Курсовая Маргинальность виды, формы существования и социальные последствия
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра социальной работы
Курсовая работа на тему:
«Маргинальность: виды, формы существования и социальные последствия»
Выполнила: студентка 2 курса гр. 2051
Урмонова Дилором Сувхоновна
Проверила: Старовойтова Лариса Ивановна
Дубна 2008
Введение.. 3
Основное содержание.. 4
I глава: Теоретический материал.. 4
§1. Определение маргинальности. 4
§2. Формы существования. 8
1.Маргинальность как процесс перехода группы или индивида из одного состояния в другое. 8
Иммигранты и беженцы.. 8
Лица, вышедшие на свободу из мест заключения. 10
2.Маргинальность как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном положении в социальной структуре как следствия этого процесса 11
Бездомные. 11
Бедные и бедность. 13
II глава: Социальные последствия.. 14
Заключение.. 17
Литература: 19
Введение
Представленная работа посвящена теме "Маргинальность: виды, формы существования и социальные последствия». В наше время эта проблема очень актуальна. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, связанных с маргиналами и их положением в обществе. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Актуальность этой работы еще обусловлена и тем, что, с одной стороны, она вызывает большой интерес в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования.
В целом в изучении маргинальности можно выделить два основных подхода:
- изучение маргинальности как процесса перемещения группы или индивида из одного состояния в другое;
- изучение маргинальности как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре как следствия этого процесса.
Мною была поставлена задача разобраться в следующих вопросах:
· Точное понятие маргинальности;
· Какие группы общества входят в область маргинальности;
· Социальные последствия маргинальности в обществе.
Объектом исследования являются социально-незащищенные слои общества. Предметом – люди, находящиеся в особом маргинальном положении.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы.
В первой главе подробно дается понятие «маргинальности» и его историческое развитие, раскрываются группы, входящие в область маргинальности. Вторая глава имеет практический характер. В ней описываются социальные последствия маргинальности и методы социальной работы с маргинальными слоями населения. Вторая глава имеет особую значимость, потому что исходя из раскрытых последствий, можно не только делать выводы о сложившейся ситуации, но и делать прогнозы для решения проблем, связанных с той ситуацией.
Основное содержание
I глава: Теоретический материал
§1. Определение маргинальности
История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории. Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл, демонстрируя в то же время свою эвристическую плодотворность.
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х годах нашего века Р.Э. Парком[1]. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".
Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937 году. Стоунквист определяет маргинального человека в терминах личности или группы, которые движутся из одной культуры в другую, или в некоторых случаях (например, в результате женитьбы или через образование) соединяются с двумя культурами.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена "бесчисленным количеством социологов" и, принятая как должное многими, стала "эластичной". В 40 — 60-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии.
В рамках социальной психологии механизм маргинальности достаточно подробно исследовал Т. Шибутани (раздел, посвященный маргинальности, в его работе "Социальная психология", вышедшей у нас в 1969 и переизданной в 1999 году, едва ли не впервые познакомил массового русскоязычного читателя с этой концепцией). Он рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в его понимании маргинальности является доминирование социальных изменений, трансформации социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга. Это и является источником маргинальности. Шибутани дает следующее определение маргинального человека: "Маргинальны те люди, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как его полноправные участники"
В немецкой социологической литературе характерен подход к маргинальности в области социальной структуры как к общественной позиции, характеризуемой высокой социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества". Эта позиция находится обычно на низшей ступеньке иерархической структуры (в этом смысле "на краю") общества, а социальная категория людей, которые пребывают в маргинальном положении, здесь обозначается как окраинная группа (а также "маргинальная", "проблемная группа", "социально презираемые слои", деклассированные; в обыденной речи — "осадки", "дно", "отбросы", прокаженные", "асоциальные"). В немецкой исследовательской литературе к социальным окраинным (маргинальным) группам причислены различные гетерогенные группы, например, цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультуры, нищие, преступники и освобожденные уголовники. В последнее время в связи с воссоединением Восточной и Западной Германии исследователи обратились к новым маргинальным группам, появившимся на рынке труда в результате этого сложного политического процесса. Описываются такие отличительные черты поведения и установок маргиналов, как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, агрессия, отклоняющееся поведение и т.д.
В то же время здесь, как правило, речь идет не о теоретических, а об очевидных критериях отнесения. Отмечается неясность содержания значения понятия маргинальности. Для его определения предлагаются различные теоретические обоснования. Рассматриваются низкий уровень признания общеобязательных ценностей и норм, а также участия в их осуществлении в социальной жизни; кроме того, подчеркивают относительную социальную и пространственную дистанцию, недостаточные организационные и конфликтные способности как определяющие черты окраинного положения. Особенно подчеркивается тот факт, что окраинные группы легитимируются как объекты официального контроля и определенных институтов. И хотя признано существование различных видов маргинальности и различных причинных связей, все же существует единодушие в том, что только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении дохода. Многие находящиеся на краю люди ограничены в том, чтобы жить в соответствии с общими представлениями и общими стандартами (например, бездомные). Существует также определение маргинализации как консервативного метода социальной политики.
В настоящее время концепция маргинальности находится в стадии дальнейшего развития. Маргинальность социальной роли — маргинальность этого типа возникает в следующих случаях: в случае неудачи при попытке отнесения к позитивной референтной группе; нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы); к этому же типу относят и те социальные группы, которые полностью вне основного течения социальной организации (например, цыгане, бездомные и т.д.)
Таким образом, маргинальность (от латинкого marginalis – находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, о не примыкающих полностью ни к одной из них.
Маргинальность возникает, прежде всего, при миграциях. Иммигранты – самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинальность характерна для этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграции. Нередко возникает маргинальный тип личности в колониях под воздействие колонизаторов. Во всех случаях маргинальность обуславливается социальными процессами. Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличается творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений и так далее. Маргинальная личность является продуктом тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни. Социальное пространство создается через объективацию в первую очередь обыденных, повседневных смыслов. Смыслы, выраженные в символах, или «символический универсум» по Бергеру и Лукману, самый высокий уровень легитимации социальной реальности, это матрица всех социально-объективных и субъективных реальных значений, которые касаются любых, в том числе и маргинальных ситуаций. Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей,
причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную
общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем
установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических. Следует отметить, что конкретный индивид включен в конкретное социальное поле, которое является лишь фрагментом данного общества со своими определенными механизмами социализации и наборами культурных ценностей. Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном состоянии, является «революция ожидания», которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, то есть удовлетворить основные желания. Такие ожидания во многом перестраивают внутренний мир человека, как в городе, так и в деревне. Но при этом возникают коллизии от столкновения ожиданий с действительностью. В городе индивид (зачастую недавний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицинского контроля. Тяготы и лишения рассеивают мираж, углубляют разочарование новоявленного горожанина. Вместе с тем его кругозор расширяется – он узнает о существовании нового образа жизни, других религий и политический воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопиющей несправедливости, экономического неравенства, растущей пропасти между кричащей роскошью и предельной бедностью.
Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» - изолированный одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщательно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиять в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.
Однако большинство так и остается в переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традиционного мирка, маргинальный человек стремится, во что бы то ни стало обрести новую стабильность, новые авторитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что дальше делать.
§2. Формы существования.
1.Маргинальность как процесс перехода группы или индивида из одного состояния в другое
Иммигранты и беженцы
Как уже упоминалось, маргинальность чаще всего возникает при миграциях[2].
Миграционная ситуация в завершающем десятилетии XXI века продолжает оставаться сложной и неоднозначной.
Наряду с перемещением трудовых ресурсов, вызываемых мотивацией получения привлекательной и высокооплачиваемой работы, расширением горизонтов самореализации, идут процессы переселения в стремлении выбраться любой ценой из-под геополитических обломков некогда единой страны. Причем не только в физическом смысле, но в и аспектах культурного, национального и языкового свойства. Восприятие действительности у каждого поколения иммигрантов особое. Первое поколение смотрит на мир сквозь призму традиций и этнокультурных ценностей, второе же – а к нему относятся дети иммигрантов, родившиеся в принимающей стране или привезенные сюда в младенчестве, - воспринимает традиции и национальную культуру в преломлении действительности и культуры среды, третье и последующие, как правило, ассимилированы, в культурном отношении во всяком случае. Для иммигрантской молодежи, живущей в наше время жизнью общества, а не общины, родительский дом является уже только одним и, возможно не главным источником поведенческих норм и ориентаций. Внуки и тем более правнуки иммигрантов первого поколения, по-видимому, уже мало похожи на своих родителей. Сфера активного влияния менталитета этнического массива сокращается, сфера влияния общества расширяется. Процесс этот проходит не в одном направлении, он чреват коллизиями, возвратными движениями и так далее.
Маргинальная личность находится как на обочине культур. Люди, родившиеся в диаспоре или привезенные в чужой край детьми, получают здесь образование и обречены здесь совмещать этноидентичность, связывающую их с родительской социокультурной традицией, с гражданской принадлежностью к обществу-реципиенту и его культурной средой. Они не чувствуют себя вполне французами, американцами, англичанами, русскими и прочими, но уже и вполне алжирцами, турками, не говоря уже о том, что порою их не принимают за своих ни на новой, ни на старой родине.
Маргинальная личность, живущая в двух мирах, нередко обладает переменной культурной идентичностью, знак которой меняется в зависимости от обстоятельств: в одних случаях она привержена родительским этнокультурным ценностям, но с ориентацией на ценностную шкалу доминирующего в обществе этноса, в других – почти уже ассимилированная личность вдруг начинает испытывать влечение к культуре отцов.
Степень маргинальности иммигрантской и, прежде всего «цветной» молодежи не однозначна, потому что в разных условиях эмиграции влияние родительской и местной культуры по-разному сказывается на потомках иммигрантов. Это зависит от сплоченности и статуса общины, состояние ее связи со страной выхода, культурной дистанции и так далее.
В числе других «новых маргинальных групп» в современной России находятся вынужденные мигранты – беженцы и вынужденные переселенцы. В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца, беженцем является «любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, гражданином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может и не желает возвращаться туда и не может и не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозного, национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе». Среди специалистов принято различать категории беженцев и перемещенных лиц. С одной стороны, и те и другие вынуждены в силу каких-либо серьезных обстоятельств, бедствий, опасностей оставлять свое постоянное местожительство в определенном регионе или даже покидать страну. Но когда речь идет о беженцах, это связывается, прежде всего, с притеснением, насилием над личностью, нарушением ее прав и т. п. В периоды особенно локальных войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, включая геноцид, массовое истребление людей, разрушение привычного уклада жизни, распад общины, семейных связей и т. п.
Беженцы – понятие древнее, как сама история. Пока людей преследовали за религиозную, социальную, классовую, расовую, этническую принадлежность или политический взгляды, существовали беженцы, то есть люди, которые покидали свои дома, не имея возможности туда вернуться из-за вполне обоснованного страха преследования. Эти социальные группы переживают наиболее интенсивные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений. Эти изменения обусловлены внешними обстоятельствами, маргинальная ситуация в значительной мере «навязана» людям извне. Они не могут ни участвовать в общепринятых видах деятельности, ни поддержать себя, ни позаботиться о себе способами, принятыми в обществе
В настоящее время в мире насчитывается свыше 9 млн. беженцев, которые нуждаются в помощи и защите. Кроме того, несколько миллионов человек являются лицами, перемещенными по политическим мотивам. Одна из недавних волн беженцев спровоцирована гражданскими войнами, революциями и другими катаклизмами в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Африке и Центральной Америке.
Лица, вышедшие на свободу из мест заключения
Ф. М. Достоевского в «Записках из мёртвого дома» писал о том, что за несколько месяцев до освобождения каторжник в своём поведении заметно меняется, его всё чаще можно видеть задумчиво смотрящим в даль, он становится более замкнутым, поскольку мысли его крутятся об одном – как сложится жизнь на предстоящей свободе.
Общеизвестно, какое негативное влияние на состояние правопорядка в нашей стране оказывают ранее судимые граждане. Именно на эту категорию, бывших осуждённых, приходится значительная доля повторно совершаемых преступлений, о чем красноречиво свидетельствуют оперативные сводки. В последние годы в России наблюдается рост преступности. Из года в год остаётся значительной и доля рецидивной преступности – 25 – 30 % . Одной из причин сложившейся негативной ситуации является отсутствие какой-либо координации государственных органов в процессе социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы. В результате этого лица, вышедшие из исправительных учреждений, зачастую остаются без социальной помощи. Они не могут устроиться на работу, многим из них негде жить. В совокупности всё это создает условия, провоцирующие бывших осуждённых на совершение новых преступлений. Отбывание наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально-полезных связей осуждённого с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые бывшими осуждёнными, зачастую подталкивают их к совершению новых преступлений. Они нередко сталкиваются с невниманием и полным равнодушием, в том числе и со стороны родных, дискриминацией при приёме на работу, при обращении в поликлинику. Эти люди живут под гнётом недоверия, подозрительности, недоброжелательности со стороны органов власти. По сути, человек, выйдя за стены исправительного учреждения, становится в полном смысле слова «выброшенным на улицу». В этой связи ответ на вопрос: «Свободен!.. что дальше?», на наш взгляд, приходится делить на две части: теоретическую и практическую. Увы, как уже отмечалось выше, практика здесь значительно отличается от теории. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации вопросы трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы, входят в компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих служб занятости населения. Согласно гл. 22 УИК РФ администрации исправительных учреждений, в связи с решением вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых осуждённых создают группы их социальной защиты. За 6 месяцев до истечения у осуждённого срока лишения свобод администрация учреждения обязана уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и специальностях.
2.Маргинальность как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном положении в социальной структуре как следствия этого процесса
Бездомные
Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища или человек, не ведущий оседлого образа жизни. Наличие бездомных нельзя назвать чисто современным явлением, оно существовало всегда, но наибольшее распространение оно получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, промышленных революций, голода, наводнений и землетрясений). В настоящее время бездомных можно встретить и в развитых и в слаборазвитых странах.
Бездомность для многих людей ассоциируется не столько собственно с отсутствием жилья у конкретного человека, сколько с особенностями проживания такого лица, обуславливающими его социальное положение.
Страх и порожденное им стремление уклониться от контакта с бездомным являются основными чувствами, которые вызывают у обычного человека эти люди. На бездомного смотрят как на человека грязного, неполноценного и морально разложившегося. Он безнадежен и неисправим. Члены общества относятся к нему с нетерпимостью и неуважением, брезгливостью и отвращением и, наконец, с явным опасением.
Сегодняшние бездомные чрезвычайно неоднородны по своему составу. Они уже не соответствуют традиционному стереотипу одинокого мужчины-алкоголика средних лет. Среди бездомных – мужчины, женщины, убежавшие из дома молодые люди. Некоторые из них страдают хроническими болезнями: психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Это люди, переживающие глубокий личный кризис и пострадавшие от неблагоприятных экономических условий.
Среди одиноких бездомных людей преобладают мужчины. Их состав отражает национальный состав региона, в котором они находят пристанище. Их профессиональные навыки ограничены. Немногие из них были женаты. Они относительно молоды и либо совсем не имеют средств к существованию, либо находятся в постоянной зависимости от общественной благотворительности.
Все больше отмечается бездомных женщин. Большинство женщин попадает в категорию бездомных по причинам, связанным с 2личным кризисом», проституцией, наркоманией, алкоголизмом, бродяжничеством.
Бездомные семьи являются наиболее быстро растущей частью не имеющего жилья населения. В большинстве своем члены этих семей и ранее не имели постоянной работы и не владели жильем. Скорее, эти семьи уже находились в крайней ситуации, как, например, неполные семьи, которые зачастую не в состоянии заплатить за снимаемое ими жилье.
Бегство из дома обычно результат импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что его поведение не разорвет навсегда семейные узы и что семья обратится за помощью к местным властям, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад. В противоположность этому бездомными подростки становятся вследствие общей ситуации в семье. Это уже не импульсивная реакция на специфическую семейную проблему. Обычно в таком случае имеет место патологические семейные отношения, и вся семья находится в кризисной ситуации. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях, например физического или сексуального посягательства или словесных оскорблений. Возросшее число бездомной молодежи отражает уменьшение возможностей или желания родителей тратить свое время и силы на то, чтобы растить детей. Жертвами одной четвертой всех зарегистрированных случаев жестокого обращения, вследствие которого люди стали бездомными, являются подростки.
Бездомные душевнобольные, как указывалось выше, составляют значительную часть бездомных людей. Характеристика этой категории бездомных по многим аспектам идентична характеристике всего бездомного населения. В основном это молодые люди, преимущественно мужчины, представители местной этнической группы. Многие из них в той или иной период своей жизни проходили курс лечения в психиатрической больнице. Они склонны отвергать попытки со стороны лечебных учреждений решить их проблемы. Дополнительную сложность создают те обстоятельства, что многие из них являются алкоголиками, наркоманами или токсикоманами и что значительная их часть подвергалась тюремному заключению.
Бедные и бедность
Несмотря на то, что определение «бедность» относится к истощению различных ресурсов духа здоровья, отношения к окружающему, оно чаще всего используется в значении экономической бедности. От того, как воспринимается бедность, зависит подход к преодолению проблем, связанных с этим явлением. Социальная работа рассматривает бедность с двух сторон: человек (кто бедный) и среда (обстоятельства, приводящие к бедности), и направляют свои усилия на протяжении столетий на ослабление влияния уровня бедности, как на людей, так и на развитие политики, которая либо снижает рост бедного населения, с целью повысить экономическую стабильность. Проблема бедности в России активно обсуждается последние 300 лет. Во всяком обществе есть бедняки, в США в том числе, но это в основном маргиналы и люди, избегающие всеми способами общественного прессинга по моральным или религиозным причинам, а также безработные. В России же сложилась парадоксальная ситуация – чем более тяжелым трудом занимается человек, тем беднее он живет. Российские бедные принципиально отличаются от малоимущих из западных стран. У нас это в большинстве своем люди со средним или высшим профессиональным образованием, тогда как в развитых странах люди с высшим образованием бедными бывают крайне редко и уж точно не представляют собой "массовое социальное явление".
По общему убеждению, главная причина бедности - то, что многие люди так и не смогли приспособиться к резко изменившимся условиям жизни. В этом убеждены около 40% опрошенных. Каждый четвертый при этом утверждает, что "общество устроено несправедливо". Это вполне объяснимо: "гомо советикус", привыкший жить пусть не очень обеспеченно, но "не хуже других", "как все", оказался перед рыночной стихией не только беззащитным, но и морально не подготовленным.
Люди, которые считают главной причиной бедности "трудности перехода" от социализма к рынку, к малообеспеченным собратьям относятся сочувственно. Называют их жертвами обстоятельств, хоть и признают: часть ответственности все равно лежит на человеке. Те, кто склонен возлагать всю вину на "лень" бедняков, в явном меньшинстве - 18,3%. И, наконец, каждый десятый думает, что им просто не повезло. Конкретное невезение выразилось в том, что люди потеряли здоровье, пережили семейную трагедию, лишились поддержки друзей и родственников, живут в бедном регионе или на депрессивной территории, работали на закрывшемся градообразующем предприятии, стали вынужденными мигрантами из постсоветских республик и т.п.
Бедняк бедняка поймет хорошо, а сытый голодного не разумеет. Если люди с низкими доходами, как правило, упирали на "обстоятельства" и "невезение", то у предпринимателей о причинах бедности мнение совсем иное. Около трети бизнесменов в качестве основной причины бедности называют лень и иные человеческие слабости и всего лишь каждый пятый - несправедливое общественное устройство. О трудностях адаптации бедняков к рынку говорили чуть больше трети бизнесменов, о невезении - каждый десятый. Нетрудно заметить: успехи себе подобных предприниматели объясняют трудолюбием, талантом, предприимчивостью, добросовестностью, активностью и иными положительными качествами. Чужие неудачи списывают на лень, слабость характера, иждивенчество, пассивность, безответственность, пьянство и т.п. - и на этом основании неимущих осуждают.
II глава: Социальные последствия
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм
социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному
реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации,
индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником
нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм
интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
Незаконная миграция представляет серьезную угрозу для экономической и социальной стабильности государства. Поскольку зачастую именно незаконная миграция является благодатной почвой для других преступлений, таких, как торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков. Идет постоянный поиск путей оптимизации миграционной политики. Есть понимание того, что необходимо усилить государственный контроль за миграционными процессами, реализовать заложенный в международной миграции самым естественным способом механизм компенсации демографических потерь. В связи с этим приобретает особую актуальность использование странами исторического опыта в реализации переселенческой политики.
Опасность совершения рецидива преступления возрастает при наличии определенных внешних и внутренних условий.
Следует выделить несколько периодов риска:
Для первого характерны повышенные требования, предъявляемые к освобожденному окружающей социальной средой (настороженность при приеме на работу, со стороны семьи, определенное неверие в его исправимость в среде ближайшего бытового окружения), что известной мере приводит к социальной отчужденности освобожденного в процессе его социальной адаптации. Как правило, данный период риска возможен на ознакомительном этапе.
Для второго – это период сознательного неприятия, игнорирования существующих в микросреде социальных ориентаций, отказ от восприятия социально полезных функций по самым различным причинам (неосознанное уклонение от положительного влияния среды, нежелание быть объектом воспитательного воздействия, стремление к паразитическому образу жизни, отсутствие желания взять на себя семейные обязанности, противопоставление требованиям законов и правил общежития о законопослушном поведении – воровских «законов», традиций и обычаев и др.). Опасность рецидива новых преступлений наиболее увеличивается: в первый месяц пребывания на свободе освобожденных.
Отмахнуться от этих проблем невозможно, так как рано или поздно люди, отбывшие наказание в виде лишения свободы, всё равно вынуждены будут обращаться за помощью в органы исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительные органы, медицинские организации, органы социальной защиты и службы занятости. Чем быстрее мы окажем бывшим осуждённым содействие в их адаптации, тем лучше будет для общества.
Бедность, нищета, голод ставят под угрозу существование любого государства. Государство не может считаться полноценным и моральным, если его образованные и трудолюбивые граждане ищут лучшей доли за границей. Весь парадокс в том, что они бегут не от страны не от родины, о которой всегда тоскуют явно или скрыто, а бегут от тех унизительных и тяжких условий бытия, от каждодневной борьбы за выживание. Невозможно одним законом или постановлением сделать всех счастливыми и состоятельными. Но срочно нужно принимать меры по преодолению разрушительного воздействия социокультурного и экономического феномена бедности. Наша страна никогда не станет привлекательной для зарубежных инвесторов, если мы не ликвидируем бедность. Сегодня в России аморально повышать цены на продукты питания, что происходит после каждой индексации пенсий и зарплат бюджетникам. Также нельзя сегодня эффективно решить проблему бедности вне совершенствования политики на рынке труда политики оплаты труда. В связи с тем, что показатели бедности работников бюджетной сферы, я являются одним из наиболее высоких по сравнению с показателями бедности занятых в большинстве других секторов экономики, стратегии снижения уровня бедности этой категории работающих необходимо уделить особое внимание. Именно работники данного сектора, оказывая населению социально значимые услуги образования, здравоохранения и др. в решающей степени формирует его образовательный и трудовой потенциал и тем самым вносят значительный вклад в обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности страны.
Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования и медицины. Сегодня нужно переходить от слов к конкретным делам. А в нашей прессе и СМИ сплошной гламур. В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливает террор против тех, кто ворует. Если не бороться с бедностью уже сейчас, все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда.
Заключение
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации ̶ все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону, не сами делают этот выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий
отверженности. Они намного слабее тех безразличных к тому, как отстают и
как падают маргиналы. Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных, человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды. Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с
общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим
общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или
вымышленного столкновения с окружающим миром. Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного,
совершенно иного мира;
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы
законности. В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же
следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным
обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты,
теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить
свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым. Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для
общественной морали, социального развития страны.
Литература:
1. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. 1995г.
2. Большой толковый социологический словарь. Том 1
3. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). – М.: институт востоковедения РАН; издательство «Крафт+», 2001.
4. Спасибенко С.Г. «Типология человека»// Социально-гуманитарные знания. №1/2007
5. Улевич Е.С. «Человек и общество: методологический аспект проблемы взаимосвязи»// Социально-гуманитарные знания. №3/2005
6. «Социальная работа и бедность»// Социальная работа №1/2007
7. Васильев Ю.Г.«Бедные о бедных»// Социальная работа №3/2007
8. Дедлов В.Л. «Переселенцы и новые места». М.,2008
9. Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен»,2004
10. Добрынина Е. «Ты чего такой бедный?»// "Российская газета" №4755, 2008 г.
11. Дубова О. «Адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы»// «Социальная работа» №3 2007
12. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.
13. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. Ред. В.В. Чистякова. Юридический центр Пресс 2004г.
14. Теория социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 1999
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2ч. Часть 1 – М.: «Аспект пресс», 1994
16. Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
17. Добреньков В.И. социально-исторические взгляды на бедность. // Вестник московского университета. Серия 18. социология и политология. №3-2004.
18. Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления. // Общество и экономика. №3-2005.
19. актуальные проблемы социально-экономического развития России: сборник научных трудов. Вып.4// под общ. ред. Пилипенко Н.Н. – М.: Дашков и К,2006
20. Бионышев М.Е. Бездомность как одно из проявления современного общества.// Народонаселение №4-2003.
21. Акмалов А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: уч. пособие. М.: - ИНФРАМ 2008.
22. Воробьева О.Д. Вынужденная миграция в России.// Народонаселение №4-2004.
23. Ахерн Ф. Социальная работа с детьми беженцами; http:// social- rabota.narod.ru
24. Сергеева О.А. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальности в трансформации цивилизационных систем.// Общественные науки и современность. 2002.
25. Разумов А.А. Маргинальная занятость – корневая причина бедности. // Уровень жизни населения регионов России. №6 – 2004.
Выполнила:
«______»___________200__г. Урмонова Д.С. _____________
Проверили:
«______»___________200__г. Старовойтова Л.И. ___________
[1] Роберт Парк (1864-1944) – влиятельный американский социолог, профессор социологии в Чикагском университете. Так же, как и написанием совместно с Э. Берджессом главного общего учебника по социологии («Введение в науку об обществе»), он памятен вкладом в городскую социологию и в изучение расовых отношений. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин "промежуточный элемент", употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году в городской социальной организации, при изучении иммигрантских групп.
[2] Миграция населения – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время места жительства.