Рассказ

Рассказ Возникновение философского знания

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024





1.Введение
Возникновение философского знания

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса. Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — значит "мудрец". На что учитель скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философос", то есть "любитель мудрости". Стало быть, слово "философия" переводится как "любовь к мудрости". На Руси, например, философов долгое время так и называли — "любомудры".
Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, в прочем гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.
Философия возникла не на пустом месте. У неё были предшественники - мифология и религия, которые появились раньше и если подходить исторически,  Философия стала третьей ступенью в познании мира. Почему же возникла необходимость в новом подходе к познанию действительности, и в чём эта новизна, собственно, состояла? Две причины объясняют это.
Первая была социальной по своей природе. Дело в том, что становление мифологического и религиозного сознания быстро обрастало своего рода социальной инфраструктурой: возникали и закреплялись культы, обряды, традиции, которые играли громадную роль в жизни общества, а всякие отступления от правил сурово карались. Естественно, в таких условиях неизбежно выделялся слой людей, которые занимались всем этим профессионально: колдуны, шаманы, жрецы, священнослужители и т.п. Эти "должности" обладали большой притягательной силой, так как их субъекты обретали большую власть и диктовали свою волю. Сами идеи, которым эти люди были призваны служить, в конце концов, отступали на второй план, а на первом оказывались корыстные интересы клана служителей. Иначе говоря, как это всегда бывало в истории, идеология, кажущаяся сперва вполне невинной и даже привлекательной, рано или поздно становится всего лишь орудием власти в руках идеологов. Но как только это происходит, инакомыслию, дискуссиям и поискам истины сразу приходит конец, ибо другой образ мышления расцени-
3

вается как угроза для власти. С учётом этого становится понятно, что философия возникает как реакция мыслящих людей на узурпацию права на истину со стороны идеологов, как стремление к свободомыслию, когда поиск истины ограничен лишь уровнем интел-

       лекта, а не чьими-то корыстными интересами.
Слова древнегреческого философа Платона: "Мы пойдём за истиной, куда бы она нас ни привела", — прекрасно иллюстрируют это настроение, одновременно намекая, что свободное философское познание — не такое уж безопасное занятие.
Вторая причина возникновения философии — сугубо познавательная: её появление было связано с попытками объяснить мир из него самого, не привлекая для этого третий элемент — божества. Что именно лежит в основе вещей — дух или субстанция, или то и другое вместе — это уже иной вопрос. Но первых философов, при всех различиях их позиций, при всём разнообразии их фантазий и догадок, объединяло то, что все они исходили из единства мира, из связи всего со всем; из идеи, что в мире нет ничего другого, кроме самого этого мира. Это был как бы возврат к синкретизму мифов, но уже более высокого порядка, обогащенный накопленными знаниями и развитием материального производства.
4
Предмет философского знания

Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э.) Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.

Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще: исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека; анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания; изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

5

            Структура и специфика философского знания




По свидетельству античных авторов (Диоген Лаэртский), слово "философия" встречается впервые у Пифагора, а в качестве названия особой сферы знания, термин "философия" впервые употреблялся Платоном. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в целостном воззрении на мир и человека, в изучении общих принципов бытия и познания. Первые философы античного мира (Древняя Греция) стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Поэтому природа (по греч. фюсис; физика) стала первым всеобщим объектом, к которому обратилась философии, и в связи с этим сформировалось первое философское учение - натурфилософия (философия природы), которая явилась первой исторической формой философского мышления, первой философской дисциплиной в структуре философии (первыми физиологами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

По мере накопления научно-философских знаний (природных, личностных и общественных) и выработки специальных приёмов исследования (аналитических - логических, математических) начался процесс специализации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины. Первоначально эти науки входили в состав философского знания. Но постепенно начинается и ограничение круга проблем, которыми занимается философия, происходит развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникают различные философские теории и течения. В ходе предметного самоопределения философии и её внутренней дифференциации (специализации) сформировались следующие философские дисциплины: онтология (от греч. онтос - бытие, сущее) - учение о бытии (или о первоначалах всего сущего): проблема бытия понимается здесь в универсальном (всеохватывающем) смысле ("почему есть нечто, а не ничто" - один из первых философских вопросов), анализируются бытие (сам принцип существования), небытиё (возможно ли не существование, ничто), бытие материальное (природа) и идеальное (идея, мысль, дух). Часто онтология в истории философии отождествлялась с метафизикой, поскольку бытие рассматривалось не как то, что существует, а как то, что позволят всему существовать, само этим существующим не являясь:

 гносеология, эпистемология (от греч. гносис, эпистеме - знание) - теория познания, анализ наиболее общих вопросов познания: познаваем или непознаваем (агностицизм) мир, каковы возможности, методы и цели познания; в чем сущность познания и что есть истина; кто субъект и что является объектом познания;

 логика (от греч. логос - мысль и слово одновременно) - наука о формах правильного (т.е. связного, последовательного, доказательного) мышления; формами такого правильного (т.е. в соответствии с правилами логики, отражающей реальные процессы действительности) были понятия, суждения, умозаключения;

 этика (от греч. эйкос - относящийся к нравам, характеру, поведению) - наука о нравственности, морали как формам общественного сознания, о должном и правильном поведении человека среди себе подобных; проблемы этики связаны с проблемами свободы воли, природы нравственного поведения и его принципов, справедливости, добродетели, высшего блага, пользы и счастья как последствий человеческого поведения;

 эстетика (от греч. аестетикос - чувствующий, чувственный) - наука о художественном и ценностном освоении мира: изучает принципы и условия творческого преобразования и изображения мира в таких категориях, как красота, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие, вкус, трагическое и комическое.
6

Структуру философии в целом можно связать с такими тремя осваиваемыми ею явлениями, как истина, добро и красота (и в связи с этим выделять в ней философские дисциплины).

Начиная с эпохи Возрождения (14-16 века) процесс размежевания между философией и частными науками протекает ускоренными темпами. Возникает представление о естественной положительной науке, ограничивающейся преимущественно фактическими, опытными (эмпирическими) исследованиями. Специфику же философии теперь видят, прежде всего, в ее отвлечённости (спекулятивности, оторванности от опыта), абстрактности, умозрительности, теоретичности, которая очень часто вступает в противоречие с фактами и реалиями действительности. В это время философия еще продолжает заниматься общетеоретическими вопросами естественных наук. Но так как философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал, то оно носило умозрительный характер, и его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникло противопоставление философии частным наукам. В 17-19 вв. создавались системы, в которых естествознанию противопоставлялась философия природы (противопоставлявшаяся физике), философия истории - истории как науке, философия права - правоведению. Считалось, что философия способна выходить за пределы опыта, давать "сверхопытное" знание. Но такого рода иллюзии опровергались дальнейшим развитием частных наук.

В современном мире наука представляет собой разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в "частном" владении той или иной специальной науки (физики, биологии, географии). Однако в этой ситуации философия отнюдь не утрачивает своего значения (вопреки позитивизму, полагавшему, что с развитием естественных наук потребность в философии как отдельной от наук деятельности отпадает). Напротив, отказ от претензии на всезнание позволил философии более четко самоопределиться. Каждая наука исследует специфически определённую систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явления природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии, определяя ее специфику.

Уже в 20 веке внутри философии сформировались различные новые специальные дисциплины, связанные с характерным для философии обобщенным и абстрактным способом рассмотрения явлений действительности: философия языка (проблемы соотношения языка и действительности, языка и мысли, выразимости мыслей в языке), философия науки (проблемы научного знания, развития науки, методов науки), философская антропология (исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, его природы и эволюции).
 7

 2.Основная часть
 2.1. Луций Анней Сенека
        Луций Анней Сенека (5 до Р.Х. - 65) - крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Его сочинения представляют исключительный интерес, так как касаются нравственно-практических  вопросов, имеющих у Сенеки обоснование. Сенека считает, что философия должна заниматься как нравственными так и естественнонаучными вопросами, но только в той мере, в какой это знание имеет практическое значение. Знание природы дает возможность иметь средства против тех сил природы, которые противостоят человеку, дает возможность бороться против болезней и различных природных бедствий. Это знание позволяет понять природу как целое. Этические положения излагаются Сенекой почти во всех его произведениях - и в "Нравственных письмах к Луциллию", и в "Естественнонаучных вопросах", и в других произведениях. В них Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни изменить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Нужно только стоически выдерживать удары судьбы. В этом проявляется пассивная позиция стойкая, а активность должна проявляться в господстве над своими страстями, не быть у них в рабстве. Вся этика Сенеки представляет собой систему  нравственных правил о поведении человека для достижения счастливой жизни. При этом он считал что жизнь философа должна являться примером и выражением его философских взглядов, только так он может доказать их истинность.
Вопросы к тексту:
        Исчерпывающий ответы Сенека дает в своей книге «Нравственные письма к Луцилию».
       1.Чем отличается мудрость от философии, согласно Сенеке?
       Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия указывает туда, куда пришла мудрость. Почему философия называется так, ясно: само имя ее говорит об этом. А мудрость некоторые определяли как «знание всего божеского и человеческого», некоторые же говорили, что «быть мудрым – значит, познать все божеское и человеческое и его причины». Мне это дополнение кажется лишним: ведь «причины» – лишь часть «всего божеского и человеческого». И философию определяли то так, то этак: одни говорили, что она есть забота о добродетели, другие – забота об исправленье духа; некоторые же называли ее стремлением мыслить правильно. Одно известно почти что твердо: между мудростью и философией есть разница. Ведь не может быть, чтобы ищущее и искомое были тождественны. Какова разница между жадностью, которая желает, и деньгами, которых желают, такова же она между философиией и мудростью, которая есть ее конечный итог и награда. Философия – в пути, мудрость – в его конце…
        Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла (которое доступно только философии) – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует.

 

8

              2. Что дает человеку философия и чему она его учит, по мнению автора?
      Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле. Она – не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее.

      

          У выступающих с речами перед публикой и желающих добиться от нее похвал одно намеренье, у старающихся пленить слух молодежи и бездельников - другое. Философия же учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами и сама из-за противоречивых поступков не казалась пестрой. Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости - не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою
      Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие.
     Философия двояка: это и знания, и душевные свойства. Кто приобрёл знания и понял, что следует делать и чего избегать, тот еще не мудрец, если его душа не преобразилась в соответствии с выученным. А третья часть философии – наставленья - исходит из первых двух: из основоположений и свойств души; и коль скоро их обеих довольно для совершенной добродетели, третья оказывается излишней. 
      Таким образом, размышления Сенеки о знании(науках0 и мудрости значимы и для наших дней. В нашем мире всё больше знаний и все меньше мудрости, т. Е. умения применять эти знания на благо людям. Порой знания и связанная с ним техника вовсе не рассматриваются с точки зрения добра и зла для человека, а обращаются против человека.
2.2. М.К.Мамардашвили
Мераб Константинович Мамардашвили (1930 – 19900 – российский и грузинский философ, доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова (1954 г.) Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев). Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» (в 1968 – 1974 г.г. зам. Главного редактора); « Проблемы мира и социализма» ( в Праге); в Институте международного рабочего движения; в различных ВУЗах страны ( МГУ,
9
4. Словарь ( работа над понятиями и персоналиями)

А

АБСОЛЮТ – в философии понятие для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, сущностного начала, которое самодостаточно, не зависит ни от чего другого, само в себе содержит все существующее и творит его силой свободного духа. В религиозном мировоззрении – синоним Бога.

АНТРОПОЛОГИЯ – в философии: часть философского знания, исследующая природу и сущность человека. который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа. Включает в себя различные концепции личности, сложившиеся в истории философии, начиная с Сократа, Платона, Конфуция и далее.

АКСИОЛОГИЯ – часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение и развитие, смену ценностных ориентаций, их влияние на жизнь человека и общества.

АРИСТОТЕЛЬ (др.-греч. ριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Б

БЛАГО – понятие этики и философии, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений; само является ценностью и предпосылкой нравственных ценностей.

БОГ – высший объект религиозной веры, образ сверхъестественного всемогущего существа, творца мира. В иудаизме – ЯХВЕ; в исламе – АЛЛАХ; в христианстве – Святая Троица (бог-отец, бог-сын – ХРИСТОС, бог-дух святой). Представления о Боге – главная часть всех форм религии.

БЫТИЕ – наиболее общее, высшей степени абстракции философское понятие, обозначающее существование чего-либо вообще; материальная и духовная реальность, взятые в их целостности; объективный мир в его разнообразном проявлении. Быть значит существовать как непосредственно (актуально), так и в возможности (потенции). Философский анализ данного понятия был положен в античности, его относят к представителям Элейской школы (Парменид и его последователи). В структуре философского знания выступает предметом онтологии.
В

ВОСПРИЯТИЕ – чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Основанием восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс образов в пространстве и во времени. Восприятие формирует образ предмета в его целостности.

ВОЛЯ – это психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели. В концепциях волюнтаризма воля предстает либо как основополагающий принцип бытия

16

 (онтологическое основание) – например, Мировая воля в философии А.Шопенгауэра, либо как изначальное основание в деятельности человека: добрая воля в философии морали И.Канта, воля к жизни в концепциях “философии жизни” (например, у Ф.Ницше).
Г

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности; анализирующий отношение знания к действительности, формы и методы познания, их эффективность и применяемость; определяющий границы и возможности познавательных способностей человека, критерии истинности и достоверности знания; а также анализирующий различные гносеологические концепции с точки зрения выше перечисленных проблем.
Д

ДОБРО и ЗЛО – основополагающие морально-этические понятия (категории), в которых выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций. Под ДОБРОМ понимается то, что на данном этапе считается нравственным, положительным, отвечающим сущности и назначению человека и общества; то, что способствует их благу. Понятие ЗЛА обобщает противоположное ДОБРУ значение: зло – безнравственное, недостойное человека, ведущее к деградации, разрушению. Для философской трактовки этих категорий характерны поиски оснований добра и зла, их историческое звучание, исследование их как моральных ценностей и пр.

ДУАЛИЗМ – философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в философии Декарта ), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственных вещей составляют бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.
Ж

ЖИЗНЬ – биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в "снятом" виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.
И

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.

ИСТИНА – важнейшее понятие в философии и, ведущее, в гносеологии. Истина – цель познавательной деятельности, поэтому все вопросы теории познания так или иначе концентрируются вокруг данной проблемы. Однозначного определения, что такое исти-

17

на, не существует. В первом приближении, еще с античности истина определялась как соответствие знания вещи, объекту; как мысль, адекватная тому, на что направлено познание (правильная мысль). Такая трактовка истины получила название классической теории истины (синонимы: теория соответствия, корреспондентная теория истины). Но есть и другие концепции: конвециональная, когерентная, иррационалистическая, прагматическая и пр.
Л

ЛИЧНОСТЬ – прежде всего, сознательная и свободная индивидуальность. Эти отличительные признаки охватывают, по меньшей мере, сразу три элемента в структуре личности: а)уникальность человека, б)богатство и уровень развития духовности (внутреннего мира) и в)автономность (самостоятельность) его как социального существа. Личность – это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности. Понятие личности не является однозначным из-за сложности его определения. Психология делает упор на индивидуализированные характеристики, а философия выходит в спектр связи человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в развитие. Понятие личности философия отличает от понятия индивида как представителя рода человеческого: личностями не рождаются, ими становятся, – считает большинство философских концепций личности. Личность в данном понимании в любом обществе вправе рассчитывать на моральное уважение и заслуживает его.
М

МАТЕРИАЛИЗМ – совокупность философских концепций; одно из главных философских направлений, которое в основание существования всей действительности ставит материю, природу. Материя, природа, физическое, предметная реальность с точки зрения материализма первичны, а мышление, сознание, дух - вторичны, они являются результатом материального. Материализм утверждает, что материя никем не сотворена, она вечна, существует, видоизменяясь, в пространстве и времени. Движение (изменение), пространство и время – способы и формы существования материи. Мышление, сознание, духовное – свойство и результат высокоразвитой и сложно структурированной материи, прежде всего, – мозга и социума. Исторически материализм прошел длительный путь своего развития и был выражен в разных формах: главные - стихийный античный материализм, механистический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, исторический материализм.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – целостная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и поступки. Мировоззрение может быть стихийным и теоретически обоснованным. В нем отражается как конкретно-историческое содержание, так и непреходящие, общечеловеческие принципы бытия. Та или иная философия является ядром мировоззрения и оказывает определяющее влияние на всю систему мировоззрения.

       го человека, на его интересы и потребности.

МЫШЛЕНИЕ – творческая способность человека, активный процесс отражения мира в абстракциях - понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или

18

иных задач познавательного характера. В философии анализом мышления с точки зрения познавательных возможностей человека и способности достичь истины занимается специальный раздел – гносеология.

МУДРОСТЬ – высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.
О

ОНТОЛОГИЯ – важнейший раздел философского знания; учение о бытии вообще и формах его проявления. Онтология, прежде всего, анализирует главные принципы бытия и различные картины мира как основные мировоззренческие установки, складывающиеся в зависимости от выдвигаемых первопринципов, онтологических оснований бытия (например, идеалистическая онтология, материалистическая онтология, иррационалистическая онтология, онтология Платона, онтология Аристотеля, онтология пантеизма и т.д.)
П

ПЛЮРАЛИЗМ ("множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.

ПОЗНАНИЕ – процесс творческой деятельности людей по освоению действительности, формирующий знания о ней (включая и знания о самом человеке), на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. В философии познание рассматривается с точки зрения его источников, целей, возможных методов, истинности. Занимается проблемами познания специальный раздел философии – гносеология.
Р

РАЗУМ – (буквально: рацио, ум) – одна из структур познавательной способности и взаимодействия человека с миром, деятельность человеческого духа, направленная не только на чувственное, дискурсивное познание (это рассудок), а выходящее за его пределы в область умопостигаемых идей, ценностей, универсальных связей, смысла бытия. В этом толковании разум тождественен мудрости, которой доступна не только непосредственная реальность, но и то, что скрыто в ней, и то, что "лежит" за ее пределами.

РАЦИОНАЛИЗМ – совокупность философских направлений, считающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства бытия, логический порядок вещей, закономерность – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Как философская позиция рационализм большое развитие получает в Новое время (17 XVII-XVIII вв.) в трудах Декарта, Лейбница, Спинозы, Канта и

19

др. И.Кант выстраивает свою систему познания как объединение эмпиризма и рационализма; немецкая классическая философия Фихте, Гегеля, Шеллинга также носит преимущественно рационалистический характер. Рационалистической в целом является философия марксизма, позитивизма, постпозитивизма, прагматизма и утилитаризма и др. Рационализм как направление противостоит как эмпиризму и сенсуализму, так и иррационализму.
С

СВОБОДА – одно из самых сложных, универсальных и всеобщих понятий культуры; в самом общем виде – высшая духовная ценность, наличие которой дает возможность человеку или социальной группе действовать на основе своих собственных интересов, желаний и потребностей, исключительно по своей воле, без принуждения извне. Наличие свободы, способность и желание деятельности исходя из свободы являются показателями развития духовности человека и критерием культуры, показателем уровня их исторического развития. Проявление свободы неоднозначно, она имеет ряд градаций: внутренняя и внешняя свобода, свобода как познанная необходимость, свобода "от" и свобода "для", свобода воли, свобода творчества, социальная и политическая свобода, свобода выбора, нравственная свобода и т.д. В истории философии, начиная с античности, существовало множество концепций свободы: концепция стоиков, религиозная концепция свободы, концепции Канта и Фихте, материалистическая позиция (в том числе – марксистская), экзистенциалистское и персоналистическое понимание свободы и ряд других. Главное в концепции свободы – это понимание внутренней свободы. Источником внутренней свободы является СВОБОДА ВОЛИ – психический и духовный акт, выражающий способность человека к самоопределению, к выбору соответствующей деятельности из ряда возможностей, а также: способность принятия самостоятельного решения и понимание ответственности за него. Основополагающим элементом и конкретным выражением внутренней свободы выступает НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА. Она является результатом не просто свободы воли, а ДОБРОЙ ВОЛИ, то есть воли, направленной на нравственный выбор, на поступки. Здесь свобода вступает в мир нравственности, морали, в мир добра и зла (см. "поступок", "нравственность", "мораль"). Реализация нравственной свободы возможна только на основе высочайшего уровня развития морального сознания и культуры человека, личностной самодостаточности и зрелости, наличия духовных устремлений, понимания своей неразрывной связи с другими людьми, с миром в целом. Свободу следует отличать от произвола, субъективного волюнтаризма и прочих абсолютизаций, так как даже самые радикальные теоретики свободы (например, Ф.Ницше) считали, что свобода одного может простираться только до тех границ, пока она коренным образом не затрагивает интересы других. Так как человек действует среди себе подобных, то абсолютной свободы нет и не может быть, она всегда относительна.

СОЗНАНИЕ – одно из самых сложных понятий философии, психологии, социологии, социобиологии и ряда других областей знания. Однозначного понимания и единой теории на проблему сознания не существует. В самом общем виде в большинстве источников сознание определяется как высшая форма отражения действительности, данная в системе эмоциональных и понятийных (языка и речи) форм, присущих только человеку; а также, как способ отношения человека к миру и самому себе, выраженный в различных культурных образованиях и обеспечивающий понимание бытия и человека с точки зрения ценностей; как понимание человеком своего собственного существования, своего предназначения и своего места в мире. Сознание представляет собой внутренний мир

20

человека – мир чувств, мыслей, идей, оценок, идеалов и других самых разных духовных феноменов, которые существуют в идеальной форме и в этом отношении противопоставляются материальному. Сознание – это субъективная реальность, открывающаяся человеку в его жизненной практике, но и сама жизненная практика – результат сознания. Сознание также включает творческую активность, целеполагание, предвидение результатов деятельности, волевые усилия по реализации интересов и потребностей, саморефлексию и ряд других элементов, наличие которых принципиально отличают деятельность человека от инстинктивной деятельности животных. Вплоть до Нового времени сознание ассоциировалось с понятием души или "искры божией", данных человеку. Начиная с философии Нового времени (Декарт, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др.), сознание рассматривается как деятельность мозга, как интеллектуальная способность человека к познанию. Но в данных концепциях практически не рассматривается социальная природа сознания, детерминированность его обществом, связь сознания с развитием культуры, хотя слабые попытки установления такой связи имели место: (в хижинах думают и поступают иначе, чем во дворцах, – отмечал, например, Руссо). Сложная многоуровневая структура сознания, исторический его характер, органическая взаимосвязь индивидуально-личностной и надличностной, реально-практи-ческой и трансцендентной (см. трансцендентное) форм были раскрыты в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). Диалектико-материалистическая философия последовательно стояла на точке зрения вторичности сознания, считая сознание результатом, высшей формой развития материи, отражательной функцией мозга. Сознание, по марксизму, – это, прежде всего, "субъективный образ объективного мира". Особое внимание данная концепция уделяла социальной природе сознания, основаниями которой выступали трудовая деятельность, общение, необходимость обмена информацией и, как следствие, появление знаковой системы – языка и членораздельной речи. Современная нематериалистическая философия (феноменология, герменевтика, экзистенциализм и др.) не рассматривает сознание как результат отражения, как образ субъекта существующей реальности. Сознание в их интерпретации – особая самостоятельная реальность, раскрываемая через индивидуальные, специфические "картины мира", через языковые структуры, посредством культурных символов и т.д. Современные поиски внеземных форм сознания, парапсихологические теории, отождествляющие сознание с био-психо-энергетической информацией, якобы могущей "блуждать" в пространстве и времени, философия оставляет, что называется, открытыми для самых разных интерпретаций.
Ф

ФИЛОСОФИЯ – (букв. "любовь к мудрости") – особый способ постижения и освоения мира, выходящий за рамки конкретных наук; специфическая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и относительное решение коренных мировоззренческих вопросов и проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, на его сущность и его смысл; а также взгляд на человека в его отношении к миру, определение места, роли и значения человека, смысла его бытия. Современная философия – сложное, многогранное и многоструктурное знание, основанием которого выступает вся его почти трехтысячилетняя история. Философия включает множество направлений, точек зрения, разнообразных концепций, охватывающих анализ отношения: "человек – мир"; как мировоззрение касается всех сфер бытия и человеческой деятельности, выступая их основанием. Ряд разделов философии – логика, этика, эстетика и др. получили практически самостоятельное значение как особые виды знания. Философия – это

21

       квинтэссенция (Гегель) - вершина, главный стержень – любой культуры.
Я

ЯВЛЕНИЕ – философская категория, противоположная сущности, но выражающая и обнаруживающая сущность. Явление – способ существования сущности. Явление представляет сущность для чувственного ее обнаружения и на этом основании позволят разуму мыслить сущность. Любой объект – это единство явления и сущности. Например, тот или иной поступок человека выступает как явление – он представлен для непосредственного видения как конкретная форма поведения и ему сразу можно дать оценку, но одновременно каждый поступок характеризует нравственную сущность человека. Наблюдая ряд поступков, можно сделать вывод о сущности человека – явления-поступки постепенно раскрывают, обнаруживают сущность. Явление как категория в философии наполнялась разным содержанием, но всегда соотносилась с категорией сущности (см.: сущность и явление).
22

4. Список литературы
1.    Удовиченко Е. М. Философия (элементарный курс). – Магнитогорск: МГТУ, 2004.

2.    Удовиченко Е. М. Философия в идеях, лицах и понятия: учебное пособие. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009.

3.    Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. – Новосибирск 2010.

4.    Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ. Перевод и примечания С.А.Ошерова. М.: "Наука", 1977.

5.    Специфика филосовского знания: Хрестоматия/Под ред. Л.В.Голиковой. Магнитогорск: МГТУ, 2005

6.    Философия: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,202.

7.    Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА,2010.
23

Содержание
1.      Введение: возникновение, предмет, структура и специфика философского   знания……………….…………………………………………....3

2.       Основная часть: работа над статьями………………………………..8

2.1      Луций Анней Сенека…………………………………………………...8

2.2      М.К.Мамардашвили……………………………………………………9

2.3      З. Фрейд…………………………………………………………………12

3.     Заключение……………………………………………………………..14

4.       Словарь (работа над понятиями и персоналиями)…………………16

5.       Список литературы……………………………………………………23



1. Реферат на тему Hero Essay Research Paper Hero one who
2. Реферат Рентгенівське випромінювання
3. Статья О метафизическом расширении физики
4. Реферат Бернес, Марк Наумович
5. Биография Гайдар Аркадий
6. Реферат на тему О спецкурсе Компьютер для историков философии
7. Курсовая Источники гражданского права 6
8. Контрольная работа Психологическая теория права и государства ЛИ Петражицкого
9. Курсовая на тему Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия 2
10. Реферат Защита информации и информационная безопасность