Курсовая Понятие конституционного строя
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________________________
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Логика»
Вариант №23
Выполнил: студентка 2-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
группа 2522зво
Н.Н.Кутенких
Подпись
Преподаватель:
Подпись_________________________
Санкт-Петербург
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 2
2. Понятие конституционного строя 4
3. Человек, его права и свободы как высшая ценность 12
4. Политические основы конституционного строя Российской Федерации 18
4.1 Элементы конституционного строя Российской Федерации
5. Заключение 36
1. Введение
Курсовая работа посвящена раскрытию темы "Понятие и элементы конституционного строя Российской Федерации Российской Федерации". Анализ будет проводиться по логической цепи: понятие – содержание. Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя Российской Федерации, его ключевых понятий. В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.
В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Гражданин не ставится под иго властного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Конституция - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином.
Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества.
Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
Основы российской государственности раскрывается в главе 1. "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.
Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.
2. Понятие конституционного строя
В науке конституционного права понятие «конституционный строй» определяют как систему господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом.¹
Конституционный строй - это прежде всего система конституционных отношений как предмет конституционного регулирования. Конституционный строй - это и конституционные нормы, и конституционные принципы, регулирующие отдельные виды общественных отношений существующего социального строя.
Главной особенностью нынешнего этапа развития России является ее переход от общества государственного социализма к гражданскому обществу. Создается принципиально новый тип отношений, олицетворяющих становление демократического правового государства.
Понятие конституционный строй есть составная часть более широкой категории - конституционализма. Последний означает верховенство и определяющую роль конституции в правовой системе, прямое действие конституции в конституционной регламентации государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правовой характер взаимоотношений гражданина и государства.² Важное значение для утверждения идей конституционализма имеет психологический фактор. Реализация самых прогрессивных, гуманистических конституций требует адекватного их отражения сознанием общества. Мировой опыт, да и советский 30-40 годов в том числе, свидетельствует,
что может быть принята самая демократическая конституция по формальным признакам, и в то же время существовать реакционные порядки,
_________________________________________________________________
¹ Ю. П.Еременко Советская Конституция и законность (Науч. ред. Ржевский В.А. Саратов, 1982. С. 18).
² История буржуазного конституционализма ХVII-ХVIII вв. М, 1983. С. 4.
нарушаться права и свободы граждан. В таких случаях
конституция просто игнорируется. Признание высокого авторитета
конституции, утверждение в обществе адекватного конституционного сознания есть необходимый элемент конституционализма.
Можно сказать, что понятие конституционный строй, тесно связанное с понятиями конституционализм, аккумулирует весь спектр многообразия механизма создания, действия и реализации конституции.
Необходимо отметить, что категория «конституционный строй»
в нашем законодательстве ранее не использовалась. В науке конституционного права активно разработкой различных аспектов данной проблемы занимался Ю.П. Еременко, уделяли ей внимание
И.Е. Фарбер, А.В. Мицкевич, Б. А. Страшун.
Советские конституции использовали понятия «общественное
устройство», «основы общественного строя и политики». В конституциях зарубежных социалистических стран также применялись
термины аналогичные советской конституционной системе: «общественный строй», «политический строй», «общественно-экономический строй». В конституционном законодательстве бывшего Союза ССР появляется термин «конституционный строй» в связи с учреждением поста Президента СССР и изменения редакций статей 6 и 7 Конституции СССР 1977 года. В конституционном законодательстве РСФСР термин «конституционный cтрой» был введен I Съездом народных депутатов, также конституционно изменившим редакцию статей 6, 7 Основного Закона РСФСР.
Разработка проекта новой Конституции России привела к необходимости существенно иных подходов к регулированию основ общественного строя. В результате была предложена принципиально новая концепция конституционного строя России. В ее основу были положены идеи верховенства права, политического плюрализма, прав и свобод человека как высшей ценности, разделения властей, свободы частной собственности, предпринимательства, конкуренции.
Эти принципы ранее принципиально отвергались теорией и практикой советского государственного социализма. Ряд идей и принципов либерально-демократического конституционализма нашли свое воплощение в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Действующая Конституция впервые применяет термин «основы конституционного строя». В предыдущих российских конституциях первые главы, закрепляющие общие положения, характеризующие сущность основных государственных и общественных институтов, назывались: в Конституции РСФСР 1918г. — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»; в Конституции РСФСР 1937г. — «Общественное устройство», в Конституции РСФСР 1978г. — «Основы общественного строя и политики РСФСР».
В гл. 1 действующей Конституции «Основы конституционного строя» юридически закрепляются конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.
Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1, составляют нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. А это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие исходные принципы, в частности, устанавливающие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных нормативно-правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.
Принципиальная новизна возрождающегося конституционного строя Российской Федерации состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. На вершине конституционного строя России стоит человек, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником.
В соотношении «государство — человек» поменялись акценты. Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях права и свободы личности не могут приноситься в жертву интересам отдельных властных структур. Соблюдение закона, уважение прав и свобод других лиц — одна из основных конституционных обязанностей каждого гражданина России.
Основы конституционного строя обычно подразделяют на группы в зависимости от сферы устанавливаемых ими общественных отношений. Первую группу составляют принципы, определяющие конституционный статус Российской Федерации, основы организации государственной власти. К ним можно отнести конституционные характеристики государства, закрепленные в ст. 1: демократический, федеративный, правовой характер государства, республиканскую форму правления. К этой же группе относятся государственный суверенитет и разделение властей как основополагающий принцип организации деятельности органов государства. Во вторую группу входят принципы, определяющие конституционный статус человека и гражданина, основы взаимоотношения личности, общества и государства. Это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также право на гражданство, его неотъемлемость, принципы единого и равного гражданства, равноправия граждан.
В третью группу обычно включают основы конституционного строя, устанавливающие общие принципы гражданского общества и его основные институты: социальный характер государства, свободу экономической деятельности, многообразие и равную защиту различных форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, светский характер государства.
Основы конституционного строя иногда определяют и как наиболее общие принципы конституционного права. Они составляют каркас конституционного права и определяют его творческое воздействие на все отрасли права.
Следует отметить, что между понятиями основы и принципы «китайской» стены нет. Принцип - это такое начало, руководящая идея, в которой проявляются объективные закономерности, потребности общественного развития.
Понятие основы употребляется в философском смысле для характеристики сущности явления. В конституционном плане термин «основы» подчеркивает особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывает на источник³, то главное, на чем базируется определенное явление.˙ Свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах.
Следует отметить, что современный российский конституционный процесс характеризуется рядом особенностей. Во-первых, налицо усиление непосредственно-регулирующего воздействия Конституции на все основные сферы социально-общественного развития. Во-вторых, наблюдается постепенное исключение из Конституции норм, носящих преимущественно политико-идеологический характер. Так, например, исключение термина «политическая система» из механизма конституционного регулирования устоев российского общества не означает, что политическая система как реальность и научная категория не существуют. В условиях правового государства существенно меняется роль политических институтов (партий, общественных организаций и массовых движений) и других звеньев политической системы в механизме осуществления власти. Становление
³ Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма. Конституционные вопросы. Саратов. 1979. С.45
˙ Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма. Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983, С.68-69
подлинно гражданского общества в России объективно предопределяет роль и место Конституции в утверждении общепризнанных человеческих ценностей. Конституция должна не только установить пределы действия государства, его органов и их «вмешательство» в гражданское общество. Социальное назначение Конституции состоит в создании юридических основ незыблемости гражданского общества. Именно конституционный строй призван гарантировать развитие демократических начал самоуправления во всех сферах жизнедеятельности общества. Если в обществе тверды ценности, которые не может изменить любая власть, значит, оно и есть истинно гражданское общество.
Конституционный строй должен способствовать нормальному, естественному прогрессу развития общества, а не служить ему тормозом или быть антирегулятором.
Сущность строя находит свое выражение в социально-экономических, культурных и политических отношениях. Государство воздействует на строй посредством прежде всего конституционного регулирования. Объектом его являются не весь социальный, общественный строй, а лишь его основы. Эти основы выражают устои общества. Собственность, власть, суверенитет, права и свободы человека - составляющие устои любого общества. Конституционные предписания, направленные на правовое оформление основных общественных отношений образуют своего рода нормативную «платформу» конституционного строя. Основам конституционного строя придается необратимый характер с целью полного исключения возможности их свертывания с помощью текущего (неконституционного) законодательства или иным способом, в гл. 1 закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов. Предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в эту главу. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135).
3. Человек, его права и свободы как высшая ценность
Прежнее советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата «государство-общество-личность». Во главу угла российского конституционного строя положена принципиально иная концепция - «человек-общество-государство». Поэтому конституционный строй России утверждает права и свободы человека как высшую ценность. Не власть, а человек - главное достояние демократической России. Не человек должен служить власти, а власть должна ему служить и стоять на защите прав и свобод человека. Долгое время в советский период человека провозглашали высшей социальной ценностью. Лейтмотивом идеологии «государственного социализма было - все во имя человека, все для блага человека. Однако практика реального социализма в сущности на первое место ставила им интересы государства, его могущество. В признании, соблюдении и защите прав и свобод человека состоит главная обязанность государственной власти. Такова одна из основ конституционного строя Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (ст.2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст.2, - обязанность государства».
Положения ст.2 Конституции Российской Федерации, провозглашающие человека, его права и свободы высшей ценностью, устанавливают обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Причем права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Такая формулировка ч.1 ст.17 Конституции (с учетом положения ч.4 ст.15 Конституции об бщепризнанных принципах и нормах международного права как составной части российской правовой системы) подчеркивает признание вторичного характера закрепления в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Уже с этой точки зрения можно говорить, что права человека предшествуют самой Конституции и обладают приоритетом в отношении всех остальных положений Конституции, включая все остальные принципы, составляющие Основы конституционного строя.
В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений механизмов контроля за их исполнением. Важнейшими для доктрины и практики прав человека в России являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие пакты о правах человека и особенно Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В феврале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и при вступлении подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, что обязывает воспринимать содержание Конституции РФ с позиции европейского права в области прав человека. Последнее следует считать гарантированным в России в силу положений ч.4 ст.15 и ч.1 ст.17 Конституции.
Согласно ст.2 и ч.1 ст.317 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина не устанавливаются законодателем, а должны признаваться (а также гарантироваться, соблюдаться и защищаться) государством как уже существующие. Кроме того, в Конституции РФ говорится об общепризнанных правах и свободах, что также подтверждает естественноправовую интенцию Конституции.
Основные права и свободы человека и гражданина (основными считаются составляющие общий правовой статус человека и гражданина, принадлежащие каждому человеку или гражданину) объявляются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции), т.е. естественными. Иначе говоря: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,... утверждая права и свободы человека» (преамбула Конституции РФ), провозгласили эти права существующими объективно, а не по воле законодателя, жестко ограничивающими государственную власть, описывающими сферу неотъемлемой свободы.
Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод.
Конституция Российской Федерации 1993г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст.17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены и не могут быть никому переданы. Поэтому даже отказ от них недействителен.
Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях - с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.
Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Эта идея, четко выраженная в комментируемой статье, более подробно раскрывается в других статьях Конституции и в текущем законодательстве России.
Вместе с тем это не означает, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.). Одни права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами); это противоречие общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными принципами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.
Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина на Российской Федерации.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда «правом» называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а «свободой» - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином «свобода» обозначают более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже «право». При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы». Нередко «свободами» называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
4. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
4.1 Элементы конституционного строя Российской Федерации
Статья 1 Конституции Российской Федерации закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления. Данная норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Вместе с этими тремя основными элементами формы государства ст.1 Конституции содержит еще одну важную характеристику России - правовое государство.
Демократическое государство. Демократический политический режим означает, что власть в государстве осуществляет народ, а каждый отдельный гражданин участвует в управлении государственными и общественными делами, в стране реально обеспечиваются приоритет прав и свобод человека перед правами и интересами государства, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, свобода экономических отношений.
На обеспечение демократизма направлены конституционные нормы об основных правах человека и гражданина, в том числе политических, гарантиях их обеспечения, демократическом характере федеративных отношении, формировании, компетенции и порядке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридическая и политическая науки четко различают понятия «социальная власть» как общее родовое явление, ее разновидности - «общественная власть», «государственная власть», «власть народа», то есть народовластие как выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народу.
Власть как общественное явление есть внеисторическая категория, имманентно человеческому обществу. Она постоянный спутник человеческого общества. Без власти последнее существовать не может.
Власть проявляется как функция по руководству действиями членов человеческого коллектива. Применительно к государству она (государственная власть) выступает как государственное руководство обществом со стороны господствующего класса.
Сущность государственной власти всегда определялась реальным соотношением социальных сил в обществе.
В юридической науке различные аспекты проблемы власти постоянно находятся в центре исследований. Рамки работы и целевая направленность не позволяют подробно остановиться на многих сторонах такой важнейшей категории конституционного права. Здесь необходимо отметить следующее. Конституционная формула «власть народа» включает в себя государственную власть и общественную власть как различные формы единой по своей социальной сущности власти многонационального народа России. Такое понимание народовластия помогает уяснить и понять конституционный механизм осуществления государственной власти.
Конституция России исходит из принципа, что ее многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Данное конституционное установление определяет верховенство и полновластие многонационального народа России.
Конституционные ориентиры, выдвинутые на современном этапе развития России, преследуют цель - утвердить свободу, права человека и его достойную жизнь, возродить Россию. В достижении данной цели немалая роль принадлежит и системе народовластия. Ибо наш исторический опыт свидетельствует, что именно структура власти, ее окостеневшая система, господство командно-приказного метода явились тормозом всех начинавшихся прогрессивных преобразований.
В цивилизованном обществе всегда стоит задача: как достигнуть такого состояния, чтобы осуществление власти не воспринималось отдельными должностными лицами лишь только как их привилегия. Власть в демократическом правовом государстве и гражданском обществе должна быть служанкой общества, а не его господином.
Поэтому необходимо создать такой конституционный механизм власти, который бы полностью исключил произвол тирании, безграничного всевластия бюрократии, возможность возрождения любого культа. Ни в одной из прежних советских конституций не было положения, содержащегося в ст.З Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Подобная норма есть по сути один из конституционных запретов на пути к возрождению тоталитаризма, она отвечает идеалам и целям истинной демократии гражданского общества.
Народ осуществляет свою власть через различные формы демократии и систему государственных институтов. Когда говорят об осуществлении власти народа, то нужно иметь в виду три канала ее реализации: через посредство прямого волеизъявления, т.е. непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Когда говорят об осуществлении власти народа, то имеют в виду и основные формы демократии: представительную и непосредственную, т.е. прямую. Различают и конституционный механизм государственной власти. В данном случае ранее писали о законодательной, исполнительной, судебной, надзорной и контрольной власти.
Как известно, советская доктрина отрицала разделение властей. Теория полновластия Советов вуалировала фактическую диктатуру государственно-партийной олигархии, полностью подчинивший себе органы власти, управления и суда. Государство возвысилось над гражданским обществом, подавило его. По существу было полное огосударствление всей жизни общества. Человек, его права применялись с позиций патернализма со стороны государства.
Чтобы исключить подобное, необходима иная конституционная система власти. Разделение должно сыграть значительную роль при этом. Реформируя конституционную систему государственной власти России, мы тем самым создаем прочные конституционно-правовые основы зашиты от произвола и того беспредела, попрания прав человека, который, к сожалению, еще имеет место в нашей жизни.
Вернемся к двум формам демократии. Долгие годы считалось в нашей литературе, и советская конституционная практика это подтверждала, что главной формой осуществления народовластия является представительная форма демократии.
В современных условиях нельзя обойтись как без представительной демократии, так и без прямой демократии. Сведение прямой демократии к положению второстепенной, вспомогательной форме объективно понижает ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой формы демократии представительная демократия получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, т.е. конституируется. Примечательно, что новая Конституция Российской Федерации на первое место ставит непосредственную демократию. В прежних советских конституциях вообще отсутствовала норма, констатирующая, что народ осуществляет власть непосредственно. Ибо это отвечало доктрине административно-командной системы.
Эффективное осуществление власти народа возможно только при сочетании прямой и представительной форм демократии.
Российский конституционализм выделяет следующие институты непосредственной демократии (прямого народовластия): выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум, выборы), другие носят консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления их влияние на механизм принятия государственных решений всегда огромно. Ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Практически упоминание о каждом институте прямого волеизъявления в Конституции встречается.
Реализация императивных институтов прямого народовластия регламентируется Законами (выборы, референдум). Другие институты прямого народовластия нуждаются в законодательной регламентации. В статье 11 Конституции РФ закреплен механизм осуществления власти. На федеральном уровне государственную власть Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Ими являются президенты республик, главы администраций субъектов Федерации, представительные (законодательные) органы государственной власти - законодательные собрания, думы, а также органы судебной власти.
Конституционной новеллой в механизме осуществления российского народовластия явилось признание и гарантирование на высшем правовом уровне местного самоуправления. Последнее как конституционный институт осуществления власти народа самостоятельно в пределах своих полномочий. Конституция РФ в статье 12 специально подчеркивает, что органы местного самоуправление не входят в систему органов государственной власти.
Создание системы местного самоуправления ныне одна из кардинальных задач, стоящая перед Россией.
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.
Доктрина разделения властей своими истоками уходит в древние (Платон, Аристотель) и средние века (Марсилий Падуанский, Локк и Монтескье). Свою яркую и наиболее четкую разработку эта идея получила в работах французского просветителя Шарля Луи Монтескье. В своем основном труде - трактате «О духе законов» Монтескье провозглашает, что власть в государстве должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение должно воспрепятствовать сосредоточению верховной власти в руках одного класса или сословия и исключить злоупотребление властью. «Все погибло бы, - писал Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В учении Монтескье разделение властей означало не только разделение функций государства, а разделение политических сил во имя осуществления политической свободы.
Идея о разделении властей была рождена идеологами молодой буржуазии в ходе борьбы против феодального абсолютизма.
Социалистический конституционализм весь советский период развития отвергал принцип разделения властей. Считалось, что он непригоден для политической системы социализма из-за несоответствия его основополагающему принципу: «Вся власть Советам!» Хотя в условиях административно-командной системы Советы никогда и не были полновластными органами. Их полновластие полностью подменялось всевластием партийного аппарата.
90-е годы XX столетия явились поворотным рубежом в конституционном развитии России. Впервые принцип разделения власти был юридически закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Статья 13 Декларации гласит: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Дальнейшее свое конституционное закрепление этот принцип получил на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации, а также в статье 10 новой Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны». Конституционное закрепление разделения властей не означает, что три ветви российской государственной власти абсолютно обособлены. Разделение властей означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти.
Самостоятельность ветвей власти - это незыблемость конституционного строя России, конституционная гарантия от возврата к тоталитаризму. Разделение властей в России проведено как по горизонтали, так и по вертикали.˙
Правовое государство. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей один из главных ориентиров общественного развития. Воплощение идеи правового государства — это идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. К основным признакам правового государства обычно относят:
· верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;
· связанность законом самого государства (значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, установленные им)
· признание, соблюдение и защиту прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;
· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;
· свободу экономических, политических и идеологических отношений;
высокий уровень правовой культуры населения. Каждый человек в правовом государстве соблюдает предписания закона в силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение законов соответствовало интересам каждого члена общества.
Наличие в Основном законе страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений «личность—общество—государство», так как обязывает государство и его органы в своей деятельности руководствоваться принципами правового государства. Законы и другие нормативные акты в такой стране должны соответствовать этим же принципам. Права человека должны соблюдаться так, как это принято в правовом государстве. Наконец, поколения людей должны привыкнуть к тому, что они живут в правовом государстве и могут требовать, чтобы государство и его органы действовали в соответствии с его нормами, а также соотносить с этими нормами и принципами свое поведение.
Любая конституция не только фиксирует достигнутый обществом уровень государственного и правового развития, но и определяет его цели, формулирует ценностные идеалы, которые должны служить ориентиром в будущем развитии. И Конституция страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология естественных прав человека, не может обойтись без ценностей свободы и демократии, без провозглашения правового государства в качестве идеала, к которому необходимо стремиться. Конституция Российской Федерации 1993г. соответствует характеристикам правового государства в той мере, в которой она:
в соответствии с современными стандартами международного права в области прав человека гарантирует систему естественных и
˙ С.М.Шахрай Конституционное право Российской Федерации, Учебник, Фонд Университет, 2009,С.88-неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, признает их высшей ценностью для государства;
· обеспечивает господство права - придает правам и свободам человека и гражданина общерегулятивное значение, подчиняет законодательную, исполнительную и судебную деятельность государства, в частности, содержит требование правовых законов и запрет антиправовых (правонарушающих) законов;
· устанавливает систему разделения и взаимодействия властей, дающую надлежащие гарантии свободы, необходимую ради соблюдения и защиты прав человека.
Господство права, как важнейший аспект правовой государственности, достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве, с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права «в материальном смысле» включает в себя:
- во-первых, верховенство конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющей общий естественно-правовой статус человека и гражданина;
- во-вторых, всеобщую обязательность соблюдения прав человека;
- в-третьих, конституционное требование правового характера законов (и, соответственно, запрет антиправовых законов) и всей деятельности государства; в контексте признания прав человека высшей ценностью это требование означает ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием законодательства должна быть конкретизация прав человека. Господство права «в формальном смысле» означает:
- во-первых, соблюдение иерархии источников права;
- во-вторых, допустимость только конституционного и законодательного установления пределов свободы индивидов и их объединений по принципу «незапрещенное разрешено» и определения компетенции государственных органов и должностных лиц государства (а также местного самоуправления) по принципу «неразрешенное запрещено».
Существенным признаком правового государства является верховенство права в общественной и политической жизни. Это предполагает связанность государства, его органов правом. Данный принцип означает господство права и верховенство закона как в сферах правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности.
Идея верховенства закона претерпевала громадную историческую эволюцию. Еще в суждениях античных философов доминантой звучала идея, чтобы властвовал закон. Там же, где отсутствует власть закона, считал Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. К сожалению, история советского государства знает примеры, когда в форму закона фактически был обличен государственный произвол и налицо было правонарушающее законодательство. Трагический опыт 30-х годов превратил советский закон в орудие тоталитарного режима. Чтобы избежать подобного произвола, злоупотребление властью, необходимо заложить в Конституцию механизм, позволяющий исключить в будущем подобное. Таким механизмом может быть принцип государства права и верховенства закона. В действующей Конституции Российской Федерации данный принцип выражен в статьях 15, 16 и 4. Закрепленные в Конституции РФ, они не могут быть отменены, в противном случае это будет означать изменение конституционного строя.
Федеративное государство. Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Конституционный строй, отражая сущностные признаки государственности, есть тот юридический каркас, без которого не может существовать правовое государство. Принцип федерализма - это не просто один из принципов ее государственно-территориального устройства. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации. Федерализм - это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Без федерализма Россия ныне существовать не может. Всей предшествующей историей она выбрала этот путь развития.
Федерализм, как основа конституционного строя России, имеет исключительно важное значение для возрождения российской государственности. Именно федерализм отражает стремления миллионов людей разных национальностей жить вместе, предотвращая распад политически и юридически реально существующего самостоятельного целостного государства, не подлежащего расчленению.
В условиях переходного периода, когда федерализм в современной России насчитывает не века и даже не десятилетия, а с исторической точки зрения - делает первые шаги, более инструментальным будет поиск минимального набора необходимых и достаточных признаков федерализма, с помощью которых можно точнее позиционировать реальные воплощения федеративного строительства по отношению к заложенной в Конституции Российской Федерации «нормативной модели».
Как известно, универсального определения понятию федерализм не существует. Сам термин происходит от латинского foedus - «союз», «соглашение». В первоначальном значении понятие указывало объединение независимых городов в Древней Греции, взаимодействуюших друг с другом для достижения общих целей в самых разных сферах, и создававших для этого единые органы власти. Понятие включает в себя соотношение между категориями «давать» «получать»: компромисс, который предполагает взаимное согласие и частичный отказ от суверенитета, объединяющихся партнеров в пользу восполняющих эту потерю преимуществ (возможность и необходимость сочетания единства и многообразия).
Современная идея федерализма была обоснована в XVIII веке в качестве способа децентрализации управления, то есть инструмент, демократизации государственного строя. При этом концепция демократического разделения властей «по горизонтали» и «по вертикали» (концепция «сдержек и противовесов» в системе управления) стала «визитной карточкой» американской модели федерализма.
Сегодня, кроме американского образца, исследователи различают уже целую палитру «классических» моделей федерализма - канадскую, германскую, латиноамериканскую. И число версий все увеличивается. Возможно, логическим концом этой тенденции станет признание «классическими» всех существующих национальных» моделей федеративных государств.
Федерализм может развиваться в трех возможных направлениях:
1. централизация (поиски единства, желание сотрудничать и противостоять сепаратизму, но без перехода к унитаризму);
2. децентрализация (стремление охватить федерализацией все области человеческой деятельности, добиться сочетания власти со свободой, при котором не происходит отделения от единого целого входящих в него единиц);
3. поиск равновесия (гармоничное сочетание интеграции и автономии, единства в многообразии, независимости и взаимопомощи).
Процесс федерализации может сопровождать как объединение так и разъединение государственных систем. В основе федеративной концепции заложены не только «технология» регулирования отношений между государством и личностью, между Центром и регионами, но и особое, целостное представление о мире и человеке. Например, классическое понимание федерализма тесно связано с персонализмом: обе концепции исходят из идеи множественности социальных ролей единого субъекта (pluri-appartenance).
Поскольку федерализм является многомерным, а его объемное видение возможно только при анализе как статики, так и динамики этого явления, то очевидно, что полноценные научные результаты могут быть получены только в ходе междисциплинарных исследований. Плодом такого взаимодействия становятся различные специальные теории (модели, концепции) федерализма. Широко известны концепции:
- «договорного федерализма» - когда в основе федерации лежит договор между властями и населением;
- «кооперативного федерализма» - в центре внимания этой теории находятся возникающие в любой федеративной структуре кооперативные начала;
- «бюджетного федерализма» - в основу концепции положен так называемый трехсоставный принцип деятельности государственных органов, решающих в сфере финансов триединую задачу «стабилизации, перераспределения и ассигнования финансовых средств»;
«территориального, или параллельного федерализма» -суть доктрины заключается в установлении четких границ между исключительными сферами правового регулирования федеральных органов власти и органов власти штатов.
В любом случае представляется важным различать федерализм как процесс и федерацию, федеративное устройство как определенную структуру.
Главные категории (понятия), используемые в изучении и описании федерации - суверенитет, автономии, участие и разделение полномочий, равноправие, субсидиарность и др.
Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.
Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. В форме правления находит внешнее выражение содержания государства.
Российское государство характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось, в главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
До принятия Конституции 1993г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.
Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации 1993г.
2. Комментарии к Конституции Российской Федерации / М./ 1994
3. Федеральное конституционное право России /Основные источники/ М./ 1996
4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г.
5. Еременко Ю.П./ Советская Конституция и законность /Науч. ред. Ржевский В.А./ Саратов/ 1982
6. История буржуазного конституционализма ХVII-ХVIII вв./ М/ 1983
7. Кабышев В.Т. / Народовластие развитого социализма /Конституционные вопросы/ Саратов/ 1979
8. Ржевский В.А. /Общественный строй развитого социализма/ Конституционное содержание, структура, регулирование/ М./ 1983
9. Шахрай С.М./ Конституционное право Российской Федерации/ Учебник/ Фонд Университет/ 2009
На обеспечение демократизма направлены конституционные нормы об основных правах человека и гражданина, в том числе политических, гарантиях их обеспечения, демократическом характере федеративных отношении, формировании, компетенции и порядке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридическая и политическая науки четко различают понятия «социальная власть» как общее родовое явление, ее разновидности - «общественная власть», «государственная власть», «власть народа», то есть народовластие как выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народу.
Власть как общественное явление есть внеисторическая категория, имманентно человеческому обществу. Она постоянный спутник человеческого общества. Без власти последнее существовать не может.
Власть проявляется как функция по руководству действиями членов человеческого коллектива. Применительно к государству она (государственная власть) выступает как государственное руководство обществом со стороны господствующего класса.
Сущность государственной власти всегда определялась реальным соотношением социальных сил в обществе.
В юридической науке различные аспекты проблемы власти постоянно находятся в центре исследований. Рамки работы и целевая направленность не позволяют подробно остановиться на многих сторонах такой важнейшей категории конституционного права. Здесь необходимо отметить следующее. Конституционная формула «власть народа» включает в себя государственную власть и общественную власть как различные формы единой по своей социальной сущности власти многонационального народа России. Такое понимание народовластия помогает уяснить и понять конституционный механизм осуществления государственной власти.
Конституция России исходит из принципа, что ее многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Данное конституционное установление определяет верховенство и полновластие многонационального народа России.
Конституционные ориентиры, выдвинутые на современном этапе развития России, преследуют цель - утвердить свободу, права человека и его достойную жизнь, возродить Россию. В достижении данной цели немалая роль принадлежит и системе народовластия. Ибо наш исторический опыт свидетельствует, что именно структура власти, ее окостеневшая система, господство командно-приказного метода явились тормозом всех начинавшихся прогрессивных преобразований.
В цивилизованном обществе всегда стоит задача: как достигнуть такого состояния, чтобы осуществление власти не воспринималось отдельными должностными лицами лишь только как их привилегия. Власть в демократическом правовом государстве и гражданском обществе должна быть служанкой общества, а не его господином.
Поэтому необходимо создать такой конституционный механизм власти, который бы полностью исключил произвол тирании, безграничного всевластия бюрократии, возможность возрождения любого культа. Ни в одной из прежних советских конституций не было положения, содержащегося в ст.З Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Подобная норма есть по сути один из конституционных запретов на пути к возрождению тоталитаризма, она отвечает идеалам и целям истинной демократии гражданского общества.
Народ осуществляет свою власть через различные формы демократии и систему государственных институтов. Когда говорят об осуществлении власти народа, то нужно иметь в виду три канала ее реализации: через посредство прямого волеизъявления, т.е. непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Когда говорят об осуществлении власти народа, то имеют в виду и основные формы демократии: представительную и непосредственную, т.е. прямую. Различают и конституционный механизм государственной власти. В данном случае ранее писали о законодательной, исполнительной, судебной, надзорной и контрольной власти.
Как известно, советская доктрина отрицала разделение властей. Теория полновластия Советов вуалировала фактическую диктатуру государственно-партийной олигархии, полностью подчинивший себе органы власти, управления и суда. Государство возвысилось над гражданским обществом, подавило его. По существу было полное огосударствление всей жизни общества. Человек, его права применялись с позиций патернализма со стороны государства.
Чтобы исключить подобное, необходима иная конституционная система власти. Разделение должно сыграть значительную роль при этом. Реформируя конституционную систему государственной власти России, мы тем самым создаем прочные конституционно-правовые основы зашиты от произвола и того беспредела, попрания прав человека, который, к сожалению, еще имеет место в нашей жизни.
Вернемся к двум формам демократии. Долгие годы считалось в нашей литературе, и советская конституционная практика это подтверждала, что главной формой осуществления народовластия является представительная форма демократии.
В современных условиях нельзя обойтись как без представительной демократии, так и без прямой демократии. Сведение прямой демократии к положению второстепенной, вспомогательной форме объективно понижает ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой формы демократии представительная демократия получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, т.е. конституируется. Примечательно, что новая Конституция Российской Федерации на первое место ставит непосредственную демократию. В прежних советских конституциях вообще отсутствовала норма, констатирующая, что народ осуществляет власть непосредственно. Ибо это отвечало доктрине административно-командной системы.
Эффективное осуществление власти народа возможно только при сочетании прямой и представительной форм демократии.
Российский конституционализм выделяет следующие институты непосредственной демократии (прямого народовластия): выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум, выборы), другие носят консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления их влияние на механизм принятия государственных решений всегда огромно. Ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Практически упоминание о каждом институте прямого волеизъявления в Конституции встречается.
Реализация императивных институтов прямого народовластия регламентируется Законами (выборы, референдум). Другие институты прямого народовластия нуждаются в законодательной регламентации. В статье 11 Конституции РФ закреплен механизм осуществления власти. На федеральном уровне государственную власть Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Ими являются президенты республик, главы администраций субъектов Федерации, представительные (законодательные) органы государственной власти - законодательные собрания, думы, а также органы судебной власти.
Конституционной новеллой в механизме осуществления российского народовластия явилось признание и гарантирование на высшем правовом уровне местного самоуправления. Последнее как конституционный институт осуществления власти народа самостоятельно в пределах своих полномочий. Конституция РФ в статье 12 специально подчеркивает, что органы местного самоуправление не входят в систему органов государственной власти.
Создание системы местного самоуправления ныне одна из кардинальных задач, стоящая перед Россией.
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.
Доктрина разделения властей своими истоками уходит в древние (Платон, Аристотель) и средние века (Марсилий Падуанский, Локк и Монтескье). Свою яркую и наиболее четкую разработку эта идея получила в работах французского просветителя Шарля Луи Монтескье. В своем основном труде - трактате «О духе законов» Монтескье провозглашает, что власть в государстве должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение должно воспрепятствовать сосредоточению верховной власти в руках одного класса или сословия и исключить злоупотребление властью. «Все погибло бы, - писал Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В учении Монтескье разделение властей означало не только разделение функций государства, а разделение политических сил во имя осуществления политической свободы.
Идея о разделении властей была рождена идеологами молодой буржуазии в ходе борьбы против феодального абсолютизма.
Социалистический конституционализм весь советский период развития отвергал принцип разделения властей. Считалось, что он непригоден для политической системы социализма из-за несоответствия его основополагающему принципу: «Вся власть Советам!» Хотя в условиях административно-командной системы Советы никогда и не были полновластными органами. Их полновластие полностью подменялось всевластием партийного аппарата.
90-е годы XX столетия явились поворотным рубежом в конституционном развитии России. Впервые принцип разделения власти был юридически закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Статья 13 Декларации гласит: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Дальнейшее свое конституционное закрепление этот принцип получил на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации, а также в статье 10 новой Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны». Конституционное закрепление разделения властей не означает, что три ветви российской государственной власти абсолютно обособлены. Разделение властей означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти.
Самостоятельность ветвей власти - это незыблемость конституционного строя России, конституционная гарантия от возврата к тоталитаризму. Разделение властей в России проведено как по горизонтали, так и по вертикали.˙
Правовое государство. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей один из главных ориентиров общественного развития. Воплощение идеи правового государства — это идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. К основным признакам правового государства обычно относят:
· верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;
· связанность законом самого государства (значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, установленные им)
· признание, соблюдение и защиту прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;
· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;
· свободу экономических, политических и идеологических отношений;
высокий уровень правовой культуры населения. Каждый человек в правовом государстве соблюдает предписания закона в силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение законов соответствовало интересам каждого члена общества.
Наличие в Основном законе страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений «личность—общество—государство», так как обязывает государство и его органы в своей деятельности руководствоваться принципами правового государства. Законы и другие нормативные акты в такой стране должны соответствовать этим же принципам. Права человека должны соблюдаться так, как это принято в правовом государстве. Наконец, поколения людей должны привыкнуть к тому, что они живут в правовом государстве и могут требовать, чтобы государство и его органы действовали в соответствии с его нормами, а также соотносить с этими нормами и принципами свое поведение.
Любая конституция не только фиксирует достигнутый обществом уровень государственного и правового развития, но и определяет его цели, формулирует ценностные идеалы, которые должны служить ориентиром в будущем развитии. И Конституция страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология естественных прав человека, не может обойтись без ценностей свободы и демократии, без провозглашения правового государства в качестве идеала, к которому необходимо стремиться. Конституция Российской Федерации 1993г. соответствует характеристикам правового государства в той мере, в которой она:
в соответствии с современными стандартами международного права в области прав человека гарантирует систему естественных и
˙ С.М.Шахрай Конституционное право Российской Федерации, Учебник, Фонд Университет, 2009,С.88-неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, признает их высшей ценностью для государства;
· обеспечивает господство права - придает правам и свободам человека и гражданина общерегулятивное значение, подчиняет законодательную, исполнительную и судебную деятельность государства, в частности, содержит требование правовых законов и запрет антиправовых (правонарушающих) законов;
· устанавливает систему разделения и взаимодействия властей, дающую надлежащие гарантии свободы, необходимую ради соблюдения и защиты прав человека.
Господство права, как важнейший аспект правовой государственности, достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве, с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права «в материальном смысле» включает в себя:
- во-первых, верховенство конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющей общий естественно-правовой статус человека и гражданина;
- во-вторых, всеобщую обязательность соблюдения прав человека;
- в-третьих, конституционное требование правового характера законов (и, соответственно, запрет антиправовых законов) и всей деятельности государства; в контексте признания прав человека высшей ценностью это требование означает ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием законодательства должна быть конкретизация прав человека. Господство права «в формальном смысле» означает:
- во-первых, соблюдение иерархии источников права;
- во-вторых, допустимость только конституционного и законодательного установления пределов свободы индивидов и их объединений по принципу «незапрещенное разрешено» и определения компетенции государственных органов и должностных лиц государства (а также местного самоуправления) по принципу «неразрешенное запрещено».
Существенным признаком правового государства является верховенство права в общественной и политической жизни. Это предполагает связанность государства, его органов правом. Данный принцип означает господство права и верховенство закона как в сферах правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности.
Идея верховенства закона претерпевала громадную историческую эволюцию. Еще в суждениях античных философов доминантой звучала идея, чтобы властвовал закон. Там же, где отсутствует власть закона, считал Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. К сожалению, история советского государства знает примеры, когда в форму закона фактически был обличен государственный произвол и налицо было правонарушающее законодательство. Трагический опыт 30-х годов превратил советский закон в орудие тоталитарного режима. Чтобы избежать подобного произвола, злоупотребление властью, необходимо заложить в Конституцию механизм, позволяющий исключить в будущем подобное. Таким механизмом может быть принцип государства права и верховенства закона. В действующей Конституции Российской Федерации данный принцип выражен в статьях 15, 16 и 4. Закрепленные в Конституции РФ, они не могут быть отменены, в противном случае это будет означать изменение конституционного строя.
Федеративное государство. Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Конституционный строй, отражая сущностные признаки государственности, есть тот юридический каркас, без которого не может существовать правовое государство. Принцип федерализма - это не просто один из принципов ее государственно-территориального устройства. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации. Федерализм - это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Без федерализма Россия ныне существовать не может. Всей предшествующей историей она выбрала этот путь развития.
Федерализм, как основа конституционного строя России, имеет исключительно важное значение для возрождения российской государственности. Именно федерализм отражает стремления миллионов людей разных национальностей жить вместе, предотвращая распад политически и юридически реально существующего самостоятельного целостного государства, не подлежащего расчленению.
В условиях переходного периода, когда федерализм в современной России насчитывает не века и даже не десятилетия, а с исторической точки зрения - делает первые шаги, более инструментальным будет поиск минимального набора необходимых и достаточных признаков федерализма, с помощью которых можно точнее позиционировать реальные воплощения федеративного строительства по отношению к заложенной в Конституции Российской Федерации «нормативной модели».
Как известно, универсального определения понятию федерализм не существует. Сам термин происходит от латинского foedus - «союз», «соглашение». В первоначальном значении понятие указывало объединение независимых городов в Древней Греции, взаимодействуюших друг с другом для достижения общих целей в самых разных сферах, и создававших для этого единые органы власти. Понятие включает в себя соотношение между категориями «давать» «получать»: компромисс, который предполагает взаимное согласие и частичный отказ от суверенитета, объединяющихся партнеров в пользу восполняющих эту потерю преимуществ (возможность и необходимость сочетания единства и многообразия).
Современная идея федерализма была обоснована в XVIII веке в качестве способа децентрализации управления, то есть инструмент, демократизации государственного строя. При этом концепция демократического разделения властей «по горизонтали» и «по вертикали» (концепция «сдержек и противовесов» в системе управления) стала «визитной карточкой» американской модели федерализма.
Сегодня, кроме американского образца, исследователи различают уже целую палитру «классических» моделей федерализма - канадскую, германскую, латиноамериканскую. И число версий все увеличивается. Возможно, логическим концом этой тенденции станет признание «классическими» всех существующих национальных» моделей федеративных государств.
Федерализм может развиваться в трех возможных направлениях:
1. централизация (поиски единства, желание сотрудничать и противостоять сепаратизму, но без перехода к унитаризму);
2. децентрализация (стремление охватить федерализацией все области человеческой деятельности, добиться сочетания власти со свободой, при котором не происходит отделения от единого целого входящих в него единиц);
3. поиск равновесия (гармоничное сочетание интеграции и автономии, единства в многообразии, независимости и взаимопомощи).
Процесс федерализации может сопровождать как объединение так и разъединение государственных систем. В основе федеративной концепции заложены не только «технология» регулирования отношений между государством и личностью, между Центром и регионами, но и особое, целостное представление о мире и человеке. Например, классическое понимание федерализма тесно связано с персонализмом: обе концепции исходят из идеи множественности социальных ролей единого субъекта (pluri-appartenance).
Поскольку федерализм является многомерным, а его объемное видение возможно только при анализе как статики, так и динамики этого явления, то очевидно, что полноценные научные результаты могут быть получены только в ходе междисциплинарных исследований. Плодом такого взаимодействия становятся различные специальные теории (модели, концепции) федерализма. Широко известны концепции:
- «договорного федерализма» - когда в основе федерации лежит договор между властями и населением;
- «кооперативного федерализма» - в центре внимания этой теории находятся возникающие в любой федеративной структуре кооперативные начала;
- «бюджетного федерализма» - в основу концепции положен так называемый трехсоставный принцип деятельности государственных органов, решающих в сфере финансов триединую задачу «стабилизации, перераспределения и ассигнования финансовых средств»;
«территориального, или параллельного федерализма» -суть доктрины заключается в установлении четких границ между исключительными сферами правового регулирования федеральных органов власти и органов власти штатов.
В любом случае представляется важным различать федерализм как процесс и федерацию, федеративное устройство как определенную структуру.
Главные категории (понятия), используемые в изучении и описании федерации - суверенитет, автономии, участие и разделение полномочий, равноправие, субсидиарность и др.
Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.
Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. В форме правления находит внешнее выражение содержания государства.
Российское государство характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось, в главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
До принятия Конституции 1993г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.
Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации 1993г.
2. Комментарии к Конституции Российской Федерации / М./ 1994
3. Федеральное конституционное право России /Основные источники/ М./ 1996
4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г.
5. Еременко Ю.П./ Советская Конституция и законность /Науч. ред. Ржевский В.А./ Саратов/ 1982
6. История буржуазного конституционализма ХVII-ХVIII вв./ М/ 1983
7. Кабышев В.Т. / Народовластие развитого социализма /Конституционные вопросы/ Саратов/ 1979
8. Ржевский В.А. /Общественный строй развитого социализма/ Конституционное содержание, структура, регулирование/ М./ 1983
9. Шахрай С.М./ Конституционное право Российской Федерации/ Учебник/ Фонд Университет/ 2009