Курсовая Система образования как институт аккультурации
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное Агентство По Образованию
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Казанский Государственный Энергетический Университет
Кафедра ИКА
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория культуры»
На тему:
«Система образования как институт аккультурации»
Выполнила:
Студентка гр. К – 1 – 06
Латыпова Л.Г.
Научный руководитель:
кандидат исторических наук
доц. каф. ИКА
Матушанская Ю.Г.
Казань
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Процесс аккультурации ………………………………………………………….6
1.1. Аккультурация ………………………………………………………………………6
1.2. Проблема аккультурации иностранных граждан в России ………………………9
Глава 2. Система образования …………………………………………………………...14
2.1. История развития начального и среднего образования ……………………………14
2.2. История развития высшего образования …………………………………………19
2.3. Современная система образования в России ……………………………………..23
2.4. Культура, общество, образование ………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………………..33
Список литературы ……………………………………………………………………….35
Введение
На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях.
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение. Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество.
Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.
Что же представляла собой сфера образования в своих основных, главных чертах примерно до середины нашего века?
Это была, прежде всего, достаточно жёсткая и закрытая система образования, являвшаяся одним из важных элементов государственного устройства отдельной конкретной страны.
Её основной целью была подготовка молодого поколения к производственной, профессиональной деятельности, к вступлению во «взрослую» социально-производственную жизнь. Эта подготовка мыслилась как снабжение учащихся определённым запасом социального опыта предшествующих поколений, достаточным для функционирования в конкретных общественных условиях не протяжении практически всей жизни человека.
Для подавляющего большинства людей образование являлось относительно кратким периодом в начале жизни, некоторым законченным, дискретным опытом, большей частью завершавшимся с окончанием школы либо профессионально-технического учебного заведения.
В общем, образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.
Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов. Здесь можно привести высказывание Цицерона, точно подметившего связь между историей и образованием, обучением: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».[1]
Объект исследования: Система образования
Предметом курсовой работы является «аккультурация»
Цель исследования: рассмотреть систему образования как институт аккультурации
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
· Определить понятие аккультурация
· Рассмотреть проблему аккультурации
· Показать роль образования в культуре человечества
· Рассмотреть современную систему образования
Практическая значимость: Использование материалов исследования в будущей профессиональной деятельности специалиста культуролога.
Теоретическая значимость: Использование материалов исследования в курсе «Истории культуры».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Процесс аккультурации
1.1.
Аккультурация
Понятие «аккультурация» определяется как смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами. Если первоначально это явление понималось в качестве феномена группового уровня, то сейчас оно широко признается как феномен личностного уровня и обозначается понятием психологическая аккультурация. На этой стадии аккультурация обращена на психологические изменения индивида, культурная группа которого коллективно испытывает феномен аккультурации. Важно отметить, что пока изменения в обеих группах находятся в рамках определения, большинство этих изменений происходит в не доминирующей группе, как результат влияния доминирующей группы (в данном случае общества страны пребывания). Именно на не доминирующих (аккультурационных) группах мы и сконцентрируем свое внимание в попытке связать опыт аккультурации и индивидуальные последствия среди аккультурационных индивидов.
Какие изменения могут происходить на групповом уровне в результате аккультурации? Во-первых, физические изменения: новое место проживания, другой тип ведения хозяйства, повышенная плотность населения, урбанизация, повышенная атмосферная загрязненность и т.п. Все они связаны с аккультурацией. Во-вторых, биологические изменения: новые диетические особенности, незнакомые заболевания (часто бывают очень разрушительны для организма). Это также имеет связь с аккультурацией. В – третьих, происходят и политические изменения, в ходе которых не доминирующие группы попадают под определенный контроль и теряют часть своей автономии. В – четвертых, экономические изменения, которые уводят людей от традиционных занятий к новым формам работы занятости. В-пятых, обязательно происходят культурные изменения (которые находятся в центре нашего внимания): языковые, религиозные, образовательные и технические устои меняются, включая межгрупповые и межличностные отношения.
На личностном уровне существует два интересных феномена. Первое, происходит очень много психологических изменений. Изменения в поведении во множестве зафиксированы в научной литературе; они включают ценности, способности и мотивы. Подобные изменения определяются как поведенческие сдвиги.
Аккультурация (англ. неологизм — acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого[2]. Термин "Аккультурация" вошёл в научный обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением современной культуры американских индейцев. Позже этнографы США изучали также аккультурацию народов Азии, Африки и Океании, скрывая под термином "Аккультурация" насильственную ассимиляцию угнетённых народов. После войны проблема аккультурации заняла видное место в работах учёных Индии и Латинской Америки, то есть в странах, где в процесс национальной консолидации вовлечены многочисленные группы населения разного происхождения, находящиеся на различных ступенях культурно-исторического развития. Изучение процессов аккультурации требует исторического подхода к культуре изучаемых народов. В современной литературе термин "аккультурация" не получил самостоятельного значения, хотя обозначаемые им процессы с успехом изучаются современными этнографами как процессы ассимиляции и сближения народов.
По мнению Линтона Ральфа (1893 - 1953): «Аккультурация в социальных науках – это процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем». Термин "Аккультурация" используется для обозначения, как самого этого процесса, так и его результатов.
Согласно Линтону существует два типа условий, при которых может происходить Аккультурация: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.
К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.
В 1968 году американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т. е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в свою страну. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры.
Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.
Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Во второй половине XX века в ряде западных стран наблюдается совершенно необычный процесс — аккультурация религии. Возможно, ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии телезрителям. Нас поражает в них умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба.
Аккультурацию религии можно рассматривать как проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.
1.2. Проблема аккультурации иностранных граждан в России
В современных условиях глобализации общественной жизни происходит рост межкультурных контактов, увеличивается взаимозависимость и взаимовлияние различных культур, появляются новые субъекты транснациональных связей (персонал международных корпораций, международные правительственные и неправительственные организации, международные туристы, студенты, дипломаты, мигранты и диаспоры и т.д.), происходит расширение идентичности участников культурных обменов. Основными местами локализации межкультурных контактов в России являются крупные города.
Участники международного сотрудничества сталкиваются с множеством трудностей в процессе адаптации к разным культурам, испытывают антипатию и враждебность по отношению друг к другу, что в свою очередь снижает эффективность реализации международных проектов и затрудняет аккультурацию мигрантов.
В социальной антропологии понятие аккультурации «охватывает собою те явления, которые возникают в результате вхождения групп индивидов, обладающих разными культурами, в непрерывный непосредственный контакт, вызывающий последующие изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих». Традиция, заложенная Р. Линтоном, Р. Редфилдом и М. Херсковицем, в дальнейшем прочно сохраняется в социальной и культурной антропологии, а также усваивается социологами, этнографами, социальными психологами, культурологами.
Независимо от того, понимается ли аккультурация как процесс или же, как состояние, как одностороннее влияние или же, как двухсторонний процесс, как процесс вхождения в «иное» социокультурное пространство, переживаемый на индивидуальном или групповом уровне, во всех случаях признаются и акцентируются культурные различия между взаимодействующими группами как обособленными сущностями. Исследовательский фокус при этом неизменно направлен на выявление результатов культурного контакта (заимствование, как отдельных культурных форм, так и целых культурных комплексов, либо «поглощение» одной культуры другой, т.е. абсорбция или ассимиляция).
Первоначально релевантность термина аккультурация ограничивается ситуациями контакта европейских и неевропейских культур, которые понимаются как одностороннее «воздействие европейской культуры на туземные». В дальнейшем концепции аккультурации становятся востребованными в качестве инструмента анализа межгрупповых (межкультурных) отношений в границах одной - неевропейской - культуры[3].
Так, например, Г. Бейтсон предложил рассматривать в контексте аккультурации разнообразные «случаи контакта внутри одного сообщества» - между старыми и молодыми, мужчинами и женщинами, плебсом и аристократией. Во многом благодаря исследованиям проблем межкультурного взаимодействия в обществах, проведенным Р. Парком, аналитические модели, публичные политики, нормативные ожидания и неформальные практики, имеющие отношение к интеграции групп иммигрантов в европейское и американское общество, ассоциируемые с метафорой «плавильного котла», концептуализируются в контексте аккультурации и ассимиляции.
И, наконец, релевантность концепта аккультурации не ограничивается только процессом вхождения иммигрантов в иное социокультурное пространство, но и охватывает максимально широкий спектр межкультурных взаимодействий и разнообразных процессов в границах своего – современного западного общества.
В своем современном значении аккультурация предполагает потенциальную способность культур к трансформации и интегрированию инноваций в сложившуюся систему ценностей, которые сопряжены с непрерывным переопределением смыслов и смешением контекстов. Тем самым создаются условия для постоянной переориентации в изменяющемся мире. При этом, как справедливо замечает Т. Туен, аккультурация приемлема в той мере, в какой она не затрагивает диакритические основания культур.
Теоретические подходы с точки зрения социологии повседневности позволяют лучше понять специфику межкультурного взаимодействия.
Согласно феноменологическим идеям А.Шюца, социальному взаимодействию грозит неудача, если, во-первых, нарушается постулат взаимозаменяемости точек зрения и, во-вторых, не совпадают системы релевантности участников взаимодействия. В первом случае при сбоях в понимании среди представителей одной и той же культуры речь идет скорее всего о субъективном дефиците, как минимум, у одного из участников взаимодействия, способности перевоплощаться, «перенимая роль другого». Однако психологическая сторона взаимодействия здесь не рассматривается, хотя и может быть принята во внимание в прикладном исследовании как субъективная причина сбоя социального взаимодействия. В случае межкультурного взаимодействия взаимозаменяемость точек зрения возможна лишь при дополнительной аккультурации представителя иного общества, в том числе его личных усилий по овладению содержанием естественной установки чужого общества. Однако эти усилия не полностью заменяют аккультурацию, что и является причиной остающихся трудностей межкультурного общения.
По Горфинкелю человек, будучи поставленным перед необходимостью практического действия в условиях сложной социальной реальности, вынужден все время решать вопрос о том «как поступить дальше?». При этом действующий пользуется так называемым документальным методом интерпретации. Поясняя функцию этого метода в своем исследовании, Горфинкель пишет, что реальное проявление поведения рассматривается здесь как «документальное свидетельство», как «указывающее на», как «замещающее» предполагаемый лежащий в основе паттерн. Причем, не только лежащий в основе паттерн выводится из своих индивидуальных документальных свидетельств, но и индивидуальные документальные свидетельства, в свою очередь, интерпретируются на основе «того, что известно» о паттерне, лежащем в их основе. Одно используется для разработки другого.
Интерпретируя ситуации, мы упорядочиваем их согласно образцу, паттерну, который мы знаем. Таким образом, документальный метод интерпретации − это основополагающий метод конструирования социальной реальности действующими участниками и исследующими этот процесс специалистами-социологами, а наличие в индивидуальном запасе повседневного знания общих паттернов (общих шаблонов поведения, образцов протекания ситуаций, типизаций), является еще одним обязательным условием успешного социального взаимодействия.
Наряду с осмысленностью как фундаментальным условием успешного социального взаимодействия еще одним таким обстоятельством выступает безусловное доверие к миру повседневности и к ситуациям, развертывающимся в нем. Доверие, по Горфинкелю, является «условием стабильных согласованных действий». Во многом благодаря его фундаментальным трудам роль доверия стала понятной в качестве необходимого условия любого социального взаимодействия и существования всякого социального порядка. В подтверждение этого теоретического положения Горфинкель поставил эксперимент, в котором вместо презумпции доверия к собеседнику, основанному на правдивости повседневных отношений, требовалось проявлять фундаментальное недоверие к нему. Эксперимент подтвердил практическую невозможность поддерживать себя в состоянии недоверия по отношению к участникам обыденного взаимодействия.
В межкультурной коммуникации могут возникать разнообразные ситуации с дефицитом смысла и дефицитом или излишним доверием у одной из сторон, неправильным использованием личного и публичного пространства, структур времени − все они развертываются по сценарию кризисного эксперимента, так как пружиной является взаимное незнание ее участниками паттернов и культурных ритуалов повседневного взаимодействия в конкретных ситуациях. Тем, кто работает бок о бок с иностранцами, часто приходиться быть свидетелем и даже участником таких ситуаций.
Таким образом, рассматривая разнообразные трудности адаптации, с которыми сталкиваются инокультурные мигранты в России, а также особенности межкультурной коммуникации при контактах представителей разных стран и этнических групп с жителями города, не следует забывать о том, что во многих случаях проблемы порождает скорее не разница этнических или национальных культур участников взаимодействия, а специфика социального пространства крупного города.
В 1930-ые годы американский социолог Луис Вирт, проводя исследования и разрабатывая теорию городского образа жизни, показывает, что здесь формируется особый тип личности. Он определяется специфическими характеристиками пространственной и социальной организации города, а именно: большой численностью населения, его высокой концентрацией и социальной неоднородностью. Именно эти факторы, по его мнению, детерминируют возникновение специфических черт общения горожан: его поверхностности, формальности, анонимного характера.
Сложности, вызванные большим количеством контактов, усугубляются тем фактом, что межличностные связи горожанина – это, как правило, сфера, в которую люди попадают, а не которую они сознательно выбирают. Очевидно, что в такой устойчиво воспроизводимой ситуации некая формальность контактов просто неизбежна.
Глава 2. Система образования
2.1. История развития начального и среднего образования
Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существовали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, до письменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н.э. и наметилось появление клинописной и иероглифической письменности как способов передачи информации.
Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обучения.
Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.
Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний».
В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
В древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II – VI века) при храмах организуются два типа школ – начальная (толь) и учебное заведение более высокого уровня.
В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум – грамматика, риторика, диалектика, и грамматические школы – учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырём предметам – арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В VI веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.
Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.
В эпоху становления трёхступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.
В исламском мире сложились два уровня образования. Начальный уровень давали религиозные школы при мечетях, открываемые для детей ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Второй уровень образования получали в просветительских кружках при мечетях. Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того, существовали четыре типа школ начального и повышенного образования: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, арабские школы для взрослых.
В период средневековья (XIII – XIV век) из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и на латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XX века коллегии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные колледжи или общеобразовательные учебные учреждения.
Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определённое влияние на формирование школ трёх основных типов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.
В католических и протестантских странах росло число городских школ начального обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католическая церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные школы для низших слоёв населения и начальные учебные заведения для знати. А также создавались благочестивые школы для бедных. На протяжении XV – XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этим изменятся социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в организации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.
В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:
· В Германии – городская (латинская) школа (в дальнейшем – реальное училище) и гимназия;
· В Англии – грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
· Во Франции – колледж и лицей;
· В США – грамматическая школа и академия.
В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.
В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы новой школы. Таким образом, класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результаты создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:
· Неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;
· Муниципальные колледжи и лицеи во Франции;
· Академии и дополнительные учебные заведения (high school) в США.
В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует система бесплатного обучения до 16 – 18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоёв общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.
В США в наше время реализуется два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).
В Англии существуют два типа общеобразовательной школы – начальная (с 6 до 11 лет) и средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.
К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элитная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная школа с уклоном в профессионально – техническую подготовку.
Во Франции сложились две структуры начального образования: бесплатного обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования в средней школе. Средние учебные заведения – лицей, колледж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.
В России действуют две системы школ – государственная (бесплатная) и частная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:
· Начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обучение на выбор родителей);
· Базовая средняя школа (5 – 9 классы)
· Полная средняя школа (10 – 11 классы).
В качестве основных образовательных систем в России функционируют массовые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одарённых детей или детей с отклонениями в развитии).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.
Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обучения.
Среднее профессиональное образование не только обеспечивала получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
Далее естественным образом перейдём к рассмотрению развития высшего образования.
2.2. История развития высшего образования
Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные, на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.
В Александрии в V—III вв. до н. э. — в эпоху эллинизма, стали создавать школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучались раздельно в связи с дифференциацией науки.
В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей степени образования был Платон. Он предполагал вовлечь в неё незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей — мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III вв. до н. э. и Аристотель, который считал необходимой третью — высшую ступень образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.
В эллинскую эпоху (308 – 246 до н.э.) Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum – место, посвящённое Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам – математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.
Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии. Окончание двухлетнего обучения в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.
В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. audiere – слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII – VIII веков – исключительно на греческом языке.
В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в своё время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны – своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».
Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например, монастырские высшие школы восходили к ранней христианской традиции. Это связано с господством церкви, сфера образования отражала религиозную идеологию.
В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные учёные и их ученики. Они дискутировали, читали и обсуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI – XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения – медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:
· Столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;
· Провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.
Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912 – 976 годы). Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания – богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лекционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.
Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.
В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях.
В Китае в период «золотого века» (III – X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали учёную степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».
В Европе на протяжении XII – XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс происходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства университетов.
В конце XI – начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).
Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.
Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали учёные степени – сначала бакалавра (после 3 – 7 лет успешной учёбы под руководством профессора), а затем – магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университеты Италии – римского права, университеты Испании – математики и естественных наук.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
2.3. Современная система образования в России
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге «школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Ф.С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
К сожалению, слепое копирование американского опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам. В то же время отрадно то, что большинство из них, воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания уделять именно личности человека, которого они учат, используя при этом самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению. Поэтому действительно талантливый учитель стремится именно пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенно если он работает в обыкновенной школе (хотя настоящий талант сможет увлечь детей и в таких условиях, но вот какой ценой...). Поэтому в частной школе, где, как везде в условиях рыночного подхода, «всё для клиента», таким людям выразиться проще - ведь если детям нравится в школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учеников достаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых «новых русских» не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность получения хорошего образования для своих детей.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется “образ человеческий”. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Обычно российское естественнонаучное образование оценивают очень высоко, считая его одним из лучших в мире. В пользу этого говорят блистательные результаты российских школьников на международных олимпиадах, а также высокий уровень подготовки российских сотрудников, работающих в зарубежных университетах или фирмах, в сравнении с западными коллегами. Примерно к такому же выводу приводят впечатления эмигрировавших педагогов, уже накопивших определённый опыт преподавания в российских школах и ныне преподающих в других странах.
Тем не менее, у этой точки зрения есть и оппоненты. Они ссылаются на низкий уровень массовой грамотности российского населения, особенно сельского, на невысокую образованность жителей многих малых городов, удаленных от столичных мегаполисов.
Вероятно это так. Однако есть все основания при оценке научно-образовательного потенциала той или иной страны вести сравнение по лучшей, наиболее образованной части населения. Хотя она может составлять относительно тонкий слой общества, именно эти лучшие — сами или через своих учеников — способны обеспечить высокий уровень научно-технического прогресса, воспринять и развить инновационные технологии в самых разных областях человеческой деятельности, провести аналитические оценки, необходимые для принятия стратегически важных решений и т.д.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.
Таким образом, можно отметить то, что образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда, окончив институт, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране.
Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности[4].
2.4. Культура, общество, образование
Проблемы современного общество все острее ставят перед каждым человеком задачу самоопределения, выработки своей активной жизненной позиции, нравственного выбора. Определение собственных ценностных ориентации, отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему — все это становится не абстрактной теорией, а насущной потребностью сегодняшнего дня, от чего зависит выживание всего человечества. Необходим новый тип культуры, ориентированный на человека, на гуманные ценности общества. Необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху.
Известно, что культура оказывает большое влияние на развитие, реформирование, совершенствование системы образования, особенно в кризисные эпохи в определенные исторические периоды. Например, изменение в культуре прошлого на заре существования человечества, когда традиционный опыт поколений уже не мог воспроизводиться усилиями отдельной семьи, привели к созданию института образования: была выделена определенная сфера со своим уставом, учреждениями, должностными лицами — педагогами. Накопившиеся за тысячелетия знания, трудовой опыт, наблюдения за природой, открытия требовали систематизации, концентрации, сохранения и его использования. Механизмом, осуществляющим эти функции, до сих пор служит возникший социальный институт образования со своими средствами и методами. Характерным признаком этого явления служит то, что семья с этого момента не может полностью взять на себя ответственность за подготовку детей к жизни в обществе.
Другой пример касается реформы образования в позднее Средневековье. Система образования в Средние века была представлена церковью и осуществляла религиозное воспитание. Семейные традиции передавали трудовые навыки в ремесле, сельском хозяйстве, производстве. Всем известные изменения в культуре потребовали реформы образования. Культурные события в жизни общества, оказавшие влияние на реформу, следующие: а) возникла экспериментальная наука; б) был открыт новый континент Америка; в) было изобретено массовое тиражирование знания — книгопечатание; г) была открыта классно-урочная система в педагогике. Вследствие великих географических открытий возросла интенсивность торговли с Китаем, Индией и другими странами. Возникла необходимость в таких кадрах, как кораблестроители, моряки, картографы, инженеры, математики, которых не готовила церковь. Купцы нуждались в особом образовании, опирающемся на реальные знания, помимо священных текстов. Все это привело к. качественному изменению системы образования. В первую очередь изменилась цель образовательной системы: подготовка души человека к вечной жизни (цель церковной системы) сменилась на светскую — освоение универсума земной жизни. Это повлекло качественное изменение содержания образования и, следовательно, его форм и методов. Индивидуальное обучение ученик-учитель сменилось на массовое классно-урочное. Образование из нравственного превратилось в профессиональное, то есть оно должно было давать индивиду профессию. Это предполагает всеобщую грамотность, поэтому в образовательном институте выделяются ступени: начальная, средняя, высшая, которые функционально охватывают все общество.
Что происходит при этом в культуре? Реформа позволила вывести систему ценностей из сферы института образования. Действительно, содержание профессионального образования обладает такими характеристиками как: объективность, общезначимость, научность и оно безразлично к ценностям индивида, класса, общества. Наука не содержит внутри себя этики. Современный ученый может находить смысл жизни в поиске истины и не заботиться о последствиях, результатах использования его идей, даже если они грозят привести к гибели всю планету. Это объективное следствие процесса дифференциации сфер жизни при исчезновении единства ценностей и норм.
Система ценностей общества, конечно, задает ориентацию образовательному институту, но он получает возможность быть автономным по отношению к ней. Система ценностей формируется в сфере культуры и передается существующей в обществе традицией. Например, хотя светский образовательный институт в 18-19 веках качественно отличался от церковного, однако на систему ценностей продолжало активно влиять христианство во всех западных странах.
Однако влияние христианства на ценности западного общества в наше время приобретает формальный характер. Новые ценности возникают под влиянием развития капитализма, в результате чего сформировался современный институт демократии и права, который запад пытается распространить на весь мир, и он немало преуспел в этом, если иметь в виду Россию. В культуре современного российского общества четко выражена ориентация на западный стиль жизни. Но не все замечают, что западный стиль жизни порождает глобальные проблемы такие, как экологический кризис, наркобизнес, терроризм, фундаментализм и т.д. Не секрет, что рыночная экономика развитых стран поддерживается за счет эксплуатации ресурсов стран «третьего мира». Поэтому западная демократия — это детально разработанный механизм существования общества с перенесением своих проблем на всю планету в целом, и заимствование западной идеологии приводит к разрушению традиционных обществ.
Например, возьмем наиболее привлекательную для нас идею свободы. Что означает так называемая свобода в свободном обществе? Свобода — это свобода от принуждения. Но в Западных странах стремление быть современным, модным, придерживаться передовых взглядов делает людей зависимыми от предпринимателей. Люди принуждены покупать вещи, если только они имеют модный ярлык. Они тратят деньги и время на то, чтобы из соображения престижа носить только модную одежду. В этом безудержном стремлении гоняться за фетишем тратится вся жизнь, которая превращается в спектакль абсурда.
По словам Н. Шриваставы, такая свобода больше похожа на переход от одного рода рабства к другому. Как только человек пристрастился к моде, он привыкает к поверхностному образу жизни, и его внимание постоянно занято тем, какую новую несуразность выбрать. Излишняя потребность в сырье для поддержания так называемого «выбора», истощает ресурсы Земли, создавая экологические проблемы. Высочайшую истинную свободу западные страны заменили на деньги. Еще Лютер совершил революцию, опираясь на представления о чести и совести, критикуя злоупотребления церкви, ее стремление к обогащению. В наше время деньги заражают все виды так называемой духовности западного мира. Большинство религий используют эту ориентацию на деньги и на власть.
Наихудший тип свободы, от которого страдает западное общество, — это свобода вести аморальный образ жизни. Свобода вседозволенности влечет самые ужасные вещи современного мира: убийства, насилие, предательство. Свобода выбора становится особенно разрушительной, когда входит в сферу брака. В результате этого разрушаются семьи. Дети не получают любви, руководящего влияния родителей, потому что они слишком заняты погоней за модой, деньгами, престижем. В раннем возрасте дети, не получая достаточно родительской любви, входят в сферу безнравственности. Средства массовой информации фокусируют внимание на насилии и сексе. Когда дети должны просто наслаждаться в раннем возрасте жизнью, полной радости и невинности, им агрессивно навязывают безумные идеи насилия и секса. К этим негативным явлениям ведет попрание хорошо испытанных вековых моральных устоев цивилизованной жизни.
Ориентировка на западный стиль жизни, на ценности западного общества разрушающе влияет и на российское общество. Культура в любом обществе — это результат его истории. Она отражает отношение человека к нравственным нормам, идеалам, целям и ценностям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает самый фундамент нашего общества. Культура, по словам Г. Померанца, «живой след достойно прожитой жизни». По словам Г.И Петровой, «Культура в отличие от цивилизации, это развитие Духа и совершенствование, преображение души через приобщение к Богу».
В современных условиях нестабильности российского общества на образовании лежит особая роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения культуры, упрочения мира и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии дифференцированности форм, методов и содержания ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь, по сути образование — это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем.
Образование — это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Однако современное образование нацелено только на продвижение в карьере, прогресс и достижение материальных благ. Не осознается подлинное значение духовных ценностей, что именно они дают ту нравственную опору, на которой строится прогресс. Бесспорным преимуществом советской образовательной системы было обеспечение гармоничного единства, воспитания и обучения в школе с мировоззренческими основами жизни общества. Именно это единство создавало противодействие негативным явлениям в обществе.
Мы спокойно и безучастно относимся к разрушению основ нашего общества. Например, в физико-техническом институте Ленинградского госуниверситета мемориальные доски, украшающие стены института и посвященные нашим соотечественникам — великим ученым мирового значения, таким как Курчатов, И.Е. Тамм и др., унесены и сданы на металлолом. Таким образом, воспитывается патриотизм к своему Отечеству!
Таким образом, при создании превентивных мер для пресечения негативных явлений общества огромное влияние имеет воздействие культуры на систему образования, а в свою очередь — восстановление нравственного воспитания в существующей образовательной системе. Что дает сегодня образование? Должны ли будущие физики гордиться достижениями отечественных ученых, которые действительно внесли вклад в мировую науку, на основе работ, которых строится наша экономика и промышленность? Что назвать патриотизмом? Или выбросить всю идеологию и ввести еще бесконечное количество инновационных программ, которые сегодня считаются модными? Если продолжать слепое подражание западному образцу демократии, без учета специфики русской действительности, то в результате осуществляется не свобода личности, а вседозволенность владеющих властью, не защита прав — а объединение криминальных структур по принципу: «ты — мне, я — тебе».
Таким образом, в современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании. Необходимо, наконец, отдать себе отчет, что безоглядное копирование западных образцов в образовании недопустимо, необходимо уважать традиционные ценности российского общества, задающие нравственную основу, гармонию в семье, стабильность и высокие моральные ценности в обществе, способные противостоять антигуманной индустрии Запада и разрушению личности.
Заключение
В результате нашего исследования мы можем сделать следующие выводы и заключение. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают
никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей
профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт
человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране.
Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не
утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ
распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории
"человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно
потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все
капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории
утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены
в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют
капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они
затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе я рассмотрела «процесс аккультурации».
Аккультурация – (англ. неологизм — acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого. Термин "Аккультурация" вошёл в научный обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением современной культуры американских индейцев.
Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Также в этой главе я рассмотрела проблему аккультурации иностранных граждан. И сделала следующий вывод. Рассматривая разнообразные трудности адаптации, с которыми сталкиваются иностранные граждане в России, а также особенности межкультурной коммуникации при контактах представителей разных стран и этнических групп с жителями города, не следует забывать о том, что во многих случаях проблемы порождает скорее не разница этнических или национальных культур участников взаимодействия, а специфика социального пространства крупного города.
Сложности, вызванные большим количеством контактов, усугубляются тем фактом, что межличностные связи горожанина – это, как правило, сфера, в которую люди попадают, а не которую они сознательно выбирают. Очевидно, что в такой устойчиво воспроизводимой ситуации некая формальность контактов просто неизбежна.
Во второй главе я рассмотрела систему образования. И сделала следующие выводы:
Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обучения.
Среднее профессиональное образование не только обеспечивала получение специальности, но и создавала условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
Таким образом, в современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании. Необходимо, наконец, отдать себе отчет, что безоглядное копирование западных образцов в образовании недопустимо, необходимо уважать традиционные ценности российского общества, задающие нравственную основу, гармонию в семье, стабильность и высокие моральные ценности в обществе, способные противостоять антигуманной индустрии Запада и разрушению личности.
Список литературы:
· Н.В. Бордовская, Педагогика. СПб, 2004, стр. 109
· Ю.Н.Солонин. Культурология. М.: Высшее образование, 2007
· Билз Р. Аккультурация // Антология исследований культуры. С-Пб.: 1997
· В.С.Левнев. Образование: традиции и инновации в условиях современных перемен. М.,1997
· Л.Д. Старикова. Система образования., М.: 2008
· А.М. Цирульников., А.Л.Медведев. История образования. М., 2000
· А.П. Садохин., Культурология: теория и история культуры.,М.: 2007
[1] Н.В. Бордовская, Педагогика. СПб, 2004, стр. 109
[2] Ю.Н.Солонин. Культурология. М.: Высшее образование, 2007
[3] Билз Р. Аккультурация // Антология исследований культуры. С-Пб.: 1997
[4] В.С.Левнев. Образование: традиции и инновации в условиях современных перемен. М.,1997