Лекция Философия 11
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Лекция первая: Предмет философии. Философия в пространстве культуры. Истоки философии.
Варианты определения философии
• Любовь к мудрости; духовный опыт;
• Гуманитарная дисциплина, изучающая начала, законы, принципы, смыслы бытия человека, природы, общества;
• Наука, изучающая универсальные законы природы и общества;
• Особый вид духовной деятельности человека, основа различных видов мировоззрения, одна из форм рационального знания;
• Высший уровень мировоззрения, или теоретически оформленное, системно-рациональное знание;
• Творческий прорыв к смыслу бытия (Н. Бердяев);
• Последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно (М. Хайдеггер);
• Воздушный замок, живущий лишь до следующего философа (И. Кант).
Все точное знание ведет к науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, ведут к теологии. Но между наукой и теологией имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, эта Ничья Земля и есть философия (Б. Рассел).
Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек (Г. Гегель).
Цель и основные вопросы философии
• Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?
• Что такое человек?
• Что есть что? Что есть мир? Что есть Бог?
• Что есть любовь? Что есть красота?
Философия всегда указывает путь, она говорит, что делать, ради чего жить, раскрывает смысл бытия. Поэтому философия – это всегда повествование, рассказ о том, что есть и должно быть.
Цель философии – обнаружение смысла бытия через объяснение окружающего мира. Философия – рациональное умозрение, стратегия человеческой жизни.
Основные разделы философии. Философия и другие дисциплины.
• Онтология – учение о __________
Естественные науки: физика, астрономия, химия, математика
• Гносеология – учение о _____________
Гуманитарные науки: психология, педагогика, культурология, история, филология
• Социальная философия
Социология, политология, экономика
• Этика
Педагогика, психология, культурология, политология
Философия как вид мировоззрения
• Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимодействия человека, природы и общества
• Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей
• Мироощущение - __________________________________________
• Мировосприятие - __________________________________________
Философия в пространстве культуры
Миф | Религия | Искусство |
Идеология | Философия | Житейский здравый смысл (обыденное сознание) |
Наука | | |
Исторические типы мировоззрения: миф
- чувственное мировосприятие; до- и внетеоретическое обобщение мира; знание и переживание сплавлены между собой
- приверженность _____________________
- символизм и аллегоричность
- начало формирования рациональных (абстрактных) понятий – с возникновением фиксации мифов на письме
- мышление не _________________, а чувственно-образное, м.б. выражено в художественной форме
- основа мудрости – _________________________________
- разум не выделяется в качестве особого объекта
- этика определяет космический порядок, окружающая реальность полностью связана с __________________________________
- в мифе есть своя логика, он не иррационален. Эта логика – логика чудесного
Философия против мифа
Критика софистов требовала рефлексии, т.е. традиционное (непосредственное, чувственное) знание подверглось ______________. Теперь всякое непосредственное наблюдение подвергалось проверке разумом. Этот радикальный рационализм софистики роднит ее с новоевропейским Просвещением.
Религия как тип мировоззрения
• Опора на веру в сверхъестественное
• Нуждается в авторитете и признает некоторые принципы на веру, не требуя доказательств. Вера возводится в принцип
• Раздваивает мир на «земной» и «небесный», чувственный и сверхчувственный
• Система догматов
• Разум занимает подчиненное положение, преобладает чувственное мировосприятие
• Религия уже знает, философия все еще сомневается
Внимание! Вопрос! Чем миф отличается от религии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия и искусство
Искусство | Философия |
|
Мир опыта – освоение реальности
• Каждый мир опыта – это одновременно и тип реальности, который складывается из:
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Повседневность как мир опыта
• Что такое «повседневность»?
___________________________________
____________________________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Враги повседневности:
Романтизм | |
Идеология революционного преобразования общества | |
Исключительные события (внешние и внутренние) | |
Трансцендентное (трансперсональный опыт) |
Границы повседневности: ______________________________________
Идеология как тип мировоззрения
• Отражение общественного бытия сквозь призму социальных, классовых или партийных интересов;
• В содержание идеологии всегда входит система политических идей и программа практических действий;
• Главный принцип идеологии – партийность, т.е. ________________ социальной позиции субъекта
Философия и наука
Философия | Наука |
Кто я в этом мире? Предмет философии меняется, т.к. она _________________________________ Предмет Ф. – анализ основных проблем: «что есть мир и какова его сущность?»; «непрерывны или дискретны пространство и время?»; «обратимо или необратимо время?»; «в чем загадка человеческой души?»; «какова природа добра и зла?»; «что есть истина и каковы ее критерии?»; «чем человек отличается от животного и машины?» Философ занимается _______________ Ф. не претендует на общезначимоть своих выводов, здесь каждый может чувствовать себя _____________ Философские школы нельзя отождествлять с коллективами, скорее это ___________ философов, близких по духу Ф. вырабатывает ___________ понятия – категории (время, пространство, движение, материя, сознание и т.д.) Философы применяют метод _____________ – т.е. объект исследования изучается через особенности личности философа Нельзя сказать, что Сократ лучше или хуже Хайдеггера, - ________________________обеспечивает возможность их диалога и равную значимость | Каковы законы объективного мира? Четко установлен ___________. Например, генетика – наука об изменчивости и наследственности Ученый занимается объективным, точным знанием Ученый ориентируется не только на свои результаты, но и на признание этих результатов другими учеными (научным сообществом) Сложная система обучения в науке Наука движется не только благодаря усилиям первооткрывателей, но и коллективов ученых Для науки главное – сформулировать ____________, истинность которой можно подтвердить экспериментально Наука вырабатывает общие и частные понятия Наука идет по пути прогресса, открывает новые физические законы, новые формы жизни Для науки характерна объективность, сводящая к минимуму личностное начало |
Функции философии
• Мировоззренческая (основная)
• Аксиологическая (_________________________)
• Гносеологическая (___________________________)
• Методологическая
• Интегративная (____________________________)
• Критическая (______________________________)
• Идеологическая (_______________________________________________________________________________________)
• Практическая (__________________________________________)
Философские методы, применяемые в частных науках
Методы эмпирического познания:
• Эксперимент - изменение/воспроизведение O в специально созданных условиях
• Сравнение - выявление сходства/различия О
• Описание - фиксирование результатов опытов
Методы теоретического познания:
• Разложение целого на составляющие части - _____________
• Отображение содержания в знаково-символическом виде - ____________________________
• Выведение общего умозаключения из частного - _____________
• Принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе - _________________
• Обобщение, сведение частей в единое целое - ______________
• Выведение частного умозаключения из общего - _________________
• Выведение заключений об одних свойствах O на основе соответствия их других свойств - ____________________
• Что такое «рефлексия»?
• Основной прием философствования, размышление о предмете (объекте или субъекте), захватывающее философа целиком
Когда и где возникает философия?
• Восток: 6-5 вв. до н.э.
Индия – индуизм, буддизм, классические философские школы
Китай – даосизм, конфуцианство
• Запад: 6-5 вв. до н.э.
Древняя Греция
Переход от мифа к Логосу в древности
• Миф – это мышление противоположностями
• Оппозиции в эпосе (амбивалентность богов)
• Боги и смертные – антропоморфность богов; начало аристократических династий
• Философия – революция в мышлении – проблема языка философии
• Миф – это форма жизни, мироощущения, а философия – это познание
• Факт культуры: античная трагедия как литературная форма возникла из мистерии. С ее помощью ставится и разыгрывается нечто такое, что впервые рождает в человеческих существах – человека, которого без нее не было бы (М.К. Мамардашвили)
• Важно для первых философов: философы начинают размышление о предельных основаниях человеческого отношения к миру. Сами эти понятия носят не буквальный, а символический характер (например, символ смерти). Две особенности первого философствования: «отвлеченное мышление» (поворот глаз); разделение на обыденную жизнь (естественно – забытие) и «умное» бытие – более организованное, более осмысленное, в котором память – искусственное, специально выстроенное, особенное состояние человеческого существа (М.К. Мамардашвили).
Проблема языка философии
• Философ – человек, способный видеть мир несколькими способами – «мнения смертных» и «подлинное слово истины» (Парменид)
• Пифагорейский мотив молчания: убеждение в непосредственности и внесловесности истины
• Парменид: многоученость мешает умному пониманию
• Зенон: активная диалогическая форма общения и изложения (апории)
• Филолай: «ложь ни в кое виде не обитает в числе»
• Аристотель: «сколько ни манипулируй числами, от этого справедливость не станет числом»
Особенности восточной и западной философских традиций
Китайцы, в отличие от Гераклита («все есть Огонь»), не считали возможным выделять какую-либо стихию как первоначало. Круговращение ___ – пять элементов – огонь, вода, земля, дерево, металл – все они равнозначны для жизни В отличие от Логоса Дао не созидает сущее из противоположностей, а следует спонтанному ритму жизни, где инь чередуется с ян, которые в строгом смысле не противоположны друг другу, т.к. ________________ друг в друге Мудрецы Востока были озабочены законом Середины, Равновесия, видя в нем условие сохранения Целого У китайцев отсутствует идея Первоначала, поскольку инь нет без ян, и каждой стихии свое время. Поэтому китайцы более склонны к принципиальной незавершенности, безостановочности, ______________________ знания (в отличие от греков) | Греки акцентировали внимание на Логосе (ум, разум, рациональность) – влияние на всю последующую __________________ культуру Гераклит: основа всего – борьба («Война есть отец всего и мать всего, одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала свободными, других – рабами») У греков – культ __________, воинов и воинской славы – отсюда принцип подчинения и господства в европейской культуре У древних греков знание о мире необходимо должно быть____________________ (совершенным) Первая оппозиция мышления: Хаос и Космос. Логос должен выстроить из Хаоса Космос – поиски ________________ сущего с целью управлять Космосом |