Реферат История архитектуры Хабаровска
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
План
1. Первые жилые дома Хабаровки. Деревянная архитектура города….3
2. Каменная архитектура города Хабаровска……………………………7
Список использованных источников…………………………………….14
1. Первые жилые дома Хабаровки. Деревянная архитектура города.
История основания и развития Хабаровска напрямую связаны с именем Г.И. Невельского. Именно он первым определил это место как наилучшее и непременное для города, который в будущем должен стать ключевым на всем российском Дальнем Востоке. В 1858 г., 18 мая по старому стилю, был создан военный пост Хабаровка.
За первые пять лет существования в Хабаровке были построены 167 зданий различного назначения, и все они были деревянными. Преобладание такого типа домов продолжалось еще многие годы и десятилетия, да и сегодня мы можем видеть, как появляются все новые и новые деревянные дома в частном строительстве. К сожалению, в Хабаровске самые первые деревянные дома тоже не сохранились, и о них мы можем судить лишь по тем немногочисленным фотографиям и открыткам, которые имеются в архиве, в краеведческом музее, в альбомах научной библиотеки, у коллекционеров и краеведов.
В первые годы жилые дома возводились преимущественно служащими и военными. Некоторым из них удавалось построить свои дома на ссуду, выдаваемую из капитала, отпущенного императором Александром III из собственных средств специально на постройку домов в Хабаровске. Интересно, что будущие хозяева строили дом, как правило, не своими силами, а нанимали для этой цели артель. Лес заготавливали осенью, зимой вывозили его из тайги, а весной уже новая артель из мастеров-плотников принималась за сборку сруба. Одна артель сменяла другую — вслед за плотниками нанимались специалисты, знающие столярное ремесло. Они-то и завершали постройку дома: делали рамы, косяки и дверные полотна, красили полы, украшали резными наличниками окна, а часто изготовляли и мебель. Затем за дело принимались печники. [2, с. 233]
Артель плотников состояла из сельских мастеров-строителей, приходивших в город на заработки. Для многих из них эта работа являлась основным источником дохода. Справедливым поэтому будет называть городскую деревянную архитектуру тех лет народным зодчеством. «Сельские строители привносили в городскую архитектуру привычные конструктивные приемы и близкие им мотивы декора. Естественно, городские деревянные дома были значительно сложнее сельских по планировке и богаче по декоративному оформлению», — писал о хабаровской деревянной архитектуре известный знаток и исследователь русского деревянного зодчестве профессор Е.А. Ащепков.
В архитектуре и декоративном убранстве деревянных домов Хабаровска налицо самые разные влияния, привнесенные сюда во второй половине XIX века переселенцами из Центральной России и Забайкалья. В путевых очерках «По Азии» исследователь Дальнего Востока П. Краснов писал: «В Хабаровске вы видите петербуржцев, москвичей, орловцев, се-вастопольцев, одесситов и так далее...» Естественно, что такая пестрота населения города была характерной не только для чиновников, но и переселенцев. Архитектура, разумеется, отражала их привычки, пристрастия и художественные вкусы. Деревянная архитектура Хабаровска отражала и социальную структуру, характерную для центральных буржуазно-чиновничьих кварталов города. В этой архитектуре также нашло яркое отражение не только сельское народное зодчество — она испытала на себе влияние и стилевой архитектуры рубежа веков, в частности стиля модерн.
Планировочные и объёмно-пространственные композиции хабаровских домов обладали некоторым разнообразием. Наряду с одноэтажными появляются двухэтажные деревянные или смешанные (нижний этаж каменный, а верхний — деревянный) дома.
Интересная особенность деревянных домов Хабаровска — наличие в них веранд и террас, обращенных, как правило, на южную сторону. Они устраивались открытыми или застекленными и предназначались для хранения продуктов, хозяйственной утвари, а в теплый период времени эти помещения служили и местом отдыха. Веранды и террасы являлись не только дополнительной площадью, но и значительно обогащали композицию простого сруба. Различные по размерам, они и устраивались иначе: на каменном фундаменте, на кирпичных или деревянных опорах.
Веранды и террасы имели распространение не только в одноэтажных, но и в двухэтажных домах. Входами в них служили открытые наружные или же внутренние закрытые лестницы. При устройстве открытых лестниц и промежуточных площадок объемная композиция дома заметно выигрывала. В качестве интересных примеров следует назвать дом № 10 по улице Дзержинского (не сохранился), а также некоторые дома по ул. Ким Ю Чена и Шеронова.
Архитектурное и декоративное решение террас и веранд особым разнообразием не отличалось, однако и здесь можно назвать интересные решения, как, например, дом № 23 по улице Дзержинского. Терраса в нем состояла из двух крупных отсеков, примыкающих к боковому фасаду. Поддерживали ее высокие столбы, причем у одной террасы столбы деревянные, а у другой — каменные. Между ними располагалась открытая трехмаршевая лестница. Нижняя часть террас была обшита деревянными рейками, средняя и верхняя — застеклены.
В настоящее время на деревянных домах в Хабаровске сохранилась только пропильная резьба — наиболее преобладающий тип резьбы в городах Забайкалья и Восточной Сибири. В основе пропильной резьбы лежат геометрические орнаменты, однако нередко в ней можно встретить и стилизованные растительные и зооморфные мотивы. В разных местностях эти мотивы свои, отражающие растительный и животный мир конкретного района. Пропильная резьба получила в Хабаровске наибольшее распространение в конце XIX — начале XX веков.
Характерными для пропильной резьбы Хабаровска являются местные, амурские мотивы. Достаточно хотя бы остановиться на элементах наличников, напоминающих древние личины, сохранившиеся на камнях (петроглифы) близ нанайского села Сикачи-Алян, в 70 километрах от Хабаровска. Такие характерные стилизованные мотивы из личин сплошным горизонтальным поясом украшали карнизы домов по улицам Шеронова, Волочаевской, Московской, Дзержинского, Запарина, Истомина и некоторых других.
Карнизные подзоры устраивались чаще всего в несколько рядов, отстоящих друг от друга на некотором расстоянии. Мастера-резчики, по-видимому, обратили внимание на то, что в Хабаровске необычно много света и солнечных дней. Стремление показать игру света и тени и подталкивало их делать такие многоступенчатые карнизы. Действительно, в яркий солнечный день они производят впечатление необычайное, придавая пластикой светотени выразительность уличным фасадам домов. [4, с. 12]
Деревянные жилые дома Хабаровска, которых с каждым днем остается все меньше и меньше, — это далеко не старье. Прежде всего это показатель мастерства и талантливости русского человека, культурное наследие прошлого, это одновременно и связь времен, разрушить которую никто не вправе.
2. Каменная архитектура города Хабаровска
Первые каменные здания в Хабаровске появились лишь спустя четверть века после его основания, и темпы их строительства были очень низкими. В 1884 г. в городе из более чем 500 домов только три жилых дома и два магазина стояли на каменных фундаментах, а целиком каменных зданий не было вообще. Спустя шесть лет в городе числилось уже 20, а еще через шесть лет - 67 каменных построек, не считая зданий военного ведомства. [3, с. 36]
Наиболее активно каменное строительство в городе развернулось начиная с середины 80-х годов XIX в. и продолжалось практически до гражданской войны. За этот тридцатилетний отрезок времени были построены здания административных учреждений, учебных заведений, торговые и общественные здания, доходные дома и особняки зажиточных горожан.
Важным фактором активизации каменного строительства послужил перевод в Хабаровск органов областного управления и военного начальства. И не случайно поэтому первыми каменными зданиями стали военные учреждения и культовые постройки.
Закладка каменных зданий почти всегда обставлялась торжественным ритуалом, часто даже с богослужением в церкви. Так, например, 27 апреля 1895 г. состоялась закладка небольшого двухэтажного здания детского Ольгинского приюта Хабаровского благотворительного общества. Этому торжественному событию предшествовало богослужение в уже построенном к тому времени каменном Успенском соборе.
На торжестве присутствовал даже сам генерал-губернатор С.М.Духовской. Проект приюта был разработан военным инженером полковником» Н.Ф.Александровым, а основную часть средств для его строительства пожертвовала состоятельная горожанка Е.И.Голдобина. Менее чем чем рез год, 8 февраля 1896 г., детский приют, законченный строительством, был торжественно освящен и открыт.
Годом раньше закладки детского приюта в Хабаровске начали строительство двухэтажного железнодо-рожного технического училища. Позднее здание надстроили, а училище преобразовали в железнодорожный техникум, каковым он остается и в настоящее время.
Несмотря на появление каменных зданий, город еще много лет оставался деревянным, представительным выглядел лишь его центр -прибрежная часть, охватывающая все три холма.
В 1896 г. городскому архитектору было поручено составить план нового каменного трехклассного городского училища, а после разработки проекта участок отдали почтово-телеграфному ведомству.
И тем не менее в 1897 г. училище, названное Николаевским, было построено, а здание почтово-телеграфной конторы появилось только спустя несколько лет. Оба они разместились рядом друг с другом, на центральной площади города.
Здесь же, на площади, в 1900 г. началось строительство и реального училища по проекту, который разработали архитекторы-инженеры А.В.Перниц и С.О.Бер. Это было первое подобного рода учебное заведение на Дальнем Востоке. Ныне в здании училища, надстроенном в 1930-е годы четвертым этажом, размещается клиническая больница имени Нечепаева. Таким образом, три здания, обрамлявших два фасада площади, положили начало формированию ее ансамбля.
С 1900 по 1902 г. на Средней горе, недалеко от Успенского собора, возводятся: доходный дом Плюсниных (ныне краевая научная библиотека), рядом с ним - гостиница "Хабаровск" с пристроенным к ней слева доходным домом Танцыревых, а с противоположной стороны улицы - дом Хлебникова (ныне здание аптеки в перестроенном виде), Общественное собрание (здание ТЮЗа) и доходный дом Кровяковых с магазином братьев Агишевых.
Построенный в русском стиле, городской дом является одним из лучших в архитектурном отношении в городе. Связанный со многими историческими событиями, он представляет собой ценнейший памятник истории и культуры.
Например, в июне 1913 г. в нем выступал с концертами всемирно известный артист Императорской С.-Петербургской оперы (бас) Лев Михайлович Сибиряков, а в конце сентября 1913 г. выступал с речью перед общественностью города известный норвежский путешественник, полярный исследователь, ученый и писатель Фритьоф Нансен и через десять лет, 7 августа 1923 г., выступал и отвечал на вопросы горожан М.И.Калинин.
Русский стиль, как результат поисков развития русской архитектуры в конце XIX в., нашел воплощение не только в памятниках архитектуры столичных городов, но и на далеких окраинах России. [3, с. 250]
Кроме городского дома, в Хабаровске можно встретить элементы этого стилевого направления и на некоторых других постройках, например, в декоративном решении фасадов торгового дома Плюсниных (краевая научная библиотека), доходного дома С.Я.Богданова, здания рефрижератора, а также каменного здания железнодорожного вокзала, снесенного в 1960-е гг. Отражение русского стиля можно видеть и в культовых постройках - Успенском соборе, утраченном в 30-е годы, и в сохранившейся со значительными изменениями Иннокентьевской церкви.
И все-таки полнее всего русский стиль нашел отражение в здании железнодорожного вокзала, первая очередь которого была закончена строительством в 1926, а вторая - в 1935 г. Местная газета писала в ноябре 1926 года: "Вокзал построен в русском стиле. Не в древнем уродливом стиле с ненужными, тяжелыми карнизами, а в новейшем, отвечающем всем требованиям современной техники".
По-видимому, появление в 20-30-е годы здания в уже забытом русском стиле можно связывать с идеологической подоплекой - русский стиль хабаровского вокзала должен был символизировать принадлежность Дальнего Востока к России.
Вообще появление построек в русском стиле следует рассматривать с позиций времени. С одной стороны, политика на внедрение русско-византийского стиля в конце XIX - начале XX в., главным идеологом которого многие годы являлся архитектор Константин Тон, к этому времени уже не являлась обязательной, а, с другой стороны, отставание периферии от центральных районов не способствовало появлению на окраинах Российской империи архитектурных новшеств.
Однако, каким бы ни было это отставание, никак не вписывается в общую схему развития архитектуры появление в период развития конструктивизма здания, трактованного в псевдорусском стиле. Впрочем, объяснение данному феномену может быть и вполне прозаическим - для здания вокзала в Хабаровске могли Iиспользовать проект, разработанный еще до начала революции и гражданской войны.
Своеобразный архитектурно-стилевой колорит современному Хабаровску придают небольшие каменные особняки, сохранившиеся от начала XX в. Построенные по проектам профессиональных архитекторов и инженеров, они отражают уровень мастерства и высокое качество строительства того времени.
В облике этих небольших, сомасштабных человеку зданий проглядывают черты модерна, русского стиля, ампира и иных стилистических заимствований архитектуры прошлых эпох. Преобладающее количество особняков выполнены в характерном для Хабаровска кирпичном узорочье, из красного и серого кирпича. Именно эти здания составляют архитектурный портрет многих улиц исторического центра города, придавая им колористическое очарование.
Наибольший в стилистическом отношении интерес представляют двухэтажные особняки Плюсниных (улица Ленина, 15), доходные дома Богдановых, Пьянковых, Кровяковых и др. С сожалением приходится отмечать, что многие из таких зданий искажены поздними надстройками и пристройками, непрофессиональной реконструкцией и небрежным к ним отношением. Подобного рода "усовершенствования" продолжаются и в современной архитектурной практике.
Одновременно со строительством каменных общественных зданий и доходных домов в городе возводятся и некоторые промышленные здания в более долговечном материале. [1, с. 68]
Так, в 1902 г. закончены строительством артиллерийские мастерские, а в 1906 г. ниже Соборной площади, почти на самом берегу Амура, в парковой зоне построено акционерным обществом "Артур Коппель" кирпичное здание хабаровской электростанции.
Электрическое освещение в городе было открыто 1 сентября 1907 года: загорелись в домах первые 10 тысяч лампочек и осветились главные улицы и площади Хабаровска. Позднее здание неоднократно перестраивалось и расширялось различными пристройками. Ныне в нем размещается Дальневосточная студия кинохроники.
Развитие архитектуры Хабаровска в период 20 - 30-х годов происходило в русле событий и процессов, характерных в целом для России. В истории архитектуры отмеченный период часто называется одним понятием "конструктивизм". Этот архитектурный стиль трактуется как общее стилевое направление данного периода, однако это не совсем так. Достаточно хотя бы отметить такие направления как рационализм, символизм, традиционализм, имевшие свои конкретные черты и существенные отличия от конструктивизма.
В Хабаровске, как центре Дальневосточного края, включавшего территорию нескольких современных краев и областей, в конце 20 начале 30-х годов были построены несколько крупных и общественно значимых зданий разного назначения в конструктивизме, который к этому времени в столичных городах уже сходил со сцены. Среди них следует назвать такие сооружения как Дом коммуны, здания ДВ банка, Автоматической телефонной станции и целый ряд жилых домов, Проекты почти для всех этих объектов разрабатывались или в Москве, или во Владивостоке, а некоторые и в Хабаровске, хотя своей проектной организации здесь до начала 30-х годов еще не было.
Не все проекты были высокого качества и часто они перерабатывались на месте. Так, например, в мае 1930 г. из Москвы был получен эскизный проект здания АТС и отправлен на детальную разработку в Дальпроект, который находился во Владивостоке. В проекте оказалось столько дефектов и нерешенных вопросов, что Дальпроект от него отказался и Управление связи было вынуждено вести дальнейшее проектирование собственными техническими силами.
Для этого была создана рабочая группа под руководством инженера Алексеенко и архитектора-художника Солофненко. Разработанный этой группой проект и послужил основой для строительства здания АТС (находится на углу улиц Муравьева-Амурского и Волочаевской). И подобных примеров было сколько угодно, однако все эти неувязки не могли приостановить такого размаха строительства в городе, который наблюдался в 30-е годы.
О качестве архитектуры Хабаровска конца 20 - начала 30-х годов свидетельствует и такой немаловажный факт: за архитектуру здания ДВ банка (позднее Стройбанк, а ныне Управление инкассации) в 1929 г. была присуждена 1-я премия на Всесоюзном конкурсе строительства. Отмечались такие положительные качества постройки, как легкость конструкций, большая экономия материалов, успешное применение новых приемов строительства, полная механизация работ и так далее.
Завершая краткий анализ развития архитектуры Хабаровска и состояния его архитектурного наследия, необходимо обратить внимание, что сегодня наш город по своему экологическому состоянию входит в последнюю, 5-ю группу городов с критическим состоянием экологических условий.
Такому положению способствовали в значительной степени и градостроительные решения, в частности строительство крупных промышленных предприятий непосредственно в городской черте и скоро оказавшихся практически в центре. Ситуация усугубляется в настоящее время и размещением в историческом центре большого количества крупных объектов, разрушающих сложившуюся планировочную структуру исторического ядра города в пределах трех его холмов.
Активное градостроительное преобразование исторического центра происходит сегодня практически без учета архитектурного наследия, наполняющего эту часть города неповторимым своеобразием и выразительностью.
Появление здесь диссонирующих элементов стало обычным явлением, памятники архитектуры повсеместно подвергаются переделкам и изменениям, а постоянные проволочки с утверждением историко-архитектурного опорного плана и проекта охранных зон открывают "зеленую улицу" градостроительным и проектным решениям, вступающим в противоречие не только с ценным наследием, но часто и просто со здравым смыслом.
Список использованных источников
1. Бочаров Г.С. Мой город. Хабаровск в рисунках старожила. : Издательство «Амур». – Хабаровск, 1991
2. Крадин Н. П. Архитектура и архитекторы Хабаровска 1858 – 2003 гг. – Хабаровск, 2003.
3. Крадин Н. П. Старый Хабаровск: портрет города в дереве и камне (1858 – 1938 гг.). – Хабаровск, 1999.
4. Мамешин Е.Д. Наш город: заметки архитектора. Хабаровское книжное издание. – Хабаровск, 1958.
5. Православные храмы Хабаровска – свидетели истории / авт.-сост. Н. Н. Бендик, Л. В. Салеева – Хабаровск, 2003.