Курсовая Исследование отношения студентов вуза к молодежным неформальным объединениям
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство науки и образования Российской Федерации
Югорский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая по социальной педагогике :
Исследование отношения студентов вуза к молодежным неформальным объединениям
Выполнил :
Трембач Оксана, студентка 3 курса гр. 9160
Руководитель:
Еремеева Людмила Ивановна
доцент кафедры педагогики и психологии,
к.п.н.
Ханты-Мансийск
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Классификация неформальных объединений молодежи ………...4
1.1. Ассоциальные неформальные объединения……................................6
1.2. Антисоциальные неформальные объединения……………………..21
1.3. Просоциальные неформальные объединения………………….26
1.4. Неформалы художественной направленности……………………..27
Глава 2. Изучение особенностей отношения к неформальным объединениям, студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского государственного университета …………………………...37
2.1. Методика изучения отношения к неформальным объединениям в
вузе………………………………………………..…………………..37
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования отношения
студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского
государственного университета …………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………….46
Приложения……………………………………………………………………..48
Введение
Актуальность - На мой взгляд, тема о неформальных объединениях сейчас очень актуальна, по той причине, что мы постоянно сталкиваемся с людьми непохожими на нас. Это происходит постоянно - на улице, в магазине, в университете, в общественном транспорте. Все эти столкновения тем или иным образом влияют на окружающих людей. Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. «Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода». В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации.
Цель: исследование отношения к «неформалам» студентов ЮГУ, на примере двух факультетов: гуманитарного и инженерного.
Объект: отношение к неформальным молодежным объединениям
Предмет: особенности отношения студентов вуза, а именно гуманитарного и инженерного факультетов к неформальным объединениям.
Гипотеза: мы предполагаем, что студенты гуманитарного факультета, в связи с родом своей деятельности более осведомлены о неформальных объединениях, и поэтому относятся к ним более демократично.
Задачи:
1. Изучить основные литературно – публицистические источники по проблеме молодежных течений. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями, идеологией.
2. Изучить отношение студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского Государственного Университета к «неформалам»
Методы исследования:Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы были использованы следующие методики: анкетирование и опрос.
Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследуемой проблемы и исследование отношения к неформальным объединениям; заключения; списка литературы и приложения.
Глава 1.
Классификация неформальных объединений молодежи
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти.
Основные признаки неформалов.
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Причины возникновения.
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
1.1.Ассоциальные неформальные объединения
Они стоят в стороне от социальных проблем но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекриационные функции.
Пример: панки - девиз «живем здесь, сейчас и сегодня» , мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма «высокий уровень жизни» - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением”, рокеры, хиппи.
Расскажу немного подробнее о некоторых из них, которые часто встречаются:
Хиппи
Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.(Советский энциклопедический словарь).
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel (свободные люди) . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь. Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, «эпоха цветов». Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной интерпретации английского «thing». Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну. Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love (свободная любовь) , музыка «Дорз» и Дженис Джоплин - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм. Само слово «пацифизм» происходит от латинского «pacificus» (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как «борьба за мир» и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: «А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?». У пацифиста есть ответ на этот вопрос, «Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот – его станет в два раза больше».
Если же смотреть шире, то схожие идеи мы можем найти в библии. Некоторые одним из первых пацифистов называют Иисуса Христа. Как мы видим, его заповеди полностью выполняются пацифистами: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» и «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». В принципе библейские заповеди и стали основой для идеологии хиппи.
И задолго до Христа сходные мысли высказывал ещё один знаменитый пацифист Суддхартха Гаутама, известный под именем Будды: «Освободи своё сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожится ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожится она».
Из всего вышесказанного напрашивается логичный вывод о том, что многие люди, считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми. А рассуждают они примерно так: «Сам я человек мирный. Не собираюсь ни на кого нападать, но если нападут на меня или на моих близких, то, защищая их, я буду обороняться».
Точно также многие люди, не имеющие с хиппи ничего общего, любят надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники. Сами хиппи иронично называют таких людей “клюхами” (аббревиатура от насмешливого выражения «Клуб Любителей Хиппи»). В наши дни хипповская атрибутика вошла в моду. Многие символы носятся людьми «просто так». Как видим – не все люди, внешне напоминающие хиппи ими являются. Влияние моды на людей – неизбежно.Что же касается пацифика – излюбленного символа хиппи, то здесь существуют различные версии относительно того почему он имеет такой внешний вид.
Теория первая. В период «холодной войны» между СССР и США (60 –70 –е. гг. 20 в) во многих европейских странах проходили демонстрации протеста против разработки обеими державами стратегического оружия и размещения пусковых ракетных шахт в Европе. Пацифисты принимали в этих акциях самое активное участие. С тех пор пацифик у многих ассоциируется с ограничением ядерных вооружений: якобы круг пацифика ознчачет «запрет», а символ в центре – ракета, которую нужно «ограничить».Теория вторая. Самая распространенная версия гласит, что центральный элемент пацифика – это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно – символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная часть пацифика – руна. Если перевернуть её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий тростник, или рога лося, что толкуется как «устремление вверх, сила, мощь». Как известно, если перевернуть руну, то ее значение толкуется как противоположное, т.е. «покорность, спокойствие». А круг в Древнем Египте являлся символом Солнца.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых «бунтарей». И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от «бытовухи», когда все вокруг, даже люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя «излечить». Но и среди современных хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, гуляют с гитарами и флейтами на людных улицах, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.
Рокеры
Слово «рокер» у нас употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок музыки и определенную часть мотоциклистов. Более употребительно оно во втором значении. Одежда рокеров довольно живописна, хотя символом принадлежности к рокерам не является. Разнообразные шлемы, как правило, с забралом; многие и вовсе без шлемов. Трубки глушителей вынуты от чего мотоциклы рокеров грохочут на уровне первых отечественных тракторов. Отличает рокеров и определенный «возрастной ценз» : 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают. Сегодня объединения рокеров существуют практически во всех крупных городах и в подавляющем большинстве средних и малых. Использовать слово «объединение» здесь не вполне правомерно - объединения, как такового не существует. Тем более нет организации рокеров со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или менее постоянные группы как правило, только для групповых поездок. Тем не менее среди рокеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый «устав» , свой «кодекс чести» . Выработанные рокерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно. Иногда приходится слышать, что рокеры - это молодые любители скоростной езды на мотоциклах. Такое мнение довольно распространено, но не совсем верно. Во-первых, достаточное количество любителей скоростной езды можно обнаружить в многочисленных клубах и секциях, но к рокерам они не имеют никакого отношения. Во-вторых, наличие мотоцикла (и отсутствие прав) еще не делает молодого человека рокером. Для этого необходимо следовать «рокерскому уставу» . Этот «устав» в качестве основного требования выдвигает полное пренебрежение правилами дорожного движения. Для рокеров не только является обязательным не соблюдение правил, но и всячески поощряется их нарушение. Популярна и езда «клином» , когда впереди едет один мотоцикл, за ним - два, потом - три и т.д. «Клин» может двигаться как по «своей», так и по «чужой» . Нормальным, с точки зрения рокера является постоянное превышение скорости. Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Госавтоинспекции, попытки «ухода» от патрульных машин и мотоциклов для рокеров - норма поведения. Следует отметить, что сотрудники ГАИ не пользуются у рокеров особой нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не рокерам и к пешеходам. Не волнует рокеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. А ведь известно, что в современных «многоэтажках» слышимость такая что еще немного - и уже видимость. Принцип рокера: “дорога для меня, и я ежу по ней как хочу”. Подавляющее число рокеров вполне искренне считает этот принцип естественным и правомерным. Подобное отношение к правилам не безобидно, поскольку не безопасно. Пренебрежение требованиями правил приводит к постоянному возникновению аварийных ситуаций, а не редко и аварий, в которых страдают водители и пешеходы и гибнут или становятся калеками сами рокеры.
Готы
Субкультура западных готов достаточно хорошо описана. Однако из-за отсутствия единообразия в специальных терминах, касающихся описания молодежных движений и субкультур Запада и России, необходимо производить адаптирование переводов и давать дополнительные пояснения.
Можно сказать, что отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря «вампирской» эстетике.
Как известно основной толчок развитию готической (Goth) культуры дал фильм «The Hunger» (фильм про двух современных вампиров), огромную популярность приобрела композиция "Bela Lugosi's Dead" (посвященная культовому венгерскому актеру - Bela Lugosi, исполнителю роли Дракулы) группы Bauhaus, вошедшая в саундтрэк фильма. Да и в дальнейшем готический имидж и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Так, символ готов - анкх прижился благодаря использованию в уже упомянутом фильме "Hunger". Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы – «Nadja», «The Addiction», «Interview with a Vampire», и многие вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Можно констатировать, что существует немало людей, называющих или даже считающих себя вампирами.
Появление субкультуры готов.
В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну. Аудитория не отставала от своих кумиров в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать как «темный панк». «Темные панки», предшественники современных готов, были близки по идеологии к панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. На прямую связь указывает хотя бы то, что до сих пор используемый девиз готов “Goth’s Undead” напрямую перекликается с девизом панков “Punks Not Dead”. Имидж готов также возник путем трансформации панковского имиджа - на головах остались ирокезы (выбритые виски до сих пор - отличительный признак готов), только ирокезы приобрели черный цвет и иногда уже не ставились торчком, а зачесывались на одну сторону (отсюда и происходит существующая до сих пор основная прическа готов). В одежде тоже стал доминировать черный цвет.
Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus “Bela Lugosi’s Dead”, который прозвучал в фильме «The Hunger». С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, etc и появляется сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления о gothic культуре, понятия о готическом мировоззрении. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию – художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне.
Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория. В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы, радио, символика …
Субкультура готов на Западе в настоящее время
Вторая половина 90-х становится новой стадией развития готической субкультуры - формирования dark culture («темная культура»). В целом под этим термином подразумевают общую "темную" субкультуру, включающую в себя готов, «вампиров», и др. Большую роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло распространение Интернета - основная конференция в Usenet - alt.gothic была создана еще в 1991 году. Также именно в этот период стали регулярными крупные готические фестивали - в Германии - Wave Gotik Treffen, в Англии - Whitby Gothic Weekend, в США - Convergence, на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран - подобные мероприятия дали толчок к расширению субкультуры. Также культура развивается за счет привлечения новых людей, преимущественно из metal культуры. Возникает явление gothic metal, как вариант металлической музыки, приближенной к готической эстетике, что вызывает большой приток металлистов в движение.
Места «тусовок»
Готическая субкультура, как и любая активная субкультура характеризуется наличием "сцены". Западноевропейский термин «сцена» (scene) обозначает как группу (движение), так и тусовку, как место сбора, так и ареал распространения данного движения. Кроме того, сюда же входит инфраструктура развлечений, время провождения и различных видов коммерции, обслуживающей данное движение. В городах с развитой готической «сценой» это – клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать эти мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической "сцене" – например, путем знакомства с готами, его начинают считать частью готической "тусовки" и автоматически - "готом".
Готическое мировоззрение
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос». Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
Внешний вид, символика, атрибутика
В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.
Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с использованием современных материалов - латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). В эстетике киберготов иногда используются корсеты из флюоресцирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или приобретаются в специальных готических магазинах. Платья, юбки - самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный, бордовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов: латекса, винила, могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие, иногда низ юбки и верх платья могут быть оторочены искусственным мехом или перьями, преимущественно черного цвета, часто в декоративных целях украшаются цепочками, пряжками, кольцами. Иногда юбки носят и лица мужского пола. Рукава и вырез кофт и топов часто украшаются кружевами. Кроме стилизованных под старину изготавливаются кофты с современным дизайном - с разрезами на рукавах, разнообразными шнуровками (рукава, спина, лиф), с использованием колец, цепочек. Топы встречаются как бархатные, так и латексные, виниловые. Доминирующие цвета - черный, фиолетовый, также украшаются кольцами, цепочками, шнуровками, пряжками. Распространенный вид готической одежды - кофты-сетки, носимый обоими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета. Иногда используются "меховые" кофты, искусственный мех, длинный ворс, преимущественно черный цвет. Хотя бывают и других, часто экстравагантных цветов: белый, розовый, салатный.
Состав сообщества готов
В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные категории готов:
1. Готы–адвенты – самая первая малочисленная волна готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние на основной состав готов (в силу специфического про-сатанистского снобизма). Собственная субкультура данной волны 3-4 уровня, однако реализуемая ими коммерческая деятельность в рамках готической «сцены» повышает численность представителей слоев для которых характерен 1-2 уровень развития субкультуры.
2. Хиппи-подобные готы-декаденты – клубная субкультура. Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и социально-культурной специфике России и Санкт-Петербурга. Дорогая одежда и атрибутика. Это многочисленный слой готов, определяющих в настоящее время нормы готов в СПб. Субкультура 2 – 4 уровня.
3. Маргинальные слои готов (промосковская субкультура готов). Состоят, прежде всего, из подростков из плохо обеспеченных слоев общества. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.
4. Химозники (или «херки») – фанаты около готической ассимилированной субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низко культурным сообществам, близким к маргинальным. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.
Из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в Санкт-Петербурге еще не сложилась. Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов, при всем своем многообразии, в России проявилась в очень обедненном варианте. С другой стороны, формирование групп готов происходило не на пустом месте, а в составе, как минимум, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой. Кроме того, субкультура готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаданса. В этих условиях процессы, идущие в среде готов, напоминают плавильный котел, в котором с трудом формируется новая субкультура из огромного количества малосвязанных компонентов, нередко с взаимоисключающими нормами поведения. Этим объясняется длительность формирования субкультуры готов. Прослеживается сильное, но опосредованное влияние субкультуры хиппи, в первую очередь, это касается эстетических и морально-этических аспектов. В то же время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в урезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им. Социальный институт «системной родни» прослеживается от хиппи через движение ролевых игр, в урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями («братья», «сестры»). В еще более слабом виде этот социальный институт сохранился у панков. В связи с наличием сильной стратификации в сообществе готов (иерархического расслоения, где иерархия строится от готов – представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления – готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т.д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное муссирование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот («true goth»). Этим же объясняется стремление готов к детальной проработке субкультурных норм и ценностей, вследствие чего у многих готов индивидуальное видение субкультуры имеет целостный характер. У готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики. Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике. Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов и пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются. Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота. Заметной частью субкультуры является «фетиш - эстетика», взявшая внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения. Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур. Девочки – готы часто одеваются под ведьм. Мальчики – готы чаще - под вампиров. Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накачанных мышц и астеническое телосложение у мальчиков. В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований. Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи. Данные черты готов становятся особенно заметны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры.
Гендерное поведение готов
В гендерном плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что характерно для хиппи-ориентированного движения. Особенностью субкультуры готов является то, что там комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в Санкт-Петербурге ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений. В силу указанных факторов, происходит большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными для себя условиями. В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.
Употребление алкоголя и наркотиков
Готы, следуя общим молодежным нормам поведения, весьма активно потребляют алкоголь. Приоритеты отдаются пиву, водке, крепленым винам. Допускается использование спиртосодержащих жидкостей типа аптечной «настойки овса». Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер», красное вино и «Red devil». Это очень дорогой крепкий спиртосодержащий напиток, покупка которого обычно выбирает все финансовые резервы группы. Распитие «Абсента» производится по определенной схеме, почерпнутой из культуры декаданса. Все это создает условия для привития культурных форм распития спиртных напитков. Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями. В среде готов не были выявлены токсикоманы, потребляющие ингаляционные наркотики. В то же время, допускается медикаментозная токсикомания с использованием седативных и успокаивающих препаратов. К примеру, используется димедрол. Информация о потреблении наркотиков отсутствует. В то же время, в фольклоре часто с позитивной точки зрения оценивается потребление наркотиков из конопли. В необщепринятом ответвлении готической субкультуры, рассматривающем культуру готов как продолжение декаданса начала 20-го века, декларируется потребление кокаина. Как было установлено в процессе проведенных исследований, кокаин является фольклорным элементом субкультуры, при этом реальное потребление кокаина замещается ритуалом «рассуждения о потреблении кокаина».
1.2.Антисоциальные неформальные объединения
Они имеют ярко выражений агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.
Банды
Это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится «бандами» на зоны влияния. На «своей» территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися «чужаками» (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.
В «бандах» свои законы, свои нравы. «Законом» является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить «свою» девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается ,существует только партнерство со «своими девчонками» .
«Травка» - часто употребляемые наркотики.
«Прикидка» - элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит «дать поносить» на время куртку, кроссовки и т.д. можно отказать, но большинство дает поносить.
Самым страшным является «счетчик» , когда к одному из подростков, как правило из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить «в долг» . С этого момента включается «счетчик». Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим «счетчик» жестока - от избиения до убийства. Все «банды» вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. «Банды» не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. В ответ на действие «банд» и для борьбы с ними «нейтральная молодежь» создает собственное неофициальное объединение: «Ганимед» в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и д. р. понять молодых людей входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу «сила силу ломит», они и сами не редко преступают закон.
Фашисты («Мальчики со свастикой»)
Кто носит свастику? Вы ошибаетесь, если думаете, что речь идет о доживающих свой век «ветеранах» вермахта или СС. Они родились много лет спустя, после так дорого доставшейся нам победы над фашизмом, они наши современники, называющие себя фашистами, действующие как фашисты и гордящиеся этим.
Узнать этих ребят в черном не так трудно: черные шинели или куртки, черные рубашки, черные брюки, черные сапоги. Одежда пошита по образцу формы офицеров «третьего рейха» . У многих на лацкане куртки или пиджака, на фуражке свастика. Приветствуют друг друга возгласами «Хайль!», «Хайль Гитлер!» . в качестве псевдонимов выбирают немецкие имена: Ганс, Пауль, Эльза и т.п. Себя называют «фашиками» , «фашистами» , «наци» , «нацистами» , «Национальным фронтом» и относят к последователям Адольфа Гитлера. Он – «теоретик» их движения. Некоторые знакомы с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Для большинства же «теоретической» основой служит небогатый набор нацистских догм: существуют «высшая раса» и «недочеловеки» ; большинство «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; прав тот кто сильней, и т.д. Ни свои взгляды, ни свои цели «фашики» не скрывают.
Панки
Панк культура (хотя уместнее будет сказать – антикультура) возникла практически одновременно с хиппи – в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась «гаражным роком», оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей.
В России панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки. У нас они появились в начале 80-х, в противовес культуре хиппи. Это были начинающие панки ( или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы.
Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками. Как субкультура, панк, заряжается творческим, динамичным напряжением между ценностями общества и ценностями индивидуализма. Это общество нонконформистов, которые думают за себя ( Think for yourself ), но поддерживают друг друга. Это очень пестрое собрание отверженных молодых людей, взгляды которых нередко противоречивы, которые стремятся усилить связи друг с другом и в то же самое время сохранить различия. Панк безжалостно реалистичен и одновременно идеалистичен до мозга костей. Носители панк-этноса (его перспективы, ценностей, позиции, обычаев, традиций) должны беспрестанно образовывать последующие волны новичков, многих из которых привлекают сенсационные репортажи в mass media, другие приходят от heavy metal к радикально иным ценностям панка. Когда в панк-среде возникает какое-либо новое течение, присущие панку бунтарство и дух сопротивления немедленно порождают оппозицию этой моде. Таким образом сохраняется разнородность.
Скинхеды (SKINHEADS)
Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с задворков городов, именовавшая себя «working class kids» («рабочая молодежь»).
Традиционные Скинхеды, тех лет выглядели почти одинаково: короткая стрижка, подтяжки, джинсы и тяжелые ботинки на большой шнуровке (про которые сами же скинхеды шутили «А ботинки у нас такие потому, что Лондон тонет в дерьме»), но весь этот «прикид» не был придуман специально для драк как утверждается во многих источниках. На самом деле большинство скинхедов занимались тяжелым трудом. Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная прежде всего обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давая ей возможности зацепиться за что-нибудь. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки разных цветов - красные, белые, синие, которые соответствовали цветам их любимых команд. С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки «Alpha Jacket» (пилот), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концертах и на улице носили обычные куртки, часто джинсовые, черные подтяжки и черные шнурки. Появление в такой одежде на улице означало вызов обществу. Скинхеды любили, драться, играть в футбол на улице, и отдавали свое предпочтение небольшим подвальным клубам в которых они пили пиво и веселились под музыку. Первоначальное музыкальное направление, которое очень нравилось скинхедам было Ска и Рокстеди называемые в те времена «музыкой улиц» которую играли в основном приезжие с Ямайки. Но все было не так уж и прекрасно, скинхедов недолюбливали, за их гордость и честность, что они ставили превыше всего, и за их хулиганские выходки, ведь они часто дрались. И главный принцип всей идеологии скинов это полное отрицание всего, в том числе и политике.
В восьмидесятые годы в США, NYC, вскоре после того, как там начала развиваться наци-сцена, появились «шарпы» - одна из уличных банд. Слово «SHARP» означает «Skinheads Against Racial Prejudices», то есть «Скинхеды Против Расовых Предрассудков».
«Шарпы» были тоже традиционными скинхедами, только более деятельными. Они ценили свою историю и слушали традиционную скинхедовскую музыку - рокстеди, реггей и ска, многим нравились Oi. С самого начала они невзлюбили «Бритых» - сражались с ними на улицах, мешали делать концерты. «Шарпы» старались донести до людей знания о том, кто такие скинхеды на самом деле. Сверх того они не ставили себе никакой цели, но их действия были достаточно успешными - люди их услышали.
Шарпы гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхедами в далеком 1969 году. Название "SHARP" придумал парень по имени Маркус, он же был первым, кто сделал себе такую нашивку.
Единство всех рас их не особенно волновало, равно как и единство всех скинхедов - им было важно сохранить самих себя. И им это удалось.
1.3.Просоциальные неформальные объединения
Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы) .
«ЗЕЛЕНЫЕ» - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.
Их задачи и цели. Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые” . Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или и закрытие. Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям был отклонен “проект века” по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае. Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальный и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.
1.4.Неформалы художественной направленности
Говорят, у каждого поколения своя музыка. Ели это положение верно, то возникает вопрос: музыкой какого поколения является рок, исполнители пели о проблемах, волновавших бунтующую молодежь: о нарушении гражданских прав обездоленных, о расовых предрассудках и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ, о расширении антивоенного движения в связи с агрессией США во Вьетнаме и о многом другом. Их слушали, их понимали, им подпевали. «Завтра может не наступить!» - повторяли за Дженис Джоплен американские парни, которых посылали умирать во Вьетнам. Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям. Я уже рассказывал о самодеятельных рок- музыкантах, нашедших для своей деятельности те или иные организационные формы. Не меньшей популярностью у молодежи пользуются самодеятельные художники. Однако с ними дело обстоит не так уж благополучно.
Москвичи и гости столицы привыкли к выставкам-продажам картин самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Ленинградцы имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском проспекте рядом с екатерининским садиком. Есть подобные выставки в других городах. Существуют они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем, стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря, только одну - предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно широк. Прежде всего к ним следует отнести отсутствие единого центра, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской. Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень, способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества. Наконец, выставки
хорошо смотрятся в летнее время, но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.
Инди-культура
Инди-рок (англ. Indie rock) — жанр альтернативного рока, существующий преимущественно в андерграунде, в независимом информационно-коммерческом пространстве. Берет свое название от английского слова «независимый» (англ. independent). Это не своеобразный отдельный стиль музыки, но обобщающий термин для широкого диапозона музыкантов и стилей, объёдинённых причастностью к андерграунду, контркультуре, и (обычно) имеющих некоторое отношение к рок-музыке.
Творческая и финансовая независимость музыкантов обеспечивается, как правило, или отсутсвием контракта вообще или контрактом с инди-лейблом. Так, например, в инди-роке предоставляется полная свобода для исследования и эксперимента со звуком, эмоциями или лирикой, что не очень похоже на методы звукозаписывающих компаний, ориентированных на мейнстрим, когда музыка зависит от предпочтений массовой аудитории. Корни инди частично уходят в саунд и эмоциональность американского андеграунда и альтернативного рока 1980-х. В 1990-х годах, когда в мейнстрим прорвались такие американские альтернативные группы как Alice in Chains, Nirvana, Soundgarden и Pearl Jam, инди-рок отделился от альтернативного. Предпочтения мейнстрима превратили альтернативу в новую форму гитарного рока, и инди-рок можно назвать ответной реакцией на это явление. Одной из важных отличительных черт инди-рока является то, что он не зависит от предпочтений и потребностей масс. Существует множество причин этой несовместимости — например, музыка может быть слишком причудливой и эксцентричной, слишком простой, слишком таинственной, слишком чувственной или меланхоличной, слишком мягкой и нежной, слишком мечтательной и гипнотизирующей, слишком личной или со слишком откровенной лирикой, слишком плохо записанной или слишком малобюджетной, слишком сырой или размытой, с изобилием гитарного нойза (Sonic Youth, Dinosaur Jr, Cake, Pixies, Jesus & Mary Chain), слишком резкой по структуре, слишком новаторской или экспериментальной. Но независимо от особенностой музыки, она делается аутсайдерами для аутсайдеров — как и альтернатива в свое время.В 90-х инди-рок и альтернатива породили множество подстилей, таких как инди-поп, дрим-поп, нойз-поп, брит-поп, лоу-фай, мат-рок, построк, сэдкор, инди-грайнд и третья волна эмо).Некоторые известные представители инди-рока и альтернативы: Athlete, Arctic Monkeys, Bauhaus, Belle And Sebastian Beth, In Battle Mode, Bloc Party, Clinic, Crash My Model Car, Death Cab for Cutie, Delorentos, Dinosaur Jr, DOGS DIE IN HOT CARS, Edison Glass, Editors, Eisley, Flaming Lips, Forever Like Red, Franz Ferdinand, Happy Mondays, Hot Hot Heat, Inspiral Carpets, Interpol, Joy Division, Kaiser Chiefs, Low, New Order, Mando Diao, Mercury Rev, Modest Mouse, My Bloody Valentine, Pixies, Pop Will Eat Itself, Radiohead, Ride, Six By Seven, Slowdive, Sonic Youth, Stone Roses, The Arcade Fire, The Boo Radleys, The Bravery, The Coral, The Decemberists, The Fall The Fratellis, The Jesus And Mary Chain, The Killers, The national, The Shins, The Smiths, The Strokes, The White Stripes, Yeah Yeah Yeahs.
Эмо - культура
Эмо (сокращение от «эмоциональный») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Тексты песен носят личный характер — о любви и внутренних переживаниях автора.
Мировозрение
Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же, как и индивидуальность, не забываются, а ценятся.С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет эмо на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения. Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и гламура. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного взгляд на мир, преимущественная интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Тру эмо (от англ. true — правда, настоящее) - то есть здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей, а иногда и вегетарианство.
Проблема популяризации
В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — называют «позёрами» (англ. poseur — позёр, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов.
Как выглядят эмо?
Худые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, особенно мило это смотрится в сочетании с пухлыми губками и большими наивными глазками. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с hello kitty или powergirls. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - это большие дырки (в среднем 12-
Аниме – культура (от англ. animation — анимация) — японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подросковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.Большая часть аниме-сериалов — это экранизация японских комиксов — манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.Несмотря на то, что аниме всё чаще находит своих поклонников, многие ещё не знают, что же это такое. Итак, термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме - это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если на пальцах, то это комиксы, причем, в Японии они не являются прерогативой исключительно детей. Мангу в Стране восходящего солнца читают все, от мала до велика и на разные темы. Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги. Слово же «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные (или веселые) картинки». Однако сами японские комиксы существовали (под разными названиями) задолго до этого. Но вернёмся к аниме. Несмотря на уже упомянутое распространение культуры аниме, для многих этот жанр предстает исключительно в виде «грудастых и большеглазых девиц с ногами от коренных зубов». С крайним «прискорбием» хотелось бы отметить, что это далеко не так. Да, в аниме есть подкатегория хентай с пресловутыми девицами, но этим дело не ограничивается - существует множество стилей рисования аниме и "большие..глаза" тут не главное. Одни лишь легкомысленные девицы тоже не скачут по экрану вдоль и поперек - есть вполне серьезные представители аниме, которые зачастую базируются на традиционных для Японии мифах, легендах и сказаниях, даже притчах! В которых подрастающему (и не только) поколению прописываются на подкорку понятия о добре и зле, дружбе и вражде, чести и бесчестии. Да, зачастую заметны разухабистые анимешки, поверхностно повествующие о перестрелках в космосе, путешествиях по фэнтезийным мирам и т.п.
Первое аниме появилось в Японии в 1917 году. Естественно, что первоначально оно было чрезвычайно далеко от того, что мы наблюдаем сейчас. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы. Естественно, что фильм до нашего времени не сохранился, но с другой стороны он представляет интерес только для весьма узкой прослойки любителей-энтузиастов или историков кино. Мы не будем перечислять, через что прошла японская анимация на пути к своему существующему положению, это выходит за рамки нашей статьи по своему объему, а перенесёмся поближе к нашему времени, к моменту выхода первого аниме-сериала. Первым значительным аниме-сериалом в Японии стал «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom,
Глава 2. Исследование особенностей отношения к неформалам, студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского Государственного Университета
В моей исследовательской работе приняли участие 129 человек. Это студенты гуманитарного факультета: ( 1 курс – 9180 , 2 курс – 9170, 3 курс – 9160 , 4 курс – 9150) и студенты инженерного факультета : ( 1курс – 5380 , 2 курс – 5370, 3 курс – 5360, 4 курс – 5351).
· Общее положение:
Рис.1: Количество человек(%), которые состоят в паре, пока одни, в браке.
· Общее отношение к «неформалам»
Рис.1: Общее отношение 2х групп: гуманитарного и инженерного факультетов к неформальным объединениям(%)
· Общие данные по двум факультетам: ( количество человек)
Рис.3: Представление о том имели(имеют) студенты отношение к неформальным объединениям(%)
· Неформальные объединения к которым относят себя студенты
Рис.4: неформальные объединения, к которым относят себя студенты вуза
· Классификация неформальных объединений
Рис.5: Неформальные организации, члены которых(студенты) обучаются в вузе
· Что привлекает в « неформалах» (общие данные):
1. Сильный внутренний мир
2. Необычность, образность мышления
3. Индивидуальность
4. Активная жизненная позиция
5. Творческие люди
6. Чувство юмора
· Что отталкивает в «неформалах» (общие данные):
1. Жесткость
2. Непонятное желание выделиться
3. Унижают других людей, особенно если те относятся к другой неформальной группе.
4. Стиль, прически( грязные волосы)
5. Просто не нравятся
6. «Странные»
7. Портят ценности морали
Далее проведем сравнительный анализ отношения к «неформалам» по факультетам:
· Гуманитарный факультет:
Рис.6: Результаты опроса студентов гуманитарного факультета к неформальным объединениям вуза.( всего 75 человек)
· Инженерный факультет:
Рис.7 Результаты опроса студентов инженерного факультета к неформальным объединениям вуза в % .( всего 54 человек)
2.2. Анализ результатов исследования
Ориентируясь на полученные данные в ходе общего исследования можно сделать вывод, что большее количество голосов было отдано против «неформалов», и лишь малая часть из них, а именно 17 человек относили (относят) себя к неформальным объединениям. Из рис.5 видно, что преобладающее число неформальных объединений, к которым относят себя студенты вуза – это асоциальные и неформалы художественной направленности, что безусловно очень радует, т.к. антисоциальных неформальных объединений совсем не оказалось в Югорском государственном университете. Что же касается межличностных отношений то мы видим что большая часть студентов состоит в паре 46,5 % (64 чел), и есть ребята уже вступившие в брак 3,8 %(5 чел). Говоря о предпочтениях в неформальных объединениях , то мы видим на Рис. 4, список остановился на 7 различных неформальных объединениях: байкеры, рокеры, спортивные группы, реперы, индии, готы, аниме.
Из этих человек(относящихся к «неформалам»): 4 человека имеют «вторую половинку», и 7 пока находятся в поиске. Это означает что находящийся рядом молодой человек(девушка) не только не против склонности своего партнера, и даже поддерживают их выбор( что стало известно из устной беседы с этими студентами).
Как мы видим на Рис. 6 и 7 приведены показатели отношения к «неформалам» на гуманитарном факультете и на инженерном. Четко прослеживается разница в отношениях неформальным объединениям : педагоги – психологи большую часть голосов отдали за нейтральное отношение(33 голоса), а наименьшее за отрицательное (18 голосов) , при чем именно на гуманитарном факультете оказались все женатые пары, судя по ответам которых мы можем сказать что, семейное положение ни как не сказалось на выборе ответа: 2 пары проголосовали – отрицательно, а 3 – положительно, таким образом статус человека никак не влияет на его отношение к неформальным объединениям, другой вопрос, что ни один из членов семейных пар не относит себя к неформалам, но это не является поводом для плохого отношения к каким либо субкультурам, все зависит от личных притязаний каждого человека.
Что же касается инженерного факультета, то здесь совсем иная картина: меньше всего голосов отдали за положительное отношение( 5 голосов), а за отрицательное максимальное количество(37). Проводя это анкетирование, так же прослеживалась разница в поведении студентов как гуманитарного, так и инженерного факультета. Педагоги – психологи в связи с родом своей деятельности отнеслись более гуманно, так как в течении всей своей профессиональной деятельности они будут сталкиваться с различными людьми, и на каждого необходимо в первую смотреть как на личность, не обращая внимания на какие либо его склонности. Именно этому и учат преподаватели гуманитарного факультета. Если же рассматривать поведение инженеров в данной ситуации, то спокойно вел себя только первый курс: им дали задание, они молча его выполнили. Что касается старших курсов, то тут дело обстояло следующим образом: постоянные высказывания вслух против определенных субкультур, эти высказывания несли в себе очень агрессивный характер, но что еще больше удивило так это отношение преподавателей к такому явлению – как неформальные объединения, оно было, конечно не у всех, идентично поведению студентов – инженеров. Еще одна особенность инженерного факультета это то, что там только парни, девушек нет совсем. Такое поведение обуславливается полным отсутствием знаний у студентов о неформальны объединениях, все сводится к тому, что они привыкли видеть на улице, в университете, а именно таких «неформалов» как готы, эмо, панки. Абсолютно отсутствуют знания о просоциальных организациях, которые внешне никак из толпы не выделяются, но при этом ведут другой образ жизни, отличный в какой то степени от других ; и о неформалах художественной направленности,
Заключение
Неформальные объединения - целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации. И именно поэтому у студентов складывается не совсем верное представление о «неформалах»,что в свою очередь ведет к росту негативного отношения к субкультурам, т.е. не разобравшись – человек судит о том, чего на самом деле не знает.
Цель исследования достигнута, т.е. мы исследовали отношения к неформальным организациям студентов ЮГУ, на примере двух факультетов: гуманитарного и инженерного.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась, на самом деле студенты гуманитарного факультета, в связи с родом своей деятельности более осведомлены о неформальных объединениях, и поэтому относятся к ним более демократично, в отличии от инженерного факультета, на котором студенты продемонстрировали явное негативное отношение к неформальным организациям. Поставленные задачи были достигнуты: изучены основные литературно – публицистических источников по проблеме молодежных течений. Познакомились с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями, идеологией. А так же сделан сравнительный анализ полученных результатов по изучить отношения студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского государственного университета к неформальным организация.
Проанализировав полученные данные , мы пришли к выводу, что студенты Югорского Государственного Университета в большей своей части не относят себя ни к одной неформальной организации, остальная же часть состоит из ребят относящих себя к асоциальным неформальным организациям(байкеры, рокеры, готы) и к неформалам художественной направленности(аниме, индии, реперы).Безусловным плюсом является то, что абсолютно отсутствуют неформалы антисоциальной направленности, но здесь важно отметить, что так же отсутствуют просоциальные неформальные организации, т.е. нет студентов, кому были бы не безразличны памятники архитектуры и защита окружающей среды.
Для того чтобы изменить получившуюся ситуацию, на наш взгляд необходимо предпринимать определенные действия в области неформальных объединений и отношения к ним, а именно познакомить студентов вуза с таким понятием как «неформальные организации»: что и кто в них входит. Для более наглядного понимания разработать программу концерта неформальных движений, на котором ребята смогут более четко увидеть и понять классификацию неформальных объединений, их идеологию и мировоззрение (конечно в этот концерт не будут включены антисоциальные организации), а так же смогут познакомиться и более глубже узнать представителей различных организаций. Студенты не относящие себя к «неформалам» тоже смогут принимать активное участие в разработке и проведении концерта и публичных выступлениях . Хотелось бы разработать данную программу совместно со Студенческим центром Югорского государственного университета. Это на наш взгляд было бы намного продуктивнее, ведь совместными усилиями мы можем научится быть более терпимее друг к другу и принимать чужой выбор, не зависимо от того противоречит ли он нашим принципам или нет; и не обращать столь сильное внимание на внешний вид другого человека, даже если он совсем не такой как наш.
Литература
1. Бажуков,В.И. Культура повседневности и ее особенности в современном российском обществе//Университетские чтения. – М.: МАКС Пресс.- 2003. – Вып.5. – 12-14с.
2. Башкатов,И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., - 2000
3. Егорова,Т.В. Работа с экстримистскими молодежными объединениями в Германии//Сравнительная педагогика, №5, 2006; 91-97с.
4. Затулий, А.И. Современный молодежный костюм: от конформизма до бунта
5. Запесоцкий,А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. – СПб.: ИГУП, 1996. – 348с.
6. Исламшина, Т.Г. Молодежные субкультуры. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол.ун-та, 1997.- 116 с.
7. Козлов,А.А. Молодежный экстримизм. – СПб.: Издательство С.- Петербургского ун-та, 1996. – 144 с.
8. Комаров, М.С. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.-460с.
9. Косарецкая, С.В. и Синягина, Н.Ю. О неформальных объединегиях молодежи. – М.: ВЛАДОС, 2004.-159 с.
10. Кравченко, А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы// 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академ Проект, 2003.
11. Оганов, А.А. и Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003
12. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: «Институт социологии РАН», 2000. – 264с.
13. Семехина, Л.Н. и Чупрякова. М.Э. Искусство одеваться: научное издание. – Свердловск.: Сред.- Уральск. кн. изд-во, 1989. – 316с.
14. Файн, А.П. и Лустберг, А.Э. Подростковые и молодежные сообщества. – СПб., 1997. – 82с.
15. http://www.fos.ru/sociology/10672.html
16. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=342
17. http://www.emo-emo.ru/
18. http://style.emoolive.ru/
19. http://oioioi.ru/history/punk/punk.html
20. http://www.junior.ru/students/rylina/punks.htm
21. http://www.ec-dejavu.net/p-2/Punk.html
22. http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/goty.html
23. http://ru.wikipedia.org/wiki/Готы_(субкультура)
24. http://ru.wikipedia.org/wiki/Anime
25. http://www.anime-live.ru/
26. http://www.sub-culture.ru/
27. http://www.nationalism.org/pioneer/skinhead.htm
28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скинхед
29. http://www.sub-culture.ru/rokers.php
30. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хиппи
31. http://www.sunhome.ru/journal/13435
Приложеие 1
Анкета
Пол: М Ж Возраст:____________
Факультет_________________
Курс______ Успеваемость_______
Семейное положение: пока один(одна); есть парень(девушка); женат(замужем); разведен(на)
1. Как вы относитесь к неформалам?
А. Положительно
Б. Отрицательно
В. Ваш ответ
2. Относите ли вы себя к неформалам?
А.да Б. нет
3. Если да, то к какой субкультуре вы себя относите?
Хипппи, рокеры, панки, скинхеды, “зеленые”( защита окружающей среды), объединения защиты памятников архитектуры, музыкальные и спортивные фанаты, мажоры, реперы, металисты, нацисты, рокеры, готы, эмо, транс – культура, индианисты, растаманы, роллеры, скейтеры, байкеры, геймеры, хакеры, сатанисты, граффитеры, брейк – дансеры…..
Ваш вариант:______________________________________________
4. Что вас больше всего привлекает в этой субкультуре?
_____________________________________________________________
5. Обучаясь в школе относили ли вы себя к какой либо субкультуре? Если да то какой?___________________________________________
6. Чем вам нравятся/не нравятся неформалы?_______________________________________________
7. Принимаете ли вы участие в общественной жизни университета? Если да то какое?___________________________________________
8. Умеете ли вы организовывать свою учебную деятельность:
А. Да, вполне Б.Испытываю затреднения В. Не умею
9.Ваше любимое занятие(хобби)_________________________________
10.С кем вы консультируетесь по учебной деятельности в группе ( 3 человека)_____________________________________________________
11.С кем вы общаетесь во внеучебное время ( с группы 3 человека)_____________________________________________________
12.Часто ли вам хочется побыть одному/ одной? Если да то с чем это связанно? ____________________________________________________