Курсовая

Курсовая Анализ молодежных субкультур в российском обществе

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Министерство образования и науки Российской Федерации


Новосибирский Государственный Технический Университет


Факультет Гуманитарного Образования

Кафедра Социальной работы и Социальной антропологии


Курсовая работа по теме:

Анализ молодежных субкультур в российском обществе.





Выполнила:

Изосимова Е.А.

Группа: Сан-62
Проверила:

Осьмук Л.А.
Новосибирск, 2008 г.


Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3
1.    
Молодежные субкультуры


1.1.        
Определение понятия молодежной субкультуры…………..8


1.2.        
Форма и содержание молодежных субкультур…......……....11


1.3.        
Функции молодежных субкультур и причины их формирования…………………………………………………..14


1.4.        
Роль молодежных субкультур в процессе социализации личности……………………………………………………....…17

2.    
Молодежные субкультуры в российском обществе.


2.1.    Появление молодежных субкультур в России…………….…..21

2.2.        
Строение молодежных субкультур в России………………….22


2.3.        
Виды молодежных субкультур в российском обществе……..24


2.4.        
Взаимодействие молодежных субкультур с обществом...……32

Заключение……………………………………………………………..…….37

Список использованной литературы……………………………………...39


Введение

Актуальность темы: Обилие молодежных субкультур является проявлением плюрализма современного общества. Потребность современной молодежи в самовыражении так велика, что субкультурные сообщества развиваются даже вопреки запретам. Современные субкультуры России (в основном заимствованные у Запада) проявляют активное сопротивление современному обществу. Современное же общество идет по дороге глобализации. Люди противятся глобализации, не хотят потерять свои национальные преимущества, но, тем не менее, активно внедряются в систему молодежных субкультур.

При обилии вещей, таких как Интернет и СМИ, заметно упрощающих нашу жизнь, у каждого человека появляется необходимость в идентификации себя в обществе уже сто стороны духовной. И эту возможность для молодежи представляют молодежные субкультуры, дающие возможность либо отождествить себя с ними, либо противопоставить.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Представляется важным изучение структурно - функционального аспекта субкультур. Структура – это то, из каких ценностей и норм, ролей и позиций, состоит субкультура, то есть именно из изучения структуры мы можем сделать выводы о влиянии субкультуры на человека. Тогда как функция – это та смысловая нагрузка субкультуры, которую она несет в общество, то есть это влияние человека на общество.

Научно-теоретическая степень разработанности проблемы:  Проблема отношений молодежных субкультур и общества представляет собой малоизученную область социологического знания. Чтобы показать степень изученности этой проблемы, потребовалось привлечение знаний смежной науки (культурологии) и разных сфер социологии.

Обращение к зарубежным и отечественным исследованиям, составляющим основу общесоциологических теорий общества и культуры, показывает, что на таком уровне проблемы субкультур и их молодежных видов разработаны недостаточно.

Среди работ зарубежных авторов были исследованы труды П. Бергера, Э. Гидденса. Среди исследований отечественных ученых – П. Сорокина, Руткевича М.Н., Рубиной Л.Я. Их изучение позволило определить культуру как один из важнейших факторов развития общества и как систему, имеющую многообразие форм, не всегда относящихся, в то же время, ко всем субъектам общества, в котором функционирует эта культура. Зачастую эти формы культуры относятся к определенным социальным общностям, группам, пользующимся какой-либо частью культурных ценностей. В этом многообразии культурных форм есть некие культурные и социальные подсистемы, не только близкие к культуре и обществу по структуре и некоторым свойствам, но и далекие от них и имеющие различия в содержании. Эти особые культурные формы по-разному конкретизируются исследователями. Например, Э. Тирьякян раскрывает сущность изотерической формы культуры. Вместе с тем, в научных исследованиях встречаются и другие определения таких культурных форм, в частности - как субкультур. В целом же, в исследованиях культуры, проведенных разными учеными на таком уровне, встречаются наиболее общие представления о субкультурах без конкретизации их содержания.

На уровне межотраслевых теорий проблема взаимодействий молодежных субкультур и общества изучена глубже. Так, в области исследований субкультур просматриваются два направления - культурологическое и социологическое - позволяющие говорить о наличии в субкультуре культурной основы, социальных свойств, взаимосвязей с культурной и социальной системами. В культурологическом направлении наиболее важными представляются исследования субкультур, выполненные Т.П. Мальковой и П.С. Гуревичем, в которых определяется содержание и место субкультур в системе культуры. В социологическом - выполненные М. Брэйком, Ю.Н. Давыдовым, Л.Г. Иониным, Л.И. Михайловой, К.Г. Мяло, Н.П. Петровой, И.Б. Роднянской, З.В. Сикевич, Н. Смелзером, М. Топаловым, А. Флиером, С.С. Фроловым, Т.Б. Шепанской. В работах этих авторов указано на социальную суть субкультур и их молодежных видов, раскрыты некоторые их особенности и признаки, классифицированы известные субкультуры. Вместе с тем, систематизация знаний о субкультурах, проведенная этими учеными, специфична. Она либо связана с другими социальными условиями, существенно отличающимися от современных, либо ее цель состоит в актуализации и рассмотрении других моментов в развитии и социальном проявлении субкультур и их молодежных видов.

Определение степени изученности современных молодежных субкультур предполагает выявление уровня исследований сферы молодежной жизнедеятельности, как сферы жизнедеятельности субъектов молодежных субкультур. Тема молодежи глубоко проработана в трудах В.Н. Боряза, В.В. Долгова,  Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Л.И. Михайловой, К.Г. Мяло, И.Б.  Б.А. Ручкина, В.Е. Семенова, И.Б. Сесюниной, З.В. Сикевич,  И.А.Суриной, М. Топалова, Ф.Г. Хайруллина, А.Г. Харчева, В.И. Чупрова и других исследователей. Эти авторы в систематизации сведений о молодежи особо останавливаются на вопросах ее ценностных ориентации и социализации, формирования групп, влияния социальных факторов и специфических особенностей возраста на формирование сознания и отношения к действительности. Такие подробные исследования, без сомнения, свидетельствуют о высоком уровне познания молодежных проблем, однако, в отношении социальных взаимодействий молодежных субкультур и общества многие вопросы остаются нерешенными. В частности, это вопросы  социального статуса, социальной роли и социального характера молодежи, решение которых имеет особую значимость при определении различий в результатах деятельности молодежи, в условиях формирования молодежных субкультур разной социальной направленности.
Научная проблема: Молодежные субкультуры – это, прежде всего, проявление деятельности современной молодежи, отображающее ее потребности и цели, мотивы и стимулы. Процессы, происходящие в нем, затрагивают как культурологическое, так и социологическое и психологическое знание.

Проблемы молодежной субкультуры чаще всего рассматриваются в рамках концепции социализации. Смысл молодости как определенного жизненного периода заключается в переходе из одного социального статуса (детского) в другой (взрослый). Споры вызывают, как и временные рамки молодости, так и существование субкультур как таковых. Противники идеи субкультур утверждают о том, что молодежное общество и так сильно дифференцированно, обладает самыми разными ценностями и мировоззрениями, и лишь условно могут быть объединены в общности, и лишь некоторые из них можно отнести к разряду субкультур.

Таким образом, научная задача анализа субкультур состоит в том, чтобы понять разницу между формой и содержанием современных субкультур, описать их проявление и влияние на молодежь, оценку самой молодежи себя самих в субкультурах и их ценности.
Объект исследования:

Молодежные субкультуры.
Предмет исследования:

Форма и содержание молодежных субкультур.
Цели исследования:

Анализ форм и содержания субкультур с последующим выявлением их структуры и взаимодействия с современным обществом.
Задачи:

1.     Уточнить понятие молодежной субкультуры.

2.     Проследить типологию (классификацию) молодежных субкультур, в зависимости от различных факторов (идеалов, музыки, политических взглядов).

3.     Исследовать историю появления и развития молодежных субкультур в российском обществе.

4.     Выяснить как взаимодействует человек и молодежная субкультура,  молодежная субкультура и общество.

5.     Выявить и проанализировать структуру и функции молодежных субкультур.


1.    
Молодежные субкультуры.


1.1.        
Определение понятия субкультуры.


В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Точного определения такому понятию, как субкультура нет, поэтому стоит провести экспликацию содержания данного понятия.

Понятие "субкультура" (subculture) впервые использовал Т. Роззак в середине 30-х годов. Он употреблял его для определения таких социальных конструктов как "богема", "золотая молодежь", "земляки" и пр.. С этого времени термин "субкультура" стали использовать в самых разных конотациях. Можно вполне согласиться с Михаилом Соколовым, что "понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребимых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные".[1]

Разные исследователи использовали понятие "субкультура" в разных конотациях. Например, Брейк определял субкультуру через понятие "нормы" и "стиля жизни", то есть субкультура по Брейку это нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе.

Б. Филипс определяет субкультуру как систему ожиданий и целей, широко разделяемую внутри некоторой подгруппы общества.

В энциклопедии социологии, дается такое понятие субкультуре, как  система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Но в этом определении раскрывается только ее сущность.

Главными критериями выделения субкультур социологи Чикагской школы (Р.Парк, Ф.Трэшер, Л.Вирт и др.) признавали замкнутость, а также формирование собственных установок и норм. Определение границ культуры в социологии связывается с социальной стратификацией общества. Под субкультурой понималась совокупность норм, определяющих поведение отдельных групп индивидов, которые противопоставляют себя обществу и отличаются специфическими привычками, образом жизни и поведением.

По мнению Дж.М.Йингера, поскольку социологи подчеркивали, что напряжение между социальным порядком и культурой приводит к отклонениям, они чаще представляли ее как нормативную, а субкультуру  — как отклоняющуюся систему. Позднее в оборот даже вводится новый термин “контркультура” для характеристики жизненного уклада замкнутой группы, установки и ценности которой представляют собой негативную интерпретацию традиционной культуры.

Подобное определение дает и Г. Мердок: “Субкультуры представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Субкультуры дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формированию устойчивой идентичности”.

Толстых А.В. дает определение  субкультурам как общностям людей, объединенными общими интересами, заранее заложенными в той или иной субкультуре.

По мнению П.С. Гуревича, субкультуры – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами.

Итак, прежде всего субкультура -  это социальная группа, то есть конкретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество. Эта группа выделена из социума набором общих признаков, то есть для признания группы людей субкультурой необходимо доказать общность их отличия, более того они должны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Отличия, которые выделяют сообщество в субкультуру лежат, прежде всего, в социально-культурной, а не в социально-экономической плоскости, хотя, конечно, они (эти плоскости) взаимосвязаны и часто пересекаются. Поэтому, обобщая, можно сказать, что эти субкультурные отличия вызваны общим для данной конкретной группы способом конструирования реальности. Таким образом, мы приходим к представлению о том, что субкультура - это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осознающая свое отличие как внутреннее сходство.

Понятие, наиболее отражающее содержание молодежных субкультур, была дано И.С. Коном: «Молодежная субкультура — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[2]

Л.Г. Ионин, сам процесс появления молодежной субкультуры называет «культурной инсценировкой».

В рамках подходов социологии культуры молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни.[3]

Молодежная культура – еще один пример субкультуры.[4] То есть ее разновидность, представленная молодежью.
1.2.  Форма и содержание субкультур.

В современном обществе существует значительное многообразие молодежных субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные субкультуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику молодежных субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Таким образом, стоит определить типологию, и этим раскрыть понятие формы молодежных субкультур.

Существует несколько типологий молодежных субкультур. Они отличаются по признаку, по которому субкультуры можно было бы отличить друг от друга.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

1.                политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2.                эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3.                нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4.                радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5.                субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6.                субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

7.                субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга.
В этой типологии основным фактором, определяющим субкультуру является то, как позиционируют себя в обществе члены той или иной общности.
Фролов С.С. предложил следующую типологию молодежных субкультур:


1.                Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2.                Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3.                Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4.                         Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники).
В этой типологии упор идет на идеологию и ценности молодежной субкультуры, то есть оценка сущности самих себя, вопрос извне в само содержание.

Таким образом, мы видим разницу между формой и содержанием субкультур.

 Форма субкультур – это набор норм, ценностей, правил, запретов, их внешнее проявление, их оценка со стороны общества. Содержание же – это непосредственное ядро, явления, происходящие внутри группы.
1.3. Функции молодежных субкультур и причины их формирования.

Любое образование в обществе несет на себе какую-либо  смысловую нагрузку. Так же и молодежные субкультуры необходимы для функционирования общества. Рассмотрим причины, по которым молодежь нуждается в образовании субкультур.

Прежде всего, это один из институтов социализации. Молодежная субкультура – это своеобразная школа для молодежи, которая учит их ценностям и нормам. В России молодежные субкультуры пришли на смену Комсомолу.

Субкультуры служат человеку некой опорой и направлением. А при таком обилии вещей заметно упрощающих нашу жизнь, таких как СМИ и Интернет, человеку просто идентифицировать себя в обществе. Здесь субкультура выступает как разграничитель между «своими» и «чужими». Люди могут, как отождествить себя с субкультурой, так и противопоставить себя ей.

Таким образом, молодежная субкультура выполняет еще и дифференцирующую функцию. Люди не хотят быть одинаковыми, а напротив, каждый раз чувствовать свою  индивидуальность, но при этом не оставаться одним.

Так же молодежная субкультура несет в какой-то мере и дисциплинарную функцию, накладывая на человека определенные обязательства, ограничивает запретами. Так, к примеру, представители течения  Straight Edge полностью отказываются от курения, алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых связей.

Немало важной функцией молодежных субкультур является адаптивная функция. Для молодого человека очень важно не оставаться одному, он ищет поддержки, и адаптируется под общество в какой либо из молодежных субкультур, «вливаясь» в течение жизни, и чувствуя свой вклад в процессы, происходящие в обществе.

Интегративная функция молодежной субкультуры проявляется в разделении общества на тех кто в определенной субкультуре, и кто против нее, делит людей на членов субкультур и «остальную массу».

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежные субкультуры просто повторяет телевизионную субкультуры.

Всем людям, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”.

   В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или обусловливают воспроизводство и существование отрицательных явлений. К таким причинам относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье, школе, общественных организациях, трудовом коллективе, недостатки в планировании и организации труда, его оплате, нарушение принципов социальной справедливости, бюрократизм и формализм в решении некоторых вопросов. При столкновении с такими недостатками у отдельных групп и конкретных личностей может возникнуть значительное расхождение интересов, оценок, ценностей и их критериев. При этом социально-психологическое содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и ценностям группового, профессионального, семейного характера, проявляясь в форме определённых установок и стереотипов.

Таким образом, молодежная субкультура это неотъемлемая часть жизни общества, помогающая его структурировать, оценить его потребности и возможности.

1.4.     
Роль субкультур в процессе социализации личности.


У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Молодежная субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

И, тем не менее, молодежные субкультуры несут и положительные результаты в процесс социализации личности. Все люди, состоящие в неформальных объединения, так или иначе, нуждаются в том, что им приносит эта культура. Часто подростки, не находящие понимания в своем учебном заведении, уходит в свои личные интересы и после этого находит себе друзей, именно в субкультуре, основанной на этом интересе.

По мере того, как увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает авторитет родителей. Общество сверстников как фактор социализации не однородно и сейчас очень изменилось: раньше это были руководимые и направленные взрослыми детские коллективы и организации

(пионеры, комсомол), сегодня же это разнообразные неформальные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.

В масштабах социальных изменений параллельно с процессом идентификации индивидов происходит изменение и формирование самой субкультуры. Элементами субкультуры будут выступать: нормативная среда, вещная среда, самосознание.[5]

Существует несколько причин, почему молодежная субкультура так сильно влияет на процесс социализации личности. Стремление быть самим собой первая из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток  озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. Здесь играет роль фактор запрета родителей. Все запретное привлекает подростков.

Следующая причина – это подражание. Подростку нужен эталон, который будет правильным, к которому стоит стремиться, это помогает ему не сбиться с нужного направления.

Третья причина – отсутствие ответственности. Подросток со временем теряет выбор, как и куда двигаться дальше, вследствие чего, его ценности, навыки и мотивы формируются быстрее.

Очень важной причиной является возможность индентификации. У каждой молодежной субкультуры есть оппоненты, что облегчает выбор для подростка с кем себя разделять, и кому противостоять, кому доказывать свою правоту. Это выделяет его из общей массы и придает значимость. Поддержание образа врага  - одно из условий существования подобных групп.

Таким образом, мы видим, что молодежные субкультуры прежде всего помогают личности в процессе социализации, оказывают ей поддержку, помогают в формировании личных интересов не зависимости от семьи, школы и ближайшего окружения.
2.                   
Молодежные субкультуры в Российском обществе.


2.1.        
Появление молодежных субкультур в России.


Прежде всего, возникает вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Дело в том, что в современной России широко развиты молодежные субкультуры, однако они не берут свое начало именно в России. Довольно часто отечественные являются качественным копированием западного образца (см. например – субкультуру скинхедов), тогда как молодежные субкультуры, существующие на западе, тоже являются частичной копией традиционных культур противоположных западной культуре среднего класса. Данная культура была основой консенсуса, которому в 50-60 года был брошен вызов со стороны молодежных субкультур.

    Появление западных молодежных субкультур, подавших пример Российским субкультурам, есть результат поиска оригинального стиля, который, как правило, черпают из культур других цивилизаций. Для молодежных субкультур запада источниками этих стилей были буддистский Восток, Африка (субкультура Раста), культуры североамериканских индейцев, культуры средних веков (субкультура толкинистов) и другие.[6]

Для отечественных молодежных субкультур источником нового стиля стал Запад. Отечественная молодежь создавала “свой Запад” переплетая элементы «чужой» и «своей» культуры. Так, например отечественные хиппи по западному странствуют, но еще и отрицают государство.

  Особенностью отечественных молодежных субкультур раньше была их преимущественная ориентация либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на западе молодежь активно участвовала в различных социальных программах и движениях в поддержку различных “обиженных” законом граждан, выступала против оборота и распространения наркотиков, пропагандируя здоровый образ жизни (субкультура Straight Edge).[7]

Таким образом, можно заметить, что на начальном этапе развития субкультур в российском обществе, их распространение происходит за счет копирования внешнего проявления их западных аналогов. Но с их последующим пополнением и развитием меняется как их содержание, так и сущность. Они начинают распространяться за счет харизматических личностей, дающих новые волны и ветви развития, наполняя идеологию ценностями, стимулами, правилами и ограничениями.
2.2.  
Строение современных молодежных субкультур в России.



Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность
.


Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или  реализуются  недостаточно.  Рекреативные  досуговые  ориентации подкрепляются   основным   содержанием   теле-    и    радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, "американского образа жизни" в его примитивном и облегчённом варианте.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации    молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами  достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды "отверженных", "не интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно равняющейся на некий идеал. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере   местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Прочие особенности молодежной субкультуры.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
2.3. Виды молодежных субкультур в российском обществе.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Здесь играют роль три фактора.

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%.[8] Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%.[9] Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
Третий фактор — аномия в российском обществе, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы;

- аутгруппы.

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Говоря о молодежных субкультурах нельзя не упомянуть об уникальности и независимости каждой из них. Отсюда сразу же встает вопрос о классификации субкультур молодежи. В Российском обществе классификация субкультур должна быть несколько модифицирована. По словам Сергеева С.А., молодежные субкультуры должны иметь следующую типологию: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, байкеры, растаманы), гедонистические и развлекательные (рэйверы, рэпперы, роллеры), криминальные (люберы, гопники), анархо-деструктивные субкультуры (панки, скинхеды правого и левого толка, отчасти Straight Edge).[10]
1.    
Романтико – эскапистская субкультура


Культура Хиппи

Одна из самых старейших молодежных субкультур СССР и России. Имеется определенный стереотип относительно данного движения: длинные волосы, ненасильственные действия, передвижения по стране автостопом и прочее. Движение хиппи развивалось в России с конца 60 годов, в 70х имела очень широкое распространение, а с середины 80-х годов стал наблюдаться спад данного движения, как субкультуры, что связано с повальным увлечением молодежи музыкой Новой Волны, чьи идеи уже не соответствовали образу хиппи. Однако с середины 90 годов движение хиппи заявило о себе снова, теперь его составляют, как правило, студенты гуманитарных факультетов. В основном преобладают девушки.
Субкультуры идндеанистов и растаманов

   Молодежной субкультурой близкой к хиппи являются индеанисты, то есть люди изучающие культуры индейцев, эскимосов и прочие этносы. (В Новосибирске когда то обществом индеанистов была организована выставка в Краеведческом музее, на которой были представлены различные экспонаты характеризующие жизнь индейцев, также был устроен концерт с участием коллектива «Тихий театр», исполняющий этническую музыку с элементами горлового пения). Вообще среди современной молодежи довольно много «тайных» представителей данной субкультуры, поскольку большинство увлекается книгами Карлоса Кастанеды, и культурой североамериканских индейцев.

        Аналогичной субкультурой является субкультура растаманов, чьим жизненным кредо является поиск себя и расширение собственного сознания с помощью различных стимуляторов и галлюцинагенов, в основном растительного происхождения. Они пропагандируют, на ряду с хиппи, мирность существования, веру в Бога и любовь.
Субкультура толкинистов

В начале 80х годов в СССР появились первые толкинисты, поклонники творчества известного английского писателя Дж. Р.Р.Толкиена (автор книг в жанре фэнтэзи «Властелин колец» «Хоббит» и других). Для субкультуры толкинистов характерно объединение в клубы, которые устраивают ролевые игры – импровизированное, отчасти театральное, представление, в котором каждый член клуба играет определенную роль. Каждый игрок имеет необходимый реквизит, обмундирование и имя, соответствующее толкинистскому условному «средневековью». Клубы постоянно проводят тренировки (фехтование, бои на мечах, борьба и тд.) и периодически устраивают так называемые «игрища», в которых соревнуются с другими клубами из других городов или регионов.

Толкинисты живут в своей средневековой реальности и попасть в их круги довольно сложно. Это одна из самый изолированных субкультур, выполняющая как адаптационную, так и интегрирующую функцию.
2.    
Анархо-деструктивная субкультура.


Субкультура панк.

Панки одна из последних  по времени появления крупных субкультур рабочей   молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее   неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля -  закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении.

      Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых   материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень  серьезны.   Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у  хиппи.[11]

Низкий общеобразовательный и культурный уровень,  традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным  самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится  именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание  панк-стиля - вызов, провокация, "шок эффекты" - прически «ирокез»,   необычная окраска волос,   разностилье в одежде и демонстративное поведение на публике и на сцене.

Данная субкультура появилась в России в середине 80 годов, и сразу же заняла ведущее место среди молодежи. Основой идеологии российских панков являлся протест против политического строя (тогда СССР), моды и поп-музыки.

В данный момент, панк - направление распространено в его модифицированной форме. Музыка начала коммерциализироваться, протест перестал быть основным постулатом в идеалогии.
Субкультура скинхедов.

Активность данной субкультуры в России весьма значительна в наши дни. Причиной этому является масса национальных конфликтов (Чечня, Дагестан), в которые втянута Россия. В сознании современной молодежи зреет национальная ненависть, которая и служит основой появления субкультуры скинхедов в современной России.

Основой идеологии скинхедов является модифицированный расизм, ненависть к другим субкультурам, агрессия. Это одна из самых криминальных субкультур, получила широкое распространение в крупных городах России. Отношения с обществом у данной субкультуры складываются затруднительно, т.к. скинхеды позиционируются себя обособленно, считают себя на порядок выше остальных, делят общество на «наших» и «не наших», последние, по их мнению, должны быть подвержены истреблению.
3.    
Криминальная молодежная субкультура
.

Расцвет данной субкультуры приходится на 80 годы, именно тогда и появляются так называемые люберы (в 90 годы их заменили гопники), чья роль также значима в развитии субкультур России. Для данной субкультуры характерны постоянные занятия спортом в как правило спортивных подпольных тренажерных залах, походы на танцплощадки и концерты, с целью применить свою силу. Основная их идея была частично схожа с идеей скинхедов – «геноцид» русской нации. Своими постоянными врагами люберы видели представителей различных молодежных субкультур, сексуальных меньшинств и иностранцев.

В середине 90 годов появилось новое поколение криминальных субкультур молодежи – гопники. Принято считать, что их появление связано с развалом Советского Союза, но на самом деле они появились очень давно. Об этом свидетельствует происхождение самого слова «гопник». Гопником на криминальном жаргоне раньше называли человека живущего «гоп стопом» (грабеж), то есть грабителя, вора.[12]

Отсюда следует неверная трактовка данного термина, получившая хождение сегодня. Сегодня гопником называют фактически любого представителя молодежи, отрицательно относящегося к молодежным субкультурам не криминального плана. Фактически, употребление этого термина в неверном значении, зависит именно от  других молодежных субкультур. Так что в большинстве своем нынешние гопники являются насильно названными «культурными врагами» молодежных субкультур, хотя некоторые из них, действительно занимаются незаконной деятельностью.

Так же, к криминальным молодежным субкультурам, можно отнести и футбольных фанатов. Это очень сложное по своей организации общество. В ней четко сформулированы институты и роли, правила и возможности вхождения в ту или иную категорию. Все категории выполняют свои функции (выезды на матчи, организация болельщиков, драки).

Можно сказать, что криминальная молодежная субкультура России одна из немногих субкультур, которая существует уже очень давно и наверное будет существовать еще дольше. Этому способствует много довольно факторов от безразличия государства к положению молодежи, до нежелания самой молодежи стремиться к чему-то высшему.
4.    
Гедонистически–развлекательные субкультуры.


Наравне с ними прогрессируют и молодежные субкультуры, чей статус не ниже других групп и чье роль также определяет положение нашего общества сегодня. Перестройка и распад СССР породили, наравне с упоминающимися уже скинхедами, абсолютно новый тип молодежных субкультур – гедонистически-развлекательный.

        Вообще гедонизм(от греческого hedone- развлечение) – одно из направлений в этике, ставящее наслаждение и удовольствие высшей целью и мотивом человеческой деятельности. [13]

Отсюда следует, что гедонистически- развлекательные субкультуры – объединения молодежи,  основной целью которых является достижение физического и морального наслаждения и удовольствия.

     Из субкультур относимых к гедонистически-развлекательным, наибольшее распространение в России получили рейверы, рэпперы, роллеры, скейтбордисты, хотя одну часть принято относить к музыкальным, а вторую к спортивным субкультурам. Основой ценностей данных субкультур является легкое и беззаботное отношение к жизни, стремление быть одетым по последней моде и жить только сегодняшним днем.

Отдельной от всех, можно назвать армейскую субкультуру. Армейская субкультура тоже экстремальна, имеет жесткую иерархическую структуру, выполняет определенные задачи и состоит (в идеале) только из боеспособных мужчин.[14]
2.4.  Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России.

В России существует два направления выпадения людей из общего процесса жизни и их попадения в субкультуры. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры, а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности субтркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества.

На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через субкультурное состояние.

Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

Есть несколько причин почему именно молодежь вливается в ряды субкультур:

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом комсомольцем.

Неформальные объединения- это явление массовое. Люди объединяются во имя разных интересов. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.[15]

Существует три типа взаимодействия субкультур и независимых объединений с обществом:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.
В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

Стоит остановиться на таком параметре субкультуры как индивидуализм/коллективизм. Можно предположить, что чем больше субкультурных групп в обществе, тем больше потенциальная свобода индивидуальности. Доиндустриальные сообщества представляли собой модель коллективной культуры. С точки зрения западного человека это называется подчинением. Член племени прекрасно осознает, что ему больше некуда идти. Его общество монолитное, это то, что социологи называют «недифференцированностью». По мере развития общества постоянно происходит социальная эволюция и дифферентация. Этот процесс происходит во всем мире.

И нельзя недооценивать влияние субкультур на развитие, воспитание и образ жизни миллионов и миллионов людей, не зависимо от цвета кожи, образования, религиозных убеждений.

Все мы подвержены глубокому влиянию со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее поиск.

Именно субкультуры своими неформальными связями пронизывают практически всю городскую молодежь. Они отличаются массовостью, организованностью и привлекательностью для молодежи. Кроме того, молодежные субкультуры имеют большое влияние на такое средство массовой информации, как "сарафанное радио".[16]

Во взаимодействии субкультур и общества важны два фактора:

1. Субкультуры имеют большое влияние на молодежь и на общественное мнение в целом из-за своей нелояльности, массовости, открытости и чрезвычайной заметности в городской среде.

2. Именно субкультурам принадлежит улица. Так как в городах преобладает в основном молодежь,  именно на субкультурах строится их взаимоотношения и взаимодействие.

Забывая про субкультуры, мы не просто исключаем какую-то группу населения, а благополучно избавляемся от ключа к взаимопониманию с молодежью.

Возникает вопрос, почему именно субкультуры столь важны для современной молодежи?

Процессы, происходящие в молодежной среде это своеобразный результат ответа на послания, направленных к обществу. Культура молодежи, отображающая то, что ей сейчас нужно, не достает, в будущем станет культурой всей страны.

Объективно усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требования со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения сталкиваются с недостаточным использованием социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.

Стремление молодежи видеть общество процветающим сталкивается с социальной и экономической нестабильностью.

Следовательно, есть причины формирования таких, а не иных субкультур. Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений.
Заключение.

Таким образом, из данной работы мы выяснили, что типология молодежных субкультур в российском обществе несколько отлична от ранее сформированных субкультур Запада, и чаще всего, является их модификацией. Так как история России уникальна, и мы не так давно пережили мощный политический и социальный переворот в 90-х, что повлияло на формирование культурных ценностей как у старшего поколения, так и у молодежи. В этот момент активность молодежных субкультур пошла на спад, но сейчас она снова набирает обороты.

Молодежные субкультуры актуальны в России по сегодняшний день, так как они решают многие проблемы молодежи: проблемы  самореализации, самоактуализации, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути и др..

Субкультурные феномены поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Стоит заметить, что какой-то стройной классификации молодежных субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Специфика субкультур в российском обществе состоит в том, что их деятельность заменила деятельность существовавшего ранее комсомола.

Функции молодежных субкультур определяются непосредственно потребностями молодежи. Прежде всего это адаптивная, интегрирующая, социализирующая функции.

Исследования в области субкультур и молодежи необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.


Список использованной литературы:

1.    Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. М., 2002.

2.     Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М.: «Информпечать»,  - 2000, 336с.

3.     Бергер П.Л. Общество в человеке.//Социологический журнал, 1995,    № 2.

4.     Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г.

5.     Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001, с. 165.

6.     Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. СПб.: 1999., стр.43.

7.     Воторопин А.С.. Политические ориентации студенчества. // Социологические исследования. – 2000,  № 6.

8.     Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

9.     Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

10. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? . М.,1990г.

11. Головачев Б.В.  Высокостатусные группы: штрихи к социальному

портрету // Социологические исследования 1996, - №1.

12. Дербенев Д.П.. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №№1,2.

13. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.

14. Карпухин О.И.. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. //Социологические исследования. 1998, № 12.

15. Ковалева А.И., В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.

16. Луков В.А.. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования, 2002, №6.

17. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

18.  Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. М.: 2003.

19. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений.//Социологические исследования . - 1998, - №5.

20. Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М.: 2000, стр. 434.

21. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры.// Субкультурные объединения молодежи. Под ред. , Москва, 1987.

22. Молодежная культура и ценности будущего // Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001

23. Михайлов М. А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1999.

24. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания          молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1.

25. Никольский Д. С.. Социология молодежи. М.: 2002.

26. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000

27. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи//Социологические исследования. 1997, №10.

28. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.

29. Попов В.А., О.Ю. Кондратьева. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. - 1999, № 6.

30. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001.

31. Российская социологическая энциклопедия. – М.: Норма-Инфра, - 1998, -672с.

32. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998, №5.

33. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М.: "Наука" 1993.

34. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. - М.: Политиздат, 1988.

35. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход.// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. Под ред. Костюшева В.В., СПб.: Норма, 1999.

36.                      Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

37. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов//Социологические исследования.-1998, №3.

38. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

39. Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999

40. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике.//Социологические исследования.1998 №11,с.95-101

41. Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996.

42. Тараканов П.В. Социально-политический характер современных российских молодежных организаций. – М.: Медина-Принт, 2005.

43. Файзуллин Е.. Панки.//Пчела, 2000, №2.

44. Чупров В.И.  Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия.// Социологические исследования 1994 №6

45. Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма //Молодежные движения  и  субкультуры Санкт-Петербурга.Спб.,1999.с.262.

46. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. С-Пб.: Наука, 1993.



[1] Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход.// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. Под ред. Костюшева В.В., С.-Пб.: Норма, 1999., стр. 194.

[2] Д. С. Никольский. Социология молодежи. М.: 2002., стр.56.

[3] Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М.: 2000, стр. 434.

[4] Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. СПб.: 1999., стр.43.

[5] Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

[6] Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

[7] Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г., стр. 224.



[8] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 189.

[9] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 146.

[10] Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России. // Социологические исследования, 2000, №4.

[11] Файзуллин. Е. Панки.//Пчела, 2000, №2.

[12] Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г., стр.171.


[13] Д. С. Никольский. Социология молодежи. М.: 2002., стр. 173.


[14] Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. М., 2002., стр. 154.

[15] Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998 №5

[16] В.А. Луков. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования, 2002, №6.

1. Реферат Улучшение финансового состояния предприятия
2. Реферат Афины и Спарта 2
3. Реферат Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ
4. Реферат на тему Capital Punishment Essay Research Paper Capital PunishmentElectrocution
5. Доклад Парламент и президент в конституциях зарубежных стран
6. Статья Особенности нотариального удостоверения договора ренты
7. Реферат Субъекты хозяйственной деятельности
8. Сочинение на тему Акулов и. - Федот кадушкин ~~~ трагическая фигура своего времени
9. Реферат на тему рунт та його родючість
10. Реферат на тему Silas Marner Essay Research Paper Jean