Доклад

Доклад на тему Основные этапы закрепощения крестьян

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-28

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


В 1497 г.  при правлении Ивана Ш был принят новый свод законов Российского государства – Судебник Ивана Ш . Он отражал усиление роли центральной власти в государстве. Вводилось ограничение права перехода крестьян от одного феодала к  другому. Крестьяне могли перейти только за неделю до 26 ноября  /Юрьев день/ и неделю после. За уход крестьянин должен был уплатить “пожилое” - плату, за годы прожитые на старом месте. Это первым шагом к установлению крепостного права в стране. В 1550 г. при правлении Ивана 1У был принят новый свод законов – Судебник Ивана 1У. Взяв за основы Судебник Ивана Ш, составители внесли изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян только в Юрьев день и была увеличена плата за “прожитое”, что еще более затрудняло переход. Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. В 1581 г. впервые были введены “заповедные лета” - годы, в которые запрещался переход даже в Юрьев день. В 80-90 г.г. ХУ1 в.  все население было включено в специальные книги, и появилась возможность устанавливать, кому из феодалов принадлежит крестьянин. Тогда же был издан указ о запрете переходов крестьян, что означало установление крепостного права. В 1597 г. был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие  после 1592 г. ( после составления писцовых книг) должны были возвращаться прежнему владельцу. Был установлен срок сыска – 5 лет.  В 1607 г. при правлении Василия Шуйского срок сыска беглеца устанавливался в 15 лет.  В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права  стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти хозяина. Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых холопов к их владельцам. В 1649 г.  был созван Земский собор, который завершился принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Важнейшим разделом была глава “Суд о крестьянах” : вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому.  Это означало юридическое оформление системы крепостного права.  В разделе  “ О посадских людях”  говорилось об изменение в жизни города. Были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переходы из одного посада в другой и даже женитьба на женщине из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Оброк – принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством. Барщина – принудительный труд на помещичьей земле

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru



1. Реферат на тему Виды рекламы не связанные с прессой
2. Реферат на тему Тонзиллогенные патологии
3. Реферат Понятие материи 3
4. Реферат на тему Frogs Essay Research Paper Insect small airbreathing
5. Реферат на тему История лингвистических учений
6. Реферат Фінансова безпека держави. Фінансова криза та її вплив на безпеку держави. Сучасна фінансов
7. Реферат Сюжет о Гамлете в европейской литературе 12-16 вв
8. Курсовая на тему Понятие компьютерной графики Графический редактор Adobe Photoshop
9. Реферат на тему Religion Essay Research Paper Are Religion and
10. Реферат на тему Agnostic Essay Research Paper I believe that