Курсовая

Курсовая Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Департамент образования Тульской областиГосударственное образовательное учреждение среднегопрофессионального образования Тульской областиТульский педагогический колледж №1


Курсовая работа

                                                    
на тему

«Развитие интереса подростков к классической музыке длягитары во внеклассной работе»
Выполнил: Афанасьев

Александр Олегович

Специальность 050601


музыкальное образование

курс 4, группа 4м

отделение  музыкальное



Научный руководитель:

Разумова Алевтина Михайловна

Тула – 2011

Содержание

Введение ______________________________________________________ 3    


1.Сущность понятия интереса и особенностиего развития у

  подростков____________________________________________________5

2.Формы внеклассной работы по музыке___________________________ 10

3.История развития классическойгитары___________________________  14

4.Использование гитары в музыкальнойдеятельности подростков____________ 18
  Заключение__________________________________________________ 
22

  Список литературы____________________________________________ 23

  Приложение__________________________________________________ 25
Введение
В ряду проблемсовременной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считатьпроблему формирования и развития интереса школьников к урокам музыки. Интерес-прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыки в частности.

Изучением интересов детейзанимались многие известные педагоги, психологи : К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,Д.Н. Бабанский, Л.С Выготский и другие.

Современныепедагоги-музыканты Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская ,Т.Е.Вендрова внесли большой вклад в создание новых программ по музыке, которыеподнимали вопрос заинтересованности, увлеченности школьников музыкой.

Педагог-музыкант В.НШацкая неоднократно подчеркивала, что «музыкальная работа может протекатьуспешно только при изучении вкусов и интересов среды, а также при учете влиянияшколы на быт и художественные интересы ребенка… и далее, - познавательныйинтерес обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память,сенсорно-моторную деятельность ученика. Интерес способствует более легкому,свободному, более быстрому протеканию деятель­ности. Он снимает утомление,нервное напряжение, в силу чего учение стано­вится более плодотворным».[4, c
.156]

В настоящее время учителямузыки общеобразовательных школ отмечают, что с возрастом дети теряют интерес кучебной деятельности и, в частности, к урокам музыки. По этому необходимо какможно эффективнее осуществлять поиск средств, форм организации активноймузыкальной деятельности детей, которая способствует развитию интереса кмузыкальному искусству, музыкальным инструментам.

Всё вышеизложенное определило темунашей курсовой работы: «Развитие интереса подростков к классической музыке длягитары во внеклассной работе»

Цель исследования: разработка иметодическое обеспечение дидактического материала, способствующего развитиюинтереса к классической музыке для гитары;

Объект исследования: развитиеинтереса у подростков.

Предмет исследования:использование гитары в развитии интереса подростков к классической музыке.

Для достижения нашей целибыли поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие интереса иособенности его развития у            подростков.

-раскрыть формы внеклассной работы помузыке.

- познакомить с историей развитияклассической гитары .

- разработать и методическиобеспечить беседу- концерт, способствующую развитию интереса к классическоймузыке для гитары.

Методы исследования:

- теоретические:изучение, анализ, синтез психолого–педагогической,              музыкальной, методическойлитературы;

- эмпирические:наблюдение, беседа.
1 Сущность понятияинтереса и особенности его развития у подростков
Изучение проблемыинтереса в психологии занимаются многие ученые, педагоги, психологи.Соответственно существует очень много определений понятия «интерес».

В словаре С.И. Ожеговадается определение интереса «как внимание, возбуждаемое чем-нибудьзначительным, привлекательным» [18, c. 198]

Большая советская энциклопедия рассматривает интерес,как «эмоционально окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объектуили явлению.» [7, с.567]

Первым подчеркнул важность интереса для обучения детейЯн Амос Коменский. Он считал, что одна из основных задач учителя заключается втом, чтобы всеми средствами «воспламенить жажду знания и пылкое усердие вучении» [13, c.200]

Великий русский педагог К.Д Ушинский справедливо полагал,что под интересом нельзя понимать простую заинтересованность учения, наоборот,ученики должны понимать, что « именно труд и труд не всегда интересный, есть величайшийдвигатель умственного и нравственного развития человека и человечества» [21, c
.101]

Педагог-музыкант В.Н Шацкая систематически занималасьизучением интересов детей (проводила анкетирование, наблюдение за реакциейаудитории во время концертов, анализ отзывов). Она неоднократно подчеркивала,что «музыкальная работа может протекать успешно только при изучении вкусов иинтересов среды, а также при учете влияния школы на быт и художественныеинтересы ребенка»  [9, c
.16]  

Сравнив и проанализировав эти понятия, мы можем сказать, что интерес -это устойчивая избирательная направленность личности на определенные предметы идеятельность с целью их изучения (познания) и практического ов­ладения ими,сопровождаемая определенными эмоциями, психомоторной и ин­теллектуальнойактивностью, волевыми усилиями.

Интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Онизависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, раз­витиясоциальных отношений и так далее.

Интересыразличают по:

-содержанию;

-цели;

-уровнюдейственности;

-объему;

-устойчивости.[7, с.56]

По содержанию можно выделить: материальные, общественные и ду­ховныеинтересы.

Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищнымудобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и так далее. Материальныеинтересы часто носят уродливые формы стяжательства, стремления к роскоши,накоплению имущества во имя имущества.

Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это,прежде всего, познавательные интересы (в широком смысле слова) к ма­тематике,физике, химии, биологии, философии, психологии и тому подобное.

К ним так жеотносятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи,театру).

Общественные интересы включают интерес к общественной работе, корганизационной деятельности. Есть немало людей, которые любят обществен­нуюработу и отдают ей свои силы. Их радости и огорчения, прежде всего, свя­заны суспехами или неуспехами в общественных делах.

Различие по признаку цели выявляет непосредственных и опосредованныхинтересов.

Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекатель­ностьюзначимого объекта. Это интерес к самому процессу деятельности: про­цессупознания, овладения знаниями, процессу труда, творчества («Мне инте­ресно этознать, видеть, понимать», - говорит человек).

Опосредованные интересы имеют место тогда, когда реальное значениеобъекта и значимость его для личностей совпадают. («Это мне интересно, по­томучто это в моих интересах!», - говорит в этом случае человек). Опосредо­ванныйинтерес - это познавательная потребность, проявления которой опосре­дованыосознание цели деятельности. Это интерес к приобретению профессии,определенному служебному и общественному положению, ученому званию или,наконец, материальным результатам труда.

По уровнюдейственности различают пассивные и активные интересы.

Пассивные интересы - это созерцательные интересы, при которых чело­векограничивается восприятием интересующего объекта: например, любит слушатьоперу, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не прояв­ляетактивности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творче­ством винтересующей области.

Активные интересы - это интересы действенные, когда человек не огра­ничиваетсясозерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес - одиниз побудителей развития личности, формирования знаний и на­выков, способностейи характера.

Интересы различают так же и по объему. Такое различие не опреде­ляетвидов интереса, а скорее характеризует структуру интересов личности.

Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интереса­ми илюди с широкими, но поверхностными интересами. Встречаются и такие люди,которые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверх­ностиявлений, глубоко не проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и по­стоянночем-либо одним. Наконец, есть люди с глубокими, но очень узкими интересами.Узость интересов в известной мере может ограничивать развитие личности.

Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фонешироких многосторонних интересов есть центральный, основной интерес,определяющий смысл жизни и основное направление в деятельности.

Интересы подразделяются так же и по степени их устойчивости. Ус­тойчивостьинтереса выражается в длительности сохранения относительно ин­тенсивногоинтереса.

Устойчивыми являются интересы, наиболее полно выявляющие основныепотребности личности и в силу этого становящиеся существенными чертами еепсихологического склада. Устойчивый интерес является одним из свидетельствпобуждающих способности человека и в этом отношении имеет определеннуюдиагностическую ценность.

Об устойчивости интереса следует судить по косвенным данным, гдесущественно важным является преодоление трудностей в осуществлении дея­тельности,которая сама по себе непосредственного интереса не вызывает, но выполнение,которой является условием успешного выполнения «интересую­щей» человекадеятельности.

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной особенностьюстарших школьников, в том числе и подростков. У них интересы принимают характерстрастных, но кратковременных увлечений. Берясь за всё горячо, они, не вникнувглубоко в дело, загораются новым интересом.

Задачапедагогов заключается в том, чтобы углублять и расширять интересы, делать ихдейственными, превращать в стремление, в склонность за­ниматься деятельностью,ставшей центром его интересов.

Важнейшейобластью общего феномена «интерес» является познава­тельный интерес.

Особое значение познавательный интерес приобретает в школьные годы. Вшколе основной деятельностью становится познавательная, направленная наизучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих об­щуюкартину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.

Познавательный интерес обостряет творческое воображение, логическую иэмоциональную память, сенсорно-моторную деятельность ученика. Интересспособствует более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятель­ности.Он снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение стано­вится болееплодотворным.[4, c.156]

Познавательный интерес часто выступает как средство обучения, средст­воактивизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент,позволяющий педагогу делать процесс обучения более привлекательным, вы­делять внем именно те стороны, которые могут привлечь внимание учеников, заставить ихволноваться и переживать, с увлечением работать над учебной за­дачей.

Будучи предметом педагогического исследования, как и все педагогиче­скиеявления, познавательный интерес выступает во всей сложности и много­значности,прежде всего как цель воспитания, так как способствует приобще­нию к духовнымценностям общества. Поскольку познавательный интерес ле­жит в основе творческихспособностей личности, то происходит не только ов­ладение и присвоение, но исоздание новых духовных ценностей. Следова­тельно, познавательный интерес -важнейший компонент всестороннего разви­тия личности, выразитель ее ценностныхориентаций. Особенно важным явля­ется то, что познавательный интерес выступаеткак важнейший и ценнейший мотив учения, который содействует положительномуотношению ребенка к школе, к урокам, собственно познавательной деятельности.Преимущества по­знавательного интереса как мотива учения перед всеми другимиощутимы, как видима и его взаимосвязь с другими мотивами.

Можно смело утверждать, что познавательный интерес для школьника являетсясамым близким, поскольку именно им он руководствуется в своей повседневнойпрактике, в собственно учебной деятельности. Это важнейший энергетическийфактор, который созда­ет благоприятные условия для соучастия в деятельностиучителя и учащихся.
2 Формы внеклассной работы по музыке
Внеклассная, внешкольная работа является важнойсоставной частью процесса формирования духовной культуры у школьников имолодёжи. Отсутствие пристального внимания к воспитательной работе со стороныпедагогов часто приводят к негативным последствиям в поведении учащихся.Поэтому педагогу нужно уметь интересно и с пользой организовывать досуг детей имолодёжи.

14-16 лет - переходный период между подростковым июношеским возрастом. В переходный период притупляется острота восприятиясверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогаюториентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Старшеклассник прощается с детством, со старой,привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён вбудущее, которое притягивает и тревожит. Без достаточной уверенности в себе,принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дельнейший путь.Поэтому самооценка у старшеклассников выше, чем в подростковом возрасте. Юность- период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивыхвзглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Известны связанные с этимюношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.Центральным же новообразованием периода становится самоопределение,профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть всвоей будущей жизни.

Учащиеся этого возраста могут быстро увлекаться.Поэтому внеклассная  работа старшеклассниковпозволяет раскрыть творческий потенциал, проявить свои способности, реализоватьсебя.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школеестественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозордетей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а так же совершенствоватьисполнительские навыки и умения.

Организация досуговой деятельности школьников ивнеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определённымметодическим рекомендациям:

- соблюдатьосновные принцип организации внеклассной деятельности: преемственность,планомерность, последовательность, систематичность и увлечённость;

- разнообразить содержание внеклассных мероприятий длянакапливания музыкального опыта детей и обогащение их новыми музыкальнымивпечатлениями;

- подбирать художественный, иллюстративный материалвысокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так ишкольниками;

- повышать занимательность содержательность внеклассногомероприятия, новизну его элементов;

- учитывать возрастные особенности детей и музыкальныйуровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассныхзанятий, доступный музыкальный и литературный материал;

 - направлятьвнеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение иинициативы;

- соблюдать определённую продолжительность занятия взависимости от возраста детей.

Организационнымиформами проведения внеклассной музыкально- воспитательной работы могут быть:

Массовые -общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры,конкурсы и т.д.

Кружковые -сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль),танцевальные, музыкальные факультативы.

Различные виды музыкальныхразвлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематическиевечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

Праздники, как правило,являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразныхэмоций и чувств ребёнка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства:музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово,ганец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие видыискусства, создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с темойторжества.

Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимовыбрать тему, наполнить её соответствующим содержанием, расположитьиллюстративный материал в определённой последовательности, точно указать всехучастников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальноесопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты покомандам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участникимассовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссёры, а так же определитьосновные обязанности между этими группами. Для праздников отбираются хорошовыученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружокфортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми исоответствующие теме праздника.

Существует свыше полутора десятков видов внекласснойработы. Среди них такие, как беседы, экскурсии, смотры, концерты, соревнования,праздничные шоу, утренники, музыкально - поэтические вечера и пр. Они включаютв себя созидательную и исполнительскую деятельность, восприятие и творчество детейи взрослых участников.

Концертные формы проведения праздничных мероприятийдавно снискали заслуженную славу. На концертах школьники имеют возможностьуслышать замечательные произведения музыкального искусства, а так жеучаствовать в них самим. Удачно подобранный концертный репертуар, развиваетэстетический вкус, художественный кругозор, познавательные способностишкольников, а также прививает им интерес и любовь к музыкальному искусству.

В современной музыкальной педагогике наиболееактуальной можно считать проблему развития интереса и любви школьников кмузыке. Если у школьников нет интереса и любви к музыке, то они отбываютположенное время без продуктивной творческой работы, как на уроке музыки, так ина внеклассном музыкальном мероприятии. И тогда ни о каком музыкальном развитиине может быть и речи.

На уроках и внеклассных занятиях, где уделяетсябольшое внимание формированию интереса и любви к музыке, школьники переживаютсамые различные чувства: радость самостоятельных открытий, восхищение красотоймузыкальных сочинений, восторг, удивление и т.д.

В центре школьного музыкально-эстетического воспитания лежит развитиеинтереса и любви к музыкальному искусству. Это ставит перед учителем ряд новыхсложных задач. Нужно довести до сознания старших школьников идейное содержаниеи художественные образы произведения, привлечь к нему внимание,заинтересованность школьников, хорошо исполнить его. Особенности музыкальногоискусства, обобщённость его образов, специфичность выразительных средств,требующих для их полноценного восприятия некоторой подготовки и непрерывноговнимания, то есть навыков слушания музыки, - всё это вместе взятое такжетребует специальной работы.

Интересная форма для старшеклассников - проведение бесед-концертов. «Увлекательнаябеседа, живое слово о музыке, способное определённым образом настроить сознаниеюных слушателей, составляет одну из важнейших частей всеймузыкально-воспитательной работы… При каких бы обстоятельствах мы ни беседовалис детьми о музыке, - подчеркивает           Д.Б. Кабалевский, - мы ни на секунду не должны забывать о главной задаче– заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их и заразить их своейлюбовью к музыке»[13 ,с.17].
3 История развития классическойгитары
Самое раннее изображениеинструмента, похожего на гитару, относится ко II веку в Испании. В XIII веке гитарабыла уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом,применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.Начиная с середины XIII века, сведения об эволюции гитары, ее свойствах и ролив музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опятьотносятся к Испании. В то время уже существовало два вида гитар - гитарамавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара -овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатором), чтопридает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританскиегитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме истроению.

Латинская гитара имеетболее сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становитсяпопулярной среди любителей утонченной музыки. Особенности конструкции извучания говорят о том, что латинская гитара была более близкойпредшественницей современной классической гитары.

Классическаягитара вышла из испанской гитары, на которой изначально играли традиционнуюиспанскую музыку, а потом вначале 20 века на этих инструментах стали игратьклассическую музыку. Гитара была академическим инструментом, и классы гитарыпоявлялись в музыкальных училищах и консерваториях. Гитара уже тогда получиласвое название «классической». Наиболее значительный вклад в популяризациюклассической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андреас Сеговия –являющийся эталоном классической гитары. Силу его влияния можно сравнить стакими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джимми Хендрикс врок-музыке. Ярким доказательством этому является факт, что наиболее известныеклассические гитаристы сегодняшнего дня являются прямыми учениками Сеговии.


 В отличии от других видов гитар, конструкцияклассической гитары, как и техника исполнения, является давно сформировавшимсяявлением, не подвергающимся не каким изменениям, и совершенствование еепроисходит исключительно в плане звука. Во многом это объяснятся тем, что наэтих инструментах играют по большей части академическую музыку или фолк-музыку.Хотя сыграть на гитаре можно композиции абсолютно любой стилистики (но при этомв академической манере). На классических гитарах стоят нейлоновые струны, и онипредназначены исключительно для пальцевого звуко-извлечения.

Строениегитары.

Верхняястенка (дека) изготовляется из ели или кедра. Верхний и нижний клетц из того жематериала, что и дека, равно как и пружины. На инструментах ручной работы частоможно увидеть совершенно потрясающий дизайн розетки вокруг резонатора. Задняя ибоковые стенки корпуса изготовляются из палисандра. Считается, что чем он темнее, темлучше его качество, самый лучший вообще достигает цвета черного кофе. Волокнана нем должны быть расположены ровно относительно друг друга и вертикальновдоль линии склейки. Верхняя, и нижняя дека склеиваются из двух симметричныхполовинок. На передней стенке принято придерживаться тех же правил относительнорасположения волокон. Обводка (окантовка) изготовляется опять же из палисандра,хотя часто используются и другие, более контрастные по цвету породы дерева. Дляэтой части инструмента не существует строгих правил, но одна вещь все-такиобщеизвестна: пластиковая окантовка - удел дешевых, простых инструментов.

Грифизготавливается  чаще всего из кедра иликрасного дерева, несколько реже - клена. Гриф вклеивается в корпус. Никакиедругие крепления типа винтовых не принимаются. Гриф состоит из пятки(каблучка), которая, собственно, и вклеивается в корпус, ручки - основной частигрифа, которой касается рука при игре, накладки (в которую вбиты лады) иголовки (ладошки), к которой крепятся колки. Основная особенность классическогогрифа - это отсутствие анкерного стержня. В связи с его отсутствием, для того,чтобы сделать ручку грифа более прочной, используется следующая хитрость: настадии изготовления ручка грифа распиливается вдоль, и между двумя половинкамивклеивается полоска (около 1,5 дюйма толщиной) из черного дерева. В накладкепрорезаются пазы для ладов, а сами лады специальным молоточком вбиваются в этипазы. Именно вбиваются, а не вклеиваются. Верхняя часть накладки (куда ивбиваются лады) идеально плоская. Никакого "закругления", как нафолк- гитарах, нет. Да и сам гриф гораздо шире, чем гриф фолк-гитары.

Головагрифа одна из наиболее важных вещей для мастера-изготовителя Форма этой головы- это его своеобразная подпись. Каждый мастер придумывает свою форму головы, иесли его гитары становятся популярными среди профессионалов, то большие фирмы -производители  начинают копировать этуформу. Функционально головка существует для того, чтобы носить на себе колки. Вклассических гитарах голова "прорезная" (В ней прорезаны двапродольных отверстия, куда вставляются колки, по 3 с каждой стороны).

Музыкальныеинструменты состоят из множества семейств или групп, которые входят друг вдруга. Общая схема такова - существуют крупные объединения инструментов(духовые, клавишные, струнные, ударные и т.д.), внутри струнных инструментовсуществуют свои градации (смычковые, щипковые и т.д.), щипковые в свою очередьтоже распадаются на группы (гитары, балалайки, банджо и т.д.) и, наконец, средигитар можно выделить 6-струнные гитары, 7-струнныые гитары, 12-струнные гитары,бас-гитары и др.

Основноеделение шестиструнных гитар на группы происходит в зависимости от типа корпусагитары. (Приложение 2)

- Гитарыс полностью пустым корпусом, так называемые акустические гитары. Этоинструменты появились самыми первыми из гитар.

- Гитарыс цельным корпусом, но в котором есть пустоты, так называемые полу-акустическиегитары. В этих гитарах центральная часть корпуса сделана из цельных кусковдревесины, а боковые части содержат пустые области.

- Гитарыс корпусом без пустот, так называемые электрогитары, они же"цельнокорпусные", иногда их корпус называют "доской". Уних корпус из сплошной древесины, в которой нет пустот.

Однимиз выдающийся испанских гитаристов и педагоговявляется Андреас Сеговия. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке ивиолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогалоему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в1924 году, после концерта в Париже. Сеговия один из немногих исполнителей нагитаре, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот,каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, чтосвязывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневнойработой по совершенствованию своего мастерства. Трижды он приезжал в СССР и снеизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Послеего гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как наинструмент, достойный серьезного изучения.

Исполнениена гитаре отличается обилием приемов звукоизвлечения, с помощью которыхвыявляются богатые красочные возможности инструмента. Звук гитары не обладаетбольшой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучаниемдругих инструментов, что обусловило применение гитары для аккомпанемента пениюи в камерных ансамблях.  

Гитара- многоликий инструмент, поэтому часто используется и для сольной игры.Классическая гитара – инструмент, который прекрасно подходит для самыхразличных форм музицирования.[2. с107] 
4 Использование гитары в музыкальнойдеятельности подростков
Дидактика (с греческого – поучаюший). В педагогическойнауке- теория обучения, которая рассматривает формы организации деятельностишкольников на уроках, содержание методическое обеспечение

Выявив в предыдущих параграфах формы внекласснойработы, возможности гитары в развитии интереса детей к музыке, изучивпсихолого- педагогические характеристики подростка, приступили к разработкедидактического материала, основанного на классической  музыке.

В нашей работе мы представляем его сценариембеседы-концертом
Беседа-концерт"Гитара как сольный инструмент"
Цель:Вызвать интерес учащихся к классической гитаре через  знакомство свысокохудожественными музыкальными произведениями.

Задачи:

 - развитие интереса к музыкальному искусству исоздание социально-художественного опыта у старшеклассников;

 - выявление художественно-исполнительскихвозможностей гитары;

 -формирование музыкальной ислушательской культуры учащихся.

Методы:

- общепедагогические методы(словесный , наглядно-слуховой наглядно-зрительный);

- специальные музыкальные методы (метод эмоционального воздействия, метод размышления о музыке, метод эффектаудивления).

Наиболее значительный вклад впопуляризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант АндрееСеговия. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини вскрипичной музыке или Джимми Хендрикс в электрогитаре. Красота звучания гитарызависит от материала и формы корпуса. Родиной гитары стала Испания. Уже в 13веке она стала здесь народным инструментом. Существовало 2 вида гитар -мавританская и латинская. Инструменты богато украшались инкрустациями из костии серебра. В 16 веке появляется виуэла с более узким и выпуклым корпусом всравнении с современной гитарой. Современные электрогитары бывают двухгрифовыеи безладовые. Они оснащены в отличие от классической гитары звукоснимателями,усиливающими и преобразующими звук. На иллюстрациях представлены три самыхраспространенных вида гитар: классическая, полуакустическая и электрогитара.

Мы наблюдаем различные приёмы игры наакустических и электрогитарах, типичные для испанской музыки, сольное и ансамблевоегитарное исполнительство, виртуозную технику и тембровое богатство.

СЦЕНАРИЙБЕСЕДЫ-КОНЦЕРТА «Гитара как иллюстративный и аккомпанирующий инструмент».



Произведение

Комментарии

Вопросы к учащимся

1.

Дж. Фрескобальди "Ария с вариациями".

Сегодняшняя наша встреча посвящена гитаре – инструменту иллюстративному, т.е. исполняющему сольно произведения различных направлений, жанров.

Джироламо Фрескобальди итальянский композитор органист, клавесинист 16 века. Прославился блестящими импрови­зациями на органе. Прозвучит " Ария с вариациями" написанная для клавесина.

Переложение для гитары А. Сеговии, который подчеркнул все особености клавесинной музы­ки, используя технические возможности гитары (бога­то украшенная мелодия трелями и мордентами).

Слышали вы до сегодняшнего момента гитару в живом исполнении?

2.

Ф. Сор "Вариации на тему Моцарта".

Сеговия (1893 - 1987). Выдающийся испанский гитарист и педагог. Издал школу игры на шестиструнной гитаре.А. Моцарт (1756- 1791). " Какая глубина, какая смелость и какая стройность" - сказал Пушкин о музыке Моцарта. Особенность его музыки в её контрастах, в переходах от шутки к глубокой серьёзности, от веселья к тонкой лирике. А опера "Волшебная флейта" на тему, из которой прозвучит транскрипция А. Сеговии, самое светлое и романтическое произведение Моцарта.

Можно ли гитару по исполнительским возможностям поставить в один ряд со скрипкой и фортепиано?

Считаете ли вы, что исполнение классических произведений на гитаре способствует их популяризации среди современной молодёжи?

3.

Д. Ален "Огонь сердца"

Д.Ален испанский композитор. Эта пьеса демонстрирует типичные приёмы игры на гитаре в испанских традициях. Приёмы: расгеадо, тремоло, тамбурин.

Узнали ли вы новое о приёмах исполнения на гитаре?

Заключение
Проведенные теоретическиеизыскания по проблеме исследования позволили нам сделать следующие выводы:

- Познавательный интерес– важней компонент всестороннего развития личности. Познавательный интереслежит в основе творческих способностей личности, где происходит не толькоовладение и присвоение, но и создание новых духовных ценностей;

- каждая формавнеклассной работы обладает уникальными возможностями привлечения учащихся кмузыке, раскрытию перед ними богатства и многообразия музыкального иc
кусства, формирования у нихпотребности в общении с ним. Познавательная деятельность детей во внекласснойработе предназначена для формирования у них познавательного интереса,положительной  мотивации в обучении.

-  гитара сегодня пользуется огромнойпопулярностью во многих частях света. Классическая гитара- инструмент, которыйпрекрасно подходит для самых различных форм музицирования. Она идеально звучиткак при аккомпанировании  пению илидругим инструментам, так и в сольном исполнении.

- подбор музыкальногорепертуара, cоставления плана беседы, разработка сценария, представляют широкиевозможности для развития интереса детей                     к классической музыке висполнении гитары.

Мы считаем, чем чаще будетзвучать гитара как солирующий  инструмент,тем больше она будет способствовать развитию интереса у подростков кклассической музыке.
Список литературы
1.                 Абдуллин, Э.Б. Теория музыкальногообразования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2.                Абдуллин,Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.Заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия»,2006. - 306 с.

3.                Анисимов,В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

4.                АлиевЮ.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта./ Ю.Б. Алиев - М.: Гуманит.Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

5.                Апраксина,О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб пособие для студ. высш.учеб. заведений / О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.

6.                БеликоваЕ. В. Теория и методика воспитателя. Конспект лекций / Е. В. Беликова, О.И.Битаева, Л.В. Елисеева.- М.: Эксмо, 2008.-160 с.

7.                Большаяроссийская энциклопедия : В 30 т / Председатель Науч.- ред. совета Ю.С Осипов.отв. ред. С.А. Кравец. т 7.-М.:Большая российская энциклопедия, 2007.-767с.

8.                Газарян,С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян. – М.: Просвещение, 1989.

9.                ДмитриеваЛ.Г., Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед.учебн. заведений. Л.Г Дмитриева., Н.М Черноиваненко – М.: Издательский центр«Академия», 2000.- 240 с

10.            Волков Г.Н.Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Г.Н. Волков.-М.:Издательский центр «Академия»,1999.–168 с.

11.            Кабалевский, Д. Б. Какрассказывать детямо музыке? / Д. Б. Кабалевский. - 3-е изд., испр. - М. :Просвещение, 1989. -  189 c.

12.            Кабалевский,Д.Б. Дело всей жизни: сборник / Д.Б. Кабалевский; сост. Е.Д. Критская. М.:Искусство, 1995. - 296 с.

13.            Коменский Я. А. Педагогическое наследие./ Я.А. КоменскийМ.: Педагогика, 1989 г.,416 стр.

14.            Краткийпедагогический словарь / под ред. В. Секачова. – М., 2007

15.            КрыськоВ.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии./ В.Г. Крысько.- М.: Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.

16.            Пухоль,Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега/ Э.Пухоль – М.: Всесоюзное издательство, 1983. - 188 с.

17.            Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1980.– 144 с.

18.            Руднев,И.С. Русский стиль игры на классической гитаре / И.С. Руднев. – Тула: ЯснаяПоляна, 2002. 208 с.

19.            Советскийэнциклопедический словарь //под. ред – М.; Cоветская эниклопедия,  1999.

20.            Теплов Б.М. Психология музыкальныхспособностей // Избранные труды:В 2 т./ Б.М. Теплов. - М.:Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с.

21.            УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 256с.

22.            Школяр, Л.В. Музыкальное образованиев школе: Учебн. пособие для студентов муз. факультетов и отделенийвысш. и сред. пед. учеб …/ Л.В. Школяр.М.: Издательский центр«Академия», 2001. – 232 с.

1. Реферат Ценообразование в зарубежных странах
2. Реферат Учетная политика оргинизаций
3. Реферат Междоусобная война в Московской Руси 1425 1453
4. Курсовая на тему Редактирование информации в документах Word
5. Реферат на тему Политическая элита 2
6. Реферат на тему Truman Essay Research Paper Truman Doctrine
7. Реферат Способы и правила разрешения конфликтов
8. Реферат на тему The World Of Uncle Tom And Company
9. Реферат Пётр Кмита Собенский
10. Реферат на тему Telescope Essay Research Paper Light and other