Практическая работа Графический пейзаж в технике точечного тонирования
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования Хабаровского края
КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж
ПЦК технологии, дизайна и рекламы
ГРАФИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ ТОЧЕЧНОГО ТОНИРОВАНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Выполнил:
Майдан Валерий Васильевич
Специальность: 070602 Дизайн
Курс 3, группа 231-д
Руководитель:
Плешкова Наталья Алексеевна,
преподаватель второй
квалификационной категории
Курсовой проект защищен
« » 2010г
Оценка
Хабаровск
2010
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Пейзаж как жанр графического искусства………………………
1.1 История графического искусства
1.2 Художники-графики
1.3 Композиционные приемы пейзажа
ГЛАВА 2 Практическая работа по созданию пейзажа в смешанной технике…
2.1 Техники и приемы выполнения, описания достоинств и недостатков
инструментов
2.2 Последовательность работы по созданию пейзажа
Заключение
Список литературы
Приложение
3
ВВЕДЕНИЕ
Изображения природы известны еще со времен эпохи неолита. В России, подобно некоторым другим странам, пейзаж как самостоятельный жанр изобразительного искусства возник в 18-м веке.
Изображением пейзажа увлекались многие художники. Пейзаж дает возможность передачи глубокого пространства, перспективы, эффектов различного освещения в разное время суток и сезонные изменения.
Данная тема актуальна для автора тем, что можно применить знания, полученные в процессе обучения при создании творческой работы.
Цель: изучить приемы и свойства техники точечного тонирования и создать творческую работу в данной технике.
Задачи:
- познакомиться с историей жанра пейзаж и различных видов пейзажа;
- изучить композицию пейзажа;
- выявить приемы, используемые в создании пейзажа в технике точечного тонирования ;
- на основе полученных в ходе исследовательской работы знаний создать графический пейзаж в технике точечного тонирования;
Для написания данной курсовой работы использовались общенаучные методы исследования, такие как:
- метод анализа и синтеза помог отобрать необходимый материал по теме, проанализировать и обобщить результаты анализа, сделать выводы, положенные в основу курсового проекта;
- метод эксперимента способствовал вариативности композиционного решения пейзажа, был использован на этапе эскизирования;
- методом сравнения был выбран оптимальный вариант и приемы исполнения.
В работе так же были применены частные методы дизайнерского проектирования:
4
- метод «мозгового штурма» способствовал выработке большого количества случайных идей;
- метод ассоциаций помог в формировании проектной идеи создания пейзажа;
- методом выделения визуальных несоответствий были определены пути совершенствования художественного решения за счет поиска и устранения визуальных противоречий между элементами композиции и принципами ее компоновки.
В первой главе пояснительной записки приведено теоритической обоснование выбранной темы. Вторая глава раскрывает этапы работы над пейзажем и приемы, используемые в технике точечного тонирования
5
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1.1 ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Графика (греч. γραφικος - «письменный», от греч. γραφω - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.
При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, - «воздух белого листа»). Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений.
Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л.
6
Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.
В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
-станковая графика (рисунок, гравюра, лубок);
-книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.);
-журнальная и газетная графика;
-компьютерная графика;
-миниатюра (вариант книжной графики);
-промышленная графика;
В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика - создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже - скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.
7
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение - станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) - образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.
И некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике - лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека, а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского - в Польше).
8
1.2 ХУДОЖНИКИ-ГРАФИКИ
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471-1528), Франсиско Гойя (1746-1828), Гюстав Доре (1832-1883), японских художников Китагава Утамаро (1753-1806), Хиросиге Андо (1797-1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760-1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX вв.Из современных мастеров графики наиболее известен нидерландский художник Морис Эшер, начавший одним из первых изображать фракталы и прославившийся после выхода в свет книги «Grafiek en Tekeningen», в которой он сам прокомментировал 76 своих лучших работ. Стохастические фракталы содержатся во фрактальной монотипии (стохатипия), что особенно характерно для живописи Леа Лившиц.
9
1.3 КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПЕЙЗАЖА
Посмотрите на картину. В графическом пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью тона и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:
-должен отличаться сильным тоном(не обязательно темным) и большим количеством эффектов(свет, полутень, тень, блики и т.д.);
-выделяться некоторым контрастом света;
-предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане(однако это все необязательно);
-строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица;
-окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса;
-центр интереса не должен быть в центре картины. Так же он не должен занимать половину холста, Лучше всего пропорция 1/3;
-область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения;
-правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя;
Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.
Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять “остановки”, чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.
10
Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю прогуляться по вашему пейзажу.
Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено.
Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.
Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.
Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости. Однако картины выглядят как настоящие. Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:
-располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга;
-тон объектов, находящихся на заднем плане, обычно гораздо менее яркий и насыщенный, чем у объектов, находящихся ближе к зрителю;
-небольшие и не очень четкие предметы находятся на расстоянии от переднего плана;
-создают как правило как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон;
-смягчайте текстуру и тон на объектах заднего плана, одновременно насыщая тоном и эффектами передний план и в частности центр интереса пейзажа.
11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПЕЙЗАЖА В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ…
2.1 ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, ОПИСАНИЯ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ
инструментов
С давних пор рисование пером привлекало внимание широкого круга художников. Вспомните хотя бы об иллюминированных (снабжённых яркими цветными вставками) манускриптах, датированных средними веками, чтобы представить себе тогдашнюю степень квалификации переписчиков и декораторов. Но почти в каждой из этих работ над рисованием как таковым довлеет каллиграфия (буквописание) или же линии, вычерченные пером, служат лишь контурами, рамками для разноцветных украшений.
Узнав о многочисленных эскизах и этюдах пером, сделанных сотни лет назад некоторыми из наиболее известных наших старых мастеров, вы быстро придёте к обратному выводу: мол, и в их дни к этому инструменту обращались довольно-таки часто. Однако анализ указанных произведений проясняет: в большинстве своём они либо служили предварительными набросками для картин (или фрагментов картин), рисуемых масляными красками, либо выполнялись на скорую руку для памяти о каких-то фактах, случайно возбудивших интерес. В той эпохе не видно попыток развивать рисование пером как самостоятельный вид искусства. Они происходили на протяжении небольшого числа только последних десятилетий, и сегодня рисунки пером уже не просто придатки иных произведений, краевые орнаменты или изящные виньетки, а полные, отделанные вещи с собственными сюжетами и композицией.
Популярность рисования пером
Популярность этого вида искусства вряд ли взлетела бы столь стремительно, если бы художники, приверженные к нему, не понимали, что ручка с пером вследствие её
12
специфических качеств требует совершенно иного обхождения, чем любое другое средство отображения. Пожалуй, теперь будет вполне уместно рассмотреть определённые фундаментальные принципы, имеющие отношение ко всем произведениям искусства, - принципы, с которыми эти художники, бесспорно, были знакомы - и увидеть, как они влияли на рисование пером.
Ограниченность иных средств:
Во-первых, помните: каждое из изящных искусств имеет свои конкретные рамки - результат развития характерных для него условностей.
Во-вторых, отдавайте себе отчёт: если художник не принимает эти рамки и сопровождающие их условности, то его путь к высоким достижениям будет чрезвычайно затруднённым.
Проиллюстрируем первую мысль. Скульптор, работающий с пластичными материалами, в силах точно воссоздать едва ли не всякую природную форму, но вынужден игнорировать её цвет в подавляющем большинстве случаев. Живописец, напротив, может показать зрителю цвета в полной гамме их различий, но ограничен двумя измерениями плоского холста и, чтобы отобразить на нём третье измерение (объём) реального объекта, должен прибегать к общепринятым формальностям. Тот, кто избрал своим "оружием" кисть и тонкие серые слои, увязает в условностях ещё глубже, поскольку это средство творчества обязывает рисовальщика интерпретировать любой живой цвет неким оттенком серого, взятым из тоновой шкалы, простирающейся от ярко-светлого до крайне тёмного. С очень похожими ограничениями часто приходится мириться при использовании угольных и пастельных карандашей. Ими можно рисовать ещё и в линейной манере - тогда надо будет учитывать новые правила, которым подчиняются, в частности, применение контуров, а также передача цвета и светотеней посредством комбинирования по-разному наложенных линий. Графитовый карандаш (хотя им можно работать по установлениям, известным для тонких серых слоев, угля и пастели) тоже имеет свои отличительные особенности, среди которых - предельно острый кончик. Итак, в обхождении с каждым средством отображения существуют
13
отдельные условия и законы.
Ограничения в применении пера
Теперь поговорим про ручку и её законы. Их много - наверное, больше, чем для любого иного рисовального средства. Из-за этого может показаться, что ручка - неудачный выбор для начинающего художника. А правда как раз в обратном.
Ручка с пером - линейный инструмент, но в отличие от графитовых, угольных и пастельных карандашей она сама по себе не создаёт ни цветовых, ни тоновых оттенков. Она служит просто средством транспортировки туши из бутылочки на бумагу, действует подобно кисти. Однако в сравнении с кистью у пера очень тонкий и жёсткий конец, на нём способно удержаться весьма малое количество красящей жидкости, что непрактично, если ею надо покрывать большие площади на листе.
Это ограничение проявляет себя двояко:
-размеры рисунков пером имеют тенденцию оставаться не слишком великими;
-отображение широких вариаций густоты тона, как и заполнение больших зон, слишком затруднительно. Вы должны помнить: всякая линия, нанесённая пером, абсолютно черна (цветная тушь - редкое исключение) на фоне бумаги, которая обычно бывает белой. Это значит, что цвет придётся либо вообще игнорировать, либо интерпретировать изощрёнными комбинациями чёрных линий и белых промежутков. Со светотенями надо будет поступать тем же образом. Чтобы создать какой-нибудь оттенок серого, необходимо применять точечное тонирование (вариант для особо усидчивых), параллельную или перекрёстную штриховку. Если впоследствии вы пожелаете сделать более тёмным тон, наложенный одним из этих способов, то обречены старательно и кропотливо увеличивать в размерах каждую имеющуюся линию или точку; альтернатива - попробовать втиснуть в ту же область рисунка дополнительные точки или линии. Сравните эти процедуры и рисование тонкими серыми слоями. Там можно создать любой нужный тон легко и сразу; нетрудно и затемнить его, если потребуется при доработке картины, нанесением ещё одного слоя. Осветлить избранный участок изображения, сохранив приличное
14
качество, практически нельзя; если он излишне тёмен, то ничего другого не остаётся, как стереть его совсем (на рисунке тушью - задача отнюдь не простая) или заклеить
бумажной заплатой и поместить на неё новый вариант.
Эти разнообразные сложности технического характера, сопутствующие работе тонким кончиком с чёрной тушью на белой бумаге, экстремально затрудняют (а правильнее сказать - делают сугубо невозможным) отображение тонов, точно соответствующих видимым в натуре. Следствие: вы должны игнорировать тон с менее выраженной интенсивностью, а другие будете упрощать или обозначать только намёками (подсказками).
Взамен проигнорированного цвета или тона мы обязаны что-то вставить во избежание потери форм. В подобных случаях приходится прибегать к условностям, связанным с прочерчиванием контуров, особенно там, где надо изобразить один светлый объект на фоне другого. Перо - восхитительно прекрасный инструмент именно для такой работы. Оно не только обеспечивает непревзойдённую чёткость линий, обрисовывающих форму, и инженерно-чертёжную точность передачи контуров; следы, оставляемые пером, хотя и черны как смоль, могут чрезвычайно выразительно воспроизводить всякую нерегулярность силуэта и текстуры (строения поверхности) объекта.
Использование контуров и метод выстраивания тонов посредством линий или точек - две наиболее крупные отличительные характеристики рисования ручкой. Их дополняет множество мелких, с которыми мы так свыклись, что едва ли задумываемся о них: "хитрости" в имитации теней, способы изображения деревьев, например, или облаков, приёмы воспроизведения особенностей текстуры (в том числе строительных материалов) и т. д.
Итак, есть в рисовании пером важные ограничения, особенности и условности, которые познаны художниками, сделавшими наш вид искусства тем, чем он является в настоящее время, и должны быть познаны новичками, желающими последовать примеру лучших мастеров. Вы пытаетесь выполнить рисунок пером в размерах, превышающих позволенные данным инструментом? Или тщитесь распространить серые оттенки на целый бумажный лист? Или намереваетесь как-либо по-другому
15
проигнорировать специфику этого рисовального средства? Во всех подобных ситуациях необходимо понимать и помнить: вы принуждаете ручку делать то, что ей
несвойственно, к чему она не приспособлена наилучшим образом, и сколь бы успешными ни выглядели результаты таких попыток - они относятся скорее к разряду технических достижений, нежели художественных.
Развивайте личную технику
Всё сказанное об ограничениях в применении ручки не означает, будто вы скованы ими настолько, что любые проявления индивидуальности немыслимы. Совсем наоборот! Удивительная диалектика искусства часто демонстрирует: чем более оно опутано условностями, тем шире круг возможностей блеснуть оригинальностью. Мы готовы даже утверждать: нет другого рисовального средства, которое предоставляло бы человеку лучшие шансы, чем ручка с пером, развивать личную технику исполнения, потому что рисование пером сродни собственноручному писанию; нет на свете двух людей, у которых был бы абсолютно одинаковый почерк, и, значит, нет на свете двух людей, которые рисовали бы пером абсолютно одинаково.
Коммерческое использование
Выше мы уже говорили о популярности рисования пером и связывали её, во-первых, с хорошими методами репродуцирования, а во-вторых, с лёгкостью и дешевизной получения нужных исходных материалов. Но оставим такие "внешние" причины в стороне. Рисование пером обеспечило себе прочную позицию среди иных видов изящных и прикладных искусств благодаря собственным подлинным достоинствам. Привлекают простота, чёткость и непосредственность чёрного цвета на белом фоне; изображения полнятся жизнью и светом. Многие из них "работают" лишь как подсказки, позволяющие включиться воображению зрителя, от чего он испытывает дополнительное удовольствие. Несколько линий здесь, несколько следов пера там - иногда этим и исчерпывается внешний облик произведения, однако оно энергично будит мысль, и в сравнении с такой мощью фотоснимки, усердно отображающие всё, на что был нацелен объектив аппарата, кажутся оцепеневшими, скучными, тупыми копиями действительности.
16
Превосходство штрихового рисунка над фотографией ощущают даже хладнокровные бизнесмены или представляющие их интересы специалисты по сбыту
товаров, о чём свидетельствует широкое использование рисунков пером в рекламе, хотя в наши дни искушённые в коммерции фотографы встречаются на каждом шагу.
Возможно, распространённость рисунков пером в рекламе объясняется ещё и тем, что репродукция такого рисунка прекрасно вписывается в общий образ напечатанной в типографии страницы, ибо состоит из отдельных штрихов, не требует полутонов, отображается на такой же самой бумаге такой же самой краской. Эти гармоничные качества, несомненно, служат одной из главных причин большого спроса на иллюстрации, выполненные ручкой, в оформлении книг, журналов и всех подобных видов издательской продукции.
Дополнительные замечания
Может показаться, что сильный контраст чёрного и белого не позволяет пером отображать тонкости, потребные во многих случаях. Фактически большинству работ пером присуще особое изящество, которого не хватает в произведениях, выполненных иными средствами.
Не следует забывать про опрятность. Многие прочие рисовальные средства легко размазать или случайно стереть, замарать ими руки или одежду. Рисунки пером и сами остаются чистыми, и не пачкают соседних листов в стопке, и не выцветают.
Мы рассмотрели ряд главных свойств, характеризующих рисование пером, несколько принципов, на которые оно опирается, очерк его истории, а также конкретные пути применения его результатов. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать важность предмета, которому посвящена книга, и дать понять, с какой степенью серьёзности следует им заниматься. Однако если всё, что было здесь написано, придаёт нашему предмету устрашающую глубину и сложность, то можем предложить новичку слово ободрения.
17
Вот оно. Исполнение рисунков пером, находясь "под гнётом" столь многих условностей, требует профессиональной ловкости, умения, сноровки. Есть дети, без
труда обучающиеся красиво писать. Подобно им, отдельные люди, уже овладевшие какими-либо знаниями по рисованию (ибо в нашем предмете "лёгких трюков", доступных любому и каждому без предварительной подготовки, нет), освоив специфические приёмы работы пером, получают требуемую сноровку почти без мучений. Но это, конечно, исключительные случаи. А правда жизни такова: большинству новичков нужны громадные количества практики для достижения тех же самых результатов (причём некоторые из нас, прилагая даже максимум усилий, никогда не поднимутся выше самых ординарных приёмов). Ну и что же? Знайте: мастера, прославившиеся в применении других рисовальных средств, иногда, взявшись за перо, терпели неудачу; она, без сомнения, обескураживала и расхолаживала их, но воодушевляла менее известных художников, которые тоже видели, что этот путь труден.
Книга Артура Л. Гаптилла о рисовании ручкой и тушью приобрела статус классической среди печатных работ, посвященных данной теме. Никакая другая до сих пор не обеспечила такую же исчерпывающую трактовку всех вопросов; нет иного художника, который был бы настолько же искушён и сумел бы осилить решение этой задачи.
Книга впервые была опубликована в 1930 году под названием "Рисование ручкой и тушью" ("Drawing with Pen and Ink") и быстро стала редкостью, украшением коллекций, предметом незатухающего спроса со стороны творческого и исполнительского персонала архитектурных бюро и мастерских. Во времена, более близкие к нашим, возродился интерес к выполнению изображений ручкой и тушью у всех групп художников и дизайнеров, и эта тенденция сделала возможным (а фактически - настоятельно необходимым) переиздание классического труда Артура Л. Гаптилла.
В нашем новом издании мало что изменено по сравнению с оригиналом. Фактически все рисунки - выполненные как м-ром Гаптиллом, так и другими художниками - включены в этот том. Текст был слегка отредактирован для
18
удобочитаемости, но в целом остался очень близким к авторскому. Исключены только те его участки, которые касаются материалов или процедур, ныне не
изготавливаемых или не используемых. Никакая другая информация не подвергалась изменению или обновлению. Например, тут почти не упоминаются маркеры, плакары (плакатные карандаши), фломастеры, капиллярные или шариковые ручки, вошедшие в обращение после написания м-ром Гаптиллом этого труда.
В личности Артура Л. Гаптилла уникальным образом соединились таланты художника и чертёжника, архитектора, преподавателя и писателя, которые потребны для создания книг, обучающих искусству. Не будучи занудливым или скучным, он умел мыслить системно, в то же время обладая способностью вычленять сложные принципы и формулировать их с такой ясностью, которая была понятна любому ученику и позволяла практическое применение к разрешению самых неприступных проблем. М-р Гаптилл, кроме этой, написал ещё книги о рисовании маслом, акварелью, карандашом и столь же мастерски проиллюстрировал их. Но излюбленной его специализацией было рисование ручкой и тушью - может быть, потому, что оно труднее всех иных видов изобразительного искусства и, стало быть, являет собой наиболее дерзкий вызов одарённому человеку. Пристрастие м-ра Гаптилла к рисованию ручкой и тушью вдохновило тысячи тех, кто руководствовался этой книгой, и я уверена, что её новое издание поддержит такую славную традицию на протяжении многих последующих лет.
19
2.2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПЕЙЗАЖА
Составление композиции пейзажа – акт творческий. В нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Пейзаж не может быть составлен из случайно выбранных сюжетов. Они должны быть тематически объединены и родственны по своему значению.
Композиция создавалась путем подбора определенных видов пейзажей и архитектуры средневековья.
В поисках нужного сюжета использовались разнообразные способы поиска:
-фотографии;
-зарисовки;
-наброски;
Сочетание всех видов поиска, для создания нужной композиции.
Светотень, тональность и фактура бумаги, а так же инструменты, использовавшиеся в данной работе – это средство изображения объемных форм, материала, пространства, состояния освещенности, позволяющие в совокупности элементов отработать пейзаж в технике точечного тонирования на максимально высоком уровне.
В итоге, был выбран наиболее подходящий ракурс и композиция рисунка, подходящие для правильного подбора тонов для объектов и фона рисунка, что в совокупности позволило достичь поставленной задачи и создать гармоничную композицию, легко воспринимающуюся зрителем. В то же время при внимательном рассмотрении видна вся сложность и точность исполнения, качественно подобранные тона для объектов, игра света и тени, позволившие отразить глубину картины, создающие эффект объема, что для техники точечного тонирования является достаточно сложной задачей, и для новичков или непрофессионалов в этой технике является почти недостижимой задачей.
Введение
Тема работы представляет неподдельный интерес, потому, что основные мотивы славянской мифологии до сих пор составляют значительную часть мно-гих бытующих и по сегодняшний день в славянской среде обрядов и обычаев.
Кроме того, основы мифологии древних славян во многом обусловили некоторые этические нормы, сложившиеся в славянской культуре. В качестве примера можно привести известное миролюбие славян, что подтверждается от-сутствием в божественном пантеоне бога войны, подобного древнегреческому Аресу или римскому Марсу.
Языческая культура оказала большое влияние на становление и развитие христианства на Руси. Вполне возможно, что православие прижилось на сла-вянской почве во многом благодаря слиянию язычества и религии в первые ве-ка существования последней.
Более того, языческие мотивы оказали заметное влияние на развитие язы-ка художественной литературы, а значит, в какой-то степени и на развитие рус-ского литературного языка в целом. Персонажи языческих мифов, а также язы-ческие обряды и обычаи часто использовались многими русскими авторами в качестве ярких стилистических элементов, входивших в структуру произведе-ния, в частности А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. Н. Островским, М, И. Цве-таевой, П. И. Чайковским, А. С. Даргомыжским, В. М. Васнецовым, И. Я. Били-биным и мн. др.
Заключение:
То, что религия и наши дни оказывается связанной с наиболее значительным духовным движением современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающии мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура в конечном счете рождается в недрах того, что можно назвать религией в широком смысле слова.
История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, как мифы, концепции и убеждения меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки.
Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни. В самом деле, чем, например, была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская – без ее религии, русская – без православия, арабская – без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, которое приводит творчество к деградации и омертвению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сказания древних славян. СПб.: «Респекс», 1998г.,656с.,
2. Глинка, Г.А. Древняя религия славян./ В сб.: Мифы древних славян.- Саратов: «Надежда»,1993.-320с.
3. Зеленин, Д .К. Восточнославянская этнография. – М.,1991.
4. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. – М.: «Наука»,1981. – 606с.
5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: «Эллис Лак», 1995. – 414с.
6. Шуклин, В.В. Мифы русского народа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. – 336с.
7. Мень,А. История религии. В поисках пути, истины и жизни: в 7т., 1991.Т.1.С.27-28,31.