Методичка Методические материалы История политической и философской мысли Беларусcии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«История политической и философской мысли Беларуси»
по учебным курсам «Политология» и «Философия»
для студентов всех форм обучения
ВИТЕБСК, 2006
Методические материалы подготовили: доценты: Лукина Л.В.
ст. преподаватели: Климентьева И.А.
Сивухин О.В.
Ромашков Г.М.
Рецензент:
Содержание философско – политологических исканий мыслителей Беларуси предопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа и получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.
Истоки белорусского этноса и его государственности исследователи связывают с существованием в 1Х-ХШ вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. Среди таких образований своим значением выделялись княжества Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское и Пинское. Наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество. Оно смогло упрочиться настолько, что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжества. В Полоцком княжестве наиболее зрелых форм в своем развитии достигла система органов власти и управления.
Дальнейший путь к нынешней государственности, пролегал через вхождение, упомянутых выше земель, в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. В разное время его сокращенно называли: Великое княжество Литовское (ХШ-ХУ1 вв.); Речь Посполитая (1569-1795); Российская империя (с конца ХУШ в.). Затем, были: Белорусская Народная Республика (25 марта
Период Киевской Руси
Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к ХП в. В этот период государство – Киевская Русь – распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Евфросинии Полоцкой (ок. 1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).
Игуменья Евфросиния Полоцкая – в мирской жизни полоцкая княжна Предслава – вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых. О характере ее социально-политических взглядов говорит текст церковного певческого канона ХП в. о Евфросинии. В нем утверждаются те же идеи, что и в «Слове о полку Игореве», - пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. Полоцкая игуменья изучала и пропагандировала идеи летописи «Повести временных лет», «Слова о законе и благодати»
митрополита Иллариона, «Поучения» киевского князя Владимира Мономаха и другие сочинения. Своей просветительской деятельностью Евфросиния
способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен, укреплению княжеской власти.
Епископ Кирилл Туровский, также был причислен церковью к лику святых и снискал себе славу как блестящий стилист, оратор. В его литературном наследии центральное место занимают речи («слова»), посвященные преимущественно философско-богословской проблематике. Но он как гуманист, поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался и к злободневным вопросам общественной жизни. В одном из «Слов» Кирилл Туровский возмущается тем, что властители «немилосердны к рабам своим и рабыням, не дают им достаточно еды и одежды, и работами насилуют и другими бедами, и бьют ни за что». (Арлоу У. Еуфрас1ння Полацкая. Мн., 1992. С.112.). Одновременно мыслитель осуждает раскольнические действия русских князей, их стремление отмежеваться от Русской земли, отделиться от Киева.
Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянских земель. Под влиянием этой идеи развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Ныне поиск новой формулы своего единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народов.
Период Великого княжества Литовского
Этот период, вне всякого сомнения, занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и соответственно его политической мысли. Белорусские историки М.В. Довнар-Запольский (1867-1934гг.) и В.М. Игнатовский (1881-1931гг.) полагали, что это государственное образование правильнее было бы называть Великим княжеством Литовско-Белорусским, поскольку белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учеными. С их точки зрения, неправомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически еще не сложилась сама белорусская народность. Тем не менее, именно в период Великого княжества Литовского и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.
На развитии политической мысли в рассматриваемый период благотворно сказлся общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490г. – не позднее 1552г.) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470г.-1533г.) – европейски известного поэта-гуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского «Песнь о зубре» – это замечательный памятник не только отечественной литературы, но и философской, политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский и Франциск Скорина заложили
гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.
Поэму «Песнь о зубре» Микола Гусовский написал в Риме на латинском языке в1521-1522 гг. Произведение отличается глубоким социальным звучанием, в нем отчетливо проявляются гуманистическое мировоззрение автора, его вера в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Не вызывает сомнений демократическая направленность идейно-политических взглядов поэта. Он предстает перед читателями как горячий сторонник мира, дружбы и единения народов. Войны – как захватнические, так и междоусобные – он считает презренным делом. Призывая европейские народы объединиться перед лицом золотоордынской и турецкой угрозы, Гусовский с горечью пишет о том, что его народ вынужден в одиночестве противостоять завоевателям:
Войны! Злачынная справа – вайна выкл1кае
Гнеу мой, 1 слезы, 1 боль. Без падтрымк1, бясконца
Войны вядзем мы адз1н на адз1н за свяшчэнны
Братн1 саюз хрысц1янства з навалай з усходу.
(Гусоуск1 М. Песня пра зубра: На лац1н., беларус., рус. мовах. /Пер. на беларус. Мову Я. Семяжона. Мн., 1980. С. 80.).
Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом автор считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа. С возмущением пишет Гусовский о страданиях и бесправии простых людей, произволе и безнаказанности их угнетателей. Будучи страстным патриотом, с любовью описывает родную природу, охоту на зубра, ратные и трудовые дела белорусов, восславляет их героическое прошлое. Созданный в поэме монументальный образ зубра – это символ Родины, любовь к которой была главным источником творческого вдохновения поэта.
Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Исследователи справедливо отмечают, что Скорина является первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на «неписаные» и «писаные». По его убеждению, люди сначала жили по «неписаным», или «прироженым», законам справедливости и взаимного уважения. Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.
Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан (1530-1610гг.), Сымон Будный (ок. 1530-1593гг.), Василий Тяпинский (ок. 1540-1604гг.), Михаил Литвин (ХУ1 в.), Л.И. Сапега (1557-1633гг.), Петр из Гонендза (между 1526-30 – 1573гг.), Якуб из Калиновки (?-1583), Павел из Визны (ХУ1 в.), Мартин Чеховиц (1532-1613гг.). В их произведениях нашли отражение актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и
сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод граждан. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. Отечественная политическая мысль получила свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского
Социально-политические и правовые идеи рассматриваемого периода носили гуманистический характер. В общем потоке общественных проблем и предлагаемых их решений получили развитие два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.
Представители умеренно-гуманистического, направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега ) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов.
Представители радикально-гуманистического, направления социально-политической мысли (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц и др.) в религиозно-теологической форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к основательным социально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальную активность. Если в содержании социально-политических и правовых идей представителей первого направления ведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго – народно-утопическая.
Обширен круг политических и правовых проблем, находившихся в поле внимания Андрея Волана. По каждой из них он стремился сказать свое слово. Волану по праву принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. В основном его трактате «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, свободы, равенства и справедливости. Важным прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. «В том, - писал он, - что человеческой природе наиболее приличествует свобода, в соответствии, с которой никто не рождается невольником, ни один мудрец в этом никогда не сомневался». (Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии ХУ1 – первой половины ХУП в. Мн., 1984. С. 61.). Условиями же свободы, по Волану, являются: гарантированная законом защита личных прав человека; подчинение всех без исключения государственных чиновников, в том числе и самого монарха, закону; учреждение справедливых и независимых судов; решение конфликтов между людьми судом; подготовка квалифицированных и добросовестных юристов. Так, в понимаемой мыслителем свободы, рассматриваются и оцениваются самые различные стороны общественной жизни.
Политико-правовые воззрения Андрея Волана, если не опережали соответствующие идеи западноевропейских мыслителей, то были, во всяком случае, на одном уровне. Они и сегодня, когда наше общество поставило своей целью построение демократического правового государства, звучат актуально.
Сымона Будногос Якубом из Калиновки. Последний, поддерживаемый рядом своих единомышленников, выступал перед христианами с проповедью уравнительных и анархистских социальных идей. В частности, он требовал, от имущих христиан, чтобы они неотложно продавали свою собственность, а вырученные деньги распределяли между бедными. Якуб из Калиновки доказывал также, что христианам нет необходимости иметь правительство, делиться на господ, подданных и подневольных, потому требовал полной свободы для всех, упразднения государства как такового со всеми его учреждениями и атрибутами. Свои идеи он обосновывал тем, что первые христиане имели общее имущество, что все члены христианских общин были равны друг перед другом и что между ними не было ни господ, ни рабов. Явно вырисовывается, что Якуб из Калиновки выступал в качестве идеолога бедного и обездоленного люда, по своим идейно-политическим взглядам являлся, своего рода утопистом социалистом.
С иных идейных позиций возражал ему Сымон Будный. Пользуясь современной лексикой, его социально-политические взгляды можно отнести к умеренно консервативным. Уравнительным социальным идеям, требованиям полной свободы для всех он противопоставил модель устройства общества, основанного на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп, развивающуюся эволюционно, без революционных потрясений. Вместе с тем мыслитель решительно выступил в защиту правительства и права каждого подданного занимать государственную должность. Для подтверждения своих идей Будный прибегал к логическим, рационалистическим доводам, опираясь при этом на авторитет текстов Священного Писания. Так, выступая против отказа людей от своего имущества, он писал: «Естли бы кто зараз все именье покинул или кому отдал, не будеть напотом мети откуле милостину дати, и сам мусить у иных хлеба «просити». (Саверчанка 1. Сымон Будны – гуман1ст 1 рэфарматар. Мн., 1993. С. 160.). Но он замечает, что, и Сын Божий не призывал своих последователей сразу все продать и раздать: «Хрыстос жадае ад сва1х вучняу не таго, каб яны н1чога не мел1, а каб яны спауна давал1 ялмужну (милостыню, - В.М.), гатовыя аддаць нават апошняе». (Там же. С. 163).
Необходимость правительства, Будный доказывая пятнадцатью логическими доводами, аргументы для которых почти полностью заимствуя из Священного Писания. Подобными же приемами он обосновывает и необходимость деления общества на господ и подданных. По подобной схеме отстаивает Будный и выдвинутые им принципы взаимоотношений между господами и подчиненными, систему их взаимных прав и обязанностей, соблюдение которых, по его мнению, принесет пользу и тем и другим, явятся гарантией общественного спокойствия.
Биографы Сымона Будного высказывают сомнения о его непосредственном участии в разработке Статута Великого княжества Литовского 1588 года. Однако, несомненно, что в текст Статута вошел целый ряд юридических норм, регулирующих отношения различных социальных слоев – богатых и бедных, господ
и подневольных, государственных чиновников и подданных, основывающихся на идеях, которые отстаивал в своих произведениях мыслитель.
Непосредственное участие в разработке общей концепции и формулировании ряда статей Статута 1588 года принимал другой выдающийся деятель Великого
княжества Литовского – Лев Иванович Сапега. Это был один из самых знатных представителей белорусского рода Сапег. По своему богатству и политической роли в обществе этот род не уступал Радзивиллам
Свои социально-политические взгляды Л.И. Сапега изложил в «Предисловии» к Статуту Великого княжества Литовского
Период Речи Посполитой
Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих слоев Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея воссоединения с русскими с середины ХУ1 в. овладевает сознанием различных слоев православного населения, а с середины ХУП в. она становится доминирующей в умонастроениях народных масс.
Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является известный педагог и политический деятель Афанасий Филиппович (1597-1648гг.). В
Идея единения, русского, белорусского и украинского народов получает обоснование и дальнейшее развитие в трудах педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. ХУ1 – нач. ХУП в.), в работах выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629-
1680гг.), а также видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717-1795гг.). Всех их объединяло стремление привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу отстаиваемой ими идеи.
Стефан Зизаний был основателем религиозно-этического учения, которое носило в тех условиях актуальный общественно-политический характер. Мыслитель современное ему общество рассматривал как своеобразное поле противоборства сил зла и добра. Воплощением зла выступают принявшие унию светские и духовные феодалы, «слуги Антихриста», которые погрязли в роскоши и телесных удовольствиях. Воплощение добра - простой люд, «вс1 змордованыи и обтяженныи», «слуги Христа», которые борются против католицизма и унии. Это учение имело своей целью активизировать национально-религиозную и антифеодальную борьбу белорусского и украинского народов.
Симеон Полоцкий пришел к глубокому пониманию необходимости воссоединения русских, белорусов и украинцев на основании осмысления общего исторического прошлого отечества. В ранних стихотворениях, «Метрах», которые написаны в честь встречи русского царя Алексея Михайловича и его армии в Витебске, он утверждал, что национально-религиозная свобода восторжествует на Беларуси только в результате помощи «с востока». Симеон Полоцкий считал миссию русского царя и его армии богоугодной, справедливой и освободительной. По его мысли Алексей Михайлович не просто союзник белорусов, но и их «дедич» (наследник по делу), «всех россов царь и государь». Право русского царя на титул «Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец» обоснован исторически, и рассматривается в качестве законного преемника власти киевских князей.
Георгий Конисский всю свою жизнь посвятил идее воссоединения белорусского, украинского и русского народов в единое Российское государство. В своих исследованиях он исходит из того, что русские, украинцы и белорусы испокон веков являются братскими народами и что их объединяет не только общая вера, но и общая историческая судьба, общая духовная культура и общий в своей основе язык. Будучи авторитетным общественным и религиозным деятелем, Георгий Конисский немало способствовал достижению указанной цели.
Гуманистические идеи, связанные со свободолюбивыми устремлениями белорусов, присущи также произведениям Мелетия Смотрицкого (ок. 1572-1633гг.). Его имя чаще вспоминают как автора «Грамматики», которая длительное время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен еще и как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. В них он проявил себя страстным защитником православия, которое подвергалось гонениям и притеснениям со стороны польских властей и католического духовенства. Отстаивая интересы православных верующих, он использовал популярную в то время идею свободы. Согласно Смотрицкому одной из важнейших форм проявления свободы является свобода совести, возможность беспрепятственного выбора человеком своего вероисповедания. «Кто же может
быть свободным, - вопрошал он, - если в совести, если в вере становится рабом»? (Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии ХУ1 – первой половины ХУП в. Мн., 1984. С. 121.). Он считал обязанностью государства (короля)
обеспечение защиты прав и свобод своих подданных. В том числе и их права на свободу вероисповедания.
В ряде произведениях белорусских мыслителей критически осмысливались различные стороны феодальных общественных порядков как не соответствующих высоким гуманистическим идеалам. Так, крепостное право становится главным предметом творческих усилий Аарона Олизаровского (1618-1659гг.), Михаила Карповича (1744-1795гг.), Иосифа Еленского (1756-1811гг.).
Профессор права юридического факультета Виленской академии Аарон Олизаровский обращал внимание своих современников на неравную защиту законодательством и еще в большей степени судебной практикой жизни представителей разных сословий, в чем усматривал вопиющую несправедливость. Был возмущен тем, что паны присвоили себе право на жизнь и смерть крестьян, лишают их жизни за любой проступок. Неся за это лишь легкое наказание в виде небольшого денежного штрафа.
Эти и другие идеи, разрабатывавшиеся политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные социально-политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.
Период Российской империи
Политическая мысль Беларуси этого периода характеризуется преимущественно революционно-демократической направленностью. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала Х1Х в. встали как важнейшие общественные проблемы.
Особенно ярко революционно-демократическое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться во второй половине Х1Х века. Доминирует среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни крестьянский вопрос. Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условий его разрешение – раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всей земли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собраниях землячеств и революционных кружков белорусской молодежи были и проблемы, связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центром всей общественно-политической жизни в западных областях России стала подготовка и проведение восстания, направленного на разрешение проблем.
Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864гг.). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства. Будучи студентом Петербургского университета, который
он закончил с присвоением ему степени магистра права, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В
Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовала его демократическим социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал это крестьянский социализм. Он считал, что крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им земли. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется в идейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю. По его мнению, только крестьянская революция могла привести к тому, «чтобы никогда никакой никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтоб навеки веков народ наш был свободным и счастливым». (Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1988. С.49.). В политической программе Калиновского есть положение об освобождение от власти Московского царя и создании демократического государства. Он писал, что «нам не манифестов, а свободы нужно, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собой сделаем». (Там же. С. 51-52).
Излагая свои представления об идеале государственного устройства, Калиновский сформулировал знаменитый девиз: «Не народ зроблен для урада, а урад для народа». Отношения между правительством и народом он уподобляет отношениям между старательным слугой и его хозяином: «Как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушает своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше». (Там же. С. 41). В своих публикациях Калиновский в презрительном смысле употребляет слово «москали», которым он обозначал царское правительство и весь его чиновничий аппарат. Русских и белорусов он считал братскими народами и всем сердцем желал, чтобы для достижения народного блага они «не проливали лишней братской крови». Накануне восстания он так писал о русском народе: Народ маскоуск1 скаланаецца ад нашай векавой крыуды. Ен свабодным братам нашым, а не прыгнятальн1кам быць жадае 1 адказнасць перад нашчадкам1 за нашу жалезную няволю рашуча ускладае на гатовы пасц1 царызм. (Кал!ноуск1 К. За нашу вольнасць. Творы, дакументы. Мн., 1999. С. 51). Восстание 1863 года рассматривалось им как составная часть общероссийской освободительной революции. Как свидетельствуют некоторые деятели восстания, Калиновский был сторонником идеи федерализма. В случае успешного выступления он должен был направить варшавскому правительству сообщение о том, что Литва и Беларусь – это самостоятельное государство. Однако прямых документальных подтверждений таким сведениям не обнаружено.
До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждению социальной справедливости. Перед казнью он заявил следователям, что умрет спокойно, если будет знать, что земля отдана народу. О страстной
приверженности революционера идеалу социального равенства свидетельствует следующий эпизод. Когда во время оглашения приговора его назвали дворянином, Калиновский воскликнул: «У нас нет дворян, все равны!».
Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900)гг. и Адам Гуринович (1869-1894гг.). Их деятельность – особенно это относится, к творчеству Богушевича – формировала в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. «Спрадвеку, - писал Богушевич, - як наша зямелька з Л1твой злучылася, як 1 з Польшчай Зъядналася дабравольная, дык усе яе «Беларусяй» звал1, 1 не дарма ж гэта! Не вял1кая, не малая, не чырвоная, не чорная яна была, а белая, чыстая, н1кога не б1ла, не падб1вала, тольк1 баран1лася». (Багушев1ч Ф. Творы. Мн., 1991. С. 17). Богушевич указал и на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой родной язык.
Затем, уже в начале ХХ в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916гг.), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891-1917гг.), Янка Купала (1882-1942гг.), Якуб Колас (1882-1956гг.) и др. Велико значение в формировании национального самосознания белорусов, их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша н1ва». Из номера в номер пропагандировалась идея равенства белорусов с другими народами, отстаивались законные культурные и социальные права. Опубликованные на страницах газеты произведения стали идейной основой белорусского национального движения.
С наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого и национального достоинства белорусов выразил и утвердил в общественном сознании Янка Купала. В его дореволюционном творчестве главное место занимают проблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусского народа, его права на национальное самоопределение, самостоятельное историческое развитие, собственную государственность. Многие его произведения наполнены глубоким социальным содержанием, направлены на выражение и защиту интересов трудового народа, на пробуждение в нем революционной активности.
С большой художественной силой показаны и свободолюбивые устремления белорусского народа, несовместимость его интересов с эксплуататорскими слоями самодержавно-помещичьего общества в произведениях Якуба Коласа. Выражая сокровенные мечты трудового народа о том времени, когда не будет «багачоу 1 панства», он призывал всех трудящихся совместными усилиями сбросить ярмо самодержавных, помещичьих порядков. На протяжении всего дооктябрьского периода Колас последовательно утверждал необходимость всенародной борьбы за социальное освобождение, в революции видел путь к коренному преобразованию общественно-политического строя, осуществлению народных чаяний и стремлений.
Наиболее показательными в этом отношении являются его стихотворения «Асадз1 назад !», «Ворагам», «Мужык».
Революционно-демократическая традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в Х1Х – начале ХХ в.
Ей противостояло идейно-политическое течение, получившее название западнорусизма. Впервые оно проявилось в эпоху царствования
Николая 1, однако, но окончательно оформилось после восстания 1863 года. В ходе развития западный русизм приобрел несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительное число сторонников. Среди них в разное время были Иосиф Семашко (1799-1868гг.), Ксенофонт Говорский (ок. 1811-1871гг.), Михаил Коялович (1828-1891гг.), Лукьян Солоневич (1868-?гг.).
Представители революционно-демократического, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций и рассматривали Беларусь как самобытную страну, отстаивали возможность ее независимого от Польши и России развития. Сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, ее культурную и государственную часть. Западнорусисты всячески стремились обосновать, что Беларусь как «Западная Россия» неразрывно связана с целым – единой великой Россией – и что белорусы как одно из славянских племен органично входят в состав русского народа. В сфере практической деятельности западнорусизм сводился главным образом к борьбе с польским и ополченным экономическим и культурным элементом, противодействию его влиянию на Беларуси.
Указанные два подхода к пониманию Беларуси и ее народа – национально-белорусский и западнорусский – оказывали и пока еще продолжают оказывать свое воздействие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в республике.
Это их влияние стало ощутимым в период после февральской революции
· ликвидации самодержавия,
· установления демократической республики,
· упразднения помещичьего землепользования,
· права наций на самоопределение,
· социалистического развития страны.
Представители либерально-буржуазного течения, которое в Беларуси не было организационно оформлено, выступали за установление в России конституционной монархии. Сторонники монархическо-консервативного направления, которые также не были оформлены партийной структурой, отстаивали
самодержавный строй, а в подходе к Беларуси выступали с откровенно западнорусских позиций.
С падением самодержавия и распадом Российской империи в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается идея становление белорусской национальной государственности. Это привело к жесткому идейному противостоянию недавних единомышленников и союзников по политической
борьбе, составлявших революционно-демократическое течение. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусского народа, о характере будущего национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений.
Часть революционных сил, в лице партии «Белорусская социалистическая громада», заняла национально-демократические позиции. Она стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства. Активными проводниками этой политической линии были А.И. Луцкевич, В.Ю. Ластовский, А.И. Цвикевич, А.В. Прушинский (Алесь Гарун), И.Я. Воронко, А.А. Смолич. В результате и их усилий 25 марта
Часть революционных сил, представленная большевистским крылом, поначалу не имела достаточно ясного представления о форме будущей государственности белорусского народа. В теоретических построениях большевиков господствовала мысль о том, что победа мировой революции положит начало отмиранию государств, образование же национального государства рассматривалось ими, скорее всего как преграда на этом пути. Но потребности экономического развития и военной безопасности вскоре вынудили большевиков вплотную заняться национально-государственным устройством страны. В итоге была сформулирована идея образования федерации равноправных советских национальных республик. Практическое ее осуществление в Беларуси возглавляли Д.Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О.Л. Дыло, В.С. Фальский, А.Г. Червяков, Д.С. Чернушевич, Ф.Г. Шантырь и другие деятели большевистской партии. После изгнания из Беларуси германских войск 1 января
Советский и постсоветский периоды
Образование Белорусской ССР и ее развитие явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и формировании самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили возможность приобретения опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа.
Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу в истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного
устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля
и новое название государства – Республика Беларусь. Ныне Беларусь – суверенное государство, полноправный член международного сообщества. Таков итог многовековых исканий белорусского народа формулы своего политического бытия.
Сегодня уже нельзя не признать, что спор между сторонниками каждого из двух подходов в воззрениях на Беларусь и ее народ – национально-белорусского и западнорусского – уже разрешен самой историей и разрешен поистине диалектически. С одной стороны, белорусы сформировались в качестве самобытного народа, способного к самостоятельной государственной жизни, с другой – они составляют наряду с русскими и украинцами одну из трех славянорусских ветвей. Говоря словами Л.Н. Гумилева, каждый из этих народов – и белорусы, и великороссы, и украинцы – есть особый этнос в составе славянорусского суперэтноса. Полноценное развитие каждого из них предполагает также наличие той или иной общей государственной формы. Поэтому, как нам представляется, бесплодными были и будут попытки противопоставить эти три народа или, наоборот, стереть всякие различия между ними.
Отголоски указанного спора еще слышны. Они дают о себе знать в ходе современных дискуссий о дальнейшем историческом пути белорусского народа, развитии государственности Беларуси, ее внутренней и внешней политике. Приверженцы национальной самобытности Беларуси настаивают на свертывании ее отношений с Россией, пытаются возбуждать русофобские чувства среди белорусов. Другая же часть граждан республики считает, что Беларусь и далее должна состоять с Россией в тесном экономическом и оборонном союзе, развивать с ней культурные связи, узы дружбы и братства.
Очевидно, что у нынешних споров уже иной предмет. Это – обычное для жизни любого государства общественные дискуссии о возможных альтернативах его политического курса. Беларусь, будучи независимой страной, обладает суверенным правом вступать в союзнические отношения с любыми государствами. Естественно, что исходя из политического прагматизма, а также этнической близости белорусского и русского народов, взаимосовместимости народнохозяйственных комплексов есть необходимость сохранения и развития союзных отношений между ними. Этнология определил, что между составляющими суперэтнические образования этносами постоянно происходит своего рода «энергетический обмен», благодаря чему осуществляется процесс регенерации, воспроизводства малочисленных этносов. Именно этот фактор, несомненно, явился решающей предпосылкой утверждения и сохранения
этнической идентичности белорусов, их способности подняться до самостоятельной государственной жизни. Данный фактор будет и впредь играть решающую роль в будущем развитии белоусов как самобытного народа. И курс на самоизоляцию Беларуси от России представляется мало перспективным.
С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси и соответственно отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществ. Идет поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения
государственного суверенитета республики. Видим процесс становления демократического общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ.
Важнейшим компонентом любой национальной культуры является философия. В Беларуси она имеет глубокие корни и на протяжении всей многовековой истории страны выступает в качестве фундаментальной интегративной основы белорусской культуры в целом.
Решающим фактором возникновения философии в Беларуси стало принятие в конце Х в. Киевской Русью христианства. Принятие христианства способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, становлению определенной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли.
Существенной чертой отечественной философии является то, что она всегда живо реагировала на ключевые события в жизни народа и поэтому своеобразно отражает культурно-политическую историю Беларуси.
В истории белорусской философской мысли можно выделить пять периодов:
1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;
2) философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского;
3) философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой;
4) философская мысль Беларуси периода Российской империи;
5) философская мысль Беларуси в ХХ веке.
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
С крещением Киевской Руси в 988г. (Полоцка – в 992г.) в мировоззрении восточных славян происходят изменения. После установившихся контактов с Византией из нее привозят много литературы, преимущественно богословско-философского характера. Появляется слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией.
Огромную роль в культурно-политическом и духовном развитии Беларуси в то время играют Полоцкое, Смоленское, Туровское и Пинское княжества, которые в конце IX – начале Х веков становятся центрами распространения христианства.
Приняв душой, сердцем и разумом Священное Писание, Евфросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский своим подвижничеством предстают перед нами великими духовными пастырями своего народа.
Религиозно-философские взгляды Евфросиньи Полоцкой формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-философской литературы. В.А. Орлов, исследователь истории древнего Полоцкого княжества,
считает, что в Европе XII в. не найти другой такой женщины, которая по образованности и трудам на ниве просвещения своего народа смогла бы сравниться с Евфросиньей. Обучение грамоте и переписывание книг, перевод их на родной язык считались высшим христианским и человеческим подвигом.
Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был Кирилл Туровский. Его «Поучения», «Слова» были широко известны в древнерусском обществе.
Онтология. Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Мир, как творение Божье – аксиома для средневекового христианского мыслителя.
Гносеология. В вопросе о соотношении веры и разума предпочтение отдается вере. Вместе с тем Кирилл Туровский не порывает и с разумом. Божественные слова имеют тайный смысл и трудно понять их. Для того и необходим разум, знания. Разум, дополненный верой, превращается в «стройный разум».
Учение о человеке. Центральное место в творчестве Кирилла Туровского занимает проблема спасения человека, освобождения его от греха. Человек состоит из противоречивого единства тела и души. Душа является основой человека. Греху в одинаковой степени подвержены тело, и душа. Но только душа может и должна с помощью молитвы вывести себя из греховности. Человек свободен в выборе между злом и добром. Бог ориентирует человека только на добро, а за зло отвечает сам человек. Только с помощью Бога он в состоянии его победить.
Философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского.
С середины XIII в. на древне белорусских землях начинается формирование нового государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (ВКЛ). К концу XV в. – это уже одно из могущественных государств Европы во всех отношениях: политико-военном, экономическом, культурном. Рост городов, получение ими магдебургского права способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны.
Вследствие тесной интеграции с Европой ВКЛ проходит те же, что и европейские страны, культурно-исторические этапы – Возрождение, Реформацию.
Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист.
Онтология и гносеология. Во взглядах на происхождение мира Ф. Скорина придерживался теологической концепции креационизма, т.е. считал, что мир и
человек сотворены Богом «из ничего». Проблема бытия для Скорины приобретает не онтологический, гносеологический аспект. Ф. Скорина всячески разграничивал
веру и знание. В частности он выделял библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего.
Учение о человеке. Философские позиции Скорины носят явно выраженный антропоцентрический характер и в целом совпадают с традицией Ренессанса. Ученый рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное, утверждал, что каждый человек от рождения имеет равные права, акцентировал внимание на вопросах его нравственного совершенствования, смысла
жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общественного и индивидуального блага. Ф. Скорина считал, что главное назначение человека – делать добрые дела для ближнего, служить общему благу.
В
Природа и человек. В творчестве Н. Гусовского прослеживаются натуралистические тенденции. В начале XVI века поэт создает удивительную картину единения человека и природы. Природа у него имеет не безусловно божественный, а ренессансный этико-эстетический и правовой статус естественного лона человеческой деятельности. Природа, как и человек, автономна и разумна внутренним, присущим только ей разумом и волей.
Этические взгляды. У Н. Гусовского, как поэта эпохи Возрождения, присутствуют такие категории, как честь, бесстрашие, общественная польза, удовольствие.
Наряду с умственным трудом Н. Гусовский высоко ценит труд физический. «Поэма о зубре» – это своего рода гимн труду – охоте. Труд понимается поэтом как естественное условие совершенствования человека как духовно, так и физически. Человек, приносящий пользу обществу, имеет право на добрую память соотечественников. Надежда на память за заслуги перед отчизной перерастает в справедливость. Справедливо, что человека ценят за ратную и трудовую доблесть, а не за знатное происхождение.
Приемниками традиций Ф.Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский.
Онтология С. Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, он разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. С. Будный отрицает божественность Христа и Святого Духа. С. Будный представил Бога безличным началом. Бог является предосновой бытия, дух – его атрибут, его творящая сила
Гносеология. Рационализировав и натурализировав Библию, философ решительным образом отдает предпочтение разуму. Только с помощью разума можно познать религиозные и мирские тайны.
Учение о человеке. Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовластен. Ему, как главной ценности на земле, подчиняется живая и неживая природа. Однако человек впадает в грех. Человек состоит из двух частей – тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание.
Поэтому человек может преодолеть грех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Учение о душе и теле,
отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским движением мыслителя.
Сочинения С. Будного, его идеи оказали значительное влияние на деятельность В. Тяпинского. В «Предисловии» к Евангелию Тяпинский подверг критике духовенство. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке. Любовь к Родине, горячее стремление помочь ее духовному возрождению красной нитью проходит через все творчество Тяпинского.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой.
Во второй половине XVI в. ВКЛ было втянуто в изнурительную и кровопролитную Ливонскую войну, длившуюся 25 лет (с 1558г. по 1583г.). В это же время на смену эпохи Реформации и Ренессанса пришла эпоха Контрреформации. В ВКЛ начал свою деятельность орден иезуитов. В 1579г. им была основана Виленская иезуитская академия. Подчинив себе всю систему образования на землях ВКЛ, орден иезуитов за полвека уничтожил протестантизм, вытеснил православие, осуществил через массовое окатоличивание денационализацию белорусского народа.
В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель – Мелетий Смотрицкий, пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля.
Наиболее яркими представителями были мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский.
К. Лыщинский – видный белорусский представитель материалистической философии и атеизма.
Атеизм К. Лыщинского вытекал из философии эпохи Возрождения и материализма Нового времени. Обосновывал он его следующими причинами.
Во-первых, натурализмом явлений природы, которая вечна во времени, бесконечна в пространстве и развивается по своим законам без какого-нибудь сверхъестественного вмешательства.
Во-вторых, невозможность логического доказательства бытия Бога.
В-третьих, происхождением религии, которая, с одной стороны, является результатом невежества простого народа, а с другой, - особым социальным институтом, тесно связанным с властью, защищавшим и оправдывающим несправедливость существующих в обществе порядков.
В-четвертых, не сводимостью истин откровения к велению разума.
Симеон Полоцкий известен как поэт, драматург, богослов и философ. Философию Симеон Полоцкий подразделяет на «разумительную» (логику), «естественную» (физику) и «нравную» (этику). Как и греки, он понимает философию как мудрость, как мудреца, знающего и умеющего жить в мире. Философия имеет большое значение в жизни каждого человека, особенно в его нравственном становлении. Философия учит сосредоточиваться на главном и отвлекаться от суетного, не бояться сильных, смиренно переносить невзгоды, жить в мире с людьми, дает возможность предвидеть ход событий. Она помогает человеку
определить смысл жизни, который заключается не в богатстве, а в мудрости, считает С. Полоцкий.
Учение о бытии и познании. Согласно философской традиции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микрокосма (человека). В результате творения возникают две части мира: вещественная, он ее еще называет стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из стихий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмос – природа), а на основе духовной части – ангелы (бестелесные существа) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос). Решая проблему соотношения души и тела, философ отдает предпочтение душе, поскольку тело смертно, а душа бессмертна.
Что касается познаваемости мира, то первообразный (бог) непознаваем, в него надо только верить. Другие две части: природа и человек – познаваемы. В познании огромную роль играют как органы чувств, так и разум.
Учение о человеке. С. Полоцкий рассматривает человека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, общиной, государством), вне которой не может происходить становление его как личности. Просвещенность и добродетель, усердие в труде (как в интеллектуальном, так и физическом) на благо людям и отчизне формирует у человека личное достоинство.
Известными представителями схоластики в Беларуси были Войтех Тылковский, Адам Краснодембский и Лука Залусский.
Наиболее известные представители эклектической философии в Беларуси – А. Скорульский, С. Шадурский и Б. Добшевич.
Философия Предпросвещения Беларуси связана с именами таких мыслителей как Казимир Нарбут, Аниола Довгирда, Мартина Почебута и Яна Снядецкого.
Философская мысль Беларуси периода Российской империи.
Речь Посполитая после разделов в
Физиократы. В конце XVIII – начале XIX в. в Беларуси широко распространяется учение физиократов. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонников. Наиболее видные представители этого учения – Иоахим Хрептович и Иероним Стройновский.
Философские взгляды тайных студенческих обществ Виленского университета (филоматы, филореты, “променистые”). В конце 1817 – нач. 1818 гг. студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Домейко и др. (всего – 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо знать гуманитарные науки, ибо только они в состоянии дать ответы на вопрос, что приводит к возникновению деспотизма.
Для филоматов обязательным считалось изучение трудов философов – Платона, Вольтера, Руссо, Мабли, Гельвеция, Юма, историков – Джиллиса, Лакретеля, экономистов – Смита, Сэя, Сисмонди, литераторов – Скотта, Гейне, Шиллера, политических деятелей – Ришелье, Кольбера, Мазарини, Помбала, античных авторов – Полибия, Ливия, Плутарха, Софокла, Лукиана. Цицерона и др.
С помощью филоматов весной
Взамен “променистых” через несколько месяцев было создано тайное общество филоретов (друзей добродетели). Филореты поставили себе задачу: дать “патриотически научное образование” молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. В
Гегелевская идея развития в философской мысли Беларуси.
В 40-е годы XIX в. в Беларуси возрос интерес к гегелевской философии, к ее идее развития. В
Идеология западнорусизма в Беларуси.
Как идеологическое течение западнорусизм связан с именем члена греко-униатской коллегии Русской православной церкви Иосифа Семашко. В 60-х годах Х!Х века идеи западнорусизма пропагандировал Ксенофонт Говорский в редактируемом им издании «Вестник Юго-Западной России». Редакция «Вестника» видела главную задачу журнала в борьбе с нигилизмом, сепаратизмом, который стремился нарушить неделимость России, и провозглашала необходимость борьбы за единую русскую народность.
Заметной фигурой в западнорусизме становится М. Коялович, который занимается историей Беларуси. Коялович отмечает, что белорусы отличаются как от поляков, так и от великороссов. Польша в отношении Беларуси всегда вела двойную политику. Беларусь ей нужна была только для того, чтобы она не досталась России. В русской культуре историк не видит угрозы для белоруса.
Философия революционного демократизма.
Во второй половине XIX в. в философской мысли Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания
В целом, специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключается в:
1) фундаментальном значении таких понятий, как “бытие” и “народ”;
2) стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного;
3) поисках всеобщей и универсальной социально-природной взаимозависимости;
4) взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко проявившихся во взаимосвязи понятий “жизнь” и “народ”;
5) разграничении бытия настоящего, подлинного и ущербного, свободного и рабского;
6) трактовке подлинного бытия как наличия составляющих его реальностей;
7) тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей социально-нравственный характер).
8) характерной особенности идеологии революционного демократизма проявляющейся в его взаимосвязи с проблемой национального возрождения.
Философская мысль Беларуси в ХХ веке.
После революции
Так, 20-30 гг. характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. Белорусские философы активно участвовали в философской дискуссии против формализма и механицизма.
30-е гг. – период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и политики и рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не
получили распространения. И основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. Одновременно критиковалось буржуазное общество, его идеология и наука. В философских разработках, посвященных проблемам социального развития, преобладала абсолютизация классового подхода, научная аргументация часто заменялась политическими ярлыками. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, ослаблению эвристических возможностей философского мышления.
В 50-80 гг. в белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям, как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут, К. Калиновский и др.
В последние десятилетия ХХ века – начала ХХ! века значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы: К.П. Буслов, В.И. Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И. Широканов, Е.М. Бабосов, А.С. Майхрович, С.А. Падокшин, В.С. Степин, А.В. Бодаков, О.С. Терновой, В.М. Конон и др.
В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.