Презентация

Презентация Сказка как жанр фольклора

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Text

Graphics

Graphics

  • Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

  • Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Graphics

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

  • Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

    • Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.
    • Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Graphics

  • В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Graphics

  • В русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Graphics

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

  • Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Graphics

Cказка о животных — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

  • Cказка о животных — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Graphics

Сказки о животных - широко распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском - 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем значительная их час оригинальна.

  • Сказки о животных - широко распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском - 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем значительная их час оригинальна.

    • Композиционный прием сказок о животных связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и др.
Graphics

    • В сказках о животных можно проследить забытые верования, обряды, представления.
    • В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.
Graphics

Сказка бытовая - ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

  • Сказка бытовая - ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

    • В бытовой сказке говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее сюжеты тоже пришли из очень давних времен.
Graphics

Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня.

    • Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня.
    • Герой — деревенский бедняк, батрак или солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.
    • Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.
    • Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен.
Graphics

Сказка как жанр фольклора

  • Сказка как жанр фольклора

    • История сказки
    • Структура сказки
    • Основные герои
    • Особенности русских народных сказок
  • Сказки о животных.

  • Сказка бытовая

  • Волшебная сказка

Graphics

Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

    • Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.
    • Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.
    • В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.
Graphics

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

  • В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

  • В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей.

  • Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Graphics

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

  • Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

  • Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

  • Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Graphics

Главный герой сказки всегда молод.

  • Главный герой сказки всегда молод.

  • В волшебных сказках герой встречается с:

    • Существами, которых не встретишь в жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики.
    • Невиданными зверями: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица.
    • Властителями стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.
Graphics

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы:

  • Нередко в руки героя попадают чудесные предметы:

    • гусли - самогуды,
    • скатерть-самобранка,
    • шапка-невидимка.
  • В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

Graphics

  • В волшебной сказке особенно ярко сказались обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом.

Graphics

Сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

  • Сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

  • Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

Graphics

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

    • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
    • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
    • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Graphics

2. «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

  • 2. «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

    • Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:
      • Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
      • Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т.д.;
Graphics

    • Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
    • Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
    • Общефольклорные эпитет: «красна девица», «добрый молодец».
Graphics

Сказка или казка, байка, и  побасенка (древнейшее ее название басень - от слова «баять», «говорить») - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает.

  • Сказка или казка, байка, и  побасенка (древнейшее ее название басень - от слова «баять», «говорить») - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает.

  • Сказка - вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

Graphics

  • Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

Graphics

  • Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

  • Основная часть.

  • Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Graphics

  • Любимый герой русских сказок Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.


1. Курсовая Формирование профессиональной направленности в процессе обучения
2. Реферат Правонарушения 6
3. Реферат Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
4. Отчет по практике Управление персоналом в МИД
5. Отчет по практике Информационные компьютерные системы и технологии в ресторанно-гостиничном бизнесе
6. Контрольная работа Совершение сексуальных убийств
7. Доклад Троицкое-Голенищево
8. Кодекс и Законы Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 2
9. Реферат Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики
10. Курсовая на тему Статистический анализ трудовых ресурсов райпо