Доклад

Доклад на тему Великая аланская митрополия и наскальный образ Христа

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-28

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Летом 2000 года была обнаружена наскальная икона Господа Иисуса Христа. Икона написана яичной темперой в византийском стиле X века. Для того чтобы понять, как появилось столь уникальное изображение в горах Черкеска, необходимо обратиться к истории этой местности...

Мы не станем повторяться и цитировать историков, подробно описывая историю христианства на Кавказских горах - чуть ли не со времен апостольских. Особое внимание христианизации Кавказа уделил император Юстиниан Великий (527-565). Это задолго до рождения ислама! На Кавказе было открыто в VI веке несколько епархий, в составе Константинопольской патриархии.

"Грузинские летописи свидетельствуют о том, что VI Вселенский Собор подчинил Мцхетскому патриаршему престолу Осетию и Черкесию". (Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. История Христианства на Сев. Кавказе до и после его присоединения к России. Москва - Пятигорск, 1992г., с.19 -20.) Видимо, после Юстиниана Великого влияние Византии слабело на Кавказе и далекий центр на Босфоре не мог удержать за собой эти кафедры, ввиду чего и передал их Грузинскому патриарху. Но позднее - в эпоху Палеологов Византия осознала величину своей утраты: Грузинская патриархия не могла быть проводником национальной политики Византии на Кавказе, так что параллельно существовали кафедры Константинопольского патриарха - на территориях, которые носили международное значение (торговые пути государственного значения). И в X веке византийские императоры вновь вынуждены были обратить серьезное внимание на кавказские земли, используемые ими и как естественный пограничный кордон, и как "место встречи" различных культур на пересечении торговых путей. Бог не оставляет без Своего Промышления "людей, седящих во тьме" (Мф. 4:16) язычества: когда они созрели для принятия проповеди о Христе - создалась благоприятная историческая ситуация, благодаря которой императоры Византии вспомнили о пограничных народах и распространили на них свое политическое влияние, а вместе с тем несли и Свет Православия.

X - XIV века - это время очередного демографического реванша, а значит, благоприятной почвы для религиозных миссий. Политический кризис (всегда присутствующий при любом реванше - демографическом, этно-культурном, социальном и т.п.) вызывает озабоченность в тех кругах, которым важно контролировать ситуацию, чтобы не потерять своей стабильности. Эта озабоченность проявляется в окультуривании и религиозном просвещении иноземной, угрожающей государству массы. Так Промыслитель Бог наполняет смыслом все земные, исторические "случайные" события, через них приводя людей к Свету Истины... В эпоху Палеологов на смену ослабевшим епархиям Юстинианова периода приходит Великая Аланская архиепископия, вскоре получившая статус митрополии, в которую входили и земли черкесов. И по сей день остались следы этой некогда величественной крепости. В районе Нижнего Архыза сохранилось множество архитектурных памятников. Сам Н. Архыз расположен в ущелье реки Большой Зеленчук, "где сохранились остатки трех храмов Византийской постройки; вероятно [это] и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских письменных источниках с начала X и до XIV века.... Весьма вероятно, что именно крупное городище - Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой епархии". (Там же, с.47.)

Митрополит Гедеон обращает внимание на то, что в окрестностях ущелья сохранилось множество памятников: каменные статуи воинов - христиан (их плечи и чело украшены крестом, а в руках - чаша, символизирующая выпитые до дна страдания). Это подтверждает историческую догадку о том, что митрополия была и военной крепостью, центром византийского влияния на Кавказе. "Совершенство архитектурных форм храмов и росписей, наличие следов большого города говорит, что здесь был центр Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное географическое положение - по дороге через Клухорский перевал в Абхазию, а по Б. Зеленчуку и Лабе - к устью Кубани", - замечает историк аланов и их потомков-осетин Б.Синтский. (цит по: м. Гедеон.... с.46.)

И вот последняя находка, которой благословил Господь нашу землю - это оглавное изображение Господа Иисуса Христа. Находится он на отвесной скале, метров двести над рекой Б.Зеленчук. Сам образ помещен в естественную скальную нишу, прикрытую сверху каменным козырьком. В ясную солнечную погоду, под прямыми лучами солнца образ не видно. Но в пасмурную погоду, а также утром и вечером можно заметить тусклое изображение, писанное на гладкой каменной поверхности умелым византийским иконописцем. Хотя издали кажется, что изображение рельефно. Поразительно сходство этого изображения с "оттиском" Лика Спасителя на Туринской Плащанице.

События религиозного характера должны быть осмыслены, т.к. в них является Божия воля; даже если ничего особо "чудесного" нет, все равно в религиозной плоскости - это чудо. Чудесно то, что в материальных вещах, в исторических памятниках мы приобщаемся к благодеяниям Божиим; чудесно то, что в исторических предметах мы можем видеть их духовный смысл. Чудесно не только то, что превосходит законы природы, но и то, что при всем своем натурализме может нас приобщить к метафизической реальности. И в этом смысле архызский образ - величайшее чудо: под вдохновением Святаго Духа десница изографа изобразила икону, которая своей духовной глубиной поражает всех, кто ее видел - даже не особо воцерковленных людей. Вот как описывает свое восхождение к Иконе кубанский фотограф: "Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел на меня, грешника... Я стал на колени и сказал сам себе: "Бог есть"! Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерой в руках я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и Лик, и пропасть за моей спиной". (Спас Нерукотворный у Н.Архыза. П.Ткаченко, "Патриот", № 1, 2001.) "Вездесущий взор огромных... глаз проникает в самые потаенные глубины души человека", делится своими впечатлениями С.Малахов.

Чудесно также и то, что этот образ, сохранившийся в веках от распада под воздействием стихий природы, был сокрыт "до времени" от разметывающего вихря советского атеизма.

Но почему этот образ был явлен именно сейчас, именно в эти дни? Почему Господь не открыл этот образ в начале 90-х, во время массового религиозного ажиотажа? Хочется не исчерпать эту тайну, а благоговейно над ней поразмыслить. На мой взгляд, здесь рука Провидения указывает нам на соотнесение времен: X век, как и конец XX - начало XXI века - это времена колоссальных нестроений и демографического реванша на Кавказе. Но духовный взор людей X века не упустил этой миссионерской ситуации. Не упустим ли мы?

Список литературы

Монах Феогност (Пушков). Великая аланская митрополия и наскальный образ Христа



1. Реферат Колониальная эксплуатация народов Азии и Африки в период домонополистического капитализма
2. Реферат Международная миграция в современном мире
3. Биография на тему Биография Андрея Белого
4. Реферат Общие тенденции развития стран и народов Центральной и Восточной Европы в межвоенный период
5. Реферат Кража по Уголовному кодексу Республики Казахстан
6. Реферат на тему Romeo And Juliet Balcony Scene Essay
7. Реферат на тему Is Michelangelo
8. Реферат Особенности финансов некоммерческих организаций
9. Доклад Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках
10. Курсовая на тему Анализ объема выработанной продукции и пути его увеличения 2