Курсовая Телепередача Профессия репортер на телеканале НТВ
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования
«казанский государственный технический университет
имени А.Н.Туполева»
Гуманитарный факультет
Кафедра истории и связей с общественностью
Специальность 030602
Курс III
Курсовая работа
Тема: Телепередача "Профессия репортер" на телеканале НТВ
Выполнила: студентка гр.7306
Кантуганова А. М.
Научный руководитель:
Завалишина Т. В.
Казань 2008
Тема курсовой работы: Телепередача "Профессия репортер" на телеканале НТВ.
ПЛАН:
Введение……………………………………………………………………..3
§1Телевидение как разновидность СМИ
1.1Телеканалы и их типология…………………………………...….......9
1.2Телеканал НТВ………………………………………………….…….11
§2Телевизионные жанры
2.1 Жанры телевизионной информации…………………………..……12
2.2 Жанры аналитической публицистики…………………………..…..18
2.3 Жанры художественной публицистики…………………………..…22
§3 Анализ телепередачи «Профессия репортер»…………………….…..25
Заключение…………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………….28
Введение
Выбор данной темы не случаен, я давно смотрю телепередачу «Профессия репортер и мне она очень нравиться. Мне кажется такие работы, как эти, в наше время очень актуальны тем, что они затрагивают социальные и личные проблемы, заставляя нас сопереживать и задуматься о нашем будущем.
Основная гипотеза моей работы заключается в том, что цикл документальных фильмов «Профессия репортер» по жанру ни что иное, как спецрепортаж.
Объектом моего исследования является телепередача «Профессия репортер». Предметом – телевидение.
Уникальность данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть жанр телепередачи "Профессия репортер".
Цель: рассмотреть телепередачу "Профессия репортер" и изучить жанрообразующие факторы.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать телевидение, как СМИ и изучить основные телевизионные жанры;
2. Исследовать телепередачу "Профессия репортер";
3. Рассмотреть отдельные выпуски данной телепередачи.
План работы состоит из:
Введение
1. Теория. Проанализировать телевидение как разновидность СМИ
2. Практическая часть. Анализ телепередачи "Профессия репортер"
Заключение
Список используемой литературы
§1
Телевидение как разновидность СМИ
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.
Симультантность[1] присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.
Функции телевидения
Информационная функция телевидения
Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм – болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.
Культурно-просветительская функция
Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
Интегративная функция
Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.
Социально-педагогическая или управленческая функция
Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии - аудитории за системой). Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории.
Дальнейшее зависит уже не от СМИ, выпадающего из цепочки, где остаются лишь власть и народ. Так что, идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом. Кто платит – тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.
Организаторская функция
Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.
Образовательная функция
К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).
Рекреативная функция
Также мало связана с журналистикой. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.
1.1 Классификация каналов
1. По способу трансляции:
а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
б) спутниковое (например, «Космос-ТВ», 4 канала «НТВ-плюс»);
в) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
2. По охвату аудитории:
а) общероссийские (РТР);
б) межгосударственные (ОРТ);
в) региональные («Дон-ТР»);
г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
3. По форме собственности:
а) государственные;
б) негосударственные:
0. частные («Рен-ТВ»);
1. акционерные общества: открытого типа (Центр коммерческого телевидения),
закрытого типа («2х2 Телемаркет»);
2. общества с ограниченной ответственностью (Агентство «Парадиз»);
3. товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург, «Арт Home Video»);
в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов («ТВ-6
Москва», СТС, АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист – Вест»).[2]
В. Писарек предложил следующие восемь критериев в классификации
телевизионных программ[3]:
1.Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории:
а) программы, созданные не для ТВ, роль которых ограничивается лишь
механической передачей;
б) программы, созданные исключительно для ТВ, которые также передаются
механически;
в) программы, транслированные с других станций;
г) собственные трансляции.
2.Критерий художественной журналистики:.
а) художественные программы, представляющие действительность, но
основанные на «фикции»;
б) информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно настоящую действительность и т. п.;
3.Тематический критерий сферы общественной жизни, не относящийся к художественной программе.
4.Критерий формы:
а) словесные программы;
б) фильмовые;
в) театральные;
г) зрелищные и т. д.
5.Критерий языка.
6.Критерий учета зрителя:
а) программы для всех;
б) программы для взрослых;
в) программы для детей и т. п.
7.Критерий общественной функции:
а) информационные программы;
б) просветительские, развлекательные и т. д.
8.Критерий территориальных пределов:
а) международные;
б) национальные;
в) региональные;
г) городские.
Кроме того, на местных телеканалах осуществлялись попытки
создания различных вариантов ток-шоу по образцу выходящих в эфире
центральных каналов, которые так и не стали популярными в силу специфики местного вещания.
§2 Телевизионные жанры
Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров наша профессия не существует.
Все разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров.
Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров, затем – их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными ,как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).
2.1 Жанры телевизионной информации
Информационное сообщение (видеосюжет)
Заметка
– информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos – время).
Хроника – это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). И хроника в журналистике – это краткое сообщение о факте. Стало быть, заметка и хроникальное сообщение – определения-синонимы.
На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи).
Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности:
· Сообщение об официальном, традиционном по форме событии;
· Сценарное или авторское сообщение
Отчет
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортаже м.Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.
Выступление (монолог в кадре)
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.
Но выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека – все это выступления в кадре.
Интервью
Журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации. Любой процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме диалога – вопросов и ответов.
Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана.
Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
Интервью может быть:
· Информационным. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.
· Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.
· Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.
· Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос.
Репортаж
Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать).
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.
В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие, поэтому описательная функция – главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.
По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации. По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.
Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий); закадровый текст читает теледиктор; следует сказать, что данная разновидность репортажа все реже употребляется в практике крупных телестудий.
К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной.
Первая, начальная форма использования репортажа может быть названа некомментированным показом, или трансляцией события (в прямом эфире или в записи):
Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума. Наконец, трансляция некоторых концертов, спектаклей в какой-то мере соответствует жанру некомментированного телевизионного репортажа.
В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер – это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.
В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя.
Тематический (обозренческий) репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или с трека, где автомобили испытываются, из балетного класса и т. п. Событием в этих случаях можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.
2.2 Жанры аналитической публицистики
Комментарий (от лат. commentarius – толкование) – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Обозрение
В перечне журналистских профессий на телевидении (о них речь пойдет в специальной главе) вслед за репортером, комментатором следует обозреватель. Наличие такой должности есть объективное свидетельство, что в телевизионной практике прочно утвердился этот специфический жанр.
Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.
Предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно, все же различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта.
Кроме обозрения монологического характера существуют обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п.
Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения.
Беседа
Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.
В литературе встречается различное толкование термина «беседа». В данном случае речь идет о передаче, в которой принимают участие несколько человек, поочередно рассказывающих что-либо, обменивающихся мнениями, дополняющих друг друга. Журналист, принимающий участие в такой беседе, – это не интервьюер, а ведущий (или модератор). Он участник разговора и организатор беседы; его роль похожа на роль гостеприимного хозяина, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться.
Беседа – это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т. д. Нередко перерастает в дискуссию.
Дискуссия
Растущая распространенность и популярность жанра дискуссии вполне закономерны и соответствуют самому стилю современной жизни с его напряженными поисками истины.
Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.
Ток-шоу
Диалогические (разговорные) жанры телевидения на протяжении полустолетия сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием – ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление.
Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу.
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов.
В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).
Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира.
Пресс-конференция
Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей – в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес.
Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.
Корреспонденция («передача»)
Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция» принято говорить просто: «передача»» Не будем спорить с профессиональным жаргоном. Важнее понять специфику этого едва ли не самого распространенного жанра. Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая «передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.
2.3 Жанры художественно публицистики
Очерк
Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.
При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности.
Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции
Для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций.
Зарисовка
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.
В структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет камера
Эссе
Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе.
Сатирические жанры
Особое место в экранной публицистике занимает сатирический раздел программы. И хотя экранная сатира нелегко и непросто отыскивает конкретные формы своего существования, хотя в программах телестудий она все еще эпизодична, объективная социальная значимость для телевидения сатиры как своеобразного метода отражения действительности не подлежит сомнению.
Охарактеризуем важнейшие из сатирических жанров:
Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования.
Создателем фельетонного телецикла, в котором широко реализуются едва ли не все возможности сатиры и юмора (ирония, сарказм, гротеск и т. д.), стало НТВ: «Куклы», в кратчайший срок завоевав популярность, удерживают высокий рейтинг не первый год.
Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.
1.2 Телеканал НТВ
Примеры коммерческого телевидения в нашей стране – телекомпании НТВ. По мнению многих экспертов, НТВ сегодня – лучший российский телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов.
Стержень всякого телевидения – новости. По мнению Р. Борецкого, на НТВ их делают лучше, чем на других каналах-конкурентах. На НТВ, как на любом коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные викторины, ток-шоу, телешоу ( «Кулинарный поединок», «Своя игра»).
Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например «Профессия – репортер», «Совершенно секретно», «Очная ставка», «Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь»), документалистика, исторические хроники Л.Парфенова («Намедни», «Новейшая история», «Портрет на фоне»). Несмотря на официальный статус «коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток, хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, – смысл и форма существования такого типа телевидения.[4]
Образовательная функция предполагает регулярные циклы дидактического
материала. Например, телевизионные программы для изучающих иностранные языки. Так, на канале НТВ обучающие циклы были рассчитаны на разные категории зрителей («Английский язык детям», «Английский язык для начинающих», «Английский язык для продолжающих обучение»).
Сегодня частично взяли на себя образовательную функцию различные ток- шоу. Например, ток-шоу «Про это» (НТВ) вместе со зрителями пыталось решать проблемы сексуального характера.
Телевизионный жанр «реального шоу» (reality show) в своих различных вариантах уже много лет пользуется популярностью на мировом телерынке. Этот жанр называют также «документальным мылом», или коммерческим документальным кино. Для России жанр «реального шоу» является новым, он начал развиваться на отечественном телевидении сравнительно недавно. В качестве примеров «реального шоу» можно привести следующие программы: сериалы «Криминальная Россия» и «Перехват» (НТВ).
§3 Анализ телепередачи «Профессия репортер» с точки зрения жанра
«Профессия: репортер» – один из самых известных проектов НТВ. Цикл телевизионных репортажей на наиболее актуальные темы страны и мира с первых выпусков завоевал симпатии телезрителей.
Цикл программ стал самой востребованной формой теледокументалистики. Несмотря на то, что каждая из программ цикла, как правило, имеет собственное название и нередко состоит из нескольких частей, данные циклы, исходя из выше сказанного, все же разумнее именовать циклами программ, нежели циклами фильмов.
Особое место в этой сфере документальной публицистики занимают циклы авторских программ, таких, как «Профессия репортер» на телеканале НТВ. В таких программах особенно важна роль автора-ведущего, который не просто зачитывает в кадре текст, «не инкогнито, не спрятан в гущу творческой группы, а одно из действующих лиц, наделенных и определенными чертами характера, и даже какими-то биографическими чертами». Среди документальных циклов на современном телевидении нельзя не отметить также особый пласт репортажной документалистики. Все большее распространение на телевидении получает жанр специального репортажа, откровенно тяготеющий к документальному телекино. Спецрепортаж более глубоко исследует явление, нежели обычный событийный (стандартный «новостийный» сюжет), в котором можно лишь слегка затронуть тему.
Указывая второе название специального репортажа – «документальный», Э. Дэннис и Д. Мэррилл в «Беседах о масс-медиа» отмечают, что «он, как правило, имеет больший хронометраж. Специальный репортаж также создается на достаточно интересные темы. Спецрепортаж может быть составной частью программы, что представляет наибольший интерес, специальный репортаж может выходить отдельной программой цикла увеличенным хронометражем (обычный репортаж не может удостоиться такой чести). Именно вариант обособленной программы, составляющей часть цикла, для данного исследования интересен в первую очередь, поскольку представляет из себя необычное по форме произведение.
У «Профессии» теперь четыре постоянных автора, чего не было раньше. Это Александр Зиненко, специальный корреспондент службы информации НТВ, автор цикла документальных фильмов «Новейшая история» и «Однажды в России». В 2000 году телеочерк Зиненко «Сны надзирателя» из серии «Профессия: репортер» был удостоен «ТЭФИ-2000». Второй ведущий – Андрей Лошак, специальный корреспондент службы информации НТВ, лауреат «ТЭФИ-2003» в номинации «Лучший телерепортер». Еще один ведущий – Вадим Такменев, специальный корреспондент службы информации, автор документальных фильмов из цикла «Новейшая история», номинант на «ТЭФИ-2004». И Екатерина Гордеева, специальный корреспондент службы информации НТВ, автор документальных фильмов из цикла «Профессия репортер». Стоит особо подчеркнуть, чтодвое из них, а именно Лошак и Такменев– во многом были «лицом» программы Леонида Парфенова «Намедни», ее репортерским костяком. Каждый корреспондент программы уникален, безусловно профессионален и даст свою точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. В каждом еженедельном репортаже будут присутствовать собственный конфликт, актуальность и проблематика.
Специальный репортаж это не обязательно новостной и событийный, это репортаж о явлении, о людях. Это даже скорее всего очерк, потому, что в выпусках телепередачи «Профессия репортер» это что то среднее между документальным исследованием и рассказом. Жизненная реальность фактов – документальная составляющая очерка. Очерк– отражение определенного временного процесса, поэтому одна из специфических черт его на экране – изображение прошедшего. В данной программе нас посвящают в необычные судьбы людей, ситуаций в каком-то городе. Аудитория у данной телепередачи такая же разносторонняя, как и у самого телеканала. Это и люди интересующиеся социальными проблемами, и люди которых волнуют судьбы людей и даже те, кто увлекается политикой.
Исходя из количества просмотренных мною циклов этой программы, я могу сказать, что для А. Зиненко приоритетнее фильмы связанные с вечным вопросом детей и отцов. В фильме «Маленькая мама» 26 января 19:40 рассказывалось о девочке, которая стала матерью в девять лет по причине того, что не хотела быть детоубийцей и нести это через всю свою жизнь. Из фильма «Куда уводят детство» 24 ноября 19:40 нам была поведана история о учителе, который совращал своих подопечных и снимал эти сцены на видеокамеру. Фильм «Родительский долг» 22 декабря 19:40 показал нам отцов, бросивших свою семью и детей, которые уклонялись от обязанностей алиментщиков и скрывались в других городах, сменив при этом имя и фамилию.
В фильме репортера В. Такменева «Скачай мою жизнь» 9 февраля 19:40 рассказывалось о том, как компания молодых людей «гоняла» на дорогах, из той машины, что ехала сзади было отснято видео на телефон, как круто и быстро они могут мчаться по городу, однако режиссер не предвидел такого хеппи энда. Автомобиль на полной скорости столкнулся с грузовой фурой. Через несколько дней тот режиссер запечатлел и свою кончину.
«Мир позитива» 1 декабря 19:40 цикл Е. Гордеевой поведал нам о чуде свершившимся в семье ВИЧ положительных, рождении абсолютно здорового ребенка.
В фильме А. Лошака «Жизнь в тупике» 8 декабря 10:40 рассказывалось о тяжелой жизни людей, которые не имеют ни работы. Ни дома, ни семьи, ни денег, ни здоровья… они живут лишь за счет дороги, вдоль которой протянута вся их жизнь.
Заключение
Если форма существования искусства – отдельное произведение, то форма существования телевидения – программа. Формулируя своеобразие цикла телепередач «Профессия репортер», заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортеры из «Профессии» показывают нам, то что казалось бы не видно не вооруженным глазом. Однако потом мы понимаем, что все это окружает нас, что все это жизнь… Расследование предлагает авторскую версию, основанную на результатах поиска потаенных фактов. Цель — «вскрыть» ситуацию, «выйти на проблему»,для чего журналист добывает факты сам. Он целеустремленно ищет высказывания, свидетельства, документы, пытаясь, уточнить представление о происшествиях и поступках, предупредить возможные негативные последствия, повтор нежелательных ситуаций (расследование причин аварии, технологической катастрофы и пр.). Репортеры — расследователи используют официальные ответы как необходимое подспорье в работе (для подтверждения или опровержения других материалов), но опираются, в основном, на информацию, добытую неофициальным путем.
Проделав данную работу, я сделала вывод, что телепередача «Профессия репортер» является очерком, потому что она рассказывает нам о том, что было. Рассказывает о том какие судьбы у героев телепередачи, какие истории их проблемы в жизни и какими путями они стараются их разрешить.
Пытаясь придти к этому выводу я выполнила следующие задачи: проанализировала телевидение, как СМИ и изучить основные телевизионные жанры; исследовала телепередачу "Профессия репортер"; рассмотрела отдельные выпуски данной телепередачи.
Список использованной литературы
1. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа/Учебное пособие;Бишкек, КРСУ - 2001
2. Н. В. Вакурова, Л. И. Московин. Институт современного искусства мастерская телевизионной журналистики
3. Типология жанров современной экранной продукции/Учебное пособие Москва, 1997
4. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистике/Учебно-методическое пособие
5. В. М. Березин. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия/серия: Практическая журналистика - М.: РИП-холдинг, 2003 г.
6. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ/Учебное пособие - М.: Издательство Московского университета, 2004.
7. Шендерович В. Здесь было «НТВ» и другие истории -М.: Захаров, 2004.
8. http://evartist.narod.ru/journ.htm
[1] Симультантность – одновременность наблюдения и показа, трансляции передачи, обеспечивает особую достоверность и убедительность телепрограммы.
[2] [28]Цвик В.Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения
в условиях информационного рынка (два «передела» телевизионнойсобственности) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. – № 3. – С. 5.
[3] [106] Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия
формирования программ. – М., 1982. – С. 86–89.
[4] [42] Борецкий Р. Зеленый шарик, куда катишься? // Новое время. – 1997. – №
14. – С.18