Реферат Фридрих Вильгельм Ницше 1844-1900
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) - немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.
Биографическая справка:
Родился недалеко от Лейпцига в семье лютеранского пастора. Во время обучения в гимназии проявил способности к филологии и музыке.
(Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения; в основном это песни, сочинения для хора, произведения для фортепиано, виолончели.)
Зв 29 лет закончил занятия музыкой (из-за критики)
В возрасте 20-25 лет изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В это же время увлекся Шопенгауэром, стал поклонником его философии. Так же на его взгляды повлияла дружба с Рихардом Вагнером (недолго дружили, всего 3 года, потом критика музыки).
Началась франко-прусская война и он очень хотел попасть на фронт, НО жил в нейтральном государстве – Швейцарии, поэтому попал туда только санитаром.
Был выдающимся студентом, приобрел хорошую репутацию в научных кругах и в 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета, где проработал около 10 лет.
Занимательный факт: в это время он являлся гражданином мира, потому что еще в начале своей карьеры отказался от прусского гражданства.
В возрасте 35 лет вынужден был уйти в отставку из-за постоянных болезней, частых головных болей (которые лечил опиатами), почти полной слепоты.
Итак, он становится вольным писателем, постоянно переезжая с места на место и создавая в это время свои основные произведения.
Жил весьма бедно, получая только пенсию по инвалидности от университета Базеля и финансовую помощь своих друзей. Доходы от публикаций были очень малы, поскольку известность он снискал только в конце 1880х годов.
В 1889 году (в возрасте 45 лет) прекратилась его творческая деятельность в связи с помутнением рассудка (Версии: 1)плохая наследственност отца; 2)возможное заболевание сифилисом, спровоцировавшим безумие; 3)заказное отравление, кот. связывалось с активной полит.деятельностью конца 1880х годов)
В связи со своим недугом был помещен в провинциальную психиатрическую больницу и в 1900 году в возрасте 56 лет скончался. Похоронен в старинной церкви в городе, где родился рядом со своими родными.
Отношения с сестрой:
Сложные отношения с сестрой Элизабет. Она сначала уехала со своим мужем в Парагвай, но вскоре, после его самоубийства вернулась. Некоторое время напряженные отношения, но потом из-за необходимости заботы отношения нормализовались.
Сестра была распорядителем литературного наследия брата. Издавала его работы в собственной редакции, многие материалы не допускала к публикации, издала одну из книг на основе черновиков, при этом отредактировав их и изъяв все ремарки Ницше касательно отвращения к сестре. Подготовила 20томное собрание сочинений, которые переиздавались до середины 20 в.
В 1930 году стала поклонницей нацизма. Добилась того, что Гитлер 3 раза посетил созданный ею музей-архив. Сделала Ницше репутацию антисемита. А позже его стали называть «отцом фашизма». Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.
Философская концепция «Бог умер»:
Философия Ницше не оформлена в систему. Охват таких областей как философия, религия, этика, психология, социология и др.
Противопоставлял свои идеи классической немецкой философии. Провоцировал переоценку ценностей современного ему общества. Предпочитал форму афоризма.
«Возможно ли это! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог мёртв»(Так говорил Заратустра)
Итак, «Бог мёртв», или как это звучит на немецком Gott ist tot.
С этой метафоры начинается его, пожалуй, главная из изданных при жизни, книг «Так говорил Заратустра»; в разных вариациях тема «смерти Бога» присутствует в «Веселой науке» и «Атихиристианине».
«Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени» заявляет Ницше в книге «Весёлая наука».
Ницше не призывает к «убийству Бога», и не совершает это убийство - он констатирует свершившийся факт.
«Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить еще и его тень!»
Нужно отметить, что Ницше не считал, что личностный Бог когда-либо жил, а потом умер в буквальном смысле. Смерть Бога следует понимать как нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Ницше предлагает переоценить ценности и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основано христианство.
Кризис европейской культуры обусловлен отказом от идеи трансцендентного бытия, в отношении которого реальное бытие могло бы обрести смысл или которым могло бы быть определено.
«Куда скрылся Бог? Я скажу вам! Мы убили его - вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? Разве у нас есть силы…?…Что содеяли мы, когда сняли цепь, соединяющую эту землю с солнцем? Куда же теперь она движется?… Не блуждаем ли мы снова в бесконечном ничто?… Может быть, нужно уже зажигать фонари среди дня? Разве мы не слышали шума - это могильщики готовят могилу Бога! Ведь и Богам не избежать тления! Бог умер! Бог умер навсегда! И убили его - мы! …То самое светлое, самое могущественное, что было в мире, истекало кровью под нашими ножами - кто смоет эту кровь с наших рук? …какие священные игры нам придется измыслить? Не слишком ли велика для нас ноша этого великого деяния? Быть может, мы сами должны обратиться в богов, дабы оказаться достойными содеянного? Но они молчали, только глядели на него с удивлением. …Это огромное событие еще где-то в пути, оно идет к нам - весть о нем еще не дошла до слуха людей. …деяниям нужно время, даже после того как они свершились, - чтобы их можно было увидеть и услышать…»(Веселая наука)
Ницше полагал, что понадобится несколько столетий, чтобы это тревожное послание стало частью европейского опыта. Но переоценка ценностей происходит не сразу! Для переоценки ценностей мало убить Бога, необходимо научится жить без него. Для Ницше очевидно, - прежде, чем человечество обретет эти навыки, пройдет время. Это время величайшего кризиса, которое Ницше называет периодом нигилизма. Именно в течение этого периода должны создаться условия для нового человечества.
До Ницше философы рассматривали мир и историю в качестве осмысленных, рациональных и справедливых. Существование имело цель, смысл. Оно не было слепым и случайным. В мире царил порядок, заложенный Богом. Мир являлся не хаосом, а упорядоченным космосом, в котором человек обладал полным значения местом.
Именно эту концепцию Человека и существования разрушает Ницше. Для него она не является истинным изображением реальности: философские и религиозные картины мира - это только лишь выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Они являются всего-навсего слишком человеческими попытками избежать хаоса
Представление мира как хаоса указывает на фундаментальную особенность ницшеанской философии.
Мы сами придаем форму существованию. Угроза хаоса вынуждает нас творить смысл. Мы добавляем "смысл" и "цель" для того, чтобы выжить. Философские системы - это только фикции, служащие для того, чтобы защитить наше существование. Причем человек обладает особой способностью забывать: структура, которую мы добавляем к миру, кажется нам собственной структурой мира, созданным Богом порядком. Таковы предпосылки мира и чувства безопасности.
Во взглядах Ницше на жизнь и культуру ставится социально-нравственный акцент. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти—сверхчеловека («белокурой бестии»).
В подлинном же смысле сверхчеловек — это идеал, к которому стремится человечество. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, возвещает он устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки. Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается.
У Ницше бесполезно искать определение сверхчеловека. Это высший тип существа, который нельзя помыслить, оставаясь человеком. Ницше явно дает понять, что сверхчеловек – это не тип человека, созданный особой формой культуры, а нечто, лежащее за гранью возможностей человечества:
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель (Так говорил Заратустра)
Тогда в чем роль человечества? Ради чего совершено убийство Бога? У Ницше можно найти следующий ответ на этот вопрос, ответ, который дает ключ к пониманию апокалиптического сценария:
«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
Я люблю тех, кто… приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.»
Поскольку Бог утратил ценность и объяснительную силу, мы ищем другие путеводные звезды, которые могли бы заменить Его. Нигилизм в качестве способа мышления и психологического состояния возник как прямое следствие подозрения, что на самом деле не существует никакого внешнего или внутреннего морального авторитета. Чувство обесцененности возникает, как только мы понимаем, что существование не может интерпретироваться с помощью таких понятий, как "цель", "единство", "результат" и "истина". Мы сами внесли в мир эти категории и, когда их убираем, мир оказывается не имеющим ценности.
Ницше все очень любят покритиковать. Но на самом то деле Ницше не говорил, что надо стать аморальным. Он призывал стать «по ту сторону добра и зла», то есть прекратить измерять себя моральными категориями. Появление нового отношения к морали: ставится вопрос а вдруг то, что считается недобродетельным на самом деле таковым не является?
Генеалогия «убийства»:
1. Как "истинный мир" стал, наконец, пустым звуком:
2. Истинный мир достижим для мудреца…: он живет в истинном мире, он есть истинный мир…
3. Истинный мир недостижим теперь, но обещан… "грешнику на покаянии"…
4. Истинный мир недостижим, недоказуем, не обещан, …он - утешение, обязательство, императив…
5. Истинный мир - недостижим? … Следовательно, он не утешает, не спасает, ни к чему не обязывает: какие же обязательства перед неизвестностью?
6. "Истинный мир" - идея, от которой никакого проку, ни к чему не обязывающая, никчемная, лишняя идея, следовательно, ее опровергают - отбросим ее!
7. Истинный мир мы отбросили. Какой же мир остался? Может быть видимый? Ничуть не бывало! Вместе с истинным миром мы отбросили и мир видимый! … Вершина человечества. … ЗАРАТУСТРА НАЧИНАЕТСЯ!
В итоге развития европейской рациональности, стремления к истине, мертв не просто христианский Бог - мертв Бог как принцип!
Предвосхищая негативный результат попыток «избавиться от бога с минимальными издержками», их безысходность он доказывал:
«Порывая с христианством, мы одновременно оставляем и ту почву, в которой коренится право иметь христианскую мораль. Ведь она абсолютно немыслима сама по себе… Христианство представляет собой систему, продуманный и цельный взгляд на вещи. Если выломишь из христианства главную идею, веру в Бога, тут же раскрошится и все целое… она зиждется на вере в бога и рушится вместе с ней» (Сумерки кумиров)
Таким образом, для Ницше «смерть Бога» – это неизбежная и необходимая смерть производных от нее культурных образцов. Однако человечество должно только пройти это испытание, состоящее в преодолении стремления искать оправдание культуре, производной от идеи старого Бога.
Уничтожен не просто христианский Бог – уничтожен Бог как принцип! Но вместе с Богом, не уничтожена, - и в этом трагедия – потребность в Боге. Это противоречие между потребностью в идеале и осознанием принципиальной необоснуемости идеала, становится причиной разворачивающегося кризиса смысла – нигилизма.
«Могли бы вы создать Бога? — Так не говорите же мне о всяких богах! Но вы несомненно могли бы создать сверхчеловека.
Быть может, не вы сами, братья мои! Но вы могли бы пересоздать себя в отцов и предков сверхчеловека; и пусть это будет вашим лучшим созданием!» (Так говорил Заратустра).
Сверхчеловек и Бог - это, по сути, одно и тоже с той только разницей, что сверхчеловк – это новый Бог, Бог, утверждающий себя на обломках старого Бога – и не во имя новых идеалов, но во имя господства. Сверхчеловек – это тот же Бог, но «по ту сторону добра и зла».
Ницше снова и снова повторяет: да, - все идеалы пустой, но смысл не в них, а в иерархиях сил в новых мирах, которые можно создать с помощью идеалов, идеалов как инструментов.
«Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше, чем пустым понятием…» (Злая мудрость)
Заключение:
В философии Ницше идея «смерти Бога» вводится как культурный феномен и рассматривается, главным образом, в ее культурологическом значении - как фокус культурных трансформаций в Европе, как метафора, выражающая сущность и характер развития европейской культуры.
Каждый этап культурной эволюции человечества может быть объяснен исходя из рефлексивного отношения (на данном конкретном этапе) носителя культуры - субъекта действия - к идее «смерти Бога». Каждый этап культуры характеризуется своим восприятием этой идеи и характером выводимых из нее следствий – т.е. способом проецирования ее на практику. Именно таким образом у Ницше раскрывается философское и культурологическое содержание идеи «смерти Бога». Соответственно, можно выделить следующие значимые аспекты этой идеи:
1. «Смерть Бога» как закономерный итог развития европейской культуры, в теоретико-методологическом плане означающий отказ от идеи существования трансцендентной реальности, в отношении которой «видимое» бытие могло бы обрести смысл или которой могло бы быть детерминировано;
2. «Смерть Бога» как идея, выражающая несостоятельность установок развитой европейской культурой активистской парадигмы (в основе которой лежит тезис о способности человека к преобразованию действительности в соответствие с изначально заданным проектом) и, как следствие, предполагающая заведомую обреченность попыток создать позитивную парадигму культуры на рациональных основаниях;
3. наконец, «Смерть Бога» как методологическая установка преобразования культуры, состоящая в отказе от моделей, в основе которых лежит допущение о возможности и достаточности единой и статичной парадигмальной основы культуры.