Курсовая

Курсовая на тему Игрушки Советского общества История и значение

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-11-03

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Содержание
Ø Введение…………………………………………………...
Ø Первая глава. История «советской» игрушки……….….
Ø Вторая глава. Социологический аспект рассмотрения игрушек…………..……………………………………………..
Ø Третья глава. Значение современных игрушек для общества…………..………………………………………………..
Ø Практическая часть………………………………………..
Ø Заключение…………………………………………………
Ø Библиографический список……………………………….
Ø Приложения………………………………………………...
Введение
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.
Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.[1]
Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.
Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании мира «Советских игрушек», их изменения и значения, как для людей того времени, так и для людей современного периода. Помимо этого, хотелось бы сравнить Советский период и наши дни и выяснить, к чему же привели все эти изменения.
Гипотеза исследования состоит в том, что по прохождении определённого периода времени, игрушки в СССР видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан. Во все времена игрушка показывала статус человека. Советское время не является исключением. Чем он (человек) был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей. Не остался без внимания и гендерный аспект влияния современных игрушек на поведение детей.
Методом исследования было выбрано интервью, так как оно позволяет узнать наиболее полную информацию по теме непосредственно у конкретного человека.
Глава І
История «советской» игрушки
История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки.
В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей – одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани».[2]  Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.
Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров – барабанщиков. А для мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталок.
Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что в последующие годы, а именно в 50 – е, «лошадки были самой популярной игрушкой».[3]
Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить, что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад.
После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно - исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения.[4]
Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.
В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.
Подробнее хотелось бы остановиться на 50 – х годах ХХ в., а именно, рассмотреть некоторые из моделей игрушек этого периода.
В 50 – е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.
Что касается вышеупомянутой популярности игрушек – лошадок, то их существовало несколько разновидностей, и они имели разные названия. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, её окрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти. Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная из разноцветной тесьмы».[5] Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которой заключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу. «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов. Но мечтой каждого мальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самое интересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадки вставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем у предыдущих.
Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как «Мишка», которого
шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.
«Познавательно – техническую нагрузку несла игрушка «Ветряная мельница». Её делали из отходов фанеры… Она крепилась к небольшой площадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращения прикреплённой оси и короткого шнура…».[6]
Таковым является ассортимент игрушек поколения 50 – х годов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, на фабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д.
Что касается 60 – х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии. Наступает время, которое называется перестройкой. В это время в магазины хлынули «игрушки – иноземки»  - новые, яркие, необычные. Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящими волосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.
Глава ІІ
Социологический аспект рассмотрения игрушек
Во второй главе хотелось бы поговорить о социологическом значении игрушек в обществе. Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую.
«Л.Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и ещё много иных сторон».[7]
Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур".[8]
 К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.
Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху".[9]
Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта.[10] Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.[11] Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его... Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям".[12]
Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом".[13] К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках.
В заключении второй главы следует отметить, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее.
Глава ІІІ
Значение современных игрушек для общества
Так как во введении помимо всего прочего говорилось о значении современной игрушки, то в третьей главе необходимо рассказать о её значении для нынешнего поколения.
В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. «Мальчишкам нравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводные лодки, - все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук и Бэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-то нравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить».[14] Для девочек актуальными являются куклы Барби, их копии, куколки с «фарфоровыми личиками». В отдалении остаются обычные куклы, не имеющие шикарной фигуры и причёски. Девочкам нравятся Барби, так как, помимо самой куклы, в придачу продаются дома с мебелью, машины, яхты и прочие принадлежности «хорошей» жизни. Судя по всему, это и привлекает маленьких покупательниц, мечтающих о красивом и беззаботном будущем.
«Через Барби, по мнению психологов, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику».[15] (См.: www.rususa.com «Барби портит девочек»).
Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью. Нужно присматриваться к своему чаду. Если вы купите ему пожарную машину, не объяснив, для чего она нужна, не рассказав, как пожарные помогают людям, машинка будет забыта через пару дней. Если же у него сложится в голове модель игры с этой игрушкой, то он будет занят ею долгое время.
Практическая часть
В практической части хотелось бы подробнее рассмотреть исследование, проведённое методом интервью и проанализировать его. Суть этого исследования состоит в том, чтобы выяснить функцию игрушек в обществе, а также узнать отношение респондентов к их (игрушек) роли в семье.
Нами было опрошено три респондента, женщины, возрастом шестьдесят семь, шестьдесят девять и тридцать девять лет.
В результате анализа интервью выяснилось, что двое респондентов во времена своего детства шили игрушки сами, что можно увидеть в следующей цитате: «Игрушки не покупались, так как не было денег. Игрушки шили сами (кукол, собак, одежду для кукол (платья, сарафаны из ситца)). Голову набивали ватой, раскрашивали цветными карандашами (черные брови, голубые глаза). Куклы были большие, примерно 25-30 см» или «…но, когда мы были маленькие, у нас были только самодельные игрушки. Мы шили кукол сами, лица куклам рисовали ручкой. Страшные получались, но нам нравилось, наверно потому, что мы других не видели». Возможно, эти фразы свидетельствуют о военном времени, в которое респондентам довелось проводить своё детство. Для этого периода вообще характерно бедное существование многих семей. И поэтому люди не могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Только один респондент ответил, что «обычно игрушки покупали в магазинах, очень часто игрушки дарили. Редко шили сами, в основном только одежду для кукол». Это также объясняется возрастом респондента, так как он является представителем другого поколения, полностью отличного от предыдущих. Здесь уже нет тенденции, что игрушки детям нужно изготавливать самостоятельно, их можно просто пойти и купить в магазине.
На вопрос о том, передаются ли игрушки в Вашей семье по наследству, два респондента ответили положительно. «Да, передаются мягкие игрушки» или «Моя внучка играла в игрушки своей мамы». Это может зависеть от многих факторов, например, от традиций, принятых в семье, либо от недостатка финансовых средств и т. д. Один респондент ответил, что «игрушки все истрепывались и приходили в негодность, поэтому не передавались».
Что касается вопроса «Играют ли в эти игрушки Ваши дети?», то респонденты опять разошлись во мнениях. Одна женщина рассказала небольшую историю о том, что у них «в деревне была женщина, которая считала, что кукла, которую она сшила и подарила своей дочери на четырёхлетие, приносила её удачу, и она не в коем случае не разрешала выкидывать эту куклу». Другой респондент ответил: «Детям покупали всё, так как у себя не было», т. е. это говорит о том, что для своих детей люди, лишённые в детстве многих игрушек, старались восполнить этот недостаток.
Далее идут вопросы, связанные также с самостоятельным изготовлением игрушек. Звучат они так: «Делали ли Вы игрушки своими руками?», «Делали ли Ваши дети игрушки?»
В статье Ольги Бредниковой и Зои Кустафьевой «Старая вещь как персонаж блошиного рынка», говорится, что «типичная для рынка ситуация, когда люди продают свой "хлам" и тут же на вырученные деньги покупают новый (одна из причин не рассматривать этот рынок как экономическое предприятие, направленное на получение выгоды)». Для этого у нас имеются подтверждения к статье. Отвечая на первый вопрос, респондент рассказал, что в деревне, где он жил, применялись некоторые практики обмена игрушек, т. е. «меняли мохры (одеяла старые) на игрушки. Ездил извозчик с игрушками (свистульки, резиновые мячики, прыгалки) менял мохры на игрушки. Сдавали также медные тазы, разную  ненужную утварь. Раздавал сам, что попадется. Это было несколько лет». Как нам кажется, это очень интересный вид практик обмена. Как показано в статье, он может использоваться не только в таком качестве, но и во многих других аспектах. Если сравнить ситуацию с блошиным рынком и вышеприведённым высказыванием, то здесь можно найти некоторые сходства и различия. Различие заключается в том, что на рынке в процессе обмена используются финансовые средства, когда в ситуации респондента этого нет. Это можно связать с тем, что в деревне взаимоотношения купли-продажи намного проще, так как у людей нет достаточного количества материальных средств. Сходство состоит в том, что и там, и там люди обменивают какие-либо старые вещи на другие, нужные им.
В основном игрушки изготовлялись «из всякого хлама». Как говорит другой респондент: «Мы брали катушки от ниток, разрисовывали их и катали с деревянных горок».
На тот же самый вопрос третий респондент ответил, что «игрушки шили очень редко, только на уроках труда, в основном это были мягкие игрушки (из меха или ткани)». В общем, в этом также можно сослаться на возраст респондента. Но здесь присутствует и обучающий аспект, т. е. дети уже не самостоятельно обучаются шитью, а у них имеется некий наставник, который показывает, как это нужно делать.
Во втором вопросе высказывания всех респондентов совпали. Они ответили, что, в основном, их дети играли в покупные игрушки, а если и шили, то очень мало, да и то, только одежду для кукол.
Следует подробнее остановиться на вопросе, связанном с тем, как игрушка может определять статус человека в обществе. Ранее говорилось о значении игрушки в обществе и о том, как  в ней это общество отражается. Повторяя слова Бартрама Н. Д., следует отметить, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху".[16] Также и человек. Игрушка показывает, насколько он (человек) может олицетворять собой общество, в котором он находится, и, кроме этого, она указывает на его положение в нём (обществе).
Каждый из респондентов имел своё мнение на этот счёт. Вот ответ одного из респондентов: «Конечно, если игрушки шили сами, то это показывало нищету. У бедных все шили. У богатых были большие куклы, целлулоидные. У подруги отец был инкассатором. А сейчас сверхпоказывают положение в обществе. У богатых железные дороги, огромные мягкие игрушки». 
Другой респондент заявил, что «в нашей деревне, в основном, все жили одинаково. Все шили игрушки сами. Может в городах, там да. Единственное, кто хорошо шил, у тех куклы были симпатичнее (милее). А кто так, чтобы было…страх Божий! А сейчас вряд ли это социальный статус. Игрушки доступны всем». То есть, несмотря на то, что оба респондента провели своё детство в деревне, у них существуют разные точки зрения по этому поводу. Может быть, как сказал второй респондент, уровень жизни в их деревне был примерно одинаковый, а у первого все-таки существовали некие различия. Но, как нам кажется, в ситуации с первым респондентом, людей с высоким статусом было не так уж и много. Для тех, кто проживает в городе, ещё возможна такая ситуация, а вот в деревне наверняка нет.
На этот же вопрос последовал следующий ответ: «…в советское время германские куклы были доступны только богатым. А сейчас тоже есть дорогие игрушки, себе могут позволить только богатые люди». То есть респондент тоже соглашается с тем, что, несомненно, игрушки являются показателем статуса человека.
Переходя к современности, необходимо выяснить отношение респондентов к игрушкам нашего поколения. В целом, существуют как положительное, так и отрицательное отношение к современным игрушкам, и не только у респондентов. Сейчас публикуется множество статей о вредности западных игрушек. Говорится, что они очень отрицательно влияют на детскую психику и представляют собой героев западных сериалов, боевиков и прочих фильмов, что не очень положительно сказывается на ребёнке.
Приведем отрывок из статьи Александра Рудакова «Мистика русской души»: «Сегодня "империя Барби" становится передовым отрядом "магической агрессии" Запада, разрушающей у русских детей унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Получая в руки трансформер с центральным образом Бэтмена или собирая конструкторы с американскими серебряными звездами, маленький человек получает первый опыт культурной колонизации, ощущая не только тот факт, что игрушки — "не наши", но и подчиняясь, после болезненной внутренней ломки, чужеземному игрушечному пантеону».
Это, несомненно, резкая критика в сторону западных игрушек. Но, нельзя сказать, что они полностью подавляют русскую культуру и ребёнок полностью перенимает западный опыт. Нет, несмотря на отрицательные отзывы, эти игрушки не могут затмить нашу культуру и влияние родителей, которые являются её носителями.
Так что же думают наши респонденты по этому поводу? Все в принципе относятся к современным игрушкам положительно, «потому что есть доступ к игрушкам. Можно все приобрести. Игрушки очень красивые. Довольна, что дети могут пользоваться этими игрушками.»; «да, мне нравятся. Они красивые, яркие». Но, есть и отрицательные мнения: «К оружию отношусь отрицательно. Отрицательно к китайским игрушкам, так как они не качественные, в них химикаты, они вредные для организма».
Что касается заключительного вопроса нашего интервью, в котором мы выясняем, как современные игрушки влияют на детей и влияют ли вообще, то можно сказать, что он непосредственно связан с предыдущим.
Мнения по этому поводу по-прежнему разделяются. Некоторые из респондентов считают, что современные игрушки «повышают интеллект, такие как мозаика, кубик Рубика и прочие». Одна женщина ответила, что «современные игрушки очень сильно влияют на развитие детей. Особенно компьютер. Дети ещё не ходят в школу, а уже умеют обращаться с компьютером». Как видно из этих ответов, современные игрушки влияют на детей как положительно, так и отрицательно.
Заключение
Подводя итоги всей курсовой работы, для начала следует обозначить основные моменты, включённые в неё:
- Развитие «советской» игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё  качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма. Но здесь нужно отметить, что в период ВОВ производство игрушек было приостановлено, и он является сложным для развития «советской» игрушки.
- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.
- Современная игрушка также значима для общества, но остаётся открытым вопрос о том, как она влияет на ребёнка: положительно или отрицательно.
Анализируя проведённые интервью, выяснилось, что существуют различные мнения по поводу игрушек как «советских», так и «современных». Мнения респондентов разделяются, но в некоторых вопросах, совпадают.
Так как в цель исследования входит сравнение «советской» игрушки с современной, то необходимо подчеркнуть, что в период СССР она была направлена на воспитание «советского» человека, чем объясняется создание нового образа «советской» игрушки, которая олицетворяла бы новый тип личности, строителя социализма. Современные же игрушки не всегда олицетворяют образ российского человека и в большинстве своём направлены на западные стереотипы общества.
Гипотеза курсовой работы подтверждается, но не целиком. Респонденты согласились с тем, что игрушка всегда показывает статус человека.
В результате опроса выяснилось, что люди не всегда переходили от ручного создания игрушек к их покупке. Некоторые из них все свое детство изготавливали кукол самостоятельно. Это зависело от финансового состояния семьи. Таким образом, гипотеза подтверждается не полностью.
Что же касается гендерного аспекта, то в работе он появляется в ІІІ главе, где описывается влияние современных игрушек, как на мальчиков, так и на девочек. Если в 50-е года игрушка «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов, а куклы в образе рабочих различных специальностей способствовали выбору определённой профессии, то современные игрушки больше представляют детям беззаботное будущее, где всё достигается лёгким путём, но на самом деле это не так.
В итоге следует сказать, что «нужно следить за тем, во что и как играет ваш ребенок. Будьте примером для своего чада. Растите с ним. Играйте с ним. И пусть в игре вы поменяетесь ролями. Он вырастет и справится со своей ролью родителя, друга, коллеги на "отлично"».[17]
Библиографический список
1.     Дорофеева З. Е., Сазонова Ю. В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002.  №6 (218).
2.      Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87
3.     Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4
4.     Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. – Петроград, 1923. С.101
5.     Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.46, С.50-51.
6.     Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37
7.     Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23
8.     Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8
9.     Бредникова О., Кустафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. №34
10.                        Рудаков А. Мистика русской души.
Приложения
Гид-интервью
Здравствуйте!
Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советского общества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы.
1)         Расскажите, откуда брались игрушки в Вашей семье?
2)      Передаются ли игрушки в Вашей семье по наследству?
            Какие? Почему?
3)      Играют ли в эти игрушки Ваши дети?
4)      Делали Вы игрушки своими руками? Почему?
5)      Делают ли игрушки Ваши дети?
6)      Влияла ли игрушка в Советское время на положение человека в обществе? А сейчас?
7)      Как вы относитесь к современным игрушкам?
8)      Как относятся Ваши дети к современным игрушкам?
9)      Как Вы думаете, современные игрушки влияют на развитие детей?
Интервью
Здравствуйте!
Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советского общества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы.
1.     Откуда брались игрушки в Вашей семье?
Игрушки не покупались, так как не было денег. Игрушки шили сами (кукол, собак, одежду для кукол (платья, сарафаны из ситца) Голову набивали ватой, раскрашивали цветными карандашами (черные брови, голубые глаза) Куклы были большие, примерно 25-30 см. Пупсиков покупали. Также покупали мячики. Играли все время в мячики и в куклы. В куклы играли до 7 класса.  Никто не дарил игрушки.
2.     Передаются ли игрушки по наследству? Какие? Почему?
Игрушки все истрепывались и приходили в негодность, поэтому не передавались.
     3. Играют ли в них Ваши дети?
Своим детям игрушки покупали. Очень много. Дети тоже шили игрушки.
 У детей уже были говорящие куклы. Потом раздавали соседям большими коробками. Детям покупали все так как у себя не было.
 4. Делали ли Вы игрушки своими руками?
Да, даже делали мячики. Меняли мохры (одеяла рваные) на игрушки. Ездил извозчик с игрушками (свистульки, резиновые мячики, прыгалки) менял мохры на игрушки. Сдавали также медные тазы, разную  ненужную утварь. Раздавал сам, что попадется. Это было несколько лет.
5. Делали ли Ваши дети игрушки?
Да, тоже шили куколок и одежду. Дочка шила кукол и одежду, а сын ничего не делал. Но в основном покупали. Мальчикам покупали машинки, танки, барабаны, собак, кошек, лошадок. покупали диапроектор и диафильмы. Натягивали на стену простынь и показывали диафильмы. Внучке покупали коляску для кукол.
6. Показывали ли советские игрушки положение человека в обществе? А сейчас?
Конечно, если игрушки шили сами, то это показывало нищету  (некая зависть в голосе). У бедных все шили.  У богатых были большие куклы, целлулоидные. У подруги отец был инкассатором. А сейчас сверхпоказывают положение в обществе. У богатых железные дороги, огромные мягкие игрушки.
7. Как Вы относитесь к современным игрушкам?
Положительно, потому что есть доступ к игрушкам. Можно все приобрести. Ни разу не видела роботов. Игрушки очень красивые. Довольна, что дети могут пользоваться этими игрушками. К оружию отношусь отрицательно. Отрицательно к китайским игрушкам, так как они не качественные, в них химикаты, они вредные для организма.
8. Как Вы думаете, влияют ли современные игрушки на развитие детей?
Влияют. Повышают интеллект. Кубики-рубики, мозаика развивают.


[1] Дорофеева З. Е., Сазонова Ю. В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002.  №6 (218).
[2] Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы.  М.: Слово, 2002.
[3] Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87
[4] Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4
[5] Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87
[6] Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87
[7] Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. – Петроград, 1923. С.101
[8] Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.51
[9] Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.50
[10]Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты) // Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15
[11] Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37
[12] Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23
[13] Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.46
[14]Наши детки – малолетки. Как современные игрушки влияют на детей //
http://natali.pozitifff.com/modules.php
[15]Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8
[16] Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.50
[17] Наши детки – малолетки. Как современные игрушки влияют на детей //
http://natali.pozitifff.com/modules.php

1. Реферат Эволюция бухгалтерского учета как науки
2. Реферат на тему Metaphysics Essay Research Paper METAPHYSICSTHEORY OF KNOWLEDGE
3. Реферат Рукопожатие
4. Реферат Education in England
5. Реферат на тему Гибель Атлантиды
6. Реферат Дзерен
7. Контрольная работа на тему Интернет протоколы
8. Реферат Беляков Ростислав Аполлосовичр
9. Реферат на тему Влияние лекарственных препаратов на плод и новорожд нного
10. Реферат Екатерина II основные биографические данные