Курсовая

Курсовая Авторское право 11

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Государственное образовательное учреждение

Поморский Государственный университет имени М.В. Ломоносова

Социально-Экономический колледж
Курсовая работа по дисциплине:

Гражданское право
Тема:

Авторское право
                                                        Выполнил: Студент 2 курса группы 23Право

                                                                        Тригуб Максим

                     Проверил: Тальчиков Сергей Александрович
Архангельск 2010
Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

Глава 1. История развития авторского права в мире…………….……….…….4

     1.1. История развития авторского права в России…………………………. 6

Глава 2. Объекты и субъекты авторского права…………………………….….9

     2.1. Объекты авторского права …………………….…….…………………..9

     2.2. Субъекты авторского права…………………………………..…………16

Глава 3. Права авторов………………………………………………..……...….19

Заключение…………………………………………………………………….... 26

Список литературы ………………………………………………………….…..27
Введение

     Проблемы авторского права привлекают внимание цивилизованного мира, а особенно Россию, вот уже в течении нескольких веков, и интерес к ним не ослабевает в связи с частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения, призванные защитить интеллектуальную собственность от новых форм посягательства, возможных в результате научно-технического развития.

     Авторское право в России появилось лишь в 1828 году, во время правления Николая Первого, где право автора на созданное им произведение понималось как право собственности, которым можно торговать.[1] Сто восемьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития этой отрасли права. Многие проблемы, поднимаемые в то время актуальны и сегодня.

     Сегодня авторское право справедливо рассматривать в качестве особого института гражданского права, так как его нормы  регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства. Им охраняются не только имущественные интересы авторов, но также  их права и духовные и нравственные интересы.

     Создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер.



[1] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1998. С.8.

1.   
История развития авторского права в мире


     Литература и искусство существуют с незапамятных времён, а история авторского права - чуть меньше двухсот лет.

     Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего, это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

     С течением веков жалобы на искажение текста раздавались все сильнее. Например, Мартин Лютер негодовал по поводу широкого перепечатывания его произведений: «Вред ещё можно было бы терпеть, если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Но теперь они печатают мои книги, проявляя такую спешку, что, когда я затем читаю эти книги, я их не узнаю… Это мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени». [2]

     Лютер протестовал, прежде всего, против искажённого перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной вещью. Такая точка зрения была сравнительно нова, но именно во времена Лютера мы осознаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения.

  Это совпало с революцией в области техники воспроизведения

(книгопечатание, гравирование по дереву и меди). Новые возможности




[2] Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань, 1991. С.28.

воспроизведения заставили издать законы, которые можно считать предшественниками современного авторского права, то есть были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

     Первые привилегии были известны ещё в Венедиге в 1400 году, и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.[3]В данной системе привилегий речь не идёт о какой-то правовой защите авторов или их творческого вклада. Но  реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

          Во Франции в 1791 и 1793 годах сформировалось законодательство о правовой защите писателей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года и долгое время было образцом для большинства стран. Это законодательство было принято под воздействием естественно-правовых идей того времени. Согласно этим идеям право создателя на его произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества, и его следовало признавать в той же высокой степени, как и право частной собственности на материальные ценности.

     Весь 19 и начало 20 века были периодом расширения и развития, закрепленного в законодательстве авторского права. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана

была направлена против все большего и большего числа способов

использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов.



[3] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3.
1.1. История развития авторского права в России

     В России первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году, во времена правления Николая Первого.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 года впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора.[4] Затем последовало Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830 года «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». В этом законе право сочинителей признается уже правом собственности, и постановлено, «что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока». Наконец, в 1857 году Высочайшеим утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Высочайшим утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайшее утвержденное Положение о художественной собственности.[5]

20 марта 1911 года принят новый закон «Положением об авторском праве» , находившийся в разработке 13 лет ,  и составленный на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг
[4], [5] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1996. С.55.

охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе учитывались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

     Октябрьская революция оказала существенное влияние на авторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 году вышел закон об авторском праве «О государственном издательстве». Продолжил линию законов декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений». Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам.[6]

     Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября

1928 г. Законом «Об авторском праве». Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. Не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара.

     В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также

публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия

авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в




[6] Антишонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957. С.24.
июле 1992 года.

     И наконец, 3 августа 1993 года вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», с принятием которого утратили силу все предыдущие законы об авторском праве.
2. Объекты и субъекты авторского права

2.1. Объекты авторского права

     Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой - либо объективной форме.

     Задача определения понятия «произведение», казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, так как составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее, был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: «Закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под «произведением». Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права.»[7]

     Произведение - это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

     Важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная

запись и т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может



[7] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд- во академии наук СССР, 1956. С.31.

быть неразрывной. Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и объектами права собственности.

     Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем- либо воспроизведено по памяти и так далее.

     Но не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

     Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практика, выражено в следующих словах: «Закон не оценивает произведения, не взвешивает их ценность и достоинство, а защищает их слепо: длинное или короткое, хорошее и плохое, полезное или опасное, плод гения или простой продукт труда и терпения, — всякое произведение литературное или художественное подлежит защите».[8]

     В ст. 6 закона «Об авторском праве и смежных правах» прямо отмечается:

«Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.»

     Показателем творческого характера произведения, по мнению
[8] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916. С.109.

большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и тому подобное.

     Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

     Объективной формой произведения следует считать всякое внешнее выражение авторской мысли. Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения.

Ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение. Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

     Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно одного только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется.

     После присоединения СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года на всех печатных изданиях (книгах, журналах и тому подобное) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: ©,имени обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

     Использование данного знака охраны не означает введение в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.

     Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится.

     Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

     Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и далеко не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых видов оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового стимулирования.

      Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.

     В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

      Следует отметить, что понятие «опубликование произведения» (или выпуск в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.

     Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

     Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению новой формы, отражающей оригинал.

      Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

      Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие «служебное произведение» закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.[9]

     К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он авторским правом не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и другое, при условии, что составителем не применена
[9] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.10.

оригинальная схема изложения справочных данных.

     Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся четыре категории произведений:

1) Произведения, срок охраны которых истек;

2) Официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки;

3) Произведения народного творчества ;

4) Сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

      Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования.

2.2. Субъекты авторского права

     Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и др.

     Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Автор - творец нового.

     Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор - человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и тому подобное. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.

     Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека.

     За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

     Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:
1) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

2) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами;

     Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

     Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

     Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При «неделимом» соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при «раздельном» соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).[10]

     Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.



[10] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.17.

     Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

     Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).

     Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда.

     Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

     К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе и действующие в интересах автора. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено.

3. Права авторов

     Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

     Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер

     Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения

(например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.[11] Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Право авторства характеризуется следующими чертами:

1)       оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;



[11] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1992. С.26.

2) оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

3)  оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.                 

     Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право на имя.

     Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей.

Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (например, издающего как научные, так и литературно-художественные произведения) и так далее.

Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора

(анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).

     С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также «преградил» дорогу критикам и комментаторам.

     Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

     Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано, он может огласить действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

     Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это - одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

     Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть «личную сферу» автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.

     Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права   автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.

     Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

     Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.[12]

     С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

     Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

     Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

     Существуют, однако, и другие способы распространения произведений,



[12] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юрид.лит., 1988. С.28.

например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

     Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

     Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

     Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

     Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

     Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

     В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

     К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

     Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

     К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр, либо давать разрешение на переработку другим лицам.

     Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

     Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены.[13] Основной целью этого права




[13] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.28.

является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

     К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

     Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.

     Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений.
Заключение

     Роль авторского права в формировании культуры, а значит и общества, несомненна. Ведь если нет культуры, нет и общества. Люди, стремясь к совершенству, всегда что - нибудь изобретали, и, несомненно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять и развивать. Тем более в настоящее время, когда чуть ли не каждую минуту создаются новые проекты, и каждый час они реализовываются.

     Целью данной курсовой работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе ничего не сказано об авторском договоре, охране смежных прав, ответственности за нарушение авторских прав и других важных аспектов, таких как защита авторских прав, ее недостатков и др.

     Все эти понятия могут послужить началом написания новой курсовой работы и более углубленного рассмотрения.
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 4, от 18.12.2006, № 230-ФЗ.

2. М.А. Чупова, «Российская Юстиция», «Авторские права на литературные произведения»,  № 7, 1999 г.

3. Л.С. Подшибихин, К.Г. Леонтьев, «Интеллектуальная собственность»,  «Реализация положений Бернской конвенции в России», «Российская юстиция», № 4, апрель 2001 г.

4. Р. Хаметов, «Нарушение авторских и смежных прав», «Хозяйство и право», № 4, 1998г.

5. И.В. Силонов, Г.А. Сыроватского, «Авторское право. Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции», 1998г.

6.   Э.П. Гаврилов, «Авторское право. Тенденции развития», 1994г.

7. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой, «Гражданское право». Учебник. Часть III. — М.: Проспект, 1998г.

8. О.С. Иоффе, «Основы авторского права» - М.: Знание, 1999г.

9. А.П. Сергеев, «Авторское право России» - СПб, 1994г.

10. Э.П. Гаврилов, «Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар». - М.: Юрид. лит., 1998г.



1. Сочинение Темы, идеи, образы поэзии Заболоцкого
2. Реферат на тему Slavery Essay Research Paper Saturday September
3. Реферат на тему Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь
4. Реферат Мутации 2
5. Реферат на тему John Keats Poesy Essay Research Paper As
6. Реферат Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе
7. Реферат на тему Основы аудита
8. Контрольная работа Расчет прибыли предприятий
9. Реферат на тему Youth Violence Essay Research Paper Youth violence
10. Реферат Некоторые вопросы взаимодействия национальных музыкальных культур восток - запад