Доклад

Доклад на тему Феномен декабризма

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Нелли Тер-Геворкян

В монографии М.И.Серовой "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г.) представлена история зарождения с 10-х гг. Х1Х века и дальнейшая эволюция до 80-х гг. того же столетия политической культуры дворянской, преимущественно военной, интеллигенции.

Несмотря на существующую обширную и многожанровую литературу о декабристах, проблема декабристской политической культуры не стала пока еще предметом специального научного исследования, хотя актуальность ее несомненна.

В книге сделана попытка показать, во-первых, что передовые дворяне России в первой четверти Х1Х в. выработали свою особую, отличную от официальной патриархально-подданнической, политическую культуру - активистскую, "наступательную" (автор ее квалифицирует как контркультуру); во-вторых, что она сочетает в себе два взаимосвязанных гуманистических компонента - политику и культуру. В связи с этим, культурологический анализ, предпринятый автором, позволил включить декабристскую политическую культуру в систему культуры и в поиск собственно культурных сторон в политике.

Феномен декабризма выявил, как убедительно показала автор, два важнейших компонента, необходимых для устойчивого развития общества:

1) верховенство закона, действительная подчиненность ВСЕГО общества единым "правилам игры", с которыми согласно большинство, и

2) постоянное наличие не абстрактного, а реального слоя общества, практика жизни которого находится в соответствии с принятыми законами. Потребовав введения категории справедливости в практику жизни, декабристы стали, по сути, родителями чисто русского понимания интеллигентности, уникального явления, принятого обществом за эталон не только образованности, но прежде всего нравственности. Явление, рожденное почти два века назад, остается насущной потребностью общества и ныне. Можно сказать, что сегодня наличие или отсутствие названных компонентов становится формулой выживания или гибели общества и государства.

Особенностью монографии является междисциплинарный комплексный подход к исследованию. Исходной посылкой научного анализа является понимание автором того, что культура есть живое динамичное социальное поле, в котором развивается политическое действие, процессы, в целом - политика.

М.И.Серова показывает политическую культуру декабристов как феноменологическое явление русской культуры и истории, политической мысли и практики. Автор утверждает, что "культура вмешивается в политику и через нее же находит свое выражение, поэтому понять конкретные события не только современности, но и исторического прошлого, можно только в тесной связи развития политики с общим культурным контекстом исследуемой эпохи и частными ее проявлениями, которые в совокупности влияют на политическое поведение людей, принадлежащих к определенной культуре" (С.34). В этом смысле автор рассматривает политическую культуру с двух сторон: с одной, это элемент культуры, сформировавший особый образ жизни, мировоззрение, восприятие российской и западной действительности Х1Х в., которые противостояли официальным взглядам; с другой, политическая культура декабристов - это феномен, теоретически наметивший путь модернизации России по либерально-демократическому западному образцу. Несмотря на узость либерального поля в России в первой четверти Х1Х в., декабристы, будучи хорошо знакомыми с достижениями западноевропейской политической мысли (И.Бентам, Б.Констан,Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант и др.), опосредовали сущность либеральных идей и отразили их в своих конституционных проектах.

Привлекает внимание вторая глава монографии - "Феномен декабристской политической культуры в проблемном поле культурологии", где с философских позиций рассмотрены вопросы онтологии политической культуры декабристов в контексте российского национального опыта и традиций. Проблема проанализирована в философских категориях сущности и явления, что позволило высветить ее главную составляющую - духовную культуру, проникнутую идеями гражданственности и гуманизма.

При определении сущности декабристской политической культуры в проблемном поле культурологии автор выделила три основные формы: во-первых, в форме завершенных актов их духовной деятельности; во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры: в-третьих, в форме институциональных связей, переводящих субъективную деятельность каждого участника политического процесса в объективный план. Под этим исследователь понимает способ освоения декабристами действительности, приемы и способы выработки политической, моральной, психологической и иной информации и передачи ее другим поколениям.

Следует отметить также хороший литературный язык, которым изложены результаты многолетнего научного поиска автора.

М.И.Серова написала добротную работу, которая явится достойным пополнением литературы о декабризме - эпохе и ее представителях.


1. Диплом Доходи і видатки митної установи
2. Контрольная работа на тему Договор перевозки грузов
3. Реферат на тему Adrienne Rich Rape Essay Research Paper Expressing
4. Статья Правоохранительные органы 16
5. Реферат на тему Некоторые особенности восприятия гендерных стереотипов рекламы
6. Реферат Понятие транзакции
7. Реферат Приймання і облік касаційної або окремої скарги чи подання прокурора
8. Сочинение на тему Сочинения на свободную тему - Сон героя и его роль в художественном произведении
9. Реферат Ценооброзование в рыночной экономике
10. Реферат на тему Ode To Nightingale By Keats Essay Research