Курсовая Влияние нравственно-философских аспектов масонского учения на складывание московского и петербур
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство культуры и образования
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Курсовая работа
на тему
«Влияние нравственно-философских аспектов
масонского учения на складывание
московского и петербургского социумов».
Выполнила: студентка 4 курса исторического
факультета 141 гр. Соколова Е.М.
Научный руководитель: к.и.н. Е. Л. Сараева.
Ярославль, 2008 год
Введение
Русская культура, духовность, самосознание, наконец, общественная мысль формировались веками. Их изменения, как правило, связаны с определенными действиями «сверху», но зарождение и формирование происходило не под влиянием властей, а в силу своей самобытности. Существуя в тех или иных рамках, общественная мысль могла быть стержнем духовного мира господствующей системы, или альтернативной, что в свою очередь вело к ее слому. Чтобы лучше понять проблему развития русской духовности, необходимо вернуться к ее истории.
Эпоха царствования Екатерины II, хронологическими рамками которой ограничена данная работа, имела огромное значение для развития русской духовности. Это время, когда оформлялись черты новой русской культуры, культуры нового времени. Для человека конца XVIII века характерны попытки найти свою судьбу, выйти из привычного для него строя, реализовать свою собственную личность[17]. Распространение в России идей Просвещения, и вместе с тем, эзотерических учений, явилось ведущим фактором формирования национального самосознания. Приоритетом провозглашается воспитание нравственности, русского самосознания, способности поддерживать самодержавие и адаптироваться к просветительским концепциям.
«Можно с уверенностью утверждать, что русская мысль данного периода переживала некий кризис, связанный с крахом общепринятых идеалов и устоев. Происходит расщепление сознания людей, они теряют ориентиры, начинают путаться в представлениях о добре и зле. Традиционные, унаследованные от отцов православно-христианские представления хотя и прочно сохранились в основной массе дворянства, но испытывали сильное воздействие деистических и скептических идей Просвещения, которые проникали в быт и каждодневное поведение людей. При всем обилии философско-религиозных идей и концепций, которые сменяли друг друга в головах людей XVIII — начала XIX века, отчетливо выступает одна их общая черта: все страсти, помыслы и желания сосредоточены на земной жизни»[18].
Появляются новые альтернативы объяснения мироздания – эзотерические учения. Просветители, среди которых было немало масонов, на протяжении всего XVIII столетия активно влияли на духовно-нравственную, идеологическую жизнь страны. При их непосредственном участии происходит ломка старых стереотипов консервативной идеологии, которая под влиянием тех же идей перешла на новый качественный уровень.
Масонство – один из величайших феноменов мировой культуры, общественной и философской мысли. Масонство оценивается многими исследователями как "пароксизм совестливой мысли" (В.О. Ключевский), "психологическая аскеза и собирание души" (Г. Флоровский), "школа морального гуманизма" (В.В. Зеньковский)[19]. Масонство принято считать "первой нравственной философией в русском обществе" (А.Н. Пыпин). Основанием для такой смелой оценки является, во-первых, то, что масонство недвусмысленно заявило о нравственной цели и задачах своего движения, а, во-вторых, создало нравственное учение в традициях "истинного христианства", с элементами нравственной метафизики и практической морали. Масонство возникло в России в условиях нравственного кризиса общества, вызванного "повреждением нравов" (М.М. Щербатов) в ходе петровских преобразований и секулярных реформ.
С открытием новой столицы в России зарождаются две противоречивые тенденции: столкновения русской духовности с западной. Особенно ярко это проявляется в сравнении петербургского и московского общества конца XVIII века, когда начинают складываться не только два различных социума, обусловленных социальной разницей и историческими предпосылками, но складываются две мировоззренческие системы, влияние которых мы можем чувствовать на себе даже сейчас. Несомненную роль в складывании этих систем внесло масонское нравоучение и практическая деятельность, связанная с ним.
«Уже к началу 1780-х годов стало ясно, что время доминирующей роли Петербурга в русском масонстве прошло. Признанным центром вольного каменщичества в России в 80-е годы XVIII века была уже Москва. Именно Москва, или, правильнее сказать, особая, отличающаяся от казенного Петербурга, более свободная московская духовная атмосфера как раз и помогла вдохнуть в уже угасавшие вследствие очевидной пустоты их занятий русские масонские ложи новые силы»[20].
Таким образом, мы имеем ряд ключевых обстоятельств, на которые будем опираться при изучении темы:
1. христианская эзотерика, ставшая основой русского масонства;
2. необходимость изучения духовно-нравственного кризиса и соотношение с ним нравственной системы масонства;
3. проблема европейского заимствования и культурной самобытности на фоне открытия новой столицы;
4. значение масонского учения и связанной с ним деятельности для дальнейшего развития русского самосознания.
Таким образом, перечисленные обстоятельства при их соотнесении с нынешней ситуацией придают особую актуальность изучению нравственной системы масонства и влиянию его на складывание двух полюсов развития русского самосознания.
Актуальность имеющихся противоречий и проблемы масонства в современном мире позволили сформулировать тему исследования - «Влияние нравственно-философских аспектов масонского учения на складывание московского и петербургского социумов».
Нельзя сказать, что тема русского масонства исследована недостаточно в русской и западной историографии. Но и здесь есть свои нюансы. За последние сто лет подготовлено огромное количество работ, публикаций, монографий на темы, связанные с масонством. Наметилась любопытная закономерность: те авторы, которые высоко оценивают роль Екатерины 2, признают гонения на масонов оправданным, рассматривают их как некое зло. Историографическая ситуация осложнена еще и тем, что достоверных источников о деятельности масонов изучаемого периода не сохранилось, что мешает более менее объективному анализу ситуации. Выделяют два подхода на объект и сущность русского масонства. Один из них был заложен самой императрицей в работе «Тайны противонелепого общества» (1780 года). Отсюда пошла традиция эмоционального, а не познавательного отношения к масонству. Масонов путали с иллюминатами, евреями, цель которых – мировой захват власти. Такая традиция сохраняется и в современной России. Примером может служить книга О. Платонова «Терновый венец России»[21], где за себя говорят даже названия глав: «мастера государственной измены», «масоны в антирусском путче 1825» и др. Издания такого рода предназначены для формирования определенного стереотипа у массового читателя. Это более подчеркивает актуальность темы работы.
Другая традиция рассмотрения сущности масонства представлена такими историками и философами как В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Р.В. Иванов-Разумник, М.Н. Лонгинов, А.Н. Пыпин и др. Они по-разному понимали идеологию и общественную деятельность русских масонов, каждый по-своему оценивал вклад масонов в формирование русской культуры. Их роднит одна общая черта: они считали масонство в России явлением далеко не случайным, подходили к его изучению как к изучению особого социально-политического и культурного феномена, работали с опорой на источники.
Примерно та же ситуация обнаруживается при рассмотрении темы «Москва-Петербург».
Всю литературу, использованную для написания данной работы, можно разделить на три группы: работы по педагогике и воспитанию в 18 веке, собственно масонская литература и материалы, посвященные проблеме «Москва-Петербург».
Что касается первой группы использованной литературы, то здесь необходимо выделить работы В. И. Морякова «Русское просветительство второй половины XVIII века», А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой «Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке», и диссертацию проф. В.И. Блинова. Эти работы позволили войти в проблему с педагогической точки зрения, нарисовав картину русского нравственного образования в XVIII веке.
Вторая группа более объемная – исторические труды по масонству. Весомый вклад в понимание изучаемого периода внес библиограф, мемуарист, специалист по истории литературы XVIII - XIX века М. Н. Лонгинов. Особый интерес представляет его работа «Новиков и московские мартинисты» - исследование, основанное на изучении всех известных автору материалов, связанных с жизнью и деятельностью известного русского просветителя Н. И. Новикова и его единомышленников. Кроме того, в работе присутствуют материалы по истории масонства екатерининского и постекатерининского периодов. Книга вышла в середине XIX столетия, но до сих пор не утратила научного значения как источник по истории развития русской общественной мысли.
Вторая работа – доктора филологических наук В. И. Сахарова «Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – XIX века» представляет собой литературоведческий анализ произведений масонов. Подробно рассматривается эзотерическая традиция масонства в век Просвещения, поэзия и проза русских масонов, участие в масонских ложах таких знаменательных людей XIX столетия как Пушкин и Карамзин. В конце книги опубликованы источники по истории и культуре масонства, которые также были использованы при написании данной работы.
Третья книга – «Из истории русского розенкрейцерства» Н. П. Киселева описывает московскую ложу «Трех знамен», которая была материнской по отношению к остальным ложам во второй половине XVIII века. Примечания Киселева имеют огромное источниковедческое значение и содержат не только статистические данные, но и материалы эпистолярного жанра.
Необходимо также выделить работу А.А. Гусейнова «История этических учений», где автор дает свою оценку нравоучительной стороне масонства XVIII века.
Кроме того, в работе используются материалы статей по масонству, написанные в разное время такими видными исследователями масонства как: Бакунина Т. А., Крюкова Ю. С., Соколовская Т. О., Семека А.В., Сорокин Ю.А. и др. В статьях разбираются вопросы происхождения масонства как феномена духовной жизни, участие и работа дворянской элиты в масонских ложах, отношение императрицы Екатерины II к масонам и др.
К третьей группе можно отнести сборник статей «Феномен Петербурга», труд международной конференции, посвященной 300-летию города, где дается подробное описание социокультурных явлений, связанных с Петербургом, и книга Д.Л. Спивака «Метафизика Петербурга: Французская цивилизация», где одним из важных вопросов является история эзотерических связей екатерининской эпохи. Оба издания основаны на обширном фактическом и историографическом материале.
В работе использованы общие работы по культуре изучаемого периода досоветских, советских и постсоветских историков – В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Г.В. Плеханова, М.П. Милюкова А.Б.Каменского и др.
Как было замечено, тема разработана на должном уровне, но продолжает существовать ряд вопросов, на которые нет однозначного ответа.
Во-первых, лишь малая часть исследователей делает акцент на нравственной стороне масонского учения и его воспитательной составляющей для поколения русских мыслителей XIX века;
Во-вторых, истокам проблемы «Москва-Петербург» как правило, посвящают лишь политические и социально-экономические труды, а саму проблему изучают с появления споров между западниками и славянофилами.
Исходя из этого, объектом данного работы стала нравоучительная философия русских масонов второй половины XVIII века. Основным предметом изучения выступают материалы документов по масонству екатерининского периода.
Данные документы можно разбить также на группы:
1. периодические издания – сатирические журналы Н.И. Новикова[22] и др. В журналах «Трутень» и «Живописец» автор высмеивает пороки современного ему общества, широко полемизируя с журналом «Всякая всячина», автором которой была сама императрица.
2. государственные акты - указы императрицы[23] в отношении масонов позволяют проследить изменение государственной политики в деле просвещения и личное отношение Екатерины к масонству.
3. масонские документы – «Нравственный катехизис истинных франкмасонов»[24], «Присяга»[25], дают возможность составить нравственную систему ценностей масонского учения.
4. материалы допросов масонов[26] – содержат фактические материалы по истории русского масонства.
5. масонская литература и труды – стихотворения, оды, философские произведения масонов[27] позволяют сконструировать внутренний мир русского масона екатерининской эпохи.
Таким образом, тема данной работы является актуальной как с исторической, так и с педагогической точки зрения, и это в некоторой степени позволяет сделать самостоятельное исследование.
1. нравственные системы масонства и других эзотерических учений
Исключительное место в общественной мысли XVIII века занимала проблема воспитания нового человека[28]. Этой проблемой занимались как императрица, стремящаяся создать новую породу людей[29] – идеальных подданных, так и просветительская философия, а также теоретики эзотерических учений. Екатерина так формулировала основную цель воспитания: «Правила воспитания суть первыя основания приуготовлящие нас быть гражданами»[30].
Просветительская традиция предусматривала такую цель – «научить человека жить, чтобы он прежде всего оставался человеком».[31] Масонское нравоучение стремилось объединить эти две цели и создало свою нравственно-воспитательную систему.
1.1
нравственная система масонства
.
Условно разделив историю возникновения масонства в России на 3 периода (первый – 1731-1762, где масонство – исключительно модное явление, пришедшее с Запада; второй – до начала 80-х годов, когда масонство воспринимается как альтернативная нравственная философия, и, наконец, третий период – до конца 90-х годов XVIII столетия, которые ознаменовали собой гибель екатерининского масонства[32]), мы остановим свое внимание на втором, так как рассматриваемая проблема, на наш взгляд, сильнее проявляется именно в это время.
По мнению Ключевского, после елизаветинского периода, который принес в русскую культуру необходимость изучать иностранные языки, в екатерининский – появилась надобность к «изящному чтению»[33]. Мода на изящное чтение и, вместе с тем, допуск к масонской литературе сделали свое дело. Для пытливого русского ума ознакомиться с бытовавшими популярными изданиями ничего не стоило. А господствовавшие просветительские настроения подготавливали почву для новой моральной концепции. Сама императрица на первых порах поощряла развитие русской общественной мысли, а, следовательно, была сопричастна с ее результатами. Одновременно протекал процесс «формирования русского национального самосознания с характерным для него чувством национальной гордости и патриотизма».16 Такие же настроения существовали и в масонских ложах в начале екатерининского правления.
«Но постепенно «нравственные преподаяния» масонства трех первых степеней перестали удовлетворять русских братьев; воспитанные вольтерьянством умы требовали иной пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта должна была иметь противоположный вольтерьянству, не скептически, а непременно религиозно-идеалистический характер, не разрушая, а укрепляя и разумно обосновывая врожденные начала нравственности и религиозности»[34].
Возникновение лож или их подобий повсюду свидетельствовало об относительном процветании общества, которое неизбежно отражалось в изысканных интерьерах, в элегантных одеждах, в банкетах и празднествах. Несмотря на некоторое пристрастие масонов к коллективным возлияниям (особенно в московских ложах), ложи прививали людям представления о благопристойности, формировали их характер, приучали их к дисциплине и хорошим манерам. Мастерские иногда арендовали театры для совместного просмотра спектаклей, и по свидетельству очевидцев «братья» вели себя гораздо достойнее, чем завзятые театралы. Правило, которое сегодня заставляет зрителей умолкать в театре или на концерте и слушать артистов, прокладывало себе дорогу довольно медленно, и следует признать немалую роль масонства в утверждении представлений о приличиях и сдержанности во второй половине столетия.
Но мы не будем подробно рассматривать влияние масонского учения на этикет, гораздо важнее выстроить систему масонской морали. Это поможет сделать анализ «Присяги» и «нравоучительного катехизиса»[35] русских масонов - «средства представить в самых истинных и кратких чертах все начала науки и нравственности нашего общества (т.е. масонства)»[36].
Присяга состоит из 7 «заповедей», ни одна из них не противоречит самодержавному строю и, служат они своеобразным кодексом поведения масонского христианина: упражняться в «страхе Божием», «не возмущать любви ближнего», хранить молчание, быть верным ордену, слушаться начальников, быть честным перед собранием ложи, и жить сообразно Творцу[37].
Катехизис состоит из 40 вопросов религиозного содержания с прямыми цитатами из Библии. Весь документ пропитан «христианским духом», призывающим к смирению, аскетизму, жертвованию собой во имя Бога. Согласно документу цель ордена сходна с целью христианства, а «главное упражнение франкмасонов» - последование Иисусу Христу. Катехизис не утруждает себя пересказыванием основных идей христианства, это считается аксиомами. В соответствии с ним можно говорить и о воспитательной концепции масонства. По документу масоны стремились воспитывать своих детей, готовя их к «оному новому рождению», т.е. к посвящению в братья. В этом посвящении воспитательной целью масона было сбросить с себя «ветхого Адама» - избавиться от греха человечества. Человек должен воспитывать в себе масона, покоряясь власть имущим людям, «чтить царя» и «всех любить для Бога».
Таким образом, концепция воспитания масонского вероучения не удалялась от христианских догматов. Основными нравственными категориями были: Бог, совесть, грех, святость, рай и т.д. Но при этом они больше говорили о «внутренней церкви», находились в своеобразном противостоянии с официальной религией, они стремились к «религии сердца», а не к религии «государства».
Все это указывает на огромную роль христианства в складывании масонского учения, и так как мы анализируем непосредственно русское масонство, будет вполне логично подробнее рассмотреть его нравственно-философскую концепцию в связи с православной ветвью христианства.
Мистическая составляющая как христианства[38] так и масонства сходны, поскольку и то и другое являют Божественную тайну, данную Откровением или основополагающим произведением. Также сходными являются религиозные компоненты – социальный, консервативный, личный, обновляющий. Согласно западноевропейскому суждению о том, что мистика (как христианская догматическая, так и масонская) является «областью, предназначенной немногим, неким исключением из общего правила, привилегией, дарованной некоторым душам, опытно обладающим истиной, в то время как все прочие должны довольствоваться более или менее слепым подчинением догматическому учению, наложенному извне в виде принудительного авторитета»,[39] мы можем привести еще одно сходство - восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и вероучением. Попросту говоря, тайны, которые лежат в основе данных вероучений, должны восприниматься и пониматься на индивидуальном уровне, а воспринятые, они ведут к внутреннему развитию, совершенствованию личности. В противоположность гностическим учениям просветителей, масонство восточного типа всего лишь средство для достижения главной цели – соединения с Богом. Масонство, как и все эзотерические системы, можно рассматривать в их самом непосредственном соотношении с жизненной целью, достижению которой они должны были способствовать. И тогда они воспринимаются нами как основы духовной жизни[40]. Таким образом, как и православное христианство, так и русское масонство имели в высшей степени практическое применение.
С точки зрения многих авторов мораль масонства была хорошо проработана. Основу ее составили нравственное совершенствование личности на основе стремления к добру, самопознания и нравственного избегания зла. В пику вольтерьянству в масонстве существовал запрет на смех, ибо это разрушало братскую любовь. Надлежало также избегать чувственных удовольствий, чревоугодия, физической близости, смиренно сносить бедности и болезни.
1.2. Практика.
Нравственная философия масонства раскрывается в единстве теоретической и практической сторон и строится на общих принципах и конкретных правилах, предписывающих определенный образ действия.[41] К общим принципам, соответствующим различным степеням посвящения, относятся такие, как "Познай самого себя", "Убегай зла", "Стремись к добру", "Ищи в самом себе Истину". Состав конкретных правил зависел от символики лож и степеней посвящения ученика или мастера. К числу наиболее значимых правил для ученической степени, являющихся предметом размышления на любой ступени посвящения, относятся следующие: молчание, предохраняющее от осуждения ближнего и приучающее к самопознанию; благонравие, приучающее к кротости и смирению; повиновение, как нравственная предпосылка власти над самим собой и другими; деятельная любовь к ближнему, как христианская и общечеловеческая заповедь; бодрость, противостоящая унынию и формирующая бесстрашное отношение к смерти; щедрость, свидетельствующая об отсутствии привязанности к земным вещам и предписывающая совершение благодеяний в тайне, без показного благочестия; наконец, любовь к смерти, означающая каждодневное размышление о смерти и соприкосновение с ней, формирующее ощущение смерти как естественного процесса, ведущего к нравственному преображению и обожению. «На первой ступени посвящения - ученической - умирает наше "своеумие"; на второй - товарищеской - своеволие (или своенравие) и на третьей - ступени мастера - "плотский человек", вследствие чего достигается состояние обожения. Нравственная философия масонства раскрывается здесь как путь нравственного восхождения человека от тварной, греховной личности к божественной природе»[42].
Это не значит, что масонская мораль была лишь внутри ордена. Всем внешнеполитическим событиям масоны давали оценку с позиций нравственности.
Отступлением от Бога и величайшим злом (проявлением гордыни) признали они Великую французскую революцию. Постигая ее смысл, писатели-масоны новиковского круга убеждались в невозможности распространения добра и справедливости путем насилия, они считали, что нравственное дело должно совершаться исключительно нравственным путем[43].
Говоря о масонстве в России, нельзя не упомянуть об общекультурном наследии масонов. Как утверждали сами масоны, добродетели должны были процветать и вознаграждаться именно на национальном поле.[44] Поэтому, наряду с верой в доброго царя-просветителя масоны принимали активное участие в образовательных программах.
Эта цель должна быть достигнута на путях христианского нравоучения, максимально приближенного к ее евангельскому духу. В связи с этим одной из задач масонства было издание духовных книг, "наставляющих в нравственности истинно Евангельской" (И.В. Лопухин)[45].
Как известно, Н.И. Новиков и его единомышленники с определенной целью задумали издавать литературные журналы «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», издаваемых Шварцем, Новиковым и Лопухиным. В этих журналах печатались как теоретические статьи, так и нравственные проповеди масонов, произносимых на заседаниях ложи. Главная цель журналов - духовное воспитание современников посредством тех литературных произведений, которые помещали в них. Вот, например, некоторые мысли масонов об идеальном правителе: он является благодетелем для подданных, не упускает ни одного дня для служения Отечеству, преодолевает в себе всяческие пороки, не отдаляется от народа, а наоборот во всех своих начинаниях опирается на его волю, не начинает войн, не забывает о своих обещаниях[46].
Одной из программных работ масонства является также сочинение И.В. Лопухина с характерным названием "Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели".[47]
Как пишет исследователь масонства Ю.С. Крюкова, составившая нравственный облик масона 18 века по произведениям И.В. Лопухина, черты, присущие облику масона должны быть следующими:
1. глубокая вера в Бога
2. привнесение «Духа любви» в мирскую жизнь
3. молчание
4. смирение; глубокое самоотвержение
5. терпение
6. аскетизм
7. самопознание, умение «ощутить в себе «тму невежества» и «ненависть к порокам»
8. не должен впадать в отчаяние
9. воздержание от жизненных соблазнов[48].
1.3.
Влияние розенкрейцерства, мартинизма, и иллюминатства
«Просветительские и педагогические стремления, в соединении с духом человеколюбия, служили двигателями Мартинистов, которые для успешнейшего достижения своих целей основали «Дружеское общество», имевшее в виду именно предметы этого рода». [49]
С 80-х годов XVIII века центр духовной жизни переместился в Москву – общественная мысль начала развиваться независимо от государственной власти. Поэтому мы встречаемся с такими явлениями как розенкрейцерство и мартинизм - учения, в основе которых лежит классическое масонство. Согласно мнению А.А. Гусейнова, розенкрейцерство является третьим и высшим этапом развития русского масонства[50].
Розенкрейцерство было доставлено в Россию И.Г. Шварцем после получения заграничного путешествия, из которого он вернулся в 1782 году[51].
Его видными представителями являлись Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, И.Г. Шварц. Русское розенкрейцерство как масонское учение органически соединяло в себе две части: духовно-нравственную и научно-теософскую. Первая выступала против упадка нравственности и указывала пути к спасению; вторая давала ключ к самостоятельному изучению природы на основе Священного Писания.
Однако реальная, практическая деятельность розенкрейцеров 1780-х годов была связана не столько с их моральным самоусовершенствованием, сколько с усилиями братьев, направленными (прежде всего, путем массового издания книг и журналов) на просвещение русского общества и возбуждение в нем широких умственных интересов.[52]
Н. И. Новикова же привлекала в масонстве, главным образом, его нравственная и тесно с ней связанная просветительская сторона, чему, собственно, и была посвящена вся его последующая деятельность, как при издании журналов, так и в организации общественных институтов. Еще будучи рядовым масоном в Петербурге, Новиков организовал ряд народных училищ (уже в ноябре 1777 года первое из этих училищ (Екатерининское) - при церкви Владимирской Божьей Матери, начальное народное училище - Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове).[53]
Когда в конце 70-х годов он переезжает в Москву, то сталкивается с духовными исканиями московских масонов, отличными от петербургских.[54]
Педагогическая и просветительская деятельность мартинистов поразительна: уже в 1779 году было создано первое в России частное учебное заведение, готовившее учителей – Учительская или Педагогическая семинария при Московском университете.
Там же с целью анализа литературных произведений было открыто Собрание университетских питомцев - первое научно-литературное студенческое общество в России. В июне 1782 года по плану И.Г. Шварца при Московском университете на пожертвования братьев-масонов была открыта еще одна семинария или гимназия - переводческая (филологическая). Несомненным успехом была организация Дружеского ученого общества, целью которого было печатание учебных книг, а также изучение и повсеместное распространение философских, исторических, педагогических и естественнонаучных знаний или, иначе говоря, просвещения в обществе[55]. Опять же наряду с общим просветительским характером учреждений, создавались они с целью распространения масонского учения.
Но лишь ученических степеней иоанновского масонства московским мартинистам не хватало. Поэтому после получения И.Г. Шварцем теоретической степени Соломоновых наук мартинисты стремятся к высшему масонству – розенкрейцерству.
Крупным успехом И.Г.Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы (Брауншвейгский ритуал) и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен»[56] (П.А.Татищев), «Озириса» (Н.Н.Трубецкой), «Латоны» (Н. И. Новиков) и «Сфинкса» (Г.П.Гагарин) [457]. В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста, образовав в нем так называемый «четверной союз».
В 1784 году, еще при жизни И. Г.Шварца московские розенкрейцеры учредили еще один масонский центр - ложу теоретического градуса, или степени, как своего рода подготовительный класс или переходную ступень к масонству высших розенкрейцерских степеней.
Бурный рост розенкрейцерского сообщества продолжался, однако, недолго и уже в 1786 году вследствие недовольства императрицы руководство ордена вынуждено было временно приостановить работы лож.
Своей задачей розенкрейцеры, как и всякое масонское сообщество, ставили моральное, нравственное совершенствование личности, работу над своей собственной душой, понимаемую ими как непрерывная борьба человека со своими страстями, или, иначе говоря, с самим собой. Цель братства, показывал Н. И. Новиков в ходе следствия, состояла в «познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения»[57].
Практическая деятельность братьев в этом направлении сводилась к постоянным наблюдениям как за самим собой, так и за своими коллегами или, вернее, их нравственностью, а также постам, молитвам и покаяниям. Но это, так сказать, основа розенкрейцерской работы, характерная и для других направлений в масонстве. Что же касается специфической розенкрейцерской надстройки над ней, то она сводилась к усиленному изучению ими тайного знания, то есть алхимии, магии и каббалы.
Московские розенкрейцеры, констатировал Н.М.Карамзин, были «ни что иное, как христианские мистики: толковали природу и человека, искали таинственного смысла в Новом и Ветхом завете, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость и прочее; но требовали истинных христианских добродетелей от своих учеников, не вмешивались в политику и ставили в закон верность своему государю. Их общество под именем масонства распространилось не только в двух столицах, но и в губерниях; открывались ложи, выходили книги масонские, мистические, наполненные загадками»[58].
Что касается иллюминатства, то о его распространении можно судить лишь в ходе допросов по делу «кружка Новикова». В литературе, посвященной исторической катастрофе екатерининского масонства, принято отмечать, что этот след, привлекавший основное внимание следствия, был ложным. Прямых свидетельств в пользу распространения «ордена иллюминатов» или каких-нибудь других тайных обществ, ставивших себе целью радикальное переустройство общества на основе радикального варианта доктрин просветителей, найдено не было[59].
2. складывание двух полюсов нравственно-философского социума в дворянской среде
2.1. Проблема «Москва-Петербург».
Важной вехой в формировании философского пространства XVIII века явилось основание Санкт-Петербурга и последующий перенос столицы. В Петербурге спустя полвека после его основания формируется нехарактерная для России традиция – западно-европейская. Мысленно, для большинства дворян существовали два полюса, различные по культуре, быту, этике и нравственным запросам.
Москва несомненно была центром сохранения самобытности и восточной традиции, Петербург же, напротив – город без мифологии, истории, своеобразного культа, город служащих и тесного соприкосновения с Европой. Как утверждает Ю.М. Лотман, «отсутствие истории вызвало бурный рост мифологии. Миф восполнял семиотическую пустоту, и ситуация искусственного города оказывалась исключительно мифогенной» [60].
Специалисты-психологи проявляют большой интерес к городской жизни Москвы и Петербурга к формированию в них «психогеометрического ландшафта». С XVIII века Москва олицетворяет «русскую культурную самобытность, «сердце России», ее женское начало, Эрос. Ей противостоит оксидентальный ум Петербурга, материализованный век Просвещения, этакий русский Логос». [61]
В дальнейшем эта проблема двух полюсов была подробно разработана в споре западников и славянофилов в «вопросе об отношению России к Западу»[62].
Но нас интересует вторая половина XVIII века, которую условно можно разбить на петербургский, а с начала 70-х – московский. Деление не случайно и в его основе положена деятельность Н. Новикова, масона розенкрейцерской степени и видного просветителя.
В 60-х годах XVIII века внимание двора и самой Екатерины 2 было приковано к укреплению своего положения. Екатерина сумела склонить на свою сторону часть старых придворных, других заставила не быть враждебными. Положение Екатерины, довольно шаткое вначале, с течением времени укреплялось прочнее. Оппозиция государственной власти исчезла и у императрицы появилась возможность заниматься литературой и науками, а также законотворчеством. Наступала некая стабильность и нравы понемногу смягчались. По примеру государыни петербургские вельможи постепенно сближались, находя общие интересы и взгляды. Широко распространилось учение энциклопедистов в обществе «молодом, незрелом, жаждавшем мысленной деятельности»[63]. Другие западноевропейские тенденции начали проникать в столицу просвещенной государыни. Мощная волна Французского Просвещения оставила отпечаток во всех сферах жизни дворян и перевернула не только их быт, но и сознание.
Произошли изменения в сфере понятий религиозных и нравственных. Молодые дворяне, «освобожденные от узды строгой и докучливой, сдерживавшей в семейном быту»[64], были заинтересованы в новых для них идеях. Хотя часть исследователей объясняет эту заинтересованность «неудовлетворенностью обывательской пошлостью»[65].
В области литературы видное место занимали периодические издания. Сама журналистика появляется и получает распространение (с 1769-1774 в Петебурге выходит 16 журналов[66]). Среди наиболее читаемых журналов были: «Петербургские ведомости», «Трудолюбивая пчела» и ряд других изданий. Несомненным плюсом периодической литературы было то, что на ее страницах разворачивались полемика на всевозможные вопросы, и при абсолютизме это было реальной возможностью безнаказанно высказывать свои мысли.
Так под протекторатом императрицы шло умственное развитие общества. Сама Екатерина, видевшая в Просвещении немалую силу, активно включилась в этот процесс, пока это не стало противоречить ее самодержавной власти. Она пишет свой знаменитый «Наказ» и поощряется сатирические журналы Новикова и других.
Журналы не оставались без тем для размышлений. Таким образом, проходит первый – петербургский период складывания философского социума. Он характеризуется сознанием недостатков своей родины, любви к ней, энергии и энтузиазма на новые свершения в деле просвещения, желание осуществить их типографскими, издательскими и литературными трудами.
Но характеристика данного периода лишь с точки зрения распространения периодики будет не полной. Элита дворянства стремилась к тайным знаниям, идеальному государству, поэтому изотерические учения, пришедшие в северную столицу вместе с французской модой нашли благодатную почву.
Так в 1756 году в Петербургской ложе были представители знатных фамилий дворян – Голицины, Апраксины, Мещерские, Трубецкие, Бутурлины и т.д. В их числе были будущие историки М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, основатели русского театра А.П. Сумароков, Меллисино, а граф Р.Л. Воронцов был великим мастером ложи. Познания и деятельность масонов была невелика за исключением благотворительности, но начинается процесс включения в духовно-образовательную систему, которую предлагало масонское учение. К слову сказать, мыслящая дворянская элита до 70-х годов находилась на перепутье: с одной стороны, с запада целым потоком шли постулаты философов-материалистов, с другой стороны православная религия, на которой воспитывались деды и прадеды. В таких условиях масонство являлось универсальным средством удовлетворения духовных потребностей, хотя в силу русского менталитета сложные масонские ритуалы превратились в «ужины» и «игрища». Каждая новая ложа, предназначение которой было усовершенствование нравственности и развитие самопознания, после нескольких формальностей имела один результат. В целом петербургское общество было готово к восприятию масонского учения, но общий уровень образования среди дворянской элиты был низким.
Нужно отметить, что русский дворянин самого Вольтера как правило не читал, а всего лишь следовал примеру государыни или новой моде. «Новые идеи служили доказательством утонченного образования в высших кругах светского общества. Какой-нибудь князь Х или граф У сообщал в кружке гостей самую последнюю новость, привезенную с только что полученной почтой, или лично услышанную за границей. Бога, оказалось, просто нет, а попы и монахи – простые шарлатаны. Эти самоновейшие открытия «философов» разносились сливками петербургского общества с таким же усердием, с каким они привыкли разносить городские сплетни и слухи» - писал П.Н. Милюков[67].
Экзальтированность петербуржцев подтверждается увлечением фокусами графа Калиостро, приехавшего в Петербург как полковника испанской службы и знатного европейского иллюмината.[68]
Кроме того, начавшиеся гонения на масонов со стороны императрицы, вначале представленные в виде пьес «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман сибирский», и брошюрой «Тайны противонелепого общества», должны были вызвать в преданной государыне чиновничьей среде соответственную реакцию[69].
В Москве этот уровень образования был выше по нескольким причинам.
Московский университет способствовал развитию просвещения. Журнальная деятельность с переездом Новикова была перенесена в Москву и концентрировалась вокруг Московского университета и его типографии. Москва, по определению Белинского, до Петра I являла собой «старинную неподвижность». Но европейское влияние в XVIII в. вторглось и в московскую жизнь. В Москве за столетие перемешались черты европеизма и азиатизма (под азиатизмом Белинский понимал неподвижность)[70].
Москва, город по преимуществу дворянский, воспринималась русским человеком как оплот старого духовного начала. Кроме того, Москва была местом, куда ссылали «опальных» дворян, не угодивших императрице. Дворцы и зимние квартиры в Москве имели не только москвичи, представители дворянской элиты ряда смежных губерний, но и сами петербуржцы. Екатерина 2, никого не ссылая насильно, оставалась недовольна тем или иным служащим, и он уезжал в Москву «как естественный центр, в котором приятнее и удобнее всего было стремиться всякому существованию».[71]
Нравы москвичей отличались пестротой и разнообразием в силу ее истории. Тут резче сталкивались противоположности и, притупляясь, обретали более гладкие формы. В ортодоксальной Москве была сильна духовная традиция – «как учили деды и прадеды». Соответственно европейское влияние получило в Москве свое прочтение, отличное от петербуржского. В московском обществе не сложилась четкая система норм и правил, поэтому европейские заимствования принимали здесь менее уродливые кальки.
До 70-х годов XVIII века в Москву, как и в Петербург, начинает проникать масонское учение. Начинается период формирования второго полюса философского социума – московского. Кружок просвещенных и посвященных дворян Москвы состоял из представителей таких профессий как Трубецкие, Херасковы, Черкасские, Нарышкины, Шереметьевы, Салтыковы, Хованские и др. Они окружали себя учеными, литераторами, художниками, путешественниками и проводили время в оживленных беседах. Часто многие из перечисленных были меценатами и покровителями наук, в частности, это касается помощи в работе университетской типографии. За время ее деятельности количество книг и уровень чтения увеличился в несколько раз[72].
Сочетание духовности и патриотизма, нигилизм по отношению к слепому подражанию Западу – вот что отличало московское общество от петербургского. В Москве, в силу глубинности ее положения и отсутствия жесткого государственного контроля над обществом, просветительское масонское учение смогло приобрести реальную аудиторию и последователей.
Внутренняя московская жизнь до 1791 года была устроена следующим образом: существовавшие в Москве ложи были как и в Петербурге разрознены и подчинялись разным системам. Но в каждой из них были энергичные и влиятельные руководители, которые сумели объединиться для наиболее успешной координации действий. [73] В ложу, которую назвали «Гармония», входили Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь Черкасский, И.П. Тургенев, князь Энгалычев, А.М. Кутузов, И.Г.Шварц, Ю.Н. Трубецкой.
В московской среде активно шло самообразование. Взять, например, деятельность И.Г. Шварца, который, будучи преподавателем университета, был также автором 3-х курсов лекций, организатором «Дружеского общества», сыгравшего важную роль просветительского института, и учредителем «Переводческой семинарии».
Сношения московских масонов с петербургскими были ни деятельны, ни очень дружественны. Первые показывали самостоятельность, стремление к объединению и первенству в среде русского масонства. Вторые уделяли внимание лишь пышным церемониям и формальностям. [74]
2.2. московский университет.
Московский университет существовал уже несколько десятилетий. Многие его выпускники занимали видные посты в государстве. «Влияние его, - по словам М.Н. Лонгинова, - отразилось в том общении, которое в значительной мере стало обнаруживаться между наукой и обществом».[75]
О преподавательском составе нужно сказать отдельно. Преподавали в университете уважаемые и известные люди, среди которых было немало тех, кто сыграл важную роль в формировании русской общественной мысли XVIII века.
В середине столетия в «таком масонском гнезде, каким был в то время Московский университет» фактически формируется просветительская среда, благотворно влияющая на развитие передовых идей и учений.
Несомненно, важной вехой в истории Московского университета сыграло назначение на должность куратора известного писателя, масона М.М. Хераскова. С его именем связана организация Московского университетского благородного пансиона.[76] Важным является и то, что при нем активно действовал Новиков. С ним был заключен контракт по арендному содержанию университетской типографии, вместе с которой в его ведение поступили книжная лавка и газета «Московские ведомости»[77]. Типографское дело усилиями Новикова вскоре было сдвинуто с мертвой точки и служило источником распространения просветительской и эзотерической литературы вплоть до ареста Новикова.
Быстро поменяв скромную должность преподавателя немецкого языка на звание профессора философии, основатель русского розенскрейцерства И.Г. Шварц писал: «Разум научает нас, но он не может раскрыть истину… Одно лишь Откровение может ясно показать нам истинный свет. Человек, - проповедовал он, - в настоящее время гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мерзостью. «Просветлить» его могут только розенкрейцеры, ибо только им удалось сохранить «искру Адамову» предвечной мудрости тайного знания, доставшуюся им от еврейских сект ессеев и терапевтов»[78].
Свое профессорство И. Г.Шварц - кандидат права Иенского университета - рассматривал, прежде всего, как хорошую возможность масонской пропаганды среди своих слушателей. «Живые познания ничем не искоренятся, их истребить невозможно, они вечны и, как вестальский огонь, питаются любовью к Богу, к ближнему, к Отечеству и к самим врагам. Закон Божий для нас есть такая святость, которая не может подвержена никаким историческим изысканиям»[79].
В работе по популяризации масонства активно участвовали студенты: переводили литературу, помогали в организации печати и живо интересовались новыми веяниями.
При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, местных типографий и библиотек в провинциальных городах, а также издавало много учебной литературы для школ и домашнего обучения.
В деятельности типографии при Московском университете и литературных обществ большое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на русский язык учебник Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» и другие его произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книга Руссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II к продаже).[80]
Таким образом, Московский университет, будучи проводником просветительских идей, в XVIII веке сумел сплотить вокруг себя думающую дворянскую элиту, способную к философской рефлексии и развитию национального самосознания.
Заключение.
Общественная деятельность русского масонства внесла многие новые важные черты в развитие культурной жизни русского общества последней четверти XVIII века.
Русское розенкрейцерство - первое в России интеллигентное общественное движение, в первый раз сплотившее русских людей и направившее их в сторону служения общественным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против вольтерьянства, поколебавшего ход нашей культуры. Именно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи русского просвещения. Розенкрейцерство дало русским людям миросозерцание, это была первая философская система в России, которая, составляя определенное идеалистическое мировоззрение, сыграла важную просветительскую роль в XVIII веке: успешно борясь с влиянием чуждого русскому духу вольтерьянства, розенкрейцерство воспитывало, дисциплинировало русские умы, давало им впервые серьезную внутреннюю пищу.
Основная заслуга розенкрейцеров состоит в том, что они начали издание морально–нравственной литературы в то время, когда основным спросом у читателя пользовался французский развлекательный роман. Под руководством Н.И. Новикова была организована книгоиздательская деятельность и книжная торговля не только в столице, но и в целом по стране.
В то же время на средства петебургских и московских братьев были учреждены различные благотворительные общества, такие как "Собрание университетских питомцев" и переводческая семинария, где также работали студенты Московского Университета. На каждом собрании вносились деньги для пожертвования бедным.
И если московские розенкрейцеры сделали здесь намного больше других, то связано это было, в первую очередь, с тем, что от так называемой внутренней работы, направленной на собственное моральное усовершенствование они перешли к работе внешней, направленной на усовершенствование, просвещение не отдельных индивидуумов, а всего русского общества.
В просветительской и филантропической работе московских мартинистов находил свое отражение основной принцип учения о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании.
Оценивая нравственную философию масонства, следует отметить, что она представляет собой тип синкретичной христианской этики, с элементами мистического морализма и гражданской нравственности, построенной на внецерковной основе. Нравственное учение масонства оказало глубокое влияние на формирование отечественной гуманистической традиции.
В масонстве впервые выразилась характерная черта русского сознания: «томление и тоска по духовной цельности», заявившая о себе впоследствии.
Пытаясь найти в умонастроении русских масонов идейные основы для последующих поколений мыслителей, мы пришли к выводу, что масонство в том виде, в каком оно возникло и существовало в России во второй половине XVIII века, явилось предтечей и базой для философии славянофильства.
Та философия, которая оказалась близка русским масонам, получила распространение в обществе, и именно она помогла сформировать психологическую готовность для разработки славянофильских идей.
Оглавление.Введение. …………………………………………………………………….1
1. нравственные системы масонства и других эзотерических учений. …………………………………………………………………………10
1.1. нравственная система масонства……………………………....10
1.2. Практика. ……………………………………………………..…14
1.3. Влияние розенкрейцерства, мартинизма, и иллюминатства…17
2. складывание двух полюсов нравственно-философского социума в дворянской среде…………………….21
2.1. проблема «Москва-Петербург»……………………………….21
2.2. московский университет………………………………………27
Заключение. ………………………………………………………………….30
Список использованной литературы:
Монографии:
1. Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб, 2000.
2. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций.
3. Каменский А. Б. Россия XVIII веке. М.: АСТ: Астрель, 2006.
4. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. Изд-во Московского университета, 1994.
5. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии второй половины XVIII века. Изд-во Московского университета, 1985.
6. Гусейнов А.А. История этических учений. //www.gumer.info//
7. Киселев Н. П. Из истории русского розенкрейцерства. СПб, 2005.
8. Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменциков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века.М.: Жираф, 2000.
9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Глава 1.Богословие и мистика в предании восточной церкви. Москва, 1991 год.
10. Лосский В.Н.. Догматическое богословие. Глава 2. Христианская антропология Библиотека православного христианина. Москва, 1991 год.
11. А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева.Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. Н., "История педагогики "Просвещение", Москва, 1982 г.
12. Блинов В. И. Диссертация: «Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания». SCHOOL.EDU.RU
13. В. Ф. Иванов. Тайны масонства.
14. Борис Башилов. История русского масонства. Эти книги были изданы в 50-х годах в Аргентине.
15. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). www.gumer.info
16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.3, М., 1995
Статьи:
1. Соколовская Т. О. Устав вольных каменщиков (XVIII-XIX вв.). Из материалов для истории русского масонства. СПб., 2002.
2. Бакунина Т. А. Русские вольные каменщики.//www.masonry.ru//
3. Крюкова Ю. С. Нравственный облик масона эпохи Екатерины II (на основе масонских произведений И.В. Лопухина)
4. Семека А.В.. Русское масонство в XVIII веке. Тайные общества ордена и секты.
5. Е.К. Рыкова. Русское масонство и славянофильство: точки соприкосновения (И.П. Тургенев, Н.В. Гоголь, Аксаковы). Вторые Аксаковские чтения: Сб. матер. Всеросс. науч. конф. 21-24 сентября 2006 г. - Ульяновск: УлГУ, 2006, с. 142-149.
6. Джейкоб Маргарет К. Масонство// Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли, 2003, с.274-285.
7. Щербакова Е.В. Общественная деятельность московских масонов последней четверти XVIII века МГУ (Историч. факультет)
8. Е.А. Овчинникова, А.А. Златопольская. Руссо и Вольтер в контексте религиозно-нравственных исканий русских мыслителей XVIII — начала XIX вв. Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.175-183.
9. Разина М. В. Эволюция религиозного (православного) воспитания в России с XVIII века до настоящего времени. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006.
10. Просвещенное духовенство при Екатерине 2. Вопросы истории №9 2004 М., РАН.
11. В. И. Моряков. Русское просветительство второй половины 18 века. Вопросы истории, 2\96 М., РАН.
12.
12.
13.
14.
15.
16. В
17.
18. . И. Сахаров. М
19.
20.
21. иф о золотом веке в русской масонской литерат
22.
23. уре
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
XVIII столетия.
13. Сорокин Ю.А. Павел Первый и вольные каменщики.
Сайты:
//historic.ru//
//masonry.ru//
//francmason.ru//
//www.gumer.info/
Источники:
1. Н.И. Новиков. Избранные сочинения. М.; Л. 1951.
2. Хрестоматия по истории СССР XVIII века. Под редакцией Л.Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., Соцэкгиз, 1963.
3. Приложения. Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб, 2000.
4. «Масонская архива». Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменциков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века.М.: Жираф, 2000.
5. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. Сборник статей «Екатерина II и ее окружение». М.: Пресса, 1996.
6. Державин Г. Р. Записки. Сб. ст. «Екатерина II и ее окружение». М.: Пресса, 1996.