Реферат Концепции современного естествознания 16
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
І. Cущность арестотелевской революции 3
II.Значение первой научной революции для развития науки 6
Заключение 11
Список литературы 13
Введение
Объективную основу того обстоятельства, что наука воплощает в себе непрестанный поиск нового, что, более того способом ее существования является постоянное самообновление, которое, в свою очередь, форсирует обновление всей жизни человечества, составляет, с одной стороны неисчерпаемость познаваемого мира, с другой - безграничность развития общественно-исторической практики. Надо одновременно принимать во внимание разномасштабность и разнокачественность того нового, что характеризует функционирование и развитие науки. Речь идет об открытии новых фактов, об установлении новых сфер справедливости имеющихся теорий, о создании новых теорий, о разработке новых средств и методов познания, ибо "наука непрерывно кует новое материальное и духовное оружие, позволяющее ей преодолевать встающие на пути ее развития трудности, открывать для исследования неразведанные области"
Различные исследователи единодушно подчеркивают, что "в науке есть сильное стремление к новому"
Проблеме научных революций посвящена обширная литература. Истоки ее отмечены трудами В. Уэвелла. Именно он впервые подметил черты аналогии между социально-политическим и интеллектуальным развитием, вскрыв преобразующую роль фундаментальных открытий в истории познания, подчеркнул методологическую ценность обращения к ним как к опорным пунктам реконструкции прошлого науки.
В настоящее время проблема, о которой идет речь, активно разрабатывается по разным линиям. Некоторые авторы ставят в центре внимания ее философский, социологический, науковедческий аспекты. Другие делают акцент на конкретных событиях в математике, естествознании, вообще в отдельных сферах научного познания.
І. Cущность арестотелевской революции
Усвоить естествознание легче, исследуя его развитие во времени. Давайте совершим экскурсию в прошлое науки. Дело в том, что в систему современного естествознания, наряду с новыми науками о Природе, входят и такие исторические области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени и классическое естествознание до начала ХХ века. Это поистине бездонная сокровищница всех знаний, приобретенных человечеством за долгие годы своего существования на нашей планете. Вы готовы к путешествию? Тогда «полный вперед» в прошлое!
Попытка понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые предпринята древними греками. В VII–VI в.в. до н.э. в Древней Греции появились первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и его развитии.
Гениальной была идея атомистического строения материи, впервые высказанная Левкиппом (500–400 до н.э.) и развитая его учеником Демокритом (460–370 до н.э.).
Суть учения Демокрита сводится к следующему:
1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (т.е. пустоты, небытия).
2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.
3. Из «ничего» не происходит ничего.
4. Ничто не совершается случайно, а только по какому-либо основанию и связи с необходимостью.
5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке.
Развивая учения Демокрита, Эпикур (341–270 до н.э.) пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления. Если суммировать все воззрения Демокрита и Эпикура, то, имея хорошее воображение, можно увидеть в их трудах зачатки атомной и молекулярной – кинетической теории. Учение древнегреческих атомистов дошло до нас через знаменитую поэму «О природе вещей» Лукреция (99–56 до н.э.).
По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась се более актуальной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности, учеником Платона – Аристотелем (384–322 до н.э.). Аристотель был наставником Александра Македонского, вплоть до его смерти. Аристотелем было написано много работ. В одной из них – «Физике», он рассматривает вопросы о материи и движении, о пространстве и времени, конечном и бесконечном, о существующих причинах.
В своей другой работе – «О небе» он привел два веских довода в пользу того, что Земля не плоская тарелка (как считали в то время), а круглый шар.
Во-первых, Аристотель догадался, что лунные затмения происходят тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Земля всегда отбрасывает на Луну круглую тень, а это может быть лишь в том случае, если Земля имеет форму шара.
Во-вторых, греки как путешественники знали, что в южных районах Полярная звезда на небе располагается ниже, чем в северных. Полярная звезда на Северном полюсе находится прямо над головой наблюдателя. Человеку же на экваторе кажется, что она располагается на линии горизонта. Зная разницу в кажущемся расположении Полярной звезды в Египте и Греции, Аристотель сумел вычислить длину экватора! Правда эта длина получилась несколько большей (примерно в два раза), но все равно в те времена это было крупное научное открытие.
Аристотель полагал, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна, планеты и звезды обращаются вокруг нее по круговым орбитам.
Земля
Луна
Звезды и планеты
Интересно, что первые глобальные научные открытия были сделаны учеными не в земной области, а в области вселенской, космической. Именно из этих астрономических знаний родилась новая картина строения Вселенной, разрушая все старые привычные представления об окружающем людей мире. Эти знания настолько изменили и само мировоззрение всех живших в то время людей, что силу их воздействия на умы можно сравнить разве что с революцией – резкой переменой взглядов на устройство мира. Такие «перевороты» в основах знаний в научном мире так и называются – естественнонаучные революции.
Каждая глобальная естественнонаучная революция начинается именно с астрономии (величайший пример – создание теории относительности). Решая чисто астрономические проблемы, ученые начинают ясно понимать, что у современной науки нет достаточных оснований для ее объяснения. Далее начинается радикальный пересмотр всех имеющихся космологических представлений о мире и о Вселенной в целом. Завершается естественно научная революция (если дело доходит до этого) возведением нового физического фундамента под новые, радикально пересмотренные космологические представления о всем мироздании.
С этой точки зрения первой естественнонаучной революцией, преобразовавшей астрономию, космологию и физику, было создание последовательного учения о геоцентрической системе мира, начатое еще в VI в. до н.э. Анаксимандром и Аристотелем. Эту научную революцию естественно назвать Аристотелевой.1
II.Значение первой научной революции для развития науки
Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель пишет: «Ведь покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего есть сущность... как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно (от них)?»
Аристотель категорически не согласен с представлением с самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. Отсюда — и иная оценка природы и возможностей ее познания.
В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуализированных природных вещей (также как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение тела всех живых и растительных существ (от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего перводвигателя и др. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.
Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь — соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии».
Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это – субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля
Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса.
Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля – центр Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме. Он на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, далее огонь. Огонь простирается до орбиты Луны -первого небесного тела. Выше Луны – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.
В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения – равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Они вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней находится перводвигатель – Бог, который придает движение сферам. Космос – конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим.
Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия пустоты в природе. («Природа не терпит пустоты».) Введение его означало, что Аристотель строит континуальную картину мира, принципиально противоположную атомистической, дискретной.
Картина мира Аристотеля кардинально отличается от современной естественно-научной картины мира. Аристотелевский Космос иерархически организован, состоит из многих субординированных уровней, слоев. Каждый слой обладает своими специфическими закономерностями, и в каждой точке мира, в каждом направлении пространства действуют свои законы. Современная физика строится на принципиально иной основе – на идее однородности и изотропности пространства и времени (это значит, что в любой точке и в любом направлении пространства (и времени) законы природы проявляют себя одинаковым образом). Переход от аристотелевского неоднородного и анизотропного представления о Вселенной к однородной и изотропной картине мира в XVII в. был важнейшей предпосылкой формирования второй естественно-научной картины мира.
Историческая заслуга Аристотеля перед естествознанием состоит и в том, что он стал основателем системы знаний о природе – физики. Центральное понятие аристотелевской физики – понятие движения. Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении – механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном, земном мире
Движение небесных тел – наиболее совершенное. Оно представляет собой вращательное равномерное круговое движение, или движение, сложенное из таких простых круговых равномерных движений. Совершенство кругового движения в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.
В отличие от небесных земные движения несовершенны; здесь все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение — это движение тела к своему месту, например тяжелого тела вниз, а легкого — вверх. Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, — вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы.
Все остальные движения на Земле — насильственные и требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». При этом он полагал, что скорость пропорциональна действующей силе. В современной формулировке закон движения Аристотеля выглядит следующим образом:
Ft = mL,
где F— сила, действующая на тело; t — время движения; т — масса (вес); L — пройденный путь.
Интересно, что аристотелевская физика поддается переформулировке в вариационной форме, когда сила выражается через потенциал. А такое выражение оказывается весьма разумным приближением к уравнению Ньютона, записанному для движения материальной точки в вязкой среде, когда масса точки стремится к нулю.
Механика Аристотеля содержала в себе глубокое противоречие — ведь есть немало видов движений, которые осуществляются без видимого приложения силы. Что вызывает эти движения? Поиски ответа на этот вопрос растянулись на столетия.2
Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего. Так, собственно, возникает определенное диалектическое противоречие между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное и возможностями научного познания постигать общее. Развитие науки и философии во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом решить это противоречие. Несмотря на это, Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или «воспоминания», но лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.
Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение, согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие. И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием. Это и есть имманентная задача научного познания. Научное познание (эписте-ма), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения (докса). Мнение также опирается на чувства. Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего.
Заключение
Универсализм Аристотеля, его твёрдое намерение построить стройную, всеобъемлющую и при этом научную картину мира, оказался палкой о двух концах. С одной стороны, Аристотель дал начало множеству наук, от физики до филологии, сделал важнейший шаг в становлении самого научного метода. С другой - объяснив всё, его учение надолго стало путами для развития живой мысли. В своём стремлении объять необъятное Аристотель часто брался за вопросы, представлявшие в IV в. до н. э. большую проблему для точного их разрешения. Сам он был осторожен, часто говорил лишь о «возможных причинах», употреблял такие выражения, как «пожалуй», «приблизительно», «исходя из того, что нам теперь известно» и т. п. Это и есть научный подход - объяснять на основе надёжно установленного. Если же данных не достаточно, то объяснение рассматривается как гипотеза. Многие рассуждения Аристотеля в его понимании были именно гипотезами, но потом они стали догмами. А с догмой бороться очень трудно, потому что это уже не наука, а идеология.
Вероятно, будущие поколения с улыбкой посмотрят на многие наши представления о Вселенной, так же как мы сегодня смотрим на физику Аристотеля. Кроме того, нет гарантии, что наука будущего не вернётся к некоторым положениям аристотелевской физики, но на новом уровне, ведь в XX в. подобные попытки уже предпринимались. Один из основоположников квантовой механики немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) писал: «Понятие возможности, игравшее столь существенную роль в философии Аристотеля, в современной физике вновь выдвинулось на центральное место. Математические законы квантовой теории можно считать формулировкой аристотелевского понятия „дюнамис“ или „потенция“». Спокойный, уравновешенный подход Аристотеля к решению сложнейших задач, стоящих перед наукой, его неискоренимый здравый смысл и вера в способность разума проникнуть в тайны природы актуальны и в наши дни. Знакомясь с одной из самых ярких страниц в истории науки - с физикой Аристотеля, мы расширяем не только свой исторический горизонт. Приобщение к живой мысли великого человека - лучший способ понять, что такое научное мышление и наука вообще, что ей подвластно, а что нет.
Как знать, может быть, в XXI столетии в каком-нибудь университете ещё будут читать курс лекций под названием «Актуальные проблемы физики Аристотеля». Только к геоцентризму мы уже не вернёмся.
Список литературы
Найдыш В.М. «Концепции современного естествознания» - Москва 2004
Рузавин Г.И. «Концепции современного естествознания» - Москва 2006
Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - Москва 2006
История: Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. Москва, 2000
Лойберг М.Я. История: Учебное пособие. 2001.
1 Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - Москва 2006
2 Найдыш В.М. «Концепции современного естествознания» - Москва 2004