Доклад на тему Матриархат
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Жан Жакоб Башофеп В 1861 году появилась книга, сразу привлекшая внимание специалистов, но оставшаяся почти незамеченной широкой публикой. Выдержки из этой работы, носившей название "От царства матери к патриархату", были опубликованы во Франции в 1938 году. Ее автор, Жан Жакоб Башофен, родился в 1815-м и умер в 1887 году. Он был магистратом, и на написание книги его вдохновили исследования в области юриспруденции. Вот, вкратце, основной тезис Башофена: вначале мужчины жили в обществе, где не существовало никаких преград в плане сексуальных отношений, после чего наступила эра матриархата. Селин Ренноз Селин Ренноз, воинствующая феминистка, опубликовала в Лондоне, где феминизм в начале века имел сильные позиции, "Историю человеческой мысли и эволюции человечества на протяжении веков". В этом монументальном труде (3 тысячи страниц) последовательно рассматриваются первобытный мир, древний мир, израильский мир, кельтский мир, латинский мир, современный мир. Селин Ренноз выдвигает в своей работе тезис: "История человечества - это постоянная борьба между мужчиной и женщиной, которую он постепенно лишил принадлежавшей ей поначалу главенствующей роли и притесняет в современную эпоху". (Библиография матриархата столь скудна, что имеет смысл упомянуть имена всех тех, кто занимался изучением этого вопроса.) Мадам де Паини Вот что по поводу матриархата говорит мадам Паини: "Матриархат был вытеснен патриархатом в начале четвертичного периода. Арийские народы пришли на смену народам матриархальным, хотя последние не исчезли полностью и какая-то их часть еще продолжала существовать в течение продолжительного времени. Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника". Следы матриархата Юристы констатируют наличие определенных элементов материнского принципа организации как в семейной, так и в социальной сфере жизни. Например, в некоторых группах мужчина, женившись, остается жить в доме матери, нанося время от времени визиты своей супруге. Или еще более распространенный случай: муж обязан жить в семье своей жены, где он занимает зависимое положение. Передача в наследство имущества или властных полномочий осуществляется женщинами. У латинов царская власть передавалась по женской линии. В древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь, Цекропс, ввел систему индивидуального брака. Греческие обычаи позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в коем случае не на сестре по матери. Понятие родства существовало только для женщин. Наследие матриархата прослеживается у кельтов: принцессы, выбиравшие себе мужей, многочисленные богини-матери, симуляция отцом родового акта. Ж. де Врие, специалист по кельтским традициям, по этому поводу пишет: "Нам известно, что симуляция отцом родового акта была присуща древним жителям Европы, и этот обычай до сих пор сохранился у басков". И добавляет: "В Великобритании отмечены случаи полиандрии (многомужества), а в Новой Каледонии существует женская община". В Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома. В племенах германцев царил патриархат, но тем не менее в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит пишет так: "Племянники были гораздо ближе к дяде по матери, нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и более священное родство". В общинах, где сохранились воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую он являлся главой семьи. Матриархат, оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей жены. Такой же обычай был некогда столь распространен в Индии, что там даже встречался особый вид брака, называвшийся "служебным". Еще одним пережитком матриархата является обычай, в соответствии с которым женщина остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать. Матриархат в Полинезии Питер Бак, английский писатель полинезийского происхождения, рассказывает следующее: "На Гавайях брак между братом и сестрой считался высшей формой супружеского союза в среде племенной знати. На островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат. На островах Фиджи муж является, по сути дела, гостем в доме своей жены, и все заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны". Матриархат на Антильских островах На Антильских островах в XVIII веке существовал тип матери семейства, живущей только с многочисленными детьми. Матери полагали, что их дочери могут свободно отдаваться любым мужчинам, и не видели в этом ничего предосудительного. Девственность считалась чем-то вроде изъяна. Незаконнорожденные дети были обычным явлением. Так, на Мартинике, когда священник призывал женщину выйти замуж за отца своих многочисленных детей, она отвечала ему: "Я не знаю, кто он. Когда садишься на муравейник, разве можно определить, какой именно муравей укусил тебя?" Этот тип матриархата сочетается с наличием у мужчины нескольких семейных очагов. Местные обычаи допускают своего рода полигамию (многоженство). Богатые белые подавали пример, а цветные креолы подражали им. Список использованной литературы: 1. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN 5-232-00878-1.