Курсовая

Курсовая Социальный контроль 3

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.1.2025





Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный университет

Кафедра социологии и управления персоналом
Курсовая работа на тему

«Сущность и формы социального контроля»
Дисциплина социология
                                                           Выполнила: студентка гр.08бх3

                                                                                             Цырулёва Ольга


                                                                Проверила: КСН, доцент кафедры 

                                                                               СиУП Козина Е.С.
Пенза 2009


Оглавление:


Введение. 3

Основная часть. 5

Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и  элементы. 5

1.1. Понятие социального контроля, его функции. 5

1.2. Элементы социального контроля. 9

1.2.1.   Социальные нормы как регулятор поведения. 9

1.2.2. Санкции как элемент социального контроля. 11

1.3. Самоконтроль. 14

1.4. Концепция социального контроля П. Бергера. 15

Глава 2. Формы и осуществление социального контроля. 19

2.1. Формы социального контроля. 19

2.2.Агенты и инструменты социального контроля. 24

Заключение. 28

Глоссарий. 29

Используемая литература: 31

Приложения. 32


Введение


Общество — саморегулируемая сложная соци­альная система. Важнейшую роль в социальном регулировании об­щественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные инсти­туты и организации. Вместе с тем в социальной структу­ре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование –  институт социального контроля. Он выступает  как часть общей системы социального регулирования  и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклоне­ния, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и  социальный порядок.

Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы со­циального контроля. Так  Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его чле­ны достигают такого типа поведения, при котором они хо­тят действовать так, как они должны действовать в качест­ве членов данного общества. [7, с.194]

Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль» был введен в на­учную лексику известным французским социологом, одним из осно­воположников социальной психологии,  Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факто­ров социализации. Позднее в работах целого ряда ученых — таких, на­пример, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер –  была разработана теория социального контроля. [3, с.279]

Я считаю тему данной курсовой работы актуальной, так как общество – система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются  различные традиции, нормы, ценности.  Система социального контроля  также постоянно развивается, становится более гибкой и эффективной, поэтому материалов для исследования и изучения данной темы еще большое множество. Кроме того  человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

Цель курсовой работы – определить роль социального контроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем её развития. Кроме того нам необходимо  сделать выводы о влиянии социального контроля на развитие личности человека и общества в целом.

Поставленная цель определила следующие задачи:

·     Рассмотреть сущность социального контроля, его определение как важнейшего средства для обеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов сложившейся в данном обществе культуры;

·     Познакомиться с различными функциями социального контроля, которые он выполняет  в обществе;

·     Исследовать формы социального контроля, их взаимосвязь и эффективность влияния на общество, опираясь на работы А.И.Кравченко, В.Ф.Анурина, В.В.Латышевой, П.Бергера, и многих других.

Таким образом,  объектом данной курсовой работы является непосредственно институт социального контроля, а предметом – его тесная взаимосвязь с обществом, формы, в которых он осуществляется, а также эффективность влияния социального контроля  на общество.
 

Основная часть

Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и  элементы.

1.1. Понятие социального контроля, его функции.


Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помо­щи которых преступника приводят к нормальному поведе­нию. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенап­равленное воздействие на индивида с целью приведения всоответствие человеческого поведения социальным нормам.

Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представ­ляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживает­ся социальная стабильность. [2, с.160]

Итак, социальный кон­троль –  это способ саморегуляции социальной системы (об­щества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укре­пления порядка и стабильности. 

Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:

·     Социальный контроль – составная часть более об­щей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и дос­таточно категоричный характер и обеспечивается социаль­ными санкциями или угрозой их применения;

·     Проблема социального контроля –  это определенный срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний кон­троль, и через взаимодействие личности с первичной со­циальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с об­ществом в целом, т.е. социальный контроль через принужде­ние;

·     Нельзя представлять себе социальный контроль односторонне –  как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, ко­гда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздей­ствие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;

·     Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной сис­темы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых,  примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система форма­лизованного контроля). [7, с.194 – 195]

Основное назначение социального контроля – поддерживать поря­док и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное вос­производство (преемственность) в направлении, соответствующем из­бранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря меха­низмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие. [4, с.121]

Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:

1)упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к инди­виду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контро­ля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выбо­ре целей и средств их достижения. [2, с.162]

Характеризуя анатомию и механизм системы социаль­ного контроля, известный российский социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:

·     индивидуальные действия, прояв­ляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;

·     социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на ин­дивидуальное действие;

·     категоризация индивидуально­го действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, яв­ляющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;

·     характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки со­циальной группой ситуации, в рамках которой она дейст­вует, от которого зависит катего­ризация индивидуального действия;

·     характер и содер­жание социальных действий, выполняющих функцию по­зитивных или негативных санкций и непосредственно за­висящих от состояния общественного самосознания;

·     индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социаль­ное действие.

Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервная система» социального института. Соци­альный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов,  т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляю­щих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предска­зуемым. П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для  обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные ме­ханизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».[1, с. 68]

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции:

·     Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности,  требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

·     Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление  ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

[3, с.280]

1.2. Элементы социального контроля


Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции. [9]


1.2.1.   Социальные нормы как регулятор поведения




Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организация­ми без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом пра­вилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.

Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют ха­рактер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их дости­жения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуально­го отношения к ним происходят в процессе социализации.

Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индиви­дов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

Социальные нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные прави­ла поведения кардинально отличаются от тех, которые были распростра­нены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человече­скую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и де­тям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, че­ловеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, тру­долюбие), религии. Ценности же являются основой норм.

Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предоп­ределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нор­мы носят более жесткий, обязательный характер. [4, с.122 – 124]

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1)обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3) правовые нормы, закрепленные в законах и норма­тивных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение пра­вовых норм обеспечивается силой государства;

4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными груп­пами и между государствами  находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

5) религиозные нормы, которые поддерживаются преж­де всего верой сторонников религии в наказание за гре­хи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6)эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном. [2, с.164]

 Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни,  любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

·     по масштабам распространения – общечеловеческие, националь­ные, социально-групповые, организационные;

·     по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирую­щие, поощряющие, запрещающие и карающие;

·     по степени нарастания строгости –  привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Стро­гую ответственность человек несет за нарушение законов. [4, с.124]

Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

·       регулируют общий ход социализации;

·       интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

·       контролируют отклоняющееся поведение;

·       служат образцами, эталонами поведения.[3, с.289]

Отклонение от норм наказывается при помощи санк­ций.


1.2.2. Санкции как элемент социального контроля


Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было слу­чайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют еди­ную цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нор­мой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовест­ное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в со­знании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осо­знает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле.

Из этого примера видно, как последовательная реализация всей це­почки социального контроля переводит внешний контроль в самоконт­роль.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитив­ные и негативные, формальные и неформальные.

·       Позитивные  санкции – это одобрение, по­хвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие на­граждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощ­ряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукориз­ненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде де­ятельности существуют свои поощрения.

·       Негативные санкции – осуждающие или наказующие дейст­вия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздываю­щими.

·       Формальные санкции исходят от официальных организаций –  правительства или администрации учреждений, которые в своих дейст­виях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

·       Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, кол­лег по работе, однокурсников, прохожих.

Формальные и неформальные санкции также могут быть:

·     Материаль­ными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

·     Мо­ральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжела­тельный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социаль­ные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

·       санкции должны быть своевременными. Их эффективность значи­тельно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

·       санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

·       санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе. [4, с.124 – 126]
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. [3, с.289 – 290]


1.3. Самоконтроль


В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек,  например, завидует более удачливому  сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

         Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

         Самосознание –  чрезвычайно важная  социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

          Примерно на 70 %  социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля,  в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. [9]

Самоконтроль – это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.


1.4. Концепция социального контроля П. Бергера


Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих  разные виды, типы и формы социального контроля.[1, с.73 – 74] Каждый после дующий круг – это новая система контроля. [Приложение 1]

Внешний, самый большой круг – это политико-юридическая система представленная мощным аппаратом государства. Перед ним бессильны все. Помимо нашей воли государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным законам и уставам, правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму и может лишить жизни. Индивид нахо­дится в центре круга как в точке максимального давления.

В следующий круг социального контроля  входят мораль, обычаи и нравы. За нравственностью чело­века следят все – начиная со всего общества и кончая родителями, родственниками, друзьями. Органы власти за нарушение закона могут лишить свободы, родители и родственники употребляют неформальные санкции: осуждения, порицания,  а друзья, не простив предательства или подлости, могут расстаться с нами. Все в рамках своей компетенции, применя­ют инструменты социального контроля. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность –  потерей шансов найти но­вое место, невоспитанность – тем, что человека не пригласят в гости. Отсут­ствие работы и одиночество являются, может быть, не меньшим нака­занием по сравнению с пребыванием в тюрьме, считает      П. Бергер.

Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть малые круги контроля, самый существенный из которых – круг контроля со стороны профес­сиональной системы. На работе человек скован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое. Бизнесмена контролируют лицензирующие организации, рабочего – профессиональные объединения и профсоюзы, подчиненного – руководители, которых, в свою очередь, контролируют вышестоящие ин­станции. Не менее важны различные способы неформального контро­ля со стороны коллег и сотрудников.

Питер  Бергер пишет об этом следующим образом: «...Читатель может для наглядности представить врача, который кладет на лечение невы­годного для клиники больного; предпринимателя, который реклами­рует недорогие похороны... государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, пре­вышает нормы выработки, и т. д. В этих случаях экономические санк­ции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике,  предпринимателя могут исключить из профессиональ­ной организации...Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения... Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование».

 [1, с.74 – 75]

В следующий круг контроля входят неформальные требования  к индивиду, ведь каждый человек помимо профессиональных вовлечен и в другие социальные отношения. Эти отношения обладают собственными системами контроля, многие из которых более формальна иные даже жестче профессиональных. Например, правила приема  и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в корпорации IBM. Таким образом, самостоятельную систему социального контроля представляет общественная среда. Она включает в себя дальних и близких, незнакомых и знакомых индивиду людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования,  которые представляют собой широкий спектр явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Таким образом, круг неформальных требований описывает область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший к индивиду круг, который тоже образует систему контроля, составляет та группа людей, в которой проходит частная жизнь индивида, т. е. это круг его семьи
и лич­ных друзей
. Социальное или, точнее, нормативное давление на индивида здесь не ослабевает – напротив, есть все основания полагать, что оно в определенном смысле даже возрастает. Неудивительно, ведь именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные для себя социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу родных и близких имеют гораздо больший психо­логический вес для человека, чем подобные санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей. На работе начальник может уволить подчиненного, лишив его средств на существование. Но психологические последствия этого формального экономического действия окажутся по-настоящему ги­бельными, говорит П. Бергер, если данное увольнение будут пережи­вать его жена и дети. В отличие от других систем контроля давление со стороны близких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек, как правило, насторожен и потенциально готов про­тивостоять любой угрозе.


Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интим­ные отношения
мужа и жены
. Именно в самых интимных отношениях человек ищет для себя поддержку. Ставить на карту эти связи – значит рисковать утратой само­го себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгно­венно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх» . [1, с.76]


Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу сво­его нахождения в центре концентрических кругов социального конт­роля – от федеральной налоговой службы до собственной жены, – в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его.

 [3, с.290 – 293]

Глава 2. Формы и осуществление социального контроля.

2.1. Формы социального контроля


В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

·     внешний контроль;

·     внутренний контроль;

·     контроль через отождествление с референтной группой;

·     контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

1)  Первая форма контроля – внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятель­ность индивида. Внешний контроль может быть формаль­ным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окруже­ния.

 [2, с.161]  Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного государства. [8]

2)  Вторая форма контроля –  внутренний социальный контроль    это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуля­ция в данном случае осуществляется не в рамках взаимо­действия, а в результате чувства вины или стыда, кото­рые возникают при нарушении усвоенных норм. [2, с.161 – 162] Эта форма  предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

Третья и четвертая формы контроля менее известны и требуют использования более тонких социально-психологических механизмов.

3)  Третья форма – контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4)  Четвертая форма – так называемая  "множество возможностей" –  предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества. [8]

Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

·     Принуждение, так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Таким образом, при наличии высокой численности населения начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм;[10]

·     Влияние общественного мнения. Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, которое принимается и усваивается  не в соответствии с общественным мнением, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением;[10]

·     Регламентация в социальных институтах и организациях. Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них – организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль – не основная функция (например,  школа, семья, средства массовой ин­формации, администрация учреждений). [4, с.121]

·     Групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.

Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных к групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например, в бригаде или семье. [10]

Первые три формы были выделены Р. Парком, четвертая форма была описана американским социологом С. Аском.

Данный перечень не включает в свой состав такой важ­ный элемент, как наличие общих ценностей, усваиваемых индивидами  в процессе социализации. Дело в том, что основанный на принуждении социальный контроль не всегда обеспечивает уменьшение числа отклонений. Естественно существует множество индивидуальных при­чин, по которым люди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой, негласно одобряемой илипросто допускаемой обществом. Обычно это бывает в том случае, когда нормы оказываются слиш­ком жесткими (или людям представляется, что они слиш­ком жесткие). По этой причине жесткие полицейские меры, направленные против определенного вида правонарушений редко приносят положительные результа­ты, хотя и попустительство вотношении девиантного поведения также недопустимо.

На основании этого можно сделать два вывода:

1) социальный контроль может быть эффективным лишь втом случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;

2) данная особенность указывает, что социальный кон­троль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп. [2, с.160 – 161]

Кроме вышеприведенных форм социального контроля существует ещё общий и детальный контроль.

Иногда контроль отождествляют с управлением. Содержание контроля и управления во многом похожи, но их следует различать. Мать или отец контролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание. Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания.

Таким образом, контроль  понятие более узкое, чем управление.

Различие между управлением и контролем заключается в том, что первое выражается через стиль руководства, а второй – через методы. Методы контроля могут быть общими и детальными. Например,  менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения – он прибегает к общему контролю.Если менеджер вмешивается в каждое действие своих подчинен­ных, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль.

Детальный контроль называют еще надзором. Надзор осуществляется не только на микро, но и на макроуровне общества. Его субъектом ста­новится государство, и он превращается в неосновной социальный ин­ститут. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной соци­альной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят: сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, служба осведомителей,  тюремные надзиратели, суды, цензура.

Так как контроль входит в управление как составная его часть, но часть очень важная, то мы можем заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она до­статочно важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления, который имеет, в свою очередь, два вида – стиль авторитарный и стиль демократический.[3, с.296 – 298]


2.2.Агенты и инструменты социального контроля


Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятель­ность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они за­висят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отноше­нии которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономическо­го принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежела­тельной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимо­действиям с другими лицами.

Внешний контроль это совокупность институтов и механизмов, гарантирую­щих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он под­разделяется на формальный, т.е. институциональный,  и неформальный, т.е. внутригрупповой.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со сто­роны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых.  Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт,  то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффек­тивные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня яв­ляются мощными инструментами социального контроля во всех ти­пах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные ме­тоды доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к кана­лам их передачи.

Формальный контроль исторически возник позже неформально­го – в период зарождения сложных обществ и государств, в частно­сти, древневосточных империй. Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой груп­пой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным. Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – аген­ты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специаль­но обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных фун­кций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы; ин­струкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль при­обрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правитель­ство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.
Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

·     жесткие;

·     мягкие;

·     прямые;

·     косвенные. [Приложение 2]

 [3, с.293 – 297]

Заключение


Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стаби­лизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений со­циальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общест­ва или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в пре­дотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп. [7, с.197]

Рассмотрев социальный контроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можем сделать следующие выводы:

·     Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;


·     По отношению к обществу соци­альный контроль выполняет две основные функции: охранительную  и  стабилизирующую.

·     Основное назначение социального контроля – поддерживать поря­док и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное вос­производство в направлении, соответствующем из­бранной конкретным обществом стратегии развития;


·     Благодаря меха­низмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система  сохраняет равновесие.


Глоссарий




Девиация или девиантное поведение (от лат. deviatio
– уклонение)отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их группы, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом. В широком смысле девиация включает в себя любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, особое трудолюбие), так и отрицательные  (преступления, нарушения общественного порядка, норм морали). В более узком смысле (именно этот смысл и затрагивается в данной курсовой работе) понимается только негативное отклонение от утвердившихся норм, как правовых, так и нравственных.  [6, с.58 – 59]
Интериоризация – (от фр. i
nteriorisation
– переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим. [11]
Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью  своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением  отдельных его членов, так и личный контроль  каждого над собой. Механизм  самоконтроля охватывает постепенно складывающиеся в процессе  общественной жизнедеятельности личности убеждения, чувства,  привычки,  самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки ,является совесть) ; самовоспитание. [5, с.196]
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка  своего отношения  к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. [5, с. 215]
Социальный контроль – механизм саморегуляции общества и социальных групп, обеспечивающих их целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Социальный контроль призван гарантировать данным социальным ценностям, нормам  и ролям поведение человека или социальной группы. Он базирует свою деятельность на общем признании культуры данного общества, группы и привитии её ценностей и норм своим членам путем воспитания образцов поведения.

[6, с.109]

Используемая литература:


1.     Бергер П. Л.  Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. –  168 с.

2.Косьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с.

3.     Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.

4.     Латышева В.В. Основы социологии: Ученик для студентов ссузов. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.

5.     Словарь по этике // под редакцией Кона И.С. – М.: Политиздат, 1981. – 430 с.

6.     Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. – М.: Знание,1996. – 273с.

7.Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 272 с.

8.     http://www.bestreferat.ru/referat-2503.html

9.     http://www.5ka.ru/72/50730/1.html

10. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00001928_0.html

11. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложения


Приложение 1C:\Program Files\Microsoft Office\CLIPART\PUB60COR\J0341634.JPG: система социального контроля по П.Бергеру
Приложение 2: комбинация методов формального контроля



           Комбинации по                               характеру                                                 
Комбинации

по форме



Жесткие

Мягкие

Прямые

Прямые жесткие

Н-р: политические репрессии, рэкет, организованная  преступность

Прямые мягкие

Н-р: действие конституции и уголовного кодекса

Косвенные

Косвенные жесткие

Н-р: экономические санкции международного сообщества

Косвенные мягкие

Н-р: средства массовой информации



1. Реферат Экзаменационные билеты по Украинской литературе
2. Реферат Зараження венеричною хворобою Незаконне проведення аборту
3. Реферат Корпорация как социальный институт
4. Реферат на тему Last Breath Essay Research Paper The hot
5. Курсовая на тему Перевозка жидкого шлака
6. Курсовая Перспективы иностранного инвестирования в России
7. Реферат Мілтон Фрідмен Кількісна теорія грошей
8. Доклад на тему Дифтерийные миокардиты взаимосвязь нарушений регионарной сократимости левого желудочка и проводимости
9. Лекция Курс лекций Организации питания в курортных гостиничных комплексах
10. Реферат Тлумачення кримінально-правових норм та його види Чинність кримінальних законів у просторі