Курсовая Проблема жизни и смерти в начале XXI века. Пути их решения
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Челябинский юридический институт МВД России
Кафедра философии
Курсовая работа по философии
На тему: Проблема жизни и смерти в начале
XXI
века. Пути их решения.
Челябинск
2009
Содержание:
1. Введение………………………………….……………………...…3
2. Глава 1. Понятие жизни и смерти……..………………………….4
3. Глава 2. Проблемы жизни и смерти в начале XXI века и пути их решения……………………………………………………....…….…8
4. Глава 3.Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии
человека …………………………………………………...………...18
5. Заключение…………………………………...………….………..23
6. Список литературы……………………………………………….24
Введение.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.
Цель данной курсовой раскрыть несколько вопросов: Что такое жизнь, что такое смерть, философия жизни, каковы проблемы жизни и смерти в современном мире: наркомания, алкоголизм, курение, различные болезни (ВИЧ); решение вышеперечисленных проблем. А так же вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии. Какие виды смерти существуют на сегодняшний день.
В современном мире эти проблемы очень актуальны. Общество переживает кризис: у людей не хватает денег, нет работы, многочисленные проблемы.
Какова же статистика «зависимых» на сегодняшний день? А как же решать проблемы здоровья? Что же сделать, чтобы люди не поддавались негативному влиянию?
Глава 1. Понятие жизни и смерти.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Жизнь - бытие, свойство индивида, характеризующееся осознанием себя "я существую", осознанием окружающего мира и стремлением к лучшей участи (счастью) во взаимоотношениях с другими индивидами.
Жизнь вечна, поскольку каждый ведет себя как вечный, не желая думать о кончине и сопротивляясь ей. Это общее свойство всех видов жизни, в том числе самых простейших. Таким образом, можно заключить, что сам индивид является кем-то невидимым для глаз, помещенным так или иначе, в условия материи (воплощен в материальном теле).
Признаки жизни в мире материи: рождение, рост, способность поддерживать себя, производство себе подобных, увядание, смерть. При этом, несмотря на полную смену в теле всех материальных клеток каждые 7-8 лет, личность чувствует себя тем же самым индивидом.
Распространены представления о том, что жизнь - это комбинация химических веществ, однако даже одноклеточные организмы не удается получить смешиванием химических веществ, и умерших не удается вернуть к жизни при помощи любого набора химических веществ. В природе также пока не найдено примеров зарождения жизни из любого набора химических ингредиентов, что наводит на мысли о том, что такого "самозарождения" никогда не было. Всюду наблюдаема только одна закономерность: каждый живой индивид происходит от другого живого индивида.
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв.
Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии.
"Исторический" вариант Философии жизни[1] исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.
Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва"[2], сущность которого - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно.
Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремнийорганических соединений, энергетических полей и тому подобное. Попытки учёных определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В XIX веке француз Танглю определял смерть, как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения» и далее «Жить значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы, и определяли её по отношению к её же противоположности — смерти.
Глава 2. Проблемы жизни и смерти в начале XXI века.
Современное состояние дел говорит о кризисе, охватившем страну и общество. Общество сильно расслоено - огромное количество ресурсов контролирует 5% населения, в то время как большая часть общества живет за пределами черты бедности. Причем и у богатых есть проблемы - безопасность собственная и своих близких.
Состояние здоровья населения и рождаемость вызывает тревогу социологов, и угрожают безопасности страны.
Проблема наркомании в России имеет тенденцию роста. Наркомания - болезнь молодых. Она выбирает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики или другие психоактивные вещества.
Наркомания - это пристрастие к употреблению наркотиков, болезненное влечение, которое приводит к тяжелым нарушениям психических и физических функций организма.
В современном обществе мало кто не знает о вреде наркотиков, но все же эти вещества по-прежнему привлекают людей, становясь губительными для многих.
Причины роста наркомании среди молодежи.
Каковы же причин этого страшного явления? Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (час-то безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени). Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.
Есть у наркоманов своя классификация, определяемая материальными возможностями приобретения наркотиков:
- элита наркоманов - дети богатых. Употребляют дорогой героин.
- средний класс. Употребляют менее дорогой гашиш.
- бедные. Промышляют марихуаной.
- самые обездоленные - токсикоманы. Нюхают клей «Момент», ацетон, т.к. других возможностей нет.
Статистика подростковой наркомании
Общий уровень наркотизации школьников:
Пробовали…………………… 14%
Не пробовали…………………86%
Возрастной уровень наркотизации школьников
У кого можно приобрести наркотики?
Старшие ребята …………….36%
Одноклассники ……………..27%
Друзья ………………………26%
Продавцы наркотиков ……..23%
Алкоголизм — неумеренное употребление спиртных напитков, вызывающее психическую и физическую зависимость, и как следствие, наркоманию.
В повседневной жизни и исторически алкоголизмом называют состояние, которое приводит к постоянному употреблению алкогольных напитков, несмотря на проблемы со здоровьем и негативные социальные последствия.
Современное определение в медицине описывает алкоголизм как болезнь и наркотическую зависимость, которая приводит к систематическому потреблению алкоголя, несмотря на негативные последствия.
Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.
Развитие алкоголизма происходит под влиянием внешних факторов.
К внешним факторам относятся пропаганда с целью формирования общественного мнения, поощряющего потребление (в т. ч. и "культурное") алкоголя, реклама, материальная и количественная доступность алкогольных изделий, неразвитость алкогольной политики или государственная незаинтересованность в ней, а также культурные особенности и традиции разных народов. Важное значение имеет воспитание и влияние социальной среды в которой развивается человек.
Алкоголизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от алкоголя (алкогольная зависимость). Алкоголизм, как патология, проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости, уменьшением возможности самоконтроля в отношении употребления спиртных напитков, а также прогрессивным развитием различных соматических нарушений, вызванных хронической интоксикацией алкоголем.
Наиболее простая дифференциация алкоголизма основывается на присутствии клинических и психических признаков алкогольной зависимости, а также частоте и количестве употребляемого алкоголя: Различают следующие группы лиц:
1. Лица, не употребляющие алкоголь
2. Лица, умеренно потребляющие алкоголь
3. Лица, злоупотребляющие алкоголем (развитие алкогольной зависимости)
- Без признаков алкоголизма
- С начальными признаками алкоголизма (утрата ситуационного и дозового контроля, запои)
- С выраженными признаками алкоголизма (регулярные запои, поражение внутренних органов, психические нарушения, свойственные алкоголизму)
Из вышеприведённой классификации можно заметить, что алкогольная зависимость развивается от случайных эпизодов употребления алкоголя до развития тяжелого алкоголизма.
Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растёт преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Алкоголизм оказывает существенное негативное влияние на качество генофонда нации. Дети алкоголиков имеют пониженный умственный потенциал, страдают различными болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. Она покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России[3].
По данным Минздрава, каждый гражданин России сегодня в среднем за год потребляет
По данным Минздрава РФ, сегодня в России зарегистрировано 2,5 миллионов алкоголиков, т.е. людей, которым диагноз алкоголизм поставлен медиками официально (на медицинском языке он звучит несколько мягче: постоянная алкогольная зависимость). В реальности людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше.
Сегодня на каждые 100 тысяч человек в РФ приходится 2269,7 человека с диагнозом <алкоголизм>. Еще страшнее то, что диагноз алкоголизм ставится уже подросткам 12-14 лет. В 1991-92 годах в статистических сводках возрастного состава алкоголиков в графе дети-подростки на каждые 100 тыс. подростков официально приходилось 0 алкоголиков.
В 1993 году - 17,4 алкоголика,
В 1998 году - 20,8 алкоголика,
В 1999 году - 24,4 алкоголика
За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. Более половины несчастных случаев на транспорте связано с алкогольным опьянением. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Причина — пристрастие к алкоголю.
Табакокурение (или просто курение) — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет. Люди курят по причине сформировавшейся наркотической зависимости от никотина – основного психоактивного вещества содержащегося в сигарете. При этом человек стремится найти приемлемое объяснение своей тяге к курению (табакозависимости), пытаясь рационализировать патологическое, недостаточно осознаваемое влечение к никотину. Среди больных табакозависимостью наиболее популярны следующие оправдания курения: получение удовольствия от утоления никотинового «голода», из-за сформировавшейся вредной привычки, или по социальным причинам (для общения, за «компанию», «потому что все курят», и т. д.). В некоторых социумах курение может быть ритуалом. Согласно данным ВОЗ около одной трети взрослого мужского населения мира курят табак.
Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти, которые при табакокурении полностью нивелируются отравлением организма прочими токсичными веществами, вдыхаемыми курящим.
Медицинские исследования указывают на явную связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема лёгких, заболеваний сердечной системы а также других проблем со здоровьем. По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) за весь XX-й век табакокурение явилось причиной смерти 100 миллионов человек по всему миру и в 21-ом веке эта цифра возрастёт до миллиарда.
К негативным последствиям курения относятся жёлтые зубы, неприятный запах изо рта, неприятный запах от волос.
В ночное время курящие военнослужащие демаскируют расположение своих частей, а сами становятся мишенью для снайперов.
Курение — частая причина пожаров.
Окурки сильно загрязняют улицы и помещения.
По некоторым данным, курение усиливает алкогольное опьянение в полтора-два раза.
Табакокурение считается грехом в некоторых религиях.
Статистика смертных исходов
По данным ВОЗ, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. «Если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то по прогнозам к 2020 году ежегодно преждевременно будут умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти».
По данным первого замглавы комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академика РАМН Николая Герасименко, «От причин, связанных с курением, в России каждый год умирает до полумиллиона человек».[24]
Пассивное курение увеличивает статистику смертности от табакокурения.
Глава Минсоцздравразвития РФ Татьяна Голикова в мае 2009 года заявила, что более 17% смертей в России связано с табакокурением.
Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД) — состояние, развивающееся на фоне - инфекции (англ. Human immunodeficiency virus, HIV) и характеризующееся падением числа CD4+ лимфоцитов, множественными оппортунистическими инфекциями и неинфекционными заболеваниями. По сути, является терминальной стадией ВИЧ-инфекции.
Количество людей, живущих с ВИЧ, в
Всего — 39,5 миллиона (34,1-47,1 миллиона)
Взрослых — 37,2 миллиона (32,1-44,5 миллиона)
Женщин — 17,7 миллиона (15,1-20,9 миллиона)
Детей младше 15 лет — 2,3 миллиона (1,7-3,5 миллиона)
Количество людей, заразившихся ВИЧ в
Всего — 4,3 миллиона (3,6-6,6 миллиона)
Взрослых — 3,8 миллиона (3,2-5,7 миллиона)
Детей младше 15 лет — 530 000 (410 000—660 000)
Количество смертей от СПИДа в
Всего — 2,9 миллиона (2,5-3,5 миллиона)
Взрослых — 2,6 миллиона (2,2-3,0 миллиона)
Детей младше 15 лет — 380000 (290000-500000)
Распространённость ВИЧ среди групп населения
Рискованное поведение среди взрослых | Распространенность ВИЧ | % заболеваемости | Заболеваемость на 100,000 чел. |
Потребление инъекционных наркотиков (ПИН) | 45.0% | 23,18 | 12977 |
Партнеры ПИН | 8.0% | 5,15 | 3601 |
Работницы секс-бизнеса | 9,0% | 3,23 | 905 |
Их клиенты | 4.0% | 4,07 | 91 |
Мужчины, имеющие секс с мужчинами (МСМ) | 5,0% | 13.17 | 983 |
Их партнерши (МСМ) | 2.0% | 2,06 | 308 |
Медицинские инъекции | 1,10% | 0.58 | 1 |
Переливания крови | 1,10% | 0.22 | 49 |
Проблемы здоровья, болезней, зависимостей основные проблемы жизни и смерти на сегодняшний день, но не единственные.
Послешкольное образование коммерциализируется и становится недоступным большому количеству подростков. Жилищная проблема по-прежнему остается острой. Культуру заменяют шоу-бизнес и телевизионные ток-шоу. Дети хотят быть не космонавтами и учителями, а олигархами, топ-моделями, "крутыми". Остается невысоким уровень доверия к органам власти. Происходит дальнейшая деградация природных систем, ведущая к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Каждые два года в нашей области исчезает один биологический вид.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии изменения приоритетов на федеральном и региональном уровне[4]. Многие понимают проблемы России. Но решения часто упираются в деньги, становится нормой перетягивания финансового одеяла. К тому же надежда только на государство порождает иждивенчество. Считаем необходимым изменить подход в области идеологии целей и приоритетов. Известна одна философская мудрость: если государство не может дать человеку необходимое – оно должно дать ему возможность самостоятельно решить свои вопросы.
Пути решения проблем жизни и смерти.
Новый подход к решению многочисленных проблем человеческого общества и государства за счёт переосмысления взглядов человека на окружающий его мир и создания нового образа жизни, в основе которого лежат любовь к природе, идея симбиоза человека и природы, доминирование духовного развития человеческого общества над технократическим.
Многие проблемы с успехом могут решиться созданием экопоселений, а именно:
• Гармония человека с окружающей природой.
• Вкусные здоровые бесплатные продукты, без больших хлопот – используется природные механизмы.
• Более здоровый образ жизни и как следствие – здоровье.
• Меньшая зависимость от денег, ведь всегда есть еда и кров над головой.
• Воспитание детей, которые постоянно общаются с природой.
• Возрождение народных промыслов.
• Ответственность, ведь эти люди самостоятельно готовы решать многие вопросы бытия.
• Вопросы озеленения области. Это становится приятно и выгодно делать. Для себя ведь.
• Развитие экологического туризма. Потенциальная работа и доход в местный бюджет.
• Дешевые и экологические дома (жилищная проблема).
• Восстановление почв, дехимизация и экологизация сельского хозяйства. Это может быть бесценный опыт.
• Возрождение села и создание положительного образа (ведь туда добровольно переселяются из города.)
• Патриотизм. У человека есть его маленькая родина, кусочек родной земли.
Я считаю, чтобы решить вышеперечисленные проблемы надо наряду с запретом использовать альтернативные действия, то есть организовывать культурно – развлекательные мероприятия, досуговые комплексы с квалифицированным персоналом, различные агитации и, конечно же, пропаганда здорового образа жизни. В людях нужно воспитывать нравственность, доброту.
Глава 3. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека.
В решении этого вопроса марксизм, например, исходит, прежде всего, из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая представляет в нем и не случайной, и не бессмысленной. Индивид, личность, человек рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого человеческого общества[5].
От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает “целей” жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое существо[6]. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и прочих) Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.
Но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера не является надличностной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии в общественно-экономических условиях, отчуждающих человека, и все более совпадать в процессе становления нового, гуманитарного и демократического общества.
Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается на учение о социальной сущности человека. Поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами.
Например: Л.Н. Толстой: “Человек может рассматривать себя как животное среди животных, сегодняшним днем, он может рассматривать себя как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечного малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки то, что в математике называется интегрирование, т.е. устанавливать, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое”[7].
Л.Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, что “…жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно…”[8].
Л.Н. Толстой не мог признать бессмысленность жизни, не мог видеть смысл жизни в личном благе, когда
“…живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо…”[9].
К большому сожалению, приходится признавать, что в нашем обществе период господства авторитарно-бюрократической системы таки отчужденные формы жизни получили широкое распространение. Их изживание потребует немало времени и серьезной многоплановой работы по перестройке всех сфер жизни общества.
Идеи Л.Н. Толстого оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, на то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия.
Что привлекает в них современного человека, сознание которого ежедневно и ежечасно насыщается понятиями и образами, возникающими под влиянием научно-технической революции, геронтологии, проектов радикальной перестройки природы человека, беспредельного увеличения продолжительности его жизни, бессмертия?
Если ответить на этот вопрос в двух словах, то можно сказать - высочайшая человечность, т.е. органическая соединенность мысли с чувствами неповторимой и бесконечной в самой себе личности с другими людьми и человечеством в целом, которая и позволяет осознать, что смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека. Мысль о неизбежности биологической смерти человека неразрывно связана с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто “…не видит, как бессмысленна и погибельна его личная и одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет… Я умру так же, как и все,… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех…”[10]. Нравственный смысл жизни Л.Н. Толстого распространяется и на смерть: “…человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни, а в огромное количество раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов…”[11].
Живя для блага других, человек “…здесь в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти, и установление которого есть для всех людей дело этой жизни…”[12].
Понимание нравственно-философского смысла жизни у В.С Соловьева резюмируется в том, как решается им вопрос о соотношении личности и общества, их интересов и целей.
В.С Соловьев: “…нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть только цель и что есть только средство…”
Утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомы нравственной философии, В.С Соловьев протестует как против индивидуализма, так и против таких сторонников коллективизма, которые “…видя в жизни человечества только общественные массы, признают личность за ничтожный и приходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса…”[13].
Виды бессмертия.
Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется, не у каждого), продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.).
Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.
Второй вид бессмертия мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX в. сделали возможною криогенезацию (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основном для тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков) становится основой стабильности государства. Третий вид бессмертия упование на “растворение” тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое “тело”, в вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных Цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранения частиц бывшего тела, могущих войти, в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом “бессмертные”. Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости - все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет “измененные состояния сознания”. В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны “прорыв” в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.
Заключение.
Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия смерти. Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учеными, позволяет значительно расширить рамки обсуждаемой темы. Пора объединить усилия специалистов разных профилей для осмысления тех загадок, которые поставлены современной наукой.
История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
Проблема здоровья на сегодняшний день является важнейшей. Люди не задумываются о самом дорогом, о том, что дается только один раз.
Данный вопрос никогда не дойдет до завершения, он всегда актуален и будет ещё очень долго развиваться.
Я считаю, что здоровье – это самое главное в жизни человека, общества, государства. Эта проблема никогда не будет закрыта.
Можно же бороться с наркоманией, алкоголизмом, курением различными ужесточенными методами, но я считаю, что нужно обществу предоставлять альтернативные методы: различные массовые культурно – развлекательные мероприятия, досуговые комплексы, спортивные центры, пропаганда здорового образа жизни.
Главное воспитывать в людях нравственность, доброту.
Список использованной литературы:
1. Бабаян Э.А. Гонопольских М.Х. Наркология Учеб. 2-е изд.- Медицина, М., 1990.
2. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. М., 1992
3. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001.
4. Васильченко Е.А. Табакокурение. - М., 2000.
5. Горин А.Г. Курение и молодежь. - Киев, 2002.
6. Еременко Е.С. Вред курения. - Минск, 2002.
7. Краткий словарь по философии. Под. Общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. М., 1979.
8. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. - М., ИНФРА-М, 2001.
9. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Том 42.
10. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации). М., 1999.
11. Пятницкая И.Н. Наркомании.- М.: Медицина, 1994.
12. Сбирунрв П.Н., Целинский Б.П. Наркомания - опасность социальная. //Вестник МВД РФ. 1997.
13. Соловьев В.С. Соч. в 2 томах, 1988 год, том 1.
14. Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. М., 1936 год, том 23.
15. Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. М., 1936 год, том 26.
16. Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. М., 1950 год, том 35.
17. Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. М., 1957 год, том 23.
18. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2006.
[1] В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет
[2] Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. М., 1992
[3] ↑ Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. Москва: УРСС, 2006.
[4] Экологическая доктрина Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р (18k)
[5] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Том 42, с.119
[6] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Том 42, с. 93
[7] Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1950 год, том 35, с. 161.
[8] Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1957 год, том 23, с. 29.
[9] Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1936 год, том 26, с. 369.
[10] Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1936 год, том 23, с. 402
[11]Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1936 год, том 26, с. 413
[12] Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1936 год, том 26, с. 415
[13] Соловьев В.С. Соч. в 2 томах, 1988 год, том 1, с. 281, 283.