Курсовая

Курсовая Криминолистическая габитология

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





Федеральное Агентство по Образованию

Ставропольский Государственный Университет

Кафедра Уголовного процесса, криминалистики и

защиты прав человека
Курсовая работа

«Криминологическая габитология».
                                                              
                                                              Выполнил
                                     Проверил

                                            
Ставрополь 2009
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие учения о внешних признаках человека………………..4

Глава 2. Классификация внешних признаков человека…………………..6

Глава 3. Методика описания  признаков внешности человека …………11

             3.1. Метод словесного портрета…………………………………..11

             3.2. Криминалистическая портретная экспертиза………………..16

             3.3. Изготовление субъективных портретов, фотороботов………20

Глава 4. Использование внешних признаков человека в деятельности органов внутренних дел…………………………………………………….27

Заключение
Список использованной литературы
Введение.
На бытовом уровне мы все встречаемся с задачей мысленного описания внешности человека, мысленного отождествления личности по внешнему облику ежедневно, зачастую не задумываясь об этом.

Узнавая при встрече своих родных, близких, военнослужащие приветствуя старшего по званию отданием воинской чести, мы решаем по сути идентификационную задачу, то есть сравниваем реально зрительно воспринимаемый облик человека с тем, который хранится в нашей памяти.

Однако, применительно к правоохранительной деятельности, к осуществляемым милицией оперативно-розыскным мероприятиям, к проводимым следственным действиям и иным задачам, связанным, например, с охраной общественного порядка, такого «бытового» подхода оказывается недостаточно. И здесь на помощь сотрудникам правоохранительных органов приходит отрасль криминалистической техники - габитоскопия. Под криминалистической габитоскопией понимается отрасль криминалистической техники, включающая  систему теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личности.

Признаки, характеризующие внешний облик человека, играют большую роль в раскрытии и расследовании преступлений. Именно информация о внешности разыскиваемого преступника часто оказывается  узловой, а иногда и единственной отправной точкой  при проведении многих оперативно-розыскных мероприятий и  следственных действий, направленных на установление места его нахождения  и задержания.

Предметом исследования курсовой работы является изучение криминалистического учения о внешних признаках человека (габитоскопия)

Цель работы состоит в анализе и исследовании такого института криминалистической техники, как габитоскопия.

Задачей работы является необходимость показать, что понимается под учением о внешних признаках человека, как классифицируются внешние признаки человека, каковы методики описания признаков внешности человека, что понимается под криминалистической портретной экспертизой, а также каким образом используются внешние признаки  человека в деятельности органов внутренних дел

Цель и задачи моей работы нашли отражение в структуре курсовой работы, а именно во введении, четырех главах, заключении, а также списке использованной литературы.
Глава 1. Понятие учения о внешних признаках человека.
Внешний облик (внешность) человека издавна используются при опознании и уголовной регистрации преступников. Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия и предупреждения преступлений.

Термин «габитоскопия» введен в криминалистический обиход в 1973 году, он происходит от двух слов: лат. - внешний облик человека и греч. «скопио» рассматривать. Разумеется, что проблемами отождествления личности по чертам внешности правоохранительные органы занимались и ранее, но решались они весьма далекими от науки методами. К таким методам можно отнести вырывание ноздрей, клеймение раскаленным железом, что недавнего времени. В России клеймение преступников было отменено лишь в 1863 году, а в Китае - в 1905 году.

 Такое наименование, считается, точно определяет предмет габитоскопии – визуальные   (зрительно воспринимаемые) внешние признаки человека, отграничивает его от таких направлений криминалистической техники как фоноскопия, изучающая свойства человеческого голоса, и одорология, изучающая запаховые следы. Центральное место в габитоскопии занимает понятие внешнего облика человека.

Помимо криминалистического понятия внешнего облика человека, габитоскопия изучает:

- структуру и свойства внешнего облика человека, систему его элементов и признаков, основные предпосылки его использования в практике предупреждения и раскрытия преступлений

- закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображения, систему и характеристики отображений и возможности их использования в криминалистической практике

- общие закономерности собирания и использования данных о внешнем облике человека, систему научно-технических средств и методов собирания данных о внешнем облике человека, их изучения и использования

- научно-технические средства и методы изучения и использования, методику криминалистической портретной экспертизы.

В основе криминалистической габитоскопии лежат данные анато­мии, антропологии, биологии. В ней широко используются положения и методы криминалистической идентификации. Предметом изучения габи­тоскопии является облик человека, закономерно характеризующие его признаки внешности, их классификация и использование для целей отож­дествления, методики такого отождествления.

Научные основы и методика идентификации по признакам внешности формировались постепенно, вбирая в себя достижения ряда естественных наук, анатомии, физиологии, антропологии, судебной медицины, некоторых разделов математики, опыт оперативно-розыскной, следственной и экспертной практики. В основу этой методики было положено использование наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека, упорядочение и формализация их описания с помощью специальных терминов.
Глава 2. Классификация внешних признаков человека.
Под внешним обликом человека понимается его наружный вид, или совокупность воспринимаемых зрительно внешних данных. Структуру внешнего облика человека составляет система его элементов (деталей). Понятие элемента в данном случае достаточно широко.

Элемент внешности - это любая выделяемая в процессе наблюдения (изучения) часть внешнего облика человека. Это и отдельные анатомические орга­ны (голова, рука и др.), и целые области тела (грудь, спина), и отдельные части целого (лоб, глаза, губы и т. п.), и функциональные проявления, а также одежда и другие сопутствующие предметы. Исключение составляют папиллярные линии на коже ладоней рук и подошв ног человека, которые на восприятие внешнего облика человека не влияют и изучаются в рамках дактилоскопии.

При криминалистическом изучении и описании внешнего облика человека выделяются две группы элементов и признаков:

1. собственные

2. сопутствующие.

К числу собственных элементов  и признаков относятся:

1.      анатомические (морфологические)[1],характеризующие наруж­ное строение тела человека, его частей и покровов. Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосло­жение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека как наиболее индивидуализирующему личность при ее зритель­ном восприятии.
Кожные покровы лица (головы), в особенности те из них, которые характеризуются близкорасположенной костно-хрящевой основой черепа, относительно устойчивы в течение всей жизни человека (лоб, нос, уши и др.). Это обстоятельство делает возможным отождествление личности, внешний облик которой был зафиксирован со значительным интервалом во времени (годы, десятилетия)[2].

2.          общефизические элементы, характеризующие физический тип  человека (пол, возраст, антропологический и конституционный тип)

3.          функцио­
нальные[3],
характеризующие наблюдаемые состояния человека и его привычные, автоматизированные действия (поза, походка, жестикуляция, мимика, бытовые привычки, специальные навыки и умения), которые определяются положением, взаимоположением и дви­жениями частей тела. В ряде случаев по функциональным признакам можно судить о физическом типе человека. Например, особенности походки могут свидетельствовать о возрасте и поле человека. В свою очередь, такой общефизический элемент, как конституционный тип, имеет отчетливые функциональные признаки[4]. На появление функциональных признаков влияет ситуация наблюдения. Функциональные признаки (характерные, индивидуальные для данного человека) используются  при отождествлении личности. Наиболее общими функциональными признаками служат внешние проявления психологических свойств человека (тип нервной системы, темперамент и т. д.) в походке, мимике, жестикуляции. В связи с этим человек может быть охарактеризован как энергичный и апатичный, аккуратный и неряшливый, педантичный или разболтанный. Функциональные признаки описывают по положению и движениям ана­томических элементов. При определении функциональных признаков  внешности наиболее часто используется осевая (срединная) линия фигуры, которую соотносят с условной плоскостью
Функциональные признаки тесно связаны с сопутствующими, накладывая на вещи определенный отпечаток.

Сопутствующие или косвенные элементы - это предметы одежды, головные уборы, платье, обувь, различные носильные вещи: портфели, зонты, украшения, значки и т.д. Внешний облик человека во многом зависит от вида и состояния одежды, обуви, наличия и вида украшений, а также некоторых других предметов (на­пример, очков, часов), то есть характеризуется сопутствующими элементами и их признаками. Элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей доста­точно часто используются в следственной и розыскной работе, что обусловлено их индивидуальностью, устойчивостью и наглядностью. Все элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей можно подраз­делите на производственные и отражательные (эксплуатационные). Производ­ственные элементы и признаки образуются в процессе изготовления предмета, а отражательные проявляются в процессе использования вещи и служат ре­зультатом воздействия различных факторов.

Функциональные и сопутствующие элементы и признаки в описаниях позволяют наиболее полно и наглядно представить внешний облик человека, особенно, если анатомические признаки имеют в основном средние значения. Еще более увеличивается ценность функциональных признаков в случаях существенного изменения анатомических и сопутствующих элементов внешности (например, использование парика, накладных усов, смена одежды).

Для криминалистического описания имеют значение не случайные положения и движения анатомических элементов, а лишь привычные, устойчивые, стабильно соответствующие определенным условиям жизнедеятельности и социальным ситуациям.

Выделяются также:

-                   естественные - присущие человеку от рождения или появляющиеся с возрастом (морщины и пр.);

-                   искусственные - появляющиеся в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности;

-                   патологические - вызванные нарушением нормального строения элементов внешности вследствие заболевания[5].

Как и все предметы материального мира, элементы внешнего облика человека обладают присущим им особенностями, которые человек воспринимает в виде признаков. Научными предпосылками использования признаков внешности в целях установления личности являются такие свойства внешнего облика, имеющие криминалистическое значение, как индивидуальность, относительная устойчивость и рефлекторность.

Индивидуальность внешности человека, ее неповторимость, отличие от внешности других людей определяется тем, что коли­чество признаков внешности чрезвычайно велико, а варианты этих признаков бесчисленны.

Признаки внешнего облика человека относительно устойчи­вы, поскольку претерпевают постепенные изменения во време­ни, обусловленные как постоянно действующими закономерно­стями  развития  и  увядания  организма человека,  так  и преходящими факторами (заболевания, взаимодействия орга­низма с внешней средой его обитания). Изменения могут быть необратимыми (возрастные, патологические, травматические) и обратимыми (временное заболевание, перемена образа жизни). Однако подобные изменения внешнего облика не препятствуют идентификации человека, поскольку закономерности их извест­ны. К тому же в течение определенных периодов возрастного развития определенные элементы и признаки стабильны.

Рефлекторность — свойство указанных признаков наглядно запечатлеваться в различных отображениях (носителях инфор­мации), что позволяет достаточно уверенно и полно выявлять, фиксировать и воспроизводить тем или иным образом особенно­сти внешности человека и эффективно использовать их в целях идентификации[6].

Криминалистическое описание функциональных и сопутствующих элементов и признаков внешности может составляться при непосредственном наблюдении человека, по памяти составляющего описание, со слов людей, видевших или знавших разыскиваемого, по фото-, кино-, видеокадрам, рисункам. оно может выполняться как в ходе оперативно-розыскной работы, так и при производстве следственных действий, быть произвольным и упорядоченным.
Глава 3. Методика описания  признаков внешности человека.

3.1.          Метод словесного портрета.
Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название «словесный портрет», широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов. В основе названной методики лежат положения об относительной неизменности, индивидуальности сочетания многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристики, а также их достоверное отображение. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Хотя внешний облик человека постоянно меняется, в каждый определенный период жизни совокупность признаков его внешности неповторима. Словесный портрет как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном (Франция). Этот период был отмечен ростом преступности во всех странах мира, что и предопределило совершенствование системы регистрации и поиска преступников. В России в XX в. разработкой метода словесного портрета занимались Н.С. Бокариус, С.М. Потапов, З.И. Кирсанов, П.Г. Орлов, В.А. Снетков, А.М. Зинин и др.

Человека индивидуализируют не только особенности строения отдельных частей тела, но и функциональные особенности (походка, мимика, жестикуляция и т.п.), устойчивые привычки, выработанные им в процессе определенной деятельности, а также предметы одежды, обуви, украшений и других вещей, которые он использует. Иными словами, под личностью как объектом идентификации понимают всю совокупность признаков, присущих определенному человеку и отличающих его от всех прочих людей.

Использование данных о внешнем облике человека в работе органов внутренних дел обусловлено возможностью фиксировать их с помощью различных отображений.

Отображения, содержащие информацию о внешнем облике человека, могут быть размножены и использованы для его розыска или для отождествления.

По своей природе отображения внешнего облика человека могут быть либо объективными, либо субъективными.

Объективное отображение внешнего облика человека образуется в результате воздействия внешности человека (или инфоносителя о ней) на различные материальные объекты. Такими объектами могут быть фотоснимки, фотопленки, видео- и кинопленки, рентгеноснимки, слепки, костные останки, сканированное изображение в памяти компьютера.

Субъективное отображение - это мысленный, т.е. возникающий в человеческом мозгу относительно устойчивый образ предмета, явления, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, а также основанные на этом представлении различные материальные объекты. К ним относят: мысленный образ, словесные описания, субъективные изображения, скульптурные (пластические) реконструкции лица по черепу.

Словесный портрет -  это криминалистический метод описания  внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый  по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов[7].

Изучение обнаруженных на месте происшествия следов и других вещественных доказательств позволяет иногда получить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении дорожка следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. Вот основные правила, которых следует придерживаться при составлении словесного портрета.

1.                 Описание внешности по методу словесного портрета должно проводиться для так называемого «нормального» положения головы и состояния внешности. Под «нормальным» положением головы понимается положение, тождественное тому, что применяется при опознавательной фотосъемке. Голова при этом должна быть поставлена прямо (условная плоскость, проходящая через нижний край глазниц и верхние края ушных отверстий, должна быть строго горизонтальна). Признаки определяются с учетом характеристик внешности при обычном ее виде: черты лица спокойные при сомкнутых без напряжения челюстях, устремленном вперед взгляде[8].

2.                 Внешность человека в целом и ее элементы описываются обязательно на основе двух позиций: спереди «анфас» и сбоку «в правый профиль». Дополнительно могут быть использованы и описания в иных положениях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе.

3.                 Последовательность описания. Для более легкого запоминания, уменьшения возможности улучшения отдельных признаков, а также для облегчения сравнительного исследования различных описаний элементы внешности человека описываются по принципам «от целого к деталям» («от общего к частному»), «сверху вниз». В начале описания указывается половозрастная и типовая антропологическая характеристика, а затем последовательно характеризуются:

а) анатомические данные человека в целом (рост, телосложение) и отдельные анатомические элементы (голова, шея, руки, ноги).

б) функциональные элементы (при их наличии)

в) во внешнем облике человека выделяют и описывают особенности, то есть элементы, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна и т. п.).

г) сопутствующие элементы.

При описании внешности человека основное внимание обычно уделяется характеристике головы, и в частности, лица, как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения.

Так, при фиксации элементов лица вначале характеризуют волосяной покров (прическу), затем лоб и другие элементы. Завершается описание указанием признаков подбородка.

4.                 Употребление при характеристике элементов внешности специальной терминологии. В практике работы органов внутренних дел часто приходится сталкиваться с описанием внешнего облика человека, которое дает свидетель или потерпевший. Как правило, это описание производится посредством бытовой терминологии, обычными житейскими словами: «красивые глаза», «милое лицо», «туманный взгляд» и т.п. Описания, составленные бытовыми терминами, разными лицами понимаются по-разному. Единообразное описание внешних признаков человека возможно только при употреблении специальной терминологии. Именно за счет правильного применения специальных терминов, которые разработаны медиками, математиками и др. специалистами, можно точно описать внешность человека, устранить разночтение описаний.

5.                 Отдельные элементы внешности описываются по признакам, размер, форма, контур, положение, особенности, цвет. Размер определяется визуальным сравнением с размером других частей тела и выражается в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, большой (существуют также более подробные - семи- и пятичленые системы).

Форма выражается применительно к формам геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный, квадратный и т.д.) или в сравнении с формой общеизвестных предметов (грушевидный, миндалевидный).

Контур может быть выражен сравнением с очертаниями линий (прямой, дугообразный, извилистый, и т.д.).

Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и другим частям тела и выражается в таких понятиях, как горизонтальный, скошенный, приподнятый, выше, ниже, правее, левее и т.п.

Цвет характеризуется в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и т.д. (для определения цвета спектра, можно использовать криминалистический атлас цветов).

Следует иметь ввиду, что для одних элементов внешности основным будет, например, размер, для других форма и положение и т.п.

6.                 Достаточная полнота описаний, но без излишней легализации. Это означает, что не во всех случаях нужно очень подробно описывать все признаки. Полнота списания, прежде всего, зависит от того, для каких целей составляется описание. Для проведения отождествления требуется более подробное описание, чем для розыска. Подробно целесообразно описывать лицо без вести пропавшего неопознанный труп, неизвестного больного, то есть лиц, которые будут поставлены на учет.

В другом случае, если мы, производим списание внешних признаков скрывшегося преступника для розыскной ориентировки, следует указать наиболее характерные приметы, т.к. очень подробное, перегруженное незначительными деталями списание, данное в ориентировке, вряд ли запомнят работники, принимающие участие в розыске.

Если опознанию подлежит труп, то следует крупным планом с масштабом сфотографировать индивидуальные приметы трупа: физические недостатки, татуировки, рубцы, родимые пятна и т.д.

Составляется словесный портрет (с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов). Изготавливается посмертная маска (с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов). Если личность потерпевшего не установлена, следователь в ходе осмотра описывает также внешность потерпевшего по методу словесного портрета и с помощью специалиста дактилоскопирует труп[9]. «Словесный портрет» используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов – «фоторобота», «изоробота».

Таковы основные правила описания внешних признаков человека по методу словесного портрета. Преимущество данного метода перед другими описаниями заключается в единообразии. Метод словесного портрета дает возможность шифровать признаки элементов внешности, что позволяет использовать для розыска и установления личности, автоматизированные поисковые системы[10].

К недостаткам словесного портрета, как и любого другого словесного описания, следует отнести отсутствие наглядности. Не случайно, поэтому в последнее время значительное распространение получают субъективные портреты, дающие цельное зрительное представление о внешнем облике человека (в некоторых источниках они называются  синтетическими портретами).
3.2.          Криминалистическая портретная экспертиза.
Судебная экспертиза является одной из форм использования  научно-технических достижений в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. Она проводится по заданию следователя (суда) экспертом, сведущим лицом, для исследования материальных объектов, являющихся вещественными доказательствами, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела[11].

При экспертизе используются главным образом собственные признаки. Из анатомических признаков особенно важны для целей криминалистической экспертизы величина, положение, форма (контуры), цвет деталей строения человеческого тела. В отношении парных частей (конечности, глаза и пр.) часто изучается признак симметрии.
Признаки одежды могут служить целям идентификации личности лишь косвенно, то есть имеют вспомогательное значение.

В зависимости от характера вещественных доказательств и задач, которые требуется разрешить по делу с помощью экспертизы, следователь или оперативный работник на разрешение экспертизы черт внешности человека может поставить следующие вопросы.
1. Одно или разные лица изображены на фотографиях?

2. Одно или разные лица изображены на фотоснимке и рентгеноснимке?

3. Одному или разным людям принадлежат части головы, лица, тела, изображенные на представленных фотоснимках (рентгеноснимках)?

4. В одной и той же или разной одежде сфотографированы лица на представленных снимках?

5. Не принадлежит ли череп, представленный на исследование человеку, изображенному на фотоснимках (рентгеноснимках)?

6. В одном или разных возрастах сфотографирован человек на представленных снимках? Какой снимок является более ранним?

7. Одно или разные лица представлены на кинопленках?

Нельзя требовать от эксперта установления в процессе экспертизы фамилии, имени, отчества и т.п. данных о неизвестных лицах, поскольку это компетенция следователя (оперативного работника), обладающего всем комплексом средств и методов исследования доказательств по делу, а также имеющего в своем распоряжении все собранные по делу факты.

Для разрешения поставленных перед экспертизой вопросов следователь или оперативный работник, назначивший экспертизу, должен предоставить в распоряжение эксперта соответствующие сравнительные материалы. При этом необходимо помнить, что экспертиза может производиться лишь по материальным объективным отображениям черт внешности человека - фотографиям, кинолентам, рентгеноснимкам, слепкам (отливкам), костным останкам (главным образом, черепу). В ряде случаев допустимо направление на экспертизу отпечатков и следов деталей внешности.

Также необходимо отметить, что, предлагая исследовать субъективные портреты в рамках криминалистической портретной экспертизы, автор подразумевает проведение не идентификационных, а лишь диагностических исследований. Задача такой экспертизы заключается в установлении степени сходства признаков внешнего облика человека, изображенного на субъективном портрете и фотографическом снимке[12].

Отождествление личности экспертным путем не может быть произведено по описаниям, в том числе по словесному портрету, скульптурным и графическим реконструкциям лица по черепу или их фотографиям, рисованным портретам, составным (синтетическим) фотопортретам и другим объектам, созданным в процессе субъективного творчества.

При подборе сравнительного материала необходимо иметь в виду, что он должен быть сопоставимым, доброкачественным, полным и достоверным. От этого зависит успешность проведения экспертизы.

При направлении на экспертизу рентгеноснимков необходимо иметь в виду, что рентгеноснимок позволяет зафиксировать довольно полно лишь контуры объекта, поэтому особенно важно подобрать фотоснимки, подлежащие сравнению, с изображением лица человека в таком же положении, как и на рентгеноснимке.

Доброкачественными и полными считаются образцы, всесторонне, полно и достоверно отображающие внешние признаки человека. Желательно представление снимков резких, нормальных по контрастности, без вуали, пятен, неретушированных, передающих не только основные детали, но и мелкие особенности - морщины, родимые пятна и пр.

Под достоверными понимаются материалы, изъятые и направленные на экспертизу с соблюдением всех процессуальных норм и правил, исключающих их подмену, фальсификацию, путаницу в наименовании или значении для дела. Для этого фотокарточки на оборотной стороне надписываются, надпись заверяется следователем или оперативным работником и печатью органа, ведущего расследование. Череп и прочие вещественные доказательства (пленки, отливки, предметы одежды и т. д.) опечатываются в ящиках, свертках и пр. и удостоверяются надписью на упаковке[13].

Все вещественные доказательства и образцы для сравнения, представляемые в распоряжение эксперта для проведения исследования, подробно описываются в постановлении о назначении экспертизы с тем, чтобы эксперт мог убедиться в том, что к нему поступили именно те материалы, которые указаны в постановлении.
3.3. Изготовление субъективных портретов, фотороботов.
Восприятие внешнего облика неизвестного человека - это сложный психический процесс, который проходит в определенных условиях и под влиянием конкретных факторов. Результатом этого процесса является мысленный образ, сформировавшийся в памяти очевидца, составляющий основу информации о внешности другого человека. Мысленный образ - это представление о внешности, созданное на базе восприятия в процессе сложной деятельности человеческого сознания; относительно устойчивый образ человека, который в данный момент не вызывает ощущений и не воспринимается. Формирование мысленного образа происходит в определенных условиях и под воздействием определенных факторов. Его субъективная сущность определяется индивидуальностью процесса образования, сохранения и воспроизведения этого вида отображения. Поскольку процесс формирования мысленного образа в криминальных ситуациях чаще всего весьма непродолжителен, то субъект обычно успевает получить в основном лишь знание об основных признаках внешнего облика ранее незнакомого человека. Тем не менее природа восприятия человека человеком такова, что субъект даже на основе непродолжительного наблюдения формирует некоторое обобщенное представление об объекте, поэтому целесообразно стремиться материализовать мысленный образ в ближайшее время после его формирования.

Субъективные портреты - это изображения лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. В силу того, что субъективные портреты дают зрительное представление о лицах, неизвестных к началу организации розыска, по существу, они заменяют фотографические изображения в тех случаях, когда необходимо разыскать и установить лицо, фотоснимок которого отсутствует. Поэтому особое значение приобретает работа по актуализации мысленного образа.

Всю работу по составлению субъективных портретов можно разделить на несколько этапов, которые реализуют свои задачи при помощи определенных психологических приемов.


1 этап. Предварительный

Задачи:

1.                                  Получение от инициатора задания максимальных сведений об очевидце.

2.                                  Продумать работу с очевидцем на основе имеющихся данных (антропологический тип, пол, возраст, роль очевидца - потерпевший, свидетель, участник и т.д.).


2 этап. Беседа с очевидцем

Задачи:

1.                    Установление психологического контакта с очевидцем.

2.                    Активизация процессов памяти очевидца по воспроизведению образов.

3.                     Определение типа человека по сенсорным предпочтениям (модальности и субмодальности: визуальный, аудиальный, кинестетический, обонятельный и вкусовой.

Основные приемы: назвать имя очевидца при знакомстве и не забывать в процессе работы над портретом обращаться к очевидцу по имени; проявлять вежливость (предложить раздеться, показать место работы); во время рассказа очевидца об обстоятельствах дела смотреть в глаза, быть внимательным; корректно направлять рассказ очевидца (избегать не относящихся к делу деталей и подробностей, задавать наводящие вопросы); использовать выражения «я вас понимаю», «хорошо», «у вас хорошая память», «вы мне очень помогли», «у нас получится хороший портрет» и т.д., проявляя искреннюю заинтересованность в хорошем результате; если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия; после рассказа очевидца дать ему «отдохнуть», переключив на рассказ о себе (профессия, род занятий); сделать «комплимент-профессия»; перед началом составления портрета использовать фразу «уверенность в хорошем результате».

3 этап. Изготовление (составление) субъективного портрета

Задачи:

1.                    Поддерживать установленный психологический контакт с очевидцем.

2.                    Активизировать процессы памяти очевидца по детальному воспроизведению зрительных образов.

3.                    Получить органичное изображение разыскиваемого человека.

4.                    Добиться типажного сходства субъективного портрета с реальным лицом.

Основные приемы: ориентировать память очевидца на типажное сходство с известными людьми; начинать работу с той части лица, которую очевидец, по его мнению, запомнил лучше; прибегать к сравнению формы элементов лица с известными геометрическими фигурами, в случае, если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия и вопросы на контрасте («Нос длинный или короткий?»); предлагать очевидцу карандаш для рисования (не может описать словами, нет в базе нужного элемента и т.д.); использовать выражения, одобряющие совместную работу; в процессе дорисовки субъективного портрета специалист периодически согласовывает свою работу с очевидцем при помощи вопросов «Стало лучше или хуже?» или «Что, на ваш взгляд, еще нужно изменить?» и т.п.; избегать излишней детализации изображения.

4 этап. Получение сведений о результате использования субъективного портрета[14].

Рассматривая тактико-психологические аспекты работы с очевидцем в процессе изготовления субъективного портрета, нельзя не сказать об организации и оборудовании помещения для составления субъективного портрета. Перечислим основные из них: наличие отдельного помещения (площадь около 10 м. кв.); эргономичная, но не расслабляющая мебель; наличие всех необходимых инструментов «под рукой»; убрать «агрессивные» предметы; установить комнатные растения; предусмотреть возможность управлять освещением и др. Кроме того, необходимо исключить любые ситуации, отвлекающие специалиста во время работы с очевидцем. Перечисленные требования помогают решить задачу создания комфортно-деловой среды для успешной работы.

В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов:

1.                                 Рисованные портреты - это рисунки лица (фигуры) человека, изготовленные самим очевидцем (потерпевшим) или художником со слов очевидца.

2.                                 Композиционно рисованные (или составные рисованные) портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов элементов лица. В России, в основном, используются рисунки элементов лица. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются оптико-механические средства типа «ИКР» - идентификационного комплекта рисунков, его модернизированный вариант изделие «Портрет», которое состоит из трех основных частей: альбома-реестра с изображением элементов головы и лица, набора диапозитивов, дублирующих эти изображения и демонстрационного устройства для показа и составления портретов и диапозитивов.

3.                                 Композиционно-фотографические портреты, так называемые «фотороботы» - это портреты, составленные из фрагментов фотографических изображений различных лиц. Существуют различные приспособления, облегчающие создание композиционных фотопортретов. Наиболее удобным и эффективным до недавнего времени считался проектор, но компьютерные композиты (по Снеткову В.А.) представляют значительные преимущества перед остальными. Они выполняют ту же работу быстрее и позволяют вносить определенные изменения в изображения прямо на экране дисплея.

В соответствии со ст. 210 УПК РФ кроме постановления о розыске органу дознания направляется справка с подробными сведениями: о биографических данных подозреваемого или обвиняемого, его прежних судимостях, особых физиологических приметах и привычках; дактилоформула его пальцевых отпечатков, откуда и когда скрылся подозреваемый или обвиняемый, предполагаемые места, где он может укрываться; описание внешности разыскиваемого по признакам словесного портрета. К справке прилагаются фотоснимки лица, а при их отсутствии - его фоторобот[15].

Для изготовления композиционных портретов (фотографического или рисованного) привлекается специалист-криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами. И здесь важное место занимает работа инициатора задания (в большинстве случаев им является оперуполномоченный уголовного розыска) с очевидцем, в которой выделают три основных этапа.

1.                                   Подготовка к изготовлению портрета.

На этом этапе инициатор задания обязан изучить личность очевидца, выяснить условия формирования личностного образа скрывшегося лица и сообщить о них специалисту. До изготовления субъективного портрета очевидцу нельзя показывать фотоальбомы, нельзя предоставлять возможность беседовать с другими свидетелями по делу (т.е. необходимо принять меры к сохранению мысленного образа). При наличии нескольких очевидцев, с каждым из них субъективные портреты составляются отдельно. Желательно, чтобы изготовление субъективного портрета осуществлялось в более короткие сроки, а лучше немедленно после установления очевидца. В кабинете, где производится работа по изготовлению портрета, не должно быть посторонних лиц, хождений, телефонных разговоров и т.п. По прибытии в экспертное учреждение криминалист проводит с очевидцем вступительную беседу и, если очевидец способен правильно воспринимать и достаточно четко помнит внешний облик разыскиваемого лица, то можно переходить ко второму этапу.

2.                  Составление портрета. На этом этапе очевидцу разъясняется содержание предстоящей работы, следует подчеркнуть, что не ставится цель получить точный портрет виденного им человека, а лишь будет предпринята попытка создать похожее на него изображение. Затем очевидцу предлагается своими словами описать внешность преступника. После того, как специалист выяснит основные характеристики запомнившихся очевидцу элементов, производится подбор элементов для монтажа портрета, в котором участвует очевидец, вносит соответствующие корректировки.

3.                  На третьем этапе происходит оценка портрета очевидцем, доработка полученного изображения, фиксация и документирование действий по изготовлению портрета.

Практика показывает, что продолжительность непрерывной работы по составлению портрета с одним очевидцем не должна превышать 30-40 минут[16].

Изготовление субъективных портретов может осуществляться как в рамках оперативно-розыскных мероприятий, так и следствия.

Если портрет составляется по инициативе оперативного работника, то это разновидность оперативно-розыскного мероприятия, а если по заданию следователя, то работа производится в рамках допроса[17].

Фототаблица и справка о составлении субъективного портрета прилагается к материалам проведенных мероприятий.

При использовании субъективных портретов необходимо помнить:

- они не являются доказательствами и используются для розыска соответствующего лица

- они не тождественны, а лишь похожи на внешний облик разыскиваемого лица, то есть обладают типажным сходством, поэтому в процессе розыска нужно искать именно похожих лиц, а затем проверять их на причастность к совершению конкретных преступлений другими средствами и методами, используя при этом другие известные приметы (рост, телосложение и др.)
Глава 4. Использование внешних признаков человека в деятельности

органов внутренних дел.
Деятельность следственных и оперативных сотрудников, направленная на раскрытие и расследование преступлений, связана, как правило, с преодолением барьеров, представляющих собой полное либо частичное отсутствие сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, и об источниках получения этих сведений[18].

Вместе с тем  исследование признаков внешности осуществляется при идентификации человека по фотоизображениям в процессе фотопортретной экспертизы, организации и использования учетов  без вести пропавших лиц и неопознанных трупов, при изготовлении субъективных портретов неустановленных преступников, реконструкции прижизненного облика человека по черепу. кроме того, информация о признаках внешности используется для идентификации людей в условиях чрезвычайных ситуаций -  при их массовой гибели в авариях, катастрофах, стихийных бедствий и др.

 Методика «словесного портрета» используется главным образом в розыскных, идентификационных и уголовно-регистрационных целях. При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц «словесный портрет» используется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, в том числе характеристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей доста­точно часто используются в следственной и розыскной работе, что обусловлено их индивидуальностью, устойчивостью и наглядностью.

В оперативно-розыскной практике иногда возникает необходимость восстановления лица по черепу (так называемая скульптурная реконструкция портретов). Данный метод, разработанный профессором М.М. Герасимовым, заключается в том, что на череп наносится восковой слой, толщина которого определяется с учетом данных о толщине мягких покровов лица  и их функциональной связи с формой скелета. Созданный таким образом скульптурный портрет сравнивается по признакам внешности с прижизненными фотографиями или «словесным портретом» без вести пропавшего лица. Объектом экспертного исследования такой скульптурный портрет быть не может, так как при создании его на основе черепа не представляется возможности точно восстановить так называемые типографо-анатомическое (антропометрическое) точки лица, являющиеся базой экспертного отождествления человека по признакам внешности. Данный портрет используют лишь в оперативно-розыскных мероприятиях для идентификации человека лишь в форме опознания. Результаты такого опознания требуют к себе весьма критического отношения, принимать их всегда за бесспорную истину нельзя[19].

Выделение наиболее информативных и устойчивых призна­ков внешности человека и их фиксация в различных отображе­ниях в целях установления личности практически используется в рамках оперативно-розыскных мероприятий, в частности, при розыске лиц, скрывшихся с места совершения преступления, от следствия и суда или бежавших из мест отбывания наказания, при оперативной проверке документов, удостоверяющих лич­ность, предъявлении для опознания живых лиц и трупов, осви­детельствовании.
Заключение.
В основе криминалистической габитоскопии лежат данные анато­мии, антропологии, биологии. В ней широко используются положения и методы криминалистической идентификации. Предметом изучения габи­тоскопии является облик человека, закономерно характеризующие его признаки внешности, их классификация и использование для целей отож­дествления, методики такого отождествления.

Научные основы и методика идентификации по признакам внешности формировались постепенно, вбирая в себя достижения ряда естественных наук, анатомии, физиологии, антропологии, судебной медицины, некоторых разделов математики, опыт оперативно-розыскной, следственной и экспертной практики. В основу этой методики было положено использование наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека, упорядочение и формализация их описания с помощью специальных терминов.

При криминалистическом изучении и описании внешнего облика человека выделяются две группы элементов и признаков:

1. собственные

2. сопутствующие.

Научными предпосылками использования признаков внешности в целях установления личности являются такие свойства внешнего облика, имеющие криминалистическое значение, как индивидуальность, относительная устойчивость и рефлекторность.

Криминалистическое описание функциональных и сопутствующих элементов и признаков внешности может составляться при непосредственном наблюдении человека, по памяти составляющего описание, со слов людей, видевших или знавших разыскиваемого, по фото-, кино-, видеокадрам, рисункам. оно может выполняться как в ходе оперативно-розыскной работы, так и при производстве следственных действий, быть произвольным и упорядоченным.

Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название «словесный портрет», широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов.

В последнее время значительное распространение получают субъективные портреты, дающие цельное зрительное представление о внешнем облике человека (в некоторых источниках они называются  синтетическими портретами).

При криминалистической портретной  экспертизе используются главным образом собственные признаки. Из анатомических признаков особенно важны для целей криминалистической экспертизы величина, положение, форма (контуры), цвет деталей строения человеческого тела.

Субъективные портреты - это изображения лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. Композиционно-фотографические портреты, так называемые «фотороботы» - это портреты, составленные из фрагментов фотографических изображений различных лиц.

Выделение наиболее информативных и устойчивых призна­ков внешности человека и их фиксация в различных отображе­ниях в целях установления личности практически используется в рамках оперативно-розыскных мероприятий, в частности, при розыске лиц, скрывшихся с места совершения преступления, от следствия и суда или бежавших из мест отбывания наказания, при оперативной проверке документов, удостоверяющих лич­ность, предъявлении для опознания живых лиц и трупов, осви­детельствовании.
Список использованной литературы.

1.     Астапкин Д.И. Криминалистика. Учебное пособие. Москава-2002 г.

2.     Зинин А.М., Виниченко И.Ф., Житников В.С. Криминалистическое описание внешности человека (функциональный  сопутствующие  элементы и признаки). Справочное пособие/ под ред. проф. В.А. Снеткова. Москва. – 1988 г.

3.     Майлис Н.П. Судебная трасология. Учебник. Москва- 2003г.

4.     Образцов В.А. Криминалистика. Цикл лекций по новой программе курса. Москва.-1994 г.

5.     Криминалистика. Учебник  под ред. проф. Белкина Р.С. Москва. – 2000г.

6.     Криминалистика. Учебник. Ищенко Е.П., А.А. Топорков. Под ред. д. ю. н., проф. Ищенко Е.П.-Москва. – 2005г..

7.     Криминалистика. Учебник  под  ред. проф. Яблокова Н.П. – Москва.-2005г.

8.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) под ред. Сухарева А.Я. Москва. - 2004 г.

9.     Булгаков В.Г. Современные  методы исследования  динамических признаков человека в криминалистике// «черные дыры» в Российском законодательстве.- 2007 г.- №2.

10. Усманов Р.А. Использование криминалистических учетов при раскрытии и расследовании преступлений // «Российский следователь», 2006г. - №2

11. Фролкин Н.П. Возможности повышения эффективности предъявления для опознания, а также в целом предварительного расследования преступлений с помощью субъективных портретов// «Право в вооруженных силах»- 2005 г.- №5.

12. Шумилин С.Ф.,  Завидов Б.Д. Методологические, тактические и юридические проблемы  допроса//СПС «Консультант плюс»

13. Шумилин С.Ф., Завидов Б.Д. Правовые проблемы следственного осмотра//СПС «Консультант плюс»



[1] Названные элементы внешности принято наблюдать в состоянии покоя, поэтому их называют также статическими

[2] Криминалистика. Учебник  под ред. проф. Белкина Р.С. Москва. – 2000. – С.- 338

[3] Функциональный элементы считаются динамическими, поскольку проявляются в основном в движении человека.

[4] Зинин А.М., Виниченко И.Ф., Житников В.С. Криминалистическое описание внешности человека (функциональный  сопутствующие  элементы и признаки). Справочное пособие/ под ред. проф. В.А. Снеткова. Москва. – 1988 г. – С.3.

[5] Криминалистика. Учебник. Ищенко Е.П., А.А. Топорков. Под ред. д. ю. н., проф. Ищенко Е.П.-Москва. – 2005г.- С.66.

[6] Криминалистика. Учебник  под  ред. проф. Яблокова Н.П. – Москва.-2005.- С.- 365.

[7] Криминалистика. Учебник  под ред. проф. Белкина Р.С. Москва. – 2000. – С.- 339.

[8] Образцов В.А. Криминалистика. Цикл лекций по новой программе курса. Москва.-1994 г. – С. 15.

[9] Шумилин С.Ф., Завидов Б.Д. Правовые проблемы следственного осмотра//СПС «Консультант плюс»

[10] Астапкин Д.И. Криминалистика. Учебное пособие. Москава-2002 г. – С.-100.

[11] Майлис Н.П. Судебная трасология. Учебник. Москва- 2003г.- С.-11.

[12] Фролкин Н.П. Возможности повышения эффективности предъявления для опознания, а также в целом предварительного расследования преступлений с помощью субъективных портретов// «Право в вооруженных силах»- 2005 г.- №5.

[13] Астапкин Д.И. Криминалистика. Учебное пособие. Москава-2002 г. – С.-103.

[14] Криминалистика. Учебник. Ищенко Е.П., А.А. Топорков. Под ред. д. ю. н., проф. Ищенко Е.П.-Москва. – 2005г.- С.68.

[15] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) под ред. Сухарева А.Я. Москва. -     2004 г., комментарий к статье 210

[16] Криминалистика. Учебник. Ищенко Е.П., А.А. Топорков. Под ред. д. ю. н., проф. Ищенко Е.П.-Москва. – 2005г.- С.70.

[17] Шумилин С.Ф.,  Завидов Б.Д. Методологические, тактические и юридические проблемы  допроса//СПС «Консультант плюс»

[18] Усманов Р.А. Использование криминалистических учетов при раскрытии и расследовании преступлений // «Российский следователь», 2006г. - №2

[19] Булгаков В.Г. Современные  методы исследования  динамических признаков человека в криминалистике// «черные дыры» в Российском законодательстве.- 2007 г.- №2.

1. Реферат Функции денег 9
2. Реферат на тему A Prolonged Civil Conflict Essay Research Paper
3. Реферат на тему The Poetry Of A E Housman Essay
4. Курсовая Источники конституционного права Республики Беларусь
5. Реферат на тему Свободные экономические зоны 3
6. Реферат на тему Movie Twelve Angry Men Essay Research Paper
7. Реферат на тему Satellites 2 Essay Research Paper There are
8. Реферат Метрология, стандартизация, сертификация
9. Реферат на тему Современные лекарственные препараты растительного происхождения
10. Реферат Основные направления в психотерапии