Курсовая на тему Экзерсис в народно сценическом танце
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-12-05Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение………………………………………………………....................….......2
1. О экзерсисе………………………..……………………………….....................3
1.1 Основные положения ног……………………………...................…………..3
1.2 Основные положения рук………………………...................………………..5
1.3 Положения корпуса, плеч и головы……………...................………………..6
2. Основные движения экзерсиса…………………...................………………....7
2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса……...................…………….......11
3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису……....................13
Заключение………………………………………………………..................…...14
Список использованной литературы……………….................……………......15
Введение
Современный экзерсис – отточенная, совершенная и унифицированная система упражнений и комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта.
Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса только действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося.
«В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость»[1]
Экзерсис это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а так же психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танцевальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает пластический фундамент, который дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма.
Цели курсовой работы: Рассмотреть, что такое экзерсис и его значение в народно-сценическом танце.
Задачи курсовой работы: Дать понятия, описания и характеристику танцевального экзерсиса.
1. О экзерсисе
Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания разных положений частей тела; рук, ног, корпуса и головы.
Совершенствование элементов экзерсиса – сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.
Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо исполнителю.
Особой ценностью экзерсиса является возможность разнообразно совершенствовать такие признаки движений, как темп, ритм, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные усилия.
Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А.Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали; «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его артистическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот».[2]
1.1 Основные положения ног
Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском танце их четыре.
1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т.е. ставятся Вт естественное положение.
2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом.
3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги; носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-ей позиции ног в народно-сценическом танце.
Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находиться у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей.
4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.
Так же существует множество вариантов положений стоп в народно – сценическом экзерсисе.
Натянутая стопа – это напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами.
Сокращенная стопа – это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.
Свободная стопа – это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев.
Опорная нога – это нога, на которой находится тяжесть корпуса.
Работающая нога – это нога, которая выполняет движение.
1.2 Основные положения рук
Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность.
Здесь так существует много положений, но выделяются четыре основные положения рук и одно подготовительное.
Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу.
1-е положение: обе руки согнуты в локтях и находятся на талии, Локти направлены точно в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному.
Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию - большой палец сзади, четыре других сжаты вместе, спереди.
2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый.
Это положение характерно для приветствия с хлебом – солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек.
3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены верх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушки локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек.
4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены «калачиком». У девушки левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут голова приподнята.
Так же существуют комбинированные положения рук, они строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей.
В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук, присущи только девушкам либо только юношам.
1.3 Положения корпуса, плеч и головы
Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным. В медленном танце девушка «плывет как пава», корпус подтянут, движения мягкие и плавные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок или, оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.
У юношей корпус более подвижен. При исполнении «хлопушек» он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.
В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, проходя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.
Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или, стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно – кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча.
Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу.
2. Основные движения экзерсиса
Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом виде» или в простых комбинациях. Сначала корпус и руки находятся в статическом положении, работают только ноги, затем добавляются port de bras, и по мере усвоения элементы все усложняются.
Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.
Основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно.
В последующих годах композиции у станка все больше усложняются.
Все движения народно-сценического танца – это все те же элементы основанные на движениях классического танца.
Plie
Plie – приседать, сгибать, demi – половина, grand – большой (полный).
Plie способствует развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности. Правильно и в разумных количествах оно укрепляет коленный сустав.
Plie может исполняться как плавное, так и отрывистое, резкое, с акцентом на подъеме. Demi-plie и grand plie исполняются в различных характерах, но первоначально целесообразно составлять комбинацию этого упражнения в венгерском и русском характерах.
Так же в комбинацию вводятся различные releve и движения корпуса (наклоны, перегибы, повороты).
Battement tendu – с фр. «вынос ноги».
Battement tendu способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки ног для работы. Подъем пятки опорной ноги развивает подвижность стопы и укрепляет голеностопный сустав. Характер движения – резкий, четкий, энергичный. При исполнении нужно максимально напрягать мышцы всех частей ног. Следить за корпусом.
Battement самое разнообразное , это - battement tendu обычное, и с подъемом пятки опорной ноги, и с переходом работающей ноги с носка на каблук, с выносом ноги на каблук, с tombe, с двойным ударом, и много других движений, комбинирующихся с battement tendu.
Battement tendu jete
Battement tendu jete – от фр. « вынос ноги на 450 и выше», jete – «бросок».
Движение battement tendu jete развивает силу мышц, вырабатывает «натянутость» ног, умение «бросать» их на 250 и 450. Все виды battement tendu jete комбинируются друг с другом, с battement tendu, pas tortille, с flic – flac и другими движениями, сходными по ритму и характеру.
Flic-flac
Flic-flac – flic – «мазок» от себя, flac – «мазок» к себе.
Это очень интересное упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель – научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.
При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.
Rond de jambe par terre
Rond de jambe par terre – «круг ногой по земле».
Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.
Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.
Rond de pied par terre – цель этого движения та же что и rond de jambe, только в этом упражнении усиливается работа голеностопного сустава.
Battement developpe
Battement developpe – от фр. «вынимание ноги». Battement developpe народно – сценического экзерсиса встречаются в венгерских сценических танцах, и потому иногда их называют «венгерскими батманами».
Исполнения различают плавное и отрывистое developpe. Движение развивает шаг и силу мышц, исполняется во всех направлениях. Корпус и руки работают по заданию педагога – в зависимости от цели и характера комбинации. Так же комбинируется со всеми видами developpe, с grand battement jete, с подготовкой к «веревочке» и др.
Pas tortille
Pas tortille – это движение является элементом венгерского сценического танца. Главное в этом упражнении – переходы из выворотного в невыворотное положение и опять в выворотное положение. Технически – это сложное упражнение, развивающее подвижность тазобедренного сустава и технику стопы.
При исполнении необходимо стремится к слитному исполнению. Движение носит как бы зигзагообразный, ползущий характер. Комбинируется pas tortille - с pas tortille с ударом рабочей ноги, с подготовкой к «веревочке», с упражнением для бедра, с подготовкой к flic – flac, с developpe.
Battement fondu
Battement fondu – «fondu» с фр. – мягкий, тающий.
Исполняется сначала на 450, а затем на 900 и выше. Комбинируется с другими видами fondu, с battement developpe.
Battement fondu tire-bouchon.
Battement fondu tire-bouchon – это совсем другой вариант battement fondu. Упражнение развивает пластичность корпуса и координацию.
Упражнения для бедра.
Само название говорит о его значении и направленности. Упражнение развивает подвижность тазобедренного сустава. Помимо «раздельного» упражнения для бедра, изучается и упражнение для бедра в «один темп».
Выстукивания.
Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами.
При начальном проучивании комбинации на выстукивания не должны быть ритмически сложными, но следует добиваться ритмического рисунка, четкости удара и сохранения позы.
Комбинаций на выстукивание очень много, например: в испанском характере, в русском характере, в татарском и др.
«Веревочка»
Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.
Движение комбинируется с подготовкой к веревочке, с pas tortille, с grand battement jete, battement developpe, в русском характере с выстукивающими движениями.
Прыжки, подскоки, присядки.
Эти упражнения относятся к мужскому классу. Для них необходимы хорошо подготовленные ноги.
Присядки и полуприсядки встречаются в танцах разных народов, но особенно часто – в русских и украинских.
Присядка – это движение на полном приседании (grand plie) без подъема наверх. Полуприсядка – движение с полного plie на вытянутые ноги или на demi plie.
«Качалка»
В названии этого движения подчеркнут характер его исполнения. Оно развивает координацию и ловкость. «Качалка» - это равномерный переход с одной ноги на другую с одновременным покачиванием корпуса.
Движение комбинируется с подготовкой к «качалке», с battement tendu, battement tendu jete.
«Штопор»
Название это движение получило благодаря тому, что при правильном исполнении достигается зрительное впечатление ввинчивания ног в одну точку. Движение развивает эластичность, силу мышц, ловкость.
Ходы, дроби.
«Моталочка».
«Молоточки».
Хлопушки.
Припадания.
«Метелочки».
Закладки.
Вращения.
Все элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой и создается танец.
2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса
Основная особенность народно-сценического экзерсиса – активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях.
В народно-сценического экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах, упражнения со свободной ногой и круговерчения ног; упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность, дробные и выстукивающие движения.
3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
Обучение народно-сценическому экзерсису в целом аналогично обучению классическому экзерсису. Однако необходимо помнить пластико - технологические особенности народного танца.
Строить народно – сценический экзерсис следует так, что бы по мере изучения технологии танца она постепенно подчинялась сценическим задачам. Важно понимать, что исполнение элементов народно-сценического танца продолжает линию развития танцевальности. Элементы народно-сценического танца на середине зала играют особую роль в выработке стиля и манеры исполнения как подлинно народных, так и сценически стилизованных танцев. Они из-за своей технической и эмоционально-образной содержательности являются ступенью к созданию пластического и танцевального действия. Кроме того, небольшие по размеру, но различные по характеру и темпоритму элементы народных танцев создают у обучающихся необходимую контрастность в подборе движений. Это тренирует еще более высокий уровень координации и скорости реакции, что так важно для развития пластичности исполнителя.
Элементы народно-сценического экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат ученика.
Заключение
Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народно-сценического танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народно - сценическом экзерсисе техники подлинно народных танцев.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.
Список использованной литературы.
1. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
2. А.Лопухов, А.Ширяев, А.Бочаров. Основы характерного танца. Л.;М., 1939
3. В.Матвеев. Теория и методика преподавания русского народного танца/ В.Матвеев. - СПб.,1999
4. Санкт - Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Основы подготовки специалистов-хореографов. СПб.,2006
5. Н.Тарасова. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996
6. Т.Ткаченко. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967
7. Т .Устинова. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996
8.В.Уральская. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982
Введение………………………………………………………....................….......2
1. О экзерсисе………………………..……………………………….....................3
1.1 Основные положения ног……………………………...................…………..3
1.2 Основные положения рук………………………...................………………..5
1.3 Положения корпуса, плеч и головы……………...................………………..6
2. Основные движения экзерсиса…………………...................………………....7
2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса……...................…………….......11
3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису……....................13
Заключение………………………………………………………..................…...14
Список использованной литературы……………….................……………......15
Введение
Современный экзерсис – отточенная, совершенная и унифицированная система упражнений и комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта.
Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса только действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося.
«В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость»[1]
Экзерсис это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а так же психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танцевальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает пластический фундамент, который дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма.
Цели курсовой работы: Рассмотреть, что такое экзерсис и его значение в народно-сценическом танце.
Задачи курсовой работы: Дать понятия, описания и характеристику танцевального экзерсиса.
1. О экзерсисе
Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания разных положений частей тела; рук, ног, корпуса и головы.
Совершенствование элементов экзерсиса – сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.
Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо исполнителю.
Особой ценностью экзерсиса является возможность разнообразно совершенствовать такие признаки движений, как темп, ритм, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные усилия.
Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А.Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали; «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его артистическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот».[2]
1.1 Основные положения ног
Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском танце их четыре.
1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т.е. ставятся Вт естественное положение.
2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом.
3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги; носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-ей позиции ног в народно-сценическом танце.
Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находиться у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей.
4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.
Так же существует множество вариантов положений стоп в народно – сценическом экзерсисе.
Натянутая стопа – это напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами.
Сокращенная стопа – это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.
Свободная стопа – это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев.
Опорная нога – это нога, на которой находится тяжесть корпуса.
Работающая нога – это нога, которая выполняет движение.
1.2 Основные положения рук
Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность.
Здесь так существует много положений, но выделяются четыре основные положения рук и одно подготовительное.
Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу.
1-е положение: обе руки согнуты в локтях и находятся на талии, Локти направлены точно в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному.
Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию - большой палец сзади, четыре других сжаты вместе, спереди.
2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый.
Это положение характерно для приветствия с хлебом – солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек.
3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены верх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушки локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек.
4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены «калачиком». У девушки левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут голова приподнята.
Так же существуют комбинированные положения рук, они строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей.
В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук, присущи только девушкам либо только юношам.
1.3 Положения корпуса, плеч и головы
Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным. В медленном танце девушка «плывет как пава», корпус подтянут, движения мягкие и плавные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок или, оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.
У юношей корпус более подвижен. При исполнении «хлопушек» он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.
В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, проходя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.
Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или, стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно – кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча.
Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу.
2. Основные движения экзерсиса
Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом виде» или в простых комбинациях. Сначала корпус и руки находятся в статическом положении, работают только ноги, затем добавляются port de bras, и по мере усвоения элементы все усложняются.
Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.
Основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно.
В последующих годах композиции у станка все больше усложняются.
Все движения народно-сценического танца – это все те же элементы основанные на движениях классического танца.
Plie
Plie – приседать, сгибать, demi – половина, grand – большой (полный).
Plie способствует развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности. Правильно и в разумных количествах оно укрепляет коленный сустав.
Plie может исполняться как плавное, так и отрывистое, резкое, с акцентом на подъеме. Demi-plie и grand plie исполняются в различных характерах, но первоначально целесообразно составлять комбинацию этого упражнения в венгерском и русском характерах.
Так же в комбинацию вводятся различные releve и движения корпуса (наклоны, перегибы, повороты).
Battement tendu – с фр. «вынос ноги».
Battement tendu способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки ног для работы. Подъем пятки опорной ноги развивает подвижность стопы и укрепляет голеностопный сустав. Характер движения – резкий, четкий, энергичный. При исполнении нужно максимально напрягать мышцы всех частей ног. Следить за корпусом.
Battement самое разнообразное , это - battement tendu обычное, и с подъемом пятки опорной ноги, и с переходом работающей ноги с носка на каблук, с выносом ноги на каблук, с tombe, с двойным ударом, и много других движений, комбинирующихся с battement tendu.
Battement tendu jete
Battement tendu jete – от фр. « вынос ноги на 450 и выше», jete – «бросок».
Движение battement tendu jete развивает силу мышц, вырабатывает «натянутость» ног, умение «бросать» их на 250 и 450. Все виды battement tendu jete комбинируются друг с другом, с battement tendu, pas tortille, с flic – flac и другими движениями, сходными по ритму и характеру.
Flic-flac
Flic-flac – flic – «мазок» от себя, flac – «мазок» к себе.
Это очень интересное упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель – научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.
При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.
Rond de jambe par terre
Rond de jambe par terre – «круг ногой по земле».
Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.
Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.
Rond de pied par terre – цель этого движения та же что и rond de jambe, только в этом упражнении усиливается работа голеностопного сустава.
Battement developpe
Battement developpe – от фр. «вынимание ноги». Battement developpe народно – сценического экзерсиса встречаются в венгерских сценических танцах, и потому иногда их называют «венгерскими батманами».
Исполнения различают плавное и отрывистое developpe. Движение развивает шаг и силу мышц, исполняется во всех направлениях. Корпус и руки работают по заданию педагога – в зависимости от цели и характера комбинации. Так же комбинируется со всеми видами developpe, с grand battement jete, с подготовкой к «веревочке» и др.
Pas tortille
Pas tortille – это движение является элементом венгерского сценического танца. Главное в этом упражнении – переходы из выворотного в невыворотное положение и опять в выворотное положение. Технически – это сложное упражнение, развивающее подвижность тазобедренного сустава и технику стопы.
При исполнении необходимо стремится к слитному исполнению. Движение носит как бы зигзагообразный, ползущий характер. Комбинируется pas tortille - с pas tortille с ударом рабочей ноги, с подготовкой к «веревочке», с упражнением для бедра, с подготовкой к flic – flac, с developpe.
Battement fondu
Battement fondu – «fondu» с фр. – мягкий, тающий.
Исполняется сначала на 450, а затем на 900 и выше. Комбинируется с другими видами fondu, с battement developpe.
Battement fondu tire-bouchon.
Battement fondu tire-bouchon – это совсем другой вариант battement fondu. Упражнение развивает пластичность корпуса и координацию.
Упражнения для бедра.
Само название говорит о его значении и направленности. Упражнение развивает подвижность тазобедренного сустава. Помимо «раздельного» упражнения для бедра, изучается и упражнение для бедра в «один темп».
Выстукивания.
Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами.
При начальном проучивании комбинации на выстукивания не должны быть ритмически сложными, но следует добиваться ритмического рисунка, четкости удара и сохранения позы.
Комбинаций на выстукивание очень много, например: в испанском характере, в русском характере, в татарском и др.
«Веревочка»
Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.
Движение комбинируется с подготовкой к веревочке, с pas tortille, с grand battement jete, battement developpe, в русском характере с выстукивающими движениями.
Прыжки, подскоки, присядки.
Эти упражнения относятся к мужскому классу. Для них необходимы хорошо подготовленные ноги.
Присядки и полуприсядки встречаются в танцах разных народов, но особенно часто – в русских и украинских.
Присядка – это движение на полном приседании (grand plie) без подъема наверх. Полуприсядка – движение с полного plie на вытянутые ноги или на demi plie.
«Качалка»
В названии этого движения подчеркнут характер его исполнения. Оно развивает координацию и ловкость. «Качалка» - это равномерный переход с одной ноги на другую с одновременным покачиванием корпуса.
Движение комбинируется с подготовкой к «качалке», с battement tendu, battement tendu jete.
«Штопор»
Название это движение получило благодаря тому, что при правильном исполнении достигается зрительное впечатление ввинчивания ног в одну точку. Движение развивает эластичность, силу мышц, ловкость.
Ходы, дроби.
«Моталочка».
«Молоточки».
Хлопушки.
Припадания.
«Метелочки».
Закладки.
Вращения.
Все элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой и создается танец.
2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса
Основная особенность народно-сценического экзерсиса – активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях.
В народно-сценического экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах, упражнения со свободной ногой и круговерчения ног; упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность, дробные и выстукивающие движения.
3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
Обучение народно-сценическому экзерсису в целом аналогично обучению классическому экзерсису. Однако необходимо помнить пластико - технологические особенности народного танца.
Строить народно – сценический экзерсис следует так, что бы по мере изучения технологии танца она постепенно подчинялась сценическим задачам. Важно понимать, что исполнение элементов народно-сценического танца продолжает линию развития танцевальности. Элементы народно-сценического танца на середине зала играют особую роль в выработке стиля и манеры исполнения как подлинно народных, так и сценически стилизованных танцев. Они из-за своей технической и эмоционально-образной содержательности являются ступенью к созданию пластического и танцевального действия. Кроме того, небольшие по размеру, но различные по характеру и темпоритму элементы народных танцев создают у обучающихся необходимую контрастность в подборе движений. Это тренирует еще более высокий уровень координации и скорости реакции, что так важно для развития пластичности исполнителя.
Элементы народно-сценического экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат ученика.
Заключение
Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народно-сценического танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народно - сценическом экзерсисе техники подлинно народных танцев.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.
Список использованной литературы.
1. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
2. А.Лопухов, А.Ширяев, А.Бочаров. Основы характерного танца. Л.;М., 1939
3. В.Матвеев. Теория и методика преподавания русского народного танца/ В.Матвеев. - СПб.,1999
4. Санкт - Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Основы подготовки специалистов-хореографов. СПб.,2006
5. Н.Тарасова. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996
6. Т.Ткаченко. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967
7. Т .Устинова. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996
8.В.Уральская. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982
[1] Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. с.7.
[2] Лопухов А. Основы характерного танца /А.Лопухов, А.Ширяев, А.Бочаров. Л., М., 1939.- с.33.