения. Некоторые даже стояли перед нею на коленях. Тут к ней подошла старая браминка с зажженной свечой и предложила ей испытать свое мужество, держа па­лец над свечой. Вдова согласилась без колебаний и с неизменной твердостью держала палец в огне, пока он не поджарился.

Часов в одиннадцать утра ее понесли в открытом па­ланкине за телом ее мужа на место, где был приготовлен костер. Лицо ее было открыто. Раньше она сочла бы смер­тельным стыдом показаться с открытым лицом перед по­сторонними мужчинами, но теперь она уже не принад­лежала этому миру; мысли ее были с ее мужем, с которым она должна была соединиться через несколько минут веч­ного блаженства.

По прибытии на место сожжения к жертве подо­шел полицейский-индус и, согласно своей обязанно­сти, попытался отговорить ее от выполнения страшно­го намерения. Но она осталась непоколебимой и, отве­тив решительным отказом, стала глядеть на приготовляе­мый костер, сложенный из легко воспламеняющихся ма­териалов. Когда тело мертвеца было положено на него, вдову пригласили обойти семь раз вокруг костра. Она сде­лала это, но тут ее энергия и присутствие духа как будто поколебались. Полицейский служитель тут же воспользо­вался этим, чтобы еще раз попытаться спасти женщину от ее страшной судьбы. Но вдова, ничего не отвечая ему, легла рядом с покойным и приказала поджечь.

Следует сразу обратить внимание читателей, что по сути ритуальное самоубийство представляет собой разновидность сценического искусства, театрального действия, где имеются главный герой и актеры, действие и зрители, пристально следящие за ним. Роль главного персонажа исполняет жертва, и в ее обязанности входит достойно сыграть свою роль. В этом ей помогают многочисленные помощники, представленные браминами, которые следят за последовательностью развивающихся событий, управляют ходом действия, четко следя, чтобы каждый шаг, каждое слово вдовы соответствовало принятому ритуалу. Вдова следовала за трупом пешком или в носилках среди толпы благоговейно взиравшего на нее народа, и нередко под звуки музыки. Многие, вероятно, с целью одурманить себя, делали этот путь танцуя и по приходе на место очертя голову бросались на уже пылающий костер. Впрочем, это было исключение, обыкновенно жертвоприношение совершалось с достоинством и серьезностью. Этому придавалось огромное эстетическое значение. Вдова обходила надлежащее число раз вокруг костра, на котором уже лежало тело ее мужа, и сыпала из-под подола платья жареный рис и раковины каури, которые ревностно подбирались присутствовавшими, так как этим вещам, полученным от жертвы, приписывались целебные свойства. Народ верил, что сжигаемым вдовам дается в послед­ние минуты способность ясновидения. Брамины старались внушить жертве ожидание, что в роковую минуту ей откроются удивительные вещи, и не подлежит сомнению, что им удавалось путем внушения убеждать в этом мно­гих женщин, как видно из того факта, что одна вдова, ли­шившаяся чувств при виде костра, так что ее бросили в него в обморочном состоянии, дорогой туда спокойно раз­говаривала с сопровождавшими ее женщинами и делила между ними перечные листья, которые принимались как драгоценные реликвии. Приводится даже случай, как од­на жертва, лежа на костре, вспомнила о предшествовав­шем существовании своей души и сделала какое-то пред­сказание, которое будто бы сбылось.

«Взойдя» на костер, женщина или склонялась к телу мужа, или ложилась рядом с ним, а иногда, чтобы она не соскочила, ее даже связывали с ним. В некоторых частях Индии она ждала смерти, сидя на скамье, в других ее привязывали на костре к столбу. Если же муж умер на чужбине, и тело его было сожжено в дальней стране, то вдову сжигали одну, причем она прижимала к груди его башмаки или какой-нибудь другой предмет из одежды.

Одного из европейцев, присутствовавшего во время со­вершения ритуала сати, поразил пример молодой жен­щины, которая получила ложное известие о том, что муж ее умер вдали. Согласно обычаю, она взошла на костер с одеждой покойного. Европеец, тронутый этой трагический историей, выразил свое участие к отчаянию мужа, до которого дошло известие об этой ужасной ошибке. Однако каково было его удивление и даже негодование, когда один из рассказчиков заметил на это: «Да, точно, бедняку пришлось хлопотать, искать другую жену и тратиться».

Некоторые очевидцы рассказывают, что женщины, ле­жа на костре, сами давали знак зажечь его или даже сами зажигали свой костер, но это могло быть только в исклю­чительных случаях.

Харакири
          Ритуал получил в свое время широкое распространение среди самураев и других высших слоев японского общества в период становления и развития феодализма в Японии.

          Обычай харакири неразрывно связан с кодексом чести японских воинов бусидо. Самураи совершали самоубийство с помощью харакири в случаях оскорбления их чести, совершения недостойного поступка или по приговору суда как наказание.

Начиная с эпохи Хэйан (IXXII в.в.), сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не ме­нее, ритуал не был тогда еще массовым явлением. Само­убийства путем харакири получили широкое распростра­нение у самураев лишь в конце XII века, во время борьбы за власть двух могущественных родов – Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно рас­тет; самураи делали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

Харакири вслед за смертью господина («самоубийство вслед») получило название «оибара», или «цейфуку». В древности в Японии при смерти знатного человека вме­сте с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и так далее, чтобы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот, обычай стал позднее называться «дзюнси». Впоследствии, чтобы избавить людей от мучи­тельной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преда­ниям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вместе с господином вокруг его могилы («хитогаки» – «ограда из людей»), приказал впредь заменять антропоморфными фи­гурками из глины. Однако обычай смерти вслед за сюзере­ном, несколько трансформировавшись, сохранился в фео­дальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. В соответствии с нормами бусидо самураи it u ни во что не ста­вили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину, поэтому смерть сюзерена и вле­кла за собой многочисленные случаи оибара. Обязавшись «отдать свои тела господину по его смерти», обычно де­сять тридцать или более ближайших слуг феодала умертвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.

Добровольно уходили из жизни не только вассалы фео­далов, но и сами дайме. Так, например, в день кончины сегуна Иэмицу (1651 г.) самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения, которые не пожелали «пережить своего господина».

В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали к харакири для того, чтобы не попасть в руки врагов при пора­жении войск своего дайме. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.

Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и шестьде­сят его преданных друзей совершили харакири. Этот слу­чай считался одним из самых благородных примеров пре­данности долгу в японской истории.

Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский во­ин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекра­тить мучения и быстрее умереть. Бывали случаи, когда са­мураи или военачальники обезображивали себе перед са­моубийством лицо холодным оружием, с тем чтобы воины противника не смогли уже после их смерти использовать головы совершивших харакири в качестве доказательства своей храбрости и военного мастерства перед господином и снискать за эту ложь уважение и почет самураев собст­венного клана. Так поступил Нитта Есисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не быть узнанным врагом, перед харакири полностью изувечил себе лицо.

Другим поводом для сэппуку служило стремление пре­дупредить угрожающее со стороны феодала или прави­тельства сегуна наказание за какой-либо недостойный че­сти самурая поступок, оплошность или невыполнение при­казания. В этом случае харакири совершалось по собст­венному усмотрению или по решению родственников.

Производилось харакири также в знак пассивного про­теста против какой-либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или, при лишении возможности применения своих профес­сиональных навыков волна в составе дружины феодала (например, при утере вассалитета). Короче говоря, хара­кири было универсальным выходом из любого затрудни­тельного положения, в котором оказывался самурай.

Часто самураи совершали харакири по самым незначи­тельным и несущественным поводам. М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.

Подобная легкость лишения себя жизни объясняется полнейшим пренебрежением к ней, выработанным в русле дзэновского учения, а также наличием среди буси культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего к сэппуку оре­ол мужественности и делавшего его имя знаменитым не только среди оставшихся жить, но и у будущих поколений. К тому же в феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало у воинов настолько распространен­ным, что превратилось по существу в настоящий культ ха­ракири, почти манию, так что причиной для его соверше­ния мог стать совершенно ничтожный по современным по­нятиям повод.

Харакири выполнялось в различных видах и различ­ными средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюш­ную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окру­жающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель – самоубийство – вполне оправдывалось способом – харакири; после этого страшного ранения остаться в жи­вых было уже невозможно.

Существовал также способ вскрытия живота, при кото­ром брюшная полость прорезалась в виде буквы «х». Пер­вым движением был прорез от левого подреберья напра­во – вниз. Оно проводилось самураем в сознательном со­стоянии, тщательно и с вниманием, когда буси имел еще много сил для этой операции. Второй разрез делался уже при большой потере крови, при уходящем от сильной боли сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх – направо, что было проще для правой руки.

Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие виды. Самым распространенным было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо – вверх, или двумя прорезами, образующими прямой угол. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот, исполь­зуя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влияни­ем этого упрощенного способа вскрытия живота развился затем способ самоубийства посредством выстрела в живот (тэппобара).

Вид вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и вы­носливости. Определенную роль здесь играла также дого­воренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда вы­бирал себе самурай для оказания помощи при соверше­нии харакири.

В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее пере­резать внутренности. Это делалось для того, чтобы пока­зать особую выдержку и мужество воина, для возвеличива­ния имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда чело­век касается коленями пола, а туловище покоится на пятках), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела навзничь после проведения харакири, так как упасть на спину при столь ответственном действии счита­лось позором для самурая.

Иногда харакири делалось воинами стоя. Этот способ получил у японцев название «татибара» – сэппуку стоя (в естественном положении).

Живот вскрывался специальным кинжалом для хара­кири – кусунгобу, имевшим длину двадцать пять санти­метров и считавшимся фамильной ценностью, которая хра­нилась в токонома на подставке для меча, или вакидзаси – малым самурайским мечом. В случае отсутствия осо­бого орудия для совершения сэппуку, что бывало у саму­раев крайне редко, мог использоваться и большой меч, ко­торый брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимой операции. Иногда оборачивалось материей или шелковой бумагой и лезвие малого меча с таким расчетом, чтобы десять – двенадцать сантиметров режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже не за рукоять, а за середину клинка.

Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы; не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения ритуала. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже не смертель­ным.

Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться уже с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное до­стоинство и проявив умение владеть собой вплоть до последнего момента жизни. Это обучение, огромная попу­лярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: де­ти самураев часто прибегали к совершению обряда вскры­тия живота. А. Бельсор описал случай харакири семилет­него сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения жизни родителя, как бы в отчаянии выхватил меч и без­молвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая свое дело сделанным.

Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако женщины, в отличие от мужчин, разрезали себе не живот, а только горло, или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее, этот про­цесс также назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания горла («jigai» – дзигай, что означает «уничтожение самой себя») исполнялось женами са­мураев специальным кинжалом кайкэн – свадебным по­дарком мужа, – или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия, были известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал хоронить совершивших хара­кири с оружием, которым оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женских погребениях мечей и кинжалов.

В соответствии с нормами кодекса бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связывать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.

Важнейшими побуждениями к совершению самоубий­ства женами самураев были обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушение данного мужем слова.

Свод церемоний и правил для совершения харакири, вырабатывавшийся на протяжении длительного времени, в общих чертах был оформлен при сегунате Асикага (13331573 гг.), когда обычай сэппуку стал приобретать силу за­кона. Однако сложный ритуал, сопровождавший сэппуку, окончательно сформировался лишь в эпоху Эдо, когда сэппуку стало применяться официально, как наказание по приговору суда совершивших преступление буси. Обяза­тельным лицом при исполнении официального сэппуку стал помощник делающего харакири самурая – «секун­дант» (кайсяку, или кайсякунин), отрубавший ему голову.

История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы пи­сать духовное завещание своей собственной кровью». Од­нако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и «умереть некрасиво».

Японцы вообще изначально ориентированы не столько на этический, сколько на эстетический критерий при оцен­ке человеческих поступков. Мир делится для них не на доб­ро и зло, а на чистое и нечистое, красивое и безобразное. В человеке более всего ценили тонкий вкус и чувство кра­соты. В Японии красота, чувство красоты культивировалось веками. Тагор говорил про японцев, что «они видят Истину в Красоте, а Красоту в Истине».

Согласно так называемому этикету и эстетике смерти (сипо сахо), принятому в среде сословия буси, самурай должен был умирать красивой, достойной смертью (сини-бана), приняв ее легко и спокойно. В противоположность этому в поведении умирающего (синиката или синидзама) различалась и постыдная, не достойная воина смерть (синихадзи), при которой нарушалась эстетика смерти и что считалось недопустимым для самурая. Здесь важно было не испортить некрасивой смертью родословную и честь дома.


Литература
1.     Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 1994.

2.     Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12).

3.     Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.

4.     Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.

5.     Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.

6.     Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.

7.     Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.

8.     Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.

9.     Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.

10. Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.

11. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.

12. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.

13. Фоминова Г. Я не хочу умереть за большую любовь!//Московский комсомолец? 1997 (4 февраля) – с. 6.



1. Реферат Распад СССР 6
2. Реферат на тему Maturity Levels In Characters Essay Research Paper
3. Реферат Перспективы развития торгово-экономических отношений России и ЕС
4. Реферат на тему История болезни - Оториноларингология острый двусторонний гайморит
5. Реферат на тему My Last Duchess By Browning Essay Research
6. Реферат на тему American Attack On Omaha And U Essay
7. Реферат Немного из истории шитья
8. Реферат Деаэрационная колонка
9. Реферат Кантабрийские войны
10. Контрольная работа на тему Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусског