Курсовая Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.БЕЛИНСКОГО
Факультет социологии Кафедра социологии
и социальной работы и социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория социальной работы»
на тему
«Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе»
Выполнила: студентка ФССР
группы СР-32
Мурашова Д.Ю.
Проверила: к.ф.н., доцент
Ажнакина Н.Б.
Пенза, 2010 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………34
Введение.
Актуальность темы. Общеизвестно, что инвалиды сталкиваются с той или иной формой дискриминации. Им чаще свойственны иждивенчество и зависимость, пассивность и закомплексованность. Зачастую они имеют невысокий образовательный уровень и низкую квалификацию. Многие из них – представители беднейших слоев населения.
Активное включение таких людей в жизнь общества является максимально эффективным и наиболее демократичным способом улучшения их положения. Первый шаг к этому - содействие формированию самостоятельного и независимого образа жизни людей, имеющих инвалидность.
Разнообразие контингентов лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий в зависимости от возраста, характера и тяжести инвалидности, семейного положения и места жительства, требует от социальных работников знания наряду с общими также и специальных методов и организационных форм работы с конкретными контингентами инвалидов, например, с маломобильными группами населения. Так, для инвалидов с детства среди мер социальной и профессиональной реабилитации основными представляются: привитие навыков самообслуживания, общее образование, профессиональная ориентация и обучение доступным профессиям. Для инвалидов молодого возраста, имевшим ранее профессию, на первом плане, наряду с медицинской реабилитацией, стоят профессиональная переориентация и переподготовка с дальнейшим рациональным трудоустройством; в случае необходимости — протезирование разного профиля, снабжение средствами передвижения. Для инвалидов старших возрастных групп главным звеном реабилитации является рациональное трудоустройство в сочетании с мерами социальной помощи и поддержки [5].
Существенные различия имеются в организации социально-бытовой помощи инвалидов в зависимости от характера имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности. Социально-бытовая помощь и трудовая реабилитация инвалидов вследствие поражений опорно-двигательного аппарата существенно отличается от реабилитации слепых и глухонемых.
Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе
Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.
Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.
В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
1.1. «Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы.
Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».
«Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный субъект, не имея возможности в силу разных причин принимать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация может быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, т.е. окружением человека.
Личностное бытие субъекта ориентировано на то, что он находит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществлении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществления задействованы различные проявления субъектности человека: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диалектические противоречия, что ведет к осложнению жизненных стратегий человека.
Человек-рациональный сталкивается с противоречиями поведения. Его аутентичные решения, соответствующие его нормативным представлениям и стереотипам, могут входить в противоречие с представлениями окружающих, их ценностными нормами, поведенческими стереотипами. Как субъект своего бытия и поведения, человек не может действительно располагать собой. В этой связи когнитивные процессы могут выступать в качестве стресса. В социальной работе такое поведенческое противоречие связывают с адаптивными кризисами и кризисами развития, когда природа расстройства ограничивает адекватное социальное функционирование клиента.
Человек как природное существо имеет другой модус проблем. В своей личностной конкретности и определенности он осмысляется через материю, физическое тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражаются посредством тела и его строго индивидуального состояния. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что, по сути, составляет структуру личности». Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой принадлежности. При определенных условиях тело выступает разграничительным дискриминационном признаком, например в подходе общественного концепта социальной полезности. Именно этот подход разделил людей на здоровых и инвалидов. Тело выражает определенную норму, позволяющую одним и не дающую другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:
- человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;
- здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;
- здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.
Способность — неспособность превращать тело в предмет обмена, использовать его для равноправного участия в общественной и производительной деятельности является одним из оснований, определяющих активность или пассивность личности. Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов, интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.
Человек как существо социальное реализует свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Наличие или отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. В этом ключе дихотомия концептуальных построений в социальной работе связана со следующими проблемами:
потребности — желания;
удовлетворение — лишение права;
права — свобода выбора;
справедливость — несправедливость;
солидарность — индивидуализм;
доступ к власти — отсутствие доступа к власти;
ответственность — безответственность;
конфликт — урегулирование конфликта;
автономность — контроль.
Эти аспекты выступают в качестве точек континуума, в одной из которых проявляется тема человека-социального в контексте проблемы человек и общество. Социальное бытие человека, возможность — невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни — все это составляет философскую проблематику теории социальной работы. Человек-социальный в концептах социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Проблемное поле данного субъекта осмысляется на макроуровне, в контексте превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий профессиональной деятельности. Для каждой группы общая тема, как, например, нищета, имеет самостоятельное значение, несмотря на то, что ее общие аспекты — качество жизни, питание, занятость, жилищные условия, доступ к здравоохранению и медицине — характерны для всех уязвимых групп.
Таким образом, тема «человека-нуждающегося» предстает в социальной работе в различных проявлениях и понятийном многообразии, отражая различные уровни ее осмысления, от микро- и мезо-, до макро- и мего- уровней. Это лишний раз показывает сложность научного осмысления человека, который предстает и как реальный индивид со своими конкретными социальными запросами, и как уникальное явление индивидуальных проявлений и типологических особенностей, и как представитель определенного исторического времени и конкретной культуры, и как субъект со специфическими эмотивными проявлениями, отношениями и связями. Однако на каких бы уровнях не был бы сформулирован запрос клиента, теория социальной работы определяет его положение в системе бытия и общественного мира как «человека-нуждающегося». Из этого концепта выстраиваются все техники поддержки, все методы помощи, а также методологические схемы осмысления теорий социальной работы.
1.2. Философия независимой жизни инвалидов.
Человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей!
Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Понятие "независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь - это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования.
В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.
Все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако, эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.
Если Вы не умеете шить, то Вы идете в магазин или ателье. Если у Вас нет времени или желания починить утюг, Вы идете в мастерскую. И опять Ваше решение зависит от Вашего желания и обстоятельств.
С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он сам мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.
Включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества.
Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это значит иметь право ошибаться так же, как любой другой человек.
Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Такие преграды могут быть явными (физическая среда и т.д.), а также скрытыми (отношение людей). Если преодолеть эти преграды, можно добиться многих преимуществ для себя, это - первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.
Философия независимой жизни в широком смысле представляет собой движение в защиту гражданских прав миллионов инвалидов по всему миру. Это - волна протеста против сегрегации и дискриминации инвалидов, а также поддержка прав инвалидов и их способностей в полной мере разделить обязанности и радости нашего общества.
Как философия, Независимая Жизнь во всем мире определяется как возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие включает в себя контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость - понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.
Философия независимой жизни ясно определяет различие между лишенной смысла жизнью в изоляции и приносящим удовлетворение участием в жизни общества.
Декларация независимости инвалида (краткие тезисы
)
- Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
- Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
- Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
- Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
- Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
- Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
- Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
- Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
- Помогите мне познать то, что я хочу.
- Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
- Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
- Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
- Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
- Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
- Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
- Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
1.3. История правозащитного движения инвалидов.
Последние десять лет новейшей истории Российской Федерации ознаменовались большими подвижками в отношении защиты прав и интересов инвалидов. Было принято множество законов, где декларировался приоритет данного направления по сравнению с советским периодом. Но, к сожалению, культура защиты прав человека, с общепризнанных гуманистических ценностей, в нашей стране долгие годы находилась под запретом. И это вполне сказалось на качестве законов, которые в большинстве своем есть лишь выполнение “для галочки” международных соглашений и договоров, имеющим приоритет над отечественным законодательством, да извечное “рассейское” отношение к инвалидам как к святым безголосым юродивым.
Да, инвалиды не представляли, да и наверное сегодня не представляют монолитного общества, объединенного борьбой за свои права. Но многолетний стаж сражений сначала за свое здоровье, а потом и лучшую, достойную жизнь начал сказываться. Первыми это почувствовали коммунисты, а именно Коммунистическая Партия Советского Союза (КПСС), которая в 1988 году под давлением нестройного хора голосов инвалидов издала постановление о создании ВОИ – Всероссийского Общества Инвалидов, но правда сделанного по своему образу и подобию, с жесткой вертикализацией власти, из лиц бывших тогда “приближенными” к “трону”.
Это была первая робкая попытка инвалидов создать общественную структуру занимавшуюся защитой их прав. Вскоре ВОИ начала вырождаться и превращаться в то, во что оно вообще-то и предназначалось вначале – подконтрольную государству структуру, являющуюся буфером или даже фильтром, сдерживающим “пар”, т.е. стремление инвалидов жить по-человечески. Но первый шаг был сделан!
Впоследствии возникали множества контор и общественных организаций, просуществовавших ровно столько, насколько хватало энергии и здоровья людей, их возглавлявших, чтобы сражаться с Системой. Системой карательной медицины и “выживательной” системой социальной защиты. Радужные настроения быстро сменялись рутиной ежедневного разбивания благих надежд, которые заменялись апатией.
Но в этой-то схватке и стал выкристаллизовываться опыт правозащитного движения инвалидов. А тут еще и была принята новая Конституция, появилась новая законодательная база, налоговые и таможенные льготы. Завертелось, закрутилось колесо золотой лихорадки! Но закон сохранения энергии гласит, что что-то из неоткуда не появляется и в никуда не уходит. Правозащитное движение трезвело вместе со страной.
Выхолощенное советским строем движение, уныние и апатия оставшиеся от прошлого снова тянут вниз. Теперь причина другая. Нет желания бороться за свои права и только единицы, понимая это продолжают свою работу. Нет желания, потому что существует еще система МСЭ, которая быстро, несмотря на то, что состояние здоровья не улучшилось (как может вырасти нога или появиться почка?!) выводит социально активных людей, имеющих инвалидность, за рамки льгот, дарованных инвалидам 1 и 2 группы, тем самым обрекая человека с его болезнью ограниченными возможностями, на борьбу за просто кусок хлеба. В этом и состоит иезуитский замысел Системы – отделить “вожаков” от “стада”, создав им условия, при которых желание быть активным и вести за собой людей, должно уйти и заменяться желанием просто поесть досыта.
И здесь каждый решает для себя сам. То ли отдать право решать в этой жизни свою судьбу самому, то ли отдать это право за кусок гуманитарной колбасы или рыбы. Но увы, а практика это показывает с полной беспощадностью, тот кто отдает право иметь свободу, как правило потом ни колбасы, ни свободы не имеет. Американцы, поняв это, подняли флаг концепции Независимой Жизни. И стал появляться уникальный, но пока в единичных случаях, опыт взаимодействий общественных организаций с международным правозащитным движением и друг с другом. Появились общественные структуры инвалидов, не зависящие от государства. Стала более сильно проявляться стремление обмениваться опытом, и контактируя друг с другом избегать ошибок.
Наконец более или менее получил внедрение «Интернет», который придал правозащитному движению совершенно иное качество. Для движения исчезли границы! Инвалиды могут получать информацию практически мгновенно!
Глава II. Подходы к независимой жизни инвалидов как философии и методологии социальной реабилитации.
2.1. Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый житель нашей планеты - инвалид. В мире их 600 млн. человек, из них около 12,5 млн. — в России. В научной литературе инвалидность рассматривается как нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма.
В данной работе мы будем придерживаться этого определения.
Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс.
Данные идеи нашли отражение в России, когда в 1995 г. был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - первый нормативный документ, который активно защищает права людей с ограниченными возможностями. Согласно данному закону, основным направлением социальной политики в решении проблем инвалидности является комплексная реабилитация, которая включает в себя медицинскую, социальную и социально-профессиональную. Особое значение имеет социальная бытовая реабилитация, так как она является наиболее обширной областью: это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психического статуса в обществе [10].
Процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.
Для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации. К ним мы относим социореа-билитацию, социокультурную реабилитацию, социально-профессиональную и самореабилитацию. По нашему мнению, можно выстроить иерархию этих направлений социальной реабилитации и таким образом построить модель социальной реабилитации.
В этом случае социальная реабилитация может быть особенно эффективной.
1 этап МАКРОУРОВЕНЬ
Социореабилитация
↓
2 этап МАКРОУРОВЕНЬ
социокультурная
социально-профессиональная, семейно-бытовая реабилитация
↓
3 этап МИКРОУРОВЕНЬ
Самореабилитация
Рис. I Модель социальной реабилитации инвалидов
Рассмотрим составляющие социальной реабилитации в отдельности.
Социореабилитация является важным компонентом социальной реабилитации инвалида, - это первый этап на пути его самореабилитации. Однако на сегодняшний день данное направление является недостаточно исследованным, имеющиеся работы в основном посвящаются такой категории, как заикающиеся подростки и взрослые.
Социореабилитация инвалида — это процесс восстановления социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными: сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения и т. д. Задача социореабилитации - с помощью технических средств реабилитации восстановить нормальные отношения инвалидов с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту [11].
Целью социореабилитации является развитие мотивационной включенности инвалида, что способствует изменению его самосознания, самоотношения и взаимоотношений инвалида и его ближайшего окружения, а также углублению самопознании родственниками своей роли и ответственности.
Мы видим социореабилитацию, прежде всего, как возможность удовлетворения первичных потребностей, которые позволят инвалиду задумываться об удовлетворении вторичных потребностей. Под удовлетворением первичных потребностей в данном случае мы понимаем создание для инвалида условий, при которых он может полноценно включиться в жизнь общества вопреки физическому дефекту. Во-первых, это обеспечение инвалида адаптированным и комфортным жильем, техническими средствами реабилитации (протезы, инвалидные коляски, ходунки, слуховые аппараты и т.д.), необходимыми медикаментами, материальными и иными социальными гарантиями, предусмотренными законодательством. Во-вторых, это систематический патронаж со стороны медиков, социальных работников с целью контроля над состоянием здоровья и взаимоотношений с родственниками, проживающими или осуществляющими уход за инвалидом, его поддержку.
Когда первичные потребности удовлетворены, инвалид, как и любой индивид, стремится удовлетворить вторичные потребности (потребность в статусе, в достижениях, во власти, в принадлежности и т. д.).
В данном случае речь идет о втором этапе, который включает в себя социокультурную, социально-профессиональную и семейно-бытовую реабилитацию. Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов мы характеризуем досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.
В современной литературе имеется множество публикаций, в которых рассматривается социологический аспект культурно-досуговой деятельности разных категорий населения, пребывающих в нормальных, естественных условиях свободного времяпрепровождении, но практически нет социологических исследований досуга инвалидов.
Данный вопрос поднимал С.С. Кучинский в конце XX в. применительно к инвалидам - спинальникам, где он представил результаты исследования содержания и организации досуга больных с последствиями травм и заболеваниями спинного мозга, проходящих курс лечения в специализированном санатории им. Н.Н. Бурденко (Крым, г. Саки).
Было выявлено, что наиболее распространенными видами досуговых занятий среди инвалидов-спинальников являются чтение, просмотр передач по телевизору, прослушивание радиопередач, грампластинок и магнитофонных записей, а также отдых в кругу семьи. Наиболее привлекательными для них являются такие виды занятий, как прогулки свежем воздухе, туризм, путешествия, поездки, посещение концертов, кино. Однако они так и остаются наименее реализованными
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида.
По нашему мнению, основы процесс социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т.п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Как известно, право на труд и право образование являются неотъемлемыми правами каждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалиды должны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее место по профессии.
Социально-профессиональная реабилитация инвалидов включает получение единого образования, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение или переобучение, рациональное трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию.
Образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждается порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, численность работников в которых составляет более 30 человек (ст. 21). Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 188 изменил порядок и размер взимаемой квоты. Ранее квота составляла не менее 3 % среднесписочной численности с правом субъектов Российской Федерации устанавливать более высокий уровень занятости инвалидов на предприятии, сейчас этот уровень может варьироваться в пределах от 2 до 4 %. Теперь принимать на работу инвалидов обязаны только те предприятия, в которых занято не менее 100 человек.
Кроме того, согласно последним изменениям в законодательстве, размер пенсии инвалида зависит не от группы инвалидности, а от степени утраты способности трудовой деятельности. Если инвалид 1 группы с III степенью ограничения трудоспособности устраивается на работу, то ему снимают III степень ограничения трудоспособности и пенсия по инвалидности значительно уменьшается.
Получается, что человеку выгоднее не работать, а сидеть дома.
За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства, в частности за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, предусмотрена ответственность по статье 5.42 «Кодекса об административных нарушений Российской Федерации», что влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Однако законодательство не принесло желаемого результата, т.к. трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места сдерживается следующими обстоятельствами: несоответствием рабочих мест, условий работы, специальности требованиям индивидуальной программы реабилитации, режимам работы предприятия, его местоположению. Создание рабочих мест для инвалидов требует от работодателя значительных экономических затрат и финансовых ресурсов, которые в большинстве случаев у него отсутствуют, в результате работодатели стремятся выделить для инвалидов наименее затратные рабочие места, малопригодные для труда.
С целью преодоления вышеперечисленных проблем, связанных с социально-профессиональной реабилитацией, мы считаем, что нерационально создавать новую систему образования и организации труда для инвалидов, а рациональнее адаптировать к ним уже имеющуюся систему, т.е. создать непрерывную инклюзивную систему образования. Инклюзивное образование — это термин, который используется для описания процесса обучения детей инвалидов в общеобразовательных школах. Мы предполагаем, что эффективность социально-профессиональной реабилитации инвалидов повысится при использовании непрерывного инклюзивного образования. Однако данное направление пока не получило подробного социологического изучения и исследования.
Полноценная социальная реабилитации инвалидов не может осуществляться вне семейно-бытового контекста, в котором живет человек: семьи, дома-интерната и социального окружения в целом.
Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51,3%. Причин приобретения инвалидности может быть множество: травма, несчастный случай, прогрессирование заболевания и т.д. Не стоит забывать и об увеличении числа детей-инвалидов, в 2001 г. их было зарегистрировано 617 096 человек.
Наступление инвалидности — серьезная психологическая травма для самого инвалида и его ближайших родственников, друзей, знакомых и сотрудников. Проблемы данного характера подтверждают необходимость изучения такой составляющей социальной реабилитации, как семейно-бытовая реабилитация.
Среди исследователей, занимающихся изучением проблем семейно-бытовой реабилитации, можно отметить Е.А Кулагину, Е.Р. Ярскую-Смирнову, Е.Г Свистунову, Э.К. Наберушкину и др.
Е.В. Кулагина отмечает, что государственная политика поддержки семей с инвалидами, и с детьми-инвалидам и в особенности, не способствует поддержанию необходимого уровня жизни для значительной доли семей. Поскольку родители вынуждены брать всю заботу на себя, ухудшается материальное благосостояние, снижается адаптационный потенциал семьи, особенно социально-экономический потенциал женщин, которые теряют экономическую активность и свой профессиональный статус.
При таких обстоятельствах инвалиды, включая детей, сталкиваются с многочисленными трудностями. Основная нагрузка по их преодолению переносится на ближайших родственников. Российским законодательством предусматривается оказание помощи семьям с детьми-инвалидами, но объектом социальной защиты государства является инвалид, а не семья, занимающаяся большую часть времени его восстановлением. Поэтому интерес к семьям возникает только в момент решения вопросов, связанных с инвалидностью детей, — их лечением, проведением реабилитационных мероприятий, обслуживанием. Не учитывается то обстоятельство, что многие из родителей не имеют возможности работать, чтобы материально обеспечивать детей. В этой связи семейное воспитание детей-инвалидов должно быть обеспечено мерами социальной защиты, позволяющими исключить особые проблемы по уходу, лечению и связанные с этим ограничения занятости родителей.
Семейно-бытовая реабилитация способна послужить медиатором, когда семья сталкивается с подобной стрессовой ситуацией. Она выражается не только в материальной поддержке со стороны государства, но и в помощи социального работника, социального психолога, друзей, соседей, родственников. Говоря о семейно-бытовой реабилитации, мы подчеркиваем не только необходимость помощи родственникам инвалида, но и важность создании инвалидами своего семейного очага, т.к. это важная составляющая жизни любого человека.
Для улучшения положения семей с инвалидами и с детьми-инвалидами в частности в современных экономических условиях необходима разработка целенаправленной системы мер социальной защиты и психологической поддержки, основывающейся на научном обосновании процессов адаптации семей с инвалидами.
При условии успешного прохождения второго этапа социальной реабилитации наступает третий этап, на котором происходит самореабилитация инвалида. Самореабилитация инвалидов - это прежде всего изменение индивида под влиянием внутренне присущих ему противоречий, т.е. сознательная и целенаправленная деятельность человека с ограниченными физическими возможностями по формированию и совершенствованию у себя навыков, утраченных по каким-либо причинам, а также развитие способностей, качеств, обретение связей и т.д. Процесс самореабилитации инвалида протекает совместно с процессом само-актулизации личности. Человек начинает осознавать себя хозяином своей судьбы, не испытывает комплексов и включается в социальную жизнь.
Степень самореабилитации инвалида зависит от воздействия внешних и внутренних побудительных сил. Влияние внутренних побудительных сил обусловлено потребностями, интересами, желаниями, стремлениями, ценностями, идеалами, мотивами, а также психологическими особенностями (темперамент, воля, внимание) человека с ограниченными физическими возможностями. Важно учитывать осознание личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте, слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и других заболеваниях).
Проблемы самореабилитации применительно к инвалидам в современной науке изучены недостаточно подробно, поэтому проведение дополнительного социологического изучения более чем актуально [11].
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалидов.
Важным направлением в комплексной социальной реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация. В курсовой работе социокультурная реабилитация рассматривается как социальный процесс - последовательность функциональных социальных мероприятий, направленных на повышение социального статуса инвалида, включение его в общественно-полезную деятельность, повышение культурно-образовательного уровня, повышение психологической устойчивости и улучшение качества жизни, преодоление информационно-познавательного «голода», т.е. все то, что может влиять на независимую жизнь инвалида.
Социокультурная реабилитация инвалидов представляет собой систему мер духовного и культурного воздействия на личность инвалида с целью расширения его социального опыта и эффективного социального функционирования в обществе, приобщения к накопленным ценностям в области культуры.
В настоящее время потребность в осуществлении социокультурной реабилитации инвалидов будет возрастать. Этот тезис основан на ряде обстоятельств объективного и субъективного характера. К объективным обстоятельствам можно отнести изменение общественно-политического строя государства, демократическое развитие общества, расширяющиеся возможности пропаганды культуры, искусства, этики в общечеловеческих отношениях. К субъективным - рост самосознания населения, ощущение свободы обмена мнениями, возможность получения более широкой информации в области духовной жизни. Перечисленные обстоятельства, лежат в основе расширения потребности инвалидов в социокультурной реабилитации, ставят перед обществом задачи развития этого реабилитационного направления с целью полной социальной интеграции инвалидов.
Показатель значимости социокультурной реабилитации для инвалидов и общества - это ее закрепление в индивидуальной программе реабилитации инвалида (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379-н) в качестве обязательной к реализации наряду с социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-средовой реабилитацией.
Социокультурная реабилитация инвалидов, исходя из ее основной цели (интеграции в общество), в системе социальной защиты населения может рассматриваться более широко. В частности, это касается детей с аномалиями в психофизическом развитии, для которых важна система социокультурной адаптации и реабилитации посредством использования средств и условий досуговых центров, учреждений по развитию научно-технического и художественного творчества [4], с применением методов психотерапии творчеством детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы с явлениями дезадаптации [6].
Концепция социокультурной реабилитации как социального процесса базируется на ряде теоретических социологических подходов, социологии культуры, с точки зрения базовых ценностей, которые характеризуют основные ориентации людей - в труде, в политике, в быту. В рамках социокультурной реабилитации интерес представляет классификация базовых ценностей, предложенная Н.И. Лапиным:
-жизнь человека как высшая ценность, самоценность;
-свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида»;
-нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;
- общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;
- семья, личное счастье, продолжение рода;
- работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;
- благополучие - доходы, комфорт, здоровье;
- традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств;
- законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.
К базовым ценностям, формирующим личность, на наш взгляд, можно отнести здоровый образ жизни, основанный на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с природой.
Таким образом, можно говорить о взаимосвязи процесса социокультурной реабилитации с процессом социализации - усвоения общественного опыта, овладения продуктами материальной и духовной культуры с учетом психического развития индивидуума, которые ранее были разработаны и научно обоснованы Н.И. Леонтьевым.
Творческое изучение концепций социализации позволяет использовать их в социокультурной реабилитации инвалидов, т.к. социализация отвечает тем же целям и задачам и потому является для них актуальной.
При рассмотрении инвалидности, наступившей в зрелом возрасте (сформировавшейся личности), правомернее говорить о социокультурной ресоциализации как о социальном процессе, включающем восстановление утраченного социокультурного поведения в связи с инвалидизирующим заболеванием, с целью достижения равноправного положения и возможностью овладения, накопленными в обществе знаниями в области культуры.
Близость понятий социокультурная ресоциализация и социокультурная реабилитация становится понятной при обращении к социокультурной реабилитации как комплексу мероприятий с целью помочь инвалиду достичь оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и коммуникации и поддерживать необходимый уровень культурной компетентности, необходимый для позитивных изменений в образе жизни, и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
В этом отношении представляет интерес деятельность областного центра реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» г. Липецка (далее - Центр). Специалисты учреждения большое внимание уделяют изучению и применению социальных технологий в рамках социокультурной реабилитации лице ограниченными возможностями.
Реабилитационную деятельность Центр осуществляет с 1997 года и располагает соответствующей материально-технической базой, квалифицированными специалистами. Лица с ограниченными возможностями обучаются наиболее востребованным профессиям на региональном уровне: лозоплетению, флористике, вязанию, росписи по дереву. В Центре подготавливаются операторы ЭВМ, портные, обувщики, парикмахеры. Большая часть этих профессий относится к разряду творческих, что очень важно для развития художественного вкуса, овладения навыками дизайна, изучения модных направлений в одежде, прическе и т.д. В Центре, помимо профессионального обучения, осуществляется также и медицинская реабилитация и широкий круг социально-реабилитационных мероприятий. Среди них социокультурная реабилитация занимает ведущее место.
По существу реабилитация носит комплексный характер. В ее реализации участвуют разные специалисты: врачи-реабилитологи, психологи, мастера трудового обучения, культорганизаторы, специалисты по социальной работе.
У инвалидов, поступивших в центр реабилитации и начинающих образовательный процесс, вступление в профессиональное образование в отношении возможных предпосылок к овладению социокультурными навыками возникает ряд проблем:
во-первых, у инвалидов существует дефицит культурного образования в силу сложившейся ситуации в обществе, где не только детям-инвалидам в процессе их социализации, но и здоровым детям мало доступны источники культуры;
во-вторых, в связи с инвалидизирующим заболеванием у лиц молодого возраста (составляющих преобладающую долю в контингенте инвалидов) не сформировалась потребностная сфера и, в частности, в области культуры;
в-третьих, у инвалидов социокультурная деятельность «отодвинута», «зашторена» более утилитарной потребностью получения профессии.
В связи с этим социокультурная реабилитация, в известной степени, носит «навязанный», «принудительный» характер и поэтому нуждается в научном обосновании и доказательстве необходимости ее осуществления.
Реализация социокультурной реабилитации инвалидов, независимо от времени (возраста) наступления инвалидности, требует разработки последовательности осуществления мероприятий, особого алгоритма социальных технологий. С социологической точки зрения они могут быть рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата, либо как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата.
Технологии социокультурной реабилитации инвалидов осуществляются в соответствии с указанными представлениями в определенной последовательности, этапности действий различных специалистов. Представленные этапы технологического процесса, реализованные в практической работе Центра носят обобщенный характер. Первый и второй этапы включают общие диагностические методики, которые позволяют в дальнейшем перейти к дифференцированным приемам с учетом выявленных особенностей инвалидов в психофизиологической сфере, технологии.
Первый этап (начальный) - анализ и оценка психологического статуса инвалида. Осуществляется методами психологической диагностики, изучается состояние познавательной сферы, психических функций (память, внимание, мышление). С учетом задач социокультурной реабилитации проводится анализ и оценка потенциальных способностей инвалидов к восприятию музыки, живописи, танцу, осуществлялось выявление склонностей их интересов к какому-либо виду искусства, культуры.
Второй этап - психологическая диагностика. Анализ личностных особенностей, личностной сферы инвалидов. Психодиагностика личностной сферы включает определение следующих показателей: уровень тревожности, уровень самооценки, акцентуации характера, мотивация одобрения (степень потребности общения). Психодиагностика личностной сферы выявляет основные характеристики личности, либо создающие предпосылки к успешной социокультурной реабилитации, либо требующие предварительной коррекции.
Третий этап - выявление, анализ и оценка у инвалидов потребностей в приобщении к культуре, к овладению навыками творческой исполнительской деятельности в производстве, изготовлении красочных предметов одежды, быта и др. Эти данные необходимы для представления об общих, сходных направлениях в потребностях инвалидов и их особых, частных, исключительных потребностях, которые, возможно, потребуют не групповых, а индивидуальных занятий.
Четвертый этап - формирование групп инвалидов для проведения социокультурных реабилитационных мероприятий. В основу этого этапа положены результаты изучения состояния познавательных и личностных характеристик инвалидов, их потребностей в социокультурной реабилитации. Следовательно, группы сформированы с учетом этих показателей, могут отличаться и требовать разработки разных программ.
Пятый этап - разработка программ проведения социокультурной реабилитации. Они могут быть представлены эстетотерапией, библиотерапией, арт-терапией, музыкотерапией, дансингтерапией, гарденотерапией и т.д. Сложность разработки и особенно реализации программ социокультурной реабилитации определяется тем, что все они имеют сходную адресацию к различным сферам социального функционирования и в меньшей степени обладают специфичностью воздействия. Вместе с тем, диапазон их влияния на эмоциональную, двигательную, интеллектуальную сферу позволяет применять их в комбинации.
Шестой этап - анализ и оценка профессиональных способностей специалистов, подготовка их к работе с инвалидами, информирование о необходимости использования специфических методов обучения инвалидов, создание им особых условий в процессе социокультурной реабилитации, о необходимости взаимодействия всех специалистов между собой и специалистов с инвалидами.
Седьмой этап - подготовка к реализации социокультурной реабилитации. Он включает анализ и оценку материально-технической базы Центра: помещения для каждой программы, оснащение соответствующим оборудованием. При этом необходимо учитывать не только вид социокультурной реабилитационной программы, но и различия в характере инвалидизирующего заболевания (например, нарушение функций опорно-двигательного аппарата и болезни системы кровообращения).
Восьмой этап - реализация программ социокультурной реабилитации инвалидов. Это основной и значительно более продолжительный этап в данном технологическом процессе. В законченном виде этот этап предстаёт как модель социокультурной реабилитационной среды, которая основывается на ряде принципиальных положений, связанных с обоюдным, заинтересованным отношением к социокультурной реабилитации и инвалидов, и специалистов.
1. Принцип создания деятельностной социокультурной реабилитационной среды. Отражает вовлечение инвалидов в активную деятельность, направленную на формирование интересов к культуре и реализацию потребностей в досуговой деятельности и занятости.
2. Принцип интегрированного подхода к созданию социокультурной реабилитационной среды. Подразумевает вовлечение в активную социокультурную деятельность инвалидов всех категорий, независимо от типа дефекта, характера инвалидизирующей патологии.
3.Принцип взаимодействия специалистов в разработке и реализации программ социокультурной реабилитации. Реализуется посредством создания междисциплинарных бригад специалистов.
4.Принцип специфичности и целесообразности. Социокультурная реабилитационная среда как особое социально-средовое воздействие организуется с целью повышения уровня социального функционирования инвалидов, облегчающего адаптацию их в центре реабилитации и последующую интеграцию в общество.
Девятый этап - оценка эффективности, результативности социокультурного реабилитационного воздействия. По окончанию периода обучения инвалидов специалисты оценивают ее эффективность, которая рассматривается с общепсихологических позиций влияния ее на личностные особенности инвалидов и вместе с тем с точки зрения воздействия ее на развитие специфических социокультурных навыков, знаний, умений инвалидов.
Результаты общего воздействия социокультурной реабилитации оцениваются по состоянию динамики психологического статуса инвалидов, изменению их интересов к культурно-досуговой деятельности, динамики развития коммуникативных навыков.
Эффективность социокультурного реабилитационного воздействия может оцениваться по уровню восстановления ранее имевшихся социокультурных навыков, но утраченных вследствие инвалидизирующего заболевания, по степени овладения навыками эстетокультуры, освоения умения осуществлять социокультурную деятельность (рисовать, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, заниматься резьбой по дереву и т.д.).
В заключение необходимо отметить, что технологии социокультурной реабилитации представляют собой сложный социальный процесс, осуществляемый в центре реабилитации инвалидов, нацеленный на совершенствование их социального функционирования и способствующий успешной интеграции их в общество.
Заключение.
Итак, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ). При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Одной из важнейших социальных проблем современности является проблема реабилитации инвалидов, как наименее социально защищенных категорий населения. Это комплексная проблема и в решении ее участвуют многочисленные государственные, общественные и частные, а также благотворительные организации, учреждения и фонды.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Концепция независимой жизни людей, имеющих инвалидность, включает в себя следующие положения:
- независимая жизнь– это возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в разных жизненных ситуациях.
- независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью современного общества и, принимая активное участие в социальных, экономических и политических процессах, иметь свободу выбора.
- независимая жизнь – это возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации и быть главным экспертом в оценке их качества;
- зависимая жизнь – это право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам;
- независимая жизнь – это все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком.
Список литературы
1.Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
3.Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов: Методическое пособие/сост. О.С. Андреева. С.Н. Лузин. Д.И. Лаврова и др. - М.: ФБМСЭ.- 2005.
4. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М . I995.
5. Добровольская Т.А., Шебалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования. — 1998. — № 4.
6.Дыскин А.А.. Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Руководство для подготовки социальных работников. – М., 1996.
7.Кормакова И.Ю. Интеграция в общество инвалидов с нарушение опорно-двигательного аппарата. // Работник социальной службы.- 2002. – №4.
8. Михайлёва Е.А. Адаптация детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Социальное обслуживание . - 2008. - №5
9. Мурзина Т.Ф. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии // Сборник тезисов докладов международной конференции «Искусство для социальных изменений» 18-19 марта 2003 г. - СПб., 2003.
10.Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997.
11.Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.
12.Сырникова Б.А. Методика и практика социально-бытовой реабилитации инвалидов // Социальное обслуживание. – 2003. -№2.
13.Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. A.M. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.
14.Теория и методика социальной работы. Ч. II — М., 1994.
15.Холостова Е.И.. Деменьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М., 2003.