Курсовая работа Миссия РПЦ в Китае в ХХ веке после революции в России 1917г. Предмет: История Русской Церкви
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2019-05-10Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Православная
религиозная организация – учреждение высшего, среднего и послевузовского
профессионального религиозного образования
«МОСКОВСКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра Церковной истории
Курсовая работа
Миссия РПЦ в Китае в ХХ веке после революции в России
1917г.
Предмет: История Русской Церкви
Автор /студент 1
курса СЗО
Смирнов Дмитрий/
Научный руководитель: /иг. Пантелеимон (Бердников)
канд. богословия/
г.Сергиев Посад, 2017
Оглавление
Введение
…………………………………………………………..…...….… 2
ГлаваI. Русская
Духовная Миссия в Пекине в1917-1949 гг.
1.1- Забота РДМ о
эмиграции ………………………………….…...….. 7
1.2 - Пекинская
миссия в годы войны ……………………….….…..... 13
1.3 - Миссия в
Китае в 1945-49гг.Церковный раскол в Шанхае..… 16
ГлаваII. Образование
КНР, курс на создание национальной церкви
2.1 - На пути к
автономии. 1949-56гг. ...…………………….……….... 19
2.2 - Китайская Автономная Православная Церковь-наследница
Русской
Духовной Миссии в Китае …………………….………. 23
Заключение
…………………………………...………………….…….......
29
Список источников и литературы ……………………………...……… 32
«Итак идите,
научите все народы, крестя их во имя
Отца
и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все,
что Я повелел вам...»
Матф.28:19.
Введение
Актуальность
выбраннойтемыисследованияпродиктована всё более тес-ными связями между нашими
странами; когда всё большее число жителей Поднебесной стремятся посетить Россию
и больше узнать о её истории, куль-туре и религии.
История русской духовной миссии
в Китае берёт своё начало в конце 17-го века, когда в ходе приграничного
конфликта были пленены несколько десятков казаков из крепости Албазин, которые
согласились принять китайское под-данство.
Они довольно приветливо были приняты в
столице и компактно поселены в северо-восточной части Пекина. По распоряжению
императора Канси албазин-цы были причислены к военному наследственному
сословию, которое занимало высокое положение в сословной иерархии империи Цин и
примерно соответ-ствовало «дворянскому классу».[1]
Среди русских пленников оказался иерей Максим
Леонтьев – первый право-славный священник на китайской земле, и ему для
совершения богослужения была передана бывшая буддийская кумирня, которую он
обратил в часовню в честь святителя Николая Чудотворца. Через проезжих русских купцов известие о жизни албазинской общины в
Пекине дошло до митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия. В 1695 г. он
прислал священника и диакона, а также анти-минс, святое миро, богослужебные
книги и церковную утварь для освящения новопостроенного храма во имя Святой
Софии, которую также называли Ни-кольской из-за находившейся там чтимой иконы
святителя Николая, принесен-ной из Албазина.В послании к пленному священнику
Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митр. Игнатий
писал: «Да не смуща-ется, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою
о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение
ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры
вами им открывается».В письме к отцу Максиму митрополит Тобольский Игнатий
приказал возносить за литургией во время великой ектении прошение о китай-ском
императоре, его семействе и придворных. Уже в конце XVII в. Православ-ная
Церковь стремилась вписаться в китайский государственный порядок и не
конфликтовать с властями.
В июне
1700 г. император Петр I, узнав о
существовании русской диаспоры в Китае, отозвался об этом событии как о «зело
изрядном» и вскоре издал указ, которым повелел поставить такого митрополита Тобольского
«доброго и уче-ного и благого непорочнаго жития, который мог бы Божиею помощью
испод-воль в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и прочих неверствиях за-коснелых
человек приводить в познание и служение и поклонение истинного живого Бога».[2] Новый
митрополит должен был отрядить «не престарелых ино-ков двух или трех человек»
для изучения китайского и монгольского языков, а также для познания местных
«суеверий». Эти люди должны были трудиться в интересах проповеди веры и
удержания живущих в Китае и приезжих христиан «от прелести всякой
идолослужения». В указе было оговорено, что эти священ-ники должны жить в
Пекине и служить там в церкви.
После
долгих переговоров, в 1712 г. император Канси разрешил присылку в Пекин миссии,
передав условие, чтобы с миссией приехал в Китай и квалифи- цированный врач.[3]
Попутно здесь нужно отметить, что для китайской элиты может быть главной
мотивацией открытости, то есть отказа от политики само-изоляции, было осознание
своего отставания в развитии от соседних стран.
Вскоре
при миссии была открыта школа (со временем и не одна) как для изу-чения
русскими миссионерами китайского языка, так и для изучения китайцами русского
языка, которые со временем дали Отечеству первую плеяду синологов-переводчиков.
Миссия стала играть важную роль
в установлении и поддержании российско-китайских
отношений, была центром
научного изучения Китая. Из-за отсутст-вия дипломатических отношений между
обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись
неофициальными представи-телями российского правительства в Китае.
Положение
Миссии кардинальным образом изменилось после подписания в 1858 г. серии
Тяньцзиньских договоров Китая с западными странами, согласно которым в Пекине
открывались дипломатические представительства различных
государств, в том числе и России. С учреждением
в столице Китая российской Дипломатической Миссии от Духовной Миссии отошла ее
важнейшая функция – дипломатическая.[4]
Теперь она могла заняться делом, для которого
она в сущности и была создана - проповедью христианства среди китайского
населения. Немедленно же по по-лучении сведений о договоре, Святейший Синод
послал начальнику 14-ой Мис-сии архимандриту Гурию дополнительную инструкцию. «
... вследствие тракта-та, - говорилось там, - духовной миссии открывается в
Китае обширное попри-ще для проповеди слова Божия, деятельность миссии может
быть направлена к распространению православной веры среди самого китайского
народа».[5]
В отличиеотинославныхчленырусскойдуховноймиссиивКитаенеза-нималисьпоискомпутейвлияниянакитайскоеимператорскоеправительстводлядостижениясугубосветскихполитическихцелей.ЭтосталозалогоммирногоиоткрытогосуществованияправославиявКитае,котороевос-принималоськитайскойимператорскойвластьюкакмирнаярелигия,дающаясмягчениенравоввобществеисозидающаячеловеческуюличность.Дажевовременагоненийнахристиан,которыебываливКитае,православныехрамыоставалисьнетронутыми,заисключениемодногослучаявначалеXXвека, известного как восстание «ихэтуаней» («боксёров»).
Причиной этого исключения стала
стихийная реакция протеста главным обра-зом низших слоев населения Китая на
корыстныеинтересывлиятельныхпред-ставителейкапиталакрупных держав. Также это было вызванослабостьюки-тайскогогосударства,ввидуего
чрезвычайнойтрадиционнойзакрытостиотиностранного влияния. Во время этого
восстания было убито 222 православных китайцев, а также около 30 тысяч
католиков, 2 тысячи протестантов, около ста европейских миссионеров и несколько
дипломатов.
Однако, этивременныетрудности,которыебылирезультатомдеятельности
болеесветскихполитиков,чеммиссионерскойработы,несделалиКитайместом,гдеправославнаяверанаходиласьбывущемлённомположении. Поэтому после этого восстания начинается небывалый подъём проповеди пра-вославия,
«золотое десятилетие» в истории Миссии и её епископский период.
Получив от китайского правительства компенсации
за ущерб, причиненный
Миссии в 1900 г., а также значительные средства
из самой России, начальник 18-ой миссии (теперь уже в сане епископа) владыка
Иннокентий (Фигуровский) с удвоенной энергией взялся за восстановление и
расширение Миссии. Были построены несколько церквей, жилые корпуса, типография,
переплётная, канце-лярия, живописная мастерская, сапожная, мыловарня, школы,
склады, кирпич-ный завод, пасека, устроен скотный двор.
Согласно
отчётуна начало 1917 года., в ее ведении также состояли «Успенский монастырь и
женский монастырь в Пекине, скит в горах Сишань, 5 подворий, 19 церквей, 3
часовни, 5 кладбищ, миссионерские станы в 32 пунктах, семинария в Пекине, 18
мужских и 3 женских школы.» Отчет Миссии также сообщал, что в богадельне близ
Пекина призревалось 11 человек, пища выдавалась 72 человекам. Учащихся в школах
Миссии было более 700, за год приняли крещение 706 человек, а общее число
православных составляло 6255 человек.[6]
Цельюданногоисследованияможноназватьосмыслениеисторическогоидуховногонаследия к концу 20-го века,котороеоставилоприсутствиеправо-славныххристианскихобщиннатерриторииКитая.
Глава I. Русская
Духовная Миссия в Пекинев 1917-1949 гг.
1.1 - Забота
РДМ о эмиграции
Революция 1917 г. помешала Миссии реализовать планы проповеди среди
китайцев. После прибытия в Китай нескольких сотен тысяч беженцев из России
Миссия целиком занялась их духовными нуждами. Также революция обрывала связи
Миссии с Московской Патриархией.
Российская духовная
миссия в Китае на основании постановления патриарха Тихона и Высшего Церковного
Совета от 7 (20) ноября 1920 г. перешла во вре-менное подчинение Зарубежному
Архиерейскому Синоду. В 1922 г. определе-нием Зарубежного Синода были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайскоеи Тяньцзиньское
(позднее - Ханькоуское) викариатства; и Харбин-ская епархия, в состав которой
вошли Хайларское и Цицикарское викариатства.
Главой Пекинской епархии стал начальник 18-й
Российской Духовной Миссии в Китае епископ Иннокентий (Фигуровский), получивший
титул архиепископа Пекинского и Китайского.[7]
Заместителем начальника Миссии стал епископ Шанхайский Симон (Виноградов).
Сохранив старое название, Российская Ду-ховная Миссия в Китае стала
административным центром первой православной епархии на территории Китая.
Харбинская
епархия была независима от Миссии и непосредственно подчиня-лась Синоду РПЦЗ. Приток беженцев
из России стимулировал бурное развитие православия в северо-восточном районе
Китая, в особенности в Харбине. С 1917 по 1938 г. на северо-востоке Китая были
построены 44 православных храма, в Харбине были построены 13 православных
храмов.
Вся жизнь в Маньчжурии, особенно в Харбине, была пропитана церков-ностью.
Многочисленные храмы во все праздничные дни неизменно были пере-полнены. На
Великий Пост прекращались все общественные увеселения. Даже некоторые
кинематографы закрывались на весь Пост, а на первую неделю Пос-та и на
Страстную закрывались многие. Процент русского населения, соблюдав-ший посты
был таков, что китайские лавочники приходили к священникам, спрашивая их, когда
начинается тот или иной пост, чтобы в связи с этим боль-ше или меньше
заказывать мясных и молочных продуктов у оптовиков.
Деятельность иерархов, оказавшихся на
территории Маньчжурии, проявлялась в неустанных делах милосердия и заботах о
страждущих. Так, по инициативе епископа Димитрия Хайларского были созданы
"Серафимовский приют" для мальчиков-сирот и "Серафимовская
столовая", которая давала малоимущим обеды за символическую плату, а
неимущим - бесплатно. На земельном участке Спасо-Преображенской церкви в
Харбине был создан "Дом-убежище митропо-лита Мефодия" для вдов, сирот
и престарелых. Средства собирались путем концертов и сбора пожертвований.
Стараниями архиепископа Камчатского Нестора в 1925 г. в Модягоу был построен
Скорбященский храм Камчатского подворья, более известный как "Дом
милосердия". При нём имелись приют
для девочек-сирот и престарелых женщин, иконописная мастерская. Второй викарий
Пекинской епархии епископ Иона (Покровский), с 19 октября 1922 г. жил на ст.
Маньчжурия. Святитель Иона, принимая прямое участие в жизни и воспитании детей,
основал приют на ст. Маньчжурия. Там же были созданы низшее и высшее начальные
училища с бесплатным обучением, бесплатные столовая, амбулатория и библиотека
для духовного просвещения местного населения.
Вл. Иона также издавал листки
духовно-нравственного содержания и читал курс лекций на Харбинских богословских
курсах.
Обширной была и церковная издательская деятельность
монастырской типо-графии Казанско-Богородицкой обители в Новом Модягоу
(Харбин), где изда-вался духовный журнал "Хлеб небесный", а также
приложения к журналу: "Детское чтение", сборник "Рождественский
благовест", сборник "Надежда", "Жития святых",
"Христианская жизнь по Добротолюбию", "Церковный
энци-клопедический словарь". В 1922 r. по благословению архиепископа
Харбинско-го Мефодия архимандрит Ювеналий (впоследствии епископ Синьцзянский, а
затем - Цицикарский) основал мужской монастырь на Крестовом острове Хар-бина,
(потом был перенесен в Новый Модягоу). В 1924 г. в Харбине, архим. Ювеналий был
назначен строителем Казанско-Богородицкой обители. Его тру-дами был воздвигнут
трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При этой обители
также была создана больница имени Казем-Бека.
В 1930 г.
началось строительство величественного Софийского храма – украшения всего
Харбина. [8]
В целом в
Харбине было 15 средних учебных заведений и 6 высших школ, действовали Высшие пастырско-богословские
курсы, позднее преобразованные в Богословский факультет, 25 специальных
технических и ремесленных школ, братства, скаутские и другие молодежные союзы,
которые помогали организо-вать жизнь русских. В русских школах и высших учебных
заведениях училось 16 тыс. учеников. Общественных русских организаций в Харбине
было около 140. Но всех эмигрантов – и советских, и белых – объединяла
Православная Церковь. Для многих Харбин стал спасительным уголком, сохранившим
дух дореволюционной России.
Многие
из эмигрантов находились в трудном материальном положении. Им помогали
Православные Братства, созданные также в начале 1920-х гг. в Тянь-цзине и
Шанхае. Так, в Тяньцзине в 1921 г.
было основано Братство Православ-ной Церкви, на попечении которого были храм,
больница, прогимназия и биб-лиотека. В Шанхае в 1923 г. было открыто «Русское
Православное Братство», при котором действовали госпиталь для неимущих, убежище
для одиноких и престарелых женщин. Братство занималось и просветительской
деятельностью: были открыты русская школа и Коммерческое училище, проводились
много-численные общественные собрания и лекции.
В Синьцзяне действовали храмы в Кульдже, Урумчи и Чугунчаке.
В 1924
г. советские власти попытались заявить о праве собственности на иму-щество
Российской Духовной Миссии в Китае, однако архиепископу Иннокен-тию удалось
доказать в суде китайским властям, что законным владельцем яв-ляется не
государство, а Церковь в лице Миссии.[9]
К сожалению, чтобы предотвратить расхищение
имущества Миссии, вл. Ин-нокентию приходилось вести тяжбы и с представителями
русской эмиграции. Чтобы хоть как-то улучшить
материальное положение русских беженцев вл. Иннокентий отдал им в долгосрочное
пользование большую частьимущества Миссии. Эмигранты основали два паевых
товарищества: "Восточное Просвеще-ние" и "Восточное
хозяйство". Товарищества эти не имели успеха. Для лик-видации неудачных
предприятий Миссии пришлось уплатить 30 тыс. долларов.
После смерти митрополита Пекинского и Китайского
Иннокентия 19-ю Рос-сийскую Духовную Миссию в Китае в 1931-1933гг. возглавил
архиепископ Си-мон (Виноградов, 1876-1933), на недолгое правление которого
выпала забота о недопущении церковного раскола.
Ещё с
1920-х годов в Китае сформировались условия для массового атеисти-ческого
движения, которое направило против христиан и христианских миссий недовольство
китайцев захватнической политикой западных держав. Это анти-христианское движение 1920-х гг. отразило
рост патриотических и национали-стических настроений среди образованных
китайцев. Вместе с тем китайские верующие и священнослужители восприняли
критику как стимул для обновле-ния и обретения большей самостоятельности.
Китайский протоиерей Сергий Чан оспорил назначение владыки Симона и
по-требовал от гоминьдановского правительства в Нанкине назначить его главой
Миссии. Китайское правительство формально назначило о. Сергия главой
Рос-сийской Духовной Миссии, но это решение не было принято верующими, - лишь
небольшое количество китайских священнослужителей встало на сторону отца Сергия
Чана. Это была перваяпопытка православных китайцеворганизовать
церковноесамоуправление. Но действовали они не по канонам и с опорой на мирские
власти.
С точки зрения распространения
христианства в Китае это требование было разумным и соответствовало
миссионерским функциям миссии. В другой ис-торической ситуации, возможно,
появление китайских священников, готовых возглавить местную церковь, даже
приветствовалось бы, однако тогда план пе-редачи китайцу руководства огромной православной
общиной Китая, состояв-шей в основном из русских беженцев, был неосуществим.[10]
Стараниями вл. Симона в этот период Российская духовная миссия была
ор-ганизована как Китайская епархия Русской Православной Церкви, которая ста-ла
состоять из пяти благочинных округов.
После
смерти архиепископа Симона в 1933 г. Зарубежный Синод назначил епископа Виктора
(Святина,1893-1966) главой 20-й Миссии (1933-1956).
Вл. Виктору также пришлось доказывать свою легитимность
в глазах Правительства Китайской Республики.
Возглавив Миссию, вл. Виктор в ответ на попытку
раскола повел Миссию по пути централизации управления. Прежде всего указом от 3 мая 1938 г. он пере-нес местопребывание Совета Миссии из Шанхая в Пекин и учредил
Управление Духовной Миссии, состоящее из Совета, Хозяйственного Управления и
Канцелярии. Введены были программы по Закону Божию для преподавания в школах.
Миссионерская деятельность заключалась в разработке и осуществле-нии проекта
открытия катехизаторских курсов для китайского населения; пра-вославные станы снова
открылись в Тунчжоу, в провинциях Жэхэ, Чжэцзян, предполагалось
открытие закрытых в 1919 г.
миссионерских станов. Были от-крыты приходы, церкви и молитвенные дома: в Пекине, Калгане,
Чифу, Цзили-не (Гирине), на Дамбе, в Сянгане (Гонконге), Гуанчжоу (Кантоне),
Аомыне (Макао) и даже Маниле, построен монастырь близ Даляня (Дальний), храм в
Лао-шани, другие храмы. Завершено было строительство многих храмов, на-чавшееся
ранее, приобретено несколько новых земельных участков. Намечено было открытие
на больших приходах противосектантских миссионерских кур-сов и проведение бесед,
издание противосектантских листовок. Продолжал из-даваться журнал «Китайский
благовестник». В 1934 г. начальник Российской
Духовной Миссии в Китае учредил в Синьцзяне викариатство с пребыванием епископа
в городе Урумчи.
Все
предпринятые вл. Виктором меры привели к улучшению финансового по-ложения
Миссии. Этому способствовало и упрочение материального положе-ния всей русской
эмиграции на Дальнем Востоке. В 1930-х гг. Пекинская мис-сия
продолжала работать, несколько даже расширив свое присутствие в Китае.
В мае 1934 г. в Белграде был посвящен в сан
епископа Иоанн (Максимович, 1896-1966). В конце 1934 г. он начал служение в
Шанхае. При нем было завер-шено сооружение кафедрального собора в честь иконы
Божией Матери «Спо-ручница грешных». Он уделял большое внимание
благотворительности и думал о необходимости проповеди веры среди китайцев - по
его инициативе в июне 1935 г. в Шанхае было создано Китайское Православное
Братство, которое бы-ло призвано объединить русскую и китайскую паству,
способствовать созданию самостоятельной Китайской Православной Церкви. Братство должно было
заниматься переводами православной литературы на китайский язык,
пропове-довать. При Братстве была открыта китайско-русская школа.Вл. Иоанн восста-новил в шанхайской пастве церковное единство, установил
дружественные свя-зи с православными греками и сербами Шанхая. Владыка Иоанн
был вдохнови-телем постройки многих православных храмов в Шанхае. Он особое внимание
уделял монашеству. Стараниями преосвященного Иоанна 20 марта 1936 г. в Шанхае было открыто подворье
Пекинского женского Покровского монастыря.В то время в Шанхае жило около 50 тыс. русских
беженцев.Постройка госпита-ля, приюта, гимназии, домов для престарелых,
общественной столовой,ком-мерческого училища – все это совершалось по его
благословению и с его лич-ным участием.
Китайские исследователи отмечают, что в гоминьдановский период правосла-вие
способствовало развитию контактов между двумя культурами, и эта заслуга
принадлежит православным деятелям культуры русской эмиграции.
Но в то же время долг
апостольского служения, если бы был исполнен, явил-ся бы камнем, на котором
утвердилось бы Православие в Китае. В основном эмиграция жила ностальгическими
воспоминаниями о Родине и не старалась найти путь к сердцам гостеприимно приютивших
их китайцев. В этом плане русская эмиграция оказалась несостоятельной -
полмиллиона человек, которых Господь на три десятилетия извел из России в
Китай, не смогли широко позна-комить Китай с Православием. Часто и священники
не интересовались китай-ским народом, считая, что их паства - российские
эмигранты.
Пожалуй, миссионерскую роль
играла благотворительность - в помощи не отказывали всем приходящим, независимо
от того, православными были страж-дущие или нет. И в этом было исполнение
заповедей Христовых о милосердии, в благотворительности проявлялась вера в то,
что в лице каждого страждущего перед нами - Сам Спаситель. Строительство
храмов, почитание кладбищ также свидетельствовали о благочестии православных и
вызывали уважение у китайцев.
За этот период задача сохранения Православия среди
российских эмигрантов в Китае была исполнена: пожалуй, ни в одной другой стране
мира не сохранились в такой полноте традиции, культура, старый уклад
дореволюционной России и вера.
1.2 -
Пекинская миссия в годы войны
18 сентября 1931 г. командование японской Квантунской армии отдало приказ о наступлении на
северо-восточные провинции Китая. В начале 1932 г. япон-ские власти, установив контроль над всей территорией Маньчжурии,
создали марионеточное государство Маньчжоу-го. Фактически установился колони-альный режим. Вскоре в Маньчжурии были закрыты все русские учреждения и фирмы.В таких условиях русская эмиграция оказалась в тяжелейшем положении. В июле 1937 г. Япония начала военные действия в Китае с целью подчинить себе всю
Китайскую Республику. 28 июля был взят
Пекин, 29 — Тяньцзинь. Началась оккупация Японией Китая. Русские эмигранты в те
годы подвергались строгому полицейскому контролю и притеснениям со стороны японских
властей. Японцы желали подчинить себе Начальника Миссии и священно-служителей
Харбинской епархии, завладеть церковным имуществом. В 1940г. японцы арестовали главу Миссии вл. Виктора и
заставили его передать Харбинской епархии все миссийские храмы в Северной
Маньчжурии, т. к., по их мнению, он не мог управлять ими с территории другого
государства. Вопреки его собственному желанию владыку Виктора даже назначили
Председателем Анти-коминтерновского союза Северного Китая, что впоследствии ис-пользовалоськитайскими
властями как повод для ареста по обвинению в сотрудничестве с оккупантами.
С вступлением Советского Союза
в войну с Германией вся русская эмиграция оказалась в условиях жесточайшей
информационной изоляции. По малейшему поводу русских эмигрантов арестовывала
японская жандармерия, и почти ник-то из них после ареста домой не возвращался.
Некоторые попадали в лагерь, где на людях испытывали бактериологическое оружие.
Такой мученической смер-тью погиб и один из иподиаконов владыки Нестора – Павел
Тростянский.
В 1943 г. японская администрация стала
требовать от всех граждан Мань-чжурии публичного поклонения первоверховной богине
японского пантеона Аматерасу. Тех, кто отказывался от церемониальныхпоклонений,
преследовали по действующему в Японии законодательству. Некоторые священнослужители Харбинской епархии из-за отказа поклоняться
были принудительно переведены в Пекин. Другие вынуждены были бежать из
Маньчжурии, бросая свои дома и семьи. После
трудных испытаний и борьбы архиереям удалось добиться разре-шения об отмене для
русских поклонения синтоистским божествам, и в част-ности – Аматерасу. При этом
они единомысленно определили участие право-славных христиан в ритуальных
поклонениях как недопустимое.
Японцы часто действовали прямо против Церкви. Так,
оккупационными влас-тями Японии был разрушен храм-памятник в Тяньцзине, в
Чжалайноре был убит иеромонах Павел, до смерти был замучен настоятель храма в
Калгане - о. Александр Жуч, убит священник Федор Боголюбов. Японцы захватили
часть церковного имущества - в Тяньцзине были отобраны школа, больница, дом
милосердия и библиотека.
Российская Духовная Миссия в Китае в 30 - 40-х
годах не прекращала своей миссионерской деятельности, хотя последняя была
серьезно затруднена из-заподозрительного отношения оккупационных японских
властей. Другой важной помехой была скудость материальных средств Миссии. Тем
не менее несмотря на оккупацию, на полном иждивении Харбинского церковного
Управления находились 4 приюта, общая численность призреваемых в которых была
около 400 человек.
В 1944 г. в пределах Харбинской епархии в 60
православных храмах соверша-лось богослужение, в том числе в 21 - в самом
Харбине.[11] В 1941 г. была освя-щена
Благовещенская церковь.
Не просто складывалась жизнь православной общины
Тяньцзиня в период японской оккупации. Например, православный собор в 1939 г.
японские власти приспособили под склад. Но в 1941 г. русская община смогла
построить на тер-ритории русского госпиталя новый храм Покрова Пресвятой
Богородицы. Все-го во время японской оккупации на территории Тяньцзиня
действовало до пяти православных церквей.
Когда летом 1945 года Советская
армия вступила на территорию Маньчжурии, то там только в Харбине действовало
почти тридцать православных храмов и ча-совен, две церковные больницы, четыре детских
приюта, а также три мужских и один женский монастырь. Священнослужителей готовили
духовная семинария и богословский факультет местного университета. Но вскоре
представители ате-истической советской власти все это, с их точки зрения,
«безобразие» началипостепенно прекращать.
После
освобождения Пекина от японской оккупации советские представители наладили
прямые контакты с русскими миссионерами.[12]
В условиях начинавшейся в Китае
гражданской войны и сложной политичес-кой обстановки русская эмиграция вскоре
оказалась перед выбором: вернуться на Родину – в неведомый СССР, или продолжить
свое изгнанничество. Перед этим же выбором оказалась и Церковь в Китае.
1.3 - Миссия в
Китае в 1945-49гг. Церковный раскол в Шанхае
Победа Советского Союза в Великой Отечественной
войне стала решающим фактором в изменении отношений между Православной Церковью
в Китае и Московской Патриархией. В июле 1945 г. решение о воссоединении с Москов-ским
Патриархатом было принято на Епископском совещании в Харбине.
Это
историческое воссоединение состоялось 27 декабря 1945 г.
В
пределах Китая и Коре и был образован митрополичий округ с присвоением
митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 г. округ был
преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Хар-бинскую,
Шанхайскую, Тяньцзинскую и Синьцзянскую епархии.
Однако не все желали этого воссоединения
Матерью-Церковью.
В том
же 1946 году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) с частью не-примиримо
настроенной эмиграции восстановил общение с Русской Пра-вославной Церковью
Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на
территории Китая. В мае 1946 г. Зарубежный Синод создал самостоятельную
Шанхайскую епархию, во главе которой встал архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович),
вышедший из подчинения владыке Виктору. Это привело к расколу между православными
в Шанхае. В октябре 1946 года Священный Синод Московского Патриархата постановил
утвердить в должности начальника Миссии архиепископа Пекинского и Китайского
Виктора. Через год в ноябре 1947 г. аналогичным указом Зарубежный Синод поручил
исполнять обязанности начальника Миссии архиепископу Шанхайскому Иоанну,
которого признало и поддерживало гоминьдановское правительство.
В октябре 1946 г. владыка
Виктор был арестован в Шанхае гоминьдановски-ми властями. Его обвинили в
сотрудничестве с японцами во время оккупации, участии в прояпонском
Антикоминтерновском союзе Северного Китая. Через неделю его освободили при
активном вмешательстве советских дипломатов. Произошедшее лишь усилило симпатии
владыки Виктора к Москве, углубивего недоверие к выступившим с наветами
священникам из Шанхая и вставшим на их сторону гоминьдановским властям.[13]
Вскоре
пути двух иерархов разошлись. Владыка Виктор остался в Пекине во главе Миссии и
позднее уехал в СССР. Владыка Иоанн весной 1949 г. отбыл вместе с паствой на
Филиппины и далее - в США.
Православные Синьцзяна в годы войны были отрезаны от Пекинской Миссии,
однако у них была возможность поддерживать контакты с СССР. 15 февраля 1944 г.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) обратился с увещанием к
Православной Церкви в Синьцзяне вернуться в лоно Матери-Цер-кви. После войны
православных в Синьцзяне было около 10 тысяч. В 1949 г. одержавшие победу в
гражданской войне китайские коммунисты взяли Синь-цзян под свой контроль.
Вскоре было восстановлено общение синьцзянских православных с главой Миссии в
Пекине.
Православие в Китае стало важным источником
начавшегося в послевоенной Советской России духовного возрождения.
Исследователи отмечают: «присое-динение Харбинской епархии было самым вaжным
достижением во внешней деятельности Московской Патриархии этого периода.
Во-первых, в РПЦ воз-вращалось большое количество православных ... в среде которых не прерыва-лась
традиция религиозной жизни. Во-вторых, в Маньчжурии находилось мно-го xopoшo образованных
священнослужителей, которых так не хватало Церкви в Советском Союзе…».[14]
В целом
Православная Церковь в Китае за послевоенный период была ос-лаблена главным
образом из-за отъезда из страны значительной её части по двоякой причине: одни
не желали мириться с наступлением атеизма, другие же решили воспользоваться
открывшейся возможностью вернутся на родину.
ГлаваII. Образование
КНР, курс на создание национальной церкви
2.1 - На пути к
автономии. 1949-56 гг.
Гражданская война в Китае завершилась в октябре
1949 г. победой коммунис-тов и провозглашением Китайской Народной Республики. В
это время в Китае было 106 православных храмов – около полусотни на
северо-востоке, пять в Синьцзяне, остальные разбросаны от юга до севера по всей
территории страны,
8 монастырей (в том числе 3 женских) и 2 скита.Число китайских православных достигало 10 тысяч человек.[15]
В 1949 г.
архиепископ Пекинский и Китайский Виктор в рапорте Патриарху Московскому и всея
Руси Алексию I поставил вопрос о возобновлении пропо-веди среди китайцев. Он
предложил усилить связи Миссии с духовными шко-лами в России и расширить
культурно-просветительскую деятельность, отводя особое место монастырям. Вл.
Виктор собирался открыть классы для китайских священников в Пекине,
восстановить миссионерские станы, закрытые тремя де-сятилетиями ранее, создать
семинарии в Пекине, Тяньцзине и Шанхае, учредить комиссию по переводу
молитвословов на китайский язык. Он предлагал уделять больше внимания
монашескому обучению священников, открыть русские начальные школы. Наконец,
владыка Виктор попросил направить в Китай 21-ю Миссию.
Также вл. Виктор считал нужным продолжать
укреплять материальное поло-жение Миссии для обеспечения ее финансовой
независимости. Выстраивая по-дробные и конкретные планы
хозяйственно-экономического развития, архи-епископ Виктор полагал, что
обращение прагматичных китайцев в Православие « ... всего успешнее идет, когда
они имеют деловое соприкосновение с русски-ми и китайскими членами Миссии на
пашнях, в огородах, в садах и коммерчес-ких предприятиях Миссии». Однако эти
планы были встречены с укором. В ян-варе 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I
потребовал от архиепископа Вик-тора «переменить взгляд на Миссию как на
доходное предприятие или как на какое-то феодальное княжество». Патриарх
подчеркнул: «Надо в короткий срок (скажем, менее чем в десять лет) при помощи
Божией создать Китайскую Пра-вославную Церковь, с архипастырями - китайцами,
священниками и монахами - китайцами, с миссионерами - китайцами, и главное, с
многочисленной паствой - китайцами».[16]
Нужно было в краткие сроки перенаправить
деятельность Миссии с духовно-го окормления русских жителей Китая на
миссионерскую работу среди китай-цев. В связи с массовым отъездом из Китая
русской паствы стал актуальным вопрос подготовки и рукоположения в сан
православных священников китай-ского происхождения. Более трех десятилетий
Миссия помогала осевшим в Ки-тае эмигрантам сохранить принесенные с Родины
духовные традиции и культу-ру, но эта задача поглотила все силы православных
священнослужителей, от-влекая их от проповеди среди китайцев. В 1951-1953 гг. в
Пекине приняли кре-щение 310 китайцев. Но этого было недостаточно, к середине
1950-х гг. право-славные церкви в Китае опустели - русская паства их покинула,
а китайская была слишком малочисленна.
В июле
1950 г. в Троице-Сергиевой Лавре китайский протоиерей Феодор Ду Жуньчэнь
(1886-1965), принял монашество с именем Симеон. 30 июля 1950 г. Патриарх
Московский и всея Руси Алексий I хиротонисал его в сан епископа Тяньцзиньского.
Это открыло путь к созданию китайской иерархии для Китай-ской Православной
Церкви.
Работа
по подготовке к переходу к автокефальной церкви требовала поставле-ния
китайских священников. Осенью 1950 г. владыка Виктор рукоположил во пресвитеры
Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана и Иоанна Ло. Во диаконы были
рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан. Также
архиепископ Виктор полагал, что для успешного разви-тия миссионерской работы
необходим второй китайский епископ. В своем ра-порте Патриарху от 16 февраля
1951 г. он представил к хиротонии во епископа духовника Миссии архимандрита
Василия (Шуан).
К 1951
г. все китайские религиозные объединения сформировали союзы и имели
представителей при Государственном управлении по делам религий при Госсовете
КНР – кроме Православной Церкви. Владыка Симеон (Ду) не мог официально
представлять Церковь, поскольку не имел достаточных полномо-чий, а владыка
Виктор - поскольку был иностранцем.
1950- е
гг. стали переломным десятилетием для всех китайских христиан, ког-да
иностранные миссионеры вынужденно покидали пределы страны. Китайские инославные
сплотились под лозунгами поддержки социализма и борьбы с им-периализмом, они
жестко и бескомпромиссно отмежевались от иностранных церквей и миссий. В 1951
г. оформилось протестантское патриотическое дви-жение «трех
самостоятельностей», отстаивавшее принципы самоуправления, материального
самообеспечения и распространения вероучения своими силами.
26
сентября 1950 г. первый в истории китайского Православия епископ-китаец Симеон
(Ду) был назначен в Шанхай, где у него начались конфликты с россий- ским
духовенством. Китайский епископ обвинял руководителей Миссии в том, что они «не
могут отказаться от феодальных замашек, хранят дела Миссии в секрете,
нерационально решают их, также придают большое значение различию в
национальностях». В ответ его заподозрили в «китайском шовинизме». Епис-коп
Симеон (Ду) предлагал ускорить формирование объединенной китайской автономной
епархии во главе с китайским епископом с титулом «Пекинский и Китайский», а все
недвижимое имущество объединить в одно благочиние. Он установил хорошие
отношения с властями Шанхая, и его риторика была сходна с декларациями
тогдашних лидеров патриотических движений китайских хрис-тиан. Чтобы укрепить
независимость китайского Православия, епископ Симеон развернул в 1952-1958 гг.
в Шанхае работу по перестройке православной про-поведи среди китайцев. Он
создал в Шанхае в 1952 г. новую духовную школу и был настроен заимствовать
методы протестантской проповеди, он даже пригла-сил преподавателей из китайских
протестантов. В 1954-1958 гг. епископ изда-вал церковный листок, носивший
китайское название «Истинный свет».[17]
30 июля
1954 г. Священный Синод Русской Православной Церкви под пред-седательством
Патриарха постановил упразднить Российскую Духовную Мис-сию в Китае, оставив
все православные храмы в Китае в ведении Восточно-Азиатского Экзархата Русской
Православной Церкви.
Дальнейшие изменения в общественной жизни КНР
привели к принятию в Москве решения об упразднении Восточно-Азиатского
Экзархата. Все недви-жимое имущество Экзархата подлежало передаче Правительству
КНР. Движи-мое имущество подлежало передаче в собственность Китайской
Православной Церкви через назначенных китайских священников. В ведении Миссии в
Китае в то время находилось более ста церквей и молитвенных домов.
В 1955
г. между епископом Симеоном и архиепископом Виктором разгорелся спор по поводу
передачи собственности Миссии китайским властям. Епископ Симеон настаивал на
том, что вопрос об имуществе должен решаться лишь после передачи управления
Церковью епископу-китайцу. Получив от владыки Виктора указание передать
имущество властям КНР, владыка Симеон в знак протеста нaпpaвил Патриарху
Московскому телеграмму с просьбой уволить его на покой.
Начались приготовления к выдвижению второго китайского епископа, кото-
рый должен был возглавить Китайскую Церковь
вместо владыки Симеона. Им стал Игнатий Шуан. Он родился в Пекине в 1888 г., в
1915 г. был рукоположен в диакона епископом Иннокентием (Фигуровским), в 1948
г. был рукоположен в сан священника и в тот же год принял монашество с именем
Василий. Он был очень скромным человеком и только лишь в октябре 1955 г. после
многих уго-воров согласился стать епископом. В апреле 1956 г. Государственное
управле-ние по делам религий при Госсовете КНР дало согласие на назначение архи-мандрита
Василия епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять
обязанности главы Китайской Православной Церкви.
Последний русский архиерей в Китае, архиепископ Виктор (Святин) выехал
из Пекина 24 мая 1956 г. 31мая1956 г. он был освобожден от звания Экзарха
Восточно-Азиатского Экзархата и управляющего Пекинской епархией. Единст-венным
епископом в Китае оставался Шанхайский епископ Симеон (Ду).
В 1956
г. Отдел по делам религий при Госсовете КНР дал согласие на назначе-ние главы
Китайской Автономной Православной Церкви епископа Пекинского.
23 ноября 1956 г. Китайская Церковь получила от Московской
Патриархии статус автономной, то есть полностью независимой и самоуправляемой
на сво-их территориях. Это был исторический шаг, приблизивший к реализации по-ставленную
в начале десятилетия Патриархом Московским и всея Руси Алек-сием I задачу создания
Китайской Православной Церкви.
2.2 - Китайская
Автономная Православная Церковь - наследница
Русской
Духовной Миссии в Китае
Архимандрит Василий (Шуан), которому предстояло
возглавить Китайскую
Православную Церковь, был хиротонисан в епископа
Пекинского 30 мая 1957 г.
После
возвращения в Китай вл. Василию было необходимо созвать Собор, ко-торому
надлежало завершить устроение Китайской Автономной Православной Церкви. Но
неблагоприятная политическая обстановка и разногласия с вл. Си-меоном помешали
это сделать. В декабре 1957 г. епископу Пекинскому и Ки-тайскому Василию также
было поручено окормление не имеющей архипастыря Харбинской епархии.
Наступивший
1957 г. ознаменовался первым
разрушением православных хра-мов на территории КНР. И знаменательным стало то, что этот «почин» был взят не
китайцами. На территории бывшего северного подворья Миссии (Бэйгуаня) новые
хозяева - Посольство СССР по распоряжению посла Юдина разрушили величайшую святыню православного Китая -
храм Святых Мучеников, воздвиг-нутый над могилами мучеников восстания
«ихэтуаней».
В 1958
г. в Харбине был закрыт и превращен в цирковое училище Благове-щенский храм,
были разрушены оба харбинских православных кладбища. Одно за другим власти
приспосабливали здания православных храмов для хозяй-ственных нужд.
В
1954-1955 гг. происходил массовый отъезд этнических русских из Синьцзя-на в
СССР. В 1956 г. там оставался служить один лишь игумен Софроний (Ио-гель).
В 1960 г.
епископ Пекинский и Китайский Василий (Шуан) серьезно заболел и после тяжелой и
продолжительной болезни преставился 3 января 1962 г. После его смерти за
богослужением после имени Патриарха Московского и всея Руси стали поминать имя
епископа Шанхайского Симеона, а управление Пекинской епархией перешло к
протоиерею Николаю Ли. В 1964 г. власти закрыли право-славный храм в Пекине.
В начале 1963 г. китайские власти запретили распространение в КНР Журнала Московской
Патриархии. К марту 1963 г. в Харбине
оставались только два рус-ских священника — протоиереи Николай Стариков и
Виктор Черных. 3 марта
1965 г. в Шанхае преставился последний китайский архиерей – епископ Симеон
(Ду). После его смерти был закрыт Шанхайский кафедральный собор.
Единственный на территории КНР монастырь в
Харбине закрылся 28 августа 1965 г. с отъездом в США его последней насельницы,
игумении Ариадны.
После смерти епископа Пекинского Василия, а
затем и епископа Шанхайско-го Симеона Китайская Автономная Православная Церковь
лишилась архипас-тырского руководства.
Гонения
в период «культурной революции», бушевавшей в Китае целое деся-тилетие с 1966
по 1976 г., сделали невозможной полноценную церковную жизнь. Китайские власти предложили покинуть пределы КНР всем русским, не имевшим
гражданства КНР. В силу новых обстоятельств православных китай-цев оставалось
совсем мало. Русская Православная Церковь в то время ничем не могла помочь
Церкви в Китае - как из-за непростой внутриполитической ситуации в СССР, так и
из-за крайне напряженных отношений между СССР и КНР.
В самом начале «культурной революции» в августе
1966 г. хунвэйбины унич-тожили кафедральный Николаевский собор в Харбине –
шедевр деревянного зодчества. В конце
1960-х гг. оказался на грани закрытия православный приход в Гонконге, так как
большинство прихожан эмигрировало. После кончины о. Димитрия в январе 1970 г.
Русская Православная Церковь не смогла направить в Гонконг священника из
России, в том числе и в силу позиции колониальных властей Великобритании, и
храм закрыли из-за недостатка средств.
В Шанхае в кафедральном соборе в честь иконы Божией
Матери «Споручница грешных» открыта биржа, в Свято-Николаевском храме –
ресторан.
В дни бесчинств хунвейбинов пострадало и
православное духовенство. Свя-щенников наряжали в шутовские халаты, измазывали
лица сажей, увешивали плакатами с кощунственными надписями, давали в руки
кресты и в таком виде водили по улицам. Их избивали, толпа поносила их,
издеваясь над православ-ными святынями. Некоторых священники были расстреляны,
а остальных свя-щенников после всенародных издевательств судили и приговорили к
длитель-ным наказаниям на работах в шахтах и каменоломнях.
Впоследствии десятилетний
период «культурной революции» (1966–1976) был назван самими же представителями
компартии Китая «феодально-фа-шистскойдиктатурой».
В годы
«культурной революции» прервалась деятельность патриотических ор-ганизаций
китайских инославных христиан. Однако они смогли возобновить деятельность
вскоре после того, как в 1978 г. Китай начал проводить политику реформ и
открытости. В это время проблема совместимости христианства с ру-ководством
Компартии и строительством социализма уже утратила прежний конфликтный характер
в ходе реформ Дэн Сяопина и укрепления позиций неза-висимых церквей. На первое
место для китайских христиан вышел вопрос о соотношении религии и национальной
культуры.
Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы
минувшего века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. В
настоя-щее время это единственный православный храм на территории КНР, в
котором регулярно совершаются богослужения.
В Пекине вокруг территории Посольства России – бывшей
территории Рос-сийской Духовной Миссии – и сегодня живет около 400 албазинцев.
Все они сохранили веру, смогли тайно в годы «культурной революции» крестить
своих детей и внуков. В настоящее время в Китае насчитывается около 13 000
право-славных христиан, но нет священников и епископов.
В 1983
года правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) официально
признало право проживающего здесь «русского национального меньшинства»
праздновать Рождество и Пасху, эти дни были объявлены для них нерабочими.
Несмотря на то что с середины 1980-х гг. в
КHР были восстановлены некото-рые православные храмы - Никольский (отстроен
заново, 2009), Покровский (отреставрирован, 1986), Свято-Софийский
(отреставрирован, 1997) и Благове-щенский в Харбине, Никольский в Урумчи в
Синьцзян-Уйгурском автономном районе (отстроен заново, 1986–1991), Николаевский
храм-памятник, посвящён-ный убиенному российскому императору Николаю II, и
кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае и др., -
православное богослужение на сегодняшний день в Китае, за исключением
посольской Успенской церкви (но это территория РФ), не совершается.
В январе 1994 года вступило в силу
«Положение о регулировании религиоз-ной деятельности иностранных граждан на
территории КНР», теоретически позволяющее иностранным священнослужителям
совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций и при
согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР.
7 февраля 1997 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постано-вил в связи с
исполняющимся в 1997 г. 40-летнм юбилеем дарования
автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять
попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также
решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Авто-номной
Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на
территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси.
Также Русская Православная
Церковь согласилась принять за свой счёт нес-колько китайских студентов для
получения духовного образования в России.
Китайские православные не
успели в 1950-е гг., в первое относительно ста-бильное десятилетие
существования КНР, достроить свою Церковь и подвести под нее прочный организационный
фундамент. Сделать это во время потрясе-ний 1960 - 1970 -х гг. оказалось
невозможно. Переход от Российской Духовной Миссии в Китае к Китайской Автономной
Православной Церкви оборвался слишком рано, и продолжить эту работу в 1980 - е
гг. уже не удалось.
Заключение
Подводя итог исследования Русской Духовной
Миссии в Китае, можно от-метить, что РДМ на протяжении своей 250-летней
истории не просто способ-ствовала развитию двустороннего взаимодействия России
и Китая, но к тому же придавала этим отношениям особую, менее официальную и
протокольную форму, стимулировала плавную трансформацию этих отношений без
нажима и угроз.
В середине ХХ в. Российская духовная миссия,
пройдя через ряд последова-тельных этапов своего развития выполнила стоящие
перед ней задачи и, исчер-пав потенциал своего развития в новых исторических
условиях, была упраздне-на. Преемницей Пекинской миссии, в части подержания и
развития православия в Китае, осталась, созданная на ее основе Китайская
Автономная Православная Церковь.
Упразднение Российской духовной миссии в Пекине
привело к тяжелейшему кризису в развитии православия в Китае, не завершившемуся
до настоящего времени. Епископ Пекинский Василий (Шуан) так и не был избран
главой Ки-тайской Православной Церкви, не удалось собрать для этого церковный
Собор. После смерти в первой половине 1960-х п. епископов Василия (Шуан) и Симе-она
(Ду) Китайская Православная Церковь, осталась без архипастырского руко-водства.
В годы «культурной революции» в Китае были закрыты все православ-ные прихолы,
священнослужители и прихожане подверглись репрессиям.
Можно предположить, что затянувшийся на два
десятилетия кризис в совет-ско-китайских отношениях, отчасти был обусловлен и
отсутствием такого важ-ного в прошлом института, как Пекинская духовная миссия.
Несмотря на гонения, а может
отчасти благодаря им, ибо « ... многими скорбями надлежит нам войти в Царствие
Божие.»[18], Православная церковь в Китае в 20-м веке явила плоды
святости: прославленные Зарубежной Церковью святители Иона Ханькоусский и Иоанн
Шанхайский, благодатные архипастыри, насельники харбинских обителей, прославленные
РПЦ в 1902 г. святые 222 мученика и, наконец, мученики и исповедники веры,
пострадавшие во время «культурной революции» в 1960-х гг., сведения о которых
Церкви еще пред-стоит собрать и осмыслить.
Со вступлением КНР в эпоху реформ в конце 1970-х гг. в Китае постепенно
было восстановлено нормальное для светского государства функционирование
религиозных институтов. В 1980-е гг. началось возрождение православия в КНР,
что было связано как с реформами в Китае, так и с началом «Перестройки» в СССР.
Но, ситуация осложнялась малочисленностью православной общины в стране, - лишь
около 13 тыс. граждан миллиардного Китая считали себя пра-вославными. Большая часть из них
проживает в автономной районе Внутренняя Монголия (8 тыс.) и в
Синьцзян-Уйгурском автономном районе (3,5 тыс.), в северо-восточной провинции
Хэйлунцзян, а также в Пекине и Шанхае.
Ситуация к тому же ещё
осложняется вмешательством в процесс возрождения Китайской Автономной
Православной Церкви Вселенского патриархата, имеющего кафедру в Гонконге.
Тем не менее, правительство КНР признало за
православием статус традици-онной религии в районах компактного проживания
граждан русской нацио-нальности. В настоящее время в Китае официально
зарегистрировано четыре православные общины - две в Синьцзянском автономном
районе, одна - в Харбине и одна - во Внутренней Монголии.
В
начале XXI в. в религиозных учебных заведениях России уже обучалось около
двадцати китайцев, в том числе и студентов из КНР. В 2009 г. прави-тельство КНР разрешило миссионерскую
деятельность православных священ-ников в Китае при условии, что все миссионеры
будут китайцами по нацио-нальности.
В мае 2005 г. впервые за сорок с лишним лет
прошло православное пасхаль-ное богослужение для православных китайцев в
Пекине, хотя и мирским чином.
Сохранение православия в КНР в настоящее время
обусловлено двумя важней-шими факторами. Для части населения страны православие
позволяет избежать утраты этнокультурной идентичности, что в первую очередь
касается «русских китайцев». Кроме того, в годы реформ в КНР интерес к
православию, как и к христианству, вообще, во многом был вызван ослаблением
господствующей в стране идеологии, поисками новых идей и мировоззренческих
систем.
В 2008 году официальный канонический статус получил Петропавловский приход
в Гонконге, который был основан еще в 1933 году, а возобновил дея-тельность в
2003 году. В 2004 году он был зарегистрирован как Православное братство Святых
апостолов Петра и Павла (Московский Патриархат) для пас-тырского попечения как
о православных иностранцах, проживающих в Гонкон-ге, так и о постоянных жителях
Гонконга. Братство возглавляется его председа-телем, протоиереем Дионисием
Поздняевым, который также оказывает содей-ствие возрождению КАПЦ. Оно ведет и
большую работу по переводу и изданию книг о православии на китайском языке.
Некоторые исследователи склонны
замечатьсо стороны китайских властей даже некоторое желание поддержать
Православие как по причине его исторической неконфликтности и созидательности,
так и по причине желания иметь собственных православных в роли некоторого
«противовеса» более многочисленным последователям католичества и
протестантизма.
На сегодняшний день сложившаяся
ситуация с КАПЦ в нашей Русской Православной Церкви оценивается так: Китайская
православная церковь не погибла в годы тяжелых испытаний, но ее возрождение
требует заботы и поддержки со стороны Матери-Церкви… Ныне Китай является
областью пастырской ответственности для Русской православной церкви и будет
оставаться таковой вплоть до восстановления иерархии Китайской автономной
православной церкви. Важно подчеркнуть, что Китай – это каноническая территория
Автономной церкви, жизнь которой регулируется канонами Вселенского православия,
внутренними определениями Китайской церкви и законами КНР… В настоящее время
официально открытые в КНР православные храмы обладают юридическим статусом
мест, в которых разрешено совершение православных богослужений. Однако в Китае
нет единой православной религиозной организации, что серьезно осложняет задачу
нормализации православной жизни, на пути к которой первым вопросом является
рукоположение китайских священников. Русская православная церковь всеми силами
поддерживает стремление китайских православных получить официальное
государственное признание на всекитайском уровне.[19]
Таким образом, Российская духовная миссия в
Китае не «Канула в Лету». Двух с половиной вековой период ее деятельности во
многом является основой современной системы русско-китайских отношений,
современного российского
китаеведения. Исторический опыт Пекинской миссии
имеет особое значение для развития Русской православной церкви в столь сложном
и противоречивом современном мире. Зримым наследием истории Российской духовной
миссии является Китайская Автономная Православная Церковь, которая, несмотря на
все сложности, сохранилась и получила новый импульс развития в настоящее
время.
Список источников и литературы
Источники
1.
СвященноеПисаниеНовогоЗавета.(Синодальныйперевод)М.,1997.
2.
Русско-китайские отношения в ХХ веке. Т5. Кн.1. Советско-китайские
отношения в 1946-1948. М., 2005.
3. Указ Петра I о караванной торговле и миссионерской
деятельности право-
славного духовенства в Сибири и Цинской империи. 18 июня
1700 г. //
Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. 1
издание. Т. 4.
№ 1800.
Литература
4. Головин С. Российская духовная миссия в
Китае: Исторический очерк.
Благовещенск.
Издательство БГПУ. 2013. 284с.
5. Дацышен В.Г. История Российской Духовной
Миссии в Китае. Гонконг,
2010. 446с.
6. Ефимов А.Б., Меркулов О.А. История Православия в Китае в XX в. XVIЕже-
годная Богословская
Конференция ПСТГУ, Т 2. М., 2006. с. 47 – 56. 363с.
7. Ипатова А.С. История Российской Духовной Миссии в
Китае: век двадца-
тый. // История Российской Духовной Миссии в Китае. Сборник статей / под
ред. С.Л. Тихвинского. М., 1997. С. 281-317
8. Кепинг О. В. Последний Начальник
Российской Духовной Миссии в Китае -
архиепископ Виктор: жизненный
путь // Православие на Дальнем Востоке.
Сб. статей. СПб., 1993. С.
91-99.
9. Коростовец И. Русская Духовная Миссия в Пекине, Русский архив.
1893.
№9
10. Крадин Н.П. Харбин – русская Атлантида. Хабаровск, 2010. 368с.
11. Ломанов А.В. Российская духовная миссия в Китае // Духовная культура
Китая: энциклопедия: в 5 т. Т.2: Мифология.
Религия. М., 2007.
12. Лукин
А.
Статус китайской автономной православной церкви и перспективы
православия в Китае. Приложение к периодическому
изданию «Ежегодник
ИМИ». Выпуск 4(39) ноябрь, М., МГИМО.
2013. 45с.
13. Поздняев
Дионисий свящ. История Российской Духовной Миссии в Китае //
История Российской Духовной Миссии в
Китае. Сборник статей / под ред.
С.Л. Тихвинский. М., 1997. С. 328-361
14. Петров В.П. Российская Духовная миссия в
Китае. Вашингтон, 1968. 96 с.
15.
Православие в Китае. М.: Отдел внешних церковных связей Московского
Патриархата. 2010. 256с
16. 1685-1935. Юбилейный сборник,
посвященный 250-летию с дня основания
Российской православной духовной миссии в
Китае. Пекин. Издательство
Духовной
миссии. 1935. 145с.