Реферат Проблемы социальной адаптации лиц с аутизмом в России
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Каныгина О.С.
МГПИ им.М.Е.Евсевьева,
г.Саранск
Проблемы социальной адаптации лиц с аутизмом в России
Статья посвящена актуальной проблеме социальной адаптации и интеграции лиц с аутизмом в России. Приводятся статистические данные о распространенности аутизма и эффективности коррекционной работы в этой области. Рассматривается система адаптационных мероприятий, необходимых для полноценной социализации детей с аутизмом, выделяются причины, мешающие полноценному функционированию этой системы. Обозначается ряд направлений коррекционной работы,
способной реально помочь в адаптации аутичного человека как дома, так и за его пределами.
Вопрос об интеграции лиц с аутизмом в общество достаточно сложен, причем большая часть реальных трудностей связана не только со спецификой этой аномалии развития и вытекающими отсюда методическими проблемами, но и с несовершенством нормативно-правовой системы РФ и системы специального образования.
Во всем мире от аутизма страдают примерно 67 млн. человек. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет). За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, и проблема их социальной адаптации стала весьма острой [3].
В Америке и Европе аутичных детей, как правило, удается интегрировать в обычные школы. Они получают образование, становятся художниками, музыкантами. У нас еще 20 лет назад аутизм считали детской шизофренией. И хотя сейчас детские психиатры успешно выставляют диагнозы "детский аутизм", "атипичный аутизм", "синдром Аспергера", однако где, чему и как должны учиться дети с аутизмом, совершенно непонятно, поскольку в документах Министерства образования РФ аутизм если и упоминается, то лишь на уровне проектов и рекомендаций.
В большом количестве случаев аутичных детей можно подготовить к обучению по общеобразовательной программе и дальнейшей полноценной социализации. Но для этого требуется коррекционная работа с раннего возраста. По данным американских специалистов, раннее (до 3 - 4 лет) начало коррекции повышает процент успешной интеграции до 55-60%. Пока же в отечественной коррекционной педагогике система помощи аутичным детям не разработана. А при запущенности 95% аутичных детей обречены на инвалидность. Но если вовремя оказать помощь, найти правильный подход, то 50-60 % детей смогут учиться по общеобразовательной программе, 30% – по программе специальной школы и 8-10% - адаптироваться в условиях семьи [1]. Адаптация в условиях семьи означает, что этим детям вряд ли будет по плечу школьная программа, но их можно научить опрятности, самообслуживанию, элементарным бытовым и трудовым навыкам.
Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир». Но даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию.
Вопрос о коррекционном обучении и воспитании детей с аутизмом имеет самое прямое отношение к проблеме интеграции, поскольку аутизм подразумевает "качественное нарушение способности к общению" (МКБ-10), поэтому любое квалифицированное коррекционное воздействие в случае аутизма можно рассматривать как интеграционно направленное.
Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах встречается в нескольких вариантах:
1. "Вынужденная интеграция": неподготовленный к обучению в коллективе аутичный ребенок помещается в среду, не готовую его понять и принять. Результат почти всегда оказывается неудачным: даже если ребенка с аутизмом не отторгают сразу, пребывание в классе становится очень трудным, а чаще невыносимым. Негативный опыт общения вызывает тяжелые невротические реакции, которые наслаиваются на базальные коммуникативные проблемы, и в конечном итоге трудности коррекционной работы возрастают.
1.1. На основе индивидуального сопровождения.
А) Сопровождение осуществляет специально подготовленный педагог-дефектолог, то есть в классе работают два учителя. Принципиально хороший вариант, но у него нет кадрового, нормативно-правового и методического обеспечения. Этот вариант, к сожалению, является очень дорогостоящим, и даже экономически развитые страны не могут себе позволить содержать второго учителя за государственный счет, рассчитывать же на средства родителей в ситуации, когда не менее 60% семей, в которых есть дети с аутизмом, относятся к категории социально незащищенных, вряд ли стоит.
Б) Иногда по рекомендации некоторых специалистов рассматривается вариант, когда сопровождение осуществляет один из родителей. Во-первых, сам факт постоянного пребывания родителя в школе не является естественным, адаптация в таких условиях не является социализацией. Во-вторых, в этом случае кто-то из членов семьи (как правило, мама или бабушка) не сможет работать, в школе же они сталкиваются с теми же проблемами юридического, нормативного обеспечения и т. д.
1.2. Индивидуальное обучение в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений встречается достаточно часто, но отличается крайне низкой эффективностью из-за отсутствия адекватных индивидуальных коррекционных программ, недостаточного количества часов и неподготовленности преподавателей к работе с таким контингентом.
2. "Школы-близнецы", специальные отделения или классы при школах других видов. В этом случае интеграционный процесс осуществляется наиболее мягко, гибко и регулируемо. Такой вариант широко распространен за рубежом, введение его в России наталкивается на те же - нормативно-правовые, организационные, финансовые и кадровые - проблемы. Кроме того, для тяжелых и осложненных форм аутизма вопрос о предварительной подготовке к обучению в случае школ-близнецов не снимается.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с аутизмом необходимы для подготовки детей с аутизмом (особенно важно для тяжелых и осложненных случаев) к обучению в массовых школах и других видах специальных школ, а также для обучения, воспитания и социо-культурной интеграции тех детей с аутизмом, для которых интегративное обучение по тем или иным причинам оказалось невозможным.
В большей степени аутисты нуждаются в постоянной психологической адаптационной поддержке, непрерывной работе специалистов – дефектологов, психологов, психиатров, специализирующихся именно на этом заболевании. Не последнее место в их адаптации занимает и специальная физкультура. Сегодня существует масса методик, направленных на лечение и коррекцию аутизма, но единого пути решения этой проблемы нет. У нас нет даже ни одного вуза, выпускающего специалиста в этой области [2].
Признается, что обучение и сопровождение детей с аутизмом специфично, поскольку специфично само нарушение. Существует более семидесяти разнообразных современных направлений коррекционной помощи при аутизме: поведенческая терапия – пошаговая отработка действий, методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме как аффективном расстройстве. В специальной литературе мы находим описание дополнительных нетипичных методик, методов и приемов коррекционной работы, таких как психодрама, благодаря которой у ребенка появляется возможность материализовать собственные страхи в поделках, рисунках, образах и избавиться от них; ипотерапия, дельфинотерапия – терапия посредством взаимодействия с лошадьми, дельфинами; музыкотерапия (эвритмия), развивающая коммуникацию при помощи музыкальных средств, как более доступных восприятию такого ребенка. Однако, несмотря на то, что аутизм в процессе работы можно нивелировать, ослабить, следует помнить, что это нарушение развития сохранятся в течение всей жизни лиц с аутизмом, и они нуждаются в постоянном особом понимании и поддержке со стороны окружающих людей.
Особенности аутизма таковы, что аутичного ребенка нужно учить всему: от самообслуживания и навыков опрятности до профессионального поведения и умения провести досуг. Спонтанно овладение этими навыками если и происходит, то искаженно и с большим опозданием, что усугубляет асинхронию развития, часто вызывает невротические расстройства. Более 80% всех аутистов – это люди, нуждающиеся в постоянной специальной поддержке и опеке, вместо которой они часто встречают непонимание, недоброжелательное отношение, а зачастую отторжение общества. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20—30% адаптируются относительно — они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации [3].
Работа по социальной адаптации лиц с аутизмом должна строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью. Интеграция детей с аутизмом возможна при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Если "сильный" человек хочет помочь "слабому", тогда он должен адаптировать себя, а не наоборот.
Литература
Морозов, С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом (материалы к семинару). – М.: Сигналъ, 2002.- 204 с.
Скробкина, О.В. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом детского аутизма / О.В.Скробкина // Аутизм и нарушения развития.-2009.-№2.- С.21-27.
Хаустов, А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра / А.В.Хаустов // Аутизм и нарушения развития – 2009.- №1.- С.1-13.