Курсовая Белевское кружево
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования РФ
Тульский государственный университет
Кафедра «Культурология и история»
Курсовая работа
по дисциплине «Культурное наследие Тульского края»
на тему «Белёвское кружево»
Выполнил: ст. гр. 420101 Бутко Д.С.
Проверил: Шеков А.В.
Тула, 2004
Содержание
Вступление ……………….. ……………………………………………………3
1. Современное состояние белевского кружевоплетения ..………………...6
2. Общая характеристика промысла …………….…………………………..10
3. История промысла ……………………….…………………………………11
4. Санитарные и культурные условия ………………..………………………14
5. Характерные технологические особенности плетения
белевского кружева ………………………………………………………..16
Заключение ………………….……………………………………………….....19
Список использованных источников ………………………………………….21
Вступление
С. В. Михалева (Музей-усадьба
А. Т. Болотова «Дворяниново»)
Кружевоплетение на Тульской земле — один из очень распространенных в прошлом видов женского рукоделия. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г.Белева в XVII-XVIII вв. Это кружево применялось исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и других районах области, возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек 7— 8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. В этих мастерских выплеталось тонкое нитяное кружево на французский манер типа «малин», «валансьен», «блонд» и др. Способствует распространению в этих краях кружевного дела в такого рода мастерских не только мода на тонкое дорогое кружево, но и хорошо поставленное дело на мануфактуре помещицы Протасовой в прилегающем к Белеву Мценском уезде Орловской губернии. Постепенно это ремесло распространяется довольно широко. В Ефремовском, Епифанском, Веневском, Богородиц-ком, Плавском уездах кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан.
Во второй половине XIX века центром искусств кружевопле-тения становится г. Белев. Уже в 50-е годы это художественное ремесло принимает здесь форму промысла, т.е. становится основным источником заработка для многих мастериц. В 60-е годы происходит разделение труда появляются скупщицы, которые налаживают сбыт продукции в Москве, Петербурге, в странах Европы и Востока, организуют обучение и поставляют мастерицам сырье, делают заказы на тот или иной ассортимент. В это время из числа мастериц выделяются особо одаренные, которые чаще занимаются созданием рисунков для кружевных изделий, по сколкам другие плетут кружево. Наивысшего расцвета кружевной промысел в г.Белеве достигает в 70 — 90 годы. Этому способствуют социально-экономические процессы эпохи развития капиталистических отношений. Это реформа 1861 г., давшая большой приток в промысел свободных крестьянских рук, соединившая Белев с Москвой и Курском построенная в это время железная дорога, ускорившая сбыт продукции.
Немалую роль в развитии кружевного дела в г. Белеве, как и других центрах России — Вологде, Белозерске, Нижнем Новгороде, сыграла Всемирная промышленная выставка в Веневе в 1873 г. и после нее мода в Европе на русские «валансьены». Становление художественно-стилистических особенностей Белевского центра происходит в период перехода домашнего ремесла в промысел. Истоки местного кружева следует искать в золотном монастырском кружеве и в западно-европейском типа «блонд».
От «блонд» в белевском кружеве закрепились сырье — черный и золотисто-желтый шелк и изначальный ассортимент — косынки, наколки, отделки для платья. В последствии здесь выплетались большие шали, детали или целые платья и легкие пальто-накидки, пелерины. Мерное кружево здесь выплеталось в небольшом объеме.
В фактуре и орнаментальных мотивах кружева г.Белева произошли значительные изменения, но, как и в «блондах», сетка фона играла здесь незначительную роль в организации композиции рисунка изделия. Мягкий, плавный рисунок белевского кружева выплетается тесьмой-полотнянской.
Вьющийся узор, как маленькая речушка между косогорами, заполняет собой всю площадь изделия, не оставляя почти места для сетки фона. В сложной композиции этого кружева нет строгого, четкого ритма, раппортности, что характеризует кружево других центров.
После революции в Белеве мастерицы были объединены в артель «Красный производственник», которая просуществовала до 50-х годов. Дешевый ассортимент из х-хопчатобумажных нитей не только не имел успеха на внешнем рынке, но не пользовался спросом и в нашей стране.
В 70-е годы благодаря старейшим и опытным мастерицам Мироновой Е.В. и Маношиной Т.И., которые до самой своей смерти зарабатывали себе на хлеб своим ремеслом, были организованы курсы по обучению кружеплетению, а затем небольшая мастерская при Белевской мебельной фабрике. Однако просуществовала эта мастерская недолго — несколько месяцев. В этой мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые в настоящее время являются единственными в городе мастерицами, владеющими приемами кружевоплетения.
Кроме коклюшечного кружева в Тульской области, как и во всей России, со второй половины XIX века получило широкое распространение крючечное кружево из хлопчатобумажных нитей. Легкое в обучении и исполнении, оно скоро вытеснило собою коклюшечное кружево в крестьянской среде и малообеспеченных слоях городского и посадского населения. Интерес к нему не пропал и сегодня.
Комарова Т., выпускница
ТОККиИ, рук. Скворцова О.А.
История и современное состояние белевского кружевоплетения
Актуальность проблемы. Бедевское кружево до настоящего времени недостаточно исследовано. Известны некоторые публикации, в которых обращается внимание на основные особенности элементов плетения этого кружева, дается технологическая характеристика. Однако кружевные произведения заслуживают внимания и историков-краеведов, и искусствоведов, и мастеров.
В последние 15 лет в Белеве и Туле ведутся работы по возрождению белевского кружева, делаются попытки восстановления угасшего промысла.
Цель работы заключается в выявлении основных этапов развития кру-жевоплетения в Белевском уезде и характеристике современного состояния.
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучении научной литературы по истории промысла,
- определении специфики каждого исторического этапа формирования и развития белевского промысла.
Степень разработанности темы о белевском кружеве существуют отдельные сведения в искусствоведческой литераторе. Это труды В.А. Фалеевой, публикации Р.А. Лукашевой, Л.А. Ефимовой, P.M. Белогорской, С.А. Давыдовой и др. Исследования С.А. Давыдовой характеризуют кружевной промысел в Тульской губернии по материалам комиссии Русского Гесмрафичсского общества в 1883г.
Практическая значимость работы. Данные материалы используются в учебном процессе ТОККиИ по специальности 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", а так же могут быть предложены мастерам, руководителям обьедннешш по кружевоплетению.
Новизна работы заключена в постановке вопроса истории развития белевского кружевного промысла, которая впервые получает обоснование в данном исследовании.
Основные этапы белевского кружевного промысла
В кружевном промысле условно можно выделить 4 этапа:
I этап. Возникновение кружевного промысла и формирование характерных технологических особенностей плетения кружева (1845 г.);
II этап. Расцвет белевского кружева (1860-1890 г.г.);
III этап. Упадок промысла (1913-1930 г.г.);
IV этап. Возрождение белевского круженого промысла (1970-2001 г.г.).
I этап. По сведениям, которые дает С.А. Давыдова, кружевной промысел в Белевском уезде Тульской губернии зародился в 1845 г. Он начинает развиваться с постройкой железной дороги, которая прошла через город Мценск, находящийся недалеко от Белева. В Мценском уезде Орловской губернии находилась мануфактура помещицы Протасовой. Это стечение обстоятельств способствовало распространению кружевного ремесла в Белевском, Одоевском уездах.
Первоначально кружева плели монахини Крестовоздвиженского монастыря, затем в помещичьих усадьбах, позднее в среде мещан.
Кружева, сплетенные в монастыре и в городе, отличались одно от другого по манере плетения. В монастыре плели тонкое многопарное кружево на манер мценского и орловского под названием "малин", "валансьен". Это мерное отделочное кружево для украшения культовых принадлежностей. Горожанки Белева выплетал и кружево сцепное, но это тоже было отделочное кружево, так называемые "верховые" оплеты к простыням и полотенцам.
II этап. Расцвет белевского промысла приходится на вторую половину XIX века - 1860-1890 г.г. В это время Белев становится центром искусства кружевоплетения. Белев связан с крупными городами и есть возможность торговкам в большом количестве вывозить их на продажу в Москву, Петербург, Нижний Новгород. В этот период изменился и усложнился ассортимент изделий. Кружевницы приступили к изготовлению целых вещей: предметов одежды (косынки, мантильи, кокетки, шарфы) и предметов быта (покрывала, скатерти). В Белеве в 1880 г. жили две сколочни-цы - госпожа Бокаева и Сошина. Сами же кружевницы только исполняли изделия по готовым сколкам, продажей кружева занимались торговки, имея при этом большую выгоду. Лучшее плетение было преподнесено ко Двору.
В период наивысшего рассвета белевского кружева плетением занималось свыше двух тысяч горожан, что составляло четверть населения города.
Художественное ремесло принимает форму промысла, т.е. становится основным источником заработка для многих мастериц. В 1873 г. неко-
торые из них зарабатывали по 20 - 30 копеек в день. К концу XIX столетия в фактуре и орнаментальных мотивах произошли значительные изменения. Решетка перестала играть главенствующую роль в композиции рисунка изделия, ее заменили разнообразные тесемки.
III этап. Спад производства кружева произошел по ряду социально-экономических причин, одной из которых было владение сбытом кружева скупщицами, что не стимулировало труд мастериц. В 1913 г. заработок кружевницы составлял в день 15 копеек. Ухудшилось качество кружева, оно стало выплетаться из толстых хлопчатобумажных нитей. В 1920-1930 г.г. в
Белеве создаются артели, однако был затруднен сбыт кружева.
IV этап. Первая попытка возрождения промысла в Белеве была по инициативе мебельной фабрики в 1970 г., организовавшей мастерскую. Однако она просуществовала несколько месяцев. В мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые долгое время оставались единственными в городе мастерицами.
С 1989 г. в Тульском училище культуры началась подготовка методической, материальной, кадровой базы для создания нового отделения и специальности "Художественное кружевоплетение", которая была открыта в 1992 г.
Среди первых преподавателей отделения работу начинала О.А. Скворцова, член Союза художников России, народный мастер, исследователь белевского кружева.
Среди первых выпускников Кучерова В., Русакова Л., Фомина О., Курбатова Л., Мальцева А. и др., продолжающие традиции белевских кружевниц и пропагандирующие белевское кружево на выставках в г. Туле и области.
Давыдова С.А
.
Кружевной промысел в г.Белеве
Тр. комиссии по исследованию кустарной
промышленности в России.-СПб., 1883.- Вып. X
Общая характеристика промысла
Почти все беднейшее население г. Белева занимается плетением кружев. Промысел этот, дающий известный доход мастерицам, единственный, обеспечивающий до некоторой степени их существование, находится в полнейшей зависимости от местных торговок. Кружевницы же лично ровно никакими материалами для производства плетения не запасаются и ни в какие сделки , помимо торгов, никогда не вступают.
Точно измерить время, посвящаемое мастерицами кружевным изделиям, весьма трудно. Слушая плетельщиц, можно подумать, что он работают круглый год. Между тм, он и садам, и огородам своим уделяют не мало времени, и попраздновать не прочь — так что в общей сложности более 208 дней или 8 месяцев в году на долю кружевного промысла отнести нельзя. Kpoме маленьких девочек, еще совершенно неопнтных плетельщиц, в г. Белеве удалось насчитать до 2000 мастериц. Значительная часть из них принадлежите к мещанскому сословию, другая, наименьшая,—к семьям обедневших купцов. Впрочем, строго разграничить оба сословия кружевниц, благодаря малой общительности местного населения и однообразной внешней обстановки, мне не удалось. Не смотря на рассказы белевских жителей, будто бы некогда у помещиков окрестных сел и деревень крестьянки иного занимались кружевными работами, в настоящее время среди сельского населения никто типичного белевского образца кружев не плетет. Только в нынешнем году можно было отметить первые попытки завести подобное рукоделье в селе Семенов, очень упоминается в путевых заметках, предпосланных настоящему очерку. За -то прямых и притом весьма точных последовательниц белевских мастериц мы на ходим в г. Одоев, где кружевной промысел основался сравнително еще недавно. Продержавшись несколько лет как бы в вассалъвыхъ отношениях к г. Булеву, одоевский кружевной промысел наконец открыт настолько, что мог отложиться от своего властелина и зажить самостоятельною жизнью.
Таким образом, в настоящее время г. Белев является главным центром производства кружев исключительно во всем уезде. К нему примкнула маленькая слободка Челюскина, находящаяся, как нам уже известно, на рубеже смежного Одоевского уезда, выделывающая совершенно своеобразное кружево и неимеющая, помимо г. Белева, никаких отношений с местами сбыта.
История промысла
Относительно давности существования кружевного промысла в г. я слышала весьма различные мнения и указания. Привожу их здесь целиком: некоторые старожилы рассказывали, что белевское кружево плелось испокон веков; употреблявшееся исключительно для убранства постелей, полотенец и вообще верхних отделок, оно называлось у них кружевом „верховым". Впоследствии мастерицы стали выплетать воротнички и модести. Последние особенно ценились, считаясь верхом щегольства в дамских туалетах. Единственным местом сбыта долгое время была Москва. Неудобства, сопряженная с путешетжями до открытия Московско-Курской железной дороги, не поощряли белевщиц к частым выездам в этот город, что имело, по словамъ пожилыхъ лиц, свою хорошую сторону, так как мастерица работали не торопясь, а потому и сами изделия отличались особенной изящностью и красивостью исполнения. В подтверждение сказанного одна из старушек показывала полотенце, обшитое старинным белевским кружевом. Полотенце это, говорила она, принадлежало её матери, получившей его еще в приданое. Судя по технике работы и очертания рисунка, не может быть сомнения в том, что кружево это местного происхождения, только сравнительно гораздо лучшего и более тонкого плетения.
Другая пожилая женщина передавала, что кружево в г. Белеве стали плесть всего 35 лет тому назад, а мещанки много занимались тканье суконца, употреблявшегося монашествующими для домашнего обихода. В печатных источникам по этому поводу мы находим следующие указания: „прототипом белевских кружев пол столетия тому назад были так называемые „фарботы": это дешевое из разноцветных ниток, по примеру михайловского (Рязанской губ.), плетение для отделки крестьянских передников и платков. Улучшаясь время от времени, фарботы превратились в изящные кружева и в смысл искусства приняли правильную организацию. Таким образом!., одна, например, плетельщица приготовляет кружева белые из шелка и ниток, другая—такие же, но со „сканью", т. е. разноцветным, бордюром, третья—черные шарфики и так называемые ,польки" или головные украшения. Это самый большой сорт работы. Есть дома, где работают кружева только аршинные для отделки постельных принадлежностей и носовых платков". Кто сколько нибудь знакомь с техникой кружевного производства, тот поймёт сейчас же, что между михайловским плетением (Рязанской туб.), употребляемым именно для отдели крестьянских фартуков, и белёвскими кружевными изделиями такая громадная разница, что считать первое как бы прототипом второго решительно невозможно. К тому же самое название, „фарботы", в Михайловсвом уезде вовсе неизвестно, в потому непонятно, как оно могло быть занесено из Рязанской губ. в г. Белев. Да и помимо сказанного мало вероятно, чтобы белевские мастерицы, заимствовав у михайловских плетение кружев, в высшей степени легкое по исполнению, требуемое в большом количестве местными крестьянами, вследствие чего сбывать его возможно без всякого посредничества,—чтобы в Белеве, говорим, мастерицы все поголовно перешли на изготовление такого образца кружев, которое, по условиям своего сбыта, ставить их в полнейшую зависимость нескольких лиц. Сопоставляя все взгляды, и мнения, можно с большей вероятностью предполагать, что кружево в г. Белеве, как и во многих других местностях России, впервые плелось в семьях зажиточного купечества, а затем постепенно переходило в среду мещан. Последние же, находясь в местности, изобилующей монастырями, занимались тканьем суконца, расходившегося во множестве даже за пределами уезда. Упадок требования на суконце, совпавший с усиленным спросом на русское кружево, очевидно, должен был способствовать замене одного рукоделья другим.
Таким образом, легко будет согласить кажущееся разноречие во мнениях белёвских жителей и считать, что до степени вполне организованной промышленности кружевной промысел достиг всего 35—40 лет тому назад, между тем, как ранее плетение кружев составляло занятие лишь некоторой части населения г. Белева.
На последующее развитие кружевного промысла в данной местности особенно сильно повлияло проведение железного пути от Москвы на Курск через Мценск. С открытием правильного пассажирского движения этот последний город стал для белевских торговок кружевным товаром удобнейшей точкой отправления далее на север, на юг в на восток, благо путешествие по чугунке не представляло более ни особых затруднений, ни значительных, затрат. С этой же минуты кружевной промысел в г. Белеве начал видимо принимать более широкие размеры. Однако, усилившееся требование на кружевные изделия неблагоприятно отразилось на качестве плетения. Пользуясь конкуренцией, возникшей между торговками, и желая в то же время не упустить случая набрать побольше заказов, мастерицы спешили с исполнением работы, вносили в нее большую небрежность, будучи уверены, что всяк товар сойдет у них с рук.
Только что намеченный черты из жизни кружевного промысла в г. Белеве указывают на его постепенный рост, без колебаний и скачков вперед или назад. Сообразно этому материальная сторона жизни кружевниц становилась несколько более обеспеченной. Это уже видно из сопоставления газетных данных, приведённых в первой главе очерка. Так, в 1863 году заработок плетельщиц равнялся всего 9—15 к. в сутки; десять лет спустя кружевницы могли зарабатывать уже от 20—30 к. в сутки; в настоящее же время мастерицы получают выше 30 к. в день. Точные размеры заработков мы увидим ниже, теперь скажем только, что весе факты ясно говорят за относительное процветание промысла.
Санитарные и кулътурные условия
Зимой работа у кружевниц начинается “как станут благовестить к заутрене", часов в 5 утра; кончается же она в 12, а иногда я в час ночи. Мастерицы говорят: „зимой плетение идет скорей; чего днем недоделаешь — вечером дело сделаешь"! Летом — что и говорить!—Утро заспишь—не раньше часов 6 за дело возьмешься, а станет темнеть -сложишь подушку, да около ягод походишь, вот мало и наработаешь". „На обед, что летом, что зимой время не много идет: с роздыхом более часа не возьмет!"
Продолжительность зимнего рабочего дня при неудобном положении мастериц, сидящих нередко в полуоборот к подушке, причиняла бы конечно самые серьезные недуги бедным труженицам, еслибы не частые роздыхи в вид праздников, да летние добровольные каникулы.
Однако при этом нельзя сказать, чтобы белевские мастерицы отличались особенно здоровым видом. Слишком ранний труд с малолетства налагает отпечаток усталости и утомления на каждое личико кружевниц. Жалоба на боль затылка, спины и груди я ломоту в ногах слышатся постоянно. Хорошо еще, что зрение мало страдает; по крайней мере жалобы на слабость глаз, на боль или совершенную невозможность продолжать работу вследствие ослабления зрения я не слышала. За то общее культурное состояние семей кружевниц прямо указывает на то, что ни минуты они не затрачиваюсь на дело, считающееся ими непроизводительным.
Bсе помыслы их направлены на заработок; для образования же девочек, хотя бы самого элементарного, недостает времени, и это обстоятельство сильно отражается на всем характере и отношениях местного населения. Между тем, в школах в Белеве недостатка нет. Там насчитывается до десяти учебных заведений, именно: прогимназия, уездное училище, два духовных училища,—одно для мальчиков, другое для девочек,—четыре народных училища, одно двухклассное училище поэта Жуковского и одно городское женское училище. Во всех этих заведениях в 1880 году обучалось 524 мальчика и только 132 девочки. Но и это небольшое количество учениц поступает из семей более зажиточных обывателей города Белева. Общий упадок экономического положения города в этом случае, конечно, является самым сильным и непобедимым препятствием развитию умственной жизни кустарей-кружевниц. И в самом деле, где же садить девочку за букварь, когда семья чувствует крайний недостаток в средствах к существованию. Обстановка каждой семьи кружевниц прямо заявляет, что даже возвышенный заработок мастериц не в состоянии удержать равновесия в бюджете, ежегодно нарушаемого, благодаря постоянному росту цен на все жизненные продукты. Таким образом проходит год за годом, не внося в быт кружевниц ни культурных, ни материальных улучшений.
Русакова Л., выпускница ТОККиИ,
преподаватель МОСШ №23,
рук. Скворцова О.А.
Характерные технологические особенности плетения
белевского кружева
Актуальность темы. В литературе, освещающей художественные ремесла, достаточно подробно описан процесс плетения основных элементов кружева, имеется и описание технологических особенностей плетения кружева в Ельце, Михайлове, Вологде, Кирове, Кашире. Особенности плетения кружева в Белевском уезде в общих чертах описала С.А. Давыдова. В последнее время интерес к кружеву активизировался. Для более глубокого изучения и возрождения кружева необходимо описание технологии его изготовления.
Цель работы заключается в подробном описании технологического процесса плетения белевского кружева.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Анализировались технологические процессы изготовления белевского кружева, давалось описание основных элементов,
2. Определялись художественные особенности белевского кружева на основе материалов музейных коллекций и работ современных мастериц.
Степень разработанности темы. В трудах С.А. Давыдовой, работах современных специалистов (Фалеевой В. А., Работновой И.П.) дается описание особенностей отдельных элементов плетения белевского кружева, отмечается своеобразие в орнаментике, композиционных приемах.
Практическая значимость работы. Материалы данной работы используются в учебном процессе ТОККиИ, МОСШ №23 г. Тулы.
Характеристика белевского кружева
Технологический процесс составляют следующие этапы:
1. Сбор материала и изучение белевского кружева,
2. Составление эскиза изделия,
3. Составление сколка изделия и подбор ниток,
4. Плетение изделия.
Опишем подробнее каждый этап технологического процесса.
1. Сбор материала следует начинать с изучения литературы, альбомов из фондов музеев России, анализа фондов тульских музеев (музей изобразительных искусств, ТОИАиЛМ, Одоевского и Белевского краеведческих музеев).
Особенность белевского кружева заключается в ассиметричном построении фестонов (вилюшка выкладывается таким образом, что орнамент кажется симметричным), чередовании в фестонах плотного и редкого полотна (полотнянка с перевивом всех пар не выплетается, а изменяется на подобие тесемки). Если в тесемках две ходовые в середине, они
либо меняются местами, либо проплетаются в полный заплет. В белев-ском кружеве используются тесемки - "Сливки-восьмерки", "Змейки", "Россыпь". При более тщательном рассмотрении образцов белевского кружева, можно сделать вывод, что в нем самым распространенным мотивом является "белевский вирок". Узоров в белевском кружеве мало, однако стоит отметить, что сколочницы прорабатывали один и тот же мотив таким образом, благодаря тесемкам, расширениям полотнянки, вводя насновки, что он становился необыкновенно красив. Следует отметить, что производным данного мотива является "белевский вирок". , который выплетается из 1 пар коклюшек, вперевив крайних долевых пар, с применением прямоугольных носновок. Белевское кружево характеризует отсутствие решеток или редкое использование простейших решеток для создания фона.
2.Изготовление эскиза мотива "белевский вирок" строится на использовании тесемок. Проработав разные формы мотивов, предлагаю эскиз белевского кружева с использованием прямоугольных насновок и двух тесемок.
З.При изготовлении сколка учитывается ширина полотнянки и особенность белевского кружева - отсутствие свободных наколов. Сколок составляется на основе фактуры и с учетом толщены ниток. Ширина полотнянки 7 мм. там где прокладывается тесьма, ширина 1,5-3 см.. В плетении возможно применение двух видов тесемок.
4.Таким образом, из основного элемента "белевский вирок", получилась небольшая салфетка.
Особенность белевского кружевоплетения - необязательное начало и завершение плетения в одной точке. Для удобства, как и данном случае, возможно начать плетение в точке А, а зашивку произвести в точке Б, для плетения необходимо 7 пар коклюшек. Сцепление петель производится тонким вязальным крючком.
Заключение
Приступая к очерку деятельность современных нам кружевниц в г. Белеве я указала никоторые печатные источники, могущее послужить не только для сравнения современного положения промысла с прошедшим, но также и для оценки его значения для местного населения.
В 1873 году, как видно, в г. Белеве изготовлялось кружево на cумму не свыше 15,000 р. в год.
Ежели допустить, что количество рабочих дней в году равнялось тогда 208 и что наименьший дневной заработок мастерицы был 20 к., то, помножив одно число на другое, мы получим годовой заработок кружевниц, равный 41 р. 60 к. Имея эту цифру, мы жожем определить количество лиц, избравших в 1873 году кружевное дело своей специальностью, так как в этом году, согласно печатным источникам, кружевного товара было наготовлено на сумму 15,000 р. И так, разделив 16,000 на 41,60, мы получим частное = 350, т. е. числу кружевниц, находившихся в 1873 году в г. Белеве.
Какова же однако должна была быть потребность в заработках за последнее столетие, каково также и требование на русское кружево, если микроскопическая суммы 1873 года могли возрости до тех громадных размеров, какими мы знаем в 2003 году!
И в самом деле, ничтожное, можно сказать, по численности к значению своему в местной торговли гнёздышко кружевниц разрослось до большого центра, где в настоящее время работает около 1000 мастериц, вносящих в общий торговый оборот не малую сумму. Такое быстрое развитие кружевного промысла в г. Белёве не дает нам однако права рассчитывать на дальнейшее процветание, если для улучшения его не будут приняты некоторые меры. Настоящее исследование выдвигает и те существенные недостатки, которые могут более всего мешать правильному ходу и постановка кружевной промышленности в данной местности. Так, например, неумение большинства мастериц обходиться без помощи специальных сколочниц ставитъ их в совершенно исключительную зависимость от торговок. Нельзя не отметить также пагубной, хотя до некоторой степени и вынужденной, наклонности мастериц спешить выполнением заказов, вследствии чего является небрежность и неотчетливость в работе, неблагоприятно отзывавшаяся на заработках самих же кружевниц и на ценах их товара. Слишком ранняя эксплуатация труда маленьких девочек, подтачивающая их нежный организм, также напрашивается на внимание. Словом, если кружевной промысел при известных благоприятных условиях и дошел в своем развитии самостоятельно до замечательных результатов, то теперь крайне необходимо с осторожностью и умением придти ему на помощь, научить мастериц как „мечтать", придумывая сколки, как их рисовать и как получше и поизящнее выплетать по них кружева. Во всех этих случаях приходится обращать свои взоры к школе. Обязательное в ней обучение рисованию, правильными приёмами в плетении кружева и составлению сколков, благодаря практическому своему характеру, неминуемо привлекло бы в школы значительное число девочек, даже из беднейших семей, и тем самым благотворно повлияло бы на всю жизнь будущих кружевниц. Помимо этих условий рассчитывать на прочное будущее кружевного промысла в г. Белёве едва-ли возможно.
Список использованных источников
1. ДАВЫДОВА С.А. Кружевной промысел в г.Белеве // Тр.
комиссии по исследованию кустарной промышленности в России.-
СПб., 1883.-Вып. X.-С.2767-2797.
2. МИХАЛЕВА С.В. г.Белев - один из древних центров кружево-
плетения // Материалы Свода памятников истории и культуры
РСФСР: Тул. обл.- М., 1977.- С.66-67.- Библиогр.: с.67 (2 назв.).
3. Краеведческие чтения, посвящённые 220-летию образования
Тульской губернии. – Тула Б.И., 1997
4. Умельцы и исследователи нового тысячелетия. – Прокопец. О.Н.-
Тула, ГУДПО ТО «УМЦ», ИОО, 2001, с.60.