Доклад

Доклад на тему Аграрное законодательство Великой французской революции

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-28

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 10.11.2024


Реферат подготовил Адамов Денис

Новосибирский Государственный Университет, отделение правоведения экономического факультета

2005 г.

Ввиду частого использования словосочетания «чиншевые права», довожу до сведения, что с чешского языка ЧИНШ - регулярный фиксированный оброк продуктами или деньгами, который платился сеньору в феодальной Европе.

Цель работы: рассказать о ходе решения аграрного вопроса во Франции времен Великой революции.

Радикальное законодательство французской революции в значительной степени явилось результатом длительной и упорной борьбы со средневековыми порядками представителей третьего сословия, прежде всего крестьянских масс, которые в буквальном смысле слова “огнем писали свою революцию”. И в этом отношении аграрное законодательство революции характерно.

Небольшой экскурс во французский феодализм:

Во второй половине XVIIIв. Франция продолжала оставаться аграрной страной. Ее население насчитывало 28 млн. чел., из которых 22 млн. составляло крестьянство. Крестьяне, бывшие в большинстве своем уже лично свободными, являлись наследственными держателями земельных участков, за пользование которыми платили сеньорам денежный оброк и несли другие повинности. В своей повседневной жизни крестьянин всецело зависел от сеньора, без разрешения которого он не мог пользоваться мельницей, виноградным прессом, не имел права ловить рыбу в реке, охотиться в лесу, не мог торговать на рынке и пр. За разрешение, разумеется, приходилось платить. Основной формой крестьянских платежей был ценз, или денежный оброк, а также ряд других платежей, в сумме составлявших 25—30% стоимости земли. Кое-где сохранялся натуральный оброк (шампар), его величина достигала 20—25% урожая зерна. Существовала также барщина — от 5 до 15 дней в году. Кроме феодальных повинностей крестьяне должны были выплачивать долги ростовщикам и косвенные налоги государству.

Необходимо отметить, что все эти повинности были установлены очень давно, когда существовала личная зависимость крестьян от сеньоров, но к концу XVIII в., при соответствующей идеологической обработке Просветителями, причины их появления крестьянами были прочно забыты, а сами повинности воспринимались ими как вопиющая несправедливость.

Повсеместное обнищание деревни приводило к запустению целых областей. Нередким явлением становились «хлебные бунты», вызываемые частым голодом, что и не удивительно, ибо Франция в XVIIIв. пережила 30 неурожайных лет, поставивших земледелие страны на грань полного краха.

Все это в купе с тем, что господствующий во Франции феодальный режим сдерживал развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности с торговлей; что нищета сельских жителей не позволяла им покупать товары, а это сужало внутренний рынок; что в то же время процветало производство предметов роскоши для аристократии и верхушки буржуазии - все это привело в конце XVIIIв. к уже известным нам событиям - Великой Французской Революции.

После июльских событий в Париже, в условиях массового бегства дворян, напуганных распространением волнений по всей Франции, и нападений крестьян на замки, где они, прежде всего, уничтожали кадастры, в которых были записаны все их провинности и обязательства перед господами; 4 августа 1789г. Учредительное собрание торжественно приняло декрет, отменявший феодальные права дворянства, но оставлявший в неприкосновенности огромные земельные владения дворян. Феодальные повинности (ценз, шампар, различные барщинные отработки) отменялись не безвозмездно, а за большой выкуп. Приведу выдержки из этого документа: «Ст.1. Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие же подлежат выкупу». К последним по Ст.6. относятся «всякие вечные земельные ренты и шампар». Ст.9. гласит, что «денежные, личные и земельные привилегии уничтожаются, а налоги будут взиматься со всех и одинаково». Прокомментирую Ст.1.: здесь речь идет об отмене относительно второстепенных феодальных прав, таких как серваж, право «мертвой руки», исключительное право охоты и т.д. С безвозмездным отказом от них сеньоры согласились легко, учитывая, что фактически они были потеряны еще с первых дней революции. А вот самое главное зло - оброки и ренты - так и осталось не тронутым, поэтому революция и не остановилась на достигнутом, а пошла дальше, подталкиваемая крестьянскими массами.

Однако, все же, что касается выкупа за платежи, то на самом деле реальность революционной эпохи была такова, что ни сами крестьяне не подумали выплачивать этот выкуп, ни сеньоры никогда не решились потребовать его с них. Но, по моему мнению, уничтожение феодализма уже стало делом принципа.

24 декабря 1789г. декретом Нац.собрания все земли духовенства были переданы в распоряжение нации, но с «обязательством выделения средств на поддержание культа, его служителей и т.д.». Церковные владения были конфискованы, но потом эти земли вернули (около 30%) или возместили за них деньги.

Провозглашая 4 августа 1789г. отмену феодальных прав, Нац.собрание отнюдь не имело в виду исполнять всех данных им в этот день обещаний и приняло свое постановление лишь для прекращения аграрных беспорядков. Декретом от 15 марта 1790г. Собрание, пользуясь своим правом посредством особого закона уточнять как последствия уничтожения феодального режима, так и разграничение между отмененными и подлежащими выкупу правами, — постановило следующее:

Глава I

Ст.1. «Всякие почетные отличия и все права, проистекающие из феодального строя, уничтожаются. Имущественные права и обязанности крестьян приравниваются к обыкновенной ренте и поземельным повинностям». Замечу, что в последнем предложении, отчетливо видно стремление Собрания «освободить» крестьянские повинности от феодальной правовой формы и перевести их на язык римского частного права, т.е. в какой-то мере «обуржуазить».

Ст.2. «Вместе с феодальной системой владения недвижимостью уничтожается и старый порядок наследования». Вполне логично, если взять во внимание еще и произошедшую до этого отмену права «мертвой руки».

Глава II

Ст.1. «Личная, имущественная или смешанная крепостная зависимость, равно как и их последствия, безвозмездно уничтожаются», т.е. подтверждается то, что было провозглашено 4 августа 1789г. Однако, по Ст.2. «все земли, находившиеся прежде в крепостной зависимости имущественной или смешанной, будут и впредь обременены теми же повинностями, платежами, земельными налогами и барщиной, которыми они были обременены до сего времени».

Ст.27. «В качестве вознаграждения за уступку права собственности на землю или какого-либо имущественного права остается земельная барщина». Лично мне остается немного не понятным: Ст.1. гласит о безвозмездном уничтожении всякого рода зависимости, в том числе и имущественной, значит, сохранение земельной барщины противоречит ей. Так ли это на самом деле?

Ст.1. Главы III вводит не понятное и никак не расшифровываемое понятие полезных прав и обязанностей: «Могут быть выкуплены и подлежат исполнению впредь до окончания выкупа все полезные феодальные и чиншевые права и обязанности, являющиеся платой за первоначальную уступку недвижимости и составляющие ее условие».

В Главе IV, принятой 3 мая 1790г., говорится о том, что «всякий собственник может выкупить чиншевые и феодальные права, коими отягощена его недвижимость», также рассматриваются некоторые нюансы, связанные с этим, например, ситуация, когда недвижимостью обладают несколько совладельцев.

Следующим этапом в области решения аграрного вопроса была деятельность Законодательного Собрания.

25 августа 1792г. был издан декрет, по которому следовало следующее:

1) Все последствия, вытекающие из правил, связанных с феодализмом, признаются не существующими.

2) Всякая поземельная собственность считается свободной от всяких прав, пока не будет доказано противоположное.

3) Все наследственные имущества, уступленные под условием освобождения от крепостной зависимости и находящиеся поныне в руках бывших сеньоров, подлежат возвращению тем, кто их уступил. Обещанные, но всё же не выплаченные бывшим сеньорам по тем же поводам суммы не могут быть взысканы этими последними.

4) Все вообще сеньориальные права отменяются без всякого вознаграждения, если только не будет доказано, что они имеют своим источником первоначальную уступку недвижимости. В таком случае эти права могут быть выкуплены.

5) Самое главное: Все предыдущие законы, противоречащие в чем-либо постановлениям настоящего декрета, объявляются ничтожными. Подобный ход мысли логичен и всегда сопровождает издание законов, но сейчас это важно тем, что этот декрет, несмотря на официальное отсутствие феодализма, уничтожил его, в качестве аргумента можно взять пункты 1), 3).

28 августа 1792г. вышел закон, по которому отменяется право триажа, а земли, отобранные в соответствии с ним у общин, возвращаются последним.

Последним этапом стало Аграрное законодательство монтаньяров (якобинцев) (1793-1794гг.)

Этот этап характеризуется четырьмя важными декретами.

Первый из них (3 июня 1793г.) гласит о распродаже участками земель эмигрантов, что, в общем-то, не удивительно, ибо Якобинская диктатура была насыщена репрессивными мерами.

Второй - декрет 10—11 июня 1793г. об общинных землях. В нем Национальный Конвент:

а) постановляет, что все имущества, принадлежащие коммунам, за исключением общественных мест, имущества государственной важности и т.д., могут быть разделены между их членами, не зависимо от пола, возраста, соц.положения и т.п. этих членов. Тут же дается определение коммуны (общины): «коммуна есть общество граждан, соединенных местными отношениями».

б) Устанавливает внушительный список правил раздела общинной собственности и прав на пользование долями их получателями. Например, все жители будут пользоваться в качестве полных собственников теми долями, которые достанутся им при разделе, но они не будут иметь права отчуждать своих долей в течение десяти лет.

в) Дает право коммунам самим решать: проводить раздел или нет; если нет, то продолжать пользоваться общинным имуществом сообща или продать его (сдать в аренду). Также вводятся условия, при которых может быть принято то или иное решение, и правила его исполнения. Например, «Если одна треть голосов выскажется за раздел, то таковой должен быть произведен».

Третий - декрет 17 июля 1793г. об окончательном упразднении феодальных прав. Согласно этому документу все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, за исключением рент и повинностей чисто земельного характера, не вытекающих из феодальных прав, и сохраненные в силе декретом 25 августа 1792г., отменяются без всякого вознаграждения. Было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории буржуазных революций Запада решение главного вопроса революции — аграрного.

И, наконец, четвертый декрет. Он вышел 7 сентября 1793г. В нем, под страхом лишения всех гражданских прав, запрещается любому французу пользоваться феодальными правами. По-моему мнению, это заключительный штрих в упразднении феодализма.

Вывод: на протяжении нескольких лет, в условиях частой смены власти, обусловленной делом революции, Французский народ, и в первую очередь крестьяне, добился уничтожения феодального строя, путем последовательного и все более и более радикального аграрного законодательства.



1. Реферат на тему The Noble Savage In Mary Shelley
2. Реферат на тему Kosovo Essay Research Paper Kosovo is a
3. Кодекс и Законы Финансовая отчетность и ее анализ
4. Курсовая на тему Организация бухгалтерского учета ценных бумаг
5. Кодекс и Законы Теория разделения властей 8
6. Реферат на тему Yucca Mountain Nuclear Waste Essay Research Paper
7. Курсовая Проектирование автомобильной дороги
8. Диплом на тему Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии
9. Реферат на тему Философские искания Толстого мысль народная
10. Реферат на тему Chapter Nine Summary Essay Research Paper In