Реферат Выдры 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Выдры живут в реках и морях и распространены, за исключением Австралии и Крайнего Севера, почти везде. Они плавают и ныряют мастерски, могут долгое время оставаться под водой, бегают по земле, несмотря на свои короткие ноги, очень быстро, сильны, мужественны и отважны, разумны и способны к приручению, но почти везде живут во враждебных отношениях с человеком, так как причиняют большой вред, который далеко не искупается даже ценностью их великолепного меха.
В Европе живет только один вид этой группы, имеющий в длину
Выдра — настоящее водное животное, в этом скоро можно убедиться, если наблюдать ее даже на земле. Ее походка из-за коротких ног производит впечатление ползающей, подобно змеиной, но передвигается она достаточно быстро. По снежной насыпи и ледяной горке скатывается иногда довольно далеко, причем гладкая шерсть не тормозит ее движений, а сильный хвост помогает увеличить скорость. При ходьбе опускает вниз широкую голову, спину слегка выгибает. Она лазает по деревьям только в случае крайней нужды, причем может влезать по наклонно растущим деревьям, цепляясь за них довольно острыми когтями, да и то крайне неуклюже и неловко. Совсем иначе движется она в воде, в своей привычной сфере. Само строение тела помогает ей удивительно ловко и быстро плавать и нырять: широкое змееподобное туловище, короткие ноги, пальцы которых снабжены длинной плавательной перепонкой, превращаются в хорошие весла, сильный и довольно длинный хвост служит отличным рулем, а гладкий скользкий мех помогает ей преодолевать сопротивление воды.
Даже во время долгого пребывания в воде мех выдры остается гладким и сухим. Место, где она плавает, легко определить, потому что на поверхности воды появляются воздушные пузырьки, которые собираются вокруг меха. Зимой, когда реки замерзают, животное отыскивает во льду прорубь, спускается через нее под воду и снова возвращается на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Место, где есть прорубь, она отлично запоминает и в следующий раз идет туда уже без колебаний. Во время плавания она иногда находит и новые проруби. Отверстие во льду может быть не больше маленькой дырки, в которую выдра была бы в состоянии только просунуть нос, чтобы набрать воздуха. Для нее этого совершенно достаточно, чтобы с успехом охотиться под замерзшей водой.
Наша речная выдра живет по всей Европе и, кроме того, в большей части Северной и Средней Азии. Область ее распространения на востоке доходит до устья Амура, на юго-востоке — по крайней мере до северо-западной части Гималаев. В Средней и Южной Европе она живет во всех водах, доставляющих ей питание, равно как и во всех реках и притоках, омывающих наиболее населенные местности; в Средней Азии она также избирает более благоприятные места. Речная выдра предпочитает реки, берега которых на большом пространстве покрыты лесом. Здесь она живет в подземных ходах. Выход находится всегда под водой, обыкновенно на глубине полуметра; отсюда по косому направлению поднимается проход почти в два метра длиной и ведет к просторной котловине, которая тщательно выстлана травой, так что всегда бывает сухой. Другой узкий проход ведет из котловины на поверхность берега и служит для вентиляции. Обычно речная выдра пользуется для жилья уже готовыми, размытыми водой в береге норами и пещерами, которые только удлиняет и расширяет, роя землю и разгрызая попадающиеся корни. В редких случаях она пользуется покинутыми лисьими и барсучьими норами, если те находятся недалеко от воды. Большей частью она владеет несколькими жилищами; если же случается, что река или озеро слишком изобилуют рыбой, то ей тогда нет никакой необходимости предпринимать дальние походы для перемены местообитания. Во время разлива, который затопляет и ее жилища, она спасается на близко растущих деревьях или в дупле и проводит здесь время в покое и отдыхе от своего постоянного занятия — ловли рыбы.
На свободе голос речной выдры слышится гораздо реже, чем в неволе. В спокойном состоянии издает тихое хихиканье. Когда голодна или раздражена, то испускает громкий крик, который звучит, как быстро и много раз подряд повторенный слог «гиррк».
Органы чувств у речной выдры очень развиты: она отлично видит, слышит и чует. Уже на расстоянии нескольких сотен шагов чует приближение человека или собаки и успевает вовремя нырнуть в воду.
Старые выдры живут, как правило, поодиночке, но самки долгое время не покидают своих детенышей или соединяются с другими самками, а во время спаривания и с самцами, и охотятся тогда обществами.
Обычно речная выдра выходит на рыбную ловлю лишь после заката солнца. Во время такой охоты ей нередко случается приближаться к человеческому жилищу и забираться в города и селения, лежащие вдоль больших рек. В мелких водах она загоняет рыбу в бухты, чтобы затруднить ей выход и легче было поймать ее, или, хлопая по воде хвостом, выгоняет ее из береговых нор и из-под камней, так что рыба наверняка становится добычей хитрого зверя. Речная выдра питается также раками, лягушками, водяными крысами, мелкими, а иногда и большими птицами, хотя рыба, особенно форель, остается ее излюбленным кушаньем.
Определенного времени для спаривания выдра не имеет, так как в каждом месяце года у нее можно найти детенышей. Обыкновенно время спаривания совпадает с концом февраля и началом марта. Самец и самка приманивают друг друга сильным протяжным свистом и любовно играют между собой в воде. Спустя девять недель после спаривания самка приносит двух — четырех слепых детенышей в безопасной норе, устроенной на берегу под старым деревом или крепкими корнями на мягкой и теплой травяной подстилке. Через девять-десять дней зверьки открывают глазки, а по истечении восьми недель мать выводит их на рыбную ловлю. Они остаются еще почти полгода под присмотром самки, в течение которого она обучает приемам, необходимым для их промысла. На третьем году они становятся настолько взрослыми, что способны уже к размножению.
Лонтра, или гигантская выдра (Pteronura brasiliensis), принадлежит к семейству куньих, распространена в Бразилии. Голова, по сравнению с нашей речной выдрой, кажется более круглой и не так плоско сжатой, а хвост острый по краям и сильно сплющенный. Зубная система не имеет никаких существенных отличий. Окраска прекрасного короткого меха шоколадно-бурого цвета, нижняя сторона немного светлее. Нижняя челюсть выглядит желтоватой или белой, и вся нижняя часть шеи до груди покрыта продолговатыми, часто перемежающимися беловатыми пятнами. Видоизменения, впрочем, встречаются довольно часто. По сравнению с нашей речной выдрой лонтра кажется великаном: ее длина достигает 1,5 —
Выдра питается всем, что она в силах одолеть. Однажды она загрызла двуутробку, которая была поймана в капкане, и частично съела ее; другая выдра поймала невдалеке от дома в короткое время двух гусей, которые плавали в канаве, подкравшись к ним под водой и схватив добычу за брюхо. К собакам они чувствуют большое отвращение, и в местностях, в которых они еще не научились бояться людей, нередко нападают на собак, находящихся у охотников в лодках, сбившись при этом в стаю. Выдра легко одолевает преследующую ее в воде собаку.
Альфред Врем
Где вода и рыба, там можно встретить и выдру; где же нет воды или и есть вода, да без рыбы, там выдры нет. Зверь этот не живет долго на одном месте — живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру. Малым озерам и прудам выдра наносит страшное опустошение.
Вследствие своей кочевой жизни она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде, сделанном где-либо в самом берегу речки или озера или неподалеку от него под большими камнями, плитами, корнями больших деревьев, валежинами и проч. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц. Случается также, что она селится в щелях и пустотах утесов, которые нередко упираются своими вековыми скалами в самое дно горных речек, как бы нарочно спустившись обмыться в их хрустальной холодной струйке* и послушать их постоянный шумный лепет.
Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных, а из норы постоянно несет каким-то особенно противным запахом, особливо летом, от тухлой излишней рыбы и различных костей, так что разносимый ветром смрад за несколько сажен говорит опытному охотнику о близком жилище выдры. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, которые трудно приписать какому-либо другому зверю, ибо на снегу видны оттиски плавательных перепонок, и след выдры сходен с гусиным.
В первые дни возраста молодых мать, уходя на промысел, закрывает выдрят травою или мхом в том случае, если гнездо сделано не в норе, а с поверхности земли, пряча их от хищного зверя или хищной птицы.
Выдра, как зверь сухопутный, не может жить в воде, она даже не в состоянии пробыть долго под водою и, плавая в ней за рыбою, часто выныривает на поверхность воды, чтобы перевести дыхание и запастись свежим воздухом. Вот почему выдра, гнавшись за рыбою, попадает иногда в верши, вентеля, морды, мережи, заколы, еза и другие рыболовные снасти и, не успев из них высвободиться, не имея возможности под водою набрать в себя свежего воздуха, скоро в них задыхается.
По льду и по снегу выдра может скользить на довольно большом расстоянии, для этого она обыкновенно повертывается на бок и таким способом несется, как на лыжах; этот маневр делается ею нередко при спасении от преследования собак, особенно с крутых снежных увалов. Ее крепкий и гладкий мех как нельзя лучше способствует такой проделке; он даже не намокает после долгого плавания и бывает тотчас сухим после легкого встряхивания шкурки животным, причем бывает легкий электрический свет.
Надо заметить, что собаки как-то неохотно идут за выдрой, вероятно, потому, что их отбивает сильный смердящий рыбный запах выдры.
Говорят, что выдра имеет такое же недружелюбное отношение к бобру, как соболь к горностаю, и где поселяется бобр, там наверное нет поблизости к тому месту выдры, и наоборот. Странно это нерасположение зверей друг к другу, по-видимому, сходных между собою как по наружному виду, так и по образу жизни.
Молодую выдру можно сделать вполне ручной. Она умна, послушна, ласкова с хозяином и даже полезна тем, что может доставлять свежую рыбу по желанию своего властелина. Вся штука в том, что была бы только возможность выдре исполнить это желание. Хитрые китайцы уже давно знакомы с выдрой и давно употребляют это животное для рыбной ловли, конечно, в свою пользу. В неволе выдра легко привыкает к молоку и растительной пище; ее можно даже довести до того, что рыбы есть не станет вовсе.
Выдра имеет чрезвычайно крепкую кожу, покрытую весьма густым и довольно мягким пухом, сходным с бобровым, но далеко уступающим ему в доброте; на шкуре ее вместо седой, или, лучше сказать, серебристой, оси бобра торчат длинные темно-бурые лоснящиеся волосы, которые, высовываясь из густого пуха, придают особую красоту меху, хотя и теплому, но тяжелому, зато весьма прочному и крепкому к носке. Продавцы нарочно выдергивают эти волоски из выдровых шкурок и продают последние незнающим людям за низкий сорт бобровых. Из выдровых шкурок шьют теплые и прочные шубы, но более же делают из них воротники.
Особого промысла за выдрами нет, а бьют их случайно из винтовок и давят собаками. Здесь обыкновенно караулят выдр на полыньях и ледяных трещинах, в которые выдры спускаются в воду для ловли рыбы, ибо они имеют привычку ходить на этот промысел по одному месту и нырять в известную полынью или трещину, что нетрудно заметить охотнику по следам зверя и рыбьим костям, потому что выдра, вынырнув из воды, пожирает свою добычу больше на одном месте. Скараулив выдру, стрелять ее нужно вернее, чтобы нанести смертельную рану; в противном случае легко раненная выдра тотчас унырнет в воду и уже из нее не выйдет; она скорее пропадет в воде, чем вылезет на сушу.
Выдр караулят и около их нор, или гнезд, но эта последняя охота весьма неблагонадежна, потому что выдра, уйдя из гнезда на промысел, не возвращается в него по нескольку суток сряду; вот тут и извольте ее караулить, да еще зимою. Иногда же выдра, уйдя из гнезда, более в него не возвращается. Признаюсь, я страстный охотник, а не cогласился бы на такую пытку и не стал бы караулить выдру у гнезда зимою! Другое дело весною, летом, когда у нее есть дети; тогда она часто посещает свое жилище; вот тогда бы и я готов был продежурить несколько часов сряду около гнезда, чтобы всадить в хозяйку меткую пулю!..
Если выдра будет обойдена на суше, то на след пускают собак, которые, найдя выдру, давят. В этой охоте главное дело заключается в том, чтобы не дать возможности выдре уйти от собак к речке, озеру или пруду, на которых есть полыньи, трещины на льду, заколы для рыбной ловли, проруби, ледяные отдувы и проч. Если выдра успеет заскочить в свою или чужую нору, то ее добывают из нее выкапыванием или посредством выкуривания дымом. Но все эти охоты большею частью следствие случая, нечаянной встречи с выдрою или неожиданного открытия ее жилища или свежего следа. Понятно, что летом выдру увидеть случайно или отыскать нарочно труднее, чем зимою.
В тех местах Забайкалья, где выдр много, я слыхал, что их добывают капканами, пастями особого устройства, петлями, луками (самострелами), которые настораживают на их тропах, около гнезд или около тех мест, где выдры лазят в воду.
Даже слышал, что их ловят сетями, если они уйдут в воду. Каким образом ловят выдр в эти ловушки и как они делаются, мне худо известно, да я и не специалист этого дела вообще, а потому и не берусь описывать того, чего еще сам хорошенько не знаю.
А. А. Черкасов. «Записки охотника Восточной Сибири»