Курсовая

Курсовая Сущность государства, общесоциальные и классовые начала

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024



Коломенский Государственный Педагогический Институт
Юридический факультет

Кафедра правоведения

Курсовая работа


по теории государства и права
Тема: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала.
                                                                            
выполнил: студент 1 курса


                                                                        юридического факультета

                                                                     (очной формы обучения)


                                                     Гаврюшин И.С.
                                                                    научный руководитель:

             кандидат юридических наук

                                                               доцент Калинин А.Ю

                                                                       Коломна 2004


Введение

            В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить.

             Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

            В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с клас­совых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях госу­дарство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляю­щий интересы всего общества.

            В дальнейшем, в этой работе, я попытаюсь провести анализ подходов при рассмотрения сущности государства. Но перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению сущности государства,  я остановлюсь на самом понятии государства.

          Что же такое государство?

Понятие государства


             Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами классами, а также в защите частной и коллективной собственности.

      Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

     Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

     Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного уровня.

           Осветив понятие государства, стоит рассказать о его признак, ведь именно исходя из признаков дается понятие.

          Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

       Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

          Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

·        если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

·        реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

·        обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

       Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.

Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества.

        Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

·        государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

·        государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;

·        Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.

       Государство есть  сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

·        государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

          Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

·        один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без государства.

          Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.

        

          Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства  – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

“Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого”[1]. “Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим”[2]. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину “для поддержания господства одного класса над другим”[3]. “Государство, – считал он, – есть орган господства определённого класса, который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему классом”)[4].

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория.

Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.

       

Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.

       

  Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде­ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выде­ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле­нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж­де всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед­ливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест­венному улучшению социального управления, но и к возникнове­нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществля­емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак­тера такой власти, для определения сущности государства.

         Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе­ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников.  Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль­ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

             Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу­дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе­му классу — буржуазии. В восточных государствах власть нахо­дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ­нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

              Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

             Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го­сударства и политической власти.

          Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

             Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

           Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

          В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

        И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

        Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую­щему классу. Однако существующее мнение о полном бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздей­ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо­владельческого государства. Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

          Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

     
Теория «государства всеобщего благоденствия»
, автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

          Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным.

       Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

              Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

            Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Социальное назначение государства.

          С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций.

              Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

             Но нельзя просто сказать, что социальное назначение государства выражается в той роли, которую оно играет в обществе. Такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково.

            Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

- консервативная


- либеральная

- социал-демократическая


- марксистская

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция требует определенного вмешательства государства в жизнь общества. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения.

Марксистская (классовая) концепция государства указывает на то, что социальное назначение государства сводится к поддержанию классового господства, но при этом государство вынуждена решать и некоторые общесоциальные задачи. Государство выражает интересы не всего общества, а лишь немногочисленного слоя владельцев средств производства.

             Социальное назначение государства не следует отождествлять с его ролью в общественной жизни. Социальное назначение государства предопределено его сущностью и говорит о том, для чего возникло и существует государство, в чем его предназначение. Социальная роль государства выражает не только в его предназначении, но и в других сторонах его деятельности, которые не предопределены сущностью государства, а обусловлены какими-то иными факторами.

            Социальная роль каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике.

           Например, ведение грабительских, захватнических войн, жестокое подавление инакомыслия, оппозиции внутри страны выражает определенную социальную роль государства, но едва ли правильно видеть в этом его социальное назначение.

          Государство, как уже отмечалось ранее, - это организация, осуществляющая управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая в обществе определенный порядок. В этом, думается, и состоит социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.

          Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). В настоящее время можно назвать следующие наиболее актуальные задачи государства:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных, религиозных и пр.).
        Государство для решения своих задач действует, и притом действует весьма активно. Для общей характеристики деятельности государства в юридической науке выработано понятие «функции государства».

 

        В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т. е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

          Следует помнить, что функции государства — понятие не только и не столько политическое, сколько управленческое, а также юридическое, поскольку они осуществляются в правовых формах. Функции государства, т. е. характер и направления государственной деятельности оказывают влияние на структуру государственного аппарата: если изменяются функции, то изменяется и структура государственного аппарата.

 Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

        Функции государстваэто основные направления внут­ренней и внешней деятельности государства, в которых выра­жаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

         Итак, функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направле­нии и обеспечивающие ее средства и способы.

         Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

          В процессе исторического развития государства в его функци­ях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углуб­ляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными опреде­ленной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

         В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономи­ческому признаку, где коренные интересы классов непри­миримы, государство становится политической организаци­ей власти экономически господствующего класса, обслужи­вает его интересы. Отсюда главная функция такого государ­ства — подавление сопротивления эксплуатируемых клас­сов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции так­же приобретают определенную классовую окраску.

          Иные же функции подвергаются влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

       Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

          Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

         В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, т. к. без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

        Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:

·        объекты и сферы государственной деятельности;

·        территориальный масштаб;

·        способ государственного воздействия на общественные отношения;

·        взаимоотношения государств;

·        содержание функций.

     Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

·        постоянные;

·        временные;

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

·        внутренние;

·        внешние.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

·        экономические;

·        политические;

·        социальные;

·        осуществляемые в духовной сфере.         

         К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

·        законодательные (правотворческие);

·        управленческие;

·        правоохранительные (в том числе судебные);

·        информационные.

              Основные внутренние функции государства: обеспечение народовластия (политическая функция), экономическая функция, социальная  функция, экологическая функция, культурная функция, функция налогообложения, защита прав и свобод граждан и общественной безопасности. Важно подчеркнуть, что выполнение вышеназванных функций обеспечивается государством — главным орудием социалистического строительства, которое осуществляло всестороннее централизованное руководство обществом, являлось собственником основных средств производства, и на этом основании интересы государства имели приоритет перед любыми общественными и личными интересами.

Виды внутренних функций функций:

·        Охранительная - проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. Любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.


·        Экономическая - проявляется в активной разработке и проведении государством экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.


·        Социальная - проявляется в заботе о тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях, принимаются меры по развитию систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.


·        Культурно-воспитательная - общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Уважение к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.


·        Природоохранительная - в современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

·        Правовая - защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов.

          Основные внешние функции государства: функция обороны, функция сотрудничества с другими странами, борьба с международной преступностью, функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

         Наша страна активно сотрудничает с мировым сообществом по многим вопросам, в том числе и по вопросам сохранения м защиты благоприятного глобального климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также через соответствующие международные организации.

Внешние функции:

·        Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

·        Развитие цивилизованных отношений с другими странами - в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор)

·        Борьба с международной преступностью - ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью, а именно создание международных организаций по борьбе с преступлениями (Интерпол).

     Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалось разделение властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой информации не входят непосредственно в структуру государственных органов. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей и общественное мнение.
          На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сотрудничество России с другими странами на международной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

         Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

         Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как  одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои  функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их  исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

           И в итоге мне бы хотелось затронуть проблему международного терроризма, которая является сегодня как никогда острой. Эту проблему могут преодолеть только государства при тесном сотрудничестве в этой и многих других сферах. А воля отдельных людей ничего не решит, а только ухудшит ситуацию. Ну а каждое государство должно хорошо проработать стратегию борьбы с этим интернациональным злом.

Заключение


      Таким образом, в своей курсовой работе я раскрыл такую важную и наиболее значимую, для нашей страны, тему, как сущность государства.

Также, мной был проведен анализ двух подходов сущности государства, как двух главных начал. В котором я доказал, что оба подхода являются важными и значимыми при рассмотрении сущности государства. Ведь во многих трактовках сущности, такой подход, как общесоциальный, отбрасывается на задний план, ему отводится второстепенное место при рассмотрении этого вопроса. А это далеко ни так, так как общесоциальные начала, не только стоят наравне, по важности, с классовым подходом, но и в какой-то мере превосходят его. Как писал 

И. Кант, государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. И все же мне хотелось наиболее подчеркнуть таки слова:

государство — это наше прошлое, настоящее и будущее.      

БИБЛИОГРАФИЯ


1.    Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 1998.

2.    Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //К. Маркс и Ф. Энгельс. соч. 2-е издание. Т. 4., стр. 443.

3.    Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М. 1970 г. Глава V-VI.

4.    Оболенский А. В. Человек и государственное управление. М. 1987.

5.    Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист 1996.

6.    Основы теории политической системы. М. 1985 г. Главы I-IV.

7.    Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист 1997 г.

8.    Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение //Советское государство и право 1990, №2, стр. 35-43.

9.    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 21 с. 169-178.




[1] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 4 с. 447

[2] Там же Т.22 с. 200 - 201.

[3] В.И. Ленин Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 73.

[4] Там же. Т. 33. с. 8.

1. Реферат Отличие фотографии от голограммы
2. Курсовая Философия джайнизма
3. Реферат Computer Networks
4. Курсовая Особенности вредителя лиственных пород златогузки
5. Контрольная работа на тему Конституционное право зарубежных стран 2
6. Реферат Комплексні числа їх зображення на площині Алгебраїчна тригонометрична і показникова форми ком
7. Реферат на тему Earthquake Essay Research Paper Earthquake Design Benjamin
8. Реферат Влияние массовой культуры на общественное сознание
9. Диплом Діяльність психолога освітньої організації з розвитку особистості дитини
10. Сочинение Размышления о чести и совести