Доклад

Доклад Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия

А.В.Суворов

Помочь можно только тому, кто и сам себе помогает. Индивид должен быть не только - и не столько - объектом помощи (медицинской, психологической...), сколько её субъектом. Не потребителем помощи, а помощником того, к кому обратился за помощью.

Это верно во многих случаях. На этом стоит и с этим падает совместная педагогика: пока ребёнок-инвалид не осознал своей инвалидности, он не более чем объект реабилитирующих усилий извне. Общение с инвалидами других категорий и относительно здоровыми ребятами вынуждает его осознать свои проблемы, а доброжелательность окружающих, их поддержка, готовность прийти на помощь там, где он в одиночку не справится, - стимулирует желание преодолевать социальные последствия инвалидности с опорой на антиэкстремальную коалицию, то есть, попросту, на поддержку друзей. Осознание же инвалидности без поддержки окружающих приводит к озлоблению, к самоизоляции. Окружение воспринимается как в основном враждебное: "зрячие дураки", - "обобщают" слепые; "говорящие злые", - уверены глухонемые... Так же неуютно чувствуют себя среди людей с нормальной речью и логоневротики, что приводит лишь к усилению логоневроза.

Поэтому Альфа и Омега семейной логопсихотерапии - саногенный коллектив пациентов и их родственников, который формируется благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта, организующего, стимулирующего самореабилитацию членов группы семейной логопсихотерапии. Саногенный коллектив возникает в период интенсивной психотерапии, которому предшествует длительный пропедевтический период. В этот пропедевтический период идёт тестирование, анкетирование, широко применяется библиотерапия, пациенты пишут сочинения по включённым в библиотерапевтический список текстам, - короче, идёт подготовка сознания пациентов к радикальному пересмотру своего отношения к логоневрозу.

Этот пересмотр происходит "взрывом" во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, когда в присутствии многочисленной аудитории психотерапевт внушает пациентам, что они себя недооценивают, могут куда больше, чем привыкли думать, - и к концу сеанса каждый вполне отчётливо, не заикаясь, что-то произносит.

А затем - три дня молчания. Общаться как угодно, только не вслух.

Ю.Б.Некрасова в конце своей творческой жизни привлекла к участию в логопсихотерапии сенсорных инвалидов, с более/менее глубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе и меня. Потом эстафету подхватила Н.Л.Карпова.

С нашим появлением всех пациентов в обязательном порядке стали обучать дактильной (пальцевой) речи. (Именно дактильной, от слова "палец", а не тактильной: сравните с названием науки об отпечатках пальцев - "дактилоскопия".) По разработанным мною методикам ускоренного обучения дактильной речи пациенты овладевали дактильным алфавитом перед сеансами эмоционально-стрессовой психотерапии, а в период трехдневного молчания могли применять для общения и этот беззвучный способ. Когда меня приглашали в группу, в ходе знакомства с пациентами и их родственниками, подходившими ко мне по очереди, я заодно принимал и "зачёт" по дактильной речи.

Экстрасенс И.М.Поволоцкая, слабовидящая глухая, подвергала пациентов и их родственников своеобразной психодиагностике: обходила стоящих кр'угом членов группы, подставляла свои ладони под их ладони или, наоборот, свои ладони держала над их ладонями, - и давала личностные характеристики каждому. Попробовать это предложили и мне. К тому времени, к маю 1995 года, мой опыт общения с экстрасенсами (в том числе Джуной Давиташвили) был более чем десятилетним. Я научился "прислушиваться" к очень слабым, обычно подпороговым, ощущениям, вызываемым энергопотоками ("биотоками"?) организма. Подключаться к ладоням научился у И.М.Поволоцкой, и это оказалось весьма информативно.

Уже в июле 1995 года я эту "нетрадиционную психодиагностику" применил на смене общения Свердловского областного Детского ордена милосердия в лагере "Светлячок" (Свердловская область, Полевской район). Ажиотаж вызвал жуткий, ребята, что называется, "встали на уши", пошли разговоры о моей способности "предсказывать судьбу", "определять характер"...

Я испугался - чересчур ответственно, нельзя так безоглядно верить всему, что тебе наговорят, подключившись к твоим ладонным излучениям. Я всегда думал и продолжаю думать, что у человека должно быть о себе прежде всего собственное мнение. Присоединяюсь к иронии Чацкого, который спросил Молчалина: "Зачем же так секретно?" - когда тот изрёк: "В мои лета не должно сметь своё суждение иметь". И когда я узнал, что дети назвали всю эту премудрость "игрой в ладошки", я вздохнул с облегчением. Игра, она и есть игра, я не пророк, не оракул какой-то, мы просто играем, я могу и ошибаться, и любой вправе с моими выводами не согласиться - пусть каждый имеет о себе "своё суждение".

Но всё-таки чудеса: "вслушался" в ладонные излучения - раздражитель столь же мало мистический, как и степень гладкости - шероховатости, нежности - грубости, сухости - влажности кожи, - а выводы про личность... Размышляя над этим - и пытаясь объяснить детям, что же всё-таки происходит при "игре в ладошки", - я нашёл наиболее близкую и точную, как мне думается, аналогию: выражение лица. Почему вы уверены, что лицо глупое или умное, доброе или злое, любопытное или равнодушное? Как вы это определяете? Глаза светятся, говорите? Там что, батарейки и лампочки, как в карманном фонарике? Или степень ума и доброты вы определяете по каким-то особенностям носа?

Спрашивая так, я полностью запутывал свою аудиторию, а затем заключал: вот видите, вы не знаете, откуда у вас уверенность, что лицо выражает ум или глупость, доброжелательность или злобность, любопытство или равнодушие; ну, и я вправе не знать, почему то же самое выражают ваши ладони, с чего я это беру. Но в подавляющем большинстве случаев вы сами со мной согласны, что ваши ладони выражают ваше действительное состояние, и не только прямо сейчас, но и долговременное. По лицу такие состояния тоже как-то определяются: например, "интеллигентное лицо" - это уже о постоянной черте личности. Словом, не вдаваясь ни в какую мистику, мы можем констатировать, что о "выражении ладоней" можно говорить так же уверенно, как и о "выражении лица". И этого с нас хватит, почему да как - разрешим друг другу просто не знать! Мало ли чего не знает человечество, не надо бояться необъяснённости, а бывает, наверное, и необъяснимость...

С помощью этих рассуждений я прежде всего старался снять с себя чрезмерную - провидческую, пророческую, оракульскую - ответственность. Никакая не психодиагностика, а просто игра. И давайте относиться к этому соответственно - по-игровому. Я не хочу подавлять вашу волю - наоборот, боюсь этого. И когда вы не подтверждаете моих выводов - я доволен, даже если подозреваю, что вы это делаете "из вредности", в порядке психологической самозащиты. Правильно, молодцы, от таких вещей лучше защищаться. И я со временем научился предлагать аудитории способ самопроверки: соедините свои ладони и сами попробуйте прислушаться, где у вас там теплее - холоднее, ломит вроде - сквозит... Темно - светло... Почувствовали? Что и требовалось доказать. Просто много есть такого, чего мы до поры до времени, а то и никогда, не замечаем, но это не значит, что не можем замечать в принципе.

Как и обучение дактильной речи, "игра в ладошки" стала непременным элементом методики семейной логопсихотерапии.

Постепенно главной формой моего участия в семейной логопсихотерапии стала свободная беседа с группой на этические темы, прежде всего - этика общения между инвалидами и здоровыми. Это то же самое, чем я, в основном, занят и с детьми. Но с детьми это бывает вполне стихийно, часто вне контекста остальной их жизни. Здесь же содержание бесед во многом определяется планом работы психотерапевта, тем, какие проблемы обсуждались и предполагается обсуждать в моё отсутствие. Таким образом, беседа в значительной части выявляет моё отношение к тому, что в психотерапевтических целях анализируется и без меня. Но мои доводы в глазах членов группы особо авторитетны - отчасти потому, что я в гораздо более сложной ситуации, чем любой из них (ситуация слепоглухоты), а отчасти в силу продуманности моей позиции, осознанности её на теоретическом уровне. Публика моя нередко оказывалась в положении того мольеровского героя, который был крайне удивлён и обрадован, узнав, что всю жизнь говорил прозой, а не стихами... Подобные откровения обычно вызывают наиболее бурную реакцию, как обнаружение на собственном носу куда-то подевавшихся очков.

Из общения с членами групп семейной логопсихотерапии я сделал для себя вывод, что успех наибольший тогда, когда человек сам за себя начинает отвечать - и за свои отношения с окружающими, и за своё заикание; когда начинает больше верить себе и полагаться на себя, чем на некого волшебника, мага, кудесника, который все его проблемы решит без его участия: заснул с проблемами, проснулся - без. Чем меньше уровень саморефлексии и самоответственности, тем меньше толку. Ибо психологическая сущность логоневроза - комплекс неполноценности. Наверное, упрощаю, но, думаю, не настолько, чтобы высказанные суждения были совсем неверными...

Обобщая, можно говорить о двух психотерапевтических стратегиях. Одна - релаксационная. Человеку, чрезмерно зациклившемуся на своих невзгодах, предлагается расслабиться и "отпустить ситуацию". Другая стратегия - мобилизующая. Стратегия саморефлексии, самоответственности, самоконтроля. Не ищи виноватых, а подойди к своим проблемам по-деловому; перестань орать, что ничего не можешь, - так не бывает, всегда хоть что-нибудь да можешь, в данный момент, вот это и делай. Решай то, что прямо сейчас решаемо, остальное тем временем "дозреет". Не психуй, а просто работай.

Какая из этих двух стратегий лучше? Думаю, что обе. Их можно и нужно сочетать. Напрягать волю там, где от тебя хоть что-то зависит прямо сейчас. И не устраивать истерику по случаю того, что зависит от тебя не всё. Делай, что можешь - авось и больше сможешь, чем сейчас.

Конечно, легко сказать... Но, как заранее оправдываются подростки: "я мало помог, но я буду стараться". Вот и будем стараться - быть самим себе хозяевами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://suvorov.reability.ru/


1. Реферат Анализ кредитоспособности организации
2. Реферат на тему The Harlem Renaissance And Langston Hughes Essay
3. Биография на тему Мадам Лепот
4. Курсовая Принципы оперативно-розыскной деятельности
5. Реферат на тему Paul A Samuelson Essay Research Paper BIG
6. Реферат Использование ВВП. Структура
7. Реферат на тему Кібернетика
8. Реферат КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
9. Реферат на тему Encyclop Dia Americana And Encyclop Dia Britannica
10. Статья на тему Концептуальные подходы к исследованию туризма