Курсовая Влияние конформизма на принятие решений
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психологии
Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
Влияние конформизма на принятие решений
Выполнил: Ляху С.В.,
студентка гр. 258 Б
Зачетная книжка № 08-536
Проверил: Наконечная Е.В.
«_____»____________2010г.
______________________
(оценка и роспись)
Красноярск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I. Социально- психологическая характеристика термина «Конформизм» | 4 |
1.1. Понятие конформизма и типы | 4 |
1.2. Групповое давление | 6 |
II. Влияния конформизма на процесс принятия решений 2.1. Факторы, усиливающие конформное поведение | 8 8 |
2.2. Под влиянием каких факторов человек уступает группе | 10 |
2.3. Исследования и эксперименты | 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 19 |
Приложение 1. Методы исследования группового принятия решения | 21 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Конформизм (от позднелатинского conformis – подобный, сообразный) – морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд) [9]
Наша уверенность в том, что мы действуем в соответствии с собственными предпочтениями, установками и ценностями (например, я пью этот сорт пива исключительно потому, что он мне нравится), настолько пронизывает всю жизнь, что мы вряд ли задумываемся об этом.
Мы обычно недооцениваем то влияние, которое оказывают на наши действия конкретные обстоятельства. Вместо этого мы склонны верить, что причины наших действий заключены в нас, что люди действуют так, а не иначе, потому что таков их характер. Но когда, например, студент-новичок, занимающийся культурной антропологией, начинает изучать и сравнивать местные культуры, ему сразу становится ясно, что это убеждение является мифом. Чем можно объяснить сходство поведения, обычаев и верований в рамках одной культуры и поразительное различие между культурами? Предположительный ответ таков: на нас оказывают влияние окружающие люди. Ощущение, что наши поступки обусловлены внутренними причинами, может являться правдивым только частично.[3, 81]
Таким образом, цель данной курсовой работы - Выявить влияние конформного поведения на процесс принятия решений.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Конформное поведение»
2. Рассмотреть причины конформного поведения.
Объект: Конформное поведение
Предмет: влияние поведения на принятие решения
I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНА «КОНФОРМИЗМ».
1.1. Понятие конформизма и типы.
Феномен группового давления - этот феномен получил в социальной
психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу [2, 206].
Есть две разновидности конформизма. Иногда мы ведем себя так, как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем. Мы надеваем галстук или платье, хотя нам это не нравится. Такой неискренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если мы подчиняемся явно выраженному приказу, это называется повиновением. А иногда мы искренне верим в то, что вынуждает нас делать группа. Мы можем присоединиться к пьющим молоко миллионам, так как уверены, что молоко полезно. Такой искренний, внутренний конформизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой. Таким образом, пока мы не почувствуем ответственности за свои поступки, нам обычно нравится то, в чем мы участвуем [2, 271].
Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней [8, 358].
В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма. Эти качества можно обозначить как характерологические, поскольку они во многом определяют поведение личности и особенности ее взаимодействия с другими людьми в ближайшей социальной группе.
В широком психологическом смысле конформность — это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения, действия и отношения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности - от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами и идеологией. Так происходит при тоталитарных режимах, особенно если они существуют достаточно длительный период. Чем больше на индивида влияет группа, тем в большей степени в нем развита конформность. Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот). Поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности [1, 123]
Конформисты отличаются тем, что изменяют свое поведение в направлении группового давления, т. е. соглашаются с требованиями группы, так как нуждаются в одобрении и поддержке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя. Конформисты оцениваются как податливые, заторможенные, нерешительные, слабо осознающие свою мотивацию и поведение. Иногда групповое мнение может идти вразрез с общественным, но и здесь оно принимается некритично, и ученик-конформист, не задумываясь, будет срывать урок, лишь бы быть «как все».
Конформизм состоит не просто в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего воздействия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.
Нонконформисты, наоборот, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Такие люди характеризуются как более активные, способные, находчивые, устойчивые, мужественные, уверенные в себе и т. п. Как показали исследования Кратчфилда, для людей, противостоящих мнению группы, характерны интеллектуальность, творческие способности, терпимость и чувство долга, уверенность в себе, устойчивость к стрессам.
Есть еще группа людей, не относящаяся ни к конформистам, ни к нонконформистам. Их реакцию на отношение группы называют коллективистской, а их самих коллективистами, для них характерна избирательность. Они реагируют на воздействие группы и соглашаются с ее мнением, если оно соответствует истинному положению дел, и отвергают его, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения, действуют силы общественных преобразований. [7, 218].
1.2.Групповое давление
В 70-е годы И. Джанис открыл феномен огруппления мышления (в оригинале groupthink). Ученый трактовал его как быстрый и легкий способ прибегнуть к стилю мышления, который присущ людям, настолько полно включенным в сплоченную группу, что стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений» [5, 226]
В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции такого давления:
1) обеспечение достижения групповых целей;
2) сохранение группы как целого;
З) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов поощрительные и запретительные.
Возможны четыре варианта поведения человека в группе: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное подчинение группе под угрозой санкций; демонстрация антагонизма по отношению к группе; свободное, осознанное отвержение групповых норм.
Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней получил название конформизма, и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах [4, 200].
II. ВЛИЯНИЕ КОНФОРМИЗМА НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
2.1. Факторы, усиливающие конформное поведение
Если говорить о факторах, усиливающих конформное поведение, следует отметить прежде всего присутствие других людей. Казалось бы, чем больше группа) тем больше вероятность конформного поведения. Однако и здесь все не так просто. Конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства. Увеличение размера группы свыше 5 человек приводит к снижению конформизма. Чтобы доказать это, Милграм провел интересный опыт, в котором один человек или компания из 2—15 человек останавливались посреди оживленного нью-йоркского тротуара и смотрели вверх. Оказалось, что количество прохожих, которые присоединялись к тем, кто смотрел вверх, возрастал при увеличении размера группы от одного до пяти человек.
Уровень конформизма имеет и возрастные изменения. Как считают М. Шоу и Ф. Костназо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем у детей конформность достигает максимума к 12—13 годам, затем постепенно снижается. Психолог А.П. Сопиков, исследуя подростков, показал, что степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15—16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось, И действительно, можно вспомнить, как в школе 5—6-классники горой стоят друг за друга, полностью разделяя общее мнение, боясь остаться в изоляции. Они все делают вместе, расставаясь только для сна.
Но по мере взросления отношения между ребятами становятся более осознанными и критичными. Старшеклассник уже не уходит с урока «просто так, за компанию», а рассматривает отношения с другими через призму будущей взрослой жизни. Определенное влияние на уровень конформизма оказывают личностные характеристики человека. В психологической литературе приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, устойчивость к стрессу, социальная активность, ответственность.
Сравнение уровня конформизма у мужчин и женщин свидетельствует о том, что последние более конформны. Возможно, это связано с социальной ролью женщин, их большей несамостоятельностью и зависимостью, в то время как мужчины вынуждены чаще отстаивать свое мнение, другим объяснением может быть то, что женщины в большей степени нацелены на сохранение межличностных отношений, чем на установление истины или поддержание своего статуса.
Статус—положение человека в обществе можно рассматривать и как один из факторов конформного поведения. Еще Милграм сообщал, что в его экспериментах на подчинение люди с низким общественным статусом охотнее выполняли указания экспериментатора и задавали ему меньше вопросов, чем испытуемые с высоким статусом.
Люди больше склонны к конформизму, если:
1. Сформировать мнение или суждение оказывается трудным: необходимость в социальном сравнении возрастает в условиях неуверенности.
2. Они сталкиваются с единогласным мнением группы: все не могут быть не правы, обособившиеся же члены группы могут быть отвергнуты или наказаны.
З. Они ценят группу или восхищаются ею: отвержение человека друзьями нежелательно и опасно.
4. Их согласие или несогласие легко «вычислить» (что связано с социальным вознаграждением или наказанием);
5. Они напуганы: при страхе возрастает потребность в зависимости, поскольку он подрывает уверенность.
Люди менее склонны к конформизму, если они:
1. Уверены в своей компетентности в данной области: информационное социальное влияние является низким.
2. Имеют высокий социальный статус.
З. Строго придерживаются своих взглядов и не меняют своего мнения.
4. Не любят или не уважают «источник» социального влияния.
Нельзя сказать, что уровень конформизма предопределен раз и навсегда. Любая культура развивается, изменяясь во времени. В современных западных странах налицо влияние индивидуалистических тенденций, поэтому уровень конформизма ниже, чем тот, который наблюдался несколько десятилетий назад. Как сказал Вуди Гатри: «Я не хочу подстраиваться под этот мир» Однако большинству людей все же приходится находить согласие с окружающими. [7, 222].
2.2. Под влиянием каких факторов человек уступает группе.
1. Прежде всего, влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне: причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но впрочем не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности у участников оркестра (70 %), а у военных выше, чем у инженеров.
2. Влияют характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению.
3. Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастет с увеличением группы лишь до определенного предела (З-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены Группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых. независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.
4. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению [8, 361].
2.3 Исследования и эксперименты.
Гуманистические исследования конформизма
Многие исследователи изучали особенности стиля общения большинства с меньшинством. Так, Г. Мюньи показал, что мягкий, гибкий стиль, способствуя выработке компромиссных решений, позволяет меньшинству либо отстоять свое мнение, либо несколько видоизменить его без каких-либо агрессивных реакций со стороны большинства, тогда как жесткий, ригидный стиль заметно ухудшает позицию меньшинства, приводит к резкому возобладанию норм большинства.
В то же время общественное меньшинство нередко играет решающую роль в групповом развитии, существенно отличаясь по своим взглядам, выдвигаемым проблемам и предлагаемым решениям от «успокоившегося» большинства. В основе таких инноваций и изменений нередко лежит нонконформное поведение участников группы.
С. Московичи попытался выяснить, как происходят социальные перемены в группах или обществах, где конформизм является актуальной потребностью системы. Он показал, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно:
• категорично заявит о принятом решении;
• продемонстрирует отказ изменить свою точку зрения;
• проявит волю к действию, но так, чтобы его поведение не было истолковано как проявление упрямства.
другими словами, еще в большей степени, нежели компетенция меньшинства, точку зрения большинства способен изменить стиль поведения меньшинства, и его влияние будет тем значительнее, чем больше предлагаемые им идеи будут соответствовать «духу времени», чем самобытнее они будут и, в особенности, чем активнее меньшинство будет стараться любой ценой избежать раскола своего единства.
Подобное мнение о взаимоотношениях с окружающими закладывается в нас с самого детства. Наверняка каждый из нас попадал в ситуацию давления группы. Образно данная ситуация описана поэтом.
У Сашки Челба раскололась чашка,
(Нам той зимою шел лишь пятый год.)
— Не разбивал! — твердил упрямо Сашка.
Ему за ложь объявлен был бойкот.
Мы с директрисой были заодно — Весь детский сад. Никто с ним не игрался.
Он все-таки в конце концов признался!
А мне шепнул: —Не бил я все равно.
Г. Михалев [7, 225]
Первое из этих трех исследований – своеобразное связующее звено между идеей о способности культуры создавать и поддерживать принудительные нормы, о чем было немало сказано в главе 5, и конформностью, являющейся основным содержанием данной главы. Музафера Шерифа заинтересовала принципиальная возможность экспериментального изучения такой проблемы, как формирование социальных норм (Sherif, 1935, 1937). Подобно биологам, ищущим способ сначала выделить вирус, а уж потом начать изучать его, Шериф хотел, прежде чем экспериментировать с таким социальным феноменом, как возникновение норм, «получить его в чистом виде».
«Почему тебе хочется зевать, когда рядом с тобой кто-то зевает? Роберт Бёртон, Анатомия меланхолии, 1621»
Представьте себе, что вы – участник одного из экспериментов Шерифа. Вы сидите в темной комнате, и в
На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе ещё двух испытуемых, которые накануне, как и вы, наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра», – говорит первый. «5 сантиметров», – говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров». Если процедура будет повторяться в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, изменится ли ваш ответ? Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменились весьма существенно. Как показано на рис. 6.1, обычно складывалась некая групповая норма. Она не соответствовала действительности. Почему? Потому что световая точка вообще не двигалась! Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение».
Этот метод был использован Шерифом и его помощниками для того, чтобы понять, насколько люди внушаемы. Что произойдет, если повторно протестировать испытуемых через год? Вернутся ли они к своим первоначальным оценкам или по-прежнему будут придерживаться групповых норм? (Rohrer et al., 1954). (О чем свидетельствует поведение испытуемых – об уступчивости или о согласии?)
Роберт Джейкобс и Дональд Кэмпбелл, пораженные очевидной способностью культуры сохранять ложные убеждения, изучали их распространение в своей лаборатории в Университете Северо-Запада (Jacobs & Campbell, 1961). Изучая автокинетическое движение, они привлекли к участию в экспериментах своего помощника, которого «подсаживали» к испытуемым для того, чтобы тот давал завышенные оценки «смещению» точки. Затем помощника «выводили» из эксперимента, заменяя его настоящим новым испытуемым, последний, в свою очередь, заменялся «еще более новым». Завышенное смещение «пережило» пять поколений испытуемых, после чего несколько уменьшилось. Эти люди стали «ничего не подозревающими соучастниками поддержания культурной фальшивки». Урок, который можно извлечь из этих экспериментов, заключается в следующем: наши представления о действительности принадлежат не только нам.
Последствия нашей внушаемости в реальной жизни нередко бывают забавными. Стоит кому-нибудь одному зевнуть, кашлянуть или рассмеяться, как окружающие тут же начинают делать то же самое. Тот, кто использует записанный на пленку смех за кадром комедийных шоу, учитывает нашу внушаемость. Общение со счастливыми людьми делает нас самих более счастливыми – феномен, названный Питером Тоттерделлом и его коллегами «взаимозависимостью настроений» (Totterdell et al., 1998). Результаты их наблюдений над медсестрами и бухгалтерами свидетельствуют о том, что работающие бок о бок люди нередко одновременно пребывают в приподнятом или подавленном настроении.
Вторая форма «социального инфицирования» – это так называемый «эффект хамелеона» (Chartland & Bargh, 1999). Представьте себе, что вы – участник одного из экспериментов и сидите вместе с человеком (на самом деле это помощник экспериментатора), который время от времени или трет лицо, или начинает покачивать ногой. Оказавшись в подобной ситуации, стали бы вы делать то же самое – потирать лицо или покачивать ногой, если бы это делал сидящий рядом с вами человек? Если да, то это, с высокой долей вероятности, будет автоматическим поведением без сознательного намерения приспособиться к другому, позволяющее вам почувствовать то, что чувствуют другие (Neumann & Strack, 2000).
Внушаемость может проявляться и в больших масштабах. В конце марта
Однако на следующий день, 16 апреля, газеты намекнули, что истинным «подозреваемым» может быть массовое внушение. После 17 апреля поток жалоб иссяк. Последующий осмотр машин с выщербленными стеклами показал, что это самые обыкновенные дорожные повреждения. Почему мы заметили это только после 14 апреля? Поддавшись внушению, все смотрели на свои ветровые стекла вместо того, чтобы сесть в машину и посмотреть через них.
В реальной жизни внушаемость отнюдь не всегда столь безобидна. Такие события, как угоны самолетов, сообщения об НЛО и даже самоубийства, нередко происходят волнообразно (см. Проблема крупным планом. Коллективные заблуждения). По данным социолога Дэвида Филлипса и его коллег, число самоубийств, а также дорожных аварий с фатальным исходом и крушений частных самолетов (которые иногда являются замаскированными самоубийствами), возрастает после суицидов, широко освещаемых в средствах массовой информации (Phillips et al., 1985, 1989). Так, в августе
Проблема крупным планом. Коллективные заблуждения
Внушаемость в массовом масштабе проявляется в виде коллективных заблуждений – в виде спонтанного распространения ложных убеждений. В некоторых случаях она принимает форму «массовой истерии»: в учебных заведениях или на производстве учащиеся и работники начинают жаловаться на физическое недомогание без каких бы то ни было видимых причин для этого. Как-то одна средняя школа, в которой обучалось 2000 детей, была закрыта на 2 недели, поскольку 170 учащихся и работников обратились к врачам с жалобами на боли в животе, головокружение, головную боль и тошноту. После того как специалисты обследовали все помещения от подвалов до чердаков в поисках вирусов, бактерий, пестицидов, гербицидов – чего-нибудь, что могло бы объяснить болезненное состояние людей, находившихся в школе, они не нашли решительно ничего (Jones et al., 2000). Как и во многих других случаях массовой истерии, слухи о том, что возникла какая-то «проблема», заставили людей обратить внимание на собственное физическое состояние, и повседневные, обычные симптомы оказались связанными со школой.
Социологи Роберт Бартоломью и Эрих Гуд сообщают о других случаях массовых заблуждений, имевших место в минувшем тысячелетии (Bartholomew & Goode, 2000). Известно, что в Средние века в монастырях Европы время от времени можно было наблюдать то, что называется имитационным поведением. Тогда существовало поверье, будто животные способны вселяться в людей, и вот в одном большом французском монастыре одна монахиня начала мяукать, как кошка. В конце концов «все монахини стали мяукать вместе – ежедневно, в одно и то же время». Примерно тогда же в немецком монастыре объявилась монахиня, которая всех кусала, и вскоре уже и «остальные монахини этого монастыря начали кусать друг друга». Прошло совсем немного времени, и «мания кусания» распространилась и на другие монастыри.
В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конформизм, или конформное поведение, безусловно, является одним из противоречий демократического общества. Человек не подверженный конформизму зачастую является «генератором идей», лидером и новатором, а принцип активности населения является ведущим в демократии.
Однако не следует считать, что конформизм является строго отрицательным явлением. С положительной стороны он способствует исправлению у индивида ошибочного мнения или поведения. Однако исправлять можно не только ошибочное мнение. Так, при умелом использовании принципа конформности можно добиться эффективного воздействия на человека или людей в целом.
Cсовременный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей когда оно разделяется многими. [8, 362]
Вообразите себе мир тотального конформизма, где нет различий между людьми. Будет ли этот мир сказочным раем? Если нонконформизм может вызывать беспокойство, возникнет ли комфорт при всеобщим подобии?
Люди испытывают дискомфорт когда слишком выделяются на фоне, других. Но, по крайней мере, в западных культурах, овин испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все.
Оказывается, что мы не любим сильно выделяться на фоне окружающих, при этом, однако, все мы сходимся в желании чувствовать себя неповторимыми и подчеркивать то, в чем заключается наша индивидуальность.
Внимание социальной психологии к могуществу социального давления должно дополняться вниманием к возможностям личности. Мы не марионетки. Когда социальное принуждение становится грубым, люди склонны к реактивному сопротивлению: они стремятся противостоять принуждению, чтобы отстоять свою личную свободу.
Нам не нравится слишком отличаться от группы, но мы не хотим и выглядеть в точности, как все. Поэтому наши действия защищают наше чувство собственной неповторимости и индивидуальности. [6, 309]
Приложение №1
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Задание 1. Оцените, насколько вы отстаиваете правду в групповой дискуссии
На каждый из предлагаемых вопросов есть три возможных ответа. Выберите один из них.
1. Ваш друг находится в затруднительном положении:
а) вы стараетесь избегать встреч с ним и не вмешиваетесь;
б) немедленно приходите ему на помощь;
в) обращаетесь за помощью к своим друзьям.
2. Если требуется заключить какой-то договор, то вы:
а) верите на слово;
б) для большей надежности делаете это в письменном виде;
в) берете на себя необременительные обязательства, от которых можно будет легко отказаться при удобном случае.
З. Когда возникают трудности:
а) лишаетесь уверенности в себе и отказываетесь от задуманного;
б) выжидаете какое-то время в надежде, что все образуется;
в) трудности порождают у вас желание преодолеть их.
4. Если вам неожиданно задают неприятный вопрос:
а) отвечаете, прибегая к первому аргументу, который придет на ум;
б) долго раздумываете и только тогда отвечаете;
в) отвечаете сразу и обычно верно.
5. Если вам нужно выступать перед аудиторией:
а) это вас смущает, и вы теряетесь;
б) это вас совершенно не сковывает;
в) это доставляет вам даже некоторое удовольствие.
б. Если во время спора вы замечаете, что ошиблись:
а) тут же исправляете ошибку;
б) хотя вы и знаете, что допустили ошибку, продолжаете придерживаться своего мнения;
в) перестаете спорить.
7. По вашему мнению, отстоять правду—это:
а) весьма непросто, и все зависит от случая;
б) приводит в состояние крайнего нервного возбуждения; может принести славу;
в) важно и необходимо.
8. Когда вы спорите с другом, который придерживается иного мнения, то:
а) обычно вам удается переубедить его;
б) вы остаетесь при своем мнении;
в) ему удается полностью переубедить вас или вы хотя бы частично меняете свое мнение.
9. Когда спор принимает ожесточенный характер:
а) вы злитесь;
б) остаетесь спокойным — это лучший способ быть убедительным в споре;
в) повышаете тон.
10. Адреса и телефоны, которые вам часто бывают нужны:
а) вы не записываете, так как легко можете их найти;
б) заносите их в записную книжку;
в) запоминаете их.
11. Вы познакомились с кем-то и, встретившись еще раз:
а) узнаете его сразу;
б) не можете вспомнить его имени;
в) думаете, что где- то с ним встречались, ноне можете точно вспомнить, где и когда.
12. После очень оживленной дискуссии:
а) отлично помните все аргументы своего оппонента;
б) считаете, что к лучшему то, что вы их забыли;
в) не можете вспомнить самое важное.
13. Обычно, вступая в спор, хотите:
а) получить какую-то выгоду из того, что защищаете;
б) вызвать таким образом восхищение окружающих;
в) защитить тех, кто в этом нуждается.
14. Если один из ваших друзей в чем-то заблуждается:
а) вы открыто высказываетесь против;
б) поддерживаете его, хорошо зная, что он заблуждается;
в) воздерживаетесь от разговора на эту тему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология/Е.В.Андриенко – М:
2. Андреева, Г.М. Социальная психология./Г.М.Андреева- М.: Аспект-пресс, 2001.
3. Бэрон, Р.Б., Керр, Н, Миллер, Н. Социальная психология /Р.Б.Бэрон – Питер, 2003
4. Крысько В.Г. Социальная психология/В.Г.Крысько- М: Владос- пресс, 2002.
5. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология/Р.Л.Кричевский – М: Аспект-пресс, 2001.
6. Майерс, Д .Социальная психология/ Д.Майерс- Питер: 2002.
7. Рогов, Е.И. Психология группы. Азбука психологии/Е.И.Рогов -М: Владос, 2005
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д.Столяренко – М:
9. http://mirslovarei.com/content_pol/KONFORMIZM-1423.html