Курсовая Анализ содержания понятий потребность, интерес, ценность. Их соотношение
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство науки и образования Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра экономики и сервиса
Курсовая работа
на тему
«Анализ содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность». Их соотношение»
Выполнила:
Гаджиева Ирина СТ-81 ФБ
Проверила:
Чекмарева Г.В.
Новосибирск
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность понятий «потребность», «интерес», «ценность»
1.1 Потребность
1.2 Ценность
1.3 Интересы
Глава 2. Взаимодействие понятий «потребность», «ценность», «интерес»
2.1 Соотношение «потребностей» и «ценностей»
2.2 Соотношение «потребностей» и «интересов»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
Вопрос о сущности понятий «ценность», «интерес», «потребность» впервые был поднят античными философами.
Наряду с такими философами античности как Гераклит, Демокрит, решением вопроса о взаимодействии понятий «ценность», «интерес», «потребность» занимались Августин и Фома Аквинский в средневековую эпоху, английский философ Фр.Бэкон, французские просветители второй половины 18 века – Гельвеций, П. Гольбах, немецкий философ К.Маркс, русский философ и ученый Н.Г.Чернышевский в эпоху капитализма.
На сегодняшний день рыночная экономика сделала потребителя главным лицом общества. И для максимального удовлетворения потребностей клиента необходимо знать его ценности, так как именно ценности являются основой потребностей.
Данная проблема очень актуальна для социально-культурной сферы, так как узнав ценности потребителя, мы узнаем его потребности. И уже на основе этих потребностей сможем создать и предложить востребованный спектр услуг.
Объектом исследования данной работы являются понятия «ценность», «интерес», «потребность».
Предметом исследования является взаимодействие данных понятий.
Целью работы является выявление сущности понятий «ценность», «интерес», «потребность» и их соотношения.
Задачи работы:
1. Определить сущность понятий «потребность», «интерес», «ценность».
2. Определить взаимодействие понятий «ценность» и «потребность».
3. Определить взаимодействие понятий «потребность» и «интерес».
При написании работы нами была использована учебная и научная литература таких русских авторов как Здравомыслов «Потребности, ценности и интересы», Добреньков, Кравченко «Фундаментальная социология».
Глава 1
Сущность понятий «потребность», «интерес», «ценность»
1.1
Потребность.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость. Это наиболее общая трактовка понятия «потребность».
Психологическое определение:
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Экономическое определение:
Потребности - это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать.
Для удовлетворения своих потребностей человеку необходимо совершать какие-либо действия. Т.е потребность побуждает человека к деятельности.
Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе.
Динамика потребностей
Пружиной, приводящей потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными, заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.
Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Следовательно, реальный потенциал потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места в общей иерархии.
Физиологические потребности, независимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, потребности в уважении, занимающие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, нежели возрастает.
Потребности не предзаложены в человеке, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физиологические), мало поддающиеся сознательному регулированию, а на другом - искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие - в неодинаковой. Образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистическое (намерение выдвинуться, сделать карьеру). Правда, причиной тому служат не только социальные факторы, но и психологические особенности индивида, например любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, различают друг от друга, нежели низшие.
Высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Также, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникает двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание.
Все потребности функционируют циклически. Например, в начале в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом с другими, однако по мере служебного роста претензии возрастают.
Маслоу утверждал, что когда потребности удовлетворяются, они перестают служить побудительным мотивом. Однако при этом низшие и высшие потребности ведут себя по-разному. Когда низшие удовлетворены, их значение падает и они уступают дорогу высшим. А когда удовлетворены высшие, то у человека еще больше разгорается аппетит и он стремится удовлетворить их еще раз в большом объеме. Чем выше мы поднимаемся по иерархии потребностей, тем ненасытнее они становятся.
Особенности потребностей.
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Но нужно учитывать, что вовсе необязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые потребности. Совокупность человеческих потребностей тоже необязательно должна оставаться постоянной. Слабость этой теории заключается в том, что нет данных о существовании такой четкой иерархии, а также нет доказательств того, что если какая-то потребность удовлетворена, то это всегда так и останется. Совсем наоборот, существует значительное количество данных, говорящих о том, что на различных стадиях жизни потребности значительно разнятся.
1.2 Ценность.
Рассмотрим несколько определений понятия «ценность». Так, Ю.Д. Гранин считает, что «ценность природных и социальных явлений выражает практическую (объективную) связь с субъектом, его потребностями; ценностное отношение объективно, так как предметы внешнего мира с необходимостью находятся в функциональном отношении к действущему субъекту».
А.Г. Здравомыслов пишет «Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности».
Нам же подходит определение: Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
Выясним, что же такое норма.
Норма – это устойчивое, регулятивное образование, которое утверждено, признано и оправдано членами сообщества и является составляющей частью морального кодекса.
Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенцев. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе – в ходе социализации. Развитая система ценностей – результат правильной социализации, а нее предпосылки.
Система ценностей любого общества складывается в зависимости от реальных обстоятельств. Необходимо учитывать, что ценности выступают в виде идеальных характеристик человеческого поведения, принятых в данном обществе в качестве цели, к которой следует стремиться. Реально они существуют как образцы, представляющие собой материализацию идеальных представлений в виде конкретных действий, поступков или вещей, признаваемых «правильными», «хорошими», «культурными». В итоге эти образцы становятся общепринятыми нормами – рамками, в которых развертывается все многообразие человеческой деятельности.
Они выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация.
Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.
Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, то у него никогда не появились бы ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподобие «нумеров» в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы», то у него сформировалась бы одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, провела процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные ценности, неприоритетными – индивидуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Человек не колеблется в своем выборе и своих действиях, потому что свободы выбора его как раз решили.
Классификация ценностей.
В нормальном обществе шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующая свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом. В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценностей другим.
Ценности бывают самыми разными – материальными и духовными, вполне земными и очень отстраненными. В первой половине 90-х годов, когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть страны «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантия жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет назад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой ценности. Он не был дефицитным благом.
Социальные ценности – это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые и общественные потребности.
Значение ценностей заключается в том, что они помогают осознать потребности в процессе принятия решения человеком. Ценность – это стержень формирования личности, выступая в качестве ориентиров ее деятельности.
Функции ценностей:
Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия.
Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.
Одна из главных функций ценности – служение мотивам поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно, ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентируют сознательно. Итак, в единое целое увязаны потребности и ценности.
1.3. Интересы
Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы – также двигатель прогресса.
Интерес (от лат. «имеет значение») - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе.
Классификации интересов:
1.
личные (индивидуальные);
групповые;
классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров);
общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
государственные;
интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
2.
· нормальными и ненормальными;
· долговременными и ближайшими;
· разрешенными и неразрешенными;
3.
по содержанию, в соответствии с потребностями:
· Материальные (направлены на поиск путей удовлетворения состояний недостаточности и избегания возможной угрозы неприятных переживаний. Материальные интересы являются мощным двигателем материального и технического прогресса, потому что они проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к созданию бытовой, аудио-, видеотехники, машин и механизмов, облегчающих труд человека и повышающих безопасность жизни, обеспечивающих комфорт. Понятно, что не каждый человек, следуя своим материальным интересам, становится конструктором, или строителем, или портным, шьющим себе одежду. Многие для удовлетворения материальных потребностей просто зарабатывают деньги. Для некоторых зарабатывание денег становится материальным интересом, вытесняющим познавательный компонент деятельности. В таком случае мы говорим об узком интересе, в противовес которому развивающаяся личность выходит за пределы материальных интересов к интересам духовным)
· Духовные (духовные интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал – проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор, стать не только потребителем культуры человечества, но и носителем культуры цивилизации. Мотивация роста предполагает не столько возмещение состояний недостаточности, избегания неприятных переживаний, сколько повышение психологического напряжения в стремлении к эмоционально насыщенным переживаниям, обусловленным осознанной значимостью выбранной цели. Духовные интересы побуждают к совершенствованию мастерства, виртуозности в деятельности, представляющей для человека интерес не как средство обеспечения существования, а как средство проявления собственных талантов и способностей – познание себя через труд. Духовные интересы расширяют горизонты развития личности через стремление познать себя и окружающий мир)
по широте:
· ограниченные
· разносторонние
по устойчивости:
· кратковременные
· устойчивые
Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах
). Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин.
Глава 2
Взаимодействие понятий «потребность», «ценность»
2.1
Соотношение «потребностей» и «ценностей»
Ценности помогают осознать потребности в процессе принятия решения человеком.
Ценности отражают 3 универсальные потребности человека:
1. Биологические потребности
2. Социальные потребности, которые скоординированы в социальных взаимодействиях
3. Социальные потребности, которые требуются для выживания и функционирования человека.
Проблема взаимоотношения потребностей и ценностей часто рассматривалась как проблема непримиримого противоречия между материальным и духовным, индивидуальным и общественным.3
М. Антонов подчеркивает, что «такие высшие ценности, как милосердие, доброта, совестливость никак не связаны с культом раздутых материальных потребностей, но и диаметрально противоположны им по существу, Исторический опыт свидетельствует, что есть высшие человеческие потребности и есть грубые, низшие потребности. В какой-то степени они противоположны друг другу. Но если низшие потребности начинают замещать и вытеснять высшие, то общество деградирует, несмотря на экономическое процветание…А какие из этих потребностей преобладают в обществе и какое, следовательно, направление приобретает развитие его экономики, определяется господствующими в нем ценностями». Поэтому для преодоления негативных общественных явлений, утверждает М. Антонов, надо дать людям высокие ценности, поставить на первый план нравственное развитие личности.
Итак, проблема соотношения потребностей и ценностей сегодня столь же актуальна. И все же большинство авторов утверждают, что первичны нравственные стимулы, ценности. В качестве доказательства приводится роль протестантской этики в становлении западноевропейского капитализма.
Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность – побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб – наивысшая ценность, особенно если он долго голодал.
Как было сказано ранее, человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно, ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентируют сознательно – это и есть показатель взаимодействия потребности и ценности.
Но это лишь один аспект. Ценности отражают не просто дефицит нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.
Для примера можно приводить следующий пример: одесские социологи установили следующий парадокс – удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зависит от того, сколько получают другие, «такие же работники».
По- видимому, этот парадокс открывает нам новую грань сознания – ценностно ориентированную. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими – прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как и они» - выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Здесь мы вновь встречаемся с высшими потребностями Маслоу в самореализации, а они раскрывают специфику личности.
2.2
Соотношение «потребностей» и «интересов»
В оценке взаимодействия этих двух понятий мнения ученых расходятся:
· интересы заставляют человека активно искать способы удовлетворить свою потребность в знаниях чего-либо => интерес – это средство, которое побуждает человека к действиям, приносящим эмоциональное насыщение.
· когда потребность порождает интерес – неизбежно появляется цель деятельности.
Следовательно, понятия «цель» и «интерес» рассматриваются ими как однопорядковые, т.е потребности приобретают сознательную, смыслообразующую силу через интерес.
Многообразие потребностей объясняет разносторонность интересов, так как интерес - это смысловая направленность потребности; это мощная движущая сила, по сути, мотивационная система в себе.
Многие потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, как некоторый недостаток в чем-то, то она вызывает в человеке интерес, желание, побуждает в нем состояние целеустремленности, направленности его деятельности.
Активность человека в труде проявляется на двух уровнях: физиологическом (элементарном) уровне и психологическом, сознательном (высшем) уровне. Активность деятельности и поведение человека складываются в зависимости от того, как удовлетворяются его потребности. В связи с этим все потребности разделяют на первичные потребности и вторичные потребности.
Первичные потребности | Вторичные потребности |
являются по своей природе биологическими. Они выступают в качестве инстинктов, безусловных рефлексов, мотивов, побуждающих человека к действию инстинктивно. | по своей природе психологические и выступают на сознательном уровне в качестве интересов, желаний, мотивов, которые предполагают более или менее осознанную деятельность. Они вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, зависят от условий существования человека и формируют его духовный облик. |
Заключение
В начале нашей работы мы поставили перед собой определенные задачи. И нашей первой задачей было определить сущность понятий «потребность», «интерес», «ценность». Мы выяснили, что существует множество определений понятия «потребность». Мы выделили следующее: Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Так же мы выяснили, что существует множество классификаций интересов.
Ценности - общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
Ценности помогают осознать потребности в процессе принятия решения человеком.
В дальнейшем перед нами стояли такие задачи, как определение взаимодействия понятий «ценность» и «потребность», «интерес» и «потребность».
Соотношение между потребностями, интересами и ценностями, прослеживаемое в различных сферах общественной жизни, отражает действительное движение социальных отношений, которое как бы вписывается в более широкий контекст современной эпохи.
Человек не может быть свободен, если его жизнь ограничена только удовлетворением необходимых потребностей. Он не вполне свободен и тогда, когда преобразованы общественные отношения, в рамках которых развиваются его интересы. Подлинная свобода осуществляется тогда, когда ценности, созданные человеческой цивилизацией, становятся всеобщим достоянием не только в виде возможности приобщения к ним, но и в качестве мотивов человеческой деятельности.
Динамика взаимодействия потребностей, ценностей и интересов на сегодняшний день в России такова:
ценность интерес потребность
Учитывая, что потребность в жизненных ориентирах вытекает из специфических условий человеческого существования, что через ценностно-теоретические представления об обществе и человеке осознаются потребности и интересы. Отсюда следует, что обладание разумной, отвечающей самой природе человеческой жизни системой ценностей – одно из самых больших богатств.
Исследование ценностей, их объективных основ не может осуществляться вне связи с анализом потребностей человека.
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.
Высшие потребности сильнее дифференцируют людей, различают друг от друга, нежели низшие.
Потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникает двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание.
Список литературы:
1. Искусство любить / Эрих Фромм ; [сост. Д. А. Леонтьев ; пер. с англ.: Л. В. Трубицыной, А. В. Ярхо, А. С. Соловейчика]. - СПб. : Азбука-классика , 2005
2. Интернет сайт http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt25.htm
3. Интернет сайт http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie5/glava4/interes
4. Конспект лекции (рукописный) / Чекмарева Г.В.
5. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат , 1986
6. Социальная антропология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : Инфра-М , 2009
7. Человек и его потребности: учебно-методическое пособие / Г. В. Чекмарева.-Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010