Курсовая

Курсовая Эвтаназия в свете права на жизнь

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024




Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Кубанский государственный аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА: «Эвтаназия в свете права на жизнь».

Выполнила студентка 1 курса

Юридического факультета

Очного отделения  уч. Группа № 7

Гребенникова Екатерина Алексеевна

  
Краснодар

2010


Содержание

Введение…………………………………………...………………..………………..3

 Глава 1. Понятие и содержание эвтаназии.

 § 1.1. История возникновения эвтаназии и её

           социально-философские аспекты………………………………………...... 6  

 § 1.2. Понятие и виды эвтаназии……………………………………………….…11

Глава 2.Проблемы эвтаназии в России.

§ 2.1. Правовые проблемы эвтаназии…………………………………………..…18

§ 2.2. Этические проблемы эвтаназии……………………………………….……25

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………...............30

Введение

  Права людей на жизнь и здоровье являются приоритетными и самыми значимыми среди всех других прав, гарантированных законами всех цивилизованных стран. Для рассмотрения в нашей курсовой работе мы выбрали тему эвтаназия в свете права на жизнь. Проблема эвтаназии практически никогда целенаправленно не обсуждалась широкой общественностью в нашей стране. Однако в настоящее время она возбуждает  интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, которых непосредственно касается вопрос об эвтаназии.

  На наш взгляд актуальность темы эвтаназия в свете права на жизнь состоит в том, что эвтаназия- это специальное медицинское вмешательство, направленное на прекращение жизни неизлечимого больного, тяжело страдающего человека, осуществляемого в соответствии с его собственной добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекращение ненужных страданий. У неё всегда были как непримиримые противники, так и убедительные сторонники. Поэтому изучение эвтаназии важно, для того чтобы установить как, с помощью каких средств и способов производится это вмешательство.

   В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, таких как философия, психология и иные науки, рассматривается проблема эвтаназии, закрепления её в законодательстве стран.

   Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те обществен-

3

ные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а также уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

  Данная работа написана на основе исследований российских ученых: Давидовича В.Е., Матузова Н.И., Ардашевой Н.А., Сергеева Ю., Львовой И.Н. Также применялись материалы из работ западных специалистов: Кони А.Ф., Филиппа Фута и иных исследователей.

  Объектом исследования данной курсовой работы является  этические, нравственные, правовые проблемы эвтаназии.

  Предметом исследования эвтаназии является изучение теоретических и практических аспектов содержания эвтаназии.

  Цель работы - на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования  курсовой работы.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.     Изучить историю развития эвтаназии;

2.     Рассмотреть понятие эвтаназии;

3.     Изучить существующие виды эвтаназии;

4.     Рассмотреть правовые и этические аспекты эвтаназии;

5.     Выявить, имеет ли эвтаназия закрепление в Российском законодательстве.

  Методологическую основу курсовой работы составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические

4


приемы, общесоциологические и правовые методы: системный, конкретно-социологический, исторический, формально-юридический. В работе использовались и эмпирические методы познания: статистический анализ, исследование документов, печатных изданий и других средств массовой информации и т.д.

   Данная работа состоит из введения, двух глав, подразделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.


5


 § 1.1. История возникновения эвтаназии.

  Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Корни эвтаназии уходят в далекое прошлое. Ещё на заре появления цивилизации вопрос соотношения жизни и смерти был главным предметом философского и правового осмысления. Постичь проблему пытались медики, юристы, богословы, видя в ней важнейший вопрос человеческого существования. Это одно из явлений, которое с позиций теологии, нравственности и закона всегда расценивались неоднозначно[1]. По-мнению Г.Ш. Чхартишвили - "Человек научился лишать себя жизни задолго до того, как изобрел колесо и покорил огонь". Древние религии, язычество и буддизм, не препятствовали этому, а наоборот приветствовали.2

  В ходе истории взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка, в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и культурных представлений3.

 • Тит Ливии описывал то величавое спокойствие, с которым галльские и германские варвары кончали собой;

• В языческой Дании воины считали позором закончить свои дни от болезни в постели;

Известна истории и готская "Скала предков", с которой бросались вниз немощные старики;
• Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством;

У обитателей острова Фиджи мать сама убивала новорождённого ребёнка «для собственного удобства»[2];

• Старики острова Кеос пили цикуту2;

• Немощных от старости японцев уносили умирать на гору Обасутэяма, что в переводе означает "гора, где оставляют бабушек";

• Эскимосы, чувствуя приближение старости, уходили замерзать в тундру. Этот обычай сохранился у некоторых эскимосских родов до нашего времени;

• В Древней Греции самоубийство санкционировал орган власти - ареопаг. В городах Эллады имелись даже специальные запасы ядов для этих целей. Тех же, кто ушел из жизни "самовольно", без разрешения ареопага, карали посмертным поношением. В Афинах и Фивах трупу самоубийцы отсекали руку, которую хоронили отдельно.

  Несмотря на это против эвтаназии выступал отец медицины Гиппократ (600 г. до н.э.). В его "Клятве" прямо указано - "...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла".

  Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем "легкой смер-



ти" – естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту.

  В средневековом обществе произошло утверждение политики, направленной на искоренение самоубийства. «Переход от сей жизни к лучшей не во власти человеческого произвола, а во власти Божией …» [3].

  Термин «Эвтаназия» был введён в научный оборот английским философом Фрэнсисом Бэконом  (1561- 1626 г.г.)в XVI веке. Впервые он ввёл это понятие в своём сочинении «О достоинстве и приумножении наук».

  Его соотечественник Томас Мор, уделявший в своих исследованиях весьма значительное внимание вопросам умерщвления больных, ещё не использовал термин эвтаназия.  Однако, касаясь данной проблемы в своей «Золотой книге» он писал, что «если болезнь не поддаётся врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания … ему надо решиться не затягивать далее свои пагубы и бедствия, а согласиться умереть, если жизнь для него является мукой; …» 2

  В западном обществе в XIX века эвтаназия не пользовалась популярностью. Веский аргумент против неё в своё время был высказан Гилбертом Кийтом Честертоном : «Кое-кто выступает в поддержку так называемой эвтаназии; в настоящее время предлагают убивать только тех, кто самому себе в тягость; но скоро также станут поступать с теми, кто в тягость другим»3.


  Честертон оказался прав. В начале XX века юрист Карл Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация данного определения позже получила широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Умерщвляли буквально всех. Позже действия Германии Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества(1947 год)[4].

  Несмотря на негативные последствия применения эвтаназии в Германии во время ВОВ,  в 50-е годы о ней вновь заговорили перед обществом, однако, уже в другом аспекте. Многие учёные предполагали, что формулировка «право на смерть» неудачна, поскольку вместе с правом на смерть человек будет обладать и правом настаивать на исполнении своего желания третьими лицами, что фактически легализует убийство из милосердия. А это, в свою очередь, может повлечь и определённые злоупотребления. Поэтому учёные предложили говорить об эвтаназии как о «праве человека умереть спокойно».

  В 1958 году доктор американский врач-патологоанатом Джека Кеворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы для пересадочных операций. В конечном счёте Кеворкян изобрёл «машину смерти». С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение. В даль-

нейшем он усовершенствовал "суицидальную" (убийственную) машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа.

  Ближе к концу XX века вопросы эвтаназии всё чаще стали включаться в сферу научного обсуждения. В 90-е годы возникла угроза возрождения идеи легализации умерщвления «дефективных».

   В настоящее время ситуация изменилась настолько, что любое государство, претендующее на статус правового, уделяет большое внимание защите законных прав и интересов каждого человека, среди которых первостепенное значение имеет право на жизнь. На данный момент это право закреплено более чем в 120 странах мира. Однако, для реализации этого права государствам необходимо создать человеку такие условия существования, чтобы он, в какой бы тяжёлой ситуации ни находился, без колебаний выбирал самое ценное, что у него есть –жизнь.


10

 

 § 1.2. Понятие и виды эвтаназии.

  Буквально  термин “эвтаназия” переводится “благоумирание”, но  сам  термин  стал  означать  не столько “благую” смерть саму по себе,  сколько  ее  причинение[5].

  Термин «эвтаназия» является составным. Он образован путём соединения двух греческих слов: прилагательного «ev»- т.е. благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть».

   Единой точки зрения на понятие эвтаназии в науке и праве не существует. Вместе с тем эвтаназию совершенно справедливо относят к одной из наиболее сложных и спорных проблем, определяя её чаще всего как «добровольную безболезненную смерть безнадёжно больного пациента». В зарубежной и отечественной юридической и медицинском литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина эвтаназия. Широко известный Краткий оксфордский словарь даёт три значения «эвтаназия»: первое –« спокойная и лёгкая смерть», второе- «средства для этого», третье- «действия по её осуществлению». Ни одно из них не означает большее, чем лёгкая и спокойная смерть и средства для этой смерти или действия по её осуществлению. Дефиниция определяет только форму смерти, но в таком случае действия убийцы, применившего лекарства против своей жертвы, можно было бы назвать актом эвтаназии2.

   В Большой советской энциклопедии, Большой медицинской энциклопедии, в энциклопедических словарях Брокгауза-  Ефрона  и Граната, изданных до 1974

года, термина «эвтаназия» не было. Однако в последнем издании Большой медицинской энциклопедии в 1986 году определение появилось: «Эвтаназия- намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий». В 1999 году создатели Российской юридической энциклопедии назвали эвтаназией «лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания».

  На сегодняшний день диапазон мнений отечественных и зарубежных исследователей, имеющих отношение к эвтаназии, весьма и весьма широк.  Так, Е.В. Шленёва, Ю.А. Дмитриев понимают под эвтаназией «специальное медицинское вмешательство, направленное на прекращение жизни неизлечимого больного, тяжело страдающего человека, осуществляемого в соответствии с его собственной добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекращение ненужных страданий»[6].

   По-мнению Таракина П.П. «Эвтаназия- это всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу её собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом»2.

 Ж. Прадель признаёт эвтаназию актом убийства, совершённым с целью прекратить страдания индивида, находящегося под угрозой неминуемой смерти, по настойчивой и повторяемой просьбе этого лица.

 Все вышеперечисленные определения не являются точными т.к.исследователи не учитывают тот факт что у потерпевшего имеется наличие неизлечимой болезни. А этот факт является весьма важным для отнесения деяния к эвтаназии.

  Говоря об эвтаназии крайне важно проводить различие между философским,

медицинским и правовым определениями эвтаназии, т.к. в первом случае следует говорить о внутреннем смысле эвтаназии, во втором- о процедуре проведения эвтаназии, а в третьем- об установлении ответственности за данное деяние.

   Итак, в философском смысле под эвтаназией понимается искусство облегчения наступления смерти.

   Согласно медицинской точке зрения, эвтаназия- это практика или метод, осуществлённые врачом по просьбе пациента, направленные на достижение безболезненной смерти, в целях прекращения физических и психологических страданий инкубарельного больного.

   С позиций общей теории права эвтаназия- это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, выполненное по его просьбе.

   В реальной жизни проявления эвтаназии весьма многообразны и подчас не укладываются в существующие представления о ней. Из всех выше предложенных определений эвтаназии видно, что объектом эвтаназии может быть  жизнь только неизлечимого больного человека, обречённого на медленную и мучительную смерть. Поэтому лишение жизни по просьбе лица, страдающего непереносимыми физическими страданиями, не может рассматриваться как эвтаназия, поскольку непереносимые физические страдания могут быть вызваны не только неизлечимой болезнью больного, неминуемо ведущей к смерти, но и другим временным болезненным состоянием (приступом аппендицита, переломом, острой зубной болью и т.д., т. е. такая боль, которая причиняет человеку невыносимые физические страдания, но которая излечима).

13


  Мотивами эвтаназии могут выступать сострадание, жалость к неизлечимому больному, а целью- избавление от мучительных страданий посредством умерщвления.

  Эвтаназия - неоднозначное действие.  Прежде всего различают активную (считается эвтаназией, рассмотренной со стороны врача) и пассивную эвтаназию (рассмотренную со стороны пациента).

  Активная эвтаназия - это введение умирающему врачом летальной дозы препарата (каких-либо лекарственных или иных средств) либо другие действия, влекущее за собой быстрое и безболезненное наступление смерти. В данном случае пациент сам требует специальных средств для ускорения смерти. При активной эвтаназии вопрос об узаконенном прекращении жизни возникает лишь в самый последний момент, предшествующий естественной смерти, когда весь спектр лекарств и оборудования уже использован, и стала очевидной его неэффективность. Активную эвтаназию часто называют «метод наполненного шприца».

  Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1)     «Убийство из милосердия»- происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительны страдания безнадёжно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход;

2)     «Самоубийство, ассистируемое врачом»-  происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

3)     Собственно активная эвтаназия- может происходить и без помощи врача.

14


  Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

  Активная эвтаназия в любом её виде резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

  При пассивной эвтаназии ( или как её ещё называют «метод отложенного шприца») прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти. Такой вид эвтаназии  просто означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль. В этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутривенные вливания и искусственное питание, при этом нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или лёгкие перестали работать. Если пациент может выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему нельзя препятствовать в этом[7].

   Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале, 40% всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.

  Различие между пассивной и активной эвтаназией считается многими настолько важным, что первая интерпретируется как «дать умереть», а вторая - как «убийство».
  Кроме этого, вводится градация "добровольной", "недобровольной" и "непреднамеренной (невольной)" эвтаназии.

  Добровольная эвтаназия осуществляется с предварительного согласия больного (заранее и в юридической форме выражать волю на случай, подпадающий под определение эвтаназии, стало широко распространенной практикой в ряде стран Запада). Сама добровольность требует в этом случае конкретного описания, исключающего какие-либо двусмысленности: воля должна быть выражена неоднократно, ясно и твердо, свободно (без внешнего морального, юридического, психологического или иного давления), на основе хорошей информированности.

  Недобровольная эвтаназия осуществляется без явно выраженного согласия больного, что вовсе не означает, будто она в этом случае противоречит его воле - просто речь идет о ситуациях, когда пациент заранее не выразил свою волю и уже физически не может этого сделать; при этом предполагается, что если бы в момент, когда встает вопрос об эвтаназии, пациент сохранял возможность выражать свою волю, он предпочел бы умереть. Недобровольная эвтаназия, которую еще называют ассистированной, на самом деле интерпретируется как особый случай добровольной.

  Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение за больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы).

  В выделении этих форм эвтаназии существенное значение имеет этический

16


критерий. Предполагается, что добровольная эвтаназия предпочтительнее недобровольной, а пассивная эвтаназия предпочтительнее активной. При этом этически более существенным считается -различие между пассивной и активной эвтаназией; в странах, где она юридически разрешена, речь идет о пассивной эвтаназии. Активная эвтаназия ни в одной стране не получила юридической санкции, хотя на практике судебные органы проявляют к такого рода случаям большую снисходительность. В дискуссиях высказывается точка зрения, которая не признает различие между пассивной и активной эвтаназией морально значимым и даже считает активную эвтаназию более «честной». Этот взгляд, однако, не имеет широкой поддержки.

  Комбинируя отмеченные формы эвтаназии и располагая их, взяв за критерий степень нравственной приемлемости, мы получим следующий ряд. На первом месте окажется добровольная пассивная эвтаназия. Среди тех, кто вообще считает принципиально допустимы ми споры вокруг эвтаназии и саму эвтаназию, она рассматривается в качестве наиболее правомерного случая. Второе-третье место займут недобровольная пассивная эвтаназия и добровольная активная эвтаназия. У них меньше сторонников. На последнем, четвертом месте окажется недобровольная активная эвтаназия, этическое обоснование которой представляет наибольшие трудности.


17


Глава 2.Проблемы эвтаназии в России.

  Говоря об эвтаназии,  возникает  два  вопроса—моральный  («Что  можно сказать  о  характере  человека,   совершающего   подобные   действия?»)   и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»)

§ 2.1. Правовые проблемы эвтаназии.

  В бывшем СССР споры об эвтаназии велись в основном среди врачей, а сама эвтаназия рассматривалась исключительно как моральная проблема медицинской деятельности. Причём в отечественных пособиях по деонтолигии (учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения мед. работника главным образом по отношению к больному)[8] эвтаназия традиционно оценивалась как однозначно недопустимая. Что же до юридического аспекта проблемы, то он практически не анализировался: публикации, поднимавшие вопрос об эвтаназии как проблеме уголовного или гражданского права, в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам.

  Дискуссии вокруг этой противоречивой темы вновь приобрели весьма ощутимый накал в конце 80-х – начале 90-х годов. Отчасти это было связано с последними достижениями современной медицины (прежде всего в области реаниматологии и трансплантологии). Другой причиной стали изменения, происходившие в самом российском обществе и его правовой системе. Процесс построения правового государства, неизменным элементом которого является

свобода личности, объективированная в системе её неотъемлемых прав, вновь поставил на повестку дня вопрос о праве человека свободно распоряжаться своей жизнью и самому определять момент её прекращения[9].

  Однако начавшееся было обсуждение проблемы было фактически прервано принятием Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N-5487-1.

  Рассмотрим, как наше законодательство регулирует проблему эвтаназии в настоящее время.

  В России любая эвтаназия запрещена. В отечественной научной литературе высказывались предложения о легализации добровольной пассивной эвтаназии. В определённом смысле это было прорывом в обсуждении проблемы, на которое долгое время было наложено табу.

  Понятие эвтаназии и принципиальный запрет на её осуществление закреплены в ст.45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии- … . Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляют эвтаназию, несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.  В соответствии со ст.60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские и образовательные учреждения, при получении диплома врача дают клятву «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии»2.

 

 Эти нормы однозначно свидетельствуют о законодательном запрете эвтаназии и об ответственности лиц, осуществляющих эвтаназию. Аналогичную позицию законодатель предполагает сохранить и в будущем, поскольку в соответствии со ст. 145 проекта Федерального закона Российской  Федерации «О системе здравоохранения Российской Федерации» «медицинским работникам запрещается удовлетворение просьбы законного представителя больного или самого больного о лишении его жизни (осуществление эвтаназии) какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни»[10].

  Однако данный законодательный запрет на эвтаназию сформулирован в самом общем виде, и поэтому он не может сколько-нибудь эффективно действовать в качестве «работающей» правовой нормы.

  Принципиальная позиция законодателя относительно  запрета эвтаназии вполне понятна и объяснима: жизнь человека является наивысшим благом, охраняемым законом. Она представляет собой не только биологическую сущность человека, но и совокупность складывающихся с его участием многочисленных социальных и юридических связей, оборвать которые медицинский работник.

  По мнению подавляющего числа авторов вопрос о легализации пассивной эвтаназии должен найти в праве своё положительное решение. Гражданин, обладая правом распоряжаться своим здоровьем и жизнью, вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что прямо закреплено в ст.30 и 33 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране

здоровья и граждан». «Уважение к частной жизни не даёт возможности подвергать принудительному лечению человека, который отказывается от лечения, по крайней мере до тех пор, пока у него сохраняется сознание» [11].

  Эта норма касается различных случаев оказания медицинской помощи, но не относится к эвтаназии, поскольку закон о здравоохранении содержит специальную статью, запрещающую эвтаназию. Подтверждение этому можно найти в Этическом кодексе российского врача. Так, ст. 14 гласит: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии»2.

  Вполне обоснованно, что в настоящее время недопустимость эвтаназии считается в нашей стране общепринятой нормой медицинской практики. Хотя и здесь есть исключение. Не так уж редки ситуации, когда неизлечимо больного выписывают из больницы и отправляют домой. Основания для такого решения могут быть различными: либо желание «не портить статистику» медучреждения, либо стремление освободить больничную койку для того, кому может быть оказана действенная помощь. В этих случаях, конечно, нельзя говорить об эвтаназии. Но возможен и другой случай, когда пациент выписывается из больницы по его собственной просьбе или по просьбе родственников, с тем, чтобы последние дни своей жизни провести в кругу самых близких людей. Это уже некоторая «латентная» эвтаназия. Надо сказать, что, к сожалению, быт и нравы, царящие во многих наших больницах, очень часто являются причиной, тол

кающей пациента и его родственников на эвтаназию в самом определённом смысле этого слова.

  Научно-технический прогресс в медицине постоянно сталкивает людей с новыми, неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и многообразие ситуаций, в которых человеку надлежит сделать выбор. В немалой степени это связано с тем, что новейшие медицинские приборы и препараты позволяют бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо.

  С другой стороны, в настоящее время существуют специальные медико-социальные учреждения для безнадёжно больных людей, хосписы, где наряду с врачами за ними ухаживают психологи, пытающиеся облегчить страдания своих пациентов. Первый хоспис был создан в Англии, и сейчас там более 140 таких учреждений. У нас в России – всего около 20, первое было открыто в 1990 г. в Санкт-Петербурге. Обычный российский хоспис представляет собой стационар на 25‑30 мест и несколько выездных бригад, которые посещают онкологических больных на дому. Увы, сказать, что российские хосписы являются образцом благополучия, нельзя. На них в нашей стране выделяется так же мало средств, как и на все остальные медицинские учреждения.

   Однако поскольку хосписы являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя нашим законодательством отвергается, необходимо подчеркнуть, что требуется самое детальное обсуждение в обществе и научных кругах самой проблемы законодательной регламентации деятельности хосписов. Необходимо детализированное законодательство в этой сфере, которое бы защищало больного, формировало его уверенность в том, что последние часы жизни он проведёт достойно. Если же эвтаназия будет законом разрешена, необходи

22

мо, чтобы им предусматривалось добровольное, осознанное требование больного, выраженное в письменной форме, а также обязанность привлечения к решению вопроса об эвтаназии не заинтересованного в исходе компетентного ли-

ца, подтверждающего правомерность принятого решения.

  Во многих цивилизованных странах эвтаназия фактически применяется, несмотря на её запреты. Поэтому проблему эвтаназии в Российской Федерации необходимо решать не путём однозначного и категоричного запрета, а через создание гибкой юридической основы, определяющей прежде всего условия её осуществления, к которым следует отнести:

1)     Установление факта неизлечимого заболевания, ведущего к скорой смерти пациента (диагноз должен быть подтверждён консилиумом врачей);

2)     Невозможность облегчить невыносимые физические или психические страдания пациента известными науке средствами и способами;

3)     Просьбу пациента, находящегося в сознательном состоянии и выражающего свою волю ясно и свободно, об ускорении и облегчении смерти, оформления в письменном виде в присутствии свидетелей, или аналогичная просьба законного представителя пациента, если последний находится в бессознательном состоянии;

4)     Предоставление пациенту полной информации о характере заболевания, прогнозах его развития, последствиях тех действий или бездействий, о которых просит пациент;

5)     Осуществление соответствующих мероприятий медицинским персоналом после принятия консилиумом врачей решения об эвтаназии.

  Исходя из выше изученных  положений, я считаю, что центральным правообразующим аспектом при применении эвтаназии должно стать свободное ин

23


формированное согласие обречённого на смерть пациента об ускорении или облегчении смерти, и закон должен закрепить условия и процедуру реализации права пациента на эвтаназию[12].


§ 2.2. Этические проблемы эвтаназии.

  Одной из наук, уделяющих большое внимание эвтаназии, является биоэтика. В ней, особенно в последние десятилетия ведутся острые дебаты по поводу эвтаназии. Речь идет об особого рода случаях, когда смерть может считаться благом для умирающего или, по крайней мере, не является для него безусловным злом. В настоящее время технологии позволяют достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном, вегетативном состоянии или испытывающего тяжелые, постоянно нарастающие боли из-за неизлечимой болезни. Обычно бессознательные состояния и невыносимые боли бывают в масштабе человеческой жизни кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются летальным исходом. Научно-технический прогресс создал возможности растягивать такие состояния на долгие сроки, которые могут длиться годы и десятилетия. Врачи, ученые, общественность стали задумываться, насколько это правомерно.

  Биоэтика обсуждает проблему эвтаназии с учетом различия методов лечения, типов пациентов, ситуаций; ориентируясь на предельную конкретность анализа, она идет еще дальше - требует рассмотрения каждого возможного случая эвтаназии в его единичности.

  Эвтаназия как проблема возникает в контексте признания безусловной ценности личности и ее жизни, реализующейся через автономию личности, она возможна только в отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и общественных позиций желают друг другу исключительно добра. Если отношении людей в их объективном содержании и субъективных установках насыщены враждой, недоверием, то об эвтаназии не может быть речи, ибо она будет в этих ситуациях только еще одной прикрытой возможностью зловредно

25

го поведения. Внутреннее напряжение ситуации эвтаназии, ее проблемность в том и состоит, что она рассматривается как продолжение и конкретное выражение гуманного, нравственно уважительного отношения к тому, кому помогают умереть. Она воспринимается как исключительный случай, когда принцип гуманизма удается утвердить в своем позитивном значении через видимое отступление от него.

  В литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной эвтаназии. Однако есть и прямо противоположные мнения. «Каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь. Один из аспектов этого права- моральный, возможность самостоятельно распоряжаться жизнью, т.е. подвергать себя значительному риску и решать вопрос о прекращении жизни. В качестве морального обоснования эвтаназии можно указать, что высшей ценностью является реальное благополучие человека. Не каждый имеет силы лежать парализованным, не обходиться ни дня без посторонней помощи и испытывать постоянные боли. Не у всех обязательное представление о качестве жизни» - считает  М.Н.Малеина.

   Конечно, в немногочисленных странах ,где эвтаназия узаконена, окончательное решение принимало не правительство а население. Для этого проводили референдум. Однако россияне вряд ли готовы к такому решению в настоящее время. Об этом можно судить, просматривая различные интернет- форумы. Многие её сторонники даже не знали как пишется это слово : «эфтаназия» «евтаназия» «эйтаназия» и иные вариации этого слова были встречены в социальных сетях. И что они могут решить? В России такой закон принимать нельзя. Для этого страна должна быть демократически развитой, чтобы в ней отсутст

26


вовала коррупция, иначе это может вызвать большие злоупотребления.

  Эвтаназия - сложная проблема. Грань между правом на смерть и правом на жизнь очень тонка. В Древней Спарте больных и неполноценных уничтожали. Это была государственная политика. Сейчас все знают что это неправильно. Однако теперь бросились в другую крайность. И опять на государственном уровне. А проблема эвтаназии не государственная а нравственная. А нравственные проблемы нельзя решать глупыми запретами, т.к. эвтаназия предназначена не для «облегчения трудностей существования» а при невозможности его продолжать.


27

Заключение

   В нашей курсовой работе мы рассматривали вопрос эвтаназия в свете права на жизнь.  В процессе исследования нами были сделаны следующие выводы и обобщения.

  Слово «эвтаназия» буквально означает: прекрасная (легкая, приятная) смерть. Биоэтика обсуждает проблему эвтаназии с учетом различия методов лечения, типов пациентов, ситуаций; ориентируясь на предельную конкретность анализа, она идет еще дальше - требует рассмотрения каждого возможного случая эвтаназии в его единичности.

  Активная эвтаназия ни в одной стране не получила юридической санкции, хотя на практике судебные органы проявляют к такого рода случаям большую снисходительность. Добровольная эвтаназия осуществляется с предварительного согласия больного (заранее и в юридической форме выражать волю на случай, подпадающий под определение эвтаназии, стало широко распространенной практикой в ряде стран Запада).

  При анализе допустимости эвтаназии некорректно сравнивать жизнь как страдание (и в этом смысле зло) с жизнью как удовольствием (и в этом смысле благом). Сознательно выраженная воля к жизни и бессознательная воля к жизни -- не одно и то же. Эвтаназию пытаются оправдать с помощью соображений милосердия и справедливости. Она считается милосердной в отношении того, кому помогают умереть, и справедливой в отношении окружающих и общества.

  Мы считаем, что  выполнили все задачи, изложенные во введении работы:

- Изучили историю развития эвтаназии;

28

-Рассмотрели понятие эвтаназии, её виды;

-Рассмотрели  правовые и этические аспекты эвтаназии.

  Вопрос об эвтаназии в России нельзя считать закрытым ни с точки зрения права, ни с этической и социальной точки зрения. Однако, несмотря на тяжесть объективных обстоятельств, общество, прежде всего в лице научного, медицинского и правового сообщества, должно найти подобающие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более глубокому пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового прояснения этой сложной и важной проблемы.
29


  Список использованной литературы:

  I.Официальные документы и нормативные акты.

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 22.07.93. N-5487-1.

2. О системе здравоохранения Российской Федерации: проект Федерального Закона Российской Федерации.

3. Об охране здоровья и граждан: Основы законодательства Российской Федерации.

4. Этический кодекс российского врача  (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России. Москва.- 11.1994).

5. Декларация конгрегации вероучения. 1980.

6. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т.2. М., 1951. С.75.
 II.Учебные пособия.

7.Аквинский Фома. Сумма теологии. Собрание сочинений. М., 1996. С.34

8. Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969.

9. Жижиленко А.А. Преступления против личности. М.- Л., 1927. С.12.

10. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. Монография.- М.: Издательский дом «Камерон», 2006.- 480с.

11. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия. М.- Л., 1939. С.156-157.

12. Чхартишвили Г. Писательи самоубийство. М., 2001. С.37.

30

 III.Статьи.

13.Бровкина .Помошники смерти// Российская газета.- 16.12.2004

14. Дмитриев Ю.А., Шленёва Е.В.//Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии// Государство и право.- 2000.- №11

15.Львова И.Н. Суицид как объект изучения: философско- правовой аспект // Современное право.- 2007.-№1.

16. Покровский В.И. О различных проблемах биоэтики. Биомедицинская этика/ «Вопросы философии».- 1999.- №3.- С.49-105.

17.Румынина В.В. Нужен ли в России закон об эвтаназии/ В.В.Румынина//Общество и право.-1999.- 2.-С.37

18. Сергеев Ю. «Хорошая смерть»… Правовой и моральный аспекты эвтаназии: (Беседа с директором Центра правовых и эксперт. Проблем медицины// Правозащитник.- 1998.- №1.- С.36-42.

19.Чернышева Ю.А. Эвтаназия: прошлое, настоящее, будущее/ Закон и право.-2008.-№5.-С.25

 20.Шевчук С.С. Правовые проблемы эвтаназии в современном российском законодательстве/Северо-Кавказский юридический вестник.- 2001.- №2. С.32-38.

21.Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров.- С.56 3-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1985.- 1600 с..

22.Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковик, 1999.- 944 с.

23. интернет-источик  http://evtanasia.at.ua/

31





[1] Сергеев Ю. К вопросам эвтаназии// Правозащитник. 1998. №1. С.36-40.

2 Чхартишвили Г.  Писатель и самоубийство. М., 2001. С.45.

3 Керимов Д.А.  Методология права. М., 2000. С. 110.

6



1 Мельцер Э.  Право на убийство (борьба с вырождением). Пер. с немецкого  Л.М.Василевского. Ленинград, 1926. С.104-105.

2 Светоний.  Жизнеописание двенадцати цезарей. М., 1933.С.403.

7



1 Аквинский Фома. Сумма теологии. Собрание сочинений. М., 1996. С.34.

2  Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия. М.- Л., 1939. С.156-157.

3 См.: Чхартишвили Г. Писательи самоубийство. М., 2001. С.37.

8



[4] Нюрнбергский кодекс. Август.1497.
9



1 Декларация конгрегации вероучения. 1980.

2 Филипп Фут // О праве на жизнь//Философские науки.1990. №6. С.63-80.

11



[6] Дмитриев Ю.А., Шленёва Е.В.// Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11.С.37-39.

2 Таракин П.П. // Правовые и этические вопросы эвтаназии // Правозащитник. 1999. № 3.С.15-16.
12

1 Жижиленко А.А. Преступления против личности. М.- Л., 1927. С.12.

15

1 Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров.- С.56 3-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1985.- 1600 с..

18



1 Румынина В.В. Нужен ли в России закон об эвтаназии//Общество и право.1999. №2.С.37.

2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I

19



1 О системе здравоохранения Российской Федерации: проект Федерального Закона Российской Федерации.

20



1 Об охране здоровья и граждан: Основы законодательства Российской Федерации

2 Этический кодекс российского врача, утверждённый 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России.- М., 1994.

21



1 Шевчук С.С. Правовые проблемы эвтаназии в современном российском законодательстве// Северо-Кавказский юридический вестник.2001. №2. С.32-38.

24



1. Реферат Задача о бесконечной ортотропной пластинке
2. Реферат на тему Ragtime Book Report Script Essay Research Paper
3. Реферат на тему Philosophy Essay Research Paper The authentic self
4. Диплом Особенности ведения бизнеса
5. Реферат на тему Benajmin Franklin And Jonathan Edwards Essay Research
6. Реферат на тему Beowulf Themes Essay Research Paper Beowulf ThemesThe
7. Диплом на тему Профессионально трудовая подготовка девушек средством кружка вязания
8. Реферат Региональная экономика финансово - промышленных групп
9. Реферат на тему The Moviegoer By Walker Percy Essay Research
10. Сочинение на тему Стихотворение Сергея Есенина Спит ковыль Равнина дорогая