Реферат

Реферат Начало европейского проникновения в Индию

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024


Начало европейского проникновения в Индию


Морской путь вокруг Индии португальцы открыли в 1498 г. В результате военных экспедиций под руководством Кабрала (1500), Васко да Гамы (1502 г.) и д'Албукерки (15101511 гг.) ими была захвачена сначала территория Гоа на Западном побережье Индии; затем Даман и Диу. Пользуясь разобщенностью южноиндийских правителей и своим превосходством в мореходной технике, португальцы пиратствовали на Аравийском море, грабили корабли, скупали пряности и ткани, которые потом вывозили в Европу, различные районы Азии и Африки. В своих владениях они жестоко эксплуатировали население, силой распространяя христианство. В 1560 г. португальцы познакомили население Гоа с таким «достижением» европейской цивилизации, как инквизиция. На кострах погибали тысячи индусов и мусульман, не желавших изменить своей вере, португальцы разрушали мечети и храмы. С закатом португальской империи их влияние в Индии сошло на нет, уступив место для новых «искателей счастья» — англичан и французов.

В 1600 г. была основана английская Ост-Индская компания, получившая в 1657 г. специальную хартию Кромвеля. Эта и последующие хартии дали Компании право объявлять войну и заключать мир, чеканить монету и содержать собственные вооруженные силы. Центрами коммерческой и политической деятельности английской Ост-Индской компании стали города Бомбей, Калькутта и Мадрас. В 1664 г. аналогичную компанию основали французы; их основные фактории находились в Пондишери и Чандранагаре. Активную деятельность в Индии вели также голландцы и датчане.

Главной сферой деятельности европейских торговых компаний в Индии была скупка товаров, пользовавшихся спросом в Европе и на азиатских рынках. Часто, следуя практике

индийских торговцев, европейские купцы выступали в роли организаторов производства, раздавая ремесленникам сырье или полуфабрикаты для дальнейшей обработки. За великолепные ткани, пряности, бруски металла, хлопок, пряжу, красители, опиум, сахар, рис, шелк-сырец Европа рассчитывалась только звонкой монетой — ей нечего было предложить Индии в обмен на ее товары. Английские авторы того времени постоянно называли Индию «пропастью, в которой исчезает наше золото», жаловались, что «индийские ткани разоряют английских ткачей».

И английская, и французская компании не были чисто коммерческими предприятиями: они действовали под контролем своих правительств, содержали контингенты войск, набранных как из уроженцев метрополии, так и из индийцев, спасавшихся от нищеты. Такие солдаты из местных жителей, служившие европейским компаниям, стали называться сипаи (от тюркского Сипахи — воин). Обе крупнейшие компании активно вмешивались во взаимоотношения индийских правителей и играли все возрастающую роль в качестве самостоятельной политической силы.

Индия в XVIII в.


В начале XVIII в. империя Великих Моголов рухнула под ударами мощных народных движений. Наследники Ауран-гзеба обладали только номинальной властью, им подчинялась, да и то скорее номинально, область между двумя столицами империи — Дели и Агрой. Завершающий удар по Моголам нанесло нашествие на Индию в 1739 г. иранского правителя Надир Шаха, разбившего могольскую армию и подвергшего Дели чудовищному разграблению. Все провинции объявили себя независимыми. За вторжением Надир Шаха во второй половине 50-х — начале 60-х годов последовали походы на Индию афганского правителя Ахмад Шаха Дуррани, также разграбившего Дели и многие окрестные территории.

Государства, возникшие на обломках империи Моголов, находились на разных уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. Это был зрелый феодализм, еще не исчерпавший возможностей своей эволюции. Некоторые из новых государств по территории и населению были сравнимы с европейскими странами. В строительстве своей независимой государственности «наследники Моголов» опирались на различные модели. Одни являлись почти точными копиями с распавшейся империи, другие, не отказываясь от могольского наследия, пытались найти для себя и какие-то иные пути. В целом ситуация в Индии XVIII в. оценивалась современниками как тяжелая, кризисная, экономика и торговля переживали не лучшие времена, войны между новыми суверенными государствами разоряли города и селения. Но при этом упадок имперского центра сопровождался подъемом некоторых регионов и их столиц. В то время, когда делийские поэты оплакивали гибель империи и сравнивали некогда великолепную столицу с «засохшим садом», во многих бывших провинциальных центрах активно развивались ремесла

и торговля, бурлила культурная жизнь, возводились замечательные архитектурные сооружения. Правители новых государств наслаждались неограниченной властью, непрестанно воевали между собой, не осознавая, что главная угроза их благополучию исходила не от соседей, а от европейских колонизаторов, прежде всего англичан, перешедших в Индии от коммерческой деятельности к территориальным захватам.
Английские

завоевания

в

Северной

Индии и

англо
-
французское

соперничество


«Благородная английская Ост-Индская Компания», как она именовалась в официальных документах, к середине XVIII в. уже сохраняла немного сходства с Компанией времен ее основания — мирным сообществом торговцев, стремившихся получить как можно больше прибылей от торговли индийскими товарами. Основной целью ее политики было теперь не получение торговых привилегий от индийских государей, а установление непосредственного контроля над различными районами Индии. И в условиях, когда, по выражению К. Маркса, в Индии «все воевали против всех», наметились все предпосылки для осуществления этой задачи. Однако для того, чтобы политика территориальных захватов увенчалась успехом, Англии необходимо было одержать победу над другой европейской державой, претендовавшей на абсолютное влияние в Индии — Францией. Соперничество в Индии было лишь одной из сторон военного противоборства между двумя державами, ареной которого стала, без преувеличения, большая часть земного шара, от Канады до Индии. И если в войнах на индийской территории успеха сначала добились французы, которым в 1746 г. удалось взять главный опорный пункт англичан на Юге — Мадрас, то в последующих войнах, которые велись, в основном, на территории Хайдарабада и Карнатика, французы потерпели сокрушительное поражение. В результате Семилетней войны (1756—1763 гг.) Франция лишилась своих владений в Карнатике и Хайдарабаде. В ее распоряжении осталось лишь пять городов, укрепления которых, согласно договору, предстояло разрушить. Причины поражения Франции заключались в том, что во время Семилетней войны французское правительство было поглощено военными

действиями в Европе, в то время как англичане вели активные действия в колониях. Англия имела значительно более сильный флот, обеспечивший ей господство на море. Хорошо известен целый ряд тактических и стратегических ошибок французских военачальников в Индии, отсутствие слаженности и нередкие конфликты между ними. Однако главная причина поражения Франции состояла в том, что оно явилось прямым следствием того глубокого социально-экономического и политического кризиса, который охватил французское общество в период, предшествующий революции. Английское и французское правительства по-разному воспринимали роль своих Ост-Индских компаний в Индии. Для французского короля и его министров Индия была лишь поставщиком экзотических товаров, что обогащало купцов и казну, но без чего вполне можно было обойтись. Для Англии, передовой капиталистической державы того времени, колониальные захваты в Индии и других частях света входили в сферу жизненных интересов. В период первоначального накопления торговля индийскими товарами Англии также была необходима для обогащения купцов и казны, но в капиталистической Англии, «мастерской мира», дальнейшее развитие и особенно промышленная революция требовали не только дохода от торговли, но все в большей степени миллионных налоговых поступлений из захваченных районов Индии, а позже — рынка сбыта промышленных товаров. Таким образом, Франция, «засидевшаяся» в своей индийской политике на уровне первоначального накопления, была вытеснена с юга Индии английской Ост-Индской компанией.

В том, что Англия одержала полную победу над Францией в Семилетней войне, далеко не последнюю роль сыграл тот факт, что в 50—60-е годы XVIII в. Англии удалось захватить Бенгалию — богатейшую область высокоразвитого сельского хозяйства и всемирно известного ткачества. Еще во второй половине XVII в. английские купцы получали баснословные прибыли от вывоза бенгальских товаров, строили в различных городах фактории, на которых трудились ремесленники. Но в середине XVIII в. англичанам были нужны не торговые привилегии, даруемые могольскими наместниками, а полный контроль над Бенгалией, тем более что вступивший на престол правитель (наваб) Сирадж уд-даула был настроен враждебно к англичанам, которые открыто поддерживали других

претендентов на его престол. Известия об английских захватах на Юге подстегнули наваба, и в июне 1756 г. он начал войну с английской Компанией, захватил Касимбазар и Калькутту. Эти действия встревожили англичан, которые направил ли в Бенгалию из Мадраса отряд полковника Роберта Клайва и эскадру адмирала Уотсона. Клайву удалось, путем подкупа коменданта, взять Калькутту и овладеть Хугли. В это время в Индию вновь вторгся Ахмад Шах Дуррани, и наваб Бенга-лии счел за лучшее заключить мир, согласно которому англичанам возвращались все привилегии, дарованные Моголами, в обмен на военный союз против Ахмад Шаха Дуррани. Однако, несмотря на мирный договор, Клайв твердо решил разделаться с навабом, а для этого «войти в союз с любыми силами в Бенгалии, которые недовольны навабом или претендуют на его престол». Такой силой оказался главнокомандующий армией наваба, его зять Мир Джафар. Обвинив наваба в нарушении мирного договора, Клайв с трехтысячным отрядом наголову разбил его многотысячное войско 23 июня 1757 г. при Плесси, чему в немалой степени способствовал Мир Джафар, который вывел из боя подчиненные ему войска. Вскоре после битвы Сирадж уд-даула был захвачен сыном Мир Джафара и казнен. Мир Джафар взошел на престол, но истинным правителем Бенгалии стал Роберт Клайв, присвоивший за время своего правления (до 1767 г.) астрономиче* ские суммы денег.

Возведенный на бенгальский трон англичанами, Мир Джафар оказался в тяжелом положении, поскольку Клайв не только сам грабил страну, но и не препятствовал маратхам взимать тра-* диционную дань с Бенгалии. В 1760 г. Г. Ванситтарт, сменивший Клайва на посту губернатора Бенгалии, возвел на престол зятя нового наваба Мир Касима, которому в результате ряда административных реформ удалось поправить финансовые дела и укрепить экономику, но его попытки с помощью французских и других европейских специалистов реорганизовать армию возбудили подозрения англичан. В 1763 г. Мир Касим поднял восстание при поддержке бенгальского и бихарского населения, доведенного до отчаяния притеснениями англичан. Он заключил союз с навабом области Ауд и могольским императором Шах Адамом П. Соединенная армия союзников была в 1764 г. наголову разбита при Буксаре. Вновь назначенный губернатором Бенгалии Клайв вынудил императора даровать Компании права

дивани. Согласно этой системе, получившей название Двойственного управления, судебная власть и полицейские функции оставались за местной администрацией, а сбор налогов взяла на себя Компания. Впрочем, такое управление вскоре стало двойственным лишь по названию: после смерти Мир Джафара, которого англичане вновь возвели на престол, трон наваба занимали его малолетние родственники, не способные влиять на состояние дел.

Так был открыт путь к ограблению Бенгалии, а также соседних с ней районов Бихара и Ориссы. Торговля постепенно отодвигалась на второй и даже третий план, главный интерес англичан состоял теперь в присвоении всех налоговых поступлений с городов и сел Бенгалии. При Кл айве налоговый аппарат оставался таким же, как при могольских наместниках. Но Уоррен Хейстингс, ставший в 1772 г. губернатором Бенгалии, а впоследствии — генерал-губернатором (этот пост был введен парламентским актом 1773 г.), стал отдавать сбор земельного налога в бессрочный откуп. Это позволило удвоить налоговые поступления, но одновременно привело к массовому голоду, который в Бенгалии, Бихаре и Ориссе стоил жизни около миллиону крестьян. Из сферы торговли постепенно вытеснялись местные купцы. Нещадной эксплуатации подвергались ремесленники, которых силой принуждали заключать контракты с Компанией. Гибли ремесла, которыми Бенгалия некогда славилась на всем Востоке. Лицемерно осуждая «восточных деспотов», английские администраторы устанавливали в своих владениях режим такой феодальной эксплуатации, что ее не знала даже и Средневековая Индия. Например, согласно установлению 1766 г. все ремесленники, особенно строительных специальностей, подлежали регистрации, и никто не имел права нанимать их без специального разрешения Компании, которая устанавливала плату за труд, и превысить ее не мог ни один частный наниматель. Законодательно закреплялась кастовая организация в городах. Для занятия ремеслом и торговлей требовалось приобретать особую лицензию, стоившую до 1/4 месячного дохода. Принудительный труд использовался с размахом не меньшим, чем при Моголах: только на строительство укреплений в Калькутте было силой согнано 8 тыс. работников.

Овладение Бенгалией открыло англичанам дорогу к захвату священного города индусов Варанаси и богатой области

Ауд (Авадх). Варанаси отошел к англичанам по договору с навабом Ауда, подписанному в 1775 г. В 1781 г. в Варанаси и окрестных районах вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено. Навабу Ауда был навязан субсидиарный договор, согласно которому наваб был обязан субсидировать английские войска, расквартированные на его территории. Именно этим войскам, а не собственной армии наваба, надлежало собирать налоги, и защищать в случае войны. Вся внутренняя и внешняя политика наваба должна была осуществляться через Компанию. Такие договоры стали основой взаимоотношений англичан с индийскими государями там, где по тем или иным соображениям колонизаторы считали необходимым сохранить номинально власть князей. По субсидиарному договору индийский правитель был обязан выделять ряд областей, налог с которых шел на содержание английских войск. В результате эти области приходили в запустение, тогда правитель должен был выделять новые. Под двойным гнетом англичан и купавшегося в роскоши князя местное население обычно терпело неисчислимые бедствия и нередко восставало. Это часто бывало поводом для того, чтобы «ради сохранения закона и порядка» окончательно присоединить ту или иную область к владениям Компании. Так, несмотря на договор, к концу XVIII в. половина территории Ауда была отторгнута англичанами.

Начатое Хейстингсом ограбление Ауда и других североиндийских территорий продолжили его преемники, особенно Джон Шор (1793—1798), который после смерти наваба Асаф уд-доула вмешался в спор между приемным сыном покойного Вазиром Али (его наваб перед смертью объявил наследником) и братом наваба Саад атом Али. Несмотря на волю покойного государя, Джон Шор возвел на престол Саадата Али, а Вазира Али сослал в Варанаси, где тот предпринял безуспешную попытку поднять восстание. Это послужило поводом для отторжения новых земель от Ауда.

1. Реферат Бізнес-план створення фірми фото послуг Фуджі фото сервіс
2. Доклад на тему Ввоз вывоз иностранной валюты
3. Сочинение на тему Духоўны выбар герояў у аповесці Васіля Быкава Сотнікаў.
4. Доклад на тему Спасо-Преображенский монастырь
5. Реферат Производственный учет как составная часть управленческого учета
6. Реферат на тему Pride In The Crucible Essay Research Paper
7. Реферат Аржанов, Борис Яковлевич
8. Курсовая на тему Прогнозування і оцінка обстановки у разі вибуху газоповітряної суміші
9. Курсовая Использование линейного программирования для решения задач оптимизации
10. Реферат на тему 12 Angry Men Essay Research Paper MID